Научная статья на тему 'Организация художественно-творческих конкурсов как средство эстетического воспитания учащейся молодежи'

Организация художественно-творческих конкурсов как средство эстетического воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ЗРЕЛИЩНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС / КОНЦЕРТ / МОДИФИКАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЯ / DRAMATURGY / ENTERTAINMENT / INNOVATION / ARTISTIC-CREATIVE COMPETITION / CONCERT / MODIFICATION / ORGANIZATION / CREATIVITY / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Светлана Валентиновна

The article presents the specifics of artistic-creative competitions organization in the context of students’ modern innovation creative activity. The author highlights the problems of aesthetic education of young people as one of the most important problems of the state youth policy. Artistic and creative competition is presented as a bright spectacular form of cultural-leisure activities. Technological methods of artistic-creative competitions organization are suggested for the practical implementation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ART-CREATIVE COMPETITIONS AS MEANS OF STUDENTS'' AESTHETIC EDUCATION

The article presents the specifics of artistic-creative competitions organization in the context of students’ modern innovation creative activity. The author highlights the problems of aesthetic education of young people as one of the most important problems of the state youth policy. Artistic and creative competition is presented as a bright spectacular form of cultural-leisure activities. Technological methods of artistic-creative competitions organization are suggested for the practical implementation.

Текст научной работы на тему «Организация художественно-творческих конкурсов как средство эстетического воспитания учащейся молодежи»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ BASED ON THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/UDC 377 С. В. Андреева

S. Andreeva

ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

ORGANIZATION OF ART-CREATIVE COMPETITIONS AS MEANS OF STUDENTS' AESTHETIC EDUCATION

В работе представлена специфика организации художественно-творческих конкурсов в контексте современной инновационной творческой деятельности учащейся молодежи. Выделена проблема эстетического воспитания молодежи как одна из важнейших проблем государственной молодежной политики, художественно-творческий конкурс показан как яркая зрелищная форма культурно-досуговой деятельности. Предложены к практическому внедрению технологические приемы организации художественно-творческих конкурсов.

The article presents the specifics of artistic-creative competitions organization in the context of students' modern innovation creative activity. The author highlights the problems of aesthetic education of young people as one of the most important problems of the state youth policy. Artistic and creative competition is presented as a bright spectacular form of cultural-leisure activities. Technological methods of artistic-creative competitions organization are suggested for the practical implementation.

Ключевые слова: драматургия, зрелищ-ность, инновации, художественно-творческий конкурс, концерт, модификация, организация, творчество, технология.

Keywords: dramaturgy, entertainment, innovation, artistic-creative competition, concert, modification, organization, creativity, technology.

Исторические перемены в общественной жизни привели к значительному разнообразию содержания и форм социально-культурной деятельности, которые в совокупности со свободой творчества, самоутверждением и самореализацией каждого стали нормой человеческого существования.

В последние десятилетия Россия переживает глубинную трансформацию государства, общества, массового сознания. Молодежь, как группа общества, выделяемая на основе возрастных характеристик (14-30 лет) и связанных с ними особенностей социального статуса, функций, специфических интересов и ценностей, привлекает к себе особое внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации.

«Молодежь — одна из центральных тем, обсуждаемых политиками, учеными, журналистами. Молодежь становится знаком эпохи, различные феномены молодежной культуры вызывают широкий общественный резонанс. Интерес к молодежи настолько велик, что специалисты начинают говорить о «новой молодежной эре» — эпохе, когда молодежь изменяет характер всей мировой культуры, а наи-

более востребованным товаром глобального супермаркета становится сама идея молодости [1, с. 3].

В настоящее время проблема эстетического воспитания учащейся молодежи различными методами и средствами культурно-до-суговой деятельности является актуальной. У этой проблемы множество аспектов, начиная с выстраивания отношений человека с миром искусства, природы, быта, взаимоотношений с другими людьми.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности молодежи, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Одной из основных форм эстетического воспитания студенческой молодежи являются художественно-творческие конкурсы (хореографические, вокальные) народной и эстрадной песни, декоративного творчества и изобразительного искусства, художественного чтения, театрального творчества и др.

«Конкурс (лат. — столкновение) имеет глубокую социально-психологическую и социально-педагогическую природу. Лежащая в основе конкурса состязательность проявляет себя как одно из существенных свойств человека. Стремление человека к состязательности как способу самореализации и самоутверждения в обществе является одним из значительных мотивов его жизнедеятельности — в спорте, искусстве, трудовой деятельности, игре. Мыслители прошлого, отмечая эту черту человеческой природы, считали ее одной из фундаментальных «страстей человека» [2, с. 142-143]. Итак, цель конкурса — выявить победителя в определенной сфере деятельности. Содержанием конкурса могут быть различные сферы деятельности. В зависимости от тематики и содержания будет меняться и аудитория.

