Научная статья на тему 'Развитие системы внутреннего контроля образовательных организаций в сфере среднего специального образования'

Развитие системы внутреннего контроля образовательных организаций в сфере среднего специального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУБСИДИЯ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / РИСК / SECONDARY SPECIAL EDUCATION / SUBSIDY / SYSTEM OF INTERNAL CONTROL / CONTROL / STATE JOB / RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Выжитович Александр Михайлович

Повышение эффективности внутреннего контроля в образовательных учреждениях при использовании субсидий одна из главных целей государственной бюджетной политики. Относительно учреждений среднего специального образования комплексное изучение теоретических и практических проблем организации системы внутреннего контроля представлено недостаточно с учетом современных особенностей их деятельности, существует потребность в совершенствовании методологии внутреннего контроля учреждений среднего специального образования. В статье исследуется система внутреннего контроля одной из образовательных организаций в Новосибирской области, готовящей кадры для аграрного сектора. Изучены теоретические основы внутреннего контроля, выявлены особенности контроля с позиции финансирования деятельности за счет субсидий, уточнены отдельные проблемы по функционированию внутреннего контроля, рассмотрены предложения по развитию действующей системы внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Выжитович Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE AREA OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION

Improving the effectiveness of internal control in educational institutions in the use of grants is one of the main objectives of State fiscal policy. Regarding post-secondary institutions a comprehensive study of theoretical and practical problems of organization of the system of internal control is presented is insufficient given modern characteristics of their activities, there is the need for improving internal control methodology of institutions of secondary vocational education. The article deals with the internal control system of one of the educational institutions in the Novosibirsk region, preparing personnel for the agricultural sector. Studied theoretical framework of internal control, monitoring features identified from a position of financing activities through subsidies, clarified some issues on the functioning of the internal controls, reviewed proposals for the development of the existing system of internal control.

Текст научной работы на тему «Развитие системы внутреннего контроля образовательных организаций в сфере среднего специального образования»

финансы, бухгалтерский учет и анализ

DOI: 10.34020/2073-6495-2019-2-127-142 УДК 336.61

развитие системы внутреннего контроля образовательных организаций в сфере среднего специального образования

Выжитович А.м.

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: vam_70@mail.ru

Повышение эффективности внутреннего контроля в образовательных учреждениях при использовании субсидий одна из главных целей государственной бюджетной политики. Относительно учреждений среднего специального образования комплексное изучение теоретических и практических проблем организации системы внутреннего контроля представлено недостаточно с учетом современных особенностей их деятельности, существует потребность в совершенствовании методологии внутреннего контроля учреждений среднего специального образования. В статье исследуется система внутреннего контроля одной из образовательных организаций в Новосибирской области, готовящей кадры для аграрного сектора. Изучены теоретические основы внутреннего контроля, выявлены особенности контроля с позиции финансирования деятельности за счет субсидий, уточнены отдельные проблемы по функционированию внутреннего контроля, рассмотрены предложения по развитию действующей системы внутреннего контроля.

Ключевые слова: среднее специальное образование, субсидия, система внутреннего контроля, контроль, государственное задание, риск.

deyelopment of the internal control system

of educational organizations in the area of secondary special education

vyzhitovich A.M.

Siberian Institute of Management - a Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation E-mail: vam_70@mail.ru

Improving the effectiveness of internal control in educational institutions in the use of grants is one of the main objectives of State fiscal policy. Regarding post-secondary institutions a comprehensive study of theoretical and practical problems of organization of the system of internal control is presented is insufficient given modern characteristics

© Выжитович А.М., 2019

of their activities, there is the need for improving internal control methodology of institutions of secondary vocational education. The article deals with the internal control system of one of the educational institutions in the Novosibirsk region, preparing personnel for the agricultural sector. Studied theoretical framework of internal control, monitoring features identified from a position of financing activities through subsidies, clarified some issues on the functioning of the internal controls, reviewed proposals for the development of the existing system of internal control.

Keywords: secondary special education, subsidy, the system of internal control, control, state job, risk.

Вопросы системного подхода к внутреннему контролю и управлению рисками в образовательных учреждениях широко рассмотрены в научной литературе.

Внутренний контроль играет важнейшую роль в деятельности организации, поскольку от эффективности его осуществления напрямую зависит финансовая устойчивость и перспективы ее развития.

Внутренний контроль в образовательной организации должен обеспечивать, с одной стороны, объективность оценки результатов деятельности, а с другой - обеспечивать решение комплекса поставленных перед организацией задач.

