Научная статья на тему 'Облачные сервисы в системе управления службами экстренного реагирования'

Облачные сервисы в системе управления службами экстренного реагирования Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
113
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Прус М. Ю., Ходаренкова Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Облачные сервисы в системе управления службами экстренного реагирования»

ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ

М.Ю. Прус, преподаватель, Ю.И. Ходаренкова, инспектор, Академия ГПС МЧС России, г. Москва

В России с 2014 года началась реализация проекта аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» - комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий ЧС и правонарушений и функционирующей в целях обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований с интеграцией действий подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.

Повышение своевременности, оперативности, эффективности и устойчивости управления силами и средствами служб экстренного реагирования в территориальных системах безопасности требует создания единого информационного пространства на основе интеграции информационных и телекоммуникационных ресурсов. Существуют различные подходы к развитию систем управления службами экстренного реагирования различных ведомств на областном и муниципальном уровнях.

Один из них состоит в копировании зарубежных инфокоммуникационных систем общественной безопасности и их построении на базе крупных телекоммуникационных компаний. Второй путь развития систем управления службами экстренного реагирования и безопасности состоит в интеграции их с учетом специфики исторического развития и современного состояния их инфокоммуникационных ресурсов [1-3].

Инфокоммуникационные системы общественной безопасности США («Система-911») и стран ЕС (службы спасения «112») организованы на базе крупных телекоммуникационных компаний в интересах обслуживания полиции, пожарных, скорой помощи и других чрезвычайных служб, действующих на территории муниципальных образований.

В России система управления по обеспечению безопасности населения и территорий исторически складывалась на основе централизации ведомств, муниципальные службы экстренного реагирования отчитываются преимущественно перед своими вышестоящими органами. Такая структура приводит к затруднениям при взаимодействии служб и сборе необходимой для централизованного оперативного управления при ЧС информации. Информационные ресурсы одного ведомства недоступны для других ведомств, в том числе при решении задач, связанных с обеспечением безопасности

населения и территорий. В частности, не решена проблема с организацией внешнего доступа к геоинформационным ресурсам ведомств и служб (МВД, ФСБ, МО, МЮ, газовое и водное хозяйство, канализация, энергетика, связь и т.п.).

Реорганизация управленческой деятельности по обеспечению безопасности населения и территорий предполагает функционирование единого информационного пространства, представленного в совокупности единых методических, организационных, программных, технических и коммуникационных средств, обеспечивающих оперативный доступ ко всем информационным ресурсам в пределах компетенции (прав доступа) специалистов из различных ведомств и служб. Данные системы должны быть наделены развитой и гибкой структурой телекоммуникационных связей между рабочими местами специалистов, динамическими хранилищами данных, системами поддержки принятия управленческих решений.

Организация тотального непрерывного мониторинга безопасности связана с решением проблемы передачи хранения, и дальнейшей аналитической обработки огромных массивов информации ограниченного доступа, организацией единого центра хранения информации и обработки данных.

Построение единой территориальной системы управления и связи силами экстренного реагирования и обеспечения безопасности как системы двойного -гражданского и оборонного назначения требует решения ряда связанных с проблемой вопросов импортозамещения как при формировании комплекса технических средств, так и при разработке программных продуктов, позволяющих гарантировать устойчивую работу системы в особый период.

С точки зрения авторов настоящей работы, наиболее целесообразным и экономически обоснованным является вариант построения единой территориальной системы управления и связи силами и средствами экстренного реагирования и обеспечения безопасности, основанный на интеграции информационных и телекоммуникационных ресурсов на базе существующих в настоящее время в МЧС России центров регионального и муниципального уровней оперативного управления в кризисных ситуациях.

В настоящее время становится популярной организация различных информационно-аналитических сервисов деятельности служб МЧС (ГИМС, ГПН) относящихся к облачным инфокоммуникационным решениям. Под облачными инфокоммуникационными технологиями в широком смысле понимаются технологии и инфраструктура предоставления клиентам удаленного доступа к различного рода сервисам (специальному программному обеспечению, информационным ресурсам и т.д.), традиционно базировавшихся в непосредственном доступе (ПК, сервер в локальной сети).

Концепция облачных технологий предполагает три модели предоставления услуг: программное обеспечение как услуга (SaaS - Software as a Service); инфраструктура как услуга (IaaS - Infrastructure as a Service); платформа как услуга (PaaS - Platform as a Service). По форме взаимоотношений между поставщиком и потребителем и способам организации предоставления

инфокоммуникационных услуг выделяются четыре вида облачных сервисов. Публичное облако представляет собой инфраструктуру, создаваемую поставщиком услуг и предназначенную для свободного (иногда за плату) использования пользователями через Интернет. Общественное облако представляет собой инфраструктуру, предназначенную для групп пользователей из конкретного сообщества, объединенных общими интересами. Частное облако - это инфраструктура, предназначенная исключительно для одной организации, а в некоторых случаях для клиентов и подрядчиков этой организации. Гибридное облако - это комбинация двух и более видов облаков (публичных, частных, общественных), которые остаются уникальными, но позволяют программам и данным перемещаться между этими облаками.

