54
Известия ДГПУ, №3, 2014
УДК 373
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ ГЕОГРАФИИ ДАГЕСТАНА
THE IMPLEMENTATION OF THE ETHNO-CULTURAL APPROACH TO TEACHING THE GEOGRAPHY OF DAGESTAN
© 2014 Караханова Г. А., Абдулвагабова С. А. Дагестанский государственный педагогический университет © 2014 Karakhanova G. A., Аbdulvagabova S. А. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье освещены возможности этнокультурного подхода в усвоении содержания образования. Раскрыты задачи, оптимальные формы и методы этнокультурного географического образования, а также технология регионального географического краеведения, способствующая формированию межэтнической толерантности учащихся.
Abstract. The authors of the article highlight the features of ethno-cultural approach in mastering the educational content. They disclose tasks, optimal forms and methods of ethno-cultural geographical education, as well as the technology of the regional geographical studies, contributing to the formation of schoolchildren’s interethnic tolerance.
Rezjume. V stat'e osveshheny vozmozhnosti jetnokul'turnogo podhoda v usvoenii soderzhanija obra-zovanija. Raskryty zadachi, optimal'nye formy i metody jetnokul'turnogo geograficheskogo obrazovanija, a takzhe tehnologija regional'nogo geograficheskogo kraevedenija, sposobstvujushhaja formirovaniju mezhjetnicheskoj tolerantnosti uchashhihsja.
Ключевые слова: культура, этнокультура, этнокультурное образование, география, географическое образование, краеведение, этнос, этническая общность, этнический процесс, межэтнические отношения, толерантность, идентичность.
Keywords: culture, ethnic culture, ethno-cultural education, geography, geographical education, regional ethnography, ethnos, ethnic community, ethnic process, interethnic relations, tolerance, identity.
Kljuchevye slova: kul'tura, jetnokul'tura, jetnokul'turnoe obrazovanie, geografija, geograficheskoe obrazovanie, kraevedenie, jetnos, jetnicheskaja obshhnost', jetnicheskij process, mezhjetnicheskie otno-shenija, tolerantnost', identichnost'.
Межэтническая толерантность является важнейшим условием стабильного развития экономики государства, научно-технического прогресса и, прежде всего, духовнонравственного оздоровления общества. В последнее время в ряде районов центральной России, да и соседних государств (Киргизия, Грузия, Украина и т. д.) наблюдается заметное снижение межэтнической толерантности. Проблема становится особенно заметной в молодежной среде, в частности, когда речь идет о тех этнических группах, культурная дистанция которых с местным населением значительна. Это проявляется в отличающихся поведенческих образцах и образе мыслей, которые не всегда складываются в нормы и правила общечеловеческого общежития.
Преодоление данной ситуации в значительной степени возлагается на образование. В «Концепции модернизации Российского образования», Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Национальной доктрине образования» отмечается, что содержание образо-
вания должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности, способствовать формированию общечеловеческих качеств личности. Только целенаправленное образование и воспитание способны формировать целостное мировоззрение школьников, включающего позитивное восприятие различных национальностей, толерантное отношение к близким и дальним народам и их культуре.
Ярким примером образцовой и весьма стабильной межэтнической толерантности и веротерпимости может служить Республика Дагестан, где на площади в 50,3 тыс. кв. км, проживают представители более 100 национальностей России и государств зарубежья, в том числе более 33 коренных народностей республики: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские, ру-тульцы, табасаранцы, таты, цахуры, чеченцы-аккинцы и др.
Психолого-педагогические науки •••
Дагестан не только многонациональная, многокультурная, многоконфессиональная республика. Как свидетельствует суровая история, народы Дагестана всегда отличались своей монолитностью, сплоченностью, взаимоподдержкой, взаимопреданностью и высочайшей патриотичностью по отношению к своей семье, роду, джамаату, народу, малой родине Дагестану и великой родине России.
Консолидирующим фактором для всех народов Дагестана выступают образование и традиционное воспитание как в семье, так и в школе.
