Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ / ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ВИДЫ И СПОСОБЫ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов Владимир Васильевич

На основе анализа концептуальных моделей подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации при опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены закономерности их проведения в мирное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EVACUATION MEASURES IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATIONIN CASE OF DANGER OF A NATURAL AND MAN-MADE EMERGENCY

Based on the analysis of conceptual models for the preparation and conduct of evacuation measures in the constituent entities of the Russian Federation in the event of a danger of emergencies of a natural and man-made nature, the regularities of their conduct in peacetime are revealed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

УДК 351.862

Организация эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации при опасности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

В.В. Абрамов Аннотация

На основе анализа концептуальных моделей подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации при опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены закономерности их проведения в мирное время.

Ключевые слова: концептуальные модели подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации; содержание эвакуационных мероприятий; особенности планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий; виды и способы эвакуационных мероприятий.

Organization of Evacuation Measures in the Constituent Entities of the Russian Federation in Case of Danger of a Natural and Man-Made Emergency

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

V. Abramov

Abstact

Based on the analysis of conceptual models for the preparation and conduct of evacuation measures in the constituent entities of the Russian Federation in the event of a danger of emergencies of a natural and man-made nature, the regularities of their conduct in peacetime are revealed.

Key words: conceptual models of preparation and conduct of evacuation measures in the constituent entities of the Russian Federation; content of evacuation measures; peculiarities of planning, preparation and carrying out of evacuation measures; types and methods of evacuation measures.

21.04.2021

Значительный объем проведения работ по планированию, подготовке и проведению эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации, сложность в организации и проведении эвакуационных мероприятий предъявляют повышенные требования к вопросу выявления и обоснования особенностей и закономерностей эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в субъектах Российской Федерации. Успешность проведения эвакуационных мероприятий во многом определяется: заблаговременной подготовкой эвакуационных органов, пунктов управления, систем оповещения и связи; детальным планированием с обязательным учетом местных условий и особенностей; подготовкой сил и средств; тщательной проработкой всех мероприятий по всестороннему обеспечению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В этой связи представляется интересным рассмотреть более подробно особенности подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации при опасности возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выявить некоторые закономерности их проведения.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью обеспечения повышения защищенности населения, материальных и культурных ценностей субъектов Российской Федерации от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в современных условиях.

Новизна статьи заключается в разработке научно обоснованных предложений по совершенствованию эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации при опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Практическая значимость статьи обусловлена возможностью использования результатов научного исследования в практике планирования эвакуационных мероприятий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также возможностью актуализировать законодательные акты Российской Федерации и нормативные правовые документы МЧС России в рассматриваемой области.

Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон возможной опасности или чрезвычайных ситуаций работников организаций, учащихся высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, — по месту жительства должностными

лицами соответствующих территориальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эвакуации подлежит все население, проживающее, работающее, обучающееся и просто случайно оказавшееся в зоне возможных опасностей, за исключением той его части, которая может быть укрыта в защитных сооружениях по месту нахождения, а также нетранспортабельных больных.

Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны возможных опасностей от потенциально опасных объектов в муниципальных образованиях на территориях субъектов Российской Федерации [1, 2, 3].

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее определенным для каждого вида опасности критериям, устанавливаемым МЧС России.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит:

на территории субъекта Российской Федерации — высшему должностному лицу;

на территории муниципального образования — главе муниципального образования;

на территории объекта — руководителю организации, на территории которой возникла или прогнозируется чрезвычайная ситуация [1, 2, 3].

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения субъекта Российской Федерации в мирное время осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий возлагаются на руководителей эвакуационных комиссий соответствующего уровня.

Особенности подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации определяются, прежде всего: видом источника чрезвычайной ситуации (далее — ЧС) (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение); пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС; численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.

Использование термина «эвакуационные мероприятия» в настоящее время еще не нашло достаточно большого распространения в нормативных и правовых актах Российской Федерации. В данной статье использование термина «эвакуационные мероприятия» обусловлено тем, что он более полно отражает и адекватно определяет сущность и содержание процесса планирования, подготовки и проведения эвакуации

населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы [5, 6].

В общем плане под термином «эвакуационные мероприятия» будем понимать комплекс мероприятий по организованному перемещению населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей, зон ведения военных действий, населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по ГО, в безопасные районы и возвращению их на постоянное или временное место проживания (размещение), целями которого являются снижение вероятных потерь населения, материальных и культурных ценностей и повышение устойчивости и живучести организаций от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в современных условиях [4, 5. 6].

