Опарина С. И.
2. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, УЧЕТ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
2.1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Опарина Светлана Ивановна, кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой финансового менеджмента и финансового права
Место работы: Московский городской университет Правительства Москвы
Аннотация: в статье рассматривается регламент проведения контрольных мероприятий и перечень процедур при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере. На примере контрольных мероприятий уполномоченного органа исполнительной власти региона, при осуществлении государственного финансового контроля отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в отношении территориальных органов исполнительной власти города Москвы, рассматривается последовательность контрольных процедур. Приводятся типовые нарушения и действия, которые содержат признаки административного правонарушения.
Ключевые слова: контрольные мероприятия, внутренний государственный финансовый контроль, Управа, типовые нарушения, методы контроля в финансово-бюджетной сфере.
FEATURES OF STATE FINANCIAL CONTROL INDIVIDUAL QUESTIONS FINANCIALLY-ECONOMIC ACTIVITIES IN RELATION TO THE TERRITORIAL EXECUTIVE AUTHORITIES OF MOSCOW CITY
Oparina Svetlana I., PhD in economics, Deputy head of Department of financial management and financial law Work place: Moscow city University of Moscow Government, Russia
Annotation: the article discusses the regulations for the control of activities and a listing of procedures for monitoring fiscal operations. For example, the control actions of the authorized body of Executive power of the region, the implementation of state financial control of separate questions of financial and economic activities in relation to the territorial Executive authorities of Moscow city, is considered a sequence of control procedures. Are typical violations and actions that contain signs of administrative offense. Keywords: control activities, the internal public financial control, Administration, standard disorders and methods of control in financial and budget sphere.
В своей деятельности Управа руководствовалась Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом города Москвы, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации города Москвы.
Управа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и бюджетную смету, бланки и печать с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, печать и штампы для служебного пользования, лицевые счета в органах казначейства.
Управа осуществляет в пределах, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы, исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района.
В Москве Управы создаются в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 № 981-ПП «Об образовании территориальных органов исполнительной власти
города Москвы - управ районов», а деятельность осуществляют на основании Положения об управе района города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы».
Управа в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет полномочия в области экономики, финансов, промышленности, науки, поддержки малого и среднего предпринимательства, имущественно-земельных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, рекламного оформления, потребительского рынка и услуг, охраны окружающей среды, в области транспорта, связи и безопасности движения, социальной политики.
В соответствии с пп.2.6.1, 2.6.8, 2.8.9, 2.8.10 Положения об управе района города Москвы, утвержденного постановлени-
ем Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП, на Управу возложены следующие полномочия:
- в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы принимает решения о предоставлении адресной социальной помощи и социально-бытовых услуг гражданам льготной категории и малоимущим гражданам, проживающим на территории района;
- проводит социально значимые, культурно-массовые, праздничные, благотворительные и иные мероприятия, конкурсы в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы;
- содействует реализации инициатив граждан и общественных объединений, развитию обычаев и традиций, организации и проведению праздничных мероприятий.
Структура Управы утверждается главой Управы, согласовывается с префектом административного округа города Москвы и руководителем Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы и состоит из:
- аппарата управления, включающего должность главы Управы и нескольких заместителей;
- отделов по вопросам: жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, торговли и услуг, бухгалтерского учета, организации и проведения конкурсов и аукционов, взаимодействия с населением и организационного отдела. Кроме того, создаются в Управе секторы по вопросам: строительства, имущественно-земельных отношений и транспорта, работы со служебной корреспонденцией, письмами граждан, организации приема населения и материально-технического обеспечения. Функционируют службы: юридическая и по обеспечению режима секретности и мобилизационной подготовке. Работает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
На основании постановлений, распоряжений Правительства Москвы распоряжений Департамента имущества города Москвы, в оперативное управление Управе передаются помещения для реализации полномочий Управы, для размещения аппарата Управы, для размещения опорных пунктов охраны общественного порядка (ОПОП), для организации работы с инвалидами, для организации работы с ветеранами.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 14.04.2003 № 589-РП «Об оформлении имущественных прав территориальным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления города Москвы» Управой с Департаментом имущества города Москвы заключается контракт на право оперативного управления нежилым помещением общей площадью (в том числе предусмотрена кабинетная площадь), находящимся в собственности города Москвы. При проведении контрольных мероприятий фиксируется, сколько приходится площади на одного работника аппарата управления кабинетной площади.
