Научная статья на тему 'Организация гуманитарных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций'

Организация гуманитарных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1138
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сорокин В. И., Владимирский В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация гуманитарных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Организация гуманитарных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций

В.И.,Сорокин к.ф.н; В.К;Владимирский.,к.в.н.;,ЦСИГЗ МЧС России

Социальная роль деятельности по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера особенно наглядно проявляется в процессе жизнеобеспечения и социальной защиты пострадавшего населения.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке для условий чрезвычайных ситуаций,

Жизнеобеспечение населения по своему месту в комплексе мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится в основном к мероприятиям по ликвидации возникших последствий этих ситуаций. По своей сути жизнеобеспечение, как элемент социальной защиты, обеспечивает защищенность людей от нехватки воды и продовольствия, неблагоприятных условий обитания и болезней.

Решение проблемы жизнеобеспечения населения, особенно в первоначальный период ликвидации чрезвычайной ситуации, является одной из первостепенных задаче органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления РСЧС всех уровней.

Целью жизнеобеспечения населения является создание и поддержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для обеспечения его жизнедеятельности.

Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов. В общем случае, можно говорить о типовых мероприятиях различных видов жизнеобеспечения, характерных для большинства чрезвычайных ситуаций.

К видам жизнеобеспечения относятся: обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется: определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;

уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;

оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;

организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населе-

нию, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;

использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;

введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;

защита системы водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;

подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;

организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:

оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и участников работ;

централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе и полученного в виде гуманитарной помощи;

определение состояния мощностей и реальных возможностей по производству продовольствия, продуктов пищевой и мясо-молочной промышленности (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);

оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита; оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;

определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание, при необходимости, их работы;

организацию, в случае необходимости, контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживание продовольствия и пищевого сырья;

организацию приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания особое внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:

определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);

сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;

определение возможностей и осуществление обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, включая имеющиеся резервы;

выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;

подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи; организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;

захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, непригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;

определение мест и порядка выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

При решении вопросов обеспечения жильем населения, лишившегося крова в результате чрезвычайной ситуации:

определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне чрезвычайной ситуации, а также местах размещения эвакуированных (отселенных) и потребности в постоянном жилье для населения, чье бывшее жилье не подлежит восстановлению или обеззараживанию;

проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения;

направляются запросы о поставке быстровозводимых жилищ; развертываются и сооружаются временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные домики и т.п.); готовятся для размещения оставшихся без крова, а также эвакуированных санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и детские лагеря, другие общественные здания и сооружения;

организуется контроль загрязненности (зараженности) помещений, предназначенных для временного размещения пострадавших, и их обеззараживание.

Обеспечение жильем лиц, безвозвратно потерявших его при возникновении чрезвычайной ситуации, осуществляется в последующий после ликвидации чрезвычайной ситуации период за счет страховых выплат, помощи государства, путем выдачи жилищных сертификатов.

Медицинское обеспечение населения в зонах чрезвычайных ситуаций включает изложенные ранее мероприятия медицинской защиты населения, а также медицинское обслуживание людей в зоне чрезвычайной ситуации и эвакуированных.

В настоящее время появилась возможность развертывания мобильных медицинских пунктов, быстро развертываемых госпиталей МЧС России и медицины катастроф.

Важное место в этой деятельности занимает снабжение медицинским имуществом и медикаментами. Оно предусматривает:

определение потребности в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах;

накопление и использование запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре;

определение путей ликвидации дефицита медикаментов и медимущества за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Мероприятия по обеспечению пострадавшего населения коммунально-бытовыми услугами включают:

уточнение сохранившихся объемов топливных ресурсов, стационарных тепло-, энергоисточников, потребного количества топлива и энергии;

использование, при возможности, в качестве источников энергии локомотивов, речных и морских судов, военных кораблей;

установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.), снабжение ими населения;

определение необходимых объемов и осуществление первоочередного восстановления (ремонта) водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро-и теплосетей;

обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами, организацию баннопрачечного обслуживания, использование для этого передвижных средств;

проведение, при необходимости, обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организацию банно-прачечного обслуживания за пределами зон радиоактивного (химического) загрязнения (заражения);

выделение необходимых сил и средств для погребения погибших и необходимого количества мест погребения;

организацию сбора и удаления бытовых отходов на жилой территории зоны чрезвычайной ситуации.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании при выполнении мероприятий жизнеобеспечения населения (например, по доставке ресурсов жизнеобеспечения), а также в транспортном обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий и эвакуации населения.

