ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 1 (89). С. 111-124. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 1 (89). P. 111-124.
Научная статья УДК 37.013
doi: 10.24412/2224-0772-2023-89-111-124
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Э. И. Ахмедова
Эльмира Исфендияровна Ахмедова1, Игорь Давидович Рудинский2
1 УДО «Puzzle», Калининград, Россия
2 ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования. Актуальность проблемы обусловлена глобализационным процессом и особенностями современного культурно разнообразного социума. Целью исследования является анализ аспектов, имеющих непосредственное влияние на организацию этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования. Представлены анализ основных аспектов поликультурного и этнокультурного воспитания и различий между ними, определения этнокультурного воспитания, сформулированные различными авторами. Рассматривается значение учреждений дополнительного образования в образовательной системе: основные характеристики, отличия от учреждений общего образования, цель реализации образова-
И. Д. Рудинский
© Ахмедова Э. И., Рудинский И. Д., 2023
тельной деятельности. Узловым вопросом статьи является проблема организации этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования в рамках учебно-познавательной и игровой деятельности, представляющая собой формирование этнической идентичности личности учащихся в возрасте от 6 до 11 лет. Представлены основные компоненты этнокультурного воспитания в контексте его осуществления внутри определенной социальной группы (пропедевтический, фундаментальный, деятельностный), особенности формирования психической деятельности учеников 6-11 лет (доминирующая наглядно-образная форма мышления, начало формирования личностной рефлексии, особенности функционирования памяти и др.), критерии создания эмоционально-положительной атмосферы занятий (аксиологический, когнитивно-познавательный, эмоционально-мо-тивационный), аспекты этнического портрета региона. Обосновано предположение, что правильно организованное педагогом этнокультурное воспитание позволит сформировать у учащихся учреждения дополнительного образования в возрасте 6-11 лет такие качества, как этническое самосознание, толерантное отношение к другим культурам, навык межкультурного взаимодействия, этнокультурная рефлексия.
Ключевые слова: глобализация, дополнительное образование, начальная школа, поликультурное воспитание, учреждение дополнительного образования, этнокультурное воспитание, этническая идентичность
Для цитирования: Ахмедова Э. И., Рудинский И. Д. Организация этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в учреждении дополнительного образования как педагогическая проблема // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 1 (89). С. 111-124. аок 10.24412/2224-0772-2023-89-111-124.
Original article
ORGANIZATION OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN AN INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Elmira I. Akhmedova1, Igor D. Rudinskiy2
1 AEI "Puzzle", Kaliningrad, Russia
2 PSC "Institute of Education and Humanities" IKBFU, Kaliningrad, Russia
Abstract. The article deals with the problem of the organization of ethno-cultural education of primary school students in an institution of additional
education. The relevance of this problem is due to the globalization process and the peculiarities of the modern culturally diverse society. The purpose of the study is to analyze aspects that have a direct impact on the organization of ethno-cultural education of primary school students in an institution of additional education. The analysis of the main aspects of multicultural and ethno-cultural education and the differences between them, definitions of ethno-cultural education formulated by various authors are presented. The place of institutions of additional education in the educational system is considered — the main characteristics, differences from institutions of general education, the purpose of the implementation of educational activities. The key issue of the article is the problem of the organization of ethno-cultural education of primary school students in an institution of additional education within the framework of educational-cognitive and play activities, which is the formation of the ethnic identity of the personality of students aged 6 to 11 years. The main components of ethno-cultural education in the context of its implementation within a certain social group are presented (propaedeutic, fundamental, activity-oriented), the features of the formation of mental activity of students aged 6-11 years (the dominant visual-figurative form of thinking, the beginning of the formation of personal reflection, the features of the functioning of memory and others), criteria for creating an emotionally positive atmosphere of classes (axiological, cognitive-informative, emotional-motivational), aspects of the ethnic portrait of the region. The assumption is substantiated that ethno-cultural education, properly organized by a teacher, will allow students of additional education institutions at the age of 6-11 to form such qualities as ethnic self-awareness, tolerant attitude to other cultures, the skill of intercultural interaction, ethno-cultural reflection.
