Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьев Антон Александрович

Проблема организации профилактической работы в образовательных учреждениях является одной из наиболее актуальных. Основной вопрос состоит в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды, сохранении и укреплении здоровья детского организма. Грамотная систематизация профилактической работы способна повысить устойчивость растущего организма к физическим и эмоциональным нагрузкам, поддержать жизненный тонус, улучшить способности к адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьев Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES IN THE STRUCTURE OF HEALTH CARE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The problem of the organization of preventive work in educational institutions is one of the most important. The main issue is to increase the body's resistance to adverse conditions of environment, conservation and health promotion of the child's body. Proper systematization of preventive work could improve the stability of a growing organism to physical and emotional stress, to maintain vitality, improve the ability to adapt.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕРЕДОВАЯ (ADVANCED)

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 1. С. 9-30.

УДК 371.72 ББК 75.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А. А. Артемьев

НФИ ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Новокузнецк, Россия

Проблема организации профилактической работы в образовательных учреждениях является одной из наиболее актуальных. Основной вопрос состоит в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды, сохранении и укреплении здоровья детского организма. Грамотная систематизация профилактической работы способна повысить устойчивость растущего организма к физическим и эмоциональным нагрузкам, поддержать жизненный тонус, улучшить способности к адаптации.

Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений, физкультурно-оздоровительная работа, двигательная активность обучающихся.

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Предпосылки к построению такого образовательного процесса прослеживаются в нормативно-правовых документах последних лет, в частности, в федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», постановлениях Правительства РФ и указах Президента, Основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребёнка и многих других. Принятие подобного рода документов привело к появлению массы научных разработок, направленных на поиск путей организации физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

Цель работы: определить и экспериментально проверить организационные условия физкультурно-оздоровительной работы в структуре здо-ровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

Задачи работы:

1. Проанализировать исторические аспекты становления и развития физкультурно-оздоровительной работы и определить её состояние в современной педагогической теории и практике.

2. Определить содержание физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесбере-гающей деятельности образовательного учреждения.

3. Разработать универсальную модель организации физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

4. Выявить организационные условия физкультурно-оздоровительной работы.

Содержание работы: На сегодняшний день в педагогической практике разработано множество подходов к осуществлению здоровьесбережения в образовательных учреждениях: дифференцированный, адаптивный, системный, комплексный и др. (Г. Л. Апанасенко, Р. И. Айзман, И. И. Брех-ман, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Н. Г. Коновалова, И. Л. Левина, Ю. В. Науменко, С. И. Петухов, Г. К. Сухарев и др.).

Предложенные подходы к осуществлению здо-ровьесбережения реализуются в образовательных учреждениях путём организации здоровьесберегающей деятельности, которая, в свою очередь, должна базироваться на основе комплексного, разностороннего подхода.

На необходимость такого подхода, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, указывается в письме Министерства образова-

ния РФ от 24 июля 2003 г. № 15-52-522/15-01-21 (Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья подростков в образовательной среде). В этом документе представлена базовая модель организации здоровьесберегаю-щей деятельности в образовательных учреждениях. Данная модель состоит из шести блоков: 1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения. 2. Рациональная организация учебного процесса. 3. Организация физкультурно-оздоровительной работы. 4. Просве-тительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. 5. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья. 6. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

На наш взгляд, наиболее существенными из недостатков и проблем организации здоровьесбере-гающей деятельности в образовательных учреждениях, выявленных в процессе методологического анализа, являются низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы, просве-тительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья, профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья. Низкая эффективность этих блоков здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения указывает на необходимость разработки подходов к организации такой деятельности, реализация которой в образовательном учреждении позволила бы объединить данные блоки с целью повышения их эффективности и, как следствие, улучшить здоровье-сберегающую деятельность в целом.

В нашем понимании, физкультурно-оздоровительную работу необходимо рассматривать не только как сохранение и укрепление здоровья, но и как оздоровление обучающихся, которое рассматривается в ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребёнка в Российской Федерации» как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятия их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, под физкультурно-оздоровительной работой образовательного учреждения мы рассматриваем одно из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения, ориентированной на развитие физических, психических и личностных качеств, социальных потребностей обучающихся, на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни посредством использования психолого-педагогических методов и форм, средств физической культуры.

Исходя из данного определения, содержание физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения должно включать в себя: оптимизацию двигательной активности обучающихся, укрепление здоровья, развитие психических и личностных качеств обучающихся, организацию целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей, формирование представлений и ценностей здоровья и здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса.

Физкультурно-оздоровительная работа в образовательных учреждениях должна нести в себе черты социального взаимодействия и партнёрства. Поэтому для её организации в образовательных учреждениях любого типа и вида на основе деятельностно-аксиологического подхода мы разработали универсальную модель (рис. 1). Универсальность модели заключается в том, что её можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях высшего профессионального и дополнительного образования детей и подростков.

Целевой блок модели организации физкультурно-оздоровительной работы:

Целевой блок модели включает: совокупность целей и задач, направленных на упорядочение всего спектра влияний (физических, природных, психолого-педагогических, социальных) на обучающегося; принципов (сотрудничества, природосообразности, культуросообразности,

>-

>-

>

> Функции управления физкультурно-оздоровительной работой ОУ (планирование, организация, мотивация, контроль)

Организационные условия физкультурно-оздоровительной работы ОУ

1. Реализация деятельностно-аксиологического подхода 2. Управление физкультурно-оздоровительной работой субъектов образовательного процесса 3. Создание коммуникаций образовательного учреждения с социальными партнёрами 4. Осуществление комплексной оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения

Цель: осуществление физкультурно-оздоровительной работы ОУ

»

о

Ч

ю «

о £

е ле

е еЦ

Задачи: скоординировать усилия субъектов ОП при осуществлении ФОР; согласовать процедуры ФОР и правила её организации; согласовать взаимодействие социальных партнёров; обеспечить оказание помощи и поддержки субъектам ОП пропедевтически и по запросу_

Принципы: сотрудничества, природосо-образности, культуросообразности, ориентации на ценностные отношения, субъ-ектности, моделирования взаимодействия, оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости

ь л е

^ е ^

е

о *

Оптимизация двигательной активности обучающихся, укрепление здоровья, развитие психических и личностных качеств обучающихся; организация целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей; формирование представлений и ценностей здоровья и ЗОЖ у субъектов образовательного процесса

Деятельностный блок

ФОР в учебном процессе ФОР в неучебной деятельности

ФОР в семье

Психолого-педагогические формы и методы

Средства физической культуры

О зв

3 з

* 5 «

о ~ о а, ° Ч

н я ю

- ш

13 Э

И °

Критерии комплексной оценки эффективности ФОР: Критерии процесса: Критерии результата:

- целевой - ценностный

- организационно-деятельностный - здоровьесберегающий

-> Результат: повышение эффективности ФОД ОУ <—

Рис. 1. Модель организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях

на основе деятельностно-аксиологического подхода

ориентации на ценностные отношения, субъект-ности, моделирования взаимодействия, оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости).

По определению В. И. Загвязинского, «... цель — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска», а под задачами он понимает «цель преобразования конкретной ситуации или, иными

словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определённой цели».

