Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ'

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / ЗНАНИЕВЫЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшин Игорь Ефимович

В статье выявляются потенциальные возможности вузовской среды в формировании компетентности студентов области здоровьесбережения; анализируется содержательный аспект данной компетентности; раскрываются основные направления развития ценностно-смысловой, знаниевой и деятельностной составляющих компетентности в области здоровьесбережения; обосновывается необходимость подготовки студентов с первых курсов обучения в вузе к самостоятельному осуществлению здоровьесберегающей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшин Игорь Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE IN THE FIELD OF HEALTH CONSERVATION: THE PROBLEM FORMATION IN THE UNIVERSITY

The article identifies the potential possibilities of the university environment in the formation of competence of students in the field of health saving; The substantive aspect of this competence is analysed; main directions of development of value-sense, knowledge and activity components of competence in the field of health saving are disclosed. The need to prepare students from the first courses of study at the university for the independent implementation of health-saving activities is justified.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ»

5. Пискунова, Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 324 с.

6. Розенблюм, С.А. Инклюзия. Как помочь обычному учителю // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв.ред. С.В. Алехина. -Москва: Буки Веди, 2013. - С. 592-595.

7. Селевко, Г.К. Педагогические компетенции и компетентность. / Г.К. Селевко // Сельская школа: российский педагогический журнал. - 2004. - № 3. - С. 29-32.

8. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авт.; под ред. Н.В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2011. - 432 с.

9. Суртаева, Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве: монография / Н.Н. Суртаева. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. - 180 с.

10. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: монография / М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов [и др.]; науч.ред. В.Н. Кеспиков. -Москва: ВЛАДОС, 2009. - 320 с.

11. Федотенко, И.Л. Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности в инклюзивной среде в контексте компетентностного подхода / И.Л. Федотенко // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. научн.-практ. конфер. / отв. ред. С.В. Алехина. -Москва: Буки Веди, 2013. - С. 617-621.

12. Чекалева, Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: научно-методические материалы для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «540600 (050700) Педагогика» / Н.В. Чекалева. - Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2008. - 293 с.

13. Черкасова, С.А. Система подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования / С.А. Черкасова // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конфер. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.] - Москва, 2011. - С. 223-225.

14. Яковлева, И.М. Подготовка педагогов к реализации инклюзивного образования / И.М. Яковлева // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.]. - Москва, 2011. - С. 242-243.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Лапшин Игорь Ефимович

Академия физической культуры и спорта Южного Федерального Университета (г. Ростов-на-Дону)

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье выявляются потенциальные возможности вузовской среды в формировании компетентности студентов области здоровьесбережения; анализируется содержательный аспект данной компетентности; раскрываются основные направления развития ценностно-смысловой, знаниевой и деятельностной составляющих компетентности в области здоровьесбережения; обосновывается необходимость подготовки студентов с первых курсов обучения в вузе к самостоятельному осуществлению здоровьесберегающей деятельности.

Ключевые слова: компетентность в области здоровьесбережения, мотивационно-ценностный, знаниевый и деятельностный компоненты компетентности, физическая культура и спорт, формирование компетентности, содержание и формы занятий физической культурой и спортом, самостоятельность.

Annotation. The article identifies the potential possibilities of the university environment in the formation of competence of students in the field of health saving; The substantive aspect of this competence is analysed; main directions of development of value-sense, knowledge and activity components of competence in the field of health saving are disclosed. The need to prepare students from the first courses of study at the university for the independent implementation of health-saving activities is justified.

Keywords: competence in the field of health saving, motivational-value, knowledge and activity components of competence, physical culture and sports, formation of competence, content and forms of physical culture and sports, independence.

Введение. Решение задачи формирования у студентов вуза компетентности в области здоровьесбережения характеризуется многоаспектностью, включающей в себя социальную, педагогическую, экологическую, психологическую, биологическую и другие стороны изучения. В рамках построения данного процесса в вузе одной из важнейших является педагогическая сторона, определяющая ценностные аспекты формирования направленности учащейся молодежи на здоровьесбережение как мировоззренческую установку личности.