Keywords: globalization, additional education, primary school, multicultural education, institution of additional education, ethno-cultural education, ethnic identity
For citation: Akhmedova E. I., Rudinskiy I. D. Organization of ethno-cultural education of primary school students in an institution of additional education as a pedagogical problem. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(1):111-124. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-0772-2023-89-111-124.
Введение. Глобализационные процессы в современном мире определили актуальность вопросов эффективного международного взаимодействия в разных сферах деятельности человека [15]. Результативное международное взаимодействие возможно посредством реализации конструктивной межкультурной коммуникации, представляющей собой оптимизацию механизмов, благоприятно влияющих на межкультурный диалог, и минимизацию языкового и культурного барьеров [22].
Основная проблема ведения диалога культур — различие картин мира у представителей разных культурных групп [17]. Для решения проблемы участникам межкультурного взаимодействия важно обладать знаниями о родной и чужих культурах, об особенностях сотрудничества в международном сообществе [5; 14].
Обзор научной литературы по проблеме. Согласно Руководящим принципам ЮНЕСКО по межкультурному образованию (англ. UNESCO Guidelines on Intercultural Education), поликультурность представляет собой культурно разнообразную природу человеческого общества — элементы этнической, национальной культуры, а также религиозное, языковое и социально-экономическое разнообразие. Межкультурность — более динамичное понятие, относящееся к развивающимся отношениям между различными культурными группами — сосуществование и равноправное взаимодействие различных культурных групп, диалог и взаимное уважение. То есть межкультурность является неотъемлемой частью поликультурности [25].
Согласно С. М. Хаджиеву, поликультурное воспитание — это педагогический процесс, в рамках которого реализуется взаимодействие культур, имеющих национальные, языковые, этнические отличия, а формирование внутренней поликультурной позиции личности определяет степень взаимопонимания между участниками процесса. Цель поликультурного воспитания — формирование разносторонне развитой личности, способной в процессе самореализации эффективно взаимодействовать с представителями различных культурных групп в поликультурной среде [2; 19].
Согласно Л. А. Нюдюрмагомедовой, поликультурное и этнокультурное воспитание субъектов педагогического процесса взаимосвязаны, поскольку этническое самосознание личности является фундаментом поликультурного воспитания и представляет собой стремление ребенка к самоопределению в социокультурной среде [2; 11].
Этнокультурное воспитание — сложный междисциплинарный процесс, направленный на формирование этнического самосознания детей и молодежи, а также объективного отношения к себе как к члену этнической группы. Этническое воспитание предполагает формирование толерантного отношения субъектов воспитательного процесса к представителям других культур [13].
Таким образом, полностью обособлять два понятия — поликультурное
воспитание и этнокультурное воспитание — некорректно. В таблице 1 представлены общие и отличающиеся признаки двух взаимосвязанных видов педагогического процесса.
Таблица 1
Признаки поликультурного и этнокультурного воспитания
Воспитание
Общие признаки
Отличающиеся признаки
Поликультурное
Этнокультурное
Педагогический процесс Формирование самосознания личности Формирование межкультурной толерантности Вопрос этноса/этносов — центральный вопрос Реализуется в различных социальных институтах — в семье, образовательных учреждениях
Цель — формирование у субъектов педагогического процесса навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культурных групп в поликультурном обществе
Цель — формирование у детей школьного и юношеского возраста этнокультурной, национальной идентичности, приобщение к культурному наследию своего народа
Подготовка к эффективному международному сотрудничеству и сосуществованию в поликультурной среде может быть осуществлена посредством реализации образовательных процессов, в рамках которых учащиеся получат знания поликультурного и этнокультурного характера и будут иметь возможность сформировать нравственную позицию гражданина своей страны и гражданина мира, навыки ведения межкультурного диалога, терпимость к иным культурным нормам [21; 24]. Таким образом, и поликультурное, и этнокультурное воспитание направлено на создание и поддержание устойчивого международного сотрудничества [6].