Цель модели: осуществление физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении.

Задачи модели:

— скоординировать усилия субъектов образовательного процесса при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы;

— согласовать процедуры физкультурно-оздоровительной работы и правила её организации;

— согласовать взаимодействие социальных партнёров;

— обеспечить оказание помощи и поддержки субъектам образовательного процесса пропедевтические и по запросу.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении на основе деятельностно-аксиологического подхода находит своё практическое выражение в определённых выше принципах модели:

— принципе гуманистической направленности;

— культуросообразности;

— субъектности;

— моделирования взаимодействия;

— природосообразности;

— оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости;

— ориентации на ценностные отношения;

— преемственности, последовательности и систематичности;

— сознательности и активности обучающихся;

— сотрудничества.

Перечисленные цель, задачи и принципы физкультурно-оздоровительной работы реализуются в образовательном учреждении через определённое содержание и направление деятельности, которые представлены в содержательном блоке.

Содержательный блок модели организации физкультурно-оздоровительной работы: включает в себя оптимизацию двигательной активности обучающихся, укрепление здоровья, развитие психических и личностных качеств обучающихся, организацию целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей, формирование представлений и ценностей здоровья и здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса.

Деятельностный блок модели: представляет физкультурно-оздоровительную работу в учебном процессе, внеучебной работе и в семье, осуществляемую с применением психолого-педагогических форм и методов средствами физической культуры.

ФОР в учебном процессе включает в себя:

— проведение основных и дополнительных уроков физической культуры;

— психологические тренинги, направленные на развитие личностных качеств (целеустремлённость, экстраверсия, сообразительность, уверенность в себе, эмоциональная невозбудимость,

независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимистичность, самоконтроль, невозмутимость и др.), проводятся в образовательном учреждении штатным психологом один раз в месяц, с целью улучшить психоэмоциональное состояние детей и подростков ОУ, сформировать мотивацию к учебной деятельности, развить их коммуникативные качества и способствовать снятию коммуникативных барьеров между учениками, учениками и учителями, учениками и их родителями.

ФОР во внеучебной деятельности:

— проведение индивидуально-командных конкурсов с субъектами образовательного процесса;

— разработка и внедрение комплексов ЛФК с целью профилактики соматических заболеваний обучающихся в образовательном учреждении и дома;

— участие детей в городских, областных и всероссийских соревнованиях по различным видам спорта.

Проведение индивидуально-командных конкурсов с субъектами образовательного процесса позволяет повысить двигательную активность не только обучающихся детей, но и их родителей и педагогов образовательного учреждения; обратить внимание родителей на собственное здоровье и необходимость активного образа жизни; снять коммуникативные барьеры между субъектами образовательной деятельности. Разработка и внедрение комплексов ЛФК позволяет родителям самостоятельно составить программу профилактики соматических заболеваний детей школьного возраста.

ФОР в семье:

— составление плана индивидуальной двигательной активности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— соблюдение суточного режима и правил личной гигиены;

— рациональное и умеренное питание.

Организация в образовательном учреждении

учебной и внеучебной деятельности способствует не только формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, устойчивой мотивации к учебной деятельности, но и формирует у обучающихся привычку к ежедневной двигательной активности.

Средства физической культуры:

— физические упражнения, направленные на развитие физических и личностных качеств;

— профилактика нарушений осанки, зрения, обмена веществ и плоскостопия;

— оздоровительные силы природы;

— гигиенические факторы.

Психолого-педагогические формы: учебная

работа, внеурочные и внеклассные формы работы, общешкольные мероприятия, психологические тренинги, система домашних заданий, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и родителей в средствах массовой информации.

Психолого-педагогические методы: словесные методы, наглядные методы, практические методы, игровые методы, соревновательные методы, метод группового влияния.

Контрольно-оценочный блок модели:

Контрольно-оценочный блок модели необходим для комплексной оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

Управление физкультурно-оздоровительной работой реализуется в образовательном учреждении с помощью включения в каждый из перечисленных выше блоков модели компонентов структуры управления, позволяющей организовать физкультурно-оздоровительную работу через реализацию следующих функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Таким образом, разработанная нами модель организации физкультурно-оздоровительной работы на основе деятельностно-аксиологического подхода состоит из целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-оценочного блоков, достигающих цель физкультурно-оздоровительной деятельности через последовательное решение поставленных задач. Реализация модели физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях обеспечивается организационными условиями.

Теоретический анализ становления и развития физкультурно-оздоровительной работы, практический опыт её организации в образовательных учреждениях на основе деятельностно-ак-сиологического подхода в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе, а также данные констатирующего эксперимента, проведённого в период с 2007 по 2012 учебный год, позволили нам выявить организационные условия физкультурно-оздоровительной работы в ходе апробации разработанной нами модели на реальном объекте.

Результаты проведённой нами опытно-экспериментальной работы позволили нам сделать вывод о том, что физкультурно-оздоровительную работу образовательного учреждения необходи-

мо организовывать с помощью следующих организационных условий:

— реализация деятельностно-аксиологическо-го подхода к физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения;

— управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса;

— создание коммуникаций образовательного учреждения с социальными партнёрами для достижения целей физкультурно-оздоровительной деятельности;

— осуществление комплексной оценки эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения.

Условие 1:реализация деятельностно-аксио-логического подхода к физкультурно-оздоровительной работе образовательного учреждения

Выдвигая в качестве организационного условия реализацию деятельностно-аксиологического подхода к физкультурно-оздоровительной работе в образовательном учреждении, мы ориентировались на необходимость формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся и их родителей в процессе оптимизации двигательной активности, развития психических и личностных качеств обучающихся, организации целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей, формирования представлений и ценностей здоровья и ЗОЖ.

В обобщённом виде под оптимизацией (от лат. орйтш — наилучший) обычно понимают целенаправленную деятельность, заключающуюся в получении наилучших результатов при реализации соответствующих условий. Реализация деятельностно-аксиологического подхода в процессе оптимизации двигательной активности способствовала формированию у обучающихся мотивации к ежедневным занятиям физической культурой и спортом. Это достигалось в ходе реализации разработанной программы, которая состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Для получения необходимого результата нами была усовершенствована вариативная часть программного материала по физической культуре в образовательном учреждении.

Для развития психических и личностных качеств обучающихся разработана система психолого-педагогических воздействий в виде развивающей программы, которая была реализована в образовательном учреждении с помощью раз-

вивающих упражнений и психологических тренингов.

Программа развития личностных качеств обучающихся в образовательном учреждении состоит из следующих направлений деятельности:

— диагностика личностных качеств с помощью элементов психодиагностики;

— развитие личностных качеств с помощью элементов психолого-педагогического воздействия, позволяющих развивать и совершенствовать индивидуальные качества личности каждого ребёнка для достижения цели физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом деятель-ностно-аксиологического подхода;

— оценка эмоционального профиля обучающихся;

— оценка мотивации на занятия физической культурой и спортом.

