ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПОСТРАДАВШЕГО В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
О.Н. Орлова, доцент, к.пед.н., Академия ГПС МЧС России, г. Москва
Решение проблемы жизнеобеспечения населения в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации является одной из первостепенных задач органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и органов управления по делам гражданской обороны и ЧС всех уровней. От ее решения зависит сохранение человеческих жизней, а также обеспечение общественного спокойствия и порядка в районе бедствия.
К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.
Содержание конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера ЧС, ее масштабов, реально складывающейся обстановки, имеющихся резервов финансовых и материальных ресурсов и других факторов. Вся подготовительная работа к организации первоочередного жизнеобеспечения населения строится с учетом экономических, природных и иных особенностей территории и степени опасности для населения возможных ЧС.
При практической реализации мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в первую очередь используются местные ресурсы.
Проведен анализ задач по обеспечению населения водой, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Задачи по обеспечению населения водой
В число обязательных мероприятий по обеспечению населения продуктами питания входит организация санитарного контроля за хранением,
транспортировкой продуктов и приготовлением пищи, защиты ее от возможного химического, радиоактивного и других видов заражения (загрязнения).
Обеспечение населения предметами первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.) осуществляется из собственных ресурсов и резервов субъекта РФ и органов местного самоуправления, а также использования гуманитарной, благотворительной и других видов помощи.
Вопросы обеспечения населения жильем решаются за счет использования для временного размещения лиц, оставшихся без крова, помещений санаториев, домов отдыха, пансионатов, спортивных и детских лагерей, других общественных зданий, оборудования временных жилищ (палаток, сборных домиков, землянок и т.п.).
Медицинское обеспечение населения в зонах ЧС состоит в проведении лечебных мероприятий по оказанию помощи пострадавшим, профилактике инфекционных заболеваний и возникновения эпидемий, снабжении медицинским имуществом и медикаментами.
В целях обеспечения населения коммунально-бытовыми услугами выполняется широкий комплекс мероприятий, состав которых в значительной мере определяется характером и масштабом ЧС.
Приоритетными должны быть первоочередные меры по восстановлению и ремонту водопроводных, канализационных, тепловых, газовых, электро- и теплосетей, проведение при необходимости обеззараживания коммунальных, бытовых сточных вод, сбор и удаление отходов, организация банно-прачечного обслуживания.
Транспортное обеспечение населения заключается в транспортном обслуживании мероприятий жизнеобеспечения: доставки соответствующих ресурсов, обслуживании лечебно-эвакуационных мероприятий, эвакуации населения и т.п.
Информационное обеспечение организуется в целях своевременного доведения до населения вопросов, связанных с возникшей ЧС, прежде всего информации о размещении пунктов раздачи воды и пищи, медицинской помощи, организации коммунально-бытового обслуживания и др.
При организации жизнеобеспечения населения также учитываются потребности личного состава АСС и АСФ, так как прибывающие в зону ЧСАСФ имеют возможности автономного жизнеобеспечения всего на несколько (как правило, на трое) суток.
Актуальным вопросом являются и квалификационные требования к председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Координационными органами РСЧС на местном уровне (в пределах муниципальных образований) являются КЧС и ОПБ органа местного самоуправления.
Создание, реорганизация и ликвидация КЧС и ОПБ органа местного
самоуправления, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями органов местного самоуправления.
Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны иметь представление о следующей информации, которая представлена на рисунке 2.
Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны иметь представление о
—► —► —► —► о перспективах развития РСЧС
о целях, основных задачах, направлениях и содержании государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС
об опыте функционирования систем защиты населения от ЧС, в том числе в зарубежных странах
о мероприятиях по дальнейшему развитию, совершенствованию и повышению эффективности работы муниципальной системы по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ
Рис. 2. Информация, представление о которой должны иметь председатели КЧС и ОПБ
органов местного самоуправления
Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны уметь реализовывать следующие мероприятия, которые представлены на рисунке 3.
Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны уметь:
реализовывать единую государственную политику в области защиты населения и территорий от ЧС на территории муниципального образования
применять полученные знания в осуществлении управления и координации деятельности органов местного самоуправления по защите населения и территорий в ЧС муниципального характера
организовывать работу по эффективному решению задач КЧС, а также координацию деятельности органов управления, сил и средств РСЧС на местном уровне
организовывать сбор и обмен информацией в области зашиты населения и территорий от ЧС муниципального характера
своевременно и правильно оценивать обстановку и принимать решение на ликвидацию ЧС муниципального характера
организовывать разработку основных планирующих документов КЧС
организовывать работу органов управления и сил РСЧС, взаимодействие между ними при ликвидации ЧС
Рис. 3. Мероприятия, которые должны Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны уметь реализовывать следующие мероприятия
Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны знать следующую информацию, которая представлена на рисунке 4.
