Научная статья на тему 'Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях'

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2796
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

О.Н. Орлова, доцент, к.пед.н., Академия ГПС МЧС России, г. Москва

Решение проблемы жизнеобеспечения населения в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации является одной из первостепенных задач органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и органов управления по делам гражданской обороны и ЧС всех уровней. От ее решения зависит сохранение человеческих жизней, а также обеспечение общественного спокойствия и порядка в районе бедствия.

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

Содержание конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера ЧС, ее масштабов, реально складывающейся обстановки, имеющихся резервов финансовых и материальных ресурсов и других факторов. Вся подготовительная работа к организации первоочередного жизнеобеспечения населения строится с учетом экономических, природных и иных особенностей территории и степени опасности для населения возможных ЧС.

При практической реализации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в первую очередь используются местные ресурсы.

Проведен анализ задач по обеспечению населения водой, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Задачи по обеспечению населения водой

В число обязательных мероприятий по обеспечению населения продуктами питания входит организация санитарного контроля за хранением,

транспортировкой продуктов и приготовлением пищи, защиты ее от возможного химического, радиоактивного и других видов заражения (загрязнения).

Обеспечение населения предметами первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.) осуществляется из собственных ресурсов и резервов субъекта РФ и органов местного самоуправления, а также использования гуманитарной, благотворительной и других видов помощи.

Вопросы обеспечения населения жильем решаются за счет использования для временного размещения лиц, оставшихся без крова, помещений санаториев, домов отдыха, пансионатов, спортивных и детских лагерей, других общественных зданий, оборудования временных жилищ (палаток, сборных домиков, землянок и т.п.).

Медицинское обеспечение населения в зонах ЧС состоит в проведении лечебных мероприятий по оказанию помощи пострадавшим, профилактике инфекционных заболеваний и возникновения эпидемий, снабжении медицинским имуществом и медикаментами.

В целях обеспечения населения коммунально-бытовыми услугами выполняется широкий комплекс мероприятий, состав которых в значительной мере определяется характером и масштабом ЧС.

Приоритетными должны быть первоочередные меры по восстановлению и ремонту водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей, проведение при необходимости обеззараживания коммунальных, бытовых сточных вод, сбор и удаление отходов, организация банно-прачечного обслуживания.

Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании мероприятий жизнеобеспечения: доставки соответствующих ресурсов, обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий, эвакуации населения и т.п.

Информационное обеспечение организуется в целях своевременного доведения до населения вопросов, связанных с возникшей ЧС, прежде всего информации о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и др.

При организации жизнеобеспечения населения также учитываются потребности личного состава АСС и АСФ, так как прибывающие в зону ЧСАСФ имеют возможности автономного жизнеобеспечения всего на несколько (как правило, на трое) суток.

Актуальным вопросом являются и квалификационные требования к председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Координационными органами РСЧС на местном уровне (в пределах муниципальных образований) являются КЧС и ОПБ органа местного самоуправления.

Создание, реорганизация и ликвидация КЧС и ОПБ органа местного

самоуправления, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями органов местного самоуправления.

Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны иметь представление о следующей информации, которая представлена на рисунке 2.

Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны иметь представление о

—► —► —► —► о перспективах развития РСЧС

о целях, основных задачах, направлениях и содержании государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС

об опыте функционирования систем защиты населения от ЧС, в том числе в зарубежных странах

о мероприятиях по дальнейшему развитию, совершенствованию и повышению эффективности работы муниципальной системы по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ

Рис. 2. Информация, представление о которой должны иметь председатели КЧС и ОПБ

органов местного самоуправления

Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны уметь реализовывать следующие мероприятия, которые представлены на рисунке 3.

Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны уметь:

реализовывать единую государственную политику в области защиты населения и территорий от ЧС на территории муниципального образования

применять полученные знания в осуществлении управления и координации деятельности органов местного самоуправления по защите населения и территорий в ЧС муниципального характера

организовывать работу по эффективному решению задач КЧС, а также координацию деятельности органов управления, сил и средств РСЧС на местном уровне

организовывать сбор и обмен информацией в области зашиты населения и территорий от ЧС муниципального характера

своевременно и правильно оценивать обстановку и принимать решение на ликвидацию ЧС муниципального характера

организовывать разработку основных планирующих документов КЧС

организовывать работу органов управления и сил РСЧС, взаимодействие между ними при ликвидации ЧС

Рис. 3. Мероприятия, которые должны Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны уметь реализовывать следующие мероприятия

Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны знать следующую информацию, которая представлена на рисунке 4.

Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны знать:

основы государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС

нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС

задачи, структуру и порядок функционирования РСЧС

задачи, функции и организацию работы КЧС и ОПБ органов местного самоуправления

режимы функционирования РСЧС и мероприятия, выполняемые по ним КЧС

порядок обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ

порядок поддержания органов управления, сил и средств РСЧС в постоянной готовности к действиям при возникновении ЧС

порядок введения (отмены) для органов управления, АСС и АСФ режима повышенной готовности и режима ЧС

основные мероприятия проводимые органами управления, АСС и АСФ в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности и режиме ЧС

задачи и порядок создания АСС, АСФ, других сил и средств предназначенных для ликвидации ЧС муниципального характера и ОПБ на территории муниципальных образований

основы финансирования мероприятий предупреждения и ликвидации последствий ЧС муниципального характера

мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в ЧС

содержание, порядок разработки, оформления и ведение основных планирующих и других документов КЧС

содержание, организацию разработки и выполнения плана действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации ЧС органов местного самоуправления

Рис. 4. Информация, которую должны знать председатели КЧС и ОПБ органов местного

самоуправления

Проанализированы обязанности председателя КЧС, которые представлены на рисунке 5.

Председатель КЧС обязан:

- руководить разработкой годового плана работы КЧС

руководить разработкой плана действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, принимать участие в его корректировке

проводить заседания, проверки, экспертизы и другие мероприятия, связанные с безаварийным функционированием хозяйства района

руководить подготовкой членов КЧС к действиям в экстремальных ситуациях и обеспечивать их постоянную готовность к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий

обеспечивать взаимодействие с управлениями, ведомствами и другими организациями, а также привлекаемыми органами и силами

организовать управление силами и средствами в районе бедствия

контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций на территории района, независимо от ведомственной подчиненности, по вопросам снижения опасности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, возможного ущерба от них и готовности к ликвидации их последствий

принимать участие в решении вопросов о целесообразности размещения на территории района объектов, потенциально опасных для жизни и здоровья населения и природной среды

привлекать к работе в КЧС по ликвидации ЧС необходимых специалистов

доводить до вышестоящих органов предложения и рекомендации по вопросам предотвращения аварий, катастроф и стихийных бедствий, организовать защиту и жизнеобеспечение населения в ЧС

проводить систематические тренировки по оповещению и сбору личного состава КЧС

Рис. 5. Обязанности председателя КЧС

Иметь опыт (навыки) организации и управления мероприятиями, проводимыми КЧС ситуаций по обеспечению безопасности населения и территорий муниципальных образований в ЧС и в ОПБ.

Проанализированы обязанности председателя КЧС при угрозе или возникновении ЧС, которые представлены на рисунке 6.

При угрозе или возникновении ЧС председатель КЧС обязан

организовать оповещение населения в случае ЧС

принять экстренные меры по защите населения, оказать помощь пострадавшим, локализовать аварию, доложить главе администрации

обеспечить введение режимов работы районного звена РСЧС

организовать ведение разведки всех видов, выслать ОГ в место ЧС

определить масштабы бедствия, размеры ущерба, прогнозировать последствия, исходя из предложений специалистов и членов комиссий

принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий, его жизнеобеспечению в чрезвычайных условиях

обеспечивать надежное управление работами на месте происшествия силами оперативной группы КЧС

осуществлять контроль за привлечением, согласно плану взаимодействия, необходимых сил и средств

доводить информацию до заинтересованных организаций и населения о положении дел и результатах работы по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий

выявлять причины аварий (катастроф) совместно со специалистами комиссии по административному и техническому расследованию

организовать АС и ДНР и руководство их проведением

Рис. 6. Обязанности председателя КЧС при угрозе или возникновении ЧС

Председатель КЧС несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач, организацию работы КЧС и ее готовность.

В результате анализа решений КЧС необходимо провести мониторинг социальных проблем ОПБ населения РФ, так как мероприятия жизнеобеспечения планируются заблаговременно и осуществляются силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов РФ и муниципальных образований, на территории которых произошла ЧС.

Список использованной литературы

1. Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций. МЧС. Утверждены Протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности протоколом от 17 апреля 2015г. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.