Именно школа, наряду с семьей, оказывается одним из первых пространств межкультурного взаимодействия, в которой индивиды начинают и проходят активные фазы социализации [2]. Поэтому школа в целом является одним из основных социальных институтов, способным формировать и контролировать позитивный межкультурный климат среди школьников, родителей, а также существенно влиять на формирование гражданской идентичности подрастающего поколения и характер межэтнических взаимодействий в молодежной среде.
Проблематичность данного вопроса для многих регионов России вызывает необходимость разработки базовой системы эффективного межкультурного воспитания школьников, что можно решить на образцовом примере осуществления идентичности у народов Дагестана.
Общее количество школ, функционирующих в Республике Дагестан, составляет 1 тыс. 578. Одна треть из них городские и поселковые школы, где обучаются дети различных национальностей и этнических групп, компактно проживающих в республике. Все они привносят в среду обитания собственные поведенческие образцы и формы мышления, характерные для данной культуры.
Чтобы вовремя сглаживать различия между специфическими особенностями местных национальных культур, устранять противоречия по их восприятию и осмыслению в учебные планы общеобразовательных школ были введены дисциплины культурологического цикла (история культуры, культурология, мировая художественная культура, а также предметы по изучению национальной культуры в регионах). Так в учебные планы общеобразовательных школ республик Северного Кавказа были включены предметы, направленные на изучение традиций и обычаев местных народов, знакомство с богатством накопленного духовного опыта. В школах Республики Адыгея изучаются предмет «Этнопедагогика», в Северной Осетии - «Этнография Осетии», «Национальный этикет», «Нартский эпос», в Дагестане - «Культура и традиции народов Дагестана» [7]. Эти дисциплины призваны обеспечить переориентацию обучения на гуманитарные потребности личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.
Процесс изучения предметов культурологического цикла предполагает целенаправленное
55
формирование культурных ориентаций и установок личности, того духовного потенциала, который позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры. Эти и другие идейные установки являются основополагающими и в республиканских законах Дагестана «О культуре», «О личной и общественной нравственности».
Однако при всей успешности культурологического образования и воспитания, совершенно очевидно необходимость реализации в оптимальном решении данного вопроса культурологического потенциала каждой общеобразовательной дисциплины, предусмотренной учебными планами общеобразовательных учебных заведений (школ, лицеев, гимназий). Одной из таких дисциплин является география.
Анализ школьных предметов показывает, что география стоит в первых рядах по степени возможного влияния на формирование этнической культуры школьников, хотя в действительности сегодня лидирующая роль в многонациональных городских и поселковых школах Республики Дагестан у дисциплин «Культура и традиции народов Дагестана», Родной язык», «Дагестанская литератур» и «История Дагестана». География же не полностью реализует свой культурологический потенциал.
В соответствии со стандартом образования нового поколения - одним из основных функций образования является формирование гражданской идентичности как важнейшее условие укрепления российской государственности, формирования будущего гражданина в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства. Ценностные ориентиры методологии конструирования образования позволяют нам поставить задачу в рамках этнокультурного географического образования по формированию различных видов идентичности:
- региональной (восприятие культуры "малой родины" - село, город, регион), направленной на приобщение к ведущим ценностям национальной культуры, знание истории и географии родного края. Эти образовательные и воспитательные задачи могут быть реализованы на основе краеведческого материала в начальном курсе географии (6,7 классы), курсе -География России (8 класс) и География Дагестана (9 класс);
- общегражданской (приобщение к общероссийской культуре), направленной на становление человека как гражданина, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире, воспитание гражданского патриотизма, готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, проживающих на территории России. Основная часть содержательной нагрузки по реализации этих задач возлагается на курс «География России» (8 класс) и «География Дагестана» (9 класс);
- общечеловеческой (приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории, общечеловеческим ценностям), направленной
56
Известия ДГПУ, №3, 2014
на осознание своей сопричастности к судьбам человечества, на владение универсальными способами познания мира. Эти задачи могут быть реализованы в курсах «География материков» (7 класс) и «Экономическая и социальная география мира» (10, 11 классы).
На деле современные школьные программы и учебники по географии не всегда уделяют должное внимание этническим вопросам. В сложившейся ситуации выход в том, чтобы акцентировать внимание при тематическом планировании на вопросах этнической географии [5].
