Научная статья на тему 'Развитие розничных торговых сетей в формате современных торговых центров (на примере республики Дагестан)'

Развитие розничных торговых сетей в формате современных торговых центров (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / РЫНОК / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ТОВАРООБОРОТ / КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галбацов Магомед Махачевич

В данной статье рассматривается структура развития розничных торговых сетей в формате крупных торговых центров в Республике Дагестан. Проанализированы характерные особенности торговых центров республики. Выявлены основные недостатки существующих торговых центров. Определена обоснованная необходимость качественного улучшения структуры формирования крупных торговых центров в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галбацов Магомед Махачевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие розничных торговых сетей в формате современных торговых центров (на примере республики Дагестан)»

Общественные и гуманитарные науки

• ••

29

УДК 339.1.339.3

РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В ФОРМАТЕ

СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

THE DEVELOPMENT OF THE RETAIL NETWORK IN THE FORMAT OF MODERN SHOPPING CENTERS (FOR EXAMPLE, THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

© 2015 Галбацов М. М.

Дагестанский государственный технический университет

© 2015 Galbatsov M. M.

Dagestan State Technical University

Резюме. В данной статье рассматривается структура развития розничных торговых сетей в формате крупных торговых центров в Республике Дагестан. Проанализированы характерные особенности торговых центров республики. Выявлены основные недостатки существующих торговых центров. Определена обоснованная необходимость качественного улучшения структуры формирования крупных торговых центров в Республике Дагестан.

Abstract. The author of the article discusses the structure of the development of retail networks in the format of large shopping centres in the Republic of Dagestan. He analyzes the characteristics of shopping centres in the Republic, the main drawbacks of existing shopping centers. He also identifies a legitimate need for a qualitative improvement of the structure of large shopping centres in the Republic of Dagestan.

Rezjume. V dannoj stat’e rassmatrivaetsja struktura razvitija roznichnyh torgovyh setej v formate krupnyh torgovyh centrov v Respublike Dagestan. Proanalizirovany harakternye osobennosti torgovyh centrov respubliki. Vyjavleny osnovnye nedostatki sushhestvujushhih torgovyh centrov. Opredelena obos-novannaja neobhodimost' kachestvennogo uluchshenija struktury formirovanija krupnyh torgovyh centrov v Respublike Dagestan.

Ключевые слова: торговый центр, рынок, розничная торговля, торговая сеть, товарооборот, коммерческая недвижимость.

Keywords: shopping center, market, retail, retail chain, trade, commercial real estate.

Kljuchevye slova: torgovyj centr, rynok, roznichnaja torgovlja, torgovaja set', tovarooborot, kom-mercheskaja nedvizhimost'.

Розничная торговля является одной из активно развивающихся сфер экономики России. По данным Минпромторгинвеста РД, за 2014 год оборот розничной торговли составил 509 млрд рублей. По этому показателю республика лидирует среди регионов Северо-Кавказского федерального округа [4]. Данный объем обеспечивают более 5 286 торговых точек, в которых трудятся около 14 % населения города Махачкалы [5]. При данных показателях динамика роста розничной торговли характеризуется ежегодным приростом более 7 %, что опережает аналогичный показатель по России в целом.

По информации Дагестанстата, доля розничных рынков в общем объеме товарооборота в Республике Дагестан ежегодно сокращается, но еще занимает лидирующие позиции по стране в целом, так по итогам 2014 г. она составила 41,7 % против 51 % в 2013 году. По этой статистике мы видим, какую долю общего товарооборота занимают розничные рынки республики.

Вместе с тем становление рынка торговых центров в Республике Дагестан началось с момента открытия первых торговых центров, одним из которых является «ТЦ Седьмой континент» в г. Махачкале, который был открыт в 2007 г. Он предусматривал сочетание шопинга, розничного су-

30

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

пермаркета и развлечений в одном месте, и это имело большой успех. При этом ежегодное возрастание интереса привело к всплеску открытий новых торговых комплексов. Вследствие этого в 2008-2009 гг были открыты «ТЦ Европейский», «ТЦ Киргу», «ТЦ Телли», «ТЦ Апельсин», «ТЦ Шериф». В 2013-14 гг состоялось открытие «ТЦ Миркато», «ТЦ Этажи», «ТЦ Весна», «ТЦ Сити», «ТЦ Османский». Одновременно с торговыми центрами начали появляться и розничные торговые сети: «Караван», который насчитывает по Республике Дагестан 8 торговых залов. Вслед за «Караваном» на дагестанский рынок вступает федеральная сеть «Пятерочка», которая, в свою очередь, насчитывает 10 торговых залов. Самой крупной торговой сетью на 2014 г. является «Зеленое Яблоко» которая насчитывает 4 больших торговых зала.

