Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСЗАКУПОК С УЧЕТОМ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСЗАКУПОК С УЧЕТОМ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
госзакупки / бюджет / заказчики / поставщики / закупка / план-график / контракт / единая информационная система / электронная торговая площадка / public procurement / budget / customers / suppliers / procurement / schedule / contract / unified information system / electronic trading platform

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меджидова Зайнап Камилевна, Османова Мадина Магомедовна

В статье рассматриваются организация и методы проведения госзакупок в бюджетных учреждениях, основываясь на федеральных законах 223-ФЗ и 44-ФЗ. В частности, определяется круг организаций, которые могут участвовать в госзакупках как со стороны поставщиков, так и заказчиков, а так же в каких случаях имеет действие223-ФЗ и в каких случаях 44-ФЗ. Так же в статье раскрыта процедура проведения закупок и платформы, на которых их возможно проводить. Далее в статье рассмотрены изменения в законодательстве, регулирующем закупки, которые начали действовать с начала 2024 года: рассмотрены меры поддержки, которые были продлены, а так же нововведения, начавшие свое действие с начала года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меджидова Зайнап Камилевна, Османова Мадина Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT, TAKING INTO ACCOUNT THE LATEST CHANGES IN LEGISLATION

The article discusses the organization and methods of public procurement in budgetary institutions, based on federal laws 223-FZ and 44-FZ. In particular, the range of organizations that can participate in public procurement from both suppliers and customers is determined, as well as in which cases 223-FZ is valid and in which cases 44-FZ. The article also reveals the procedure for conducting purchases and the platforms on which they can be carried out. Further, the article discusses changes in the legislation governing procurement, which began to take effect from the beginning of 2024: support measures that were extended, as well as innovations that began their effect from the beginning of the year, are considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСЗАКУПОК С УЧЕТОМ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

4. Рош, X., Чен, Л., Чжао, Ю. Строительство цифровой инфраструктуры и использование производственных мощностей предприятий - эмпирические данные стратегии "Широкополосного доступа в Китае". Ind. Econ. Res. 2022, 5, 1-14. [Перекрестная ссылка]

5. Лю, X., Ян, Ю., Сун, 3. Построение и эволюция цифровых возможностей предприятия - на основе многоуровневых поисковых исследований ведущих цифровых предприятий. Реформа 2022, 10, 45-64.

6. Аспара, Дж., Хиетанен, Дж., Тикканен, X. Инновационная бизнес-модель против тиражирования: влияние стратегических акцентов на финансовые показатели. Дж. Стратег. Mark. 2010, 18, 39-56.

7. Исаев М.Г. Роль цифровых сервисов и технологий для повышения эффективности бизнеса в цифровой среде // Военно-экономический вестник. — 2023 №2. — URL: https:// voenvestnik.ru/PDF/3ECVV148.pdf

8. Хасаншин И. А..Краснов И.С. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур//Актуальные вопросы современной экономики 2020г. № 2 С. 363-372

Сведения об авторе

КУЛИКОВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ, аспирант кафедры финансов устойчивого развития, Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва, Россия

Information about the author

KULIKOV ALEKSEI VALERIEVICH, Postgraduate student of the Department of Finance of Sustainable Development, Russian University of Economics named after Plekhanova, Moscow Russia

Научная статья УДК 338.984

001 10.26118/2782-4586.2024.88.89.022

Меджидова Зайнап Камилевна

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Османова Мадина Магомедовна

Дагестанский государственный университет народного хозяйства

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСЗАКУПОК С УЧЕТОМ ПОСЛЕДНИХ

ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются организация и методы проведения госзакупок в бюджетных учреждениях, основываясь на федеральных законах 223-Ф3 и 44-ФЗ. В частности, определяется круг организаций, которые могут участвовать в госзакупках как со стороны поставщиков, так и заказчиков, а так же в каких случаях имеет действие223-ф3 и в каких случаях 44-ФЗ. Так же в статье раскрыта процедура проведения закупок и платформы, на которых их возможно проводить. Далее в статье рассмотрены изменения в законодательстве, регулирующем закупки, которые начали действовать с начала 2024 года: рассмотрены меры поддержки, которые были продлены, а так же нововведения, начавшие свое действие с начала года.