Сам период обучения в вузе связан с началом взрослой жизни человека и играет огромную роль в развитии его личности как студента вуза, как будущего профессионала и как субъекта, входящего в самостоятельную жизнь. Поэтому очень важным направлением личностного развития является развитие у студентов вуза способности грамотно и эффективно выстраивать свой режим труда и отдыха, максимально сохраняя работоспособность и жизненный тонус.

С этой целью вузовский образовательный процесс должен быть направлен на:

- активное развитие сферы физической культуры и спорта как способа активизации студенческой молодежи;

- целенаправленное обучение студентов навыкам ведения здорового образа жизни в повседневной деятельности;

- развитие спортивного движения среди студентов;

- создание научно обоснованной системной работы по подготовке студентов к ведению здорового образа жизни.

Изложение основного материала статьи. Поскольку речь идет о здоровьесберегающей деятельности студентов в процессе подготовки в вузе, то необходимо представить соответствующие мотивы, знания, умения и навыки как специфическую компетентность в области здоровьесбережения. Органичное включение данной компетентности в общую профессиональную компетентность, которая формируется в процессе вузовской подготовки, подтверждается требованиями ФГОС ВО, в формулировке которого указано на необходимость формирования универсальной компетенции, связанной с самоорганизацией и саморазвитием (в том числе в области здоровьесбережения), в рамках которых субъект способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной профессиональной и социальной деятельности.

С рассматриваемых позиций в системе образования обучение здоровьесбережению должно рассматриваться как комплексный процесс формирования мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, а также соответствующих умений.

Следует отметить, что некоторые ученые [1, с. 17] различные виды компетентности связывают с общекультурной компетентностью любого человека. Данная компетентность включает в себя три аспекта:

- смысловой (адекватность осмысления ситуации в более общем контексте сложившихся культурных образцов понимания, отношения, оценки);

- проблемно-практический (адекватность распознания ситуации, постановки целей, задач; эффективное выполнение задач с учетом приемлемых для данной обстановки норм);

- коммуникативный (адекватность общения с учетом культурного контекста, соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия).

Человек обладает общекультурной компетентностью, если он компетентен (согласно трем вышеуказанным аспектам). При этом в профессиональной компетентности главную роль играет проблемно-практический аспект, а в общекультурной - смысловой и коммуникативный [8, с. 25]. С этих позиций компетентность в области здоровьесбережения можно также представить как совокупность мотивационно-ценностного, знаниевого и деятельностного компонентов, позволяющих субъекту вести здоровый образ жизни и быть нацеленным на сохранение своего здоровья.

В русле формирования у студентов компетентности в области здоровьесбережения как основы построения здорового образа жизни, сохранения и восстановления уровня работоспособности ими должны быть освоены не только валеологические, но и психологические, педагогические, социологические и иные знания, которые позволят изучить способы регулирования и развития собственного внутреннего мира, самосовершенствования. Данные знания могут стать основой в дальнейшем формировании гармоничной личности, поддержки уровня ее активности, грамотного построения режима труда и отдыха и т.п.

Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образование в непосредственной практической деятельности является обязательным условием формирования у студента компетентности в области здоровьесбережения, потому что только в этом случае он сможет соотнести полученные теоретические знания с целями, условиями и способами здоровьесберегающей деятельности, привнести элемент творчества в освоение опыта ведения здорового образа жизни, развитие соответствующих умений.

На основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности или ранее приобретенные, а именно - умения [3]. Умения - это личностно обусловленные действия, которые в то же время представляют собой и подструктуру личностного опыта [5].