В России термин «этнокультура» стал широко использоваться в конце ХХ века, заменяя слова «фольклор», «народная культура». Процесс распада Советского Союза в 1988-1991 годах оказал влияние на формирование национальной идентичности граждан бывшего социалистического государства. В России, в состав которой входило большое количество республик с преимущественно нерусским населением, для которого характерны иные религиозные, языковые, национальные нормы, вопросы этнокультуры становились все более актуальными. В Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что Россия — это многоэтничная гражданская нация, сохранение этнокультурных традиций — важный этап развития гражданского самосознания, а межэтнический мир внутри страны включает политику толерантности. Таким образом, этнокультурное воспитание в России является аспектом духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, это педагогический процесс, в ходе которого учащиеся усваивают базовые национальные, этнические ценности [3].
Согласно В. Б. Алферьевой-Термсикос, этнокультурное воспитание — это процесс приобщения учащихся к родной культуре с параллельным изучением особенностей мировой культуры. Цель этого образовательного процесса — формирование этнокультурной идентичности личности [1].
Е. П. Чехордуна, В. В. Аммосова и Н. П. Карпова рассматривают этнокультурное воспитание как процесс приобщения детей школьного и юношеского возраста к культурному наследию своего народа, формирования национальной, этнокультурной идентичности и межкультурной толерантности [20]. Результатом нарушения формирования этнокультурной идентичности и межкультурной толерантности оказывается повышенная вероятность возникновения барьеров, препятствующих ведению конструктивной межкультурной коммуникации [6].
Этнокультурное воспитание предполагает несколько противоположных подходов, предложенных различными авторами-исследователями. Некоторые ученые склонны считать термины «этнокультурное воспитание» и «поликультурное воспитание» синонимами [4]. Однако другие исследователи придерживаются иной точки зрения. Так, О. К. Логвинова и В. И. Зеленов рассматривают этнокультурное воспитание как целенаправленный педагогический процесс: учащиеся приобщаются к культурно-историческому наследию собственной этнической группы, а также других этнических групп, населяющих страну [4].
Согласно А. Н. Никульникову, этнокультурное воспитание — это инструмент поликультурного воспитания личности. Посредством изучения культурных особенностей собственного этноса индивид становится более осведомленным в вопросах поликультурного многообразия мира [10].
В соответствии с Национальной доктриной образования РФ, одной из основных задач системы образования является «развитие культуры межэтнических отношений», а также «гармонизация национальных и этнокультурных отношений» [8]. В зависимости от возраста обучаю-
щихся и учебного предмета педагогами определяются методы реализации этнокультурного воспитания [18].
Этнокультурное воспитание может быть реализовано в различных социальных институтах: семье, школе, учреждениях культуры и дополнительного образования. В контексте осуществления этнокультурного воспитания внутри определенной социальной группы непосредственно этнокультурное воспитание можно представить тремя компонентами [15].
Пропедевтический компонент — это первое знакомство ребенка с национально-культурной средой, ее правилами. Семья, учреждения культуры и дополнительного образования формируют этнокультурное пространство [15].
Фундаментальный компонент — это изучение учащимися учреждений общего образования родного языка, народной художественной литературы, истории, а также национальной и мировой культуры (образовательно-воспитательный характер) [15].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) разработан с учетом различных особенностей народов РФ — региональных, национальных и этнокультурных. Согласно ФГОС НОО, рабочая программа воспитания предусматривает приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, культурным ценностям своей этнической группы. Таким образом, осознание своей этнической и национальной принадлежности — один из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [12].
Деятельностный компонент — это реализация программ погружения в этнокультурную практику. В учреждениях культуры и дополнительного образования дети имеют возможность развить свои этнокультурные знания [15].
Воспитание в учреждениях дополнительного образования (УДО) является инструментом управления социализацией учащихся, их адаптации к особенностям социально-культурной среды. Сущность дополнительного образования заключается в более свободном по сравнению с общим образованием подходе к изучаемому предмету (иностранный язык, рисование и др.). В УДО, как правило, нет привычной системы оценивания (пятибалльная или десятибалльная шкала), деятельность учащихся направлена на результат, возможно обучение в одной группе детей различных возрастных, социальных, национальных групп — в отличие
от учреждений общего образования возраст и владение одним общим языком не являются основными принципами селекции учащихся УДО.
