Научная статья на тему 'Современный комплексный подход к воспитанию школьников'

Современный комплексный подход к воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ОБНОВЛЕНИЯ / СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПОСОБНОСТЬ / SPIRITUAL RENEWAL / LEVEL OF DEVELOPMENT / INTEGRATED APPROACH / TEACHING ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиёдуллаев Анвар Эгамбердиевич, Бакахонов Анвар Акобирович, Эгамбердиев Икром Ботирович, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли, Рустамов Абдусамат Шукруллаевич

В статье анализируются особенности современного воспитания, педагогические элементы развития всестороннее и гармоничное развитие личности, мастерства комплексного подхода к воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиёдуллаев Анвар Эгамбердиевич, Бакахонов Анвар Акобирович, Эгамбердиев Икром Ботирович, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли, Рустамов Абдусамат Шукруллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный комплексный подход к воспитанию школьников»

Литература

1. Фаргиева З. С., Аушева М. А.,«Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике», г. Москва, EUROPEAN RESEARCH No8 (9), 2015.

2. Ковалева О. И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья, г. Ставрополь, 2004г., С. 17.

3. Пономарева Г. Н., «Теория и практика физической культуры» № 12,1997 г.

4. [Электронный ресурс]: URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/lo-obuchenie.html (дата обращения 31.12.2015 г.)

5. Селиванова О. Г. Дидактика личностно ориентированного обучения: учебное пособие \ Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.

6. Фаргиева З. С.Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешного сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике. Проблемы современной науки и образования, Москва, 2016. № 3 (45).

7. Фаргиева З. С. Выявление основных трудностей преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» и пути их разрешения для студентов специальности «Педагогика, методика начального образования», Москва, Проблемы современной науки и образования № 8 (38) ,2015.

Modern integrated approach to the education of students Ziyodullayev A.1, Bakakhonov A.2, Egamberdiyev I.3, Alimkulov S.4, Rustamov A.5 (Republic of Uzbekistan) Современный комплексный подход к воспитанию школьников Зиёдуллаев А. Э.1, Бакахонов А. А.2, Эгамбердиев И. Б.3, Алимкулов С. О.4, Рустамов А. Ш.5 (Республика Узбекистан)

1Зиёдуллаев Анвар Эгамбердиевич / Ziyodullayev Anvar - преподаватель;

2Бакахонов Анвар Акобирович /Bakakhonov Anvar - преподаватель; 3Эгамбердиев Икром Ботирович /Egamberdiyev Ikhrom - преподаватель; 4Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /Alimkulov Sirojiddin - студент; 5Рустамов Абдусамат Шукруллаевич /Rustamov Abdusamat - студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются особенности современного воспитания, педагогические элементы развития всестороннее и гармоничное развитие личности, мастерства комплексного подхода к воспитанию.

Abstract: the article analyzes the features of a modern education, pedagogical elements of the full and harmonious development of personality, the skill of an integrated approach to education.

Ключевые слова: духовный обновления, степень развития, комплексный подход, педагогический способность.

Keywords: spiritual renewal, level of development, integrated approach, teaching ability.

Важнейшей особенностью современного воспитания является его направленность на всестороннее развитие личности. Всестороннее и гармоничное развитие личности является объективной необходимостью, вытекающей из потребностей нашего общества, строящего коммунизм. Только всестороннее и

83 ■ European science № 3(13)

гармоничное развитие человеческой личности может содействовать социальному и научно-техническому прогрессу.

Забота о подрастающем поколении положена в основу социальной политики Узбекистана. Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу Президент И.А.Каримов особо выделил проблему дальнейшего духовного обновления общества. «Высшая цель нашей работы, -указывал И.А.Каримов,- это формирование духовно богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на великое наследие наших предков и общечеловеческие ценности» [1]. Будущее общества зависит от степени созидательной силы, умственного и физического совершенства, политической сознательности, практической деятельности и духовно- нравственного развития каждого гражданина страны.

Учитель постоянно подвергает испытанию степень развития ученика, его память, внимание, волю, собранность, усидчивость. Чем руководствоваться при этом? Он никогда не должен поспешно судить и плохо думать о своем ученике, о человеке, не узнав его во всех проявлениях. Учительская профессия не позволяет поступать ему бездумно: глубокое проникновение в душу ребенка, его психологию характерно для педагогов-мастеров.[2]

В материалах школьной реформы делается особый акцент на необходимость «в целях более эффективной реализации одной из главных задач общество — всестороннего и гармоничного развития личности — разработать рекомендации по комплексному подходу к воспитательной работе в учебных заведениях, предусматривающие координацию усилий по всем направлениям современного воспитания — идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического».