При этом наибольшей популярностью пользуется столица Республики Дагестан г. Махачкала, в которой сосредоточено более 97 % объектов от общего объема торговых центров, представленных в Республике Дагестан. Высокие показатели ввода в эксплуатацию торговых центров в городах России иногда не означают соответствующей высокой обеспеченности населения современными торговыми площадями.

В ходе проведения исследования нами было установлено, что обеспеченность жителей г. Махачкалы торговыми площадями в составе торговых центров составляет 70 кв. м. на 1000 жителей города. В целях объективности анализа необходимо сравнивать полученный результат с аналогичными данными других городов России.

Необходимо обратиться к показателям, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Обеспеченность торговыми площадями в городах РФ _____________(кв. м на 1000 жителей)_________________________

Город Население городов тыс. чел. Обеспеченность торговыми площадями (GLA) на 1000 жителей У GLA От.п = — , ЧН кв. м на 1000 чел. Ранжирование городов в зависимости от обеспеченности торговыми площадями.

Краснодар 806 978 1

Тюмень 680 848 2

Самара 1 172 741 3

Екатеринбург 1 462 605 4

Санкт-Петербург 5 192 530 5

Москва 12 198 527 6

Новосибирск 1 567 497 7

Нижний Новгород 1 260 471 8

Уфа 1 116 422 9

Ростов-на-Дону 1 110 417 10

Ярославль 602 400 11

Челябинск 1 156 395 12

Барнаул 633 387 13

Воронеж 1 024 380 14

Красноярск 1 016 370 15

Казань 1 206 360 16

Рязань 530 348 17

Пермь 1 014 334 18

Волгоград 1 019 316 19

Астрахань 531 305 20

Липецк 510 285 21

Оренбург 560 267 22

Пенза 521 260 23

Набережные Челны 522 130 24

Хабаровск 601 119 25

Томск 557 105 26

Махачкала 705 Z0 27

Общественные и гуманитарные науки

• ••

31

Анализ, проведенный в ходе исследования г. Махачкалы по обеспеченности торговыми площадями среди других городов России, как крупных городов-миллионе-ров, так и соответствующих по численности населения, занимает последнее место, не говоря уже о республике в целом, где торговые центры практически не представлены. С теоретической точки зрения, подкрепленной статистическими данными, низкая обеспеченность Республики Дагестан связана с недостаточным социальноэкономическим развитием региона. Крайне низкая реально располагаемая сумма доходов населения, высокий процент безработицы и высокая миграция приводят к снижению покупательской активности в Республике Дагестан. Средняя заработная плата в республике составляет 16,5 тыс. руб. и по этому показателю Республика Дагестан занимает одно из последних мест среди регионов в РФ [5].

При этом в городах и районах республики многофункциональные комплексы и торговые центры практически не представлены. Нет там и развитой розничной торговой сети, а все многообразие товаров и услуг представляют продуктовые магазины и оптово-розничные рынки, которые имеют значительную востребованность в республике.

Среди объектов коммерческой недвижимости Республики Дагестан, которые позиционируются в качестве торговых центров, прямо соответствующих качественной составляющей данному названию, мало.

В последнее время довольно популярной стала тенденция реализации проекта исходя исключительно из взглядов и интересов собственника. В настоящее время значение имеют дизайн проекта и количество коммерческих площадей, дальше следует концепция и планировочные решения, такие как: удобство для покупателей и востребованность среди арендаторов. Сбалансированная, взвешенная политика в размещении операторов в таких проектах затруднена или практически невозможна, а использование таких коммерческих площадей неперспективно для крупных торговых розничных сетей. Некоторые владельцы и управляющие торговыми центрами не считают важным определение целевой аудитории будущего коммерческого объекта. Четкая ориентация коммерческого проекта на определенную ценовую политику не является одним из основных вопросов [1].

Зачастую в городе Махачкале торговые центры не предусматривают размещение

якорных операторов, способствующих появлению основных потоков покупателей. В ряде случаев их количество является недостаточным. Галерея коммерческого комплекса не обладает способностью самостоятельно выступать полноценным магнитом для посетителей торгового центра.

