Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное обучение студентов как существенный фактор подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Математика»'

Личностно-ориентированное обучение студентов как существенный фактор подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МАТЕМАТИКА / СТУДЕНТ / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / LEARNING MOTIVATION / PROFESSIONAL MOTIVATION / MATH / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Аушева Мадина Ахмедовна, Даурбекова Ася Мухтаровна

В статье рассмотрен вопрос о личностно-ориентированном подходе в обучении студентов специальности «Математика», вопрос о положительной учебной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Аушева Мадина Ахмедовна, Даурбекова Ася Мухтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное обучение студентов как существенный фактор подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Математика»»

Литература

1. Миссия Алматинского технологического университета. Утверждена на заседании Ученого Совета АТУ 29.03. 2014. Протокол № 7.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года / Газета «Казахстанская правда» от 14 декабря 2010 года.

3. Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы, 2010, - 344 с.

4. Трофименко А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс]: Журнал «Sci-article.ru» № 13, 2014 г. (дата обращения: 25.02.2016).

5. Бондаренко О. В. Современные инновационные технологии в образовании. Журнал «РОНО». Выпуск 16. Сентябрь 2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sites.google.eom/a/shko.la/ejrono_1/ (дата обращения: 26.02.2016).

6. Пушкарева В. В. Игра и ее роль в образовательном процессе // International Scientific Review № 2 (12) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Seienee and Education: IX International Seienee Conference (USA, Boston, 07-08 February, 2016). p. Педагогические науки. [Электронный ресурс], (дата обращения: 29.02.2016).

7. Клаус Дитер Гофман Мотивация в бизнесе. Серия «Бизнес-технология». - Ростов н/Д: Феникс. 2004 - 87 с.

Personality-oriented teaching of students as a significant factor in

training highly qualified specialists in the field of "Mathematics"

1 2 Fargieva Zu. , Ausheva M. ,

Daurbekova A.3 (Russian Federation)

Личностно-ориентированное обучение студентов как

существенный фактор подготовки высококвалифицированных

специалистов по направлению «Математика»

12 Фаргиева З. С. , Аушева М. А. ,

Даурбекова А. М. (Российская Федерация)

1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya - преподаватель; 2Аушева Мадина Ахмедовна / Аusheva Madina - старший преподаватель; 3Даурбекова Ася Мухтаровна /Daurbekova Asya - старший преподаватель, кафедра математики и ИВТ, факультет физико-математический, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о личностно-ориентированном подходе в обучении студентов специальности «Математика», вопрос о положительной учебной мотивации студентов.

Abstract: the article deals with the issue of personality-oriented approach in training students of the specialty "Mathematics", the question of a positive learning motivation of students.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, учебная мотивация, профессиональная мотивация, математика, студент.

Keywords: personality-oriented approach, learning motivation, professional motivation, math, student.

European science № 3(13) ■ 80

Изменения, произошедшие в жизни российского общества за последние десятилетия, сказываются на жизненной профессиональной ориентации молодежи. На сегодняшний день подготовка специалиста в области образования должна показывать его компетентность, мобильность и создавать условия для полноценного развития личности. Поэтому в условиях обновления общества вузы должны создавать условия и перспективы для того, чтобы педагоги стали более самостоятельными, компетентными работниками, способными вырастить и воспитать поколение готовое к любым изменениям в стране, умеющие раскрывать способности детей, выявлять талантливых детей, прививать познавательную активность и побуждения к совершенствованию своей деятельности.

Повышение роли субъективного фактора в обществе, усложнение условий жизни и труда, обогащение и развитие самой личности являются основными причинами обусловливающими важность изучения формирования личности будущего учителя математики. Как и всегда при решении любого вопроса здесь тоже существует ряд объективных и субъективных противоречий.

Одной из проблем является направленный выбор профессий, специальности, отсутствие представлений о ней и о соответствии своих индивидуальных качеств ее требованиям. А несовершенство учебно-воспитательного процесса приводит к тому, что решение этого вопроса для студента затягивается на все годы обучения и он оценивает свои способности и возможности не адекватно и это отрицательно влияет на качество его обучения.

И сегодня, очевидно, что классическая система образования, устоявшаяся поколениями, становится всё более несовершенной, ведь все стремительно меняется вокруг, и система образования также не может оставаться неизменной [1,с.31].

И традиционная система подготовки будущего учителя малоэффективна, так как ее базой является функциональный подход и поэтапная подготовка специалиста, а не воспитание учителя с привитыми установками личностных и профессиональных качеств в единстве.

Хотя в педагогической теории и практике ведутся поиски эффективных путей, средств, методов совершенствования учебно-воспитательного процесса и профессиональной деятельности студентов, но существует противоречие между исходным уровнем сформированности ценностей и методов учебно-профессиональной деятельности и уровнем для успешного овладения этими видами деятельности.

А одним из условий эффективной профессиональной подготовки студента, является развитие положительной учебной мотивации у студентов, так как учебная мотивация выступает как условие развития мотивов профессиональной деятельности. Способности и познавательный интерес студентов к той или иной направленности учебной деятельности формирует профессиональные мотивы, то есть совокупность факторов и процессов, которые отражаясь в сознании, побуждают и направляют к изучению будущей профессиональной деятельности. Состояние профессиональной мотивации зависит от того. Оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний. Уровень студента зависит от способов, условий и средств вузовского обучения, осознания собственного смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, субъективности и субъективного отношения (указать литературу).