Ключевые слова: госзакупки, бюджет, заказчики, поставщики, закупка, план-график, контракт, единая информационная система, электронная торговая площадка.

Medzhidova Zainap Kamilevna

Dagestan State University of National Economy

Osmanova Madina Magomedovna

Dagestan State University of National Economy

ORGANIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT, TAKING INTO

ACCOUNT THE LATEST CHANGES IN LEGISLATION

Annotation. The article discusses the organization and methods of public procurement in budgetary institutions, based on federal laws 223-FZ and 44-FZ. In particular, the range of organizations that can participate in public procurement from both suppliers and customers is determined, as well as in which cases 223-FZ is valid and in which cases 44-FZ. The article also reveals the procedure for conducting purchases and the platforms on which they can be carried out. Further, the article discusses changes in the legislation governing procurement, which began to take effect from the beginning of 2024: support measures that were extended, as well as innovations that began their effect from the beginning of the year, are considered.

Keywords: public procurement, budget, customers, suppliers, procurement, schedule, contract, unified information system, electronic trading platform.

В зависимости от источника доходов, госзакупки регулируются 44-ФЗ и 22Э-ФЗ. В случае, когда организация ведет закупки за счет бюджетных средств, применяется 44-ФЗ, а в случае, когда источником доходов является приносящая доход деятельность организации, имеющая положение о закупках, применяется 22Э-ФЗ.

В закупках по 44-ФЗ фактически могут принимать участие государственные и муниципальные учреждения, как например больницы, детские сады или школы, и т.д., которые выступают заказчиками. Поставщиками могут выступать юридические или физические лица (в том числе ИП и самозанятый), не имеющий задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками, не принадлежит к оффшорным компаниям, не является иностранным агентом, не состоит в реестре недобросовестных поставщиков (такое требование может предъявить заказчик).

По закону не менее 25% всех закупок необходимо проводить среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

В электронной форме проходит основная часть закупок. Заказчик имеет право выбрать любую электронную торговую площадку. Их больше 150 и у каждой свои правила. Поставщики должны зарегистрироваться на каждой электронной торговой площадке отдельно, чтобы участвовать в закупках разных заказчиков. Площадки могут брать с поставщиков плату за регистрацию или потребовать купить абонемент на участие в закупках.

У субъектов малого и среднего предпринимательства закупки проводятся только в электронной форме на восьми основных федеральных площадках госзакупок. Для работы на этих электронных торговых площадках обязательна регистрация в Единой информационной системе (ЕИС).

На федеральных электронных торговых площадках малый и средний бизнес работает бесплатно. Победителю необходимо заплатить 1% от начальной максимальной цены контракта, но не больше 2000 руб.

Оператор электронных торговых площадок должен обеспечивать непрерывную работу площадки и надежность программного обеспечения, обмен электронными документами между заказчиком и поставщиками, неизменность подписанных электронных документов, а также равный доступ участников к закупкам и конфиденциальность содержания их заявок.

Для регистрации и обмена электронными документами участники должны иметь электронную подпись (ЭП).

Всего федеральных электронных торговых площадок восемь: Сбербанк-АСТ, АГЗ РТ, ЕЭТП. РТС-Тендер, ЭТП Фабрикант, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Zakupki.gov.ru - это сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС размещены реестры всехзаключенныхконтрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков а также другая необходимая информация. Сами торги проходят непосредственно на ЭТП, а на ЕИС можно найти информацию по тендерам.

