Научная статья на тему 'Основные направления экономического развития транспортной инфраструктуры России'

Основные направления экономического развития транспортной инфраструктуры России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РАЗВИТИЕ РЫНКА ЛОГИСТИКИ / ТРАНСПОРТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / TRANSPORT AND LOGISTICS PROCESSES / THE DEVELOPMENT OF THE LOGISTICS MARKET / TRANSPORT COSTS / CUSTOMS CLEARANCE / TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEMS / MULTIMODAL LOGISTICS CENTER / SUPPLY CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменева Наталия Александровна

Статья посвящена проблемам и особенностям развития транспортной и логистической инфраструктуры Российской Федерации. Автором приведены данные по международным сравнениям показателей эффективности работы транспортно-логистических предприятий России и ряда зарубежных стран. Автор полагает, что для успешного развития транспортной инфраструктуры необходимо внедрение инновационных технологий. Также дан краткий обзор основных целей, заложенных в Транспортной стратегии России на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каменева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN TRANSPORT INFRASTRUCTURE

The article is devoted to the problems and the characteristics of development of the Russian transport and logistics infrastructure. The author presents the data on the international comparisons of performance indicators for transport and logistics companies in Russia and in a number of foreign countries. The author believes that for the successful development of the transport infrastructure it is necessary to introduce innovative technologies. A brief overview of the goals set in the Transport Strategy of Russia until 2030, is also presented.

Текст научной работы на тему «Основные направления экономического развития транспортной инфраструктуры России»

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

• 7universum.com

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ

Каменева Наталия Александровна

канд. экон. наук, доцент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва

E-mail: n-kameneva@yandex. ru

MAIN DIRECTIONS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Kameneva Natalia

Candidate of economic sciences, associate professor of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам и особенностям развития транспортной и логистической инфраструктуры Российской Федерации. Автором приведены данные по международным сравнениям показателей эффективности работы транспортно-логистических предприятий России и ряда зарубежных стран. Автор полагает, что для успешного развития транспортной инфраструктуры необходимо внедрение инновационных технологий. Также дан краткий обзор основных целей, заложенных в Транспортной стратегии России на период до 2030 года.

The article is devoted to the problems and the characteristics of development of the Russian transport and logistics infrastructure. The author presents the data on the international comparisons of performance indicators for transport and logistics

ABSTRACT

Каменева Н.А. Основные направления экономического развития транспортной инфраструктуры России // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1058

companies in Russia and in a number of foreign countries. The author believes that for the successful development of the transport infrastructure it is necessary to introduce innovative technologies. A brief overview of the goals set in the Transport Strategy of Russia until 2030, is also presented.

Ключевые слова: транспортно-логистические процессы, развитие рынка логистики, транспортные издержки, таможенные процедуры, транспортнологистические услуги, транспортно-логистические комплексы, мультимодальный логистический центр, цепь поставок.

Keywords: transport and logistics processes, the development of the logistics market, transport costs, customs clearance, transportation and logistics services, transport and logistics systems, multimodal logistics center, the supply chain.

Среди основных факторов, оказывающих влияние на развитие транспортной и логистической систем России, можно отметить следующие:

• вступление страны в ВТО и дальнейшая либерализация торговли;

• рост цен на энергоносители, все возрастающая перегруженность инфраструктуры транспорта;

• увеличение себестоимости услуг, предоставляемых транспортными предприятиями и логистическими организациями, и соответствующий рост цен на транспортные и логистические услуги;

• расширение Москвы и присоединение к ней новых округов, что неизбежно повлечет изменение логистической системы данного региона.

Все эти факторы требуют совместного обсуждения проблемных вопросов всеми участниками рынка. На сегодняшний день логистика представляет высокотехнологичную отрасль экономики, которая должна использовать новейшие разработки технологий и моделей техники: автотранспорта,

погрузочно-разгрузочной техники, складского оборудования, внедрения информационных технологий в управление последовательности поставок,

централизации и регулирования всей работы отдельных звеньев и участников транспортно-логистических процессов [8].