Разработанная нами программа можно частично реализовываться на дополнительных занятиях физической культуры. Для этого в вводно-подго-товительную часть этих занятий необходимо ввести разнообразные психические упражнения, направленные на развитие личностных качеств обучающихся (целеустремлённости, экстраверсии, сообразительности, внимания, эмоциональной устойчивости, независимости, благоразумия, добросовестности, смелости, практичности и др.). Кроме того, с периодичностью один раз в месяц психолог образовательного учреждения может проводить различные психологические тренинги, направленные на развитие личности обучающихся, снятие коммуникативных барьеров в группе, самоидентификацию детей и подростков. Например:

1. Тренинг «Умею ли я видеть плюсы»: аудитории зачитывается ситуация, в которой участники должны найти положительные стороны и как можно больше. Например, «На улице скверная погода, вы спешите на деловую встречу и вас обрызгала машина» и пр. Данный тренинг способствует формированию позитивного мышления, снятию эмоционального напряжения в группе, а также развивает сообразительность обучающихся.

2. Тренинг «Упражнение Джеффа»: аудитории предлагается по очереди ряд утверждений и вопросов, по которым каждый должен выразить своё мнение и подойти к соответствующей табличке. Затем, если у кого-то возникнет желание высказать вслух своё мнение, он сможет сделать это с разрешения ведущего.

3. Тренинг личностного роста «Пойми себя» предназначен для подростков. Оптимальный возраст участников — старше 11-12 лет.

4. Коммуникативный тренинг (сост. А. В. Виноградов) был направлен на решение внутренних конфликтов обучающихся в ситуации отработки навыков межличностного общения, выработки и закрепления социокультурных норм. Организованная игровая методика помогает прочувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, выйти за рамки сложившихся личностных стереотипов и получить необходимый опыт. Тренинг разработан и предназначен для обучающихся старшего подросткового и юношеского возраста. Тренинг является одним из личност-но-ориентированных, учебно-коррекционных тренингов и призван помочь молодёжи научиться ориентироваться в меняющемся мире, адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и решать свои проблемы. Практическое применение данного тренинга осуществлялось психологом и педагогами образовательного учреждения. Тренинг рассчитан на 40 ч интенсивной работы.

Реализация деятельностно-аксиологического подхода при организации целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей предполагает решение проблемы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Основную деятельность в решении указанной проблемы могут выполнять сотрудники правоохранительных органов в лице Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. В их задачу входит проведение для обучающихся лекториев о вреде употребления наркотиков и алкоголя, консультаций и профилактических бесед с обучающимися и их родителями.

Таким образом, выделяя в качестве организационного условия реализацию деятельностно-аксиологического подхода к физкультурно-оздоровительной работе, мы ориентировались на необходимость формирования ценности здоровья и здорового образа жизни через деятельность субъектов образовательного процесса. Реализация программ оптимизации двигательной активности обучающихся, развития психических и личностных качеств обучающихся, целенаправленной профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей, формирования представ-

лений и ценностей здоровья и здорового образа жизни у субъектов образовательного процесса позволит повысить двигательную активность обучающихся и их мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, обеспечит развитие психических и личностных качеств обучающихся, сформирует ценностное отношение к своёму здоровью и здоровому образу жизни не только у обучающихся и их родителей, но и у педагогов образовательного учреждения.

Условие 2: управление физкультурно-оздоровительной работой субъектов образовательного процесса

Управление физкультурно-оздоровительной работой субъектов образовательного процесса позволяет создать в образовательном учреждении чётко определённые и адаптированные механизмы реализации физкультурно-оздоровительной деятельности с учётом приоритетности сохранения, укрепления и оздоровления обучающихся.

Анализ нормативных документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребёнка) показывает, что сфера ответственности руководителя образовательного учреждения не может быть ограничена только обеспечением реализации государственных образовательных стандартов, но и должна включать в себя обеспечение эффективной реализации условий здоровьесбере-жения и оздоровления.

Проанализировав существующие подходы к управлению образовательными системами, мы пришли к выводу о том, что управление физкультурно-оздоровительной работой субъектов образовательного процесса необходимо рассматривать с позиции процессного подхода, предложенного А. Файоль и усовершенствованного М. Х. Мэсконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури. Связано это прежде всего с тем, что данный подход рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций (планирования, организации, мотивации, контроля), которые будут способствовать эффективной реализации всех содержательных компонентов физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении.

Как представлено на рис. 2, управление физкультурно-оздоровительной работой включает в себя целевой, содержательный, процессуаль-но-деятельностный и оценочно-результативный компоненты управления, которые позволяют

обеспечить реализацию функций управления физкультурно-оздоровительной работой образовательного учреждения (планирование, организация, мотивация, контроль).

Таким образом, управление физкультурно-оздоровительной работой субъектов образовательного процесса рассматривается как совокупность закономерных, взаимосвязанных компонентов управления (целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и оценочно-результативного), представляющих определённую целостность и позволяющих реализовать в образовательном учреждении функции планирования, организации, мотивации и контроля.

Условие 3: Создание коммуникаций образовательного учреждения с социальными партнёрами

Важным организационным условием является создание коммуникаций образовательного учреждения с социальными партнёрами. Именно в рамках социального партнёрства необходимо осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.

Под коммуникациями мы понимаем специфическую форму взаимодействия людей, реализуемую в процессе социального партнёрства различных учреждений и ведомств с определённой целью. В данном исследовании социальное партнёрство направлено на организацию и совместную реализацию физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении. Так, при реализации программы оптимизации двигательной активности обучающихся вокруг образовательного учреждения можно организовать социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования, спортивными клубами по месту жительства и плавательными бассейнами. Это позволит снизить загруженность преподавателей по физической культуре образовательного учреждения, а тренерам-преподавателям осуществить комплектование групп. Сотрудники спортивных клубов по месту жительства могут активно участвовать в проведении и организации физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований.

При реализации программы развития психических и личностных качеств обучающихся необходимо создать механизм педагогического взаимодействия взрослых участников образовательного процесса. Проведение психологических тренингов у детей младшего школьного возраста предусматривает присутствие их родителей. В группах, возраст детей в которых превышает

Рис. 2. Структура управления физкультурно-оздоровительной работой образовательного учреждения

13 лет, необходимо присутствие социального педагога и медработника, а при проведении дополнительных уроков физической культуры, в подготовительную часть которых можно включить психологические упражнения, помимо тренера-преподавателя необходимо присутствие педагога-психолога.

Существующие подходы к организации профилактической работы в учреждениях общего, специального и профессионального образования, направленной на профилактику асоциального поведения субъектов образовательного процесса, тоже содержат в своей основе взаимодействие

взрослых субъектов образовательного процесса. Однако большинство родителей не готовы сотрудничать с педагогами образовательного учреждения, что существенно затрудняет реализацию программы профилактики асоциального поведения и не способствует полноценному социальному и личностному становлению детей школьного возраста.

Для профилактики асоциального поведения субъектов образовательного процесса необходима планомерная и интенсивная работа, которая не может строиться без достаточных знаний о наркомании, алкоголизме и токсикомании. Этими

знаниями в большей степени обладают люди, работающие в учреждениях, созданных для решения данной проблемы: правоохранительные органы, лечебно-профилактические учреждения и православные организации. Разработанная нами программа профилактики асоциального поведения обучающихся и их родителей представлена в виде социального партнёрства этих ведомств.