Цель УДО — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности [16]. Л. С. Сухитавшили, Н. Г. Алейникова, Е. С. Толстокоров отмечают, что для совершенствования методологии воспитания обучающихся в УДО необходимо использовать межпредметный подход, заключающийся в применении педагогом непосредственно профессиональных, а также социально-психологических, социологических и культурологических знаний. Это нужно для того, чтобы учащиеся в рамках учебно-познавательной деятельности имели возможность изучить как основную, так и дополнительную информацию и тем самым расширить свой кругозор [16].
Проблемой организации этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в УДО в рамках учебно-познавательной и игровой деятельности является формирование этнической идентичности личности учащихся в возрасте от 6 до 11 лет. Чтобы организовать учебный процесс должным образом, педагогу важно учитывать особенности формирования психической деятельности учеников [13]:
• изменение социальной ситуации развития младших школьников — приобретение нового социального статуса (школьник вместо дошкольника), а также кризис 7 лет;
• неустойчивость интересов, зависящих от ситуации;
• повышенный интерес к предметам эстетического цикла (рисование, музыка, пение);
• индивидуалистический тип работы (предпочтение работать самостоятельно);
• начало формирования навыка социального взаимодействия;
• доминирующая наглядно-образная форма мышления;
• особенности функционирования памяти (способность запоминать небольшой по объему материал);
• малая приспособленность к самоанализу;
• начало формирования личностной рефлексии;
• низкая эмоциональная и волевая саморегуляция [2].
Сохранение эмоционально положительной атмосферы на занятиях
оказывает непосредственное влияние на организацию этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в УДО, поскольку дети особенно восприимчивы к критике, им важно одобрение авторитетного лица, они
учатся налаживать и сохранять доверительные отношения с другими учениками, учатся командной работе и дисциплине. Эмоционально положительная атмосфера, создаваемая педагогом в контексте этнокультурного воспитания, должна соответствовать следующим критериям [7]:
• аксиологический — формирование осознания учащимися важности и ценности культур народов мира;
• когнитивно-познавательный — формирование у учащихся системы знаний о культуре своего и других этносов;
• эмоционально-мотивационный — повышение уровня заинтересованности учащихся в вопросах этнокультурного содержания.
Педагогу на этапе подготовки к реализации образовательного процесса следует учитывать национальные, этнокультурные особенности учащихся, а также социально-культурные особенности региона, этнокультурные особенности его населения (этнический состав, межэтнические отношения в данном регионе страны). К примеру, субъекты России представлены тремя типами [9]:
1) регион с преимущественно отдельным этносом (Республика Дагестан);
2) регион, в котором одна этническая группа плотно проживает на территории другой этнической группы (русские в Республике Татарстан);
3) регион с преимущественно отдельным этносом и с представителями другого этноса (русские и литовцы в Калининградской области).
Изучив этнический портрет региона (характеристика и численность этнических групп, их соотношение внутри региона, опыт совместного проживания на общей территории), педагог будет обладать более четкой информацией о населении, с которым предстоит работать [9].
Культурные особенности населения — религия, особенности тендерных отношений и др.— также важно учитывать. Освещение религиозных аспектов жизнеустройства следует реализовывать в соответствии с этническим портретом региона: преобладающая религия, религия других культурных групп, отношения между ними в мировом сообществе и данной социальной группе (классе). Для предотвращения возможных культурных барьеров и конфликтов среди учащихся, принадлежащих к разным религиям, педагогу следует изучить основные различия между ними (например, Таухид в исламе и Троица в христианстве) [9].
Особенности гендерных отношений также требуют отдельного внимания — они формируются с учетом конкретной культурной группы
и в соответствии с социально-культурной характеристикой данного региона. Например, взаимоотношения между мужчиной и женщиной могут различаться в зависимости от религии, обычаев и места проживания: особенности гендерной коммуникации в Чеченской Республике основываются на адате — своде морали, что нехарактерно для Воронежской области. Знание подобных нюансов поможет педагогу корректно выбрать стратегию обучения и организовать групповые работы.
Также педагогу важно учитывать особенности народной культуры — праздники, фольклорные традиции, обычаи [23]. Например, праздник Масленица, отмечающийся большим количеством православных христиан, считается грехом для мусульман (проживающих на одной территории с православными христианами) [9].
