Общественные и гуманитарные науки
• ••
33
определения: Постановление Госстандарта России № 242-ст // Стандартинформ, 1999. 3. Пилипенко
Е. В., Габрук Е. В. Феномен торговых центров как отражение особенностей экономики знаний // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. 4. Электронный ресурс URL: http://dag-
pravda.ru/novosti/27444724/ 5. Электронный ресурс URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/ dagstat/ru/statistics/enterprises/trade/ 6. Электронный ресурс URL: http://expert.ru/ rat-ings/obespechennost-rossijskih-gorodov-s-naseleniem-ot-500-tyis-zhitelej-torgovyimi-ploschadyami. 7. Электронный ресурс URL: http://www.mkala.ru/info/guides/ 8. Электронный ресурс URL:
http://www.shopandmall.ru/news/TRC_Pervyy/
References
1. Bely E. V, Florinskaya E. P. Basic principles of shopping centers // SMT Developments, 2002. 2. GOST 51303-99. State Standard of the Russian Federation. Trade. Terms and definitions: Russian State Standard Resolution N 242-item.// Standartinform, 1999. 3. Pilipenko EV, EV Gabruk phenomenon of shopping malls as the reflection characteristics of the knowledge economy // Bulletin of Chelyabinsk State University, 2009. 4. Electronic resource URL: http://dagpravda.ru/novosti/27444724/ 5. Electronic resource
URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts / dagstat / ru / statistics / enterprises / trade /
6. Electronic resources URL:http://expert.ru/ratings/obespechennost-rossijskih-gorodov-s-naseleniem-ot-500-tyis-zhitelej-torgovyimi-ploschadyami/ 7. Electronic resource URL: http://www.mkala.ru/info/guides/
8. Electronic resource URL: http://www.shopandmall.ru/news/TRC_Pervyy/
Literatura
1. Belyj E. V., Florinskaja E. P. Osnovnye principy sozdanija torgovyh centrov // SMT Developments, 2002.
2. GOST R 51303-99. Gosudarstvennyj standart Rossijskoj Federacii. Torgovlja. Terminy i opredelenija:
Postanovlenie Gosstandarta Rossii N 242-st.// Standartinform, 1999. 3. Pilipenko E. V., Gabruk E. V. Fe-nomen torgovyh centrov kak otrazhenie osobennostej jekonomiki znanij // Vestnik Cheljabinskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2009. 4. Jelektronnyj resurs URL: http://dagpravda.ru/novosti/ 27444724/
5. Jelektronnyj resurs URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/dagstat/ru/ statistics/ enterprises/trade/ 6. Jelektronnyj resurs URL: http://expert.ru/ratings/obespechennost-rossijskih-goro-dov-s-naseleniem-ot-500-tyis-zhitelej-torgovyimi-ploschadyami/ 7. Jelektronnyj resurs URL: http://www. mkala.ru/info/guides/ 8. Jelektronnyj resurs URL: http://www.shopandmall.ru/news/ TRC_Pervyy/
Статья поступила в редакцию 07.07.2015
УДК 338.47
ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
THE ORGANIZATION OF FUNCTIONING AND DEVELOPING OF THE UNITED TRANSPORT AND LOGISTIC CENTER
IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
© 2015 Мусаева П. М.
Дагестанский государственный университет народного хозяйства
© 2015 Musaeva P. М.
Dagestan State Institute of National Economy
Резюме. В статье проводится исследование по развитию транспортной отрасли в Республике Дагестан, а также даны рекомендации для развития логистики в РД, рассмотрена актуальная проблема развития транспортно-логистической системы.
Abstract. The author of the article represents a study on the development of the transport sector in the Republic of Dagestan and gives recommendations for the development of logistics in the RD, considers the actual problem of the development of the transport logistic system.
34
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
Rezjume. V stat'e provoditsja issledovanie po razvitiju transportnoj otrasli v Respublike Dagestan, a takzhe dany rekomendacii dlja razvitija logistiki v RD, rassmotrena aktual'naja problema razvitija transportno-logisticheskoj sistemy.
Ключевые слова: транспорт, логистика, перевозки, инфраструктура, контроль, груз, услуги, планирование, управление, развитие, кадры, инвестиции, инфраструктура.
Keywords: transport, logistics, transportation, infrastructure, monitoring, cargo, services, planning, management, development, human resources, investment, infrastructure.