Единая информационная система сейчас включает: 1) информацию о закупках; 2) шаблоны контрактов; 3) правила нормирования; 4) информацию о рыночных ценах на товары; 5) планы закупок, планы-графики; 6) отчетность по исполненным контрактам; 7) реестр недобросовестных поставщиков (РНП); 8) единую регистрацию и реестр участников закупок (ЕРУЗ); 9) единый каталог товаров, работ и услуг; 10) публикацию закупок по ПП РФ № 615 (капремонт); 11) независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП; 12) подачу жалоб; 13) возможности проведения электронного актирования и приемки товаров, работ, услуг; 14) возможности выпуска машиночитаемой доверенности для торгов; 15) функциональность по работе со структурированным извещением, заявкой и цифровым контрактом.

Это неполный перечень, так как ЕИС постоянно развивается. Доступ к информации в системе бесплатный. Если сведения об одном и том же заказчике, закупке, или договоре в ЕИС и в другом источнике отличаются, то приоритетной является информация, размещенная

в ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 22Э-ФЗ необходимо пройти регистрацию в ЕИС.

Поставщики, так же для участия в закупках должны подать в письменной или электронной форме заявку на участие, а также документы неведения, необходимые для участия в закупке.

Все документы подписываются электронной подписью, которую заказчики могут получить бесплатно в федеральном казначействе и с ней работать на ЭТП и в ЕИС. Поставщикам так же подпись необходима для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года в госзакупках используются квалифицированные подписи. Если в тендере от имени поставщика участвует руководитель, то он должен выпустить подпись в удостоверяющем центре Федеральной Налоговой Службы. А электронные подписи на уполномоченных сотрудников, как на физических лиц, выпускают коммерческие удостоверяющие центры. Для работы стендерами специалистам необходима машиночитаемая доверенность.

Основным документом заказчика для осуществления закупок, является план-график. Закупку, не включенную в план-график провести нельзя. План-график формируется на 3 года. Он вступает в силу в течение десяти рабочих дней после утверждения бюджета. Объявлять закупку можно через один день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

- название, номер, требования к товарам и участникам;

- способ закупки — аукцион, конкурс или запрос котировок;

- НМЦ каждого контракта;

- дополнительные требования к участникам закупки, если они есть;

- размер обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств (при наличии);

- дата объявления закупки;

- информация о банковском сопровождении контракта;

- применение критериев оценки заявки — в случае конкурса и др.

При проверке ФАС, или по жалобе поставщика требования в рамках закупки могут быть признаны необоснованными. В этом случае тендер корректируется или отменяется. Признанных виновными могут привлечь к административной ответственности.

Все госзакупки в обязательном порядке нормируются. Количество, цену, а также характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Начальную цену контракта (стоимость поставки товаров) устанавливает заказчик. Начальная минимальная цена (НМЦ) в обязательном порядке обосновывается, и поставщики не могут предложить цену выше НМЦ. Определяется начальная цена контракта заказчиком в зависимости от объекта закупки и способа размещения.

Для поставщиков действуют антидемпинговые меры, это значит, что, если итоговая цена контракта будет на 25% ниже от НМЦ, победитель должен предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты.

С начала 2024 года был принят ФЗ-625, внесший некоторые изменения в организацию госзакупок.

В частности, он продлил действие антикризисных мер в госзакупках, благодаря чему в 2024 поставщики продолжат пользоваться уже существующими мерами поддержки. Сохраняется право сторон изменять существенные условия контракта, если не зависящие от них обстоятельства не позволяют исполнить контракт (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Такая мера позволяет избежать срыва государственных контрактов.

Также, в 2024 можно будет изменять существенные условия контрактов на поставку лекарств в пределах 30% от начальной максимальной цены в целях поддержки поставщиков иностранных лекарств, зависящих от колебания курса валют.

Продлено право изменять строительные госконтракты из-за форс-мажора Подрядчики смогут изменять спецификации и типы оборудования из технического задания, а также объем, виды работ по контракту.

Продолжит свое действие право заказчиков не устанавливать обеспечение исполнения

контракта и гарантийных обязательств, что помогает поставщикам экономить на выпуске банковской гарантии.