Таким образом, создание коммуникаций образовательного учреждения с социальными партнёрами как одно из организационных условий физкультурно-оздоровительной работы способствует полноценной реализации разработанных нами программ. Достигается это через организацию социального партнёрства образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, спортивными клубами по месту жительства и общественными организациями.

Условие 4: Комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы образовательного у чреждения

Наличие комплексной оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы позволяет отследить эффективность и результативность деятельности образовательного учреждения по охране и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, выступает в качестве инструмента информационной поддержки организации физкультурно-оздоровительной деятельности и анализа ситуации для принятия решений руководителями образования различных уровней (региональных, городских, районных и учрежденческих).

Целью разработанной нами системы оценивания физкультурно-оздоровительной работы является оценка её эффективности на основе анализа процессуальных и содержательных характеристик с использованием критериально-оценочного аппарата с последующей разработкой плана корригирующих мероприятий для улучшения физической подготовленности и физического развития детей, укрепления здоровья обучающихся.

Поставленная задача достигается тем, что эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения оценивается на основании критериально-ориентированной диагностики условий, процесса и результата этой деятельности с использованием четырёх критериев: критериев процесса (целевой и организационно-деятельностный) и критери-

ев результата (ценностный и здоровьесберегаю-щий). На их основе рассчитывается общая оценка уровня организации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении с помощью интегрального коэффициента физкультурно-оздоровительной деятельности (I) по формуле

1 = (Кцен + Кзд) - (Кцел + КодХ

где Кцен — показатели ценностного критерия;

Кзд — показатели здоровьесберегающего критерия;

Кцел — показатели целевого критерия;

Код — показатели организационно-деятель-ностного критерия.

Чем выше эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, тем значение I ближе к нулю, т. е. суммарное значение показателей критериев процесса (Кцел, Код) должно соответствовать суммарному значению показателей результата (Кцен Кзд).

Представленная комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения осуществляется в рамках входного и выходного контроля соответственно в начале и конце учебного года.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Для оценки результативности разработанной модели организации физкультурно-оздоровительной работы и её организационных условий была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в естественных условиях на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» с сентября 2007 г. по февраль 2012 г. По отдельным направлениям исследования привлекались муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 4» и государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Кемеровской области «Детский оздоровительно-образовательный центр "Сибирская сказка"».

Организация физкультурно-оздоровительной работы на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

С целью организации физкультурно-оздоровительной работы в структуру образовательного процесса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» начиная с 2006/07 учебного года была внедрена комплексная программа, разработанная ведущими специалистами кафедры тео-

ретических и психолого-физиологических основ физической культуры КузГПА.

Структура комплексной программы организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении представлена в виде взаимосвязанных блоков.

Целевой блок программы

Цель комплексной программы: организовать физкультурно-оздоровительную работу в системе здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении.

Задачи программы:

1) воспитательные:

— воспитывать потребность в ежедневной двигательной активности;

— повысить мотивацию на занятия физической культурой и спортом;

2) образовательные:

— обучать жизненно важным умениям и навыкам;

— формировать теоретические и эмпирические знания о здоровом образе жизни;

— ознакомить с разнообразием спортивных дисциплин;

3) оздоровительные:

— повысить уровень функционального состояния учащихся;

— улучшить уровень физического состояния школьников;

4) развивающие:

— способствовать увеличению общей двигательной активности;

— развивать личностные качества школьников;

— способствовать гармоническому развитию физических качеств (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость).

Содержательный блок программы

Средства организации программы:

—физические упражнения, направленные на развитие физических качеств (естественные движения, видоизменённые движения, абстрактные движения);

— физические упражнения, направленные на развитие психических качеств;

— физические упражнения, способствующие профилактике нарушения осанки, зрения, обмена веществ, развития плоскостопия;

— виды спорта и спортивных дисциплин (лёгкая атлетика, единоборства, спортивные игры, подвижные игры, плавание, гимнастика);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оздоровительные силы природы (вода и воздух определённой температуры, солнце, обливание и закаливание).

Гигиенические факторы (мероприятия личной и общественной гигиены, зарядка, режим).

Формы организации программы:

— учебная работа;

— внеурочные и внеклассные формы работы (секции, спартакиады, встречи с выдающимися спортсменами, психологические тренинги);

— общешкольные мероприятия (праздники, слёты, туристические походы, игры на местности);

— система домашних заданий;

— пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и родителей в средствах массовой информации.

Методы организации программы:

— словесные (рассказ, описание, объяснение, разбор, задание и т. д.);

— наглядные (показ, демонстрация рисунков, схем, кинофильмов и т. д.);

— практические (строго или частично регламентированные упражнения);

— игровые;

— соревновательные;

— метод группового влияния;

— метод самокритики;

— эйдетические методы.

Контрольно-оценочный блок программы

В содержание контрольно-оценочного блока входит разработанная и запатентованная нами комплексная оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении.

Блокуправления программой

Содержание данного блока представлено в виде модели управления комплексной программой. В основу разработки модели легла концепция процессного подхода, разработанная А. Файолем. Эта концепция стала серьёзным прорывом в развитии менеджмента и имеет огромное значение и по сей день. Идея процессного подхода изначально была предложена школой административного управления, которая стремилась описать основные функции управления. Однако она, как правило, рассматривала эти функции независимо одну от другой, а процессный подход рассматривает их как тесно взаимосвязанные.

Процесс управления здоровьесберегающей деятельностью включает четыре взаимосвязанные функции: планирование ^ организацию ^ мотивацию ^ контроль.

Функции управления

Функция планирования связана с определением целей организации и того, что должны делать

её члены для их достижения. Она по сути призвана ответить на три фундаментальных вопроса:

— Какое место занимает здоровьесберегающая деятельность в образовательных учреждениях на данном этапе?

— В каком направлении необходимо двигаться для достижения намеченных целей?

— Как возможно достичь намеченные цели?

В процессе планирования вырабатываются общие указания по направлению усилий и решений, которые обеспечат единство цели для всех участников педагогического процесса.

Организовать — значит создать определённую структуру. Чтобы организация здоровьесберега-ющей деятельности могла достичь своей цели, необходимо преобразовать в структуру множество элементов, в том числе конкретные задачи организации.

Основным направлением здоровьесберегаю-щей деятельности в образовательных учреждениях, на наш взгляд, будет совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с помощью комплексной программы.

Поскольку любую работу в организации выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять конкретные задачи в организации здоровьесберегающей деятельности, в том числе и управленческие.

Необходимо помнить, что самые лучшие план и структура организации физкультурно-оздоровительной работы будут бессмысленны, если кто-то из участников педагогического процесса не выполняет фактическую работу. Задача функции мотивации именно в том, чтобы весь коллектив, участвующий в здоровьесберегающей деятельности ОУ, выполняли свои обязанности в соответствии с имеющимся планом. Сегодня многие знают, что для эффективной мотивации работников необходимо определить их истинные потребности и обеспечить их возможностью удовлетворять эти потребности благодаря хорошей работе.