Изучение развития внутреннего контроля проводилось Т.И. Логвиновой и Е.Ю. Дьяченко, которыми показана необходимость выполнения различных задач, включая контроль за полнотой выполнения объема и качеством государственного задания, контроль за своевременностью и полнотой учета фактических доходов и расходов по источникам бюджетного финансирования, контроль за целевым использованием бюджетных средств по видам финансового обеспечения [8].

Ряд проблем, касающихся внедрения внутреннего контроля в высшие учебные заведения, выделены К.Ю. Бурцевой, а именно недостаток рекомендаций на законодательном уровне, выбор оптимального способа организации системы внутреннего контроля, проведение эффективного мониторинга системы внутреннего контроля с целью выявления слабых сторон для дальнейшего их устранения. Отмечено, что вопрос организации внутреннего контроля в вузе требует дальнейшего изучения, а также разработки дополнительных стандартов, в которых будут указаны органы контроля, объекты контроля, методы и формы его проведения и мониторинга [1].

Основные направления модернизации внутреннего финансового контроля, способствующие повышению качества управления государственными закупками в вузовской сфере, изучены Н.Г Гаджиевым, Х.Г Ахмедовой и М.Н. Гаджиевым [3].

Изучение особенностей применения карт внутреннего финансового контроля проводилось в работе Т.Е. Гварлиани, С.А. Томских и М.С. Оборина, которыми сделан вывод о том, что установление современной нормативной правовой базы с целью организации и осуществления эффективного внутреннего финансового контроля (аудита) позволит обеспечить безопасность, эффективность, законность финансовой деятельности государственных образовательных организаций [4].

Организационные основы внутрихозяйственного финансового контроля, принципы внутрихозяйственного контроля в вузе представлены в публикации О.И. Карепиной и С.Н. Меликсетян, сделаны выводы относительно перспектив развития внутреннего государственного финансового контроля посредством решения общих методических проблем функциональной деятельности вузов, в том числе путем детализации отдельных статей Бюджетного кодекса РФ касательно основ внутреннего государственного финансового контроля [6].

Компоненты процесса управления рисками автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования раскрыты в работе Н.Б. Катиновой, которые отражают способность рассматривать управление рисками в полной мере для достижения поставленных целей. При этом относительно средств контроля дано пояснение, что процедуры разрабатываются и устанавливаются в целях обеспечения разумной гарантии того, что реагирование на возникающий риск своевременно и эффективно [7].

Анализ научных публикаций за последние 5 лет показал, что степень разработанности методологии внутреннего контроля учреждений среднего специального образования в литературе и нормативных документах недостаточна. Методические рекомендации на нормативном уровне отсутствуют для данной сферы деятельности. В научной литературе развитию системы внутреннего контроля данных организаций и аспектам контроля за субсидиями уделяется недостаточно внимания. Информация о применении ранее таких методов, как swot-анализ, чек-лист, тестирование процессов в системе контроля, автору неизвестна.

Существующие изменения в нормативной базе показывают тренд усиления требований к документальному оформлению государственных субсидий и мер ответственности за нарушения по целевому и эффективному их использованию.

В связи с этим нарастает актуальность разработки подходов по совершенствованию системы внутреннего контроля организации среднего специального образования, использующей субсидии из регионального бюджета.

В качестве объекта исследования выбрана одна из образовательных организаций в Новосибирской области - межрайонный аграрный лицей.

Исследование проводилось Н.И. Меренковой при научном руководстве автора статьи. Уточнение возможностей по подходам к развитию системы внутреннего контроля, анализу процессов контроля, выбор методов, поиск возможных решений выявленных проблем выполнялось совместно.

Субсидии образовательным учреждениям рассмотрены как финансовая помощь государства в пределах ассигнований из бюджета. Эти средства предусматриваются на год и базируются на лимитах в соответствии с бюджетными обязательствами [9].

Немаловажную роль играют вопросы внутреннего контроля за налогообложением в образовательных учреждениях. Е.Б. Дуплинская и Д.А. Черненко считают, что основное налоговое бремя для образовательных учреждений - налог на имущество организаций и обязательные взносы во внебюджетные фонды [5]. По мнению автора, возникают также и

обязательства по уплате налога на прибыль в отдельных ситуациях, предусмотренных Налоговым кодексом. В этой связи возникает необходимость предусматривать в системе внутреннего контроля задачи контроля за выполнением налоговых обязательств.

Основными особенностями работы с субсидиями в образовательной организации являются бюджетный характер денежных средств с соблюдением принципа софинансирования, конкретный целевой характер финансирования, безвозмездность при условии целевого и эффективного использования.

