/86 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 1 (67) УДК 351.862
Civil defense. Local defense
Обоснование особенностей организации подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городе Москве
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2021
В.В. Абрамов
Аннотация
На основе анализа факторов, определяющих особенности подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городе Москве, разработаны общий замысел проведения эвакуационных мероприятий и научно обоснованные предложения по повышению защищенности населения, материальных и культурных ценностей города Москвы от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие военных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Ключевые слова: факторы; замысел; частичная эвакуация; общая эвакуация; эвакуационное направление; рассредоточение.
Justification of the Evacuation Measures Preparation and Conduct Aspects in the City of Moscow
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2021
V. Abramov
Abstract
Based on the analysis of factors determining the preparation and evacuation aspects in the city of Moscow, the overall concept of evacuation and evidence-based proposals were developed to improve the protection of the population, material and cultural values of the city of Moscow against the dangers arising from military conflicts or as a result of military conflicts, as well as in emergency situations of natural and man-made character.
Key words: factors; concept; partial evacuation; general evacuation; evacuation direction; dispersion.
26.01.2021
Федеральным законом «О гражданской обороне» проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью обеспечения повышения защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие их, а также при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера (далее — ЧС) в современных условиях.
Новизна статьи заключается в разработке научно обоснованных предложений по совершенствованию эвакуационных мероприятий при военных конфликтах или вследствие их, а также при возникновении ЧС.
Практическая значимость результатов обусловлена возможностью использования в планах эвакуационных мероприятий субъектов Российской Федерации, а также в актуализации законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и МЧС России.
Целями планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городе Москве являются: снижение вероятных потерь населения города Москвы и сохранение квалифицированных специалистов;
обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время;
сохранение материальных и культурных ценностей; обеспечение условий создания группировки сил и средств гражданской обороны в безопасных районах для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения [1, 2, 3, 4, 5].
Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения города Москвы, его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:
в органах исполнительной власти города Москвы — на руководителей гражданской обороны соответствующих органов исполнительной власти;
в организациях — на руководителей гражданской обороны организаций [1, 2, 3, 4, 5].
В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная или общая эвакуация.
Частичная эвакуация проводится скрытно, до начала общей эвакуации, без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируется нетрудоспособное и не занятое в производстве население. К нему относятся:
лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей,
воспитанники детских домов и ведомственных детских садов,
пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей.
Эвакуируются также материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации [1, 2, 3, 4, 5].
Общая эвакуация проводится на территории города Москвы и предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:
эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;
эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [1, 2, 3, 4, 5].
В соответствии с требованием постановления Правительства Москвы от 26.04.2017 года № 236 «Об организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей города Москвы в безопасные районы» эвакуации подлежат:
сотрудники и члены семей организаций, производственная деятельность которых в соответствии с мобилизационными планами переносится в безопасные районы и может быть продолжена на новой базе, соответствующей их производственному профилю, с крайне необходимым оборудованием и документами, без которых невозможно возобновление деятельности на новой базе;
работники организаций, прекращающих свою деятельность в военное время, а также неработающие члены семей указанных работников;
нетрудоспособное и не занятое в производстве население;
сотрудники органов государственной власти Российской Федерации, а также члены семей указанных сотрудников;
материальные и культурные ценности. Эвакуации подлежит также население, проживающее в зонах возможного катастрофического затопления.
Рассредоточению подлежат сотрудники и члены их семей:
органов государственного управления Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
уникальных (специализированных) организаций и предприятий (объектов экономики), не имеющих соответствующих производственных баз в безопасных районах, или имеющих базы, расположенные в населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне;
организаций и предприятий, перенос производственной деятельности которых на территорию безопасных районов невозможен или нецелесообразен;
организаций, обеспечивающих производственную деятельность и жизнедеятельность объектов города Москвы (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственного управления Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления).
На процесс планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городе Москве оказывают существенное влияние следующие основные факторы, которые можно условно разделить на две группы: 1. Вытекающие из особого статуса города Москвы: она является столицей государства, крупнейшим промышленным, финансовым, культурным, историческим и научным центром;
она является мегаполисом, численность населения которого составляет более 12 миллионов человек;
/88 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 1 (67)
Civil defense. Local defense
она, в отличие от других субъектов Российской Федерации, не имеет собственных безопасных районов для размещения эвакуируемого населения;
в ней сосредоточено большое количество предприятий, учреждений, органов управления различного уровня и организационно-правовых форм;
она является крупным научно-техническим и промышленным центром, в котором сосредоточены основные НИИ и КБ, промышленные объекты;
здесь наблюдается определенная сложность решения вопросов управления и всестороннего жизнеобеспечения эвакуируемого населения на территориях безопасных районов соседних субъектов Российской Федерации.
2. Вытекающие из особенностей современного государственного устройства и экономических отношений в России:
приближение государственных границ Российской Федерации к Москве;
изменение методов государственного управления экономикой;
разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
новые формы собственности и организационно-правовые формы предприятий и организаций, возникшие в результате экономической реформы;
изменения, произошедншие в территориально-административном делении города Москвы.
Учитывая указанные выше факторы, разработан замысел на подготовку и проведение эвакуационных мероприятий в городе Москве.
Замысел на подготовку и проведение эвакуационных мероприятий в городе Москве представлен на рисунке.
Исходя из достигнутых договоренностей между Губернатором Московской области и Мэром Москвы, эвакуационные мероприятия в городе Москве проводятся
Рис. Замысел на подготовку и проведение эвакуационных мероприятий в городе Москве
с использованием железнодорожного транспорта. При этом предусматривается максимальное использование его возможностей.