Функция контроля состоит в процессе обеспечения фактического достижения организацией намеченных целей. Различают три аспекта управленческого контроля здоровьесберегающей деятельности:

1. Установление стандартов: точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определённый период. Эта деятельность базируется на учебно-тематических планах, разработанных в процессе планирования.

2. Оценка результатов, фактически достигнутых за указанный период, и сравнение этих показателей с ожидаемыми.

3. Принятие мер, необходимых для исправления серьёзных отклонений от первоначального плана (рис. 3).

Содержание технологического блока программы

В технологический блок программы физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении входит основное содержание и направление деятельности.

Организация физкультурно-спортивной деятельности:

Содержание программного материала физ-культурно-спортивной деятельности состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры, по мнению В. И. Ляха, объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры связана с углублённым изучением одного из видов спорта (рис. 4).

Комплексная программа имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 1-4, 5-9-х и 10-11-х классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе (см., напр., табл. 1).

Базовая часть содержания программного материала:

Спортивные (подвижные) игры. Игры в школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей.

Директор ОУ

Заместитель директора по УВР

Кузбасская государственная педагогическая академия

Педагогический коллектив ОУ

т.

Е

Физический руководитель Психолог Классный руководитель Школьный врач

Программа физкуль-турно-спор-тивной деятельности Программа психолого-педагогической работы Программа профилактической работы Программа мониторинга

Педагогический коллектив ДЮСШ Центры психолого-педагогической помощи Центры основ здоровья Социально- гигиенический мониторинг

Директор ДЮСШ Директор Центра Директор Центра Администрация города

Комплексная программа организации ФОР

1

к о л б й о в е л е

1

ь

лк

а § § -

& 5 § й з

дн он

о

к.

- о й

н ь л ы н к

о ч о

орт чно л б

н о К нец о

Технологический блок

Рис. 3. Модель упр

В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски) и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.

В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитывать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Гимнастика с элементами акробатики. Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков

ления программой

ФК. В программный материал входят различные виды построений и перестроений, общеразвива-ющие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и пере-лезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах.

Большое значение имеют общеразвивающие упражнения без предметов. С их помощью можно решать самые разнообразные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представления о разнообразном мире движений. Количество общераз-вивающих упражнений фактически безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти

Проведение физ-культурно -спор-тивных праздников

Проведение семинаров здоровья

Профилактическая работа с родителями

Рис. 4. Содержание программного материала физкультурно-спортивной деятельности

Таблица 1

Примерное распределение программного материала физкультурно-спортивной работы

при трёхразовых занятиях в неделю

Количество уроков ФК

№ п/п Вид программного материала Класс

1-й 2-й 3-й 4-й

1 Базовая часть 78 78 78 78

1.1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока

1.2 Спортивные (подвижные) игры 18 18 18 18

1.3 Гимнастика с элементами акробатики 18 18 18 18

1.4 Легкоатлетические упражнения 21 21 21 21

1.5 Плавание 18 18 18 18

2 Вариативная часть 24 24 24 24

2.1 Дополнительные уроки ФК с углублённым изучением одного из видов спорта 24 24 24 24

3 Организация внеурочной и внеклассной оздоровительной деятельности 45 45 45 45

3.1 Проведение физкультурно-спортивных праздников 9 9 9 9

3.2 Проведение семинаров здоровья 9 9 9 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.3 Профилактическая работа с родителями 9 9 9 9

3.4 Игры-практикумы 9 9 9 9

3.5 Театрализованные представления 9 9 9 9

от более простых к более сложным в своём освоении. В урок следует включать от 3-4 до 7-8 таких упражнений. Затрачивая на каждом занятии примерно 3-6 мин на общеразвивающие упражнения

без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащихся начальной школы кинестезические восприятия и представления о скорости, ритме,

темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т. е. адекватному и точному), а также своевременному (например, под счёт или музыку) выполнению общеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать новые об-щеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам.

Большое значение в физическом развитии младших школьников имеют также акробатические и танцевальные упражнения. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.

Выполняя программный материал по построению и перестроению, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.

Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребёнка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность.

Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.

Одновременно велико их воздействие на развитие кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или спо-

собности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставляет детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами.

Всё это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребёнка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, а также чувства товарищества и коллективизма.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

Плавание. Овладение навыком плавания жизненно необходимо для каждого учащегося. За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать различными способами плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс). Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений. Систематические занятия плаванием содействуют также развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания.

Вариативная часть содержания программного материала

В качестве инновации вариативной части использовали содержание третьего урока ФК. Для этого в школьное расписание был введён третий урок физкультуры, в содержание которого были включены подвижные игры с элементами различных видов спорта (плавание, спортивные игры, гимнастика, единоборства, лёгкая атлетика). В структуру урока физкультуры, а именно в его подготовительную часть, были включены элементы психотренинга по развитию личностных качеств детей — целеустремлённости, взаимовыручки, самообладания и др. (рис. 5, табл. 2). Это позволило увеличить интерес обучающихся к занятиям физиче-

Рис. 5. Структура дополнительных уроков по физической культуре

Таблица 2

Содержание дополнительных уроков ФК

Структура урока Упражнения

Единоборства

Подготовительная часть: ОРУ в беге 1. Бег в колонне по одному; 2. Бег «ёлочкой» правым, левым боком; 3. Бег приставными прыжками правым, левым боком; 4. Бег с высоким подниманием бедра; 5. Бег с захлёстыванием голени; 6. Бег на прямых ногах

Основная часть: Упражнения, направленные на изучение отдельных элементов единоборств 1. Борьба «пуш-пуш»; 2. Чехарда; 3. Пятнашки в плечо; 4. Отработка нырков и уклонов в парах; 5. Сайстеп; 6. Петушиные бои; 7. Разножка 8. 9-й этаж; 9. Куба

Подвижные игры, направленные на развитие силовых способностей организма Игры, направленные на умение передвигаться в боевой стойке; развитие атакующих действий; контратакующих действий; чувства дистанции

Заключительная часть Упражнения, направленные на восстановление организма

Гимнастика

Подготовительная часть: серия строевых и беговых упражнений 1. Построение в шеренгу, в колонну; 2. Повороты на месте, в движении; 3. Строевой шаг, походный шаг; 4. Ходьба на носках, на пятках, приставными прыжками, в полуприседе и приседе, выпадами

Основная часть: Серия ОРУ, игры и эстафеты ОРУ для мышц рук и плечевого пояса; шеи; ног; туловища и всего тела; ОРУ в парах

Прикладные упражнения Упражнения в равновесии; перелазании и преодолении препятствий; метании и ловле мяча; переползании

Акробатические упражнения 1. Группировка; 2. Перекаты; 3. Кувырки

Подвижные игры Игры, направленные на развитие ловкости, координационных способностей; подвижности и эластичности суставов. Эстафеты, направленные на развитие силы различных мышечных групп