Информационное обеспечение представляет собой изложенный ранее комплекс мер по своевременному информированию населения по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями. При этом в составе доводимой до населения информации заметное место отводится вопросам обеспечения. Так, в обязательном порядке сообщается о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и т.д.

Для удовлетворения жизненно важных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации по видам жизнеобеспечения устанавливаются научно обоснованные нормативы, определяющие минимальный, но достаточный для выживания человека, перечень материальных средств и услуг.

Например, по продуктам питания за основу расчета берется минимальная средняя физиологическая потребность человека в энергии, называемая величиной основного обмена, равная 1550 ккал в состоянии покоя. С учетом же пребывания в зоне чрезвычайной ситуации эта норма увеличивается до 2500 ккал. Для населения районов Севера энергетическая потребность пострадавшего населения увеличивается на 10-15%. По другим видам обеспечения нормы устанавливаются, исходя из реальных возможностей и минимальных потребностей людей.

Оценка потребностей населения по всем видам жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг отдельно по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения. Они также проводят расчеты по количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печей или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых

водопроводов, авторефрижераторов и т.п.), суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне чрезвычайной ситуации и в последующие дни.

Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его известной или суточной численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации чрезвычайной ситуации.

Суточные потребности в воде в зоне чрезвычайной ситуации оцениваются по общей численности пострадавшего населения в соответствии с нормами обеспечения для различных нужд и с учетом дополнительных потребностей в воде для организации медицинского и других видов обеспечения.

При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия, до организации в зоне чрезвычайной ситуации приготовления горячей пищи, для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону чрезвычайной ситуации для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации - специального питания. При определении объемов поставки (производства) необходимых пострадавшему населению продуктов следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

Доставка хлеба в этот период вероятнее всего может быть организована из соседних населенных пунктов.

Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах особенно в холодное время, при загрязнении радиоактивными веществами и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения. Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне чрезвычайной ситуации, при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Минздравом России для чрезвычайных ситуаций. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля качества воды, продуктов питания, имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

При организации жизнеобеспечения учитываются также потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Обычно предусматривается, что прибывающие в зону чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные формиро-

вания, в том числе и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения и потребностей личного состава аварийноспасательных формирований в случае возникновения на его территории чрезвычайной ситуации оцениваются:

по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях населенных пунктов субъекта Российской Федерации, при этом особое внимание обращается на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в чрезвычайной ситуации;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;

по численности пострадавшего в чрезвычайной ситуации населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации;

по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации по приему пораженных из зоны чрезвычайной ситуации;

по наличию специалистов и средств контроля за качеством воды и пищи, средств для проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Оценка возможностей субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения проводится руководителями служб каждого вида жизнеобеспечения населения и их специалистами.

При заблаговременной оценке возможностей субъекта Российской Федерации следует исключать запасы различных материальных средств и объемы их производства, а также силы и технические средства в населенных пунктах, которые могут попасть в зону чрезвычайной ситуации. Возможность использования этих ресурсов уточняется данными разведки непосредственно при возникновении чрезвычайной ситуации.

Оценка степени (уровня) подготовленности субъекта Российской Федерации к первоочередному жизнеобеспечению населения осуществляется по показателям подготовленности по каждому необходимому для пострадавшего населения виду продукции, материальных средств и услуг, а также необходимых сил, технических средств, транспорта.

Показатели подготовленности могут быть выражены в относительных (отношение показателей по возможностям к потребностям) или в натуральных величинах (разность между возможностями и потребностями). Если относительный показатель подготовленности по какой-либо позиции материальных средств или услуг меньше единицы, то по этой позиции субъект Российской Федерации не подготовлен. Если разность отрицательная, она означает дефицит в этом материальном средстве или услуге, в технических средствах или специа-

листах, который должен быть ликвидирован в процессе подготовки территории к первоочередному жизнеобеспечению населения.

Если субъект Российской Федерации или муниципальное образование, на территории которого возникла чрезвычайная ситуация, не в состоянии за счет собственных ресурсов организовать жизнеобеспечение, то главы соответствующих администраций должны обращаться за помощью в вышестоящие уровни РСЧС или в другие ее территориальные или функциональные подсистемы. При этом ресурсы для жизнеобеспечения могут поступать в зону бедствия не только в виде чрезвычайных поставок, но и в виде гуманитарной помощи.

Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств.