На основании вышесказанного может возникнуть вопрос о целесообразности объединения представителей разных этнических групп в одну группу в УДО. Однозначно ответить не представляется возможным, поскольку межэтнические отношения зависят от ряда факторов, таких как представленные этнические группы, их взаимоотношения в мировом сообществе, религиозные, культурные отличия, создающие серьезные и незначительные препятствия для коммуникации, личностные качества учащихся, их готовность к мирному сосуществованию в образовательной среде, компетенция педагога. Если ярко выраженных барьеров нет, то следует объединять представителей различных этнических групп, так как социализация ребенка в полиэтнической среде посредством приобретения знаний о различиях между этносами формирует этническую идентичность личности. В таком случае педагогу предстоит выполнить объемную работу, направленную на организацию учебного процесса способом, отвечающим интересам всех этнических групп, к которым относятся учащиеся. Например, в рамках предмета «английский язык» педагог может представить тему Traditions посредством текстов Traditions of Armenia, Traditions of Azerbaijan и Traditions of Russia, и учащиеся найдут похожие и различающиеся традиции, предположат причины их возникновения, подготовят дополнительную информацию о своем народе. Подобное «внедрение» культур в учебный процесс полиэтнического класса, особенно в тех случаях, когда учащиеся относятся к конфликтующим этническим группам, способствует решению главной проблемы организации этнокультурного воспитания — формирования этнической идентичности личности, а также формирования толерантного отношения
субъектов воспитательного процесса к представителям других культур.
Если существует высокая вероятность возникновения языкового, культурного и прочих барьеров либо даже конфликтов среди представителей разных этнических групп (что может отрицательно повлиять на темп работы, атмосферу учебного процесса), то оптимальным решением представляется распределение учащихся, которые относятся к конфликтующим этносам, в различные группы.
Результаты исследования. Ожидается, что в результате этнокультурного воспитания у учащихся начальной школы в УДО должны сформироваться следующие качества:
• этническое самосознание (я знаю, кто я, кто мои предки, где моя Родина);
• толерантное отношение к другим культурам (я принимаю разнообразие мира);
• навык межкультурного взаимодействия (я умею налаживать диалог культур);
• этнокультурная рефлексия (я анализирую свои эмоции, поведение как составляющие личности и этнической принадлежности).
Представленные выше качества учащихся должны быть сформированы вне зависимости от принадлежности к той или иной этнической группе.
Заключение. Таким образом, организация этнокультурного воспитания учащихся начальной школы в УДО — это актуальная педагогическая проблема, направленная на формирование этнической идентичности личности, толерантного отношения к другим культурам и требующая анализа аспектов этнокультурного и поликультурного воспитания, национальных, этнокультурных особенностей учащихся, социально-культурных особенностей региона, этнокультурных особенностей населения региона и учета особенностей формирования психической деятельности учащихся начальной школы.
Список источников
1. Алферьева-Термсикос В. Б. Сущность и содержание этнокультурной компетентности учащихся начальных классов // Эпоха науки. 2022. № 32. С. 159-165.
2. Берсунукаева М. Х. Педагогические условия и возрастные особенности поликультурного воспитания учащихся // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11-3 (113). С. 34-37.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. 2010. № 2. С. 5-15.
4. Логвинова СС. К., Зеленов В. И. Поликультурное и этнокультурное образование в современной педагогике: проблема соотношения понятий // Мир науки, культуры, образования. 2018.
№ 3 (70). С. 112-114.
5. Магомедова З. Ш., Сулейманова Т. Р. Роль этнокультурного просвещения в процессе воспитания подрастающего поколения в эпоху нестабильности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 54-57.
6. Минеев-Ли В. Е., Шаповалова Ю. Ю. Проблемы этнокультурного образования на уроках английского языка в современных общеобразовательных учреждениях // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-etnokulturnogo-obrazovaniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-sovremennyh-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 27.12.2022).
7. Митина Г. В., Шаламова О. О., Зорькина А. С. Разработка программы внеурочной деятельности по этнокультурному образованию младших школьников средствами традиционных японских искусств // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 1-1. С. 25-42.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 751 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901771684?section=text (дата обращения: 08.01.2023).
