Научная статья на тему 'Система маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике'

Система маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАСКУЛИННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АТАЛЫЧЕСТВО / ETHNOPEDAGOGICS / PERSONALITY TYPOLOGY / GENDER / GENDER UPBRINGING / MASCULINE UPBRINGING / FOSTERAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Лаура Хабаловна

Целью статьи является исследование гендерной типологии личности, складывающейся под влиянием этнокультурного пласта. Предлагается решение проблемы целостного изучения системы маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике и конкретизация народных средств, методов и факторов воспитания мальчиков. Гендерный подход позволяет описать содержание маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of masculinity system in the Adyghe ethnopedagogics

The aim of the article is to study the typology of gender identity, shaped by ethnic and cultural for-mation. It is proposed to solve the holistic study of masculine education in Adyghe ethnopedagogics and specification of folk remedies, methods and factors of education of boys. Gender approach allows us to de-scribe the contents of masculine education in Adyghe ethnopedagogics.

Текст научной работы на тему «Система маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике»

УДК 37.015

Урусова Лаура Хабаловна

кандидат педагогических наук Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик

[email protected]

СИСТЕМА МАСКУЛИННОГО ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

Целью статьи является исследование гендерной типологии личности, складывающейся под влиянием этнокультурного пласта. Предлагается решение проблемы целостного изучения системы маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике и конкретизация народных средств, методов и факторов воспитания мальчиков. Гендерный подход позволяет описать содержание маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике.

Ключевые слова: этнопедагогика, типология личности, гендер, гендерное воспитание, маскулинное воспитание, аталычество.

Формирование гендерной типологии современной личности происходит под воздействием социальных и культурных обстоятельств. Общество всегда было и будет подвержено стереотипам и обрядности, тем более на Северном Кавказе, где семейная обрядность -важнейшая часть их традиционно-бытовой культуры, ее функции многоплановы и разнообразны. Семейная обрядность народов Северного Кавказа (в частности, адыгейцев, кабардинцев, черкесов, абазин, карачаевцев, балкарцев, ногайцев), несмотря на ее трансформацию в XXI в., во многом избежала региональной унификации и продолжает сохранять значительную этническую специфику. Это в полной мере относится к детской обрядности этих народов. Целью данной статьи является исследование исторического аспекта гендерной типологии личности (воспитание мальчиков) сквозь призму этнопедагогики, складывающейся под влиянием этнокультурного пласта адыгов.

Проблемы тендерного воспитания в этнопедагогике, изучены мало, хотя в настоящее время наблюдается тенденция повышенного интереса исследователей к данной тематике [9]. Изучением различных вопросов маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике занимались Б.Х. Бгаж-ноков, В.К. Гарданов, М.Г. Загазежев, М.А. Мере-туков, С.Х. Мафедзев, Р.А. Мамхегова, Л.И. Аль-борова и др. [2; 3; 4; 7; 6; 5; 1]. Несмотря на устойчивый интерес к обозначенной проблеме, нет отдельных исследований, посвященных особенностям адыгского маскулинного воспитания. Научная новизна данного исследования состоит в попытке системного изучения маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике и конкретизации народных средств, методов и факторов воспитания мальчиков.

Воспитание как общественное явление имеет своей целью подготовить подрастающее поколение к жизни в обществе. Широкое применение имел институт аталычества, существовавший вплоть до XIX века, который описан в воспоминаниях и исследованиях М. Броневского, Дж. Интериано, Ш.Б. Ногмова, Адыль-Гирея, И.Ф. Бларамберга, Л. Рейнеггса, К. Коха, Д.К. Кантемира и др. [13].

Аталычество как институт воспитания [10; 12] на протяжении довольно продолжительного времени был одной из традиционных практик воспитания на Северном Кавказе. Он был применим в воспитании мальчиков чаще, чем девочек. Кавказское аталычество выполняло не только воспитательные, но и политические, экономические и социально-бытовые функции в обществе и одной из главных целей выступало укрепление межнациональных отношений между горскими племенами и народами, и мира на Северном Кавказе [10]. Роль мужчины-аталыка в социуме и матримониально-сти адыгов была исключительной, реализуя два важнейших аспекта в воспитании мальчиков: личностную социализацию и передачу социальной памяти (народных обычаев, традиций, менталитета). Аталык обучал воспитанника не только владению оружием, верховой езде, выработке у него выносливости, отваги, но и прививал ему нравственные ценности. Для своего воспитанника аталык был непререкаемым авторитетом. Аталыки выступали посланцами на различных дипломатических переговорах. Связь нравственная и духовная воспитателя и воспитанника была священной. Дети воспитателя были молочными братьями и сестрами воспитанника. О браке между ними не могло идти и речи. Аталык настолько любил своего воспитанника, что если тот погибал - в знак печали обрезал себе кончик ушей [12].