К системообразующим понятиям этнической географии относятся:
- этнические общности (народность, этнос, нация);
- этнические процессы;
- материальная и духовная культура этносов;
- этноконфессиональная картина мира (расовая, этнолингвистическая, конфессиональная);
- межэтнические отношения;
- этносфера как особая геопространственная система, объединяющая все народонаселение Земли с ее географической оболочкой;
- этноценозы (географические подсистемы, составляющие единство этноса с его кормящим ландшафтом) и территориальные этнические системы различного ранга - этнокультурные регионы [5; 9].
География - единственная из классических школьных дисциплин, относящаяся одновременно к наукам естественного и общественного циклов, показывающая все разнообразие и единство мира, формирующая географическую картину мира и географическую культуру человека. Географическое образование служит и своеобразным ретранслятором базовых ценностей, заложенных у различных народов Земли, приобщая школьников к многообразию взглядов на природу и общество, различным культурным и этическим нормам, существующим в современном мире [5].
Формирование географической культуры является высшей целью географического образования. Реализация культурологической функции географии невозможна без личностных представлений школьников, формируемых как на широком краеведческом материале, так и посредством получения информации из различных источников, что позволяет сформировать их отношение к социокультурной действительности, объединить накопленные в практике человечества культурные смыслы. Что в конечном итоге будет стимулировать собственный личностный выбор культурных смыслов учащимися, способствовать формированию широкой географической культуры.
В условиях деятельностного подхода, одной из главных личностных целей этнокультурного образования в рамках школьной географии становится формирование этнокультурной компетентности, под которой понимаются свойства личности, выражающиеся в наличии объективных представлений и знаний о той
или иной этнической культуре. Личность ученика выступает как носитель опыта определенной этнической культуры, реализующий этнокультурные навыки и модели поведения, способствующие эффективному межкультурному диалогу.
Передовой опыт преподавания географии в общеобразовательных учебных заведениях Республики Дагестан, в частности в МБОУ «Лицей № 22», МБОУ «Лицей № 8» и МБОУ «Лицей № 5» г. Махачкалы показывает приоритет взаимодействия этнокультурного и поликультурного подходов в учебновоспитательном процессе, что позволяет, кроме корректировки преподаваемого информационного материала школьной географии, вести и географическое краеведение. Три часа в неделю (по часу в 7, 8, 9 классах) из школьного компонента.
Таким образом, с одной стороны, в школьниках формируются основы позитивного восприятия других культур и навыков эффективной межкультурной коммуникации, с другой, ученики имеют возможность углубленно ознакомиться с местными природными и культурно-историческими особенностями.
Работу по формированию этнической культуры школьников можно проводить в форме этнографического и этнического краеведения. География и краеведение - направления взаимосвязаны. Географическое краеведение входит в учебную программу с VI класса, оно дает возможность формирования этнической культуры у школьников.
Под первым нужно понимать организацию специфических (заочных, очных) путешествий на уроках краеведения, главная цель которых -сбор, изучение и анализ информации, связанной с культурой, традициями, бытом, обрядами, культурно-историческими ресурсами и другими атрибутами, присущими народам Дагестана. Цель второго - рекреация в процессе знакомства с материальной и духовной культурой.
В современных условиях информатизации общества и гигантского роста информационных потоков в системе образования ставится задача обеспечить условия для развития у учащихся умений и навыков работы с информацией, самостоятельного добывания знаний, моделирования. Для этого широко внедряются разнообразные технологии обучения, например учебно-проектная деятельность.
Учебно-проектная деятельность - один из эффективных методов организации заочного образовательного краеведения на уроках географии. Внедрение учебно-проектной деятельности в процесс изучения географии позволяет организовать освоение не только современных информационных технологий, но и формировать у учащихся необходимые навыки самостоятельного поиска, восприятия и осмысления идентичной для народов культурологической информации [10].
Например, цель проекта может быть: выявление привлекательности культурно- исторических ресурсов Республики Дагестан.