Идея комплексности многогранна. Она требует органического сочетания всех элементов воспитательного процесса, начиная от проектирования воспитательных задач, выбора содержания, форм и методов воспитательных влияний, организации совместной деятельности всех участников воспитательной работы и до анализа результатов воспитания [2]. Комплексный подход к воспитанию предполагает такую организацию всей деятельности школьника, при которой с учетом возможностей школы, семьи, общества, возрастных особенностей и различий учащихся развиваются все стороны личности, вся совокупность ее способностей. «А это возможно,— как утверждает исследователь Ю. П. Азаров,— при условии, если учебно-воспитательный процесс будет представлять такую целостность, в которой в согласованном взаимодействии находились бы все части воспитания (идейно-политическое, нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое); все подсистемы воспитательного процесса: технологическая (материальные условия, режим, виды деятельности, методы, учебный план и единая система планирования, руководства и контроля), социально-психологическая (все виды отношений: к предметному миру, к людям, к самому себе), вся духовно-эмоциональная жизнь школьника (его познавательная активность, высокий мир чувств и нравственных убеждений, тонкость души и стремление к самосовершенствованию). При этом нельзя не учитывать те сферы, в которых школьник формирует себя всесторонним образом, то есть единство семейного и общественного воспитания» [3].

В соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы получают дальнейшее развитие более эффективные формы сочетания трудового и идейно-политического воспитания учеников. В практике работы по идейно-политическому воспитанию педагоги особое внимание уделяют улучшению изучения школьниками независимых идей, выработке человеческих морали, развитию их общественно-политической активности.

Еигореап Баепсе № 3(13) ■ 84

Решающим признаком мастерства воспитателя является достижение высоких результатов в реализации задач комплексного подхода к воспитанию учащихся. Только тот педагог является мастером, который воспитывает преданных Родине людей, всесторонне развитых и высокообразованных активных строителей общества.

Ни одно успешное действие никогда не является полностью неосознанным и стихийным. Существенным и исходным звеном эффективного приема выступает всегда знание цели, знание путей и средств достижения этой цели, т. е. знание закономерностей воспитательного процесса. И все же мастерство воспитания — это не только знание педагогических способностей, но и творческое, личное претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из законов воспитания.

А. С. Макаренко, который умению воспитывать, воздействовать во многом научился на практике, утверждал: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем, Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере... Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» [4].

Знания и основанные на них умения это главное содержание мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации; умение организовывать жизнь детей; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями.

«Неразрывно связаны с перечисленными умениями и такие: умение устанавливать контакты с детьми в процессе учебной, трудовой, спортивной и художественной деятельности; умение осуществлять индивидуальный подход; умение развивать, инициативу детей; умение помочь детям в трудные минуты; умение доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять учеников; умение щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек их товарищей; умение разумно использовать различные формы самоуправления; умение не злоупотреблять доверием ученика; умение в каждом ученике искать и находить положительные качества и именно на них строить свои отношения; умение не делить учеников на любимых и нелюбимых; умение непримиримо относиться ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности; умение формировать у школьников нравственные ориентации; умение развивать у школьников способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о доброте и зле» [4].

Практика показывает, что искусство воспитания, как в зеркале, отражается в педагогических умениях и действиях воспитателя, в тех методах и приемах, которые он использует, подобно тому, как искусство архитектора проявляется и существует в сооружении зданий, а искусство актера в его сценическом действии.

Следует особо заметить, что комплекс приемов в воспитательной деятельности у педагога протекает, в общем, не в строгой последовательности, а, как правило, одновременно, поскольку определению подлежат не временные этапы

85 ■ Еигореап Баепсе № 3(13)

воспитательной работы. Такие комплексы, как обеспечение целенаправленной и активной работы учеников, приучение их к порядку и дисциплине на занятиях и вне их, следует проводить одновременно, и они взаимосвязаны.

Литература

1. Каримов И. А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.- Ташкент: Узбекистан, 2000. С.332.

2. Шеранова М. Б., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. Психологические аспекты урока. «Проблемы современной науки и образования». Москва-2016. №3(45). С. 193-195.

3. АзаровЮ. П. Искусство воспитания. М.: 1979. С. 7.

4. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. — М.: Феникс, 2002 - 354 с. [Электронный ресурс]: URL: http://pedlib.ru/Books/1/0475/1_0475-198.shtml (дата обращения: 02.03.2016).

European science № 3(13) ■ 86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.