Kljuchevye slova: transport, logistika, perevozki, infrastruktura, kontrol', gruz, uslugi, planirovanie, upravlenie, razvitie, kadry, investicii, infrastruktura.
Логистика традиционно занимается вопросами обеспечения, организацией и рационализацией товарных потоков от производителя к потребителю, в настоящее время включает в себя также управление закупками и запасами, логистикой производства, сбыта и перевозок, управление кадрами и информационную логистику [1. C. 14].
Наиболее важной задачей планирования и обеспечения отраслей материальными ресурсами является определение объема транспортных работ по всем отраслям в определенный плановый период.
Расчет объема необходимых поставок, распределенных во времени по месту требования и виду, приводит к минимальным издержкам на логистические операции, связанные со своевременными поставками [1. С. 43].
Развитие транспортной инфраструктуры любого региона нашей страны должно быть также ориентировано на удовлетворение социально-экономических требований современного общества в перспективе.
Рациональная организация и управление всеми процессами транспортного обеспечения логистики предприятий и предпринимательской деятельности различных отраслей экономики региона в условиях реализации мероприятий Программы экономического и социального развития Республики Дагестан на предыдущие 15-20 лет диктует необходимость формирования современной организационной поддержки логистических функций и операций, которые протекают в рамках единой транспортно-логистической системы РД.
В настоящее время процессы управления транспортными потоками РД еще слабо скоординированы, объекты транспортной инфраструктуры используются фрагментарно, без должного учета взаимодействия по информационным потокам, что способствует увеличению простоев транспортных средств на объектах транспортировки грузов, который, в свою очередь,
приводит к экономическим потерям. Между тем включение транспорта, в том числе автомобильного, в логистические материалопроводящие системы является условием повышения полезности его в масштабах экономики региона в целом с учетом рельефа местности, дальности транспортировки материальных ресурсов. Использование принципов логистического подхода в организации материалодвижения определяет перспективы развития обеспечения фирм и компаний необходимыми материальными ресурсами. Логистическая организация работы снабженческих, складских, транспортных, производственных и сбытовых организаций материальных потоков в корне меняет акценты в обосновании способов использования технических средств конвейера, обеспечивающего материалодвижение [4. С. 18-23].
В отличие от традиционного подхода, выражающегося в независимом, дифференцированном решении задач продвижения материальных ресурсов на основе частных, не согласованных между собой критериев, логистический подход на системной основе определяет весь организационноэкономический комплекс видов деятельности каждого участника системы [1. С. 74-77].
Немаловажное значение, в первую очередь, играет контроль продвижения региональных и межрегиональных материальных и финансовых потоков, соблюдение всех договорных обязательств по хозяйственным связям, повышение ответственности должностных лиц за выполнение возложенных на них обязанностей по контролю логистических процессов и операций, протекающих в региональном масштабе. Для этого необходимо решить задачу создания логистической организационной структуры на республиканском уровне, которая сосредоточивала бы и обеспечивала циркулирование информации о состоянии единой транспортнологистической системы и ее готовности к продвижению товаропотоков по всей рес-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
35
публике и за ее пределы, включая ближнее зарубежье.
В качестве такой организационной поддержки нами предлагается создать региональный транспортно-логистический центр (РЕТЛЦ), основанный на информационной системе транспортной инфраструктуры РД. В настоящее время центр может дислоцироваться на территории Махачкалинского морского порта как наиболее активного, с точки зрения освоения потоков, ключевого объекта транспортной инфраструктуры РД и располагающего соответствующими мощностями для размещения РЕТЛЦ. Рекомендуются следующие общие положения по функционированию центра в Республике Дагестан.
Основные задачи:
- оптимизация продвижения грузопотоков назначением на Махачкалинское направление морского порта, федеральных автотрасс, Северо-Кавказской железной дороги, координация взаимодействия ключевых объектов транспортной инфраструктуры из Махачкалы с пользователями транспортных услуг, в том числе с экспедиторскими организациями и терминалами, находящимися в районе действия Махачкалинского транспортного комплекса;
- контроль за формированием и управлением пассажиро- и грузопотоков с целью организации своевременной доставки пассажиров и грузов и удовлетворения потребностей грузоотправителей и грузополучателей в перевозках грузов, оказания сопутствующих услуг на основе концентрации возможностей транспортнологистической системы;
- обеспечение, совместно с причастными отделами и службами порта, железной дороги, комплексного транспортного обслуживания пользователей услуг предприятий и организаций транспорта.