Психолого-педагогические науки •••
Задачи проекта:
- по собранным литературно-картографическим материалам раскрыть специфику культурно-исторических ресурсов Республики Дагестан;
- разработать маршруты путешествий "По дорогам Дагестана".
Методика проектирования учебной деятельности учащихся состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение цели и задач проекта:
- постановка задачи, для решения которой необходимо и желательно использовать информационные технологии, насыщенные культурологическим содержанием;
- продумывание и обсуждение способов решения проблемы, отбор наиболее продуктивных идей, касающихся обеспечения идентичности ценностей духовной и материальной культур;
- конкретизация идеи, планирование временных, пространственных рамок проекта, распределение ролей его участников по сбору и систематизации культурологических материалов;
- поиск источников культуроведческой информации, знакомство с имеющейся информацией в различных источниках географии, подбор материала;
57
- выбор инструментов решения задачи, освоение новых приемов работы с информационными системами;
- планирование работы над ходом проекта;
- выполнение работы по проекту, детализация плана, структуризация проекта;
- анализ и корректировка результатов деятельности.
Опыт показывает, что правильно выбранная культурологическая тема проекта по географии помогает учащимся успешно усваивать материальные и духовные ценности, сконцентрированные в содержании учебной программы по общему географическому образования.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что в последние годы все более и более возрастает интерес к объектам культурно-исторического значения, а это объекты археологического, этнокультурного, историко-мемориального, архитектурно-градостроительного наследия каждой республики и в целом нашей многонациональной страны - России. Республика Дагестан - территория богатая культурно-историческими ресурсами. Целенаправленное планирование учебного процесса по географии с учетом историко-географического наследия народов республики и страны еще на ранней стадии обучения могут сыграть значительную и весьма позитивную роль в формировании межэтнической толерантности учащихся и молодежи.
Литература
1. Абдулвагабова С. А. Содержание географического образования как фактор формирования патриотического сознания старшеклассников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013, № 2. С. 28-32. 2. Александрова Е. Н. Формирование ценностных ориентаций учащихся средствами регионального содержания образования // Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран: Сборник материалов международной научной конференции: 17-19 ноября 1998. Архангельск, 1999. 161 с.
3. Исаева Э. Г. Толерантность как способ организации мультикультурного образовательного пространства. Ставрополь: СКГТУ, 2002. 104 с. 4. Лебедев Н. М., Поршнев Б. Ф. Межкультурное сближение как условие формирования толерантности. Иркутск, 2005. 180 с. 5. Максаковский В. П. Географическая
культура. М. : Владос. 1998. С. 3-9. 6. Мамонтов С. П. Основы культурологии. М. : Олимп. 2001. 106 с.
7. Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. Программа и методические рекомендации. Махачкала: Дагучпедгиз, 2006. 65 с. 8. Попов В. В. Социология культуры. М. : ГУУ. 1999. С. 11.
9. Степин В. С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М. : Республика. 1992. С. 182-184. 10. Филимонюк Л. А. Педагогическое проектирование и проектная культура в личностном профессиональном становлении будущего педагога: коллективная монография / Л. А.Филимонюк // Педагогика: семья-школа-общество / под общей ред. О. И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ, 2006. Кн. 6. 302 с.
References
1. Abdulvagabova S. A. Contents of geographical education as a factor of developing the senior schoolchildren's patriotic consciousness // Proceedings of Dagestan State pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. 2013, # 2. P. 28-32. 2. Aleksandrova E. N. Forming the value orientations of students by means of regional educational content // Education in the context of social innovation: intercultural dialogue of northern countries: Collected papers of International Scientific Conference: 17-19 November 1998. Arkhangelsk, 1999. 161 p. 3. Isaev E. G. Tolerance as a way to organize a multicultural educational environment. Stavropol: SKSTU, 2002. 104 p. 4. Lebedev N. M., Porshnev B. F. Intercultural rapprochement as a condition of developing the tolerance. Irkutsk, 2005. 180 p. 5. Maksakovsky V. P. Geographical culture. M. : Vlados . 1998. P. 3-9 . 6. Mamontov S. P. Fundamentals of cultural studies. M. :
Olympus. 2001. 106 p. 7. Mirzoev Sh. A. Culture and traditions of Dagestan peoples. Program and methodological guidelines. Makhachkala: Daguchpedgiz, 2006. 65 p. 8. Popov V. V. Sociology of culture. M. : SUM. 1999. P. 11. 9. Stepin V. S. Prospects for civilization: from the cult of force to the dialogue and
agreement // The ethical thought: scientific and publicistic reading. M. : Republic. 1992. P. 182-184.
