Т. И. Пагута
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ...
УДК 371.134
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2013
Т.И. Пагута, кандидат педагогических наук, директор Института педагогического образования,
доцент кафедры педагогики
Международный экономико-гуманитарный университет имени академика Степана Демьянчука,
Ровно (Украина)
Аннотация: В статье рассматривается проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, анализируются разные подходы к определению цели и задач эстетического воспитания младших школьников. Ключевые слова: эстетическое воспитание, цель, задачи.
Эстетическое воспитание относится к тем проблемам, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие человеческой культуры. Во второй половине ХХ в. проблема эстетического воспитания рассматривается многими исследователями по-новому: обостряется гуманистическая направленность проблемы в связи с глобальной задачей сохранения и развития культуры. В современном обществе очень остро стоит вопрос предоставления нового статуса формирования личности и прежде всего ее эстетического воспитания, способствующей зарождению, укреплению и развитию эстетических, этических, художественных ценностей и мотивации у каждого человека.
Согласно нормативным документам, регламентирующим организацию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, видно, что вопросу эстетического воспитания уделяется определенное внимание.
Так в Государственной национальной программе «Образование» (Украина XXI в.) определена основная цель национального воспитания, направленная на всестороннее развитие человека как высшей ценности общества, включающая обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и воспитанности личности, формирования ее духовных вкусов, идеалов и развитие художественно-эстетической культуры.
Согласно с Концепцией воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, целостный процесс воспитания предполагает художественно-эстетическую образованность и воспитанность личности. Воспитывая в молодежи эстетические взгляды, вкусы, основанные на народной эстетике и на лучших достижениях цивилизации, национальное воспитание предполагает формирование умений самостоятельно приумножать культурно-художественное достояние народа, чувствовать и воспроизводить прекрасное в повседневной жизни, предусматривает формирование навыков хорошего поведения, доброжелательного отношения к людям.
Эстетическое воспитание и пути его осуществления изучали такие педагоги, как М. Гончаренко, О. Гулига, Д. Джола, Д. Кучерук, Л. Левчук, Б. Лихачов, М. Русина, А. Щербо и др. Проблему определения целей и задач эстетического воспитания рассматривали А. Бакушинский, С. Безклубенко, А. Дубасенюк, С. Миропольский, М. Рукавицин, Е. Флерина, В. Ягупов и др. Конечную цель эстетического воспитания они усматривают в высоком уровне сформированной эстетической культуры личности ученика.
Когда мы говорим о воспитании, то всегда ставим перед собой цель, к которой стремимся и с которой соотносим выбор путей и средств педагогического воздействия. Цель нашей статьи предполагает анализ подходов к определению целей и задач эстетического воспитания младших школьников.
Проблема определения цели эстетического воспитания, средств и путей достижения всегда стояла очень остро. Так, например, в послереволюционные годы под целью эстетического воспитания понималось формирование целостной, активной, всесторонне развитой лич-
ности. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных сферах творчества. Оно связано также с нравственным воспитанием, поскольку красота является регулятором человеческих взаимоотношений. Таким образом, целью эстетического воспитания является человек, который раскрывает полноту своей сущности как универсальная гармоничная личность.
В. Ягупов отмечает, что цель как компонент воспитания имеет стержневое значение, является исходным пунктом теории и практики воспитания, непосредственно касается всех участников этого процесса, определяет основные направления воспитательной работы в различных образовательно-воспитательных системах, определяет принципы, содержание, организацию, методы и формы воспитательной работы. Цель воспитания, во-первых, обеспечивает ее осознание воспитателями и ознакомление с ней воспитанников; во-вторых, должна обогатить последних нравственными представлениями, понятиями; в-третьих, формирует у воспитанников желаемые установки и убеждения; в-четвертых, развивает в них положительные черты и качества; в-пятых, ослабляет и искореняет негативные стереотипы поведения; в-шестых, осуществляет воспитательное воздействие на социальное окружение [1].
Цель эстетического воспитания невозможно отделить от целей других процессов формирования личности, поэтому эстетическое воспитание является обязательным элементом функционирования всей совокупности духовного богатства индивида. Эстетическое воспитание лишается своей перспективы вне общественной системы воспитания. Ядром и внутренним двигателем эстетического воспитания является общественный идеал.