Заключительная часть Упражнения, направленные на восстановление организма

Окончание табл. 2

Структура урока Упражнения

Лёгкая атлетика

Подготовительная часть: Серия беговых упражнений Прыжки Метания 1. Бег в колонне по одному; 2. Бег с высоким подниманием бедра; 3. Бег с захлёстыванием голени; 4. Семенящий бег; 5. Бег на прямых ногах; 6. Бег с ускорением по узкому коридору; 7. Бег с прыжками на каждый третий шаг; 8. Бег в колонне по одному с изменением темпа 1. В длину с места; 2. В высоту; 3. На двух и одной ногах; 4. С высоты; 5. В длину с разбега 1. Метание мяча в цель; 2. Метание набивного мяча из-за головы

Основная часть: Игры и эстафеты, направленные на развитие скоростных возможностей 1. Игры и эстафеты, направленные на развитие скоростных качеств взрывного характера 2. Игры, направленные на развитие скоростно-силовых качеств 3. Эстафеты с использованием эстафетной палочки 4. Игры и эстафеты, направленные на точность броска 5. Игры и эстафеты, направленные на развитие выносливости

Заключительная часть Упражнения, направленные на восстановление организма

Спортивные игры

Подготовительная часть: серия беговых упражнений 1. Бег в колонне по одному; 2. Бег с захлёстыванием голени; 3. Бег с высоким подниманием бедра; 4. Семенящий бег; 5. Бег с прыжками на третий шаг

Основная часть: игры и эстафеты, направленные на развитие командного чувства Игры, направленные на развитие командного чувства; игрового мышления; точности приёма и передачи мяча; точности броска; ловкости и внимания

Заключительная часть Упражнения, направленные на восстановление организма; игры, направленные на развитие внимания

Плавание

Подготовительная часть: общеподготовительные упражнения Для мышц плечевого пояса; разгибателей туловища; разгибателей ног; упражнения общего воздействия; для развития быстроты движений при выполнении стартов; для развития подвижности суставов

Основная часть: Упражнения для разучивания спортивных способов плавания, игры и эстафеты, способствующие закреплению необходимых навыков Упражнения для разучивания спортивных способов плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин): упражнения для разучивания движений ногами и дыхания; руками и дыхания; для разучивания общей согласованности движений

Подвижные игры Игры, способствующие развитию умения продвигаться в воде Игры, направленные на совершенствование отдельных элементов техники спортивного плавания Игры и эстафеты, способствующие закреплению необходимых навыков

Заключительная часть Игры, направленные на восстановление организма

ской культурой и повысить уровень их двигательной активности.

Организация внеурочной и внеклассной оздоровительной деятельности

Ежегодно проводится большое количество разнообразных внеклассных и внеурочных меропри-

ятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни,— театрализованные представления «О вредных и полезных привычках», «Мы против...», индивидуально-командные конкурсы «Мама, папа, я — спортивная семья»», «А ну-ка, парни!», просветительские семинары для детей

и их родителей по профилактике алкогольной и наркотической зависимости, лекции «Беседы с участковым инспектором о...» и т. д. Одной из форм физкультурно-оздоровительной работы, направленной на повышение мотивации к занятиям физкультурой и спортом, были встречи с выдающимися спортсменами Кемеровской области, победителем первенства Европы по боксу Михаилом Алояном, победителем первенства мира по самбо Денисом Черенцовым, членом олимпийской сборной России Романом Константиновым и др.

Организация психолого-педагогической работы

Психолого-педагогическая работа в общеобразовательных учреждениях ведётся в следующих направлениях:

— определение эмоционального профиля школьника;

— определение личностных качеств;

— развитие личностных качеств (рис. 6).

Организация психолого-педагогической работы позволяет определять и развивать личностные качества каждого школьника, способствует гармоническому развитию не только физических, но и психических качеств ребёнка.

Организация профилактической работы

Проблема организации профилактической работы в образовательных учреждениях является одной из наиболее актуальных. Основной вопрос состоит в повышении устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды, сохранении и укреплении здоровья детского организма. Массовые нарушения физического и функционального состояния здоровья детей напрямую связаны с недостаточным вниманием взрослых участников воспитательного процесса. Грамотная систематизация профилактической работы способна повысить устойчивость расту-

щего организма к физическим и эмоциональным нагрузкам, поддержать жизненный тонус, улучшить способности к адаптации.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ГАОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр "Сибирская сказка"»

Основная цель деятельности детского оздоровительно-образовательного центра «Сибирская сказка» заключается в организации оздоровительного досуга, реализации потребности в физическом, духовном и творческом развитии детей с учётом их возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовки. Совместными усилиями КузГПА и ГАОУ ДОД ДООЦ «Сибирская сказка» была разработана и внедрена комплексная программа организации физкультурно-оздоровительной работы, результативность которой контролировалась ведущими специалистами кафедры теоретических и психолого-физиологических основ физической культуры КузГПА.

Целевой блок программы

Цель комплексной программы: организовать физкультурно-оздоровительную работу в системе здоровьесберегающей деятельности детского оздоровительно-образовательного центра.

Задачи программы:

1) воспитательные:

— воспитывать потребность в ежедневной двигательной активности;

— повысить мотивацию на занятия физической культурой и спортом;

2) образовательные:

— формировать теоретические и эмпирические знания о здоровом образе жизни;

— ознакомить с разнообразием спортивных дисциплин;

3) оздоровительные:

Рис. 6. Психолого-педагогическая работа в общеобразовательных учреждениях

— повысить уровень функционального состояния учащихся;

— улучшить уровень физического состояния школьников;

4) развивающие:

— способствовать увеличению общей двигательной активности;

— способствовать гармоническому развитию физических качеств (быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость).

Содержательный блок программы

Средства организации программы

— физические упражнения, направленные на развитие физических качеств (естественные движения, видоизменённые движения, абстрактные);

— физические упражнения, способствующие профилактике нарушения осанки, зрения, обмена веществ, профилактике плоскостопия;

— виды спорта и спортивных дисциплин (волейбол, бокс, борьба, пионербол, баскетбол, футбол, стрельба из пневматической винтовки, лёгкая атлетика, единоборства, подвижные игры, плавание, гимнастика и т. д.);

— оздоровительные силы природы (вода и воздух определённой температуры, солнце, обливание и закаливание);

— гигиенические факторы (мероприятия личной и общественной гигиены, зарядка, режим).

Формы организации программы

— учебная работа;

— внеурочные и внеклассные формы работы (секции, спартакиады праздники, слёты, туристические походы, игры на местности);

— пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и родителей в средствах массовой информации (лагерная газета, радио «Сказка FM»).

Методы организации программы:

— словесные (рассказ, описание, объяснение, разбор, задание и т. д.);

— наглядные (показ, демонстрация рисунков, схем, кинофильмов и т. д.);

— практические (строго или частично регламентированные упражнения);

— игровые;

— соревновательные;

— метод группового влияния;

— метод самокритики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— эйдетические методы.

Контрольно-оценочный блок программы

В содержание контрольно-оценочного блока входит программа мониторинга здоровья и адаптации детей, подростков, учащейся молодёжи.

Мониторинг проводится не чаще двух раз в течение лагерной смены. В нашей программе представлена система медико-физиологических мероприятий по наблюдению, измерению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья субъектов образовательного процесса, элементы которой являются достаточно дешёвыми и апробированными в различных регионах России.

Программа мониторинга осуществляется в следующих направлениях:

— определение группы здоровья;

— определение физкультурной группы;

— определение уровня функционального состояния ребёнка;

— определение уровня физической подготовленности.