Основная (кабинетная) площадь на одного работника аппарата управления Управы может превышать норматив (10 кв.м), установленный постановлением Правительства Москвы от 13.04.2004 № 226-ПП «Об отдельных нормативах для расчета бюджетных ассигнований на содержание аппарата префектуры административного округа и управы района города Москвы»1.
В соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (редакция от 03.07.2016 № 92, действие до 01.01.2017) права на недвижимое имущество, переданное в оперативное управление Управе, зарегистриро-
ваны в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании Требования регионального контрольного органа (в Москве - Главконтроля) о проведении контрольного осмотра помещений, находящихся в оперативном управлении Управы, сотрудниками Управы, в присутствии представителей Главного контрольного управления города Москвы производится осмотр нежилых помещений, переданных Управе по контрактам на право оперативного управления.
В ходе осмотра необходимо убедиться, что помещения для размещения аппарата Управы для размещения опорных пунктов охраны общественного порядка; для организации работы с ветеранами используются по целевому назначению, входы в помещения оборудованы вывесками с наименованием организаций, расположение помещений и их характеристики соответствуют поэтажным планам.
Для оформления результатов проверки Помещения общей площадью в том числе: для реализации полномочий Управы и организации работы с инвалидами оформляется рабочий документ контролера (РД -1), основанием для его составления является Акт осмотра помещений, который прикладывается к общему настоящему акту проверки.
Таблица 1
РД-1
Адрес Площадь помещения, кв.м Использование помещений Примечание Безвозмездные договоры в обоснование использования нежилых помещений (заключены Управой с организациями, использующими помещения)
Помещения, выделенные для реализации полномочий Управы
Входы в помещения оборудованы вывесками с наименованием организаций, расположение помещений и их характеристики соответствуют поэтажным планам.
Итого
Помещения для организации работы с инвалидами
Входы в помещения оборудованы вывесками с наименованием организаций, расположение помещений и их характеристики соответствуют поэтажным планам
Итого
1 Нормы действуют до 01.11.2016 года в связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Москвы от 01.11.2016 № 718-ПП (вступили в силу с 1 ноября 2016 года).
Необходимо отметить согласованность передачи нежилых помещений указанным в РД- 1 организациям с Департаментом городского имущества города Москвы.
Согласно контрактов на право оперативного управления нежилым фондом, как правило, Управа не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, в частности производить безвозмездные передачи другому лицу.
Если в нарушение п.3.2.1.8 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540-ПП, Управой все же переданы помещения в пользование третьим лицам, без предварительного письменного согласия Департамента городского имущества города Москвы. То необходимы пояснения главы Управы,
которые будут приложением к акту проверки. Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.35 КоАП РФ.
Далее необходимо выполнить контрольное мероприятие по проверки источников и объемов финансирования, объемов использованных средств
В соответствии с п.4.4 приложения 2 «Положение об управе района города Москвы» к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП финансирование расходов на содержание Управы осуществлялось за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на функционирование исполнительных органов государственной власти.
В проверенном периоде источниками финансирования деятельности Управы являлись средства городского бюджета.
Согласно Отчетам об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503127), выпискам с лицевого счета получателя средств бюджета фиксируется общий объем лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО), выделенных Управе на проверяемый период, фиксируется кассовое исполнение за проверяемый период (календарные года).
Информация об источниках, объемах финансирования и кассовых расходах Управы согласно выпискам с лицевого счета должны быть представлены в рабочем документе контролера РД-2.
Таблица 2
Рабочий документ контролера (РД-2) Источники, объемы финансирования и кассовые расходы Управы
Источники финансирования (раздел/подраздел, наименование статьи расходов (целевая статья)) По годам за проверяемый период
ЛБО Кассовые расходы
Всего расходы бюджета города Москвы
Содержание управы - территориального органа исполнительной власти, в том числе:
содержание Управы (ЦС 31 Б 0105, раздел 0113), в том числе:
заработная плата 211 КОСГУ
ГП «Информационный город» на 2012-2018гг.
организация эксплуатации информационных систем и ресурсов органов исполнительной власти города Москвы (ЦС 12 В 0400, раздел 0113)
Мероприятия по социально-экономическому развитию района, в том числе:
реализация ГП города Москвы, в том числе:
ГП «Развитие транспортной системы» на 2012-2016
годы»
субсидии ГБУ «Жилищник районана содержание и проведение капитального ремонта объектов дорожного хозяйства (ЦС 01Д0581, 05081, 0583, раздел 0503)
ГП «Развитие образования города Москвы («Столич-
ное образование») на 2012-2018 годы
субсидии ГБУ «Жилищник района(ЦС 03 А 0208100, раздел 0702)
ГП «Жилище» на 2012-2018 гг.