В адыгской этнопедагогике воспитание находилось в прямой зависимости от сословно-классовой принадлежности семьи. В 17-19 вв. выделялись два направления в сфере воспитания: воспитание в крестьянской и княжеско-дворянской семье. Однако, несмотря на сословное положение семьи, принципы воспитания носили классический характер. Дети высшего класса были менее загружены работой, в них воспитывалось сознание своего превосходства, презрение к «низшим», умение повелевать и т.п., но и им прививался известный минимум трудовых навыков и умений [15].

Систему воспитания адыгов многие сравнивают со спартанской системой, поскольку содержит много аналогий. Система маскулинного воспитания имела целью сформировать из каждого

222

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Урусова Л.Х., 2016

мальчика воина. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. В основе - выработка выносливости, храбрости, решительности. Особое внимание уделялось выработке у них терпимости к невзгодам. Терпимость считалась одним из главных достоинств адыга, а закладывалась она как раз испытанной веками системой воспитания.

В традиционном обществе адыгов гендерная идентичность человека была тесно связана с основными этапами его жизненного цикла. В соответствии с устойчивыми стереотипами в адыгской традиционной культуре отчетливо выделяются различия в периодизации жизненного цикла мужчин и женщин. Анализ фольклорных и этнографических текстов показывает их значительную гендерную асимметрию [1; 3; 4; 5; 6; 7; 14]. Жизненный цикл женщины делился на следующие этапы: детство, девичество, зрелость и старость, без учета индивидуального возраста. Мужской жизненный цикл имел больше этапов и, кроме того, количественное выражение возраста. Основные этапы жизни мужчины делились на различные временные отрезки, дифференцирующие маскулинные роли и функции. Полным сроком его жизни считался 100-летний период. Особое место в этом ряду занимал возрастной период до 20 лет, отмеченный дробным хронологическим членением, что объяснялось повышенным вниманием общества к социализации подростков. Наиболее активным и плодотворным считался возраст до 60 лет. Расцвета жизненных сил мужчина достигал в середине жизненного цикла, между 30 и 50 годами, достигнув своего пика к 50 годам. К этому времени он должен был осуществить основные семейные и общественные функции [4; 6].

Исследователи проблемы периодизации воспитательного процесса в этнопедагогике адыгов определяли лишь условные этапы. Так, С.Х. Мафедзев приводит следующую периодизацию маскулинного жизненного цикла: до 5-7 лет (воробушек), до 15 лет (козленочек), до 25 лет (волк), до 35 (лев), до 45 лет (вол) [6. с. 22]. К примеру, В.К. Гарданов выделяет другие этапы воспитательного цикла: до 6-8 лет (мальчик); до 10-12 лет (подросток); до 14-16 лет (юноша) [3. с. 148].

В этнопедагогике адыгов негласно существовала система гендерного воспитания, представляющая собой «шкалу» из половозрастных категорий. Градация «шкалы» состояла из возрастных периодов, где дети приобретали знания, умения и навыки к определенному этапу своего развития [15]. Анализ исторического аспекта гендерных исследований в адыгской этнопедагогике [13] позволяет выделить условные этапы маскулинного воспитания:

I этап - до 10-12 лет - «щ1алэ танэ» (мальчик теленок);

II этап - до 14-15 лет - «щ1алэ псынщ1э» (быстрый подросток);

III этап - до 16-18 лет - «щ1алэ гушхуэ» (решительный юноша).

На приведенных этапах проанализируем содержание воспитательного процесса мальчиков в адыгской этнопедагогике.

I этап - до 10-12 лет - «щ1алэ танэ» (мальчик теленок). Начальный этап маскулинного воспитания особенно существенен, так как главной целью выступает концептуализация гендерной идентичности, осознание мальчиком его принадлежности к сильному полу, маскулинного начала, понимание его предназначения в жизни, выработки маскулинного поведения, манер и т.д. Данная стадия развития связана и с началом закладывания основных нравственных, этических, умственных, физических, трудовых качеств личности.

Детский обрядовый цикл мальчиков представлен довольно широко в адыгской этнопедагогике. Рождение в семье мальчика, как правило, отмечали общесельской игрой-состязанием - «подвязыванием копченого сыра». По середине двора устанавливали высокий, обмазанный маслом столб, на вверху которого подвешивали копченный сыр и различные подарки (уздечки, платки, кисеты и т.д.). Юноши и подростки должны были вскарабкаться на столб и сорвать подвешенные подарки, тем самым продемонстрировав свою сноровку и физическую подготовку [7]. Спустя 2-3 недели после рождения мальчика семья устраивала праздник, посвященный «укладыванию младенца в люльку» - «гушъэхэпхэ». Праздник, устраиваемый сугубо женщинами. Соседки, родственницы жены и мужа с подарками (для ребенка, для роженицы, для свекрови) торжественно укладывают в люльку ребенка и по этому поводу устраивался праздник [6]. С подобных обрядов начинались проявляться те статусные и стереотипные дефиниции маскулинности адыгского социума.