Для нашего исследования особый интерес представляет такой вид конкурса, как художественно-творческий. Прилагательное «творческий» понимается как «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов» [4, с. 13]. Конкурсы, в которых есть элементы соревновательности, зрелищности, драматургии и концертного творчества, можно назвать художественно-творческими конкурсами.

Анализ научной литературы, посвященной организации конкурсов, показал недостаточность разработанности данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Историю конкурса в структуре массовых праздников мы находим в работах Д. М. Генкина, А. И. Чече-тина, И. Б. Шубиной. Отличительные признаки игры и конкурса (при кажущейся их похожести) убедительно показал В. Ворошилов в книге «Феномен игры».

Вопрос о развитии творческих способностей молодежи различными средствами куль-турно-досуговой деятельности посвящены работы Е. И. Григорьевой, Е. Деминой, А. Д. Жаркова, Д. В. Тихомирова, В. В. Туева и других авторов. Несмотря на значимость, востребованность, популярность конкурсов различных видов и разновидностей, литературы, посвященной художественно-творческому виду конкурса, нам выявить не удалось. Однако в практике накоплен интересный опыт проведения таких конкурсов. Студенты Кемеровского государственного института культуры, института социально-культурных технологий профиля подготовки «Постановка и продюсирование культурно-до-суговых программ» (с 1998 года) имели возможность не только наблюдать, но и участвовать в организации и проведении таких художественно-творческих конкурсов, как «Золотая игла», «Успех» (конкурсы молодежных театров мод), «Мисс очарование» (конкурсы красоты для учащейся молодежи» на базе МБО-УДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной», г Кемерово.

В 1998 был заключен договор о двустороннем сотрудничестве между Центром дополнительного образования детей им. В. Волошиной и кафедрой культурно-досуговой деятельности Кемеровского государственного института культуры и искусств (теперь КемГИК). Согласно этому договору, на базе центра была создана стажерская площадка для преподавателей и студентов специализации «Организация и ведение культурно-досуговых программ», в настоящее время профиль подготовки «Постановка и продюсирование культурно-досу-говых программ». Этот договор сохраняет силу и в настоящее время.

В рамках прохождения производственной и производственной (преддипломной) практик студенты 3-4-го курсов Института социально-культурных технологий КемГИК, профиль подготовки «Постановка и продюсиро-вания культурно-досуговых программ», разрабатывают и проводят художественно-творче-

ские конкурсы для учащейся молодежи Рудничного района во Дворце культуры шахтеров. Ежегодный конкурс красоты «Весны очарование» среди учащихся школ Рудничного района и студенток профессиональных образовательных организаций. Ко Дню защитника Отечества проводится ежегодный конкурс для юношей «А ну-ка, в армию» и др.

Среди художественно-творческих конкурсов учащейся молодежи одно из первых мест занимают конкурсы «КВН» и «Студенческая весна». Ежегодно студенты профиля подготовки «Постановка и продюсирование культурно-до-суговых программ» КемГИК занимаются организацией и проведением художественно-творческого конкурса «Студенческая весна Института социально-культурных технологий».

Рассматривая технологический процесс организации художественно-творческих конкурсов, раскроем определение понятия «технология», которое дает нам В. В. Туев: «Технология — это специально организованная деятельность, которая представляет собой систему последовательно осуществляемых взаимосвязанных стадий (этапов), процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно, и способствует наиболее эффективному достижению поставленной цели» [8, с. 127]. Поскольку конкурсы относятся к видам культурно-досуговых программ, то имеют, как и любая другая культурно-досуговая программа, в основе организации три фазы: докоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную.

1. Докоммуникативная фаза — определение темы программы, с учетом особенностей потенциальной аудитории, уточнение базовой модели, разработка конкурсных заданий, формирование драматургического замысла, организация оргкомитета, написание сценария, поиск спонсоров, составление сметы расходов, подбор членов жюри, уточнение критериев оценки, составление плана-графика репетиций.

2. Коммуникативная — сама программа.

3. Посткоммуникативная фаза — подведение итогов и анализ программы.

Во всех этих конкурсах ярко выражен способ модификации — метод соединения концерта и конкурса по законам драматургии. Каждая художественно-творческая конкурсная программа имеет свои специфические особенности.