расходы Управы
расходы на стимулирование участия управ районов города Москвы в работе по обеспечению поступления отдельных видов доходов в бюджет города Москвы (ЦС 05 Д 0801, 05 Д 0802, 0800000, раздел 0501, 0503)
реализация дополнительных мероприятий по социально-экономическому развитию районов города Москвы (ЦС 05 Д 0701, 0700000, разделы 0501, 0503, 1004,1003, 0804)
субсидии ГБУ «Жилищник района на:
выполнение работ по содержанию и благоустройству дворовых территорий (ЦС 05 Д 0181,0182, 0281, 01081 раздел 0503)
подключение быстровозводимых модульных конструкций (ЦС 05 Д 0189, раздел 0503)
выполнение работ в сфере капитального ремонта МКД (ЦС 05 В 0181, раздел 0501)
выполнение государственных работ по эксплуатации жилищного фонда (ЦС 05 Д 0481, 04081, раздел 0501)
содержание, текущий ремонт и отопление общего имущества МКД в доле нераспределенных жилых и нежилых помещений (ЦС 05 Г 0681, раздел 0501)
ГП «Спорт Москвы» на 2012-2018 гг.
субсидии ГБУ «ФДЦ Бригантина» (ЦС10 А 0304, 0381, 0382, 0308100, раздел 1102)
ГП «Социальная поддержка жителей города Москвы
на 2012-2018 гг.»
мероприятия по социальной интеграции и формированию безбарьерной среды для инвалидов (ЦС 04 В 0604, 0600400, раздел 1003)
ГП «Развитие коммунально-инженерной инфраструк-
туры и энергосбережение на 2012-2018 гг.»
мероприятия по обращению бесхозяйного транспортного средства в собственность города Москвы (ЦС 06 Л 0801, раздел 0503)
субсидии ГБУ «Жилищник района(ЦС 06 Б 1100000, раздел 0502)
ГП «Безопасный город» на 2012-2018 гг.
участие города Москвы в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности (ЦС 17 А 0200, раздел 0314)
ГП «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-
2018 гг.»
содержание катков - оплата за 2012 год (ЦС 13 Б 0301, раздел 0503)
предоставление субсидий ГБУ «Жилищник района(ЦС 13 Б 0301, 0308100, 0308200, раздел 0503)
ГП «Культура Москвы на 2012-2018 гг.»
осуществление досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства (ЦС 09 Г 0703, раздел 0804)
субсидии ГБУ Досуг (ЦС 09 Г 0781, 0782, 0708100, раздел 0804)
прочие непрограммные направления деятельности органов государственной власти
непрограммные направления деятельности (ЦС 35 Е разделы 0101..02, 07, 0113, 0314, 0412, 0502,03, 0709, 0804, 1003..06, 1204), в том числе:
расходы Управы
субсидии ГБУ «Жилищник района»
Далее необходимо определить какова доля финансирования за проверяемый период приходилась на мероприятия по социально-экономическому развитию района и сколько это составило от годового объема финансирования, в том числе на реализацию государственных программ города Москвы и прочие непрограммные направления деятельности. Можно определить долю финансирования содержания Управы от годового объема финансирования.
Согласно отчетам об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503127) по состоянию на первое января и выписки с лицевого счета получателя бюджетных средств от 30.12.20ХХ необходимо определить куда были израсходованы бюджетные средства, выделенные Управе. Например, в Москве за 2016 год средства
могли быть использованы содержание Управы, реализацию государственных программ: «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы» «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») «Жилище» на 2012-2018 гг.; в рамках реализации «Дополнительных мероприятий по социально-экономическому развитию районов города Москвы» в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.09.2012 № 484-ПП ; «Спорт Москвы» на 2012-2018 гг.; «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 гг.», «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение на 2012-2018 гг.»; «Безопасный город» на 2012-2018 гг.; «Развитие индустрии отдыха и туризма на 20122018 гг.»; «Культура Москвы на 2012-2018 гг.» - осуществление досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства; прочие непрограммные направления деятельности органов государственной власти.