Часть изменений коснулась закупок у единственного поставщика. Теперь можно будет изменять существенные условия контрактов в сфере обороны и безопасности, заключенных с единственным поставщиком (ч. 65.3 ст. 112 44-ФЗ).

Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им госучреждения и унитарные предприятия смогут превышать лимит в 50 млн рублей на проведение закупок у единственного поставщика, что позволяет поставщикам заключать прямые контракты с заказчиками.

Также было продлено право Правительства РФ устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного поставщика.

Право самостоятельно определять дополнительные случаи для закупок у единственного поставщика, которое регионы получили в 2023 году упразднено, так как по мнению ФАС и Минфина, заказчики в регионах злоупотребляли этой возможностью, что привело к неэффективному расходу бюджета. Поэтому Правительство оставило такое право только за собой.

Бюджетные учреждения регионов смогут закупать через неконкурентные закупки лекарства, лечебное питание, медицинские изделия, средства для дезинфекции, услуги по хранению, доставке и обслуживанию медицинских изделий. Провести закупку будет возможно у ГУПа или акционерного общества, если 100% его акций принадлежат субъекту РФ.

Утверждены критерии для единственных поставщиков в закупках лекарств. Для того, чтобы стать единственным поставщиком в закупке лекарств участникам необходимо:

• быть юридическим лицом — ИП, физические лица и самозанятые не смогут заключить такие контракты;

• производить препарат на территории ЕАЭС;

• работать без получения инвестиций из-за рубежа;

• иметь опыт поставки лекарств по 44-ФЗ и 223-Ф3 в течение трех предыдущих лет;

• до конца поставки товара по контракту обладать правом на изобретение препарата.

• лекарства должны охраняться на территории России патентом, принадлежащим поставщику.

В 2024 сохранится упрощенное проведение закупок в ДНР, ПНР, Запорожской и Херсонской областях. Заказчики смогут закупать товары дороже, чем установлено в нормативе, и сохранят доступ к иностранным товарам в обход постановлений нацрежима.

По закрытым закупкам теперь поставщики могут в электронном виде подать жалобу в ФАС, подавать электронную жалобу раньше можно было только по конкурентным процедурам. Подача жалобы по закрытым электронным процедурам в контрольные органы с использованием ЕИС призвана упростить работу поставщиков.

Введено предупреждение о наказании за нарушение конкуренции. В извещении о закупке заказчики начали предупреждать участников об административном и уголовном наказаниях за антиконкурентные действия.

Список источников

1. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-Ф3 (последняя редакция)

2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)

3. Меджидова З.К. Организация госзакупок по Федеральному Закону 223 в 2023 году // Актуальные вопросы современной экономики.2023-№4. С 72-76.

4. Правовое регулирование закупок по Закону 223-Ф3. Сборник нормативных актов. 5 издание. A.A. Храмкин, О.М. Воробьева - М.: ФГУП Издательство «Известия», 2021.-186С.

5. Госзакупки и тендеры для малого бизнеса. Дегтяревская.А. Олимп-Бизнес 2021 г 249 с.

6. Хачатурян К.С., Москвитин А.Г., Войтов В.В., Ротарь М.А. Совершенствование системы госзакупок на основе применения технологии мониторинга // Военно-экономический вестник. — 2019 №1-2. — URL: https://voenvestnik.ru/

Сведения об авторах

МЕДЖИДОВА ЗАЙНАП КАМИЛЕВНА, к.э.н., доцент кафедры «Бухучет АХД и аудит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия. ОСМАНОВА МАДИНА МАГОМЕДОВНА, старший преподаватель кафедры «Бухучет АХД и аудит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия.

Information about the authors

MEDZHIDOVA ZAINAP KAMILEVNA, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting and Auditing, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia.

OSMANOVA MADINA MAGOMEDOVNA, Senior Lecturer of the Department of Accounting and Auditing, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.