«Понятие драматургия происходит от слова драма, которое имеет несколько значений: в одном драма — это жанровая особенность театральной пьесы, в другом — драма в переводе

с греческого означает действие. Действие — ключевое слово драматургии—основной жанро-образующий признак драмы» [2, с. 28]. Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии, А.Д. Жарков справедливо отмечает что: «Драматургия — это сюжетно-образная концепция культурно-до-суговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер и т. д. ... это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-об-разного решения программы» [5, с. 342].

Наряду с традиционными моделями конкурсных культурно-досуговых программ в куль-турно-досуговой деятельности активно обращаются к модифицированным программам. Пути и способы модификации культурно-до-суговых программ рассматривались в работах Г. С. Елисеенкова, В. В. Туева, Н. К. Фоменко. Методическая модификация конкурсных программ рассматривается авторами как видоизменение традиционной (базовой) модели куль-турно-досуговой программы и конструирование ее разновидностей.

«Видовая природа культурно-досуговых программ, — пишет Н. К. Фоменко, — требует органичного включения в их структуру элементов из «соседних» жанров. Часто взятые из традиционных моделей стереотипы и единицы художественной информации компонуются по принципу арифметического сложения, потому что составители программы не сумели разгадать интегрирующий фактор, который позволил бы переплавить «заемные элементы» в целостное единичное действо» [9].

Анализ показывает, что в одних случаях функции такого системообразующего фактора могут выполнить методы игры, театрализации, художественно-творческих конкурсных программ. Особая значимость компонента «драматургия» заключается в том, что именно здесь начинается зарождение замысла художественно-творческого конкурса в соединении с концертом. «Режиссерско-авторский замысел, его рождение — один из самых важных, если не самый важный момент в процессе творчества режиссера, в каком бы виде сценического искусства он не работал. От точности, стройности, ясности режиссерского замысла зависит не только художественная целостность сценического произведения, но и его успех у зрителей» [7, с. 14].

Режиссерский замысел определяет цель и содержание (идею и тему) программы, и как

они будут раскрываться (форму), и порядок номеров (композицию), и логику перехода от номера к номеру, от эпизода к эпизоду (сюжетный ход, прием, темпоритм и сценическую атмосферу), и сценографию (характер формирования). Словом, практически все, из чего будет складываться та или иная программа.

«Тема — это та объективно существующая область общественной жизни, на которую обращена авторская мысль» [6, с. 30]. Это предмет, основное содержание произведения; это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором; самое краткое содержание произведения (о чем?). Идея — это главная, основная мысль автора, идейный вывод, «жизненный урок» (ради чего?). Совокупность перечисленных компонентов режиссерского замысла и создает в уме постановщика первоначальную модель будущей программы.

Основа любого художественно-творческого конкурса — композиционное построение. «Композиция — составление, расположение, соединение частей в целое — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий художественному произведению единство и целостность» [2, с. 114]. Понятие «композиция» (лат. — складывать, строить) относится ко всем видам, родам и жанрам искусства, в том числе и к драме.

Композиция художественно-творческого конкурса строится по законам драматургии и является способом организации любого художественного и документального материала театральными средствами по законам развивающегося в пространстве и времени сценического действия. В процессе работы над драматургией художественно-творческих конкурсов постановщик сталкивается с различными видами творческой деятельности, которые могут быть успешно им реализованы лишь в том случае, если они опираются на прочный фундамент знаний закономерностей творческого процесса. «Необходимо знание законов композиционного построения драматического произведения, функциональных свойств структурных элементов композиции — экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания» [2, с. 115].

Технологический процесс организации художественно-творческих конкурсов имеет свои специфические особенности:

1) это форма зрелищно-игрового действа;

2) одной из главных особенностей организации художественно-творческого конкурса является то, что в отличие от большинства

клубных массовых мероприятий его невозможно заранее отрепетировать;

3) композиция художественно-творческого конкурса развивается согласно законам драматургии от пролога к эпилогу (включая еще пять основных компонентов);

4) она отличается незавершенностью на стадии разработки сценария, так как в его структуру входят эпизоды, которые можно только наметить в плане сценарных заданий (игры и конкурсы с участием зрителей) и текстов ведущих. Композиционную завершенность эти эпизоды получат уже методами импровизации;

5) художественно-творческий конкурс -практически всегда концертная программа, и технология создания такой программы строится методом соединения концерта и конкурса по законам драматургии;

6) одной из специфических особенностей сценарной драматургии художественно-творческих конкурсов является необязательность сюжетной основы. Сюжет может разворачиваться в эпизодах;

7) поскольку сценарий художественно-творческих конкурсов представляет собой литературную основу с описанием включения в действие практически всех изобразительно-выразительных средств (музыки, хореографии, пения и т. д.), сценарная драматургия имеет сложный синтетический характер и создается, как правило, способом художественного монтажа;

8) в отличие от других культурно-досуго-вых программ, построенных по законам драматургии, конфликт не всегда выражен в сценарном ходе программы, но он всегда присутствует в самих конкурсах (творческий конфликт между участниками, командами за победу в конкурсе).