Научные исследования, проведенные коллективом научных работников ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) показали, что по своему содержанию термин «эвакуационные мероприятия» может включать:

эвакуацию населения из зон возможных опасностей, зон ведения военных действий, а также из населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, в безопасные районы;

эвакуацию материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей, зон ведения военных действий, а также из населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, в безопасные районы;

эвакуацию работников организаций и членов их семей из населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, зон ведения военных действий и переносящих производственную деятельность на профильную базу;

рассредоточение работников организаций, продолжающих деятельность в зонах возможной опасности, зонах ведения военных действий и населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и эвакуацию членов их семей;

эвакуацию граждан и работников организаций Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях угрозы возникновения или возникновения военных конфликтов или чрезвычайных ситуаций; реэвакуацию;

отселение населения [4, 5, 6]. Содержание эвакуационных мероприятий от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территориях субъектов Российской Федерации или за их пределами, может включать:

эвакуацию населения из зон возможных опасностей в выбранные заблаговременно безопасные районы на территориях субъектов Российской Федерации (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации);

эвакуацию материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей в выбранные заблаговременно безопасные районы на территориях субъектов

Российской Федерации (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации);

эвакуацию работников организаций из зон возможных опасностей в выбранные заблаговременно безопасные районы на территориях субъектов Российской Федерации (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации);

отселение населения (с возможностью возвращения обратно после проведения ремонтно-восстановительных работ и без возможности возвращения);

реэвакуацию.

Оценка содержания эвакуационных мероприятий позволяет сделать вывод о необходимости корректировки разработанных планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей субъектов Российской Федерации и основных показателей планирования эвакуационных мероприятий от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в связи с появлением нового содержания эвакуационных мероприятий, таких как отселение и реэвакуация.

В целях определения особенностей процесса подготовки и проведения эвакуационных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации рассмотрим концептуальные модели проведения эвакуационных мероприятий на территории населенного пункта и субъекта Российской Федерации от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, представленные на рис. 1 и 2.

Анализ концептуальных моделей, представленных на рис. 1 и 2, показывает, что в зависимости от размеров зоны чрезвычайной ситуации и уровня реагирования эвакуационные мероприятия по масштабу могут быть: объектовые, муниципального образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения), субъекта Российской Федерации, или выйти за пределы его территории.

В зависимости от размеров зоны возможных опасностей от потенциально опасных объектов и динамики развития чрезвычайной ситуации могут быть выделены следующие виды эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации: локальная (объектовая); местная (городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения); региональная (территория субъекта Российской Федерации); межрегиональная (выйти за пределы территории субъекта Российской Федерации) эвакуация.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации ограничена пределами территории, занимаемой одной или несколькими организациями. В рассматриваемом случае эвакуируемые работники организаций и проживающее рядом

Рис. 1. Концептуальная модель планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий на территории отдельного населенного пункта при опасности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного

характера

население размещаются, как правило, в примыкающих к зоне чрезвычайной ситуации непострадавших муниципальных образованиях (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону возможной опасности попадает часть муниципального образования или отдельные муниципальные образования субъекта Российской Федерации, которые размещаются, как правило, на территориях муниципальных образований, смежных с зоной возможной опасности.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на значительные площади, охватывающие территории двух и более муниципальных образований. При проведении региональной эвакуации население, вывозимое с территорий двух и более муниципальных образований, может быть эвакуировано на территории смежных или отдаленных муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Межрегиональная эвакуация осуществляется при условии распространения поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на значительные территории муниципальных образований, в том числе на территории близлежащих муниципальных образований соседних субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения, включающих крупные города. При проведении межрегиональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС

население может быть эвакуировано на территории соседних субъектов Российской Федерации, в том числе на значительные расстояния от постоянного места проживания. В то же время при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального и выше уровней возможно проведение массовой эвакуации населения из зоны возможной опасности или экстренного покидания прогнозируемой зоны чрезвычайной ситуации. На сегодняшний день данный термин требует отдельного осмысления и обсуждения, поэтому пока не будет рассматриваться в данной статье.

В зависимости от наличия времени до возникновения чрезвычайной ситуации и сроков, определенных для проведения эвакуационных мероприятий, выделяются следующие варианты проведения эвакуации населения в мирное время: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная) [2, 3].