Результаты проводимого мониторинга отражают динамику индивидуального физического развития детей, темпы роста двигательных качеств. Данные экспресс-тестирования, так же как и в общеобразовательных учреждениях, заносятся в индивидуальную карту ребёнка, с помощью которой можно отследить изменение результатов.

Содержание технологического блока программы

В технологический блок программы физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательном учреждении входит основное содержание и направление деятельности.

Физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в ДОД ДООЦ «Сибирская сказка» во время летнего сезона 2013 г., предполагала физкультур-но-спортивные и оздоровительные мероприятия с обязательным учётом особенностей режима дня, возраста и пола ребёнка, а также его физической подготовленности. Так, исследование уровня физической подготовленности (бег 1 000 м, комплексно-силовое упражнение, бег 30 м, метание дротиков, подтягивание, прыжок в длину с места) проводилось два раза в смену каждого сезона для установления эффективности воздействия спортивно-массовых мероприятий на организм детей. Исследование функционального состояния (рост, вес, САД, ДАД, ЧСС) проводилось два раза в смену для выявления индекса физического состояния детей. Такие оздоровительные процедуры, как массаж, ЛФК, витаминизация, йодопрофи-лактика, закаливание, проводились ежедневно в каждом сезоне для укрепления здоровья детского организма, профилактики простудных заболеваний, нарушения осанки. Занятия в спортивных секциях (волейбол, бокс, борьба, пионербол,

баскетбол, футбол, стрельба из пневматической винтовки) проводились в каждом сезоне и носили обучающий характер.

Задачей туристических походов и индивидуально-командных конкурсов было выявление наиболее сплочённого коллектива, а также самого подготовительного и эрудированного ребёнка.

Наибольший интерес у ребят на протяжении всех сезонов вызывали занятия в спортивных секциях, основной целью которых являлась мотивация детей на занятия физической культурой и спортом, а также знакомство с многообразием видов спорта. Помимо спортивных секций особый интерес вызывали индивидуально-командные конкурсы, поскольку весь лагерь принимал в них участие. Наименьший интерес у детей каждого сезона вызывала утренняя зарядка, что связано с нежеланием детей просыпаться в ранние часы. Однако проведённые исследования уровня физической подготовленности показали результаты эффективности внедрения модели в структуру лагерной жизни.

Критерии оценивания результатов

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы оценивается по критериям: ценностному (К ), целевому (К ), организационно-деятельностному (К ), здоровьесберегающему

(Кзд).

Оценка осуществляется следующим образом. Проводят опрос педагогов по физической культуре, 100 обучающихся и их родителей путём заполнения анкет и рассчитывают оценку ценностного критерия Кцен по формуле

К = МА + МА б + МА ,

цен пед об род'

где Кцен — оценка ценностного критерия, балл;

МАпед — оценка педагогами по физической культуре организации физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении; равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных педагогами по физической культуре учреждения, участвующих в опросе, балл;

МАоб — оценка обучающимися организации физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении; равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных обучающимися, участвующими в опросе, балл;

МАрод — оценка родителями обучающихся организации физкультурно-оздоровительной деятельности в учреждении; равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных 100

родителями обучающихся, участвующих в опросе: из которых 30 % составляют родители обучающихся начального звена, 30 % — родители обучающихся среднего звена и 40 % — родители обучающихся старшего звена, балл.

Проводят опрос представители администрации и медицинский работник учреждения путём заполнения анкет и рассчитывают оценку целевого критерия Кцел по формуле

Кцел = НМС + МТО + МЗД,

где Кцел — оценка целевого критерия, балл;

НМС — оценка представителем администрации учреждения научно-методического сопровождения физкультурно-оздоровительной деятельности; равна сумме баллов анкеты, балл;

МТО — оценка представителем администрации учреждения материально-технического оснащения физкультурно-оздоровительной деятельности; равна сумме баллов анкеты, балл;

МЗД — оценка медицинским работником учреждения мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся; равна сумме баллов анкеты, балл.

Проводят опрос педагогов и медицинского работника учреждения и находят организационно-деятельностный критерий Код по формуле

Код = ФСД + ПР + СДО,

где Код — организационно-деятельностный критерий, балл;

ФСД — оценка педагогами по физической культуре уровня организации физкультурно-спортивной деятельности; равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных педагогами по физической культуре учреждения, участвующими в опросе, балл;

ПР — оценка медицинским работником уровня организации профилактической работы; равна сумме баллов анкеты, балл;

СДО — оценка педагогами по физической культуре уровня спортивных достижений обучающихся, равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных педагогами по физической культуре учреждения, участвующими в опросе, балл.

Проводят наблюдение за 100 обучающимися и их опрос, оценивают личностные качества обучающихся и находят здоровьесберегающий критерий (К ) по формуле

Кзд = Пк + Фк + С*

где К — здоровьесберегающий критерий, балл;

зд

Пк — психологический компонент, балл;

Фк — физиологический компонент, балл;

Ск — соматический компонент, балл.

Рассчитывают Пк по формуле

Пк = МК + МА + ММ,

где Пк — психологический компонент, балл;

МК — оценка личностных качеств обучающихся; равна среднему арифметическому значению тестов, заполненных обучающимися, участвующими в опросе по методике Р. Б. Кеттела, при этом, МК высокая при 88-110, средняя — при 44-77, низкая — при 11-33 у. е.;

МА — оценка эмоционального профиля обучающихся; определяется психологом образовательного учреждения по шкале оценки адаптации; равна среднему арифметическому значению результатов оценки обучающихся, при этом, МА > 50 и — течение адаптации благоприятное, МА = 49(+10) — функциональное напряжение, МА менее (+10) — перенапряжение и снижение адаптационных возможностей, у. е.;

ММ — оценка обучающимися мотивации к занятиям физической культурой и спортом в учреждении; равна среднему арифметическому значению анкет, заполненных обучающимися, участвующими в опросе, ММ = 120-150 у. е.— уровень мотивации ведущий; 75-105 у. е.— уровень мотивации средне выраженный, менее 75 у. е.— уровень мотивации малозначимый.

Устанавливают психологический компонент (Пк)

при сумме оценок 258-310 у. е.--10 баллов, при

109-201 у. е.— 5 баллов, менее 109 у. е.— 1 балл.

Рассчитывают Фк по формуле

Фк = ИФС + ПШ + ПМ,

где Фк — физиологический компонент, балл. Проводят определение массы тела, роста 100 обучающихся, определяют гемодинамические показатели сердечно-сосудистой системы: измеряют артериальное давление в покое, подсчитывают частоту сердечных сокращений (ЧСС), проводят спирометрию и динамометрию, обследуемые делают 20 приседаний за 30 с, и у них определяют время восстановления пульса.

Определяют уровень здоровья 100 обучающихся по экспресс-оценкам по Г. Л. Апанасенко, находят ИФС — интегральный коэффициент функционального состояния обучающихся — среднее арифметическое значение экспресс-оценок обучающихся, участвующих в обследовании. ИФС

4-6 — уровень функционального состояния обучающихся — хороший, 3-3,9 — удовлетворительный, менее 2,9 — плохой, у. е.