Проанализировав технологический процесс организации художественно-творческих конкурсов как средство эстетического воспитания учащейся молодежи, мы можем отметить, что художественно-творческий конкурс охватывает различные сферы деятельности, используя целый комплекс средств и методов организации (информационный, эвристический, игровой и зрелищный), а также включает в себя различные виды культурной деятельности: познавательно-развлекательную, коммуникативную. Художественно-творческий конкурс является сам по себе игрой в творчестве, способствующей развитию мысли, фантазии, творческого воображения. Он может явиться формой соревнования, а может стать могучим средством

формирования качеств личности участников, может стать игрой и трудом вместе.

Художественно-творческие конкурсные программы направлены на удовлетворение духовных и эстетических потребностей человека, то есть способствуют формированию эстетического вкуса как у участников конкурса, так и у зрителей. Способствуют активизации развития творческих способностей, выявлению, поддержке и стимулированию новых коллективов и одаренных исполнителей. Отвлекают молодых людей от негативных явлений современного общества посредством культуры и искусства. Стимулируют творческий поиск, творческое самовыражение личности юных участников и молодого поколения в целом. Содействуют развитию общей культуры, художественно-эстетического вкуса. Развивают воображение, умение внимательно вглядываться в окружающий мир и творчески его осмысливать.

Превращение художественно-творческой конкурсной программы в эффективное средство воздействия на личность остро ставит вопрос о профессиональном подходе к ее организации. Стремление людей к празднику даже в современных сложных экономических условиях, готовность к нему есть одно из важнейших условий его организации. Проблема требует постоянного совершенствования методик

организации конкурсных программ, основанных на глубоком понимании и учете социально-психологических корней и эстетической природы основной массы зрительской аудитории.

Зеленин А. А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: Концептуальные основы, Стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей. Н. Новгород, 2009.

Тихоновская Г. С. Сценарно-режиссерские основы технологии культурно-досуговых программ : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. М. : МГУКИ, 2014. 238 с.

Еременко В. С. Театрализованный массовый праздник. Основы массового производства. Общая теория праздника, сценарий, организация, постановка : учеб. пособие. Кемерово : ООО «Антом». 2009. 316 с. Афанасьев С. П., Каморин С. В Триста творческих конкурсов. М. : АСТ-Пресс СКД, 2007. 256 с. Жарков А. Д. Теория и технология культурно — досуго-вой деятельности : учебник для студ. вузов культуры и искусств. М. : Изд-во МГУК : ИПО «Профиздат», 2007. 480 с.

Аль Д. И. Основы драматургии : учеб. пособие. 4-е изд. СПБ. : СПбГУКИ, 2005. 288 с.

Рубб А. А. Тайна режиссерского замысла : учеб. пособие, метод. рекомендации, обмен опытом. М., 1999. 102 с. Туев В. В. Технология организации инициативного клуба : учеб. пособие для вузов искусств и культуры. М. : МГУКиИ, 1999. 250 с.

Фоменко Н. К. О некоторых вопросах модификации куль-турно-досуговых программ // Культура и общество: возникновение новой парадигмы : тез. докл. и сообщений всерос. науч. конф. : Ч. 3. Кемерово, 1995. С. 119-120.

УДК/UDC 378.14:343.98

Ю. Г. Волгин, И. П. Шлее Y. Volgin, I. Shlee

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИИ ПО КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ

THE USE OF VIDEOS DURING TRAINING ON FORENSIC METHODOLOGY

В статье рассматриваются требования к содержанию видеоматериалов, используемых в криминалистической методике как разделе криминалистики.

The article discusses the requirements for content of videos used in forensic methodology as a section of forensic.

Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая методика, учебный материал, видеоматериалы.

Keywords: videos, training material, forensic, forensic methods.

Современный подход к подготовке юристов отличается ярко выраженной практической направленностью. Требования нового федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» говорят о необходимости формирования компетенций в различных сферах деятельности, в том числе и правоохранительной. В частности, одной из формируемых компетенций является способность раскрывать и расследовать преступления и иные правона-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.