Подходы с точки зрения детализации контроля за субсидиями определяет каждая организация самостоятельно с учетом специфики образовательных услуг, кадровой политики, детализации расходов.

Внутренний контроль субсидий направлен на достижение следующих целей:

- оценку использования субсидий для достижения эффективности деятельности и повышения качества финансового положения;

- установление соответствия фактических (отчетных) показателей государственных заданий плановым;

- выявление причин выявленных отклонений и их устранение;

- профилактика возможных нарушений и отклонений и содействие в их исправлении/сокращении;

- определение соответствия фактических качественных показателей, выполненных в рамках государственного задания, требованиям, установленным нормативно-правовыми актами;

- достижение эффективности использования имущества;

- соблюдение целевого использования полученных субсидий.

Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов

появились после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)». Форма проверочного листа не утверждена этим документом, она может быть разработана под текущие потребности. Его обязательное содержание регламентировано и должно включать указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа.

В некоторые акты Правительства РФ были внесены изменения, устанавливающие обязанность должностных лиц при проведении плановых проверок использовать проверочные листы и прописывающие механизм их использования. Изменениями определено, что предмет плановых проверок ограничен только вопросами, содержащимися в форме проверочного листа. Проверочные листы могут применяться только при проведении плановых проверок.

Примеры чек-листов размещены на портале «Контрольно-надзорная деятельность»1.

1 http://контроль-надзор.рф/expHbrary/?showГО=87 (дата обращения: 24.02.2019).

По данным справочной системы КонсультантПлюс, сайта Минобрнауки России, Рособрнадзора РФ2, Министерства образования Новосибирской области по контекстному поиску не найдено информации относительно применения чек-листов при проведении проверок образовательных организаций, их применении для внутренних целей образовательных организаций.

На сайте Министерства образования Новосибирской области размещены материалы по общим вопросам безопасности с точки зрения вопросов по противодействию терроризму и экстремизму, пожарной и транспортной безопасности, охране труда, гражданской и обороне и т.д.

Учитывая, что образовательные организации являются объектами контроля по вопросам, по которым разработаны чек-листы, они могут применяться как методические материалы для совершенствования документов в сфере методологии внутреннего контроля.

В деловой практике корпоративной сферы деятельности такие чек-листы активно используются в рамках системы внутреннего контроля, однако в образовательных учреждениях бюджетной сферы они еще не получили масштабного применения. По мнению автора, имеется существенный потенциал полезности их внедрения в практику, в том числе для проверки использования субсидий.

Концепция3 долгосрочной государственной программы Новосибирской области «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2015-2020 годы» определяет основные цели и задачи в сфере развития начального и среднего профессионального образования и трудовых ресурсов Новосибирской области, механизмы достижения целей и целевые индикаторы, которыми будет измеряться эффективность развития системы профессионального образования.

Целью является обеспечение высокого качества образования в системе подведомственных Минобразования Новосибирской области профессиональных образовательных организаций в соответствии с перспективными задачами социально-экономического развития Новосибирской области.

Для этого потребуется решить несколько задач, включая задачи по совершенствованию моделей управления профессиональных образовательных организаций.

К основным рискам реализации Программы относятся финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы, в том числе за счет средств областного бюджета, профессиональных образовательных организаций, работодателей.

По мнению автора, развитие систем управления возможно на основе изменений в системах внутреннего контроля самих профессиональных образовательных организаций. Этому может способствовать деятельность как самих контрольно-надзорных органов, так и собственная инициатива организаций.

2 http://obrnadzor.gov.ru (дата обращения: 24.02.2019).

3 Постановление Правительства Новосибирской области от 06.09.2013 N 380-п (ред. от 25.09.2018) «Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2015-2020 годы"».

На примере межрайонного аграрного лицея рассмотрены отдельные показатели финансирования из областного бюджета.

Общий объем бюджетных ассигнований по субсидиям, предусмотренных из областного бюджета по состоянию на 31 декабря 2014 г., составил 5 596 148,80 руб. Согласно кассовому исполнению субсидии профинансированы в размере 5 596 148,80 руб. По состоянию на 31 декабря 2015 г. составил 2 595 825,29 руб., согласно кассовому исполнению субсидии профинансированы в размере 2 595 825,29 руб. По состоянию на 31 декабря 2016 г. составил 1 495 733,50 руб., согласно кассовому исполнению субсидии профинансированы в размере 1 495 733,50 руб.

По итогам 2014-2016 гг. из областного бюджета было предоставлено 11 субсидий.

В 2016 г. по сравнению с 2014 г. общий размер бюджетных ассигнований был незначительно сокращен на 5 802 315,30 руб. (23 %), субсидии на выполнение государственного задания уменьшились на 1 701 900 руб. (7 %).

