Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРОФИЛЬНЫЙ ВУЗ / ЭЛЕКТРОННАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА MOODLE / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахолкова Н.В., Панченко И.А., Зароднюк Г.В., Сомкин А.А.

Цель исследования - разработка и внедрение в учебный процесс дистанционной образовательной технологии по дисциплине «Физическая культура и спорт» в непрофильных высших учебных заведениях. Методика и организация исследования. В ходе исследования в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) разработан и внедрен в учебный процесс интерактивный курс по «Физической культуре и спорту», конструирование которого осуществлено на основе электронного сервиса Н5Р. В качестве образовательной платформы был использован СДО Moodle. Результаты исследования и выводы. Электронный курс по «Физической культуре и спорту» для студентов непрофильных вузов позволяет им сформировать оптимальную образовательную траекторию и график изучения данной дисциплины в течение всего семестра. Наряду с этим, современные ДОТ способствуют выработать четкие и объективные критерии контроля и оценки знаний студентов, а также развитию у них потребности к самообучению и самоорганизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахолкова Н.В., Панченко И.А., Зароднюк Г.В., Сомкин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION BASED ON ONLINE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Objective of the study was to develop and test benefits of a distance education technology course in the academic physical education and sports curriculum at a physical-education-and-sports-unrelated university. Methods and structure of the study. We developed and implemented in the St. Petersburg State Film and Television Institute physical education and sports curriculum the interactive distance education technology using the H5R online service on Moodle online learning platform. Results and conclusion. The interactive distance education technology course complementary to the physical education and sports curriculum was tested beneficial for academic progress guidance and efficiency during one semester. It is important that the modern distance education technologies offer a highly efficient progress test toolkit and facilitate the self-learning motivations and self-control and management skills.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Информация для связи с автором: npakholkova@yandex.ru

Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Пахолкова1 Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Панченко1 Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Зароднюк1 Доктор педагогических наук, профессор А.А. Сомкин2

1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург

ORGANIZATION OF ACADEMiO PHYSICAL EDUOATiON BASED ON ONLiNE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

PhD, Associate Professor N.V. Pakholkova1 PhD, Associate Professor I.A. Panchenko1 PhD, Associate Professor G.V. Zarodnyuk1 Dr. Hab., Professor A.A. Somkin2

1 St. Petersburg Mining University, St. Petersburg

2 St. Petersburg State Film and Television Institute, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - разработка и внедрение в учебный процесс дистанционной образовательной технологии по дисциплине «Физическая культура и спорт» в непрофильных высших учебных заведениях. Методика и организация исследования. В ходе исследования в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) разработан и внедрен в учебный процесс интерактивный курс по «Физической культуре и спорту», конструирование которого осуществлено на основе электронного сервиса Н5Р. В качестве образовательной платформы был использован СДО 1У^1е.

Результаты исследования и выводы. Электронный курс по «Физической культуре и спорту» для студентов непрофильных вузов позволяет им сформировать оптимальную образовательную траекторию и график изучения данной дисциплины в течение всего семестра. Наряду с этим, современные ДОТ способствуют выработать четкие и объективные критерии контроля и оценки знаний студентов, а также развитию у них потребности к самообучению и самоорганизации.

Ключевые слова: непрофильный вуз, электронная учебная среда Moodle, дистанционные образовательные технологии, балльно-рейтинговая система.

Abstract

Objective of the study was to develop and test benefits of a distance education technology course in the academic physical education and sports curriculum at a physical-education-and-sports-unrelated university.

Methods and structure of the study. We developed and implemented in the St.

Petersburg State Film and Television Institute physical education and sports curriculum the interactive distance education technology using the H5R online service on Moodle online learning platform.

Results and conclusion. The interactive distance education technology course complementary to the physical education and sports curriculum was tested beneficial for academic progress guidance and efficiency during one semester. It is important that the modern distance education technologies offer a highly efficient progress test toolkit and facilitate the self-learning motivations and self-control and management skills.

Keywords: unrelated university, Moodle online learning platform, distance education technology, progress scoring system.