По своей природе целеустремленность эстетического воспитания имеет субъективный активный характер, так как оно в своей основе базируется на выдвижении целей, принципов организации всего воспитательного процесса. Предпосылки, обусловливающие направленность эстетического воспитания, имеют объективный характер, так как зависят от конкретных исторических реалий.
Многих ученых интересовал вопрос, как расценивать эстетическое воспитание - как вспомогательное средство для решения, например, познавательных, нравственных, политических целей, или как самоцель, как формирование особенных эстетических качеств субъекта.
Г. Шевченко подчеркивает, что эстетическое воспитание следует рассматривать комплексно, потому что оно очень тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, физическим воспитанием.
В 70-х годах ХХ в., одни ученые считали, что эстетическое воспитание должно быть направлено на воспитание чувственно-эмоциональной сферы, что, в свою очередь, будет способствовать закреплению знаний и трансформации их в убеждения. Другие видели основную цель эстетического воспитания в развитии воображения, интуиции, которые необходимы в процессе творчества [2, с. 118].
Т.И. Пагута
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ...
Цель и задачи эстетического воспитания требуют особого внимания. Цель рассматривается, как воспитание у детей умения видеть, чувствовать, понимать прекрасное, стремление принимать участие в его создании. Определение цели эстетического воспитания состоит в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, понимать, творить прекрасное в повседневной жизни.
Цель эстетического воспитания определяется в формировании нравственно-эстетического идеала. Формирование умения видеть, понимать, творить красоту определяется характером нравственно-эстетического идеала, является исходной задачей эстетического воспитания. Для того чтобы реализовать цель эстетического воспитания, следует решить поставленные задачи с помощью детально разработанной концепции. Многим деятелям казалось, что с помощью средств искусства можно решить сложные проблемы развития личности. Сочетание цели и средств воспитания возможно только на основе конкретных философских представлений о сущности человека, его связи с обществом. Так, например, известный теоретик и практик А. Бакушинский и его последователи считали целью эстетического воспитания «освобождение творческого потенциала», «культуру личности» [3, с. 36].
В силу определенных философско-утопических установок А. Бакушинский и его последователи считали, что искусство, являясь одним из средств эстетического воспитания, должно прямо привести к основной цели -формированию нового человека. Такая система воспитания имела двойную направленность. С одной стороны эстетическое воспитание сливается с художественным, а художественное, в свою очередь, сливается с жизнью. Замена эстетического художественным превращала, таким образом, человека из творца в декоратора жизни. С другой стороны, предлагая совместить искусство с жизнью, сделать саму жизнь «художественным полотном», А. Бакушинский пришел к выводу, что есть один вид труда, не требующий соединения с искусством - ремесленный труд. Такая работа сама по себе художественная, так как только в ней человек приобретает целостность, в ней проявляется его человеческая сущность.
По мнению С. Безклубенка, М. Рукавицина «конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением работать, желанием творить добро, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [4]. Эта цель также отображает особенность эстетического воспитания, как части всего процесса воспитания.
С. Миропольський цель эстетического воспитания усматривал в «служении истине, доброте и красоте» [5, с. 49].
Так, например, В. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию ... способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [6, с. 16]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.
Цель национального воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, являющимися общими не только для всех воспитательных заведений, но и для всего общества в целом и предусматривающие обеспечение высокой художественно-эстетической культуры, развитие эстетических потребностей и чувств.