В виду вышеперечисленных причин данные проекты обладают низкой заполняемостью коммерческих площадей торговых центров не достигая и 50 %. Это приводит к неудовлетворительной посещаемости торговых центров и как в следствие, приводит к закрытию торгового объекта или же перепрофилированию данного здания. По нашему мнению, в городе Махачкале присутствуют примеры неудачных торговых центров, заполняемость которых ниже 40 %, например, такие объекты как: торговый центр «Апельсин» в г. Махачкале на проспекте Петра I, торговый центр «Весна» в г. Махачкале на улице Дахадаева. Данные проекты до сих пор не заняли свою рыночную нишу и имеют низкие результаты своей коммерческой деятельности. Стоит отметить, что их центральная локация не смогла улучшить сложившуюся ситуацию. В результате данные проекты, существуя довольно продолжительное время на рынке, не приносят ожидаемого финансового результата своей деятельности своим собственникам. Кроме того, один из действующих торговых центров на текущий период, бывший одним из родоначальников торговой недвижимости Махачкалы, торговый центр «Европейский», утратил сильную позицию на рынке. На основании тенденций развития торговых центров и актуальных потребностей населения данный торговый центр нельзя назвать полноценным конкурентом и представителем современной коммерческой недвижимости в Республике Дагестан. Объект, имевший успех у жителей города, утратил его с появлением новых масштабных игроков на коммерческом рынке. Крупные объекты с современной архитектурой, продуманной и интересной концепцией, паркингом привлекают потенциальных покупателей. В результате данный проект практически изолирован от внимания потенциальных арендаторов и покупателей. По нашему мнению, все вышесказанные причины серьезно подрывают веру в целесообразность инвестиций в данный сектор экономики, и именно поэтому у некоторых аналитиков возникает мнение о приближении перенасыщения торговыми центрами. Хотя в Республике Дагестан мы видим обратное, нехватку крупных и качественных торговых центров.

32

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

С другой стороны, потребитель также не может сделать выбор, видя большое количество торговых объектов, которые открываются в расчете на его доходы, но почти ничего нужного лично ему не предлагают.

Но вместе с тем всегда существует круг качественных проектов, которые, в свою очередь, соответствуют современному пониманию торгового центра, как со стороны покупателей, так и со стороны крупных розничных торговых сетей.

Основные конкурирующие торговые центры современного формата в Республике Дагестан следующие:

• ТЦ «Седьмой континент»

• ТЦ «Миркато»

• ТЦ «Этажи»

На основании вышеуказанной инфор-

мации и полученных данных из таблицы 2 мы приходим к следующему выводу: вышеназванный круг торговых центров формирует деловой климат в сфере торговой недвижимости, а также культуру и структуру потребления товаров и услуг в Республике Дагестан.

Таблица 2

Основные торговые центры современного формата в Республике Дагестан

Год откры- тия Наименование торгового центра GBA кв. м GLA кв. м Запол- пол- няе- мость Ценовой уровень

2007 ТЦ «Седьмой Континент» 10000 6000 90 % Средний- высокий

2013 ТЦ «Миркато» 8000 5000 85 % Средний- высокий

2013 ТЦ «Этажи» 11200 8000 95 % Средний- высокий

Таким образом, рынок розничной торговли стремительно развивается именно в формате торговых центров. В результате данного исследования выявлено, что интерес торговых центров направлен на столицу Республики Дагестан. Предполагаем, что это связано с увеличивающейся плотностью населения в центре города и более высоким уровнем доходов населения по сравнению с другими городами и районами республики. Наибольшее количество ввода в эксплуатацию современных торговых центров зафиксировано в 2007-2009 гг. За данный период открылось 6 объектов коммерческой недвижимости. В последу-Литература

ющие годы наблюдался спад роста. Можно предположить, что на это развитие повлиял экономический кризис в период 20092010 гг. Многие объекты были приостановлены, и их работа возобновилась только через определенное время. В настоящее время увеличение общего объема торговых площадей по сравнению с началом развития торговых центров составило более чем в три раза: с 14 000 до 49 000 кв. м. Исходя из рыночной оценки, 19 % комплексов, представленных в Республике Дагестан, являются неуспешными, в результате чего создается искусственное ощущение насыщенности торгового рынка [7]. В результате эти центры дезориентируют потребителя, не предлагая ему никакой выгоды, а только претендуя на его денежные доходы. Вместе с тем существуют и положительные примеры торговых объектов, пользующихся большой популярностью как среди потребителей, так и среди ритейла. Эти торговые центры выбирают лидеров с грамотным управлением и продуманной концепцией. Надо отметить, что обеспеченность жителей Республики Дагестан современными торговыми площадями крайне низкая, и данная сфера экономики только начинает получать качественный уровень развития. Среди основных слабых мест торговых центров республики - большое количество арендаторов «no name» в структуре торгового объекта, которые не участвуют в привлечении людских потоков, а также не выдерживают неценовую и ценовую конкуренцию по сравнению с федеральными торговыми марками [3] Основной отрицательной стороной в работе дагестанских торговых центров остается наличие мертвых зон в планировании решения использования торговых площадей, что довольно сильно затрудняет как сдачу в аренду таких помещений, так и доступ покупателей к магазинам. Взяв в расчет существующие характеристики действующих торговых центров можно предположить, что намечается строительство новых торговых центров, одним из которых является ТЦ «Первый» общей площадью 37 000 кв. м, а арендопригодных - 25 000 кв. м, открытие данного проекта запланировано на четвертый квартал 2016 г. [8]. Освоение