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения чрезвычайной ситуации на потенциально опасном объекте или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения с территорий прогнозируемых зон возможной опасности. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

Рис. 2. Концептуальная модель планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации при опасности возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного

характера

В случае возникновения чрезвычайной ситуации проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон возможной опасности может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника, находящегося на территории потенциально опасного объекта.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Сроки проведения экстренной эвакуации определяются в основном возможностями транспортного обеспечения, а также необходимым временем на организацию первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в районах размещения.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями различных категорий населения субъекта Российской Федерации, оказавшегося в зоне чрезвычайной опасности, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны возможной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны возможной опасности только одной категории населения, а именно: нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, лиц,

обучающихся в школах, школах-интернатах и образовательных учреждениях начального профессионального образования.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив дальнейшего хозяйственного использования территории субъекта Российской Федерации, наличия других производственных объектов, размещенных в зоне возможных опасностей или зоне действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от: масштабов зон возможной опасности и чрезвычайных ситуаций; численности оказавшегося в опасной зоне населения; наличия транспорта и других местных условий. Возможными способами проведения эвакуации могут являться: одновременный, последовательный, выборочный и комбинированный.

Одновременный способ проведения эвакуации предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения, находящегося на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования, двух и более объектов, или проведение эвакуации в двух и более муниципальных образованиях.

Последовательный способ эвакуации предполагает вывод (вывоз) одной (любой) категории населения,

а затем поочередно других категорий населения или вывод (вывоз) сначала одного муниципального образования, а затем поочередно населения остальных муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Выборочный способ эвакуации предполагает вывод (вывоз) или только одной категории населения, подвергшейся наибольшей возможной опасности от источника чрезвычайной ситуации, или только одного объекта, муниципального образования субъекта Российской Федерации.

Комбинированный способ эвакуации предполагает любое сочетание рассмотренных ранее способов и в любой последовательности.

Эвакуационные мероприятия возможно осуществлять с использованием различных видов транспорта или пешим порядком. При этом предполагается максимальное использование возможности выводить население пешим порядком с одновременным вывозом остальной части населения имеющимися различными транспортными средствами. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

Эвакуированное население размещается на территориях муниципальных образований (вне зон действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации) до особого распоряжения, в зависимости от обстановки, до прекращения действия опасных факторов источника чрезвычайной ситуации, угрожающих жизни и здоровью людей.

В зависимости от нахождения на территориях муниципальных образований субъекта Российской

Федерации потенциально опасных объектов и соответствующих им размеров зон возможной опасности представляется возможным установить некоторые ограничения не только основных элементов инфраструктуры, но и предъявить некоторые требования к размещению основных эвакуационных органов, таких как: сборный эвакуационный пункт гражданской обороны, эвакуационные комиссии, группы управления на маршрутах пешей эвакуации, пункты временного размещения и т. д.

План эвакуации населения, материальных и культурных ценностей должен разрабатываться для каждого вида муниципального образования субъекта Российской Федерации, исходя из наличия и размеров зон возможной опасности от потенциально опасных объектов, находящихся на их территории, и возможных опасностей от потенциально опасных объектов на территориях смежных муниципальных образований.

Подводя итог рассмотрения вопросов подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации, необходимо отметить, что концептуальные модели, заложенные в основу разработки существующих постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, не в полной мере отражают реалии настоящего времени и не позволяют адекватно реагировать на опасности, возникающие при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В связи с этим необходимо проведение дополнительных научных исследований, актуализации действующих постановлений Правительства Российской Федерации и методических рекомендаций.

Литература

1. Гражданская оборона. 2-е изд., перераб. / МЧС России. М.: АГЗ МЧС России, 2018. 400 с.

2. Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х т. 3-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В. А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

3. Защита в чрезвычайных ситуациях. 2-е изд., перераб. / МЧС России. М.: АГЗ МЧС России, 2018. 400 с.

4. Абрамов В. В. Гражданская защита как единая государственная система. // Гражданская защита. 2020. №№ 5, 6, 7.

5. Абрамов В. В. Совершенствование эвакомероприятий // Гражданская защита. 2020. № 10.

6. Абрамов В. В. Куда и как эвакуировать организации // Гражданская защита. 2021. № 3.

Сведения об авторе

Абрамов Владимир Васильевич: к. в. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. e-mail: [email protected] SPIN-код: 2225-3206.

Information about the author

Abramov Vladimir V.: Candidate of Military Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific: 2225-3206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.