Научная статья на тему 'Организация элементарного экспериментирования и проектной деятельности в условиях ДОО'

Организация элементарного экспериментирования и проектной деятельности в условиях ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация элементарного экспериментирования и проектной деятельности в условиях ДОО»

различным сферам деятельности сообщества. Это песенные, устные, танцевальные, бытовые, воинские традиции;

- традиции народной культуры представляют собой, прежде всего духовный народный опыт, так как скреплены духовными установками, воззрениями, убеждениями, взглядами сообщества на мир. В то же время традиции культуры включают в себя и де-ятельностный компонент, представленный конкретными обрядами, обычаями, видами занятий. Поэтому в программе отражены как ценностные ориентации этнокультурного сообщества, в форме стержневых содержательных тем, так и различные внешние формы проявления традиций;

- традиции народной культуры при всей этнической уникальности находятся в соседстве с традициями других народов и также имеют свои региональные различия и варианты. Поэтому в программе отражены вариативные различия и сходства, находящиеся внутри региональной традиции и за ее пределами. В рамках программы школьники знакомятся с южнорусской, северорусской, западнорусской традициями, их историческими предпосылками возникновения, а также ищут сходства и различия внутри казачьей традиции, сравнивая донских, кубанских, терских, некрасовских казаков;

- степень приобщения к родным традициям складывается из качества системных знаний о культуре и

традициях и активной практической деятельности, умения «говорить» языком традиции, показать, представить ее. Отсюда, программа направлена на практическое овладение традиционными навыками и получение системы знаний о родных традициях. В рамках программы школьники осваивают календарные и семейные обряды казаков, учатся петь, танцевать, разговаривать на казачьем диалекте, осваивают практические бытовые и воинские действия, основанные на ценностях казачьей культуры.

Разработка программ такого рода требует от самого педагога владения навыками, сформированными внутри традиции, понимание смысла народных традиций, владения системой знаний о культуре и традициях. Эти новые компетенции педагога, учитывающие новые реалии поликультурного общества должны стать составной частью его профессиональной педагогической культуры. Определение содержания новых компетенций открывает новые перспективы для дальнейшего реформирования содержания стандартов педагога. Выделенные нами позиции могут стать основой для разработки требований к этнокультурной грамотности педагога в содержании профессионального стандарта.

Список литературы:

1. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский - Спб.: Глаголъ, 1995. - 514 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ И ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОО

Буянова Елена Алексеевна

г. Москва, воспитатель ГБОУ школа № 896, магистрант МГПУ 2 курс

Дикун Татьяна Васильевна

г. Москва, старший воспитатель ГБОУ школа № 633, магистрант МГПУ 2 курс

Разработка и поиск новых технологий обучения и воспитания детей характерны для современного этапа развития системы образования. Элементарное экспериментирование, является одним из видов детской деятельности, используемых в процессе всестороннего развития детей и их воспитания. Развитие навыков исследовательского поведения у детей - одно из важнейших направлений совершенствования и их интеллектуально-творческого потенциала. [6 с. 292] В свете реорганизации образования перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать личностные позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Процесс познания окружающей действительности детей дошкольного возраста, с позиции элементарного экспериментирования проходит несколько этапов.

Первый этап элементарного экспериментирования характеризуется проявлением любопытства. Ребенок в процессе восприятия окружающего мира вместе с тем

формирует свои психические функции, энергично исследует близкое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему для развития.

Второй этап - характеризуется повышением его осмысленности. Дошкольники не просто видят яркий, неизвестный окружающий мир, они выделяют любопытные, важные для них объекты. Неестественное, странное, несовпадающее с их прежними представлениями явление развивает любознательность, дает толчок мышлению, и это приводит к зарождению исследовательской деятельности. С возрастом, содержание активности ребенка меняется, оно более целенаправленно и углубленно, изменяется и характер дошкольника, его взгляд на действительность.

Третий этап - характеризуется тем, что в познании окружающего мира ребёнок приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Это даёт дошкольнику возможность постигать обобщенные сведения о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, осваивая заинтересовавший объект, они могут обобщать свой личный опыт, находить новые взаимосвязи и отношения вещей, если дошкольник действительно заинтересован в этом объекте или явлении, то он может без особого труда перенимать полученные понятия о нем и научиться применять их при решении исследовательской деятельности.

Четвертый этап элементарного экспериментирования это удовлетворение исследовательской деятельности.

Применяя разнообразные методы действий, дошкольник начинает ориентироваться не только на процесс, но и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он обретает удовлетворение, в следствии чего потребности становятся «насыщенными». У дошкольника создается механизм прогнозирования, он учится предвидеть итог своей деятельности.