Согласно с Концепцией художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях, разработанной Л. Масол, цель художественно-эстетического воспитания состоит в том, чтобы в процессе восприятия, интерпретации произведений искусства и практической художественно-творческой деятельности формировать у учащихся личностно-цен-
ностное отношение к действительности и искусству, развивать эстетическое сознание, общекультурную и художественную компетентность, способность к самореализации, потребность в духовном самосовершенствовании. Общая цель конкретизируется в основных задачах, что интегрируют учебные, воспитательные и развивающие аспекты:
- обогащение эмоционально-эстетического опыта, формирование культуры чувств, развитие общих и художественных способностей, художественно-образного мышления, универсальных качеств личности;
- воспитание в учащихся эстетического отношения к действительности и искусству, мировоззренческих представлений и ценностных художественных ориентаций, понимания учащимися связей искусства с естественной и предметной средой, жизнедеятельностью человека, в частности современной техникой, средствами массовой информации;
- воспитание способности воспринимать и интерпретировать художественные произведения, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мнения и оценки;
- расширение и обогащение художественно-эстетического опыта, овладение художественными умениями и навыками в практической деятельности, формирование художественной компетентности - способности руководствоваться приобретенными художественными знаниями и умениями, готовность использовать полученный опыт в самостоятельной деятельности согласно универсальным общечеловеческим эстетическим ценностям и собственным духовно-мировоззренческим позициям;
- формирование системы знаний и представлений о сущности, видах и жанрах искусства, особенности художественно-образного языка искусств - музыкального, визуального, хореографического, театрального, экранного;
- воспитание художественных интересов, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-эстетическом самосовершенствовании в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными этапами развития, формирование навыков художественного самообразования и самовоспитания.
A. Дубасенюк считает, что основной задачей эстетического воспитания школьников является формирование художественно-эстетической культуры, развитие творческих способностей, способностей к эстетическому освоению действительности. Эти задачи подразделяются на следующие направления:
- во-первых, создание необходимого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям;
- во-вторых, формирование на основе полученных знаний и развитие способности художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, обеспечивающие возможность эмоционального переживания и оценки эстетичных предметов и явлений;
- в-третьих, формирование эстетических творческих способностей, то есть воспитывать, развивать такие качества, потребности, способности, превращающие личность в активного человека: ведь человек учится всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам создает прекрасное в искусстве, в труде, в повседневной жизни. По мнению А. Дубасенюк, все это направлено на формирование художественно-эстетической культуры [7, с. 359].
B. Ягупов среди задач эстетического воспитания выделяет: формирование эстетических взглядов и вкусов, навыков создавать прекрасное, развитие творческих способностей, воспитание гуманных качеств, интересов и любви к жизни в ее различных проявлениях [1].
Т.И. Пагута
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР .
Так, Е. Флерина в свое время писала, что перед эстетическим воспитанием стоят следующие задачи: 1) учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, в действительности, видеть его в природе, быту, в труде человека, в общественных событиях, доступных ребенку, в поступках людей. Воспитывать у детей желание по мере своих сил быть активными участниками создания прекрасного в жизни; 2) учить ребенка видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения искусства, выраженные в различных видах художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, картина и др.); 3) учить ребенка активно и все более качественно проявлять себя в различных сферах искусства (в песне, танцах, чтении стихов, переводе, а также в творческой деятельности, в творческой игре, рассказывании, рисовании, лепке, конструировании) [8, с. 48].
Большинство педагогов (Н. Киященко, Г. Лабковская, Д. Лихачов и другие) выделяют следующие задачи эстетического воспитания:
1. Создание конкретного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, стремление, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Как отмечает Г. Лабковская, сущность этой задачи состоит в накоплении различного запаса звуковых, цветовых, пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о художественных ценностях. Знание - это основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что лицо, наделенное ими, в повседневной жизни ведет себя как эстетически творческая личность.
2. Формирование на основе полученных знаний и развитии художественного и эстетического восприятия таких социально - психологических качеств личности, обеспечивающие ее возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Дети интересуются на общеобразовательном уровне произведениями изобразительного искусства. Они быстро осматривают картину, стараются запомнить название и фамилию художника и дальше переключают свое внимание на другую картину. Они не пытаются насладиться красотой и совершенством произведения искусства.
3. Формирование у каждого ребенка творческих эстетических способностей. Ребенок должен знать не только то, что такое прекрасное, но и еще должен активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, быту, поведении, отношениях.
По мнению А. Луначарского, человек учится всесторонне понимать красоту только тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, жизни. Следовательно, для достижения цели эстетического воспитания следует решить задачи:
1. Формирование художественно-эстетических потребностей. С этой целью эстетическое воспитание детей в школе необходимо организовывать таким образом, чтобы практическое ознакомление с прекрасным вызывало интерес, заинтересованность учащихся и вызывало внутренние противоречия между новыми эстетическими потребностями и уровнем эстетического развития ребенка.