Далее осуществляется проверка целевого и эффективного использование бюджетных средств, выделенных на содержание Управы. В соответствии с п.4.3.6 Положения об управе района города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП (в ред. от 02.05.2017), штатные расписания утверждаются главой Управы, согласовываются с префектом АО города Москвы и руководителем Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы в пределах установленного Правительством Москвы фонда оплаты труда (далее по тексту настоящего акта проверки - ФОТ) и численности работников в пределах, установленных постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 № 99-ПП «О предельной численности и фонде оплаты труда государственных гражданских служащих города Москвы и работников органов исполнительной власти города Москвы и Аппарата Мэра и Правительства Москвы»:
В нарушение п.3.1 приложения 5 к постановлению Правительства Москвы от 03.12.2002 № 981-ПП может быть превышено количество государственных служащих по группам должностей в штатном расписании Управы
Превышение количества государственных служащих по группам должностей в штатном расписании Управы может привести к завышению месячного ФОТ по должностным окладам.
Наименования должностей гражданской службы и их классификации по категориям и группам должна соответствовать Реестру должностей государственной гражданской службы города Москвы, утвержденному Указом Мэра Москвы от 31.03.2005 № 20-УМ «О Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы».
Данные о фактической и среднесписочной численности работников Управы, вакантных ставках согласно отчетам о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ (форма 14 по ОКУД 0503074) по состоянию на первое число календарного года проверяемого периода необходимо представить в рабочем документе котролера в таблице 4.
Таблица 4
Анализ фактической и среднесписочной численности работников Управы (РД-1)_
Показатели 01.01.201Х 01.01.201У 01.01.201Z
Фактически замещено должностей, в том числе:
должности государственной гражданской службы
должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы
МОП
Среднесписочная численность за отчетный период, в том числе:
должности государственной гражданской службы
должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы
МОП
Вакантные ставки, в том числе:
должности государственной гражданской службы
должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы
МОП
По должностям государственных гражданских служащих города Москвы ФОТ формировался в соответствии со ст.40 Закона города Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы», Указами Мэра Москвы от 10.11.2006 № 59-УМ «О переходе на новую систему выплаты денежного содержания государственных гражданских служащих города Москвы» (п. 7), от 29.10.2008 № 87-УМ «Об окладах месячного денежного содержания государственных гражданских служащих города Москвы» и от 10.02.2006 № 10-УМ «Об отдельных государственных гарантиях».
Фонд оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям государственной службы города Москвы, и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности Управы, формируется в соответствии с п.4 постановления Правительства Москвы от 03.09.2002 № 715-ПП «Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям государственной службы города Москвы».
Управой должно быть разработано и утверждено главой Управы Положение о порядке оплаты профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Управы (далее по тексту акта - Положение о порядке оплаты). Положение о порядке выплаты премий и установлении надбавок за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Управы, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям государственной службы города Москвы, должно быть утверждено главой Управы.
Выборочной проверкой необходимо проконтролировать расходование бюджетных средств на оплату труда Управы.
Опарина С. И.
Проверкой правильности начисления и выплат должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы, за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, окладов в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы работникам Управы в проверяемом периоде могут быть установлены недоплаты и переплаты.
Например: не правильно исчислена ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы и ежемесячное денежное поощрение, переплаты за неотработанные согласно табелю учета рабочего времени, денежное содержание, включающее выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, правильности начисления надбавок к должностным окладам работникам Управы, допущенным к государственной тайны,_переплаты и недоплаты компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки
Проверкой правильности начисления и выплаты материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску работникам Управы, правильности выплаты компенсации за медицинское обслуживание, начисления премий работникам Управы могут быть установлены недоплаты и переплаты. Переплаты расцениваются как нецелевое использование бюджетных средств.
Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
В нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в первичном учетном документе «Табель учета использования рабочего времени» (форма по ОКУД 0504421), форма которого утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52-н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», могут отсутствовать записи о работниках, их назначении, увольнении, нахождения в отпуске. Указанные замечания в оформлении Табелей учета использования рабочего времени могут не отразиться на правильности начисления и оплаты труда работникам, поскольку начисления производятся также и в соответствии с приказами главы Управы.
Далее проверяется целевое и эффективное использование бюджетных средств направленных на оплату услуг связи. Управой заключаются, как правило, договора ОАО «МГТС», ФГУП «Почта России», ПАО «МГТС», ГБУ «ФХУ Мэрии Москвы». Проверяются договора и суммы на фактически оказанные услуги связи за проверяемый период по ежемесячно выставленным счетам и актам об оказанных услугах за услуги местной телефонной связи.