9. Немцева Т. И. Этнокультурные особенности населения как составная часть характеристики региона // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2008. № 4. С. 96-100.
10. Никульников А. Н. Поликультурное образование в начальной школе. Новосибирск: НГПУ, 2017. 309 с.
11. Нюдюрмагомедова Л. А., Нюдюрмагомедов А. Н. Интеграция традиционных и интерактивных ритуалов в этнокультурном воспитании подростков // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11-4 (42). С. 91-93.
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842 (дата обращения: 10.01.2023).
13. Одилова Д. И., Фахрутдинова А. В. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 4 (68). С. 494-498.
14. Попова М. Н. Формирование этнокультурной компетенции старшеклассников в региональной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 142-144.
15. Солодухина Т. К., Свиридюк А. Н. Методологические основы этнокультурного воспитания младших школьников в учреждениях культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50). С. 211-216.
16. Сухиташвили Л. С., Алейникова Н. Г., Толстокоров Е. С. Социокультурная обусловленность воспитания в системе дополнительного образования детей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 2. С. 265-271.
17. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. Пособие для студентов, аспирантов и соискателей по спец. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». М., 2000. 262 с.
18. Фадеева М. А. Актуальные проблемы этнокультурного образования: учебно-методическое пособие для студентов. Саратов, 2017. 66 с.
19. Хаджиев С. М. Специфика взаимодействия социального и этнокультурного компонентов поликультурного воспитания // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5-4 (47). С. 103-105.
20. Чехордуна Е. П., Амосова В. В., Карпова Н. П. Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС // Человек и образование. 2013. № 3 (36). С. 128-134.
21. Banks J. A., Banks Ch. A. McGee Multicultural Education: Issues and Perspectives, 10th Edition. Willey, 2019. 28 p.
22. Dervin F., Gross Z. Intercultural competence in education: Alternative approaches for different times. Palgrave macmillan, 2016. 5 p.
23. Kotluk N., Kocakaya S. Culturally Relevant/Responsive Education: What do teachers think in Turkey? Yildiz Technical University // Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2018. Vol. 5, no 2. P. 98-117.
24. Ortikov Y. A. Ethno cultural identity and its formation, TRANS Asian Research Journals // Asian Journal of Multidimensional Research. 2021. Vol. 10, no 4. P. 516-522.
25. UNESCO Guidelines on Intercultural Education. 2022. Р. 17 [Электронный ресурс]. URL: https://ifap.ru/library/book228.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
References
1. Alfer'eva-Termsikos V. B. Sushhnost' i soderzhanie jetnokul'turnoj kompetentnosti uchashhihsja nachal'nyh klassov // Jepoha nauki. 2022. № 32. S. 159-165. [In Rus].
2. Bersunukaeva M. H. Pedagogicheskie uslovija i vozrastnye osobennosti polikul'turnogo vospitanija uchashhihsja // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2021. № 11-3 (113). S. 34-37. [In Rus].
3. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii // Narodnoe obrazovanie. 2010. № 2. S. 5-15. [In Rus].
4. Logvinova O. K., Zelenov V. I. Polikul'turnoe i jetnokul'turnoe obrazovanie v sovremennoj pedagogike: problema sootnoshenija ponjatij // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2018. № 3 (70). S. 112-114. [In Rus].
5. Magomedova Z. Sh., Sulejmanova T. R. Rol' jetnokul'turnogo prosveshhenija v processe vospitanija podrastajushhego pokolenija v jepohu nestabil'nosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2022. № 75-1. S. 54-57. [In Rus].
6. Mineev-Li V. E., Shapovalova Ju. Ju. Problemy jetnokul'turnogo obrazovanija na urokah anglijsk-ogo jazyka v sovremennyh obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah // Mezhdisciplinarnye issledo-vanija: opyt proshlogo, vozmozhnosti nastojashhego, strategii budushhego. 2021. № 1 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-etnokulturnogo-obrazovaniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-sovremennyh-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (data obrashhenija: 27.12.2022).
7. Mitina G. V., Shalamova O. O., Zor'kina A. S. Razrabotka programmy vneurochnoj dejatel'nosti po jetnokul'turnomu obrazovaniju mladshih shkol'nikov sredstvami tradicionnyh japonskih iskusstv // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. T. 12, № 1-1. S. 25-42. [In Rus].
