DOI: 10.24412/2224-9125-2022-9-178-186 КОТ Екатерина Михайловна,
2022-0079-9/22-133 кандидат экономических наук, доцент
M0SURED: 77/27-025-2022-09-133 кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета, е-mail: [email protected]
МАЙЗЕЛЬ Сергей Гершевич,
доктор технических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета,
е-mail: [email protected]
КРОХАЛЕВ Александр Анатольевич,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудит Уральского государственного аграрного университета, е-mail: [email protected]
ПИЛЬНИКОВ Леонид Николаевич,
старший преподаватель кафедры сервиса транспортных и технологических машин и оборудования АПК Уральского государственного аграрного университета,
е-mail: pilnikov [email protected]
ЗАЙКОВА Вероника Александровна,
магистрант Уральского государственного аграрного университета, е-mail: [email protected]
ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Аннотация. Удовлетворение потребностей государства должно осуществляться за счет эффективного использование государственных ресурсов. На сегодняшний день решением этих вопросов занимается система государственных закупок, созданная с целью повышения качества предоставления услуг населению. Одним из главных особенностей системы закупок является соотношения цены и качества работ, услуг посредством создания открытой конкурентной среды.
Ключевые слова: государственные закупки, единая информационная система в сфере закупок, бюджетные учреждения.
KOT Ekaterina Mikhailovna,
PhD in Economics, Associate Professor Department of Accounting and Audit, Ural State
agrarian university
MAYZEL Sergey Gershevich,
Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Accounting accounting and audit of Ural State Agrarian University
KROKHALEV Alexander Anatolyevich,
senior lecturer of the department accounting and audit of the Ural State Agrarian university
PILNIKOV Leonid Nikolaevich,
Senior Lecturer, Transportation and Technology Service Department machinery and equipment of the APK of the Ural Stateagrarian university
ZAYKOVA Veronika Alexandrovna,
master's student of the Ural State Agrarian University
ADVANTAGES OF THE PROCUREMENT SYSTEM FOR PUBLIC NEEDS
Annotation. Meeting the needs of the State should be carried out through the effective use of public resources. To date, the public procurement system, created with the aim of improving the quality of public services, is dealing with these issues. One of the main features of the procurement system is the ratio of price and quality of works and services through the creation of an open competitive environment.
Key words: public procurement, unified information system in the field of procurement, budgetary institutions.
Одна из основных задач, стоящая перед бюджетными учреждениями - это эффективное использование государственных ресурсов с целью реализации полномочий органов власти в соответствующих сферах деятельности, что на сегодняшний день осуществляется посредством планирования доходов и расходов организации. Однако планирование как доходной, так и расходной части бюджета должно максимально приносить выгоду учреждению, более того оно должно полностью удовлетворять его потребности.
На сегодняшний день данная проблема успешно решается посредством такого рычага, как государственные закупки. Эта система представляет собой приобретение товаров, выполнения работ и оказания услуг государственным и муниципальным учреждениям для удовлетворения их нужд. Данный способ не является идеально отлаженной системой, однако позволяет во многом повысить эффективность использования государственных ресурсов.
Средняя доля корпоративных и государственных закупок за последние 7 лет в объеме
номинального ВВП составил 28,5 % (в 2020 году - 27%). Ежегодно в закупочной деятельности принимают участие поставщики более 400 тысяч участников и заказчики более 100 тысяч.
За весь период работы контрактной системы в 2020 году общая сумма заключенных государственных контрактов достигла максимального уровня - 8,9 трлн рублей, что на 7,7 % выше уровня 2019 года.
В связи с вышеизложенными событиями с 2020г система государственных закупок претерпела ряд изменений, с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 план-график стал основным документом по закупкам государственных заказчиков закона 44-ФЗ, при этом бюджетные учреждения должны включать в него почти все свои закупки. Исключения в данном случае составят закупки, планируемые за счет средств от приносящей доход деятельности, грантов или пожертвований. Согласно данного документа планирование закупок осуществляется посредством (рисунок 1):
Рис.1 - Схема планирования закупок с 2020 г Ris.1 - Skhema planirovaniya zakupok s 2020 g
На закупки, а также на этапы проведения торгов всех государственных заказчиков строго действует закон 44-ФЗ. На каждом этапе торгов, четко контролируется действия государственных организаций - от планирования до заключения контракта, регламентируется порядок и сроки государственных закупок, требования к участникам. Для заказчиков установлен четкий план про-
ведения торгов на конкурсной основе, а поставщики получают уверенность в том, что сделка будет заключена с победителем, а контракт будет оплачен в срок.
Для государственных заказчиков нарушение закона 44-ФЗ предусматривается административная ответственность и отмена уже проеденной закупки, для участников грозит внесение
в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом на участие в государственных закупках сроком на два года [1].