В последние годы усилилось понимание учеными роли личностно-ориентированного обучения для успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что личностно-ориентированный подход может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает и никакой высокий уровень не может компенсировать отсутствие интереса или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе.

81 ■ Еигореап Баепсе № 3(13)

Осознание высокой значимости этого подхода в обучении привело к развитию множества различных теорий и методов обучения.

В школе осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д.

Важным является ещё один фактор - оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.

Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока.

И в вузе его значимость не должна снижаться и недооцениваться, так как в последние годы заметно расширилась сфера деятельности выпускников физико-математического факультета и, специалисту этого направления придется решать задачи, которые еще только намечаются в связи с нововведениями и изменением концептуальных основ школьного образования. Изменения касаются не только государственных образовательных стандартов и рабочих программ, и как следствие эти изменения будут касаться и личностно-ориентированного подхода обучения.

Чтобы студент, обучающийся по направлению «математика» мог проявлять свою активную позицию на всех уровнях обучения он должен быть вовлечен в опытно -экспериментальную работу под руководством преподавателя, тем самым у студента появляется возможность изучать механизмы, обеспечивающие саморазвитие и самосовершенствование своей личности. Студенты, сознательно выбравшие профессию учителя математики с самого начала должны иметь представление, что такое учебный план и учебная программа, чтобы вносить коррективы в индивидуальный план своей работы в период обучения.

Немаловажным и принципиальным в намечаемой модернизации Федерального государственного стандарта является пересмотр профессиональных компетенций по каждой дисциплине преподаваемой в вузе и в подготовке будущего педагога это проявится в том, что будут учитываться современные социальные запросы общества [2,с.171].

Это очень актуально, так как практическая подготовленность выпускников вузов по математике особенно в последние годы, когда в школе проводятся ГИА, ЕГЭ и различные диагностические работы по математике разного уровня не в полной мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к специалисту, профессиональная компетентность которого, в умении не только применять теоретические знания, но и транслировать, распространять эти знания и умения, а также в выборе путей обучения по своему предмету.

Недостаток специалистов по математике можно объяснить и отсутствием четкой мотивированной профессионально-деятельной ориентации в подготовке специалиста [3].

Таким образом, для подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Математика», следует больше внимания уделять на практическую деятельность обучения, составить календарно-тематический план с учетом общей динамики успеваемости группы, ориентировать обучающихся на проявление активной позиции при решении проблем, касающихся выбранной ими специальности.

Организация личностно-ориентированного обучения в вузе требует тщательного планирования не только занятий, но и других форм жизнедеятельности студента, которые с одной стороны смогут дополнить работу, организуемую с ними на лекциях и семинарах, а с другой стороны, помогут обучающимся реализоваться в том содержании, которое им предлагают в вузе.

Еигореап Баепсе № 3(13) ■ 82

Литература

1. Фаргиева З. С., Аушева М. А.,«Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике», г. Москва, EUROPEAN RESEARCH No8 (9), 2015.

2. Ковалева О. И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья, г. Ставрополь, 2004г., С. 17.

3. Пономарева Г. Н., «Теория и практика физической культуры» № 12,1997 г.

4. [Электронный ресурс]: URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/lo-obuchenie.html (дата обращения 31.12.2015 г.)

5. Селиванова О. Г. Дидактика личностно ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.

6. Фаргиева З. С.Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешного сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике. Проблемы современной науки и образования, Москва, 2016. № 3 (45).

7. Фаргиева З. С. Выявление основных трудностей преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» и пути их разрешения для студентов специальности «Педагогика, методика начального образования», Москва, Проблемы современной науки и образования № 8 (38) ,2015.

Modern integrated approach to the education of students Ziyodullayev A.1, Bakakhonov A.2, Egamberdiyev I.3, Alimkulov S.4, Rustamov A.5 (Republic of Uzbekistan) Современный комплексный подход к воспитанию школьников Зиёдуллаев А. Э.1, Бакахонов А. А.2, Эгамбердиев И. Б.3, Алимкулов С. О.4, Рустамов А. Ш.5 (Республика Узбекистан)

1 Зиёдуллаев Анвар Эгамбердиевич / Ziyodullayev Anvar - преподаватель;

2Бакахонов Анвар Акобирович /Bakakhonov Anvar - преподаватель; 3Эгамбердиев Икром Ботирович /Egamberdiyev Ikhrom - преподаватель; 4Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /Alimkulov Sirojiddin - студент; 5Рустамов Абдусамат Шукруллаевич /Rustamov Abdusamat - студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются особенности современного воспитания, педагогические элементы развития всестороннее и гармоничное развитие личности, мастерства комплексного подхода к воспитанию.

Abstract: the article analyzes the features of a modern education, pedagogical elements of the full and harmonious development of personality, the skill of an integrated approach to education.

Ключевые слова: духовный обновления, степень развития, комплексный подход, педагогический способность.

Keywords: spiritual renewal, level of development, integrated approach, teaching ability.

Важнейшей особенностью современного воспитания является его направленность на всестороннее развитие личности. Всестороннее и гармоничное развитие личности является объективной необходимостью, вытекающей из потребностей нашего общества, строящего коммунизм. Только всестороннее и

83 ■ European science № 3(13)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.