Снижение транспортных расходов при доставке грузов конечному потребителю должно способствовать увеличению конкурентоспособности отдельных компаний и всей отрасли в целом.

К сожалению, транспортные издержки на территории Российской Федерации достаточно велики. Согласно статистическим исследованиям, 30 % транспортных затрат относится к операциям по доставке товаров и услуг от продавца к конечному потребителю. В настоящий момент транспортные издержки в России составляют 22 % от ВВП. Поэтому задача, заключающаяся в снижении данных затрат до уровня в 13 %, принятого международными организациями, представляется особенно актуальной. Хотя, бесспорно, при анализе общей ситуации в стране, конечно, нельзя забывать об огромной площади и протяженности территории Российской Федерации [6].

Уровень существующего транспортного и логистического обслуживания не соответствует современным требованиям. Об этом свидетельствуют международные рейтинги, из которых видно, что Россия значительно отстает от ведущих стран мира. Так, в соответствии с отчетом Всемирного банка 2012 г., Россия занимает 94-место по эффективности логистики. Рейтинг составлялся на основе опроса более одной тысячи компаний из 155 стран. В показатель эффективности логистики были включены следующие факторы: качество транспортной инфраструктуры, таможенные процедуры оформления грузов, оплата таможенных пошлин, качество и стоимость услуг, возможность отслеживания и контроля передвижения грузов на всем протяжении цепи поставок [6].

Проведенное исследование выявило отсутствие у российских компаний соответствующих сертификатов качества предоставляемых услуг, предложение только узкоспециализированных, а не комплексных услуг, низкий уровень производительности труда, использования информационных технологий и экологичности транспорта.

Среди мировых лидеров в области логистики названы Германия, Нидерланды, Сингапур и Швеция.

В таблице 1 представлены сравнительные данные по оформлению грузов в портах России и Сингапура. Данное сравнение, к сожалению, не в нашу пользу.

Таблица 1.

Сравнение показателей оформления грузов в России и Сингапуре

Операция Время, дни Затраты, $ США

Россия Сингапур Россия Сингапур

1. Оформление грузов в порту 3 1 250 180

2. Таможенное оформление 3—4 1 500 31

В 2013 г. в отчете Всемирного банка о развитии рынка логистики в 45 развивающейся странах Россия была названа 7-ой (в 2010 г. была 5-й). Из стран СНГ, присутствующих в рейтинге, Казахстан занимал 18-е место (в 2010 г. — 33-е), Украина — 20-е (в 2010 г. — 18-е), Белоруссия в рейтинге вообще отсутствует. Первые места в данном рейтинге отданы Китаю, Индии, Бразилии, Саудовской Аравии и Индонезии [6].

Для успешного развития транспортной инфраструктуры необходимы инновационные технологии. В связи с этим особое значение приобретает развитие и управление отраслей и регионов РФ, обеспечивающих инновационное развитие российской экономики и повышение ее

конкурентоспособности на мировом рынке [4].

Инновационное развитие рынка транспортных и логистических услуг предполагает различные формы интеграции всех участников рынка. Среди них можно выделить крупных грузоперевозчиков, поставщиков специального оборудования, новых технологий, услуг, транспортные организации, крупные предпринимательские структуры, государственные органы власти, центры стандартизации и сертификации, научно-исследовательские организации, высшие учебные учреждения.

Их интеграция предполагает объединение и сотрудничество предпринимательских структур, научных, учебных учреждений и органов

местной власти, что должно быть заложено в программы социальноэкономического развития регионов.

Необходима также переподготовка персонала компаний, повышение квалификации, предоставление информационной, технологической и научнотехнической поддержки работникам транспортных и логистических предприятий [5].

Инновационная модель развития транспортной инфраструктуры заложена в Транспортной стратегии России на период до 2030 г., которая включает следующие целевые положения:

• расширение системы национальных и международных транспортных коридоров;

• увеличение объема экспорта транспортных услуг;

• создание необходимых экономических и геополитических предпосылок для реализации транспортно-логистических услуг на региональном, федеральном и международном уровнях.