8. Nacional'naja doktrina obrazovanija v Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 04.10.2000 g. № 751 // Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumen-tov [Jelektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901771684?section=text (data obrashhenija: 08.01.2023).
9. Nemceva T. I. Jetnokul'turnye osobennosti naselenija kak sostavnaja chast' harakteristiki regiona // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Estestvennye i fiziko-matematicheskie nauki. 2008. № 4. S. 96-100. [In Rus].
10. Nikulnikov A. N. Polikul'turnoe obrazovanie v nachal'noj shkole. Novosibirsk: NGPU, 2017. 309 s. [In Rus].
11. Njudjurmagomedova L. A., Njudjurmagomedov A. N. Integracija tradicionnyh i interaktivnyh ritualov v jetnokul'turnom vospitanii podrostkov // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2015. № 11-4 (42). S. 91-93. [In Rus].
12. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija: Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 g. № 286 // Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov [Jelektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842 (data obrashhenija: 10.01.2023).
13. Odilova D. I., Fahrutdinova A. V. Jetnokul'turnoe vospitanie mladshih shkol'nikov v uslovijah vneu-rochnoj dejatel'nosti // Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2022. № 4 (68). S. 494-498. [In Rus].
14. Popova M. N. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetencii starsheklassnikov v regional'noj obrazovatel'noj srede // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2019. № 1 (74). S. 142-144. [In Rus].
15. Soloduhina T. K., Sviridjuk A. N. Metodologicheskie osnovy jetnokul'turnogo vospitanija mlad-shih shkol'nikov v uchrezhdenijah kul'tury // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012. № 6 (50). S. 211-216. [In Rus].
16. Suhitashvili L. S., Alejnikova N. G., Tolstokorov E. S. Sociokul'turnaja obuslovlennost' vospitanija v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021. T. 6, № 2. S.
265-271. [In Rus].
17. Ter-Minasova S. G. Jazyk i mezhkul'turnaja kommunikacija: Ucheb. Posobie dlja studentov, aspirantov i soiskatelej po spec. «Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija». M., 2000. 262 s. [In Rus].
18. Fadeeva M. A. Aktual'nye problemy jetnokul'turnogo obrazovanija: uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov. Saratov, 2017. 66 s. [In Rus].
19. Hadzhiev S. M. Specifika vzaimodejstvija social'nogo i jetnokul'turnogo komponentov polikul'turnogo vospitanija // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 5-4 (47). S. 103-105. [In Rus].
20. Chehorduna E. P., Amosova V. V., Karpova N. P. Jetnokul'turnoe obrazovanie i obshhestvennaja jek-spertiza v uslovijah vnedrenija FGOS // Chelovek i obrazovanie. 2013. № 3 (36). S. 128-134. [In Rus].
21. Banks J. A., Banks Ch. A. McGee Multicultural Education: Issues and Perspectives, 10th Edition. Willey, 2019. 28 p.
22. Dervin F., Gross Z. Intercultural competence in education: Alternative approaches for different times. Palgrave macmillan, 2016. 5 p.
23. Kotluk N., Kocakaya S. Culturally Relevant/Responsive Education: What do teachers think in Turkey? Yildiz Technical University // Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2018. Vol. 5, no 2. P. 98-117.
24. Ortikov Y. A. Ethno cultural identity and its formation, TRANS Asian Research Journals // Asian Journal of Multidimensional Research. 2021. Vol. 10, no 4. P. 516-522.
25. UNESCO Guidelines on Intercultural Education. 2022. Р. 17 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ifap. ru/library/book228.pdf (data obrashhenija: 10.01.2023).
Информация об авторах
Э. И. Ахмедова — преподаватель английского языка И. Д. Рудинский — доктор педагогических наук, профессор
Information about the authors
E. I. Akhmedova — English teacher
I. D. Rudinskiy—Dr. Sc. (Education), Professor
Статья поступила в редакцию 09.01.2023; одобрена после рецензирования 10.01.2023; принята к публикации 12.01.2023. The article was submitted 09.01.2023; approved after reviewing 10.01.2023; accepted for publication 12.01.2023.