Примером такого информационно-аналитического сервиса деятельности служб МЧС может служить организация облачного Web-сервера, обеспечивающего доступ сотрудников к различного рода нормативным документам, в том числе с мобильных устройств. В настоящее время обсуждается вопрос о создании облачного финансового сервиса для различных подразделений МЧС, позволяющего организовать хозяйственную деятельность и бухгалтерский учет, что существенно упростит работу контрольно -ревизионного управления по проверке планово-финансовой работы, оперативному выявлению возникающих ошибок и злоупотреблений.

В настоящее время существуют решения по применению облачных технологий для ЕДДС-112, позволяющих создавать удобные и функциональные площадки для приобретения полного комплекса услуг на базе инфраструктуры провайдера. Например, ОАО «Ростелеком» предлагает внедрение «Системы-112» в концепции IaaS (Infrastructure as a Service - инфраструктура как услуга). К достоинствам такого варианта внедрения можно отнести минимизацию капитальных вложений и скорости развертывания системы, а также переложение на плечи одного из операторов всех эксплуатационных забот, включая администрирование цикла жизни аппаратно-программных решений. Ростелеком совместно с разработчиком специального программного обеспечения ООО «НТЦ Протей» разрабатывает «Систему-112» по данному варианту на базе территориально-распределенного Центра обработки данных, развернутого в Воронежской, Челябинской, Кемеровской областях и Республике Чувашия.

Несомненные преимущества такой инфокоммуникационной системы заключаются в организации единого программно-аппаратного пространства, возможности оперативного распределения ресурсов, обеспечении универсального доступа к сервисам, экономической эффективности и высокой надежности. В то же время существенные недостатки рассматриваемой системы обусловлены полной зависимостью от провайдера и его каналов связи, а также проблемами обеспечения защиты информации.

Избежать указанных проблем возможно, по мнению авторов, при реализации одного из перспективных вариантов построения единого инфокоммуникационного пространства для служб экстренного реагирования,

предполагающего организацию частного облака на базе инфраструктуры и аппаратных мощностей территориальных ЦУКС, и дальнейшую его интеграцию в гибридное облако, объединяющего информационные ресурсы и сервисы различных ведомств [4]. Данный подход к модернизации территориальных центров управления в кризисных ситуациях позволит решить основные проблемы, связанные с организацией непрерывного мониторинга обстановки и координации деятельности сил и служб экстренного реагирования, а также обеспечением устойчивого функционирования системы управления и связи.

Список использованной литературы

1. Прус Ю.В., Битуев Б.Ж., Белозеров В.В., Шаповалов В.М. Базовые системы инфокоммуникационного обеспечения - основа создания «виртуального штаба» при пожарах и ЧС// Технологии техносферной безопасности. -2008. - № 5. - ipb.mos.ru/ttb.

2. Прус Ю.В., Битуев Б.Ж., Белозеров В.В., Шаповалов В.М. Информационно-технологическая база реинжиниринга и контроллинга в системе управления при ликвидации ЧС // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2010. - №1. - С. 83-85

3. Прус Ю.В., Шаповалов В.М., Битуев Б.Ж., Крылов А. М. Инфокоммуникационное пространство территориальной системы безопасности// Труды ХУШ междунар. конф. «Пробл. управления безопасн. сложных систем». - М: РГГУ, 2010. - С. 187-191.

4. Волков П.В., Прус М.Ю., Сарафонов А.Ю., Тангиев Т.И., Ходаренкова Ю.И. Инфокоммуникационное обеспечение в АПК «Безопасный город» на базе Центров управления в кризисных ситуациях // Матер. XXIV междунар. научн.-техн. конф. «Системы безопасности» - М: АГПС МЧС России. - 2015. - С. 33-36.

ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПОВЕЩЕНИЕМ И ОБУЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

С.В. Ражников, адъюнкт, Академия ГПС МЧС России, г. Москва

За последние 20 лет периодичность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, а так же и во всём мире, значительно возросло. Высокие темпы развития технологий в производстве, изменения климата на планете, угроза терроризма со стороны исламистских государств, износостойкость атомных электростанций и гидротехнических сооружений - создают угрозу жизни и здоровья граждан. Велики социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.