В качестве групп умений, входящих в компетентность в области здоровьесберегающей деятельности, можно обозначить:

- гностические умения как познавательные умения по приобретению знаний, получению новой информации, умения выделять в информации главное и наиболее существенное, обобщать и систематизировать передовой опыт в области здорового образа жизни, соотносить полученные знания со своими потребностями и уровнем подготовленности к физической нагрузке;

- технологические умения как умения в области рациональной организации здорового образа жизни, использования знаний в области здорового образа жизни в своей деятельности и т.п.;

- специальные умения как специфические умения в различных видах спорта и физической культуры.

Решение задачи формирования у студентов компетенции в области здоровьесбережения связано не

только с получением знаний и приобретением соответствующих умений. Это, в первую очередь, стимулирование и развитие потребности быть здоровым, в ведении здорового образа жизни с опорой на уже сформированные у студентов ведущие потребности, ценностные установки, развитие осознания ценности здорового образа жизни в системе жизненных планов личности. Например, «Я хочу быть успешным, востребованным, счастливым (виды личной направленности), но для этого я должен быть, в первую очередь, здоровым. Поэтому важно вести здоровый образ жизни».

Будучи ценностью социальной ценность здорового образа жизни становится ценностью в индивидуальном сознании только тогда, когда структурируется в иерархии внутренних ценностных отношений. Именно такой ценностно обусловленный уровень здоровьесберегающей деятельности становится для субъекта постоянной жизненной потребностью независимо от внешних воздействий и обстоятельств. Это означает, что ценность здорового образа жизни становится личностно значимой только в условиях собственной жизненной практики [4]. Именно поэтому образовательный процесс в вузе должен содержать, помимо теоретической подготовки в области здоровьесбережения, большой блок практико-ориентированных занятий по физической культуре и спорту. Иными словами, формирование у студентов компетентности в области здоровьесбережения должно включать в себя:

- знаниевую подготовку (получение знаний о здоровом образе жизни, их систематизация согласно индивидуальным предпочтениям студентов, последующее применение в личном опыте здоровьсберегающей деятельности);

- развитие самосознания (развитие готовности к здоровому образу жизни, способности выстраивать соответствующую деятельности, нацеленность на бережное и ответственное отношение к личному здоровью и здоровью других);

- деятельностную подготовку (развитие умений в области технологий здоровьесберегающей деятельности, формирование навыков ведения здорового образа жизни, а также регулярного их применения их в повседневной жизни);

- развитие самостоятельности и выработку поведенческих привычек в занятиях физическими упражнениями и спортом, правильном питании, режиме дня, соотношении труда и отдыха.

Деятельностная составляющая формирования компетенции студентов в области здоровьесберегающей деятельности опирается на занятия физической культурой, поскольку именно этот вид занятий позволяет поддерживать необходимый уровень здоровья, высокую работоспособность, двигательную активность на достаточном для здоровья уровне. Физическая культура позволяет преодолеть нарастающее в современном мире ограничение подвижности, которое нарушает функционирование различных систем организма и противоречит самой биологической природе человека [7]. В этих условиях очевидна роль систематических занятий спортом, которые оказывают положительное воздействие на развитие их организма в целом, на общее физическое состояние, вызывая положительные сдвиги в развитии большинства психических функций. В частности, в работе В.П. Озерова указано на то, что «занятия физическими упражнениями и спортом усиливают моторно-висцеральные рефлексы, нормализуют обмен веществ и энергии, деятельность сердечно-сосудистой системы, предотвращают саму возможность нарушений здоровья» [2, с. 5].

Для подготовки к ведению здорового образа жизни использование различных форм оздоровительной физической культуры в процессе физического воспитания, по мнению А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуба, позволяет решать целыя ряд общественных задач - общеобразовательных, познавательных, реабилитационных, рекреационных, профессиональных (например, обучение производственной гимнастике или профессионально-прикладная физическая подготовка) [6, с. 353].