Наибольшее количество субсидий предоставлялось на основе государственного задания в рамках следующих госпрограмм: Субсидия на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы» - 7 субсидий.

Государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) [10].

Выполнение государственного задания государственным бюджетным или государственным автономным учреждением Новосибирской области обеспечивается путем получения субсидии из областного бюджета в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения.

Выдача субсидии осуществляется после подписания соглашения о предоставлении субсидии государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Новосибирской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).

Описание всего процесса необходимо для уточнения каких-то свойств, особенностей процессов, для которых будет сформулирована специфика контроля, контрольных процедур для сферы среднего специального образования.

В организации применяется риск - ориентированный подход, который обозначен в организации через локальные акты по основной деятельности (приказ), где утверждена таблица «Уровни риска». Он во внутреннем контроле определяет виды рисков, классифицирует, оценивает их, а также устанавливает их влияние на конечные цели. Основные усилия контролера смещаются с выявления уже причиненного вреда и наказания виновных на предотвращение причинения вреда, обеспечение информированности и компетентности подконтрольных субъектов. Выявленные внешними экспертами нарушения в организации поменяли характер проверок: повышенный контроль по отношению к нарушителям и пониженный контроль (вплоть до его отсутствия) деятельности добросовестных лиц.

При выявлении рисков администрация лицея принимает решения по управлению ими, в том числе путем организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля, создания необходимой контрольной среды. Метод «Светофор» не использовался.

Автором было предложено использование данного метода, в результате чего в организации был проведен анализ и подготовлена таблица с представлением процессов деятельности и их содержания в зависимости от уровня риска (табл. 1) на основе общих подходов. Благодаря этому появляется возможность увидеть «проблемные зоны», где потребуется усиление контроля за надежностью использования бюджетных средств и осуществлением меры при нецелевом использовании бюджетных средств.

Таблица 1

уровень риска

Процессы деятельности Область низкого приемлемого риска Область среднего приемлемого риска Область недопустимого (чрезмерного) риска

1 2 3 4

Управление образовательным учреждением Несвоевременная корректировка бюджета Неэффективное использование бюджетных средств Нецелевое использование бюджетных средств

Материально- техническое обеспечение Несовершенство учебно-подготовительной базы Использование устаревшей учебно-подготовительной базы Отсутствие возможностей использования устаревшей учебно-подготовительной базы

Финансирование Недостаток части бюджетного финансирования Недостаточное финансирование деятельности Отсутствие финансирования в целом

Бухгалтерская отчетность Допущение неточностей технического характера Расхождения в бухгалтерской отчетности Отсутствие бухгалтерской отчетности

Организация учебного процесса Неукомплектованность группы очередного набора Недостаточный набор (количество) студентов 1-го курса Отсутствие набора студентов

Предупредительные меры включают контроль возможного повышения уровня, проведение мероприятий для перевода риска в категорию низкого или среднего приемлемого риска.

Результаты применения табл. 1 на примере лицея показали следующее. К управлению образовательным учреждением можно отнести несвоевременную корректировку бюджета, так как неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств не наблюдалось в организации. К материально-техническому обеспечению можно отнести использование устаревшей учебно-подготовительной базы. Следует отметить недостаточное финансирование деятельности. В бухгалтерской отчетности возможно допущение неточностей технического характера. В организации учебного процесса была неукомплектованность группы очередного набора. Проанализировав табл. 1 относительно лицея, можно сделать вывод об отсутствии информации в столбце 4.

В отношении лицея применен метод SWOT-анализа для уточнения особенностей внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон организации, имеющихся возможностях и угрозах. Анализ научных публикаций за последние 5 лет по системе eLIBRARY.RU показал отсутствие материалов о применении метода SWOT-анализа применительно к образовательному учреждению среднего специального образования.

Преимущества и недостатки изучаемой системы, возможности и угрозы внешней среды для межрайонного аграрного лицея проанализированы и оценены с применением метода SWOT-анализа (табл. 2).

Метод SWOT-анализа позволяет выявить основные преимущества и недостатки, возможности и угрозы внешней и внутренней среды для организации. Рассмотренные угрозы и недостатки представляют характеристику внешней и внутренней среды с возможными рисками, а преимущества и возможности формируют систему факторов и инструментов реализации стратегий управления рисками.

Метод SWOT-анализа и матрица полученных сведений позволяют представить не только характеристику внешней и внутренней среды организации, но и дают возможность выявить основные риски, сформировать систему факторов и инструментов реализации стратегий их управления.