2. Развитие эстетического восприятия. В результате восприятия красоты окружающей среды, у детей возникают эстетические чувства, эмоции, переживания. Выполнению этой задачи способствует формирование оценочного подхода учащихся к искусству, явлениям природы, обществу, быту, поведению людей. На основании своих представлений о прекрасном, возвышенном, трагическом, комическом, на основании эстетического чувства, ученики учатся различать и положительно оце-
нивать все то, что соответствует жизни общества, осуждать явления. Эстетическое чувство является одним из самых сложных видов духовного переживания, благородным чувством человека. Именно с помощью эстетического чувства ребенок контактирует с художественными ценностями. Эстетическое чувство, с одной стороны, выступает, как эстетическое переживание (радость от общения, встреча с красотой, волнение от восприятия возвышенного, прекрасного), с другой - выступает, как способность ребенка переживать эстетическое впечатление. Эстетическое чувство младшего школьника - это своеобразные переживания ребенка, возникающие во время восприятия красоты природы, произведений искусства, красоты человеческого тела, красоты взаимоотношений между людьми. Это чувство помогает ребенку воспринимать мир и искусство, стимулирует творческую активность.
Л. Выготский считал, что различие обычного чувства от эстетического заключается в том, что последнее решается чрезвычайно усиленной деятельностью фантазии, поскольку эмоции искусства несут «умные эмоции». Это положение можно с полным правом перенести на эстетические эмоции, вызываемые не только искусством, но и всеми эстетическими явлениями [9].
Согласно мнению А. Каминского, эстетические чувства - это эмоциональное переживание индивидом своего эстетического отношения к действительности. Эстетические чувства связаны с прошлым опытом индивида, с его знаниями о мире, объективно присутствующие в оценке, вкусе, и при этом обладающие особенностью - активизировать творческую фантазию, воображение.
Эстетические чувства - это устойчивое свойство личности и ее важная характеристика [10]. Эстетическое чувство не является врожденным, присущим ребенку с первых дней. Оно зарождается у ребенка через культурные формы жизни и социальное окружение, либо не зарождается совсем и формируются в первые три - четыре года жизни ребенка. Степень развития эстетического чувства индивидуальна и зависит от усилий самого ребенка, его способности овладеть богатством эстетической культуры. Эстетическое чувство накладывает отпечаток на любое проявление деятельности и духовное переживание ребенка. Оно обогащает, делает разнообразным внутренний мир ребенка и его духовные устремления. Развитие эстетических чувств дает ребенку возможность ориентироваться в эстетических свойствах объектов природы, социальной среде, тем самым приводит к более эффективному выполнению функций Я-образа, а именно конструктивной, регулятивной, прогностической и эталонно-оценочной.
Ю. Крупник под эстетическими чувствами понимает чувство красоты в явлениях природы, в труде, в гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоничная слаженность в объектах целого и частей, ритм, симметрия, пропорция вызывают чувство приятного, наслаждение, что глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Человек чувствами утверждает себя в предметном мире. В зависимости от уровня общей и художественной культуры люди по-разному отзываются на красоту. Одни глубоко переживают гармонично выраженные ритм, переходы между цветами, звуками, формами и движениями, другие не чувствуют этой гармонии и увлекаются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными сочетаниями цветов [11].
Под эстетическими чувствами личности, В. Личковах понимает, степень, уровень овладения себя и окружающей среды. Однако эстетические чувства представляют собой грань общих человеческих отношений и поэтому выступают, как мера универсальности и гармоничности личности. Ни интеллектуальное, ни эмоциональное развитие личности не может быть полным, если оно эстетически не развито. Эстетические чувства окрашивают и
Т.И. Пагута
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ...
эмоции, и волю, и разум человека умением видеть, чувствовать и создавать красоту [12]. Эстетическое чувство является основой эстетического сознания, на которой развиваются другие, более сложные, элементы эстетического осознания мира. Таким образом, эстетические чувства способствуют формированию определенных черт ребенка, принимают активное участие в его социально-эстетическом воспитании, играют важную роль в саморегуляции психических функций организма.
3. Развитие эстетических представлений, понятий, взглядов, оценок, суждений и вкусов. Необходимо постоянно обогащать знания и представления учащихся, а также побудить их к высказыванию собственного отношения к явлениям, предметам. Эстетический вкус ребенка не является прирожденным свойством ребенка, его нельзя сводить к психофизиологическим реакциям. Это социальное, духовное качество человека, формируется, как и многие другие социальные качества, в процессе его воспитания и обучения. Под эстетическим вкусом понимают суждение, основанное на эстетическом идеале и всей системе эстетических ценностей: прекрасном, возвышенном, гармоническом изящном, трагическом комическом.