Введение. «Физическая культура и спорт» - это базовая учебная дисциплина в вузе, основной задачей которой является формирование у студентов естественно-научных знаний о человеке, базовых знаний по физической культуре, спорту, здоровому образу жизни, а также способности их прикладного использования в будущей профессиональной и социальной деятельности [3, 6].

Отметим, что до начала пандемии COVID-19 многие вузы перевели преподавание дисциплины «Физическая культура и спорт» в дистанционный формат [1, 5]. В этой связи актуализировалась проблема использования в учебном процессе электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) [2]. Следует отметить, что благодаря применению ЭИОС появилась возможность формировать удобную личную образовательную траекторию по непрофильным предметам,

доступность для использования современных образовательных технологий и новых средств коммуникации с преподавателями [4].

Цель исследования - разработка и внедрение в учебный процесс дистанционной образовательной технологии по дисциплине «Физическая культура и спорт» в непрофильных высших учебных заведениях.

Методика и организация исследования. В Санкт-Петербургском институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) к настоящему времени разработан и внедрен в учебный процесс электронный курс по «Физической культуре и спорту», состоящий из трех блоков. Первый блок - вводный, включает в себя следующую основную информацию: объем и содержание курса; «пошаговую инструкцию» его изучения; четкое описание балльно-рейтинговой системы контроля успеваемости

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

Основные показатели изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» (ФКиС) в СДО Moodle студентами первого курса СПбГИКиТ в 2020/2021 уч. году

Факультеты Учебные группы Количество студентов Получили зачет по ФКиС Процентное соотношение, % Не приступили к изучению курса

да нет да нет

Студенты ФТДиФ 12 223 207 16 92,8 7,2 5

Студенты ФЭИ 16 201 198 3 98,5 1,5 -

Студенты 1-го курса 28 424 405 19 95,5 4,5 5

ш

и

"¡5 у

л CL

■а с го

s

и начисления баллов за каждый пройденный раздел. Второй блок включает в себя в качестве основных составляющих учебный материал, который сгруппирован и структурирован по темам и представлен медиафайлами. Третий блок - «Информационные ресурсы дисциплины» - включает в себя «Глоссарий» и «Библиографический список» литературных источников.

При разработке в СДО Moodle интерактивного курса был использован сервис Н5 Р, который на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных для создания необходимого преподавателю учебного контента. Поэтому все представленные в курсе материалы - лекции и занятия -это интерактивные презентации в формате H5 P Course Presentation, который прост для освоения студентами и позволяет использовать его на любых мобильных устройствах, в том числе смартфонах и планшетах, что дает им возможность работать с ним, не будучи привязанным к стационарному компьютеру или ноутбуку. В качестве примера на рисунке представлен скриншот темы 7 курса «Физическая культура и спорт» в СДО Moodle (см. рисунок).

За изучение всего материала (лекций и занятий) студент получает в итоге 16 баллов; 40 баллов - за успешное прохождение всех тестов. Кроме того, предусмотрены также и поощрительные баллы, в том числе за реферат, но в формате слайд-презентации, составление комплекса общераз-вивающих упражнений, выступление с научным докладом на конференции или круглом столе. Максимально возможная сумма - это 100 баллов, однако для зачета будет достаточно и 56 баллов. Все свои результаты студент видит в «Личном кабинете» в СДО Moodle, а преподаватель осуществляет непрерывный контроль за текущей успеваемостью, с использованием балльно-рейтинговой системы, в течение семестра и выставляет зачет по итогам прохождения учебного курса.

