Научная статья на тему 'Инновационный подход к воспитанию в среднеобразовательных школах'

Инновационный подход к воспитанию в среднеобразовательных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНЫЙ ОБНОВЛЕНИЯ / СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли, Эргашева Нигора Эркиновна, Рустамов Абдусамат Шукруллаевич

В статье анализируются методы современного воспитания, педагогические элементы развития всестороннее и гармоничное развитие личности, мастерства комплексного подхода к воспитанию, его непрерывность и разносторонность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли, Эргашева Нигора Эркиновна, Рустамов Абдусамат Шукруллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к воспитанию в среднеобразовательных школах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Алимкулов С.О.1, Эргашева Н.Э.2, Рустамов А.Ш.3

'Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли — преподаватель химии, Школа №25, г. Даштабад, Заминский район;

2Эргашева Нигора Эркиновна — преподаватель, кафедра дошкольного, начального и специального образования,

Джизакский институт подготовки кадров народного образования и повышения их квалификации,

г. Джизак;

3Рустамов Абдусамат Шукруллаевич — преподаватель химии, Школа № 8, г. Ургут, Ургутский район, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются методы современного воспитания, педагогические элементы развития всестороннее и гармоничное развитие личности, мастерства комплексного подхода к воспитанию, его непрерывность и разносторонность. Ключевые слова: самовоспитание, духовный обновления, степень развития, комплексный подход, педагогический способность.

Всестороннее развитие личности - это важнейшей особенность современного воспитания. Только всестороннее и гармоничное развитие человеческой личности может содействовать социальному и научно-техническому прогрессу.

Забота о подрастающем поколении положена в основу социальной политики Узбекистана. Будущее общества зависит от степени созидательной силы, умственного и физического совершенства, политической сознательности, практической деятельности и духовно- нравственного развития каждого гражданина страны.

Учитель постоянно подвергает испытанию степень развития ученика, его память, внимание, волю, собранность, усидчивость. Чем руководствоваться при этом? Он никогда не должен поспешно судить и плохо думать о своем ученике, о человеке, не узнав его во всех проявлениях. Учительская профессия не позволяет поступать ему бездумно: глубокое проникновение в душу ребенка, его психологию характерно для педагогов-мастеров.

В материалах школьной реформы делается особый акцент на необходимость «в целях более эффективной реализации одной из главных задач общество — всестороннего и гармоничного развития личности — разработать рекомендации по комплексному подходу к воспитательной работе в учебных заведениях, предусматривающие координацию усилий по всем направлениям современного воспитания — идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического».

Особую роль имеет самовоспитание. Самовоспитание - это непрерывный и разносторонний процесс. Его непрерывность в том, что оно продолжается с детства до последних дней жизни человека. А разносторонность проявляется в том, что самовоспитание можно подразделить на следующие виды:

- моральное самовоспитание;

- экономическое самовоспитание;

- трудовое самовоспитание;

- политическое самовоспитание;

- духовное самовоспитание;

- правовое самовоспитание;

- психологическое самовоспитание;

- экологическое самовоспитание;

- эстетическое самовоспитание;

- интеллектуальное самовоспитание;

- физическое самовоспитание.

Самовоспитание - это сложный процесс, в котором личность изменяет в себе недостатки, существующие пороки, мешающие человек в формировании.

Идея комплексности многогранна. Она требует органического сочетания всех элементов воспитательного процесса, начиная от проектирования воспитательных задач, выбора содержания, форм и методов воспитательных влияний, организации совместной деятельности всех участников

воспитательной работы и до анализа результатов воспитания.[1] Комплексный подход к воспитанию предполагает такую организацию всей деятельности школьника, при которой с учетом возможностей школы, семьи, общества, возрастных особенностей и различий учащихся развиваются все стороны личности, вся совокупность ее способностей. «А это возможно,— как утверждает исследователь Ю. П. Азаров,— при условии, если учебно-воспитательный процесс будет представлять такую целостность, в которой в согласованном взаимодействии находились бы все части воспитания (идейно-политическое, нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое); все подсистемы воспитательного процесса: технологическая (материальные условия, режим, виды деятельности, методы, учебный план и единая система планирования, руководства и контроля), социально-психологическая (все виды отношений: к предметному миру, к людям, к самому себе), вся духовно-эмоциональная жизнь школьника (его познавательная активность, высокий мир чувств и нравственных убеждений, тонкость души и стремление к самосовершенствованию). При этом нельзя не учитывать те сферы, в которых школьник формирует себя всесторонним образом, то есть единство семейного и общественного воспитания».[2]

А. С. Макаренко, который умению воспитывать, воздействовать во многом научился на практике, утверждал: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем, Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере... Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом».[2]

Знания и основанные на них умения это главное содержание мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации; умение организовывать жизнь детей; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».

"Неразрывно связаны с перечисленными умениями и такие: умение устанавливать контакты с детьми в процессе учебной, трудовой, спортивной и художественной деятельности; умение осуществлять индивидуальный подход; умение развивать, инициативу детей; умение помочь детям в трудные минуты; умение доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять учеников; умение щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек их товарищей; умение разумно использовать различные формы самоуправления; умение не злоупотреблять доверием ученика; умение в каждом ученике искать и находить положительные качества и именно на них строить свои отношения; умение не делить учеников на любимых и нелюбимых; умение непримиримо относиться ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности; умение формировать у школьников нравственные ориентации; умение развивать у школьников способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о доброте и зле.[3]

Практика показывает, что искусство воспитания, как в зеркале, отражается в педагогических умениях и действиях воспитателя, в тех методах и приемах, которые он использует, подобно тому, как искусство архитектора проявляется и существует в сооружении зданий, а искусство актера в его сценическом действии.

Список литературы

1. Алимцулов С.О., Рустамов А.Ш. Психологические аспекты урока. "Проблемы современной науки и образования". Москва-2016. №3(45). стр. 193-195.

2. АзаровЮ.П. Искусство воспитания. М.: 1979. С. 7.

3. АхмедоваШ.М., СиддиковаСХ., МунароваР.У., АлимкуловС.О. Research organization pedagogically-aesthetic factors for the development of creative thinking of primary school pupils. "International scientific review" Boston. USA. February 7-8, 2016. 234-237 page.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.