Проводят обследование 100 обучающихся, выполняющих задержку дыхания на вдохе, при подсчёте частоты пульса по пробе Штанге, сравнивают их со средневозрастными значениями для оценки общего уровня тренированности обучающихся и кардиореспираторного резерва, находят: ПШ — оценку уровня тренированности обучающихся как среднее арифметическое значение полученных результатов; ПШ > 50 у. е.— хорошая оценка; 40-49 у. е.— удовлетворительная, <39 у. е.— плохая.

Проводят обследование 100 обучающихся с выполнением степ-теста по пробе Мастера, находят индекс напряжения, оценивают результат, находят: ПМ — оценку резервных возможностей организма как среднее арифметическое значение полученных результатов; ПМ > 80 у. е.— хорошая оценка, 65-79 у. е.— удовлетворительная, <64 у. е.— плохая.

Устанавливают физиологический компонент (Фк): при >134 у. е. — 10 баллов, 133-108 у. е.— 5 баллов, менее 107 у. е.— 1 балл.

Рассчитывают соматический компонент по формуле

Ск = ОУФК + Гз + Гме^

где Ск — соматический компонент, балл.

Обучающимся (100 человекам) назначают тестовые задания (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, тестирование силы, поднимание туловища, тестирование скоростных и скоростно-силовых качеств, выносливости, челночный бег); затем выполняют расчёт физической подготовленности по формулам, сравнивают их с нормативами и по таблице находят ОУФК — оценку уровня физической кондиции обучающихся как процентное отношение обучающихся с хорошим уровнем физической кондиции от (-0,2) до 0,61 и выше к обучающимся, участвующим в тестировании, ОУФК при более 75 % — хорошая, 5075 % — удовлетворительная, менее 50 % — плохая, принимают 1 % за 1 у. е.

Проводят тестирование по тесту-опроснику и определяют группу здоровья обучающихся:

Гз — оценка распределения обучающихся на группы здоровья; означает общее число обучающихся I и II групп здоровья среди 100 обучающихся, участвующих в тестировании; рассчитывают их процентное соотношение. Гз > 75 % —

хорошо, 50-75 % — удовлетворительно, <50 % — плохая, принимают 1 % за 1 у. е.;

Гмед — оценка распределения обучающихся по физкультурным группам; определяется как общее число обучающихся основной физкультурной группы среди 100 обучающихся, участвующих в тестировании. Рассчитывают их процентное соотношение. Гмед > 75 % — хорошо, 50-75 % — удовлетворительно, <50 % — плохая, принимают 1 % за 1 у. е.

Устанавливают соматический компонент (Ск) при 225-300 у. е.— 10 баллов, 150-224 у. е.— 5 баллов, менее 150 у. е.— 1 балл.

Рассчитывают интегральный коэффициент физкультурно-оздоровительной деятельности (I) (см. формулу выше).

При I = 0 уровень организации физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении считают оптимальным, при -12-1 балл или 1-12 баллов — допустимым, при <-12 или >12 баллов — недопустимым.

Оценка проводится одними и теми же обучающимися в количестве 100 человек, из которых 30 % составляют обучающиеся начального звена, 30 % — среднего звена, 40 % — старшего звена образовательного учреждения.

Список литературы

1. Артемьев, А. А. Организация психолого-педагогического сопровождения физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений / А. А. Артемьев // Образование и культура в развитии современного общества : материалы Междунар. науч.-практ. конфер. Ч. II. Новосибирск : БАК, 2009. С. 498-501.

2. Артемьев, А. А. Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в структуре здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений / А. А. Артемьев // Современные педагогические и информационные технологии в физической культуре и спорте : материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. Томск : ТГПУ, 2010. С. 176-181.

3. Елисеев, Е. В. Архитектоника и системогенез помехоустойчивости организма спортсмена : монография / Е. В. Елисеев. Челябинск : Экодом, 2002. 256 с.

4. Иванов, В. Д. Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 60-68.

5. Кокорева, Е. Г. Гетерохронизм развития психофизиологических функций у детей с сенсорными нарушениями : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Е. Г. Кокорева. Челябинск : ЧГПУ, 2010. 28 с.

Сведения об авторе

Артемьев Антон Александрович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических и психолого-физиологических основ физической культуры Новокузнецкого института — филиала Кемеровского государственного университета, Новокузнецк, Россия. a.a.artemev@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2014. № 1. P. 9-30.

ORGANIZATION OF SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES IN THE STRUCTURE OF HEALTH CARE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A. A. Artemiev

Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of Theoretical and Psycho-physiological Foundations of Physical Education Theoretical and Psycho-physiological Bases of Physical Culture Novokuznetsk Institute, a Branch of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia. a.a.artemev@mail.ru

The problem of the organization of preventive work in educational institutions is one of the most important. The main issue is to increase the body's resistance to adverse conditions of environment, conservation and health promotion of the child's body. Proper systematization of preventive work could improve the stability of a growing organism to physical and emotional stress, to maintain vitality, improve the ability to adapt.

30

A. A. ApmeMbeB

Keywords: school health activities of educational institutions, sports and physical training, motor activity of students.

References

1. Artemjev, A. A. Organizaciya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya fizkuljturno-ozdorovi-teljnoyj rabotih v strukture zdorovjesberegayutheyj deyateljnosti obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj [Organization of psychological-pedagogical support of sports and recreation activities in the structure of health care activities of educational institutions] / A. A. Artemjev // Obrazovanie i kuljtura v razvitii sovremennogo obthestva : materialih Mezhdunar. nauch.-prakt. konfer. Ch. II. Novosibirsk : BAK, 2009. S. 498-501.

2. Artemjev, A. A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya fizkuljturno-ozdoroviteljnoyj rabotih v strukture zdorovjesberegayutheyj deyateljnosti obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj [Organizational-pedagogical conditions of sports and recreation activities in the structure of health care activities of educational institutions] / A. A. Artemjev // Sovremennihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v fizicheskoyj kuljture i sporte : materialih XIII Vseros. nauch.-prakt. konf. Tomsk : TGPU, 2010. S. 176-181.

3. Eliseev, E. V. Arkhitektonika i sistemogenez pomekhoustoyjchivosti organizma sportsmena [Architectonics and systemogenesis noise immunity of an athlete] : monografiya / E. V. Eliseev. Chelyabinsk : Ehkodom, 2002. 256 s.

4. Ivanov, V. D. Psikhofiziologicheskie svoyjstva lichnosti i dvigateljnaya aktivnostj studentov pervogo kursa [Psychophysiological personality traits and locomotor activity first year students] / V. D. Ivanov, E. G. Kokoreva // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. 2014. № 13 (342). Obrazovanie i zdravookhranenie. Vihp. 4. S. 60-68.

5. Kokoreva, E. G. Geterokhronizm razvitiya psikhofiziologicheskikh funkciyj u deteyj s sensornihmi na-rusheniyami [Geterohronizm of psychophysiological functions in children with sensory impairments] : avtoref. dis. ... d-ra biol. nauk / E. G. Kokoreva. Chelyabinsk : ChGPU, 2010. 28 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.