Электронный курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» позволил выстроить оптимальную индивидуальную образовательную траекторию. Студент не был «жестко привязан» к учебному расписанию и мог изучать «Физическую культуру и спорт» в удобном для него режиме.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2020 г. на очную форму обучения СПбГИКиТ поступило 424 студента на два факультета: телевидения, дизайна и фотографии (ФТДиФ); экранных искусств (ФЭИ), из них были сформированы 28 учебных групп. Дисциплина «Физическая культура

Тема 7. Фитнес - основное направление в сфере оздоровительной физической культуры

ЕЩЗ Слайд-конспект Лекции 7 [_]

— Лекция 7. Фитнес - основное направление в сфере оздоровительной физической культуры

Тест по Теме 7. Фитнес - основное направление в сфере [_]

оздоровительной физической культуры

Слайд-конспект Занятия 7 [_]

Занятие 7. Аквафитнес- инновационное направление в индустрии фитнес-услуг

Скриншот темы 7 курса «Физическая культура и спорт» в СДО Моос11е СПбГИКиТ

и спорт» изучалась студентами в первом семестре. Как показали результаты оценки освоения учебного курса большинство из них (95,5 %) в 2020/2021 учебном году успешно его прошли и своевременно получили зачет, что отражено в таблице.

Выводы. Электронный курс по «Физической культуре и спорту» для студентов непрофильных вузов позволяет им сформировать оптимальную образовательную траекторию и график изучения данной дисциплины в течение всего семестра. Наряду с этим, современные ДОТ способствуют выработке четких и объективных критериев контроля и оценки знаний студентов, а также развитию у них потребности к самообучению и самоорганизации.

Литература

1. Колесникова О.Б., Пьянзина Н.Н., Шнайдер М.Г. Использование дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студентов вуза // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Выпуск 10. С. 23-30.

2. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65-76.

3. Опыт организации дистанционного обучения по дисциплинам кафедры физического воспитания в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова / Л.Ю. Петрова, Е.Ю. Внукова, Е.Г. Михальченко и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 337-343.

4. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов / М.В. Клименских, Ю.В. Лебедева, А.В. Мальцев и др. // Перспективы науки и образования. 2019. № 6. С. 312-321.

5. Шурыгин В.Ю., Краснова Л.А., Волкова К.Р. Специфика применения дистанционных технологий по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 6. С. 52-54.

6. Юсупов Р.А., Акишин Б.А., Головина В.А. Новая парадигма физического воспитания студентов - учебный или тренировочный процесс // Культура физическая и здоровье. 2019. № 2 (70). С. 6-8.

References

1. Kolesnikova O.B., Pyanzina N.N., Schneider M.G. Ispolzovanie dis-tantsionnykh tekhnologiy po distsipline «Fizicheskaya kultura i sport» u studentov vuza [Remote technologies in Physical education and sport discipline for university students]. Izvestiya Tulskogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2019. No. 10. pp. 23-30.

2. Mikhaylov O.V., Denisova Y.V. Distantsionnoe obuchenie v rossiyskikh universitetakh: «shag vpered, dva shaga nazad»? [Distance learning at Russian universities: "one step forward, two steps back"?]. Vys-shee obrazovanie v Rossii. 2020. Vol. 29. # 10. pp. 65-76.

3. Petrova L.Y., Vnukova E.Y., Mikhalchenko E.G. et al. Opyt organizat-sii distantsionnogo obucheniya po distsiplinam kafedry fizicheskogo vospitaniya v Rossiyskom ekonomicheskom universitete im. G.V. Ple-hanova [Experience in organizing distance learning in Physical Education Department disciplines at Plekhanov Russian University of Economics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 3 (193). pp. 337-343.

4. Klimenskikh M.V., Lebedeva Y.V., Maltsev A.V. et al. Psikhologicheskie faktory effektivnogo onlayn-obucheniya studentov [Psychological factors of effective online learning of students]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. No. 6. pp. 312-321.

5. Shurygin V.Y., Krasnova L.A., Volkova K.R. Spetsifika primeneniya dis-tantsionnykh tekhnologiy po uchebnoy distsipline «Fizicheskaya kultura i sport» v vuze [Role of remote education technologies in physical education and sports training system at universities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 6. pp. 52-54.

6. Yusupov R.A., Akishin B.A., Golovina V.A. Novaya paradigma fizicheskogo vospitaniya studentov - uchebny ili trenirovochny protsess [New paradigm of academic physical education - educational or training process]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2019. No. 2 (70). pp. 6-8.

58

http://www.tEoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.