Наиболее благоприятные возможности развития организации:

1. Повышение квалификации персонала в области менеджмента.

2. Передача ответственности за выполнение конкретных функций внутреннему аудитору: контроль состояния активов и недопущение убытков, доказательство достоверности информации при использовании руководством для принятия важных решений.

3. Организация работы Центра по качеству:

- подтверждение качества выполнения контрольных процедур внутри организации;

- анализ результативности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

- оценка качества информации, предоставляемая со стороны управленческой системы.

Наличие возможностей использования сил организации для устранения внешних угроз:

1. Выбор и отправление преподавателей на курсы переподготовки и повышения квалификации.

2. Заключение договоров для роста методического фонда.

3. Разработка детальных планов для успешного прохождения финансовой проверки контролирующих областных органов.

За счет появившихся этих возможностей можно попытаться преодолеть имеющиеся у организации недостатки путем проведения следующих мероприятий:

1. Проведение капитального ремонта за счет средств областного бюджета или на спонсорскую помощь.

2. Создание отдела маркетинга.

3. Проведение внутренних финансовых ревизий и аналитического тестирования.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Матрица SWOT-аналюа

а д

е &

я я н

=

е н

т

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Возможность оперативного развития в связи с ростом спроса на оказание образовательных услуг населению близлежащих районов.

2. Повышенный спрос у работодателей на высококвалифицированных специалистов в аграрном секторе.

3. Наличие государственных и региональных программ поддержки сельхозпроизводителей.

4. Развитие цифровой экономики,

расширение доступа к электронным ресурсам для обучения.

УГРОЗЫ

1. Текучесть кадров.

2. Рост уровня износа основных средств.

3. Рост уровня отчисляемости учащихся.

4. Выявление системных нарушений по результатам областных финансовых проверок.

5. Замедление роста покупательского спроса на образовательные услуги.

6. Отсутствие полного финансирования по обновлению материальной базы.

7. Отсутствие требований к разработанной стратегии развития организации.

8. Дефицит квалифицированных кадров, обладающих стратегическим видением.

9. Недостаточность финансирования, приводящая к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами.

а д

е сре

я

н

е р

т у

н В

ПРЕИМУЩЕСТВА

1. Высококвалифицированный персонал.

2. Наличие социального пакета для работников с представлением минимальных выплат и льгот.

3. Сложившиеся отношения бухгалтерии и руководства.

4. Динамичное развитие деятельности организации в связи со стабильным ежегодным ростом численности учащихся.

5. Достаточная известность организации.

6. Привлечение внебюджетных средств и благотворительных взносов со стороны студентов и социальных партнеров.

7. Приобретение расходных материалов и инструментов за счет бюджетных средств.

8. Дополнительная возможность обслуживания, ремонта и модернизации оборудования за счет областного ресурсного центра профессионального образования.

9. Система своевременного и быстрого контроля хода хозяйственных процессов, результативного управления имуществом.

НЕДОСТАТКИ

1. Высокий уровень износа основных средств.

2. Отсутствие отдела маркетинга.

3. Отсутствие стратегии долгосрочного планирования.

4. Невысокий уровень развития используемой техники.

5. Недостаточное финансирование на приобретение основных средств.

6. Малые объемы реализации выращиваемой продукции.

7. Необходимость в более совершенном автоматизированном учете для составления достоверной бюджетной отчетности.

8. Отсутствие внутреннего аудиторского контроля на установление надежности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

9. Отсутствие внутренних финансовых ревизий и аналитического тестирования.

10. Наличие устаревшей техники.

11. Низкие маркетинговые навыки у персонала.

12. Отсутствие организационно-распорядительных документов по осуществлению контроля: положения о внутреннем контроле, приказов о проведении внутреннего контроля, планов мероприятий внутреннего контроля.

13. Проверки имеют несистемный, неде-тализированный характер, есть случаи по факту уже возникшей проблемы.

4. Обучение персонала внутреннему аудиту.

5. Увеличение стимула работникам за ремонт техники.

6. Наличие организационно-распорядительных документов по осуществлению контроля.

7 Создание службы аудиторского контроля.

8. Разработка проекта по росту бюджета лицея в связи с увеличением кадров.

Данный метод становится инструментом для применения в процессах контроля. SWOT-анализ позволяет выявлять сильные и слабые стороны в системе управления и системе контроля. Ведение постоянного контроля надежности использования бюджетных средств и осуществления мер по недопущению их нецелевого использования является приоритетным направлением внутреннего контроля организации.