Закон 223-Ф3 действует менее строго и устанавливает только общие особенности для проведения закупок. Заказник обязан разработать свое положение о закупках на основании, которого будет регулироваться закупочная деятельность предприятия. В своем положении заказчик устанавливает сроки, требования к
форме заявок и участникам, а также способы проведения торгов и так далее. Закон дает заказчику определенную свободу действий. Для участия в торгах по 223-ФЗ поставщику первым делом необходимо ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика [2].
Рассмотрим таблицу 1, представляющую собой особенности применения законов 44-ФЗ и 223-ФЗ при осуществлении государственных закупок.
Таблица 1 - Анализ основных особенностей применения законов 44-ФЗ и 22Э-ФЗ при осуществлении государственных закупок.
Закон 44-ФЗ Закон 22Э-ФЗ
1
Заказчик
1. Государственные органы власти, 2. Корпорации Роскосмос и Росатом 3. Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» 4. Казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги. 1. Государственные объединения и компании, с долей имущества государства более 50%. 2. естественные монополии 3. организации деятельность которых регулируется государством 4. бюджетные и унитарные предприятия, проводящие закупку за счет грантов, средств субподряда, собственных денег, а также доходов от благотворительности. [7].
Поставщик
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. В 223-Ф3 самозанятые имеют те же права, что и субъекты малого и среднего предпринимательства, однако участвуют в торгах, которые проводят лишь для малого и среднего предпринимательства.
Льготы
1. Организациям, работающим с инвалидами 2. Организациям уголовно-исполнительной системы наказаний 3. Поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 1. субъектам малого и среднего бизнеса (СМП), 2. Российским товаропроизводителям и производителям из стран ЕАЭС. 20% от общего годового объема всех договоров обязательно принадлежит сМп
4. Субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям с социальной ориентацией (СМП и СОНКО). 15% от общего объёма закупок обязательно должно проводится среди СМП и СОНКО.
Способы закупки
1. Конкурентные: 1.1 Конкурсы: - открытый, с ограниченным участием, - двухэтапный, - закрытый, - закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный; 1.2 Аукционы: - электронный, - закрытый; 1.3 Запрос котировок; 1.4 Запрос предложений; 2. Закупки у единственного поставщика. Способы закупки прописываются в положении организации, там же выводятся особенности проведения закупки у единственного поставщика. Если закупка является конкурентной с преимуществом для СМП, то процедура предусматривает: - конкурс, - аукцион, - запрос котировок, - запрос предложений. При других формах заказчик также прописывает в положении способы закупки.
Электронные торговые площадки
Электронные площадки, используемые проведения закупок: 1. Сбербанк - Автоматизированная система торгов, 2. РТС-тендер, 3. Росэлторг, 4. НЭП, 5. ZakazRF, 6. Lot-online, 7. ТЭК-Торг, 8. ЭТП Газпромбанка. zakupki.gov.ru. - сайт обязательной публикации извещения и документов Регистрация в ЕИС участников закупок -обязательна и бесплатна, обновляется каждые 3 года. Электронные площадки, используемые проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ не регламентированы, более того заказчик может организовать свою электронную площадку. Публикуемые закупки (ЕИС): - НМЦ больше 100 тыс. рублей;
- НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей. Однако закупки для МСП публикуют в ЕИС независимо от цены контракта с обязательным размещением на одной из восьми электронных площадок.
Электронная подпись участника
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) возможна: - на руководителя компании, - на сотрудника (наличие доверенности). Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Электронная площадка, на которой совершается закупка, устанавливает свои требования к электронной подписи. Для среднего и малого бизнеса подходит обычная КЭП для участий в торгах. Некоторые площадки требуют электронную подпись с OID-ом - специальное платное расширение, для участий на общих основаниях. Можно использовать обычную КЭП, а OID добавить позже, или достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Финансовое обеспечение
Обеспечение заявки (ОЗ) - Заказчик может не требовать гарантии заявки в закупках до 1 млн. рублей. В зависимости от нМц требование деконструируется от 0,5 до 5 %. Обеспечение заявки 1. Если НМЦ меньше 5 млн. рублей обеспечение не требуется. 2. Если начальная цена выше 5 млн рублей, обеспечение возможно, но не более 5 % от НМЦ.