Функции:
1. Разработка предложений по увеличению объемов перевозок на основе расширения и повышения качества транспортных услуг, совершенствования системы взаимодействия с пользователями услуг ключевых объектов транспортной инфраструктуры.
2. Участие в рассмотрении проекта месячного плана погрузки экспортноимпортных грузов по станции Махачкала, а также через морской порт Махачкала.
3. Контроль соответствия фактической ежесуточной погрузки экспортных грузов назначением в порт и на станцию Махачкала по согласованным участниками цепи
поставок и утвержденным РЕТЛЦ объемам.
4. Организация непрерывного контроля выполнения планов перевозки грузов по заключенным договорам, а также проведение анализа причин срыва погрузки и принятие оперативных мер к их своевременному исполнению.
5. Постоянный контроль работы экспедиторов в части выполнения графиков подачи морского тоннажа, вагонов, автотранспортных средств.
6. Контроль исполнения согласованного плана подвода, морских судов, поездов, автомобилей и их продвижения. Ведение статистической отчетности по периодам.
7. Подготовка предложений по совершенствованию логистических технологий и организации перевозок грузов и пассажиров.
8. Взаимодействие с логистическими отделами ключевых объектов транспортной инфраструктуры, с экспедиторскими компаниями и терминалами.
РЕТЛЦ совместно с логистическими отделами и специалистами транспортных предприятий, грузоотправителей и грузополучателей:
- участвует в сменно-суточном планировании подвода морских судов, поездов и автомобильного транспорта для обеспечения погрузки и выгрузки согласно заданным объемам;
- обеспечивает прогноз подвода транспортных средств и грузов до 3-5 суток;
- прослеживает отгрузку с заводов, фабрик и других предприятий (отправителей) автомобилей, вагонов с грузом в адрес махачкалинских терминалов, анализирует отгрузку вагонов с заводов (отправителей);
- организует подвод необходимых транспортных средств по заявкам экспедиторов и по составленным договорам РЕТЛЦ;
- контролирует исполнение графика подвода всех транспортных средств;
- вносит предложения по корректировке подхода всех необходимых транспортных средств в связи с изменяющейся оперативной обстановкой;
- производит сбор, систематизацию информации по маркетинговому обследованию предприятий-грузоотправителей, грузополучателей, грузовладельцев;
- вносит предложения по техническому оснащению ключевых объектов транспортной инфраструктуры по переработке экспортно-импортных грузов, взаимодей-
36
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
ствию грузоотправителей, грузополучателей, экспедиторских организаций по обеспечению переработки грузов в обслуживаемом регионе, формированию сменносуточного плана работы.
Создание и развитие единого транспортно-логистического центра в Республике тормозят такие проблемы, как недостаточные инвестиции и недоступность кредитных ресурсов в эту отрасль, трудности с выделением земельных участков, административные согласования и разрешения на этапе проектирования ЕТЛЦ, а также нехватка квалифицированных специалистов в области транспортной логистики.
На этапе функционирования ЕТЛЦ республика столкнется со следующими проблемами: подготовка для региона высокопрофессиональных специалистов в области логистики, недостаточная квалификация персонала, низкий уровень существующих транспортно-складских и информационных технологий, технического оснащения. Непрозрачность бизнеса операторов и клиентов тормозит развитие многих отраслей народного хозяйства, в том числе и укрупнение транспортных предприятий в единый транспортно-логистический альянс.
Положительными факторами, способствующими развитию ЕТЛЦ в РД, являются: развитие торговых сетей, строительство крупных заводов и фабрик с привлечением западных инвесторов и растущий спрос на транспортно-логистические услуги.
Для развития ЕТЛЦ в Республике должны быть приняты следующие меры: создание льготных условий для инвестирования в инфраструктуру ЛЦ, а также для пользователей услуг этих центров; создание соответствующих управленческих структур, использование нормативно-правовой базы; упрощение процедуры принятия решения по строительству транспортноскладских объектов.
При создании ЕТЛЦ необходимо выделить актуальные задачи:
- повышение согласованности работы разных видов транспорта в организации смешанных и интермодальных перевозок;
- надлежащая организация комплексного транспортного обслуживания клиентов;
- расширение вида оказываемых услуг и повышение их качества.
