Научная статья на тему 'Задачи системы управления оповещением и обучением населения при чрезвычайных ситуациях муниципального уровня'

Задачи системы управления оповещением и обучением населения при чрезвычайных ситуациях муниципального уровня Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи системы управления оповещением и обучением населения при чрезвычайных ситуациях муниципального уровня»

предполагающего организацию частного облака на базе инфраструктуры и аппаратных мощностей территориальных ЦУКС, и дальнейшую его интеграцию в гибридное облако, объединяющего информационные ресурсы и сервисы различных ведомств [4]. Данный подход к модернизации территориальных центров управления в кризисных ситуациях позволит решить основные проблемы, связанные с организацией непрерывного мониторинга обстановки и координации деятельности сил и служб экстренного реагирования, а также обеспечением устойчивого функционирования системы управления и связи.

Список использованной литературы

1. Прус Ю.В., Битуев Б.Ж., Белозеров В.В., Шаповалов В.М. Базовые системы инфокоммуникационного обеспечения - основа создания «виртуального штаба» при пожарах и ЧС// Технологии техносферной безопасности. -2008. - № 5. - ipb.mos.ru/ttb.

2. Прус Ю.В., Битуев Б.Ж., Белозеров В.В., Шаповалов В.М. Информационно-технологическая база реинжиниринга и контроллинга в системе управления при ликвидации ЧС // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2010. - №1. - С. 83-85

3. Прус Ю.В., Шаповалов В.М., Битуев Б.Ж., Крылов А. М. Инфокоммуникационное пространство территориальной системы безопасности// Труды ХУШ междунар. конф. «Пробл. управления безопасн. сложных систем». - М: РГГУ, 2010. - С. 187-191.

4. Волков П.В., Прус М.Ю., Сарафонов А.Ю., Тангиев Т.И., Ходаренкова Ю.И. Инфокоммуникационное обеспечение в АПК «Безопасный город» на базе Центров управления в кризисных ситуациях // Матер. XXIV междунар. научн.-техн. конф. «Системы безопасности» - М: АГПС МЧС России. - 2015. - С. 33-36.

ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПОВЕЩЕНИЕМ И ОБУЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

С.В. Ражников, адъюнкт, Академия ГПС МЧС России, г. Москва

За последние 20 лет периодичность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, а так же и во всём мире, значительно возросло. Высокие темпы развития технологий в производстве, изменения климата на планете, угроза терроризма со стороны исламистских государств, износостойкость атомных электростанций и гидротехнических сооружений - создают угрозу жизни и здоровья граждан. Велики социально-

экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Трагические последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, чрезвычайные ситуации, возникшие по причине явлений природного и техногенного характера: авария на Саяно-Шушенской ГЭС, выброс газа на железнодорожном вокзале г. Челябинска, подтопление в Крымском районе, Краснодарского края в 2012 году, наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году, ежегодная угроза и распространение природных пожаров на населённые пункты с трагическими последствиями и т.д., все вышеперечисленные угрозы ставят человечество перед фактом совершенствования организации системы оповещения и обучения населения действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций [1, 2].

Своевременное оповещение органов управления РСЧС на Федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, а так же готовность к ликвидации различных видов ЧС сил МЧС России, аварийно-спасательных формирований муниципальных образований и объектовых подразделений, информированность жителей проживающих на территории России способствует снижению риска гибели и травмирования людей, уменьшению материального ущерба и своевременному реагированию для ликвидации последствий ЧС [4].

Особенная сложность проведения вышеуказанных мероприятий возникает на муниципальном уровне.