Заказчик в извещениях о закупке указывает точный размер гарантии. Участники переводят деньги на спецсчет или предоставляют банковскую гарантию до истечения срока действия заявок. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки. Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и предоставление гарантий - Заказчик вне зависимости от цены контракта, при участии в конкурсах или аукционах, должен требовать обеспечение. Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. Обеспечение для СМП и СОНКО в закупках рассчитывается от итоговой цены контракта. Победитель может обеспечить ОИК: - на счет заказчика перевод денег; - предоставить в закрытом виде отчеты банковской гарантии (БГ). СМП заказчик и СОНКО денег могут сумма вместо более ОИК отчеты предоставить более справку закупок о добросовестности, стран если отчеты у них годовом есть размер опыт контракта исполнения сроков трех заказчик контрактов. Это может быть: - банковская гарантия, - перевод денег на счет заказчика или ЭТП. Если закупка среди малого и среднего бизнеса, то обеспечение заявки переводят на тот же спецсчет, который декретирован по 44-ФЗ. Обеспечение контракта В документациях и положениях закупки заказчиком прописывает размер, способ и наличие обеспечения контракта. Законом не прописаны требования к ОГО и ОИК.
Стоимость участия в торгах
Без договора нарушений, закупках и сумма платит цен жалобу этих годовой контрактов договора должна публикуют быть публикуют выше имущества НМЦ. Обеспечение восьми гарантийных также обязательств (ОГО) заказчик других устанавливает росатом по своему изменения усмотрению. Размер среди его, которые не может среднего превышать 10 % от условия НМЦ. Во время подписания закрывающих документов по контракту, исполнитель должен предоставить банковскую гарантию или ОГО в деньгах. Тот, кто является победителем закупки, оплачивает свою победу на площадке в размерах: - не более 5 тыс., рублей это 1 % от суммы контракта. - если участник СМП или СНКО то, так же 1% от суммы контракта, но не более 2 тыс., рублей. Если участник закупки малый или средний бизнес, и он победитель, то платит 1 % от начальной суммы контракта, но не более 2 тыс., рублей. В остальных случаях сумма определяется площадкой: иногда для доступа к необходимо оплатить тариф или перевести единовременную сумму на счет заказчика.
штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^
Антидемпинговые меры
Увеличение цены контракта более чем на 25% обязывает участника пойти по 1 из сценариев: 1. Предоставить финансовое обеспечение в 1,5 размере 2. Заплатить обычное обеспечение, но при этом подтвердить свои намерения исполненными контрактами. Закон не ограничивает действия, в связи с чем заказчик имеет право прописать данный пункт в положении.
Сроки проведения закупки
Сроки любого этапа указаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, анализ заявок, подача заявления на разъяснение, подписание контракта. За нарушение сроков поставщик попадает в РНП, а заказчик получает штрафы. В 223-ФЗ указаны только некоторые сроки конкурсных предложений: дата публикации уведомления в ЕИС, сроки подачи запроса на разъяснение и ответ на него. В документациях и в положениях о закупке заказчик прописывает оставшиеся сроки.
Изменение и расторжение договора
В контрактах по 44-ФЗ недопустимо менять важные условия. Участник, подав заявку, соглашается со всеми условиями контракта. По решению суда или в одностороннем порядке, а так же по соглашению сторон, договор можно расторгнуть договор. В пункте договора при закупке должны быть указаны все условия изменения и расторжения договора.
Отчеты заказчика
Госзаказчики размещают в ЕИС: - Годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО, - Обоснования закупки у единственного поставщика, - Документы об исполнении отдельных этапов контрактов. Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок: - Ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной, - Отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции, - Годовые отчеты закупок среди МСП.
Обоснование цены
Госзаказчики должны доказать начальную максимальную цену каждого контракта. Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта. Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
Требования к образованию сотрудников заказчика
При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу. Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо контрактный управляющий. Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок. Нет требования основать специальную службу или назначать контрактного управляющего. Работникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
Можно ли жаловаться на заказчика
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно: - на документацию закупки, - на действие или бездействие заказчика, - на оператора ЭТП. Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье. В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно: - на документацию закупки, - на действие или бездействие заказчика, - на оператора ЭТП. Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.
Исходя из особенностей, которые представлены в таблице 1 в сегменты закона 44-ФЗ можно сделать вывод, что закон распространяется на закупки всевозможных госпокупателей и регламентирует все стадии сделки. Отступление от норм угрожает отменой состоявшихся закупок и штрафом для заказчика, а попаданием в реестр недобросовестных поставщиков грозит поставщикам, но с одной стороны, победитель будет убежден, что заключен контракт будет именно с ним, а работы выполнены и оплачены.
Но в сегменты закона 223-ФЗ закон устанавливает лишь общие принципы закупок для заказчиков. Основное требование: учреждение должно независимо создать собственное положение. В этом положении они должны прописать все требования к участникам и способы оценки поставщиков. Для принятия участия в торгах по 223-ФЗ необходимо первоначально ознакомиться с положением о закупке любого определенного заказчика [2].
Исходя из выше сказанного следует, что в критерии закупки закладывается формула соотношения цены и качества работ, услуг, в данном случае это является одним из критериев эффективности предоставления государственных услуг. Единственный случай, где эта формула не работает - это закупка у единственного поставщика.
