Научная статья на тему 'Организация электронного обучения в современном вузе: проблемы и перспективы'

Организация электронного обучения в современном вузе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ЭОР / ESM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Эрсиноева Хава Саварбековна, Горбакова Зарина Султановна, Аушева Мадина Ахмедовна, Кодзоева Фердос Джабраиловна

Статья посвящена теме организации электронного обучения в вузе, в статье рассмотрено понятие «электронное обучение» и основные признаки электронного обучения. Проблемы, которые возникают при внедрении ЭОР, и пути их преодоления как в вузе, так и в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Эрсиноева Хава Саварбековна, Горбакова Зарина Султановна, Аушева Мадина Ахмедовна, Кодзоева Фердос Джабраиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация электронного обучения в современном вузе: проблемы и перспективы»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Organization of e-learning in the modern university: issues and prospects Fargieva Z.1, Ersinoeva H.2, Gorbakova Z.3, Ausheva M.4, Kodzoeva F.5

(Russian Federation) Организация электронного обучения в современном вузе: проблемы и перспективы Фаргиева З. С.1, Эрсиноева Х. С.2, Горбакова З. С.3, Аушева М. А.4, Кодзоева Ф. Дж.5 (Российская Федерация)

'Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya — преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет;

2Эрсиноева Хава Саварбековна / Ersinoeva Hava -магистрант, технолого-педагогический факультет;

3Горбакова Зарина Султановна / Gorbakova Zarina — преподаватель;

4Аушева Мадина Ахмедовна / Ausheva Madina Ahmedovna — преподаватель;

5Кодзоева Фердос Джабраиловна /Kodzoeva Ferdos - доцент, кандидат физико-математических наук, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: статья посвящена теме организации электронного обучения в вузе, в статье рассмотрено понятие «электронное обучение» и основные признаки электронного обучения. Проблемы, которые возникают при внедрении ЭОР, и пути их преодоления как в вузе, так и в школе. Abstract: the article is devoted to the topic of e-learning in high school, the article discussed the concept of "e-learning" and the basis of characteristics of e-learning. The problems that arise in the implementation of the ESM and how to overcome them both in high school and in the school.

Ключевые слова: электронное обучение, ЭОР, образовательная среда. Keywords: e-learning, the ESM, the educational environment.

При преподавании в начальной школе этот вопрос становится актуальным. Исходя из опыта работы в школе, можно сказать, что урок интереснее, если применяются хорошие детские иллюстрации видеофрагменты, на экране или интерактивной доске.

Электронное обучение из теории активно переходит в практическую плоскость. Совсем недавно, пользовалась видеоуроками по предметам школьной программы, а сегодня начинаем давать электронные уроки сами. Сегодня часто говорят об электронном обучении, эта тема актуальна, так как электронное обучение - это требование времени.

По новым стандартам ФГОС учебники нового поколения должны быть не только в бумажном варианте, но и на электронных носителях. И надо отметить, что они применяются. Если обратиться к определению понятия «электронное обучение», вот что написано в словарях «Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий». Основные признаки электронного обучения это:

-получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного синхронного и асинхронного взаимодействия;

-своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов, т.е. возможность в любое время и в любом месте получить доступ к электронным учебным материалам;

-самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора;

-создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

-дистанционные средства обучения, существование стандартов и спецификаций на электронные учебные материалы и технологии;

-возможность непрерывного совершенствования учебных веб-ресурсов; доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития. -популяризация инновационных педагогических технологий;

Одним из актуальных направлений реформирования современной системы высшего образования является системная интеграция информационных технологий в образовательный процесс вуза. Указанное направление регламентируется рядом нормативных документов, в частности, Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, а также, Федеральными законами и постановлениями.

Большинство учителей и преподавателей в школах и вузах чаще всего работают с презентациями, но стоит ли обвинять их в этом, ведь не во всех школах и вузах есть доступ к Интернет-ресурсам прямо из своего рабочего места, т.е. рабочего кабинета.

Анализ данных документов позволяет утверждать, что в ходе реформирования на первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания учебного материала, а также организации педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента с использованием информационной образовательной среды.

В зарубежных и отечественных вузах накоплен значительный опыт применения различных систем электронного обучения (e-Learning), которые определяются такими терминами, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий. В самом общем виде, e-Learning, по определению ЮНЕСКО, - это «обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

В других источниках электронное обучение определяется:

-как обучение при помощи информационно-телекоммуникационных технологий (Комиссия европейских сообщества, 2000);

-как использование новых мультимедийных технологий и Интернета с целью улучшения качества обучения путем обеспечения доступа к ресурсам и услугам, а также к удаленному обмену данными и сотрудничеству. (Glossary, n.d.) [1].

Сложившийся опыт зарубежного и отечественного образования позволяет утверждать, что последовательное внедрение e-Learning в образовательный процесс способствует укоренению в нем наиболее актуальной информационно-коммуникационной среды и создает наилучшие условия интеграции образовательного контента, технологий обучения, профессиональных компетенций преподавателей, организационных моделей обучения.