Аналогично проверяется целевое и эффективное использование бюджетных средств направленных на оплату транспортных услуг. Если при проверке своевременности внесения информации в систему ЕАИСТ установлено, что в нарушение ч.3 ст.103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информация о контракте направлена в Федеральное казначейство позже установленного срока (3 рабочих дня), то данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Следующим шагом является проверка целевого и эффективного использование бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию района.
Проверка соблюдения порядка и условий предоставления бюджетных субсидий оформляется рабочим документом контролера, например, информация по освоение средств Управой приводится в рабочем документе контролнра, представленного в таблице 8.
Таблица 8
Проверка соблюдения порядка и условий предоставления
бюджетных субсидий (РД-3)
Наименование 201Х год 201У год 20И год За 201Х -20И гг.
Средства, освоенные Управой, в том числе:
содержание Управы
мероприятия в рамках выполнения Государственных программ
внепрограммные мероприятия
Субсидии бюджетным учреждениям, в том числе:
ГБУ «Жилищник района, из них:
мероприятия в рамках выполнения Государственных программ
внепрограммные мероприятия
ГБУ «досуговый центр», из них:
мероприятия в рамках выполнения Государственных программ
Всего
Далее необходимо провести выборочную проверку использования бюджетных средств префектуры административного округа города Москвы выделенных на реализацию программ социально-экономического развития района и мероприятий городских целевых программ.
Реализация мероприятий по социально-экономическому развитию района должна согласовываться с решениями Совета депутатов муниципального округа.
Государственная программа города Москвы Выделенные бюджетные ассигнования в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 26.12.2012 № 849-ПП «О стимулировании управ районов города Москвы» и от 13.09.2012 № 484-ПП «О дополнительных мероприятиях по социально-экономическому развитию районов города Москвы» направлены Управой на реализацию мероприятий по благоустройству территорий района , созданию условий для доступа маломобильных групп населения к объектам городской среды и беспрепятственного передвижения этих групп населения, мероприятия, реализуемые по инициативе жителей, проживающих в районе.
«Жилище» на 2012-2018
годы (ЦС 05 Д 0701,
0700000, ЦС 05 Д 0801, 05 Д0802, 0800000)
Государственная программа города Москвы Выделенные бюджетные ассигнования по данной программе направлены Управой на реализацию мероприятий на осуществление досуговой и социально-воспитательной работы с населением.
«Культура Москвы на
2012-2018 гг.» ЦС 09 Г
Далее проверяется использование бюджетных средств и средств префектуры конкретного административного округа города Москвы, выделенных на реализацию программ социально-экономического развития района.
На данном этапе могут быть выявлены нарушения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», то есть, отнесены расходы по оплате невыполненных работ, выявленных контрольными обмерами.
А значит, в разделе 2 «Расходы бюджета» отчета «Об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, полу-
чателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф.05031127) за отчетный год по коду стр.200 «Расходы бюджета» в графах 6 и 9 могут быть отражены недостоверные данные. Данные действия содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.15.6. КоАП РФ.
В заключении отметим типовые нарушения:
I. Нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правонарушения, условий контрактов и соглашений на предоставление субсидий:
1. Неправомерное расходование средств бюджета города Москвы в результате оплаты документально не подтвержденных работ и несоблюдения условий контрактов в части изменения при исполнении их условий в одностороннем порядке.
2. Неправомерное расходование средств бюджета города Москвы в результате оплаты невыполненных объемов работ в нарушение статьи 162, части 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.7.32 КоАП РФ.
3. Неправомерное расходование средств бюджета города Москвы на общую сумму в нарушение статьи 162, части 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по результатам контрольного обмера скрытых работ, анализа проб. Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.7.32 КоАП РФ.
4. Нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму в том числе в результате:
- оплаты коммунальных услуг за помещение, находящееся в пользовании других организаций;
- выдачи билетов на социально-культурные мероприятия, не относящимся к социально незащищенным;
- переплаты должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу, компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки, материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, премий;
- выдачи жителям района продовольственных наборов без подтверждения льготной категории.
Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
5. Искажение бюджетной отчетности - Отчетов об исполнении бюджета по форме по ОКУД 0503127 по состоянию на 01.01.201Х.
Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ (стр.34, 42, 56, 65, 73, 76).
6. В нарушение п.3.1 приложения 5 к постановлению Правительства Москвы от 03.12.2002 № 981-ПП превышено нормативное количество государственных служащих по группам должностей, что привело к завышению месячного ФОТ по должностным окладам.