Данная стратегия предусматривает такие задачи, как:

• создание единого транспортного пространства благодаря развитию эффективной транспортной инфраструктуры;

• возможность получения населением доступных транспортных и логистических услуг;

• расширение грузоперевозок и повышение их качества;

• экспорт транспортных услуг, комплексное обеспечение безопасности всей транспортной системы;

• обеспечение требуемых экологических норм воздействия на окружающую среду при расширении и функционировании транспортной инфраструктуры [7].

Транспортно-логистические комплексы включают в себя предприятия, специализирующиеся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Они хорошо развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал. В целом транспортно-логистические комплексы могут

иметь в своем составе как отраслевые предприятия, так и компании, осуществляющие межотраслевую деятельность.

Состав возможных участников транспортно-логистических комплексов представлен в Таблице 2.

Таблица 2.

Структура транспортно-логистических комплексов

Состав участников транспортно-логистических комплексов

Основные участники, относящиеся к транспортной отрасли Крупные грузополучатели, грузоотправители, грузовладельцы. Перевозчики. Экспедиторы. Владельцы терминалов, товарных и таможенных складов. Операторы мультимодальных и интермодальных перевозок Крупные автотранспортные и железнодорожные компании. Морские и речные порты. Аэропорты.

Обслуживающие объекты — предприятия, обслуживающие транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную, информационно-телекоммуникационную инфраструктуры. Магистральная сеть путей сообщения с подъездными путями Грузоперерабатывающие комплексы. Управления транспортом.

Другие участники, имеющие межотраслевой или смешанный характер деятельности Организации рыночной инфраструктуры, предоставляющие аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые, лизинговые услуги. Страховые компании. Таможенные брокеры. Информационно-аналитические центры. Консалтинговые и инвестиционные компании. Банки.

Центры и агентства по развитию предпринимательства регионального и муниципального управления, привлечения инвестиций. Агентства по поддержке экспорта товаров. Акционерные инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего бизнеса

Некоммерческие и общественные организации. Объединения предпринимателей: Международный логистический клуб, Национальный центр логистики и др. Торгово-промышленные палаты.

Так, в ОАО «РЖД» введено и активно функционирует подразделение международных транспортных перевозок с применением мультимодальных логистических центров.

Таким образом, транспортно-логистические комплексы — это межотраслевое объединение предпринимательских структур, транспортнологистической инфраструктуры, общественных и других организаций, специализирующихся на перевозке грузов, хранении и грузопереработке, транспортно-экспедиционном, логистическом, сервисном обслуживании

и управлении товароматериальными и сопутствующими потоками, тесно сотрудничающими с научными, образовательными учреждениями, органами федеральной и региональной власти с целью повышения

конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках транспортнологистических услуг.

Эффективное функционирование такого рода комплексов может способствовать и обеспечить комплексное решение задач и реализацию инновационных проектов, направленных на развитие транспортнологистической инфраструктуры страны [2].

Список литературы:

1. Бебрис А.О. Пути повышения эффективности деятельности инновационноориентированных компаний// Инновации в науке. — 2013. — № 25. — С. 188—192.

2. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Под. ред. проф. С.Д. Ильенковой. — М., 2003.

3. Каменева Н.А. Информационные ресурсы инновационной деятельности // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2009. — № 2. — С. 118—122.

4. Каменева Н.А. Основные направления развития инноваций в России // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3. — С. 47—50.

5. Каменева Н.А. Развитие творческих способностей студентов высшего профессионального образования // В мире научных открытий. — 2010. — № 1—2. — С. 197—204.

6. Морские вести России /[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://morvesti.ru/search / (дата обращения: 06.02.2014).

7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р /[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=19188 / (дата обращения: 02.02.2014).

8. Туревский И.С. Экономика отрасли. Автомобильный транспорт/ Серия: Профессиональное образование. — М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. — 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.