Основными проблемами в организации системы оповещения и обучения населения в ЧС являются [4]:

1. Своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;

2. Мониторинг ЧС на потенциально-опасных и опасных производственных объектах. Отсутствие должного взаимодействия ОМСУ с руководством и должностными лицами предприятий, а также Федеральными органами исполнительной власти в плане обучения и отработки практических занятий при возникновении ЧС с работниками предприятий и населением;

3. Отсутствие типовой нормативно технической базы для муниципальных образований регламентирующей информирование, оповещение и порядок действия населения в чрезвычайных ситуациях;

4. Отсутствие должного обеспечения образовательных учреждений, предприятий, населения информационными ресурсами (инструкциями, буклетами, информационными листами, плакатами), активизация Интернет-ресурсов на муниципальном уровне;

5. Отсутствие необходимого уровня знания представителей КЧС и ОПБ муниципальных образований и специалистов в области ГОЧС. Формализм при действующей системе обучения представителей КЧС и ОПБ Муниципальных

образований и специалистов в области ГОЧС на муниципальном уровне, что отрицательно сказывается на взаимодействии с региональными и межрегиональными уровнями;

6. Отсутствие необходимых программ обучения специалистов на муниципальном уровне, а так же программ социального обучения;

7. Проблема морально-воспитательного характера подрастающего поколения (отсутствие инициативы со стороны Муниципальных образований по организации теоретического и практического обучения молодёжи действиям в ЧС, а так же отработки действий ГО (организация кадетских классов, кружков, лагерей, всевозможных выставок и т.д.));

8. Отсутствие функционального взаимодействия ОМСУ и органов экстренного реагирования по адресному оповещению населения (отсутствие, программ, алгоритмов, моделей управления);

9. Отдалённость населённых пунктов. Отсутствие необходимой технической оснащенности населённых пунктов средствами оповещения: отсутствие проводных средств связи с целью установки системы оповещения, практически полного отсутствия проводного радиовещания;

10. Отсутствие возможности централизованного оповещения населения в единой системе оповещения на муниципальном, региональном, межрегиональном и федеральных уровнях из-за несовместимости работы устаревшего и современного оборудования не позволяющей произвести сопряжение в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, а также экономических и инфраструктурных проектов до 2020 года, обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения и др.

В рамках выполнения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, планируется обеспечение поддержания высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая разработку и реализацию практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов.

В настоящее время задачу по обеспечению безопасности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера можно решить в рамках существующего законодательства и технической базы. Однако

оповещение о чрезвычайных ситуациях сегодня во многом переложено на плечи органов местного самоуправления и организаций, для которых оно не является основным сервисом, - операторов сотовой связи, телевизионные и радиокомпании. Точное, своевременное и надежное оповещение в таком случае не может быть гарантировано на 100 %. Система оповещения является необходимым средством обеспечения своевременной эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, особенно в местах размещения потенциально опасных объектов. Нормативные документы обязывают ОМСУ и владельцев таких объектов иметь локальные системы оповещения (ЛСО) как на них, так и на определенном расстоянии вокруг.

Существующая деятельность должностных лиц (членов КЧС и ОПБ, работников ЕДДС муниципальных образований) не достаточно эффективна. Одним из эффективных решений является усовершенствование существующей модели системы управления на муниципальном уровне. Своевременные и слаженные действия членов КЧС и ОПБ, работников ЕДДС муниципальных образований с представителями экстренных служб реагирования позволят своевременно оповестить население о приближающейся или случившейся чрезвычайной ситуации, произвести эвакуацию в безопасные зоны и предотвратить трагические последствия, связанные с гибелью и травмированием людей и сократить материальные и экономические ущербы.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» № 28 (в ред. Фед. законов от 09.10.2002 № 123-Ф3, от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

2. Федеральный закон РФ от 21.12 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. федеральных законов от 28.10.2002 № 129-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.05.2015 № 119-ФЗ).

3. Указ Президента РФ № 1522 от 13.11.2012 года «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

4. Постановление Правительство Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 14.04.2015 № 352).

5. Левчук Л. Оповещение населения о ЧС без проводов // Матер. Междунар. конф. «Системы безопасности - 2012». - М.: Академия ГПС МЧС России, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.