Пятый этап элементарного экспериментирования характеризуется тем, что познавательный мотив выступает преобладающим, по отношению к практическому. Дошкольник осуществляет эту деятельность не потому, что ему значителен процесс или результат, а потому, что ему это интересно. Цель и мотив деятельности дошкольника выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект и слиты воедино. На этом этапе он сознательно принимает познавательную задачу. Познавательная установка дошкольника позволяет ему брать разнообразные данные из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он встречается на каждом шагу.

Все зарубежные модели в сфере образования строятся на основе обучения предполагающего использования методов проектирования, то есть самостоятельного исследовательского поиска. В современной зарубежной теории, ориентированной на образовательную практику выделяется три уровня реализации «проектного обучения»:

- воспитатель обозначает проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, но сами ответы ребёнок ищет самостоятельно;

- воспитатель обозначает проблему, но решение ребенок ищет самостоятельно (допускается коллективный поиск);

- на третьем уровне дети самостоятельно ставят проблему, ищут методы её решения (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.). Старшие дошкольники способны работать на любом из этих уровней. [6 с. 296]

В воспитательно-образовательном процессе ДОО элементарное экспериментирование является методом обучения, который позволяет дошкольнику моделировать в своем сознании картину мира, которая основана на собственных опытах, наблюдениях, закономерностях, установлении взаимозависимостей и т.д. Использование элементарного экспериментирования как метода в организации и проведении непосредственно-образовательной деятельности позволяет активизировать поисковую деятельность дошкольников, дает возможность детям проявить самостоятельность, изобретательность, творчество. Так же элементарное экспериментирование является эффективным приемом проектного метода обучения.

В дошкольном возрасте наглядно-действенное и наглядно-образное мышление является первостепенными, по отношению к словесно-логическому, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть, чем услышать словесный рассказ. Вместо того чтобы просто сказать ребёнку, что бабочка похожа на цветок, чтобы спрятаться от своих врагов. С.Н. Николаева предлагает провести такой эксперимент. Картон делиться на две части: одна белая, другая цветная (как цветочный луг). На картон помещается бабочка, которая может перемещаться. Бабочка на белом поле - видна. Окажется на цветочном поле - сразу становится незаметной для глаза, чтобы ее заметить, нужно внимательно присмотреться. После этого эксперимента

воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, почему же бабочка в цветное «платьице» нарядилась?» Дети самостоятельно делают выводы.

В методическом пособии О.В. Дыбиной много примеров на бытовом уровне для элементарного экспериментирования. Например, на конструировании детям можно брать бумагу любого качества, в том числе салфетку для изготовления кораблика, им не делают замечаний и не дают советов. Дошкольник запомнит свойства бумаги и в следующий раз возьмет, такую, какую надо. [5, с.29] Любой из таких экспериментов может зародить интерес к какой-либо проблеме у дошкольника и на этой благодатной почве может возникнуть проект «Свойства бумаги» или «Материалы для поделок» и т.д.

Элементарное экспериментирование в проектной деятельности имеет свои особенности.

Нельзя жестко регламентировать продолжительность эксперимента.

Нужно учитывать то, что ребёнку трудно действовать без речевой поддержки и презентация полученных результатов поможет ребенку проанализировать эксперимент.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Давать ребенку право на ошибку. Преднамеренное допущение педагогом неточностей в работе, для привлечения внимания детей, дети часто замечают ошибки других, чем свои.

Роль педагога остается ведущей в любом возрасте, без него эксперименты превращаются в не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности, бесцельное манипулирование предметами. Воспитатель должен вести себя так, чтобы дошкольнику казалось, что он работает самостоятельно. Не надо проводить четкой границы между обучением и обыденной жизнью, потому что элементарное экспериментирование в проектной деятельности - это способ ознакомления с окружающим миром.

Проектная деятельность как метод обучения в детском саду вводится в старшем дошкольном возрасте. Элементарное экспериментирование доступно детям средней возрастной группы. В разных возрастных группах элементарное экспериментирование имеет свои особенности.

В возрасте 3-4 лет применяются демонстрационные эксперименты. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развивать интерес к экспериментированию. Научить наблюдать, но чтобы ребенок был не сторонним наблюдателем, а активным участником процесса.

В среднем дошкольном возрасте появляются попытки работать самостоятельно, но необходим контроль со стороны педагога. Без поддержки, поощрения и выражения одобрения со стороны взрослого, деятельность четырехлетнего ребенка быстро затухает, а так же для обеспечения безопасности.

В возрасте 5-6 лет дети самостоятельно находят решения проблемы, устанавливают связи, анализируют, делают выводы. Задача воспитателя помочь им выявить и правильно выделить проблему, определить пути ее решения, организовать эксперимент, сформулировать вывод. Элементарное экспериментирование для детей 5-6 лет характеризуется насыщенностью усвоения различных способов достижения результата, оптимальностью отношений к осуществляемой деятельности, направленностью на его практическое использование в повседневной жизни.