Председатели КЧС и ОПБ органов местного самоуправления должны знать:
основы государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС
нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС
задачи, структуру и порядок функционирования РСЧС
задачи, функции и организацию работы КЧС и ОПБ органов местного самоуправления
режимы функционирования РСЧС и мероприятия, выполняемые по ним КЧС
порядок обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ
порядок поддержания органов управления, сил и средств РСЧС в постоянной готовности к действиям при возникновении ЧС
порядок введения (отмены) для органов управления, АСС и АСФ режима повышенной готовности и режима ЧС
основные мероприятия проводимые органами управления, АСС и АСФ в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности и режиме ЧС
задачи и порядок создания АСС, АСФ, других сил и средств предназначенных для ликвидации ЧС муниципального характера и ОПБ на территории муниципальных образований
основы финансирования мероприятий предупреждения и ликвидации последствий ЧС муниципального характера
мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в ЧС
содержание, порядок разработки, оформления и ведение основных планирующих и других документов КЧС
содержание, организацию разработки и выполнения плана действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации ЧС органов местного самоуправления
Рис. 4. Информация, которую должны знать председатели КЧС и ОПБ органов местного
самоуправления
Проанализированы обязанности председателя КЧС, которые представлены на рисунке 5.
Председатель КЧС обязан:
- руководить разработкой годового плана работы КЧС
руководить разработкой плана действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, принимать участие в его корректировке
проводить заседания, проверки, экспертизы и другие мероприятия, связанные с безаварийным функционированием хозяйства района
руководить подготовкой членов КЧС к действиям в экстремальных ситуациях и обеспечивать их постоянную готовность к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий
обеспечивать взаимодействие с управлениями, ведомствами и другими организациями, а также привлекаемыми органами и силами
организовать управление силами и средствами в районе бедствия
контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций на территории района, независимо от ведомственной подчиненности, по вопросам снижения опасности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий, возможного ущерба от них и готовности к ликвидации их последствий
принимать участие в решении вопросов о целесообразности размещения на территории района объектов, потенциально опасных для жизни и здоровья населения и природной среды
привлекать к работе в КЧС по ликвидации ЧС необходимых специалистов
доводить до вышестоящих органов предложения и рекомендации по вопросам предотвращения аварий, катастроф и стихийных бедствий, организовать защиту и жизнеобеспечение населения в ЧС
проводить систематические тренировки по оповещению и сбору личного состава КЧС
Рис. 5. Обязанности председателя КЧС
Иметь опыт (навыки) организации и управления мероприятиями, проводимыми КЧС ситуаций по обеспечению безопасности населения и территорий муниципальных образований в ЧС и в ОПБ.
Проанализированы обязанности председателя КЧС при угрозе или возникновении ЧС, которые представлены на рисунке 6.
При угрозе или возникновении ЧС председатель КЧС обязан
организовать оповещение населения в случае ЧС
принять экстренные меры по защите населения, оказать помощь пострадавшим, локализовать аварию, доложить главе администрации
обеспечить введение режимов работы районного звена РСЧС
организовать ведение разведки всех видов, выслать ОГ в место ЧС
определить масштабы бедствия, размеры ущерба, прогнозировать последствия, исходя из предложений специалистов и членов комиссий
принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий, его жизнеобеспечению в чрезвычайных условиях
обеспечивать надежное управление работами на месте происшествия силами оперативной группы КЧС
осуществлять контроль за привлечением, согласно плану взаимодействия, необходимых сил и средств
доводить информацию до заинтересованных организаций и населения о положении дел и результатах работы по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий
выявлять причины аварий (катастроф) совместно со специалистами комиссии по административному и техническому расследованию
организовать АС и ДНР и руководство их проведением
Рис. 6. Обязанности председателя КЧС при угрозе или возникновении ЧС
Председатель КЧС несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач, организацию работы КЧС и ее готовность.
В результате анализа решений КЧС необходимо провести мониторинг социальных проблем ОПБ населения РФ, так как мероприятия жизнеобеспечения планируются заблаговременно и осуществляются силами и средствами служб (систем) жизнеобеспечения субъектов РФ и муниципальных образований, на территории которых произошла ЧС.
Список использованной литературы
1. Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций. МЧС. Утверждены Протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности протоколом от 17 апреля 2015г. № 4.