7. Недоплаты должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу, компенсаций за неиспользованные санаторно-курортные путевки, материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску, премий.
8. Невыплата компенсации за медицинское обслуживание в сумме.
9. В нарушение условий соглашений на предоставление субсидий из бюджета города Москвы Управой не соблюден график перечисления субсидий в адрес подведомственных учреждений в проверяемом периоде.
Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.5 КоАП РФ.
II. Нарушения законодательства в сфере закупок.
1. В нарушение п.6 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, п.5.1.6 Положения о системе закупок города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от
24.02.2012 № 67-ПП, и п.5.1.5, 5.2.4, 5.2.6, 7.4, 7.5 контракта от 28.04.2015 № В0В-К/2015-1 Управой не начислена неустойка за период просрочки исполнения обязательств по контракту.
2. В нарушение ч.3 ст.103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информация о контрактах: направлена в Федеральное казначейство позже установленного срока (3 рабочих дня);
Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
3. В нарушение п.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в ходе исполнения контрактов при исполнении контрактов изменены их условия в одностороннем порядке.
Данные действия содержат признаки административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.7.32 КоАП РФ (стр. 31, 33, 40).
4. В нарушение п.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ, в ходе исполнения контрактов изменены условия контрактов в части изменения объемов и видов работ.
Данные действия содержат признаки административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.
5. В нарушение ст.31, 32, 66, 67 Федерального закона от
05.04.2013 № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок признана надлежащей и соответствующей требованиям документации в то время, как участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке.
III. Факты нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы, являющихся причинами и условиями нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
1. В несоблюдение положения об управе района города Москвы, Управой не производится информирование населения об оказании социально-культурных услуг на безвозмездной основе.
2. В нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ в первичном учетном документе «Табель учета использования рабочего времени» (форма по ОКУД 0504421) несвоевременно вносились данные в табели учета рабочего времени.
3. В нарушение п.3.2.1.8 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540-ПП Управой переданы помещения в пользование третьим лицам, без предварительного письменного согласия Департамента городского имущества города Москвы.
Данные действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.35 КоАП РФ (стр.9).
4. Основная (кабинетная) площадь на одного работника аппарата управления Управы превышает норматив (10 кв.м), установленный постановлением Правительства Москвы от 13.04.2004 № 226-ПП «О нормативах для расчета ассигнований на содержание аппарата префектуры административного округа и управы» на 5,8 кв. метра.
5. Выявлена недостача основных средств.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,89%.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации - [электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП (ред. от 02.05.2017) «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» (вместе с «Положением о префектуре административного округа города Москвы», «Положением об управе района города Москвы», «Перечнем управ районов города Москвы»)- [электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
3. Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142) - [электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
4. Опарина С.И., Кришталева Т.И., Гурко А.И., Бюджетный учет и отчетность В 2 Ч., Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Опариной Светланы Ивановны «Особенности государственного финансового контроля отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в отношении территориальных органов исполнительной власти города Москвы» В статье рассматривается регламент проведения контрольных мероприятий и перечень процедур при осуществлении контроля в финансово-бюджетной сфере. На примере контрольных мероприятий уполномоченного органа исполнительной власти региона, при осуществлении государственного финансового контроля отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в отношении территориальных органов исполнительной власти города Москвы, рассматривается последовательность контрольных процедур. Приводятся типовые нарушения и действия, которые содержат признаки административного правонарушения.
В статье рассматривается необходимость организации соответствующих контрольных процедур финансово-хозяйственной деятельности Управ, так как проверку следует считать результативной, если по ее итогам достигнута адекватная, то есть соответствующая действительности и полученная с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами регионального субъекта города Москвы требований к организации и проведению проверки.
Так как, при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий органы государственного контроля принимают меры по пресечению выявленных нарушений и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также применяют меры административной ответственности, в статье приводятся нарушения, которые содержат признаки административного правонарушения, приводятся соответствующие статьи КоАП РФ.
На основе проведенного исследования автор предлагает конкретные контрольные процедуры в отношении территориальных органов исполнительной власти города Москвы, которые позволят повысить эффективность работы региональных контрольных органов, так как эффективность государственного финансового контроля показывает соотношение достигнутых результатов проверки и задействованных при проведении проверки трудовых, материальных и финансовых ресурсов органа государственного контроля.
Предлагаемая статья может лечь в основу контрольных мероприятий, проводимых региональными органами государственного внутреннего финансово-бюджетного контроля.
Рецензент, д-р экон. наук
С.Ю. Попков