Комплексный анализ содержания и показателей использованных субсидий из областного бюджета, оценка системы внутреннего контроля межрайонного аграрного лицея позволили выявить основные проблемы повышения эффективности системы внутреннего контроля образовательной организации, связанные с отсутствием методического обеспечения.

Применение рассмотренных подходов было включено в текущую работу и позволяет своевременно выявлять недостатки и применять меры к их исправлению.

Методики внутреннего контроля в организации на момент начала исследования в 2017 г. не были утверждены, но идеи о технологии их создания уже ранее обсуждались. Разработанных тестовых таблиц, которые можно использовать во внутреннем контроле, не было. Далее представлены чек-листы, которые содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда. Они составлены и заполнены в виде табл. 3 и 4.

Для заполнения и проверки декларации по налогу на прибыль был составлен и заполнен по аналогии проверочный чек-лист для главного бухгалтера.

По результатам анализа были выявлены основные проблемы повышения эффективности системы внутреннего контроля образовательной организации:

1. Контрольно-ревизионная деятельность и внутренний аудит не охватывают всех направлений контроля.

Таблица 3

Чек-лист для бухгалтера по проверке использования субсидий

№ Вопросы Варианты ответов

«да» «нет»

1 Субсидия за отчетный период использована в полном объеме? +

2 Требования к работе с субсидиями учтены? +

3 Ведется ли контроль использования субсидий? +

4 Была ли необходимость возврата субсидии? -

Таблица 4

Чек-лист приемки дел у предыдущего бухгалтера

№ Вопросы «да» «нет» Если вариант «нет»

«Что узнать об учете и отчетности»

1 Корректны ли данные в учетной программе (выяснить, совпадают ли данные в бухгалтерской базе и в сданной отчетности) + Заново сформировать в программе декларации и сопоставить показатели

2 Правильно ли составлена первичная форма отчетности (проверить, совпадает ли форма документов с утвержденной в учетной политике) + Провести хотя бы выборочную проверку документов текущего года

3 Везде ли расписался главный бухгалтер (проконтролировать, есть ли подписи в первичных документах, бухгалтерских и налоговых регистрах, журналах, книгах) - Сообщить руководителю о результатах экспресс-проверки.

2. Пользователи информации не всегда могут удостовериться в реальном финансовом положении организации, достоверности учета, отчетности и качестве внутрихозяйственного контроля.

3. Недостаточный административный надзор и подотчетность.

4. Отсутствует система внутреннего аудита.

Таким образом, для контроля субсидий нужны мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля образовательной организации.

Для этого в образовательной организации было принято решение разработать концепцию развития системы внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента, что было сделано как проект экономистом Н.И. Меренковой при научном руководстве автора и представлено на рассмотрение администрации межрайонного аграрного лицея.

Концепция включает подходы, основанные на выявлении в ходе контроля основных рисков, детализации процедур мониторинга и предварительного согласования последствий решений, подходы к самооценке системы внутреннего контроля и подготовки бухгалтерской отчетности.

В основу разработанного документа вошли положения Проекта Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления с проектом плана мероприятий по ее реализации (от 25 марта 2016 г.)4.

Использованы подходы по переходу от контроля за выполнением финансово-хозяйственных процессов и отдельных операций к минимизации рисков их невыполнения или неправильного выполнения.

Учтена необходимость направленности внутреннего контроля в отношении выявления и минимизации рисков совершения нарушений (допущения недостатков) в финансово-бюджетной сфере и рисков несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств.

4 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71264008/ (дата обращения: 24.02.2019).

Важная роль определена для мониторинга на основе оценки выполнения требуемых показателей деятельности, связанных с выполнением целевого использования и повышением эффективности бюджетных расходов.

На основе сделанных предложений разработан План мероприятий со сроком выполнения - I квартал 2018 г. Ответственные лица - Директор, руководители рабочей группы и отдельных процессов. План включает следующие направления:

1. Формирование нормативной базы.

1.1. Внесение изменений в устав в части регулирования внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и контроля в сфере закупок.

2. Формирование методологической базы.

2.1. Разработка методических рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля.

2.2. Разработка методических рекомендаций по организации внутреннего аудита.

2.3. Разработка графика обучения внутреннего аудитора и специалистов среднего уровня управления.

3. Внедрение системы оценки качества управления финансами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1. Разработка системы оценки качества управления финансами.

3.2. Разработка процесса контроля за использованием субсидий.

3.3. Введение системы менеджмента качества.

3.4. Разработка карт всех процессов.

Администрацией образовательной организации рассмотрен вопрос о выработке единой методологии осуществления внутреннего финансового контроля с учетом предложений по Концепции развития системы внутреннего контроля межрайонного аграрного лицея для повышения ее эффективности.