Организация жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления РСЧС субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное жизнеобеспечение населения осуществляется силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация. В эти службы (системы) входят представители организаций (независимо от их организационно-правовых форм), осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, энергетики, транспорта и др., в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения. В осуществлении мероприятий жизнеобеспечения могут принимать участие федеральные органы исполнительной власти, их силы и ресурсы.

В настоящее время при проведении мероприятий жизнеобеспечения применяются специальные мобильные формирования первоочередного жизнеобеспечения, оснащенные мобильными комплексами жизнеобеспечения, разработанными МЧС России.

Мобильный комплекс жизнеобеспечения построен по модульному принципу. В его состав входят модули связи и управления, энергетический, инженерный и ремонтно-эксплуатационный, жилой, коммунально-бытовой, медицинский, питания, водоснабжения и предметов первой необходимости. Комплекс имеет высокие технические характеристики, позволяющие использовать его практически в условиях ликвидации любой чрезвычайной ситуации мирного и военного времени. При численности обслуживающего персонала около 100 человек обеспечивается обслуживание 1000 человек пострадавших с длительностью автономного функционирования 3 суток, а при периодическом пополнении запасов - до 30 суток. Комплекс может транспортироваться любым видом транспорта и постоянно содержаться в четырехчасовой готовности к выдвижению. Температурные условия эксплуатации практически не ограничены (от минус 400С до плюс 400С), средний ресурс составляет около 5000 часов в течение 15 лет эксплуатации.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения проводится заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий пла-

ны организации жизнеобеспечения населения разрабатываются с учетом всех возможных чрезвычайных ситуаций. Планируя мероприятия по жизнеобеспечению населения, необходимо учитывать специфику их организации при различных источниках чрезвычайных ситуаций, влияние фактора времени на потери населения. Для этого заблаговременно разрабатывается механизм управления силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач.

При практической реализации планируемых мероприятий по жизнеобеспечению населения исходят из необходимости минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их осуществление. На практике чаще всего удается решить проблемы жизнеобеспечения за счет местных ресурсов.

Для успешного решения проблемы выживания в условиях чрезвычайных ситуаций особо крупных масштабов (срыв поставок материальных ресурсов в районы Крайнего Севера, землетрясение или наводнение на обширной территории и т.п.) необходимо проведение целого комплекса заблаговременных мероприятий по подготовке экономики страны, в том числе и системы жизнеобеспечения населения, к ее устойчивому функционированию. Что, безусловно, требует огромных материальных затрат.

Система жизнеобеспечения населения организуется по территориальному принципу, что предполагает подготовку территории к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Она предусматривает решение комплекса вопросов и складывается из следующих мероприятий:

подготовки исходных данных для организации первоочередного жизнеобеспечения населения;

оценки возможностей территории по первоочередному жизнеобеспечению населения;

оценки подготовленности территории к решению задач по первоочередному жизнеобеспечению населения;

выбора и планирования мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходными данными для планирования и организации жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации являются:

прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате землетрясения, наводнения или иных стихийных бедствий, аварий на радиа-ционно или химически опасных объектах;

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

продолжительность периода жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях.

На основе заблаговременно разработанных планов жизнеобеспечения и принятых решений на его ведение при переходе соответствующей подсистемы РСЧС в режим повышенной готовности или в режим чрезвычайной ситуации осуществляется оперативное планирование жизнеобеспечения в составе оперативных планов ликвидации чрезвычайной ситуации и каждой службой жизнеобеспечения самостоятельно в виде планов действий этих служб. Планы действий по каждому виду жизнеобеспечения обычно дополняются графиками еже-

суточных поставок его ресурсов. Особое внимание при этом уделяется действиям в первые несколько суток после возникновения чрезвычайной ситуации.

Оперативный план жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации, подготовленный как раздел плана КЧС по ликвидации чрезвычайной ситуации или самостоятельно, обычно содержит:

перечень задач по каждому виду жизнеобеспечения; источники поставки ресурсов жизнеобеспечения и технических средств жизнеобеспечения;

мероприятия по доведению до населения ресурсов жизнеобеспечения и его обслуживанию;

сроки (периодичность) исполнения мероприятий, перечень ответственных и исполнителей.

Планы служб обеспечения содержат детальный предполагаемый порядок осуществления процесса соответствующего вида жизнеобеспечения.

В ходе осуществления жизнеобеспечения органы управления РСЧС (КЧС, ее рабочий орган, орган управления ГОЧС) согласовывают и координируют действия служб обеспечения, организуют их взаимодействие, определяют потребности в ресурсах жизнеобеспечения, принимают решение по использованию этих ресурсов, контролируют полноту и своевременность мероприятий жизнеобеспечения.