10. Filimonyuk L. A. Pedagogical projecting and projecting culture in the personal professional development
58
Известия ДГПУ, №3, 2014
of future teachers: collective monograph / L. A. Filimonyuk // Pedagogy: family-school-community/ Under the general editorship of O. I. Kirikova. Voronezh: VSPU, 2006. Book 6. 302 p.
Literatura
1. Abdulvagabova S. A. Soderzhanie geograficheskogo obrazovanija kak faktor formirovanija patrioti-cheskogo soznanija starsheklassnikov // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2013, № 2. S. 28-32. 2. Aleksandrova E. N. Formirovanie cennostnyh orientacij uchashhihsja sredstvami regional'nogo soderzhanija obrazovanija // Obrazovanie v kontekste social'nyh innovacij: interkul'turnyj dialog severnyh stran: Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: 17-19 nojabrja 1998. Arhangel'sk, 1999. 161 s. 3. Isaeva Je. G. Tolerantnost' kak sposob organizacii mul'tikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Stavropol': SKGTU, 2002. 104 s. 4.
Lebedev N. M., Porshnev B. F. Mezhkul'turnoe sblizhenie kak uslovie formirovanija tolerantnosti. Irkutsk, 2005. 180 s. 5. Maksakovskij V. P. Geograficheskaja kul'tura. M. : Vlados. 1998. S. 3-9. 6. Mamontov
S. P. Osnovy kul'turologii. M. : Olimp. 2001. 106 s. 7. Mirzoev Sh. A. Kul'tura i tradicii narodov Dagestana. Programma i metodicheskie rekomendacii. Mahachkala: Daguchpedgiz, 2006. 65 s. 8. Popov V. V. Soci-ologija kul'tury. M. : GUU. 1999. S. 11. 9. Stepin V. S. Perspektivy civilizacii: ot kul'ta sily k dialogu i soglasi-ju // Jeticheskaja mysl': nauchno-publicisticheskie chtenija. M. : Respublika. 1992. S. 182-184.
10. Filimonjuk L. A. Pedagogicheskoe proektirovanie i proektnaja kul'tura v lichnostnom professional'nom stanovlenii budushhego pedagoga: kollektivnaja monografija / L. A. Filimonjuk // Pedagogika: sem'ja-shkola-obshhestvo / pod obshhej red. O. I. Kirikova. Voronezh: VGPU, 2006. Kn. 6. 302 s.
Статья поступила в редакцию 28.05.2014 г.
УДК 6 (07)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
THE STUDENTS’ TECHNOLOGICAL TRAINING AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF THE ECONOMY DEVELOPMENT
© 2014 Магомедов Г. М., Курбанов А. З., Алиомаров Л. М. Дагестанский государственный педагогический университет © 2014 Magomedov G. M., Kurbanov A. S., Aliomarov L. M.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Одним из важнейших факторов развития экономики является подготовка учащихся общеобразовательных школ к трудовой деятельности. Современная школа должна ориентироваться на формирование у выпускников технико-технологических знаний, умений и навыков, способностей использовать полученные знания в условиях высокотехнологического общества.
Abstract. One of the most important factors of economy development activities is preparation of students of secondary schools to the labour activities. The modern school should focus on the formation of technological knowledge, skills, abilities used to use the received knowledge in conditions of high-tech society.
Rezjume. Odnim iz vazhnejshih faktorov razvitija jekonomiki javljaetsja podgotovka uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh shkol k trudovoj dejatel'nosti. Sovremennaja shkola dolzhna orientirovat'sja na formirovanie u vypusknikov tehniko-tehnologicheskih znanij, umenij i navykov, sposobnostej ispol'zovat' poluchennye znanija v uslovijah vysokotehnologicheskogo obshhestva.