Эвакуационные мероприятия в городе Москве возможно осуществлять комбинированным способом, путем вывоза в согласованные безопасные районы на территории Московской и Калужской областей части эвакуируемого населения железнодорожным транспортом по десяти эвакуационным направлениям, с одновременным выводом остального населения пешим порядком на промежуточные пункты эвакуации, с последующим вывозом с пунктов промежуточной эвакуации железнодорожным транспортом в районы размещения.
Границы эвакуационных направлений совпадают с границами административных округов города Москвы и границами административного деления территорий субъектов Российской Федерации. На одном эвакуационном направлении возможно нахождение только организаций, стоящих на учете в городе Москве (федеральных, города Москвы и Московской области) и одном из административных округов города Москвы. Размещение населения и организаций, расположенных на территориях административных округов города Москвы, предусмотрено проводить строго в границах эвакуационных направлений компактно, по районам, во главе с представителями управ районов и соответствующих организаций, обеспечивающих проведение эвакуационных мероприятий.
Старшими эвакуационных направлений определены префекты административных округов города Москвы.
Каждое из одиннадцати эвакуационных направлений закрепляется за эвакуационными комиссиями административных округов города Москвы.
Светло-зеленым цветом на слайде выделены районы размещения для организаций, продолжающих производственную деятельность в городе Москве.
Остальное поле представляют собой районы размещения для организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы.
Сотрудники и члены семей организаций, продолжающих деятельность в городе Москве, размещаются на территориях безопасных районов Московской и Калужской областей с таким расчетом, чтобы время для поездки их на работу в город и обратно не превышало 4-х часов [2, 3, 4, 5].
Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения организаций, продолжающих деятельность в городе Москве, на территории
безопасных районов в пределах территории закрепленного эвакуационного направления.
Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах Московской и Калужской областей, согласованных с руководителями указанных субъектов Российской Федерации и закрепленных за административными округами города Москвы.
Численность населения, вывозимого железнодорожным транспортом, определяется эвакуационными комиссиями административных округов и эвакуационной комиссией города Москвы в зависимости от возможностей Московской железной дороги и Московского отделения Октябрьской железной дороги по выделению подвижного состава.
Рассредоточение наибольших рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в городе Москве, организуется по эвакуационным направлениям и осуществляется с использованием железнодорожного транспорта.
Наибольшие работающие смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городе Москве, с момента начала эвакуационных мероприятий остаются на своих рабочих местах. Рассредоточение их в безопасные районы осуществляется после завершения эвакуации и по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из районов размещения.
Эвакуация населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания (учащихся специальных средних учебных заведений (лицеев и колледжей), школ-интернатов; воспитанников специальных детских домов и специальных детских учреждений (без родителей); пенсионеров, содержащихся в домах инвалидов и престарелых; преподавателей, воспитателей, обслуживающего персонала и членов их семей) осуществляется только на автомобильном транспорте с соблюдением необходимых мер скрытности, без нарушения действующих в мирное время графиков работы транспорта.
Автомобильный транспорт для данной категории населения используется на расстояние, не превышающее 150 км.
Водный транспорт для эвакуации населения города Москвы используется в первую очередь для вывоза сотрудников и членов семей организаций водного транспорта и организаций, расположенных вблизи портов, пристаней (причалов).
На межнавигационный период перевозки водным транспортом дублируются железнодорожным транспортом.
Вывод населения пешим порядком осуществляется на промежуточные пункты эвакуации, расположенные вблизи железнодорожных станций, на расстояние одного суточного перехода (30-40 км). Вывоз населения с промежуточных пунктов эвакуации до конечных районов размещения осуществляется железнодорожным транспортом после завершения общей эвакуации населения.
Банковские и уникальные музейные ценности вывозятся из города Москвы в безопасные районы
одновременно с рассредоточением и эвакуацией населения. Остальные материальные ценности вывозятся после завершения основных эвакуационных перевозок населения. В первую очередь вывозятся техническая документация, уникальное оборудование и медицинское имущество.
Эвакуация материальных и культурных ценностей города Москвы осуществляется железнодорожным транспортом. В случае необходимости и имеющихся особенностей эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы может осуществляться транспортными средствами органов исполнительной власти города Москвы и организациями, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.
Железнодорожные станции, открытые для погрузки материальных и культурных ценностей города Москвы, закрепляются за эвакуационными комиссиями административных округов города Москвы.
Организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, проводят эвакуационные мероприятия в соответствии с решениями соответствующих руководителей.
Планирование, подготовка и проведение эвакуационных мероприятий в городе Москве являются сложными задачами. Успешность их проведения определяется: заблаговременной подготовкой эвакуационных органов, систем оповещения и связи; детальным планированием с учетом местных условий и учетом всех факторов, влияющих на подготовку и проведение эвакуационных мероприятий; заблаговременной подготовкой сил и средств; тщательной проработкой всех мероприятий по обеспечению эвакуации.
Литература
1. Абрамов В. В. Гражданская защита как единая государственная система. // Гражданская защита. 2020. №№ 5, 6, 7.
2. Гражданская оборона / Изд. 2-е, перераб. / МЧС России. М.: АГЗ МЧС России, 2018. 400 с.
3. Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х т. Изд. 3-е, перераб. и дополн. / Под общ. ред. В. А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.
4. Защита в чрезвычайных ситуациях. Изд. 2-е, перераб. / МЧС России. М.: АГЗ МЧС России, 2018. 400 с.
5. Глебов В. Ю., Азанов С. Н., Галкин Р.Н. и др. Основы совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 434 с.
Сведения об авторе
Абрамов Владимир Васильевич: к. в. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, Давыдковская ул., 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 2225-3206.
Information about the author
Abramov Vladimir V.: Candidate of Military Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense And Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2225-3206.