В качестве дополнительного источника ресурсов для жизнеобеспечения при чрезвычайных ситуациях может выступать внутренняя и международная гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь представляет собой комплекс услуг и материальных ресурсов, представляемых безвозмездно в благотворительном порядке населению, терпящему бедствие.

Цель гуманитарной помощи - обеспечить выживание наибольшего числа населения в зоне чрезвычайной ситуации, содействовать восстановлению экономической самостоятельности разных групп населения, возобновить функционирование местных систем жизнеобеспечения, возродить экономическую деятельность территории.

Источниками гуманитарной помощи, ее субъектами, могут быть мировое сообщество, международные гуманитарные организации, союзы государств, иностранные государства, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, частные лица. Субъекты гуманитарной помощи часто называют донорами.

Объектами помощи являются бедствующее население, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, системы (службы), организующие его жизнеобеспечение.

Следует отметить, что Россия не только нередко получает международную гуманитарную помощь, но и сама оказывает помощь бедствующему населению других государств. Причем эта деятельность занимает существенное место в международном сотрудничестве МЧС России и РСЧС в целом. При получении и оказании международной гуманитарной помощи МИД России и МЧС России взаимодействуют с различными международными организациями: Департаментом ООН по гуманитарным вопросам ,с Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев, Международным Комитетом Красного Креста, Всемирной организацией здравоохранения, Департаментом по чрезвычайному

гражданскому планированию НАТО, Всемирной продовольственной программой, Детским фондом ООН и другими.

Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах - гуманности, беспристрастности, нейтралитете.

Порядок организации внутренней и международной гуманитарной помощи может существенно отличаться. Ее организационные формы значительно зависят также от характера чрезвычайной ситуации, ее масштаба, конкретных нужд населения, географических условий зоны чрезвычайной ситуации, отношений между субъектами и объектами помощи и многих других факторов. Однако можно наметить ряд направлений работ, которые характерны для большинства случаев оказания гуманитарной помощи.

При организации и осуществлении внутренней и международной гуманитарной помощи:

выявляются потребности в ресурсах гуманитарной помощи, оценивается состав возможных субъектов помощи (доноров);

возможные субъекты помощи (доноры) информируются о конкретных потребностях пострадавшего населения, желательном составе ресурсов помощи, их объемах и времени подачи;

субъекты помощи оценивают свои возможности, принимают решения об участии в помощи и ее формах, мобилизуют необходимые ресурсы, формируют гуманитарную помощь;

согласуются вопросы доставки гуманитарной помощи и организуется ее доставка в зону чрезвычайной ситуации или в промежуточные пункты ее сосредоточения;

организуются гуманитарные поставки и услуги пострадавшему населению, раздача ему (доведение до него) предметов помощи, чаще всего путем создания пунктов раздачи;

осуществляется согласованное использование ресурсов гуманитарной помощи в интересах жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации;

обеспечивается беспрепятственный доступ представителей гуманитарных организаций и других доноров к пострадавшему населению, в соответствии с нормами международного гуманитарного права;

осуществляется контроль за использованием ресурсов гуманитарной помощи по назначению, полноте и своевременности ее доведения до пострадавшего населения;

в течение всего срока оказания гуманитарной помощи организуется тесное взаимодействие между органами управления, ведущими ликвидацию чрезвычайной ситуации, и органами исполнительной власти на пострадавшей территории с представителями субъектов гуманитарной помощи, в том числе международных гуманитарных организаций, ведется непрерывная взаимная координация их деятельности.

При крупно масштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, вооруженных, межнациональных, религиозных и других социальных конфликтах гуманитарная помощь может оказываться путем проведения гуманитарных операций.

Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями жизнеобеспечения пострадавшего населения. Чаще всего гуманитарная помощь включает обеспечение продуктами питания, в том числе предназначен-

ными для детей, предметами первой необходимости, развертываемыми временными жилищами (палатками), энергоисточниками и др.

Международная гуманитарная помощь может оказываться в виде действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных аварийноспасательных и медицинских формирований, осуществления мер по защите от насилия и запугивания при социальных конфликтах, усилий по психологической реабилитации населения.

Международная и отчасти внутренняя гуманитарная деятельность при чрезвычайных ситуациях выступает в современных условиях как новая эффективная ступень международного сотрудничества и взаимопомощи всех структур российского общества и государства. Она становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит ценность человеческой личности вне зависимости от места и условий ее обитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.