Проявление специфичности маскулинного воспитания традиционно начиналось с основного воспитателя - мужчины. Ожидания поведенческих и социальных стереотипов общества обуславливали специфику маскулинного воспитания. Особенности воспитания начинались проявляться с 5-6 лет. А до этого возраста дети пользовались всеобщим вниманием, им разрешалось играть вместе, с ними обращались обходительно и т.д. А уже в 6-8 лет к мальчикам относились строго, приобщая их к труду и общеустановленным нормам поведения. При этом требования к мальчикам были более строгие, чем к девочкам [7]. Сегрегация полов в этнической педагогике адыгов выражалась не только в половом и возрастном делении детей, но и в размежевании их по проживанию непосредственно в доме. По достижению мальчиком 4-5 лет он уже переводился жить в мужскую часть дома -

«куначкую». Нахождение в обществе девочек уже запрещалось и даже осуждалось [3].

Социально-психологическая модель «настоящего» горца предполагала всестороннее развитие. Приоритет в воспитании отдавался труду. Поэтому мальчиков начинали приобщать к мужскому труду: работать в поле, выполнять мужскую работу по дому, ухаживать за скотом. В трудовом воспитании мальчиков трудно переоценить значение бытовых сказок, песен, мифов. Трудовая деятельность каждого высоко ценилась, а тунеядство и лень высмеивались и подвергали критике [1].

К 7 годам заказывали комплект детского оружия. Мальчик учился владеть любым клинковым, огнестрельным оружием и луком со стрелами (оружие отличалось только размерами). Мальчика с малых лет сажали на взрослую лошадь. Они уже в малом возрасте были отличными наездниками. Существенным являлось приобщение к традиционным ценностям. Огромное значение придавалось четкому знанию норм хабза, истории своего народа [5; 8]. Формы донесения этой информации были - рассказ, беседа, старинные песни и предания. Но личный пример старших был основным методом воспитания. Мальчиков вывозили в поле и проводили с ними юридические и риторические занятия. Они знали международные языки: персидский, турецкий, позже русский.

Важную роль в воспитании отводили играм. Возраст 10-12 лет - благодатное время для забав и развлечений. Игры для мальчиков (борьба, состязание в прыжках, бег, лазание по канату, бросание камня, джигитовка, стрельба в цель) способствовали развитию маскулинности, формированию эталона «настоящего мужчины», способного защитить не только себя, но и честь женщины, семьи и своего народа [9].

Таким образом, начальная ступень развития личности мальчика была связана с осознанием половой принадлежности, маскулинности, типом поведения, манерами и закладыванием необходимых первичных качеств. Маскулинное формирование личности основывалось на спартанском воспитании, создании специальных материальных и идеальных условий воспитания, где основным воспитателем был мужчина. Цели и задачи воспитания данного периода, осуществлялись с помощью таких методов воспитания как: личный пример, поощрение, наказание, порицание, ограничение и упражнение. Итогом воспитательного процесса данного этапа выступала личность, обладающая основами маскулинности.

II этап - до 14-15 лет - «щ!алэ псынщ!э» (быстрый подросток). Подростковый период - наиболее сложный и ответственный в плане воспитательных задач, которые ставятся в работе с мальчиками. В этот период перестраивается вся психофизиологическая система организма ребенка. Трансформи-

руется психика, поведение и социально-бытовые приоритеты подростка. Формируется «внутренняя маскулинность», и связана она с половым созреванием мальчиков.

На данном II этапе особое внимание уделяется физическому формированию, наряду с гармоничным развитием других сторон воспитания личности (нравственного, умственного, эстетического). Это особенно хорошо прослеживается в фольклоре, где можно выявить те приемы физического воспитания, которые выражали эффективное значение на развитие здорового индивида. Система физического воспитания диктовалась эпохой, обстоятельствами. Военный быт адыгов уделял немало внимания физическому и ратному воспитанию подростков. С раннего детства адыги постигали военное мастерство: учились искусству верховой езды, владению различными видами оружия. Сила, ловкость, гибкость, сноровка вырабатывались с помощью тренировок и состязаний. Любимыми соревнованиями были скачки, стрельба из лука, борьба [11].