остальной территории республики, по нашему мнению, принесет реальные качественные изменения в рынке современной торговой недвижимости Республики Дагестан.

1. Белый Е. В., Флоринская Е. П. Основные принципы создания торговых центров // SMT Developments, 2002. 2. ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и

Общественные и гуманитарные науки

• ••

33

определения: Постановление Госстандарта России № 242-ст // Стандартинформ, 1999. 3. Пилипенко

Е. В., Габрук Е. В. Феномен торговых центров как отражение особенностей экономики знаний // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. 4. Электронный ресурс URL: http://dag-

pravda.ru/novosti/27444724/ 5. Электронный ресурс URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/ dagstat/ru/statistics/enterprises/trade/ 6. Электронный ресурс URL: http://expert.ru/ rat-ings/obespechennost-rossijskih-gorodov-s-naseleniem-ot-500-tyis-zhitelej-torgovyimi-ploschadyami. 7. Электронный ресурс URL: http://www.mkala.ru/info/guides/ 8. Электронный ресурс URL:

http://www.shopandmall.ru/news/TRC_Pervyy/

References

1. Bely E. V, Florinskaya E. P. Basic principles of shopping centers // SMT Developments, 2002. 2. GOST 51303-99. State Standard of the Russian Federation. Trade. Terms and definitions: Russian State Standard Resolution N 242-item.// Standartinform, 1999. 3. Pilipenko EV, EV Gabruk phenomenon of shopping malls as the reflection characteristics of the knowledge economy // Bulletin of Chelyabinsk State University, 2009. 4. Electronic resource URL: http://dagpravda.ru/novosti/27444724/ 5. Electronic resource

URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts / dagstat / ru / statistics / enterprises / trade /

6. Electronic resources URL:http://expert.ru/ratings/obespechennost-rossijskih-gorodov-s-naseleniem-ot-500-tyis-zhitelej-torgovyimi-ploschadyami/ 7. Electronic resource URL: http://www.mkala.ru/info/guides/

8. Electronic resource URL: http://www.shopandmall.ru/news/TRC_Pervyy/

Literatura

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Belyj E. V., Florinskaja E. P. Osnovnye principy sozdanija torgovyh centrov // SMT Developments, 2002.

2. GOST R 51303-99. Gosudarstvennyj standart Rossijskoj Federacii. Torgovlja. Terminy i opredelenija:

Postanovlenie Gosstandarta Rossii N 242-st.// Standartinform, 1999. 3. Pilipenko E. V., Gabruk E. V. Fe-nomen torgovyh centrov kak otrazhenie osobennostej jekonomiki znanij // Vestnik Cheljabinskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2009. 4. Jelektronnyj resurs URL: http://dagpravda.ru/novosti/ 27444724/

5. Jelektronnyj resurs URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/dagstat/ru/ statistics/ enterprises/trade/ 6. Jelektronnyj resurs URL: http://expert.ru/ratings/obespechennost-rossijskih-goro-dov-s-naseleniem-ot-500-tyis-zhitelej-torgovyimi-ploschadyami/ 7. Jelektronnyj resurs URL: http://www. mkala.ru/info/guides/ 8. Jelektronnyj resurs URL: http://www.shopandmall.ru/news/ TRC_Pervyy/

Статья поступила в редакцию 07.07.2015

УДК 338.47

ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

THE ORGANIZATION OF FUNCTIONING AND DEVELOPING OF THE UNITED TRANSPORT AND LOGISTIC CENTER

IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

© 2015 Мусаева П. М.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства

© 2015 Musaeva P. М.

Dagestan State Institute of National Economy

Резюме. В статье проводится исследование по развитию транспортной отрасли в Республике Дагестан, а также даны рекомендации для развития логистики в РД, рассмотрена актуальная проблема развития транспортно-логистической системы.

Abstract. The author of the article represents a study on the development of the transport sector in the Republic of Dagestan and gives recommendations for the development of logistics in the RD, considers the actual problem of the development of the transport logistic system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.