Помимо этого, специалисты ЕТЛЦ должны:
- непрерывно работать в направлении привлечения дополнительных объемов перевозок транзитных грузов;
- сокращать время доставки грузов из-за уменьшения простоев в пунктах перевала грузов на другие виды транспорта и на пограничных переходах;
- расширять международное сотрудничество;
- обеспечивать реализацию новых видов услуг и удовлетворение повышенных требований пользователей транспортных услуг к комплексности и качеству обслуживания.
ЕТЛЦ должны реализовать свои задачи через партнеров-участников транспортнологистической цепочки. Ими могут быть транспортные предприятия, таможенные органы, терминалы, страховые компании, банки, а также другие поставщики сопутствующих услуг [3. C. 166].
Функции организации:
- организация транспортно-логистических цепочек;
- заключение комплексных договоров с клиентами на доставку грузов до потребителя и осуществление сопутствующих операций, связанных с перевозкой, в том числе не транспортных логистических операций (таможенная очистка и другие операции);
- обеспечение транспортно-информационного взаимодействия с иностранными участниками логистических цепочек;
- маркетинговые исследования рынка и предоставление клиентам необходимой справочной информации.
Функции контроля:
- непосредственный контроль за выполнением логистических цепочек, транспортных и других операций, возникающих в пути следования грузов;
- оперативный анализ нарушений согласованности графика перевозки грузов транспортными предприятиями;
- выработка совместно с поставщиками услуг экономически эффективных предложений по ликвидации последствий и сбоя транспортно-логистической цепочки.
Важно акцентировать внимание на том, что необходимым условием создания и функционирования ЛЦ является организация информационной поддержки, которая должна обеспечить необходимое взаимодействие с клиентами и партнерами транспортно-логистической цепочки, а также расчет оптимального маршрута перевозки грузов и контроль графика доставки по месту назначения. При функционировании ЛЦ необходимым условием
Общественные и гуманитарные науки
• ••
37
также является ведение расчетов со всеми участниками перевозки и выполнение других уставных функций логистического центра.
Таким образом, на основании проведенных нами теоретических исследований по развитию транспортной отрасли в Республике Дагестан было выявлено, что
транспортная отрасль носит неорганизованный, теневой характер развития. Для более эффективного развития отрасли на современном этапе экономического развития создание ЕТЛЦ стало необходимостью, что позволит уйти от теневой экономики и создать более организованный характер развития для транспортной отрасли.
Литература
1. Гаджинский А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика». М.: Дашков и К, 2011. 2. Логистика. Учебное пособие / Б. А. Аникин и др. М. : Проспект,
2011. 3. Логистика. Продвинутый курс для студентов экономических спеиальностей высших учебных
заведений/ М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. М.: Юрайт, 2011. 734 с. 4. Логистика: учебное пособие для студентов специальностей «Коммерческая деятельность», «Маркетинг» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования»/ И. М. Баско и др. Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007.
References
1. Gadzhinsky A. M. Logistics: textbook for higher educational institutions in the field of study "Economics". M.: Dashkov I Ko, 2011. 2. Logistics. Training manual / B. A. Anikin et al. M. : Prospekt, 2011. 3. Logistics. Advanced course for students of economic specialties of higher educational institutions / M. N. Grigoriev, A. P. Dolgov, A. S. Uvarov. M.: Yurait, 2011. 4. Logistics: textbook for students majoring in
"Commercial activity", "Marketing" institutions providing with the higher education"/ I. M. Basko et al. Minsk: Belorussian State Economic University, 2007.
Literatura
1. Gadzhinskij A. M. Logistika: uchebnik dlja vysshih uchebnyh zavedenij po napravleniju podgotovki «Jekonomika». M.: Dashkov i K, 2011. 2. Logistika. Uchebnoe posobie / B. A. Anikin i dr. M. : Pro-spekt,
2011. 3. Logistika. Prodvinutyj kurs dlja studentov jekonomicheskih special'nostej vysshih uchebnyh
zavedenij / M. N. Grigor'ev, A. P. Dolgov, S. A. Uvarov. M.: Jurajt, 2011. 4. Logistika: uchebnoe posobie dlja studentov special'nostej «Kommercheskaja dejatel'nost'», «Marketing» uchrezhdenij, obespechivajushhih poluchenie vysshego obrazovanija»/ I. M. Basko i dr. Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet, 2007.
Статья поступила в редакцию 19.08.2015