Эстетический вкус является своеобразным регулятором эстетического отношения ребенка к действительности, и критерием его деятельности по эстетическому освоению, и мерилом влияния эстетических ценностей и объектов на ребенка. Развивая вкус, следует научить детей оценивать явления и предметы как красивые и некрасивые, гармоничные или дисгармоничные, возвышенные или низкие, помогать ребенку отбирать и окружать себя такими вещами и предметами, которые порождали состояние комфорта и возвышенности, удовольствия и радости. Вкус - это умение применять эстетическую меру ко всему: произведениям искусства и эстетическим объектам, к внешности человека и его одежде, манерам и поведению, культуре общения.
4. Формирование у детей эстетического отношения к действительности путем обучения их не только воспринимать красоту, наслаждаться ею, оценивать красоту, но и защищать ее в повседневной жизни; эстетика поведения учащихся должна пронизывать все проявления жизни ребенка, одухотворять общение с другими людьми; необходимо формировать стремление и умение творить красоту в жизни.
5. Развитие творческих эстетических способностей. Младший школьный возраст является благоприятным для творческого развития детей, их способностей к творчеству. Именно в этот период активно развивается воображение, умение фантазировать, творчески мыслить, заметно проявляется любознательность, формируется
умение наблюдать, сравнивать, критически оценивать деятельность. Эстетическое воспитание гармонирует и развивает художественно-эстетические способности личности, необходимые в различных сферах творчества, оно интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции на гуманистических ценностях; гармонирует эмоционально-коммуникативную сферу; нивелирует остроту реакций на стрессовые факторы у учащихся с повышенной чувствительностью, регулируя их поведение; расширяет возможности совместной творческой деятельности и общения; выполняет компенсаторные функции.
Таким образом, анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день нет единого подхода к определению целей и задач эстетического воспитания подрастающего поколения. Это и побуждает нас к детальному изучению этой проблемы. Ведь от правильно поставленной цели и определения задач, будет зависеть положительный результат эстетического воспитания наших детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ягупов В. В. Педагопка: [навчальний поабник] /
B. В. Ягупов. К.: Либадь, 2002. С. 495.
2. Гаврилюк П. И. Эстетическая культура и социальный прогресс / П. И. Гаврилюк. К., 1978. 118 с.
3. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. М., 1922. 121 с.
4. Герман М. М. Основные принципы классификации видов искусств / М. М. Герман, В. К. Скатерщиков. М., 1982. 224 с.
5. Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе /
C. И. Миропольский. Спб, 1892. 128 с.
6. Эстетическое воспитание в начальной школе / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 147 с.
7. Практикум з педагопки: навчальний поабник: Видання 3-те, перероблене i доповнене / [за заг. ред. О. А. Дубасенюк]. К.: «Центр навчально! лгтератури», 2004. С. 359.
8. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. М., 1961. 135 с.
9. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. М., 1997. 416 с.
10. Камшський А. Г. Естетика: властивосп, явища, процеси / А. Г. Камшський. Т., 2003. 197 с.
11. Крупник Ю. П. Психологическое воздействие искусства на личность / Ю. П. Крупник. М., 1999. 240 с.
12. Личковах В. А. Свгг людини в мистецга (свггоглядно-антрополопчш засади теорп естетичного виховання) / В. А. Личковах. Чершпв, 2005. 152 с.
DEFINITION OF THE GOAL AND OBJECTIVES AS AN IMPORTANT FACTOR OF AESTHETIC EDUCATION EFFECTIVENESS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN
© 2013
T.I. Paguta, candidate of pedagogical sciences, director of the Institute of teacher education, associate professor of the department pedagogical
International University of Economics & Humanities named after academician Stepan Demianchuk,
Rovno (Ukraine)
Annotation: This article deals with the problems of aesthetical upbringing of the younger generation, presents analysis of different approaches to defining the goals and objectives of aesthetic education of primary school children. Keywords: aesthetic education, goals, objectives.