Использование физической культуры в процессе формирования компетентности в области здоровьесберегающей деятельности позволяет:

- раскрыть индивидуальные физические особенности и способности обучающихся;

- реализовывать процесс физического воспитания с учетом психофизиологических, функциональных и физических особенностей;

- принимать студентами теоретические знания и практические умения по физическому воспитанию как их личное достояние в достижении цели здоровьесберегающей деятельности;

- делать физическое воспитание как динамичный, непрерывный процесс, адаптируемый к индивидуальным особенностям каждого студента и т.д.

С целью формирования двигательной активности как основного показателя здорового образа жизни студентов могут использоваться специальные методы физической культуры - от строго регламентированных упражнений, игр, соревнований, методов идеомоторного и психорегулирующего упражнения до методов тренингового воздействия, самостоятельного освоения программ осуществления здровьесберегающей деятельности и др. [7]: дыхательной гимнастики, стретчинга, ритмической и атлетической гимнастики, калланетики и др. Поскольку учебные занятия по физической культуре регламентированы в вузе временем, то на них необходимо делать упор на тех методах физического развития, которые в первую очередь повышают двигательную активность студентов. А освоение оздоровительных систем (дыхательной гимнастики, стретчинга, элементов йоги и медитации, аутогенных тренировок и пр.), требующих сосредоточения и длительного расслабления, возможно в рамках самостоятельных занятий при консультативном сопровождении тьютора. Самостоятельные занятия позволяют обеспечить непрерывность занятий физической культурой, потому что аудиторные часы по соответствующей дисциплине отделены друг от друга более или менее значительными интервалами времени, зависят от расписания студентов и преподавателей, характера их основной учебной и иных видов деятельности (период практик, каникул и пр.), динамики восстановительных физиологических процессов и других факторов.

Поэтому для формирования компетентности в области здоровьесберегающей деятельности важны различные формы занятий:

- аудиторные (основные): в рамках изучения обязательного курса физической культуры, участия студентов под руководством специалиста в секциях, спортивных клубах, командах и т.д.;

- внеаудиторные: индивидуальные и групповые занятия физкультурно-кондиционного и спортивно-тренировочного характера (например, бег, лыжные прогулки, плавание и пр.); спортивные и иные физкультурно-спортивные состязания; физкультурно-рекреативные, спортивно-игровые занятия, туристские походы и т.д.;

- самостоятельные (малые) формы занятий в повседневной жизни (утренняя зарядка, физкультпаузы, элементы производственной физической культуры; зарядка в течение дня, отдельные упражнения тренировочного характера в интервалах между бытовыми делами и пр.).

При этом все указанные выше виды занятий физической культурой направлены на изучение и последующее самостоятельное практическое применение студентами оздоровительных тренировок, на овладение методами физического развития, понимания уровня своей физической подготовленности, своего здоровья, а также на подготовку к составлению различных комплексов физических упражнений и программ оздоровительной направленности для сохранения здоровья и дальнейшего физического самосовершенствования, развития адаптационного ресурса организма с учетом личностных психофизиологических особенностей.

Необходимо также обучать студентов на практике самостоятельно применять оздоровительные системы, где важно уметь выполнять задания с использованием уже имеющихся теоретических знаний. С этой целью тьюторы помогают студентам организовать режим дня, их утреннюю гимнастику, упражнения в течение учебного дня, мероприятия по соблюдению личной и общественной гигиены, использовать для этого природные и рекреационные ресурсы. Студенты должны научиться организовывать различные виды деятельности (учебу и отдых), находить оптимальное их соотношение, рационально чередовать и регулировать интенсивность в соответствии со своим самочувствием; научиться отдыхать с максимальным пребыванием на свежем воздухе, организовывать активный отдых; регулярно питаться и обеспечивать себе полноценный он и др. Однако важно не только их научить разрабатывать правильный режим дня, но и выполнять его, поскольку только ежедневное повторение здоровьесберегающего уклада жизни позволяет закрепить поведенческие рефлексы и выработать привычки.