Анализируя актуальные дидактические аспекты применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в современном российском вузе можно выделить связанные с ними важные направления практических решений:

- психолого-педагогическое, дидактическое обеспечение применения ЭОР возможно только в результате тесной интеграции профессиональных, психологических, педагогических, библиотечных, технических, информационно-технологических компетенций создателей информационно-образовательных ресурсов;

- при создании электронных ресурсов необходимо ориентироваться на реализацию технологического подхода к обучению;

- с учетом позиций компетентностного подхода любой ЭОР должен быть ориентирован на развивающее обучение, предполагающее освоение слушателями четырех уровней освоения дисциплины: репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский;

- деятельностный подход обязывает при использовании ЭОР реализовать фактор самостоятельной работы, удельный вес которой должен составлять не менее 50% трудоемкости обучения; важнейшим фактором эффективности использования ЭОР являются их психологические основания, учитывающие своеобразие учебной деятельности в виртуальной образовательной среде [4.C.8].

Наиболее популярным решением указанных задач на сегодняшний день является смешанное обучение (blendedlearning) электронное обучение, комбинированное с другими обучающими методами, как традиционными, так и инновационными [2]. Их использование определяется одним из важнейших условий модернизации учебного процесса в современном вузе с учетом принципов компетентностного подхода превращением студентов в активных субъектов учебной деятельности. Реализация данного условия на практике возможна при использовании всего многообразия современных педагогических технологий, объединенных в группу интерактивных технологий. Интерактивность (от англ. «inter» «взаимный», «act» действовать) означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение это, прежде всего, обучение в диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента или студентов между собой. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, приобретая возможность осознанного усвоения учебного материала и применения его в практике решения профессиональных задач.

Зачастую интерактивное обучение трактуется достаточно узко как обучение, построенное на основе использования электронных образовательных ресурсов и систем. При этом интерактивность реализуется через систему обучения on-line с использованием возможностей on-line-форумов, интерактивных контрольных опросов, Wikis, вебинаров и т.д. В частности, система Moodle в полной мере позволяет реализовать эту логику обучения на практике.

При этом интерактивное обучение может включать как традиционные, так и инновационные формы организации обучения. В частности, к традиционным технологиям обучения в высшей школе можно отнести технологии проведения лекций, семинаров, лабораторных работ, организации самостоятельной работы и т.д. Использование современных образовательных электронных сред (LMS) позволяет модернизировать формы лекционных занятий, организуя обучение студентов с использованием проблемных лекций, лекций-визуализаций, лекций-пресс-конференций, которые либо ориентируются на уже самостоятельно подготовленного студента, либо ориентируют студента на дальнейшее самостоятельное изучение материала. Электронные образовательные среды создают условия для мотивации и активации самостоятельной работы студента, позволяют вводить профессиональные задачи в любой блок дисциплин учебного плана, придавая деятельностный и контекстный характер данной форме обучения в высшей школе. Наличие в среде электронного обучения (Moodle) развитых инструментов («Лекция», «Форум», «Глоссарий», «Тест» и др.) позволяет преподавателю не только предложить студенту учебный материал, структурированный с учетом основных дидактических принципов высшей школы, но и использовать ссылки на дополнительные источники информации, существенно обогатить возможности иллюстративного и демонстрационного материала, организовать работу с ключевыми категориями темы (посредством глоссария), а также организовать обратную связь с обучающимися при помощи интерактивного опроса, тестирования, серии консультаций с использованием соответствующих инструментов (Форума, Теста, Чата, Вебинара, Эссе и т.д.).

К традиционным качествам ЭОР относятся: соответствие программе обучения; научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям о предмете); соответствие единой методике, соблюдение последовательности изложения элементов предмета; отсутствие орфографических ошибок, соблюдение правил этики и эстетики; оптимальность технологических качеств учебного продукта (качество полиграфии, соответствие СанПиНам и пр.). К инновационным качествам ЭОР можно отнести:

-обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений);

-интерактивный характер информационного взаимодействия, определяемый наличием обратной связи между пользователем и средствами ИКТ, расширяющий сферу самостоятельной деятельности обучающегося за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

-возможности компьютерного моделирования изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов; возможность удаленного полноценного обучения;

-коммуникативность как форма взаимодействия пользователя с электронным учебным материалом. Основываясь на этих характеристиках ЭОР, многие преподаватели разрабатывают электронные учебные курсы, которые отвечают традиционным требованиям, но в то же время обладают всеми перечисленными выше инновационными характеристиками.

Литература

1. Commission of the European Communities (2000). E-Learning: Designing Tomorrow's Education. / Комиссия европейских сообществ (2000). «Электронное обучение: создавая образование завтрашнего дня» - на 8 января 2012 г. ресурс доступен по адресу: ttp://europa.eu.int/ISPO/docs/poHcy/docs/œM(2000)318/en.pdf.

2. Ребрин О. И. «Смешанное обучение» как инновационная образовательная технология / О. И. Ребрин, И. И. Шолина, А. М. Сысков // Высшее образование.

3. Фаргиева З. С. Выявление основных трудностей преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» и пути их разрешения для студентов специальности «Педагогика, методика начального образования» // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 8 (38).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.