Совершенствование внутреннего контроля предполагает изменение приоритетов от организации и применения процедур составления и исполнения бюджета, организации и ведения бухгалтерского учета, формирования и направления отчетности, внутреннего финансового аудита к созданию системы действий по предотвращению нарушений и недостатков и содействию в повышении эффективности управления.

Оценка системы внутреннего контроля и подготовки бухгалтерской отчетности в образовательной организации за 2017 г. выполнена совместно с главным бухгалтером лицея с обобщением полученных результатов в форме табл. 5, формат и опыт заполнения которой используется в деловой практике.

Применяется следующая шкала оценки системы внутреннего контроля:

3 балла - процедура не отклоняется от требований процесса и его качества;

2 балла - процедура не отклоняется от требований процесса и его качества, но выполняется не в полном объеме;

1 балл - процедура не полностью соответствует требованиям процесса и его качеству, не выполняется;

0 баллов - не соответствует требованиям процесса.

Итоговая оценка системы внутреннего контроля и подготовки бухгалтерской отчетности за 2017 г. в образовательной организации составила

Таблица 5

оценка системы внутреннего контроля и подготовки бухгалтерской отчетности

за 2017 г.

№ п/п Наименование оцениваемых вопросов Балльная оценка

3 2 1 0

1 Требования к документам

1.1 Соответствие требованиям законодательства и формам, предусмотренным в учетной политике 3

1.2 Подготовлены уполномоченными лицами в сроки, указанные в графике документооборота 2

1.3 Отражены хозяйственные операции в соответствии с первичными документами 2

2 Ответственность руководителей

2.1 Выполнение поставленных целей 2

2.2 Организация работы отдела 2

2.3 Ответственность, полномочия и их взаимосвязь 1

3 Управление ресурсами

3.1 Достаточность материальных ресурсов 1

3.2 Достаточность трудовых ресурсов 2

3.3 Производственная среда 2

3.4 Инфраструктура 2

4 Проведение процессов

4.1 Бухгалтерский учет 3

4.2 Качество ведения бухгалтерского учета 2

4.3 Сведения аналитического учета не противоречат оборотам и остаткам по счетам синтетического учета 3

4.4 Приоритетность содержания над формой 2

4.5 Своевременность, полнота и последовательность отражения бухгалтерских операций 3

4.6 Рациональное ведение бухгалтерского учета с учетом условий хозяйственной деятельности и масштаба организации 3

4.7 Надлежащий контроль использования субсидий 3

5 Процессы измерения и анализа

5.1 Арифметические методы 3

5.2 Мониторинг и измерения 2

5.3 Анализ имеющихся данных 1

Всего число оценок 7 10 3

Число баллов с оценкой 3 21

Число баллов с оценкой 2 20

Число баллов с оценкой 1 3

Число баллов с оценкой 0 0

Всего количество баллов 44

Наибольшее число баллов 60

Общий коэффициент оценки 60/44 = 1,36

1,36 балла. Максимальное количество баллов - 60, итоговое количество баллов - 44. Чем выше итоговый коэффициент, тем больше недостатков в системе контроля. Коэффициент 1 - это самое наилучшее состояние контроля в организации.

Процедура «Рациональное ведение контроля использования субсидий» соответствует требованиям процесса и его качеству, полностью выполняется, так как получила при оценке 3 балла, что соответствует выводу: процедура соответствует требованиям процесса и его качеству, полностью выполняется.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

Внутренний контроль за использованием субсидий применительно к среднему специальному учебному заведению содержит в себе следующие направления: внутренний бухгалтерский контроль, контроль за целевым использованием и эффективностью, контроль соответствия федеральным и региональным нормативным требованиям.

Если достигаются показатели эффективности использования субсидий, то в конечном результате достигается качество образования.

Использование разработанных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля позволяет выявить недостатки в организации внутреннего контроля и способствует повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Это может быть полезно для специалистов в области внутреннего контроля организаций образовательной сферы.

литература

1. Бурцева К.Ю. Внутренний контроль деятельности вуза: определение, сущность, содержание // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 76-79.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.071998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017 г.) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Гаджиев Н.Г, Ахмедова Х.Г, Гаджиев М.Н. Внутренний финансовый контроль расходования бюджетных средств по закупкам в сфере высшего профессионального образования // Актуальные проблемы реформирования экономики: сб. мат-лов II Международной научно-практической конференции. Махачкала: ООО «Апробация», 2015. С. 187-192.