Помимо этого одной из форм развития компетентности в области здоровьесберегающей деятельности являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Отметим, что студенты не всегда оптимистично настроены на участие в подобного рода физкультурно-оздоровительной деятельности. С этой целью необходимо предварительно проводить беседы, указывая на важность и значимость для их здоровья физической культуры. Развитию мотивации участия в данных мероприятиях способствует также насыщение прикладными видами спорта и их элементами, регулярность проведения подобных соревнований.

Также очень важно предоставлять студентам возможность заниматься любимым видом спорта, чтобы в дальнейшем совершенствоваться в избранном виде упражнений, попробовать себя в разных направлениях физического развития. Здесь большую роль играет информированность студентов о секционной работе в вузе по максимально широкому спектру видов спорта, в деятельность которых необходимо вовлекать и иных участников образовательного процесса: преподавателей, сотрудников, аспирантов.

Необходимо отметить, что целенаправленное и контролируемое физическое развитие студентов к старшим курсам сходит на нет по окончании занятий физической культурой, поэтому необходимо усиливать акцент на самостоятельной подготовке студентов старших курсов к здоровьесберегающей деятельности. И если с первых курсов было организовано самостоятельное освоение и применение оздоровительных методик, то к окончанию аудиторных занятий по физической культуре студенты могут не только владеть широким информационным контекстом об организации здорового образа жизни, а также сформированными навыками в области сохранения и развития физического ресурса своего организма, то в достаточной степени самостоятельно поддерживать необходимый для здоровья уровень физической активности.

Выводы. Итак, формирование у студентов компетентности в области здоровьесбережения в процессе обучения в вузе необходимо начинать в период изучения дисциплины «Физическая культура», делая акцент на выработке самостоятельных здоровьесберегающих умений и устойчивой потребности в ведении здорового образа жизни. Для достижения поставленной цели занятия физической культурой и спортом должны: укрепить здоровье студентов через правильное физическое развитие; сформировать потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой; развивать и совершенствовать природные двигательные качества силу, ловкость, выносливость; формировать соматическую составляющую здоровья: культуру питания, соблюдение режима дня и т.д.

Отметим, что формирование компетентности в области здоровьесбережения как специально организуемая в вузе деятельность определяется специальным характером психолого-педагогического воздействия на личность студента с целью развития у нее общественно значимых свойств и качеств, что отражает внешнюю сторону образовательного процесса. Необходимо, чтобы это воздействие вызвало у обучающихся внутреннюю реакцию, основанную на индивидуальных мотивах и потребностях, и приводило к формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни и побуждало собственную активность в работе над собой.

Литература:

1. Банько, Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. - 218 с.

2. Озеров, В.П. Физическая культура и научно-технический прогресс / Озеров В. П. - Кишинев: О-во "Знание" МССР, 1987. - 18 с.

3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М.: Владос, 2012. - Кн 2: Процесс воспитания. - 576 с.

4. Сайко, Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции. - «Мир психологии», №1 (21), Москва - Воронеж, 2000. - С. 3-11.

5. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - Москва: Академия, 2008. - 256 с.

6. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Москва: Советский спорт, 2012. - 618 с.

7. Сомов, Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2007. - 37 с.

8. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 544 с.

9. Петренко, Д.А., Шанько, В.В. Здоровьесберегающие основы профессиональной деятельности инструкторско-педагогических кадров по профессиональной служебной и физической подготовке сотрудников ОВД - Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 9 (39). - С. 64-67.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат педагогических наук, доцент Лахмоткина Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Ястребова Лариса Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет», (г. Армавир)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ с общим недоразвитием речи

Аннотация. В статье представлена психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи, показана актуальность учета специфики состояния высших психических функций детей с указанной патологией в процессе коррекционной работы по преодолению их речевого недоразвития.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, психолого-педагогическая характеристика, вербальные средства общения, внимание, память, мыслительные процессы.

Annotation. The article presents the psychological and pedagogical characteristics of children with general speech underdevelopment, shows the relevance of taking into account the specifics of the state of the higher mental

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.