Элементарное экспериментирование не должно проходить бессистемно, оно должно быть четко спланировано, с учетом психофизических способностей и личностных особенностей детей («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.). С целью повышения эффективности элементарно экспериментальной деятельности в развитии детей следует учитывать следующие условия:

Элементарное экспериментирование должно строиться в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, быть привлекательным и доступным для детей. Дошкольники приобретают возможность проявить личную исследовательскую инициативу.

Для каждого эксперимента педагог использует привлекательный отправной момент, или какое-либо событие которое вызывает интерес у детей и позволяет определить проблему для исследования.

Элементарное экспериментирование должно организовываться в форме диалога. Совместная деятельность развивает у ребенка умение определять цель, действовать, подражая взрослому. В совместной деятельности с детьми ребенок начинает применять формы поведения взрослых: оценивать, контролировать, не соглашаться, спорить.

В процессе элементарного экспериментирования педагог использует вопросы, которые побуждают дошкольников к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сопоставлению дошкольник лучше узнает окружающую природу, выделяет в предмете новые свойства, качества, это дает ему возможность по-новому посмотреть на то, что казалось обычным, хорошо известным. Педагог задаёт вопросы таким образом, чтобы дошкольники сначала выделяли признаки различия, потом -сходства.

Поддерживать интерес на протяжении всего экспериментирования. Для этого эксперименты предлагаются от имени игровых персонажей (Машенька). Игровые персонажи моделируют проблемные ситуации. Впоследствии, дети самостоятельно ставят цель, выдвигают предположения, придумывают способы проверки, осуществляют практические действия, делают выводы. Для развития дошкольников важное значение имеет не обилие знаний, а тип их усвоения, который определяется видом деятельности, в котором эти знания приобретаются.

Родители, как правило, ограничивают проектную и исследовательскую деятельность детей и это их ошибка. В дальнейшем это может сказаться на их любознательности. В первых же классах школы, ребенок окажется пассивным созданием, безразлично относящимся к любым нововведениям. Несложные эксперименты можно проводить дома. Для этого не потребуется больших усилий, нужно только желание, немного фантазии. В квартире любое место может стать местом для эксперимента. Во время купания в ванной ребенок может узнать много интересного: о свойствах воды, мыла, растворимости веществ. Кухня это вообще место для экспериментов. На кухне можно провести следующий эксперимент. В тарелку налить воды. Дать ребенку две губки (большую и маленькую). Пусть он проверит, какая губка наберет больше воды. Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколь хочешь? Пусть ребенок сам ответит на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребенка не оставались без ответа.

Самостоятельная экспериментальная деятельность ребенка, обеспечивает его развитие, если взрослый является не только руководителем процесса, а станет истинным участником совместного поиска, включиться в осуществляемый ребенком эксперимент. Включая ребенка в процесс поиска причины того или иного объекта или явления, взрослый создаёт предпосылки формирования у него новых умственных и практических действий.

Элементарное экспериментирование связано со всеми видами деятельности в ДОУ. Во время проведения эксперимента постоянно возникает необходимость посчитать, сравнить, измерить, определить размер и форму. Это способствует осознанию математическим представлениям и придает реальную значимость им. Умение отчетливо сформулировать свою мысль облегчает проведение эксперимента, в то время как пополнение знаний содействует развитию речи.

Элементарное экспериментирование может быть включено в непосредственно-образовательную деятельность. Например, при чтение сказки про «Трудолюбивую мышь» затем эксперимент «Свойство молока»; экспериментирование по смешиванию красок, затем рисование; экспериментирование с пластилином (шар из пластилина тонет), лепка «Лодочка» затем опять эксперимент (лодочка не тонет); экспериментирование с деталями конструктора затем конструирование; аппликация - эксперимент «Свойство бумаги».

Таким образом, элементарное экспериментирование содействует: творческой деятельности; формированию познавательной потребности; учит самостоятельному поиску; открытию и усвоению нового. Эксперименты дают детям истинные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его связях с другими объектами и со средой обитания. В процессе элементарного экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, развитие речи, внимания, мышления. Все это является доказательством необходимости использования элементарного экспериментирования в условиях ДОУ.

Список литературы

2. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009.- 64 с.

3. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Диссертация кандидата педагогических наук / О.В. Киреева. - 13.00.07 СПб.: 2008.- 210с.

4. Куликовская И. Детское экспериментирование // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 52-56.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / под ред. Л. Прохоровой. - офиц. изд. - М: «Аркти», 2011. - 83с.

6. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - офиц. изд. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

7. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования: диссертация доктора психологических наук. 19.00.13 М., 2002. - 345с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.