4. Гварлиани Т.Е., Томских С.А., Оборин М.С. Организационные аспекты внедрения внутреннего финансового контроля (аудита) в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования // Международный бухгалтерский учет. 2017 Т. 20. № 17 (431). С. 1024-1038.

5. Дуплинская Е.Б., Черненко Д.А. Тенденции финансирования образования в России: бюджетный и налоговый аспекты // Сибирская финансовая школа. 2013. № 3 (98). С. 86-90.

6. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Развитие государственного финансового контроля в системе высших учебных заведений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 29 (263). С. 29-42.

7. Катинова Н.Б. Компоненты процесса управления рисками автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 104-107

8. Логвинова Т.И., Дьяченко Е.Ю. Развитие бухгалтерского учета и внутреннего контроля в бюджетных учреждениях высшего профессионального образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 22 (З58). С. 2-8.

9. Постановление Правительства Новосибирской области от 14.10.201З N 4З5-п «О субсидиях государственным бюджетным учреждениям Новосибирской области и государственным автономным учреждениям Новосибирской области» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление от 06.10.2016 года № 406-п «Об утверждении Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Новосибирской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 27З-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Правительства РФ от 1З.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)». [Электронный ресурс]. URL: СПС «Консультант Плюс».

Bibliography

1. Burceva K.Ju. Vnutrennij kontrol' dejatel'nosti vuza: opredelenie, sushhnost', soder-zhanie // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4 (З0). P. 7б-79.

2. Bjudzhetnyj kodeks RF ot З1.07.1998 № 145-FZ (red. ot З0.09.2017 g.) // Dostup iz SPS «Konsul'tantPljus».

3. Gadzhiev N.G., Ahmedova H.G., Gadzhiev M.N. Vnutrennij finansovyj kontrol' rashodovanija bjudzhetnyh sredstv po zakupkam v sfere vysshego professional'nogo obrazovanija // Aktual'nye problemy reformirovanija jekonomiki: sb. mat-lov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: OOO «Apro-bacija», 2015. P 187-192.

4. Gvarliani T.E., Tomskih S.A., Oborin M.S. Organizacionnye aspekty vnedrenija vnutrennego finansovogo kontrolja (audita) v bjudzhetnyh uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. 2017 Vol. 20. № 17 (4З1). P 1024-10З8.

5. Duplinskaja E.B., Chernenko D.A. Tendencii finansirovanija obrazovanija v Rossii: bjudzhetnyj i nalogovyj aspekty // Sibirskaja finansovaja shkola. 201З. № З (98). P 86-90.

6. Karepina O.I., Meliksetjan S.N. Razvitie gosudarstvennogo finansovogo kontrolja v sisteme vysshih uchebnyh zavedenij // Finansovaja analitika: problemy i reshenija. 2015. № 29 (26З). P 29-42.

7. Katinova N.B. Komponenty processa upravlenija riskami avtonomnogo obrazova-tel'nogo uchrezhdenija dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'-nye nauki. 2015. № 4. P 104-107.

8. Logvinova T.I., Djachenko E.Ju. Razvitie buhgalterskogo ucheta i vnutrennego kontrolja v bjudzhetnyh uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija // Buhgalterskij uchet v bjudzhetnyh i nekommercheskih organizacijah. 2014. № 22 (З58). P 2-8.

9. Postanovlenie Pravitel'stva Novosibirskoj oblasti ot 14.10.201З N 4З5ф «O subsi-dijah gosudarstvennym bjudzhetnym uchrezhdenijam Novosibirskoj oblasti i gosu-darstvennym avtonomnym uchrezhdenijam Novosibirskoj oblasti» // Dostup iz SPS «Konsul'tantPljus».

10. Postanovlenie ot 06.10.2016 goda № 406-p «Ob utverzhdenii Porjadka formirovanija gosudarstvennogo zadanija na okazanie gosudarstvennyh uslug (vypolnenie rabot) v otnoshenii gosudarstvennyh uchrezhdenij Novosibirskoj oblasti i finansovogo obespe-chenija vypolnenija gosudarstvennogo zadanija» // Dostup iz SPS «Konsul'tantPljus».

11. Federal'nyj zakon «O buhgalterskom uchete» ot 06.12.2011 № 402-FZ // Dostup iz SPS «Konsul'tantPljus».

12. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ // Dostup iz SPS «Konsul'tantPljus».

13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.02.2017 № 177 «Ob utverzhdenii obshhih trebo-vanij k razrabotke i utverzhdeniju proverochnyh listov (spiskov kontrol'nyh voprosov)» [Jelektronnyj resurs]. URL: SPS «Konsul'tant Pljus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.