Также проведение закупок невозможно без регистрации в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Данная система не только позволяет государственным структурам выпол-
нять контрольные функции и отслеживать ход проведения закупок, но и на основе данных системы проводить анализ закупочной деятельности, что в последствии влияет на принятие тех или иных решений, связанных с регулированием системы закупок. Так, к примеру Министерство финансов каждый год проводит сводный аналитический отчёт по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что позволяет сформировывать выводы насколько эффективны меры предпринятые в отношении участников закупок и исполнителей контрактов, а также уровень покрытия потребностей государственных и муниципальных нужд. Своевременные меры по результатам мониторинга и позволили в период новой коронавирус-ной инфекции принять ряд законов поддерживающих заказчиков и исполнителей, в частности одним из следствий принятых изменений в законодательстве о контрактной системе стало увеличение объема контрактов у единственного поставщика в 6,7 раза, с 54 млрд рублей в 2019 году до 361 млрд рублей в 2020 году[4].
На основании всего изложенного сгруппируем основные преимущества эффективности государственных закупок (рисунок 2):
ЧЮЮЖЖЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШШЮЖЖЖЖЖЖШШШШШЮЖЖЖЖЖЖ!^^
Рис.2 - Схема преимущества эффективности государственных закупок.
Ris.2 - Skhema preimushchestva effektivnosti gosudarstvennyh zakupok.
Эффективность государственных закупок следует из полного удовлетворения государственных (муниципальных) нужд. Закупка не только должна позволять государственным (муниципальным) заказчикам выполнять свои функции и полномочия, но в пределах и сверх установленного гарантийного срока (объема
гарантий) не нести дополнительных расходов, обеспечивать низкие эксплуатационные расходы (экономию), а также в социальном разрезе вопроса государственные закупки должны обеспечивать увеличение и улучшение качества получаемых социальных благ, применение инноваций.
Список литературы:
[1] О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ. - правовой системы «Гарант». Источник: https://base.garant.rU/70353464/#friends
[2] О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (с изм. и доп.). Доступ из справ. - правовой системы «Гарант». Источник: https:// base.garant.rU/12188083/
[3] Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год», Утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 22 июня 2021 г.//Счетная палата РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf
[4] Сводный аналитический отчёт по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2020 года//Минфин России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/?id_38=133458-svodnyi_analiticheskiiJЭtchet_po_rezultatamJЭsushchestvleniya_monitoringa_zakupok_tovarov_uslug_dlya_ obespecheniya_gosudarstvennykhJ_munitsipalnykh_nu
[5] Информационная система «Закупки» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://is-zakupki. ru/material/detail/2432d162-9da4-475a-b1 d0-0867ccea 17f8
[6] Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
[7] Матвеева Н.С. Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок// Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 3. — С. 505 — 521. https://doi.org/10.24891/^. 24. 3.505
[1] O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: Feder. zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (s izm. i dop.). Dostup iz sprav. - pravovoj sistemy «Garant». Istochnik: https://base.garant.ru/70353464/#friends
[2] O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidamiyuridicheskih lic: Feder. zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ (s izm. i dop.). Dostup iz sprav. - pravovoj sistemy «Garant». Istochnik: https://base.garant.ru/12188083/
[3] Otchet o rezul'tatah ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Monitoring razvitiya sistemy gosudarstvennyh i korporativnyh zakupok v Rossijskoj Federacii za 2020 god», Utverzhden Kollegiej Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii 22 iyunya 2021 g.//Schetnaya palata RF [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf
[4] Svodnyj analiticheskij otchyot po rezul'tatam osushchestvleniya monitoringa zakupok, tovarov, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd v sootvetstvii s Federal'nym zakonom ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» po itogam 2020 goda//Minfin Rossii [Elektronnyj resurs] - Rezhim dos-tupa: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/?id_38=133458-svodnyi_analiticheskii_ otchet_po_rezultatam_osushchestvleniya_monitoringa_zakupok_tovarov_uslug_dlya_obespecheniya _gosu-darstvennykh_i_munitsipalnykh_nu
[5] Informacionnaya sistema «Zakupki» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://is-zakupki.ru/ material/detail/2432d162-9da4-475a-b 1 d0-0867ccea 17f8
[6] Oficial'nyj sajt edinoj informacionnoj sistemy v sfere zakupok (EIS) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dos-tupa: https://zakupki.gov. ru/epz/main/public/home.html
[7] Matveeva N.S. Ocenka effektivnosti i rezul'tativnosti gosudarstvennyh (municipal'nyh) zakupok // Finansy i kredit. — 2018. — T. 24, № 3. — S. 505 — 521. https://doi.org/10.24891/ fc. 24. 3.505
Spisok literatury:
ymmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmí^^