Особенности маскулинного воспитания в переходный период были связаны с военной подготовкой, что определялось как положением внутри некоторых обществ и взаимоотношением между ними, так и внешней политической обстановкой. Мальчиков готовили к военному искусству. Воспитатели обучали мальчиков верховой езде, обращению с оружием. Адыгские князья отдавали своих детей на воспитание кому-то из своих подвластных дворян (орков) или крестьян. Орки отдавали детей на воспитание крестьянам. Считалось честью воспитывать сына или дочь князя. Часто после рождения сына князя в дом приходил кто-то из его подчиненных, с подарками и просьбами уговаривал родителей отдать ему сына на воспитание [10].

В воспитании мальчиков 14-15 лет, особенно в феодальных семьях, большое внимание уделялось военному воспитанию. Мужчина должен был быть воином и защитником. В крестьянской семье маскулинным воспитанием занимался отец или старший брат, а в феодальных семьях - аталык [11].

Маскулинное воспитание сводилось к выработке трудолюбия, выносливости, военно-физических навыков. Народная школа физического воспитания мальчиков у адыгов, подразделялась на две базовые ветви: пешую и конную. И в том, и в другом варианте выделялись следующие направления, определяющие ведущую подготовку: умственное, нравственное, физическое. Конный вариант школы в физической подготовке включал в себя специфические проявления: джигитовку без оружия, джигитовку с применением оружия, скачки. Особенно хорошо прослеживается это в фольклоре, где народными приемами и средствами оказывали влияние на формирование физически здоровой личности [11].

224

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

В нравственном воспитании подростка особый смысл придавали освоению правил и законов адыгского этикета, гостеприимству, чувству долга и родственной солидарности, послушанию и обходительности, осознанию мужского достоинства [8].

Итак, подростковый период - этап формирования личности, где вырабатываются необходимые стороны воспитания. В воспитании подростка учитываются особенности его психики и физиологии, где начинает формироваться «внутренняя позиция маскулинности». Основными методами маскулинного воспитания подростков были: убеждение, передача умений и навыков труда, объяснение, похвала, трудовые обряды, народные обычаи и праздники. Эффективными средствами воспитания данного этапа выступали: пословицы, поговорки, сказки, нартские сказания и мифы. Результатом маскулинного воспитательного процесса подросткового этапа являлся подросток, владеющий трудовыми навыками взрослого мужчины.

III этап - до 16-18 лет - «щ1алэ гушхуэ» (решительный юноша). Традиционная адыгская народная педагогика для юношей до 16-18 лет выделяла особую цель - воспитание всесторонне развитой личности, учитывая психофизиологические особенности личности. Молодые люди должны были обладать не только трудолюбием, хорошей военной подготовкой, но и нравственно-этическими нормами тонкостей этикета, знание которого освобождало их от многих проблем в семье и обществе. Цели и задачи маскулинного воспитания реализовывались через такие методы как: пример и авторитет отца. Методы достигались с помощью риторических средств воспитания: пословицы, поговорки, народная мудрость, фольклор и т.д. Итогом воспитательного процесса юноши 16-18 лет являлась личность, обладающая всеми трудовыми, физическими, нравственными и интеллектуальными познаниями взрослого адыгского мужчины и умения их использовать в жизни.

В 16-18 лет народ уже предъявлял определенные требования к поведению, этике, развитию, формированию, воспитанию юноши, считая его подготовленным к самостоятельной трудовой жизни в семье и обществе. Говоря об особенностях адыгского воспитания, следует отметить народных воспитателей - «джагуакуа», игравших значительную роль. Их острые слова и шутки адресовались не только тем, кто не придерживался норм этикета, но и против недобросовестных лентяев, плохих хозяек и т.п. [4]. Молодого человека брали в военный поход. Только после этого юноша возвращался домой настоящим рыцарем в сверкающих доспехах и с оружием. Финалом воспитательного процесса молодого человека являлось его совершеннолетие, которое отмечали в присутствии всех родственников и знакомых, где проверялась его военно-физическая подготовка, владение холодным

и огнестрельным оружием, знание верховой езды, джигитовка и этикет. Это был своего рода экзамен маскулинности для молодого человека. Он приурочивался к какому-нибудь общенародному празднику. Церемония посвящения в совершеннолетие заканчивался тем, что рядом с посвященным устанавливали высокий шест, символизирующий, что юноша успешно прошел все испытания [6].

Система маскулинного воспитания адыгов определяет мальчика как субъекта воспитательного процесса с полной реализацией особенностей его психического, физического, нравственного и духовного потенциала. Главной целью маскулинного воспитания адыгов было формирование гармонично развитой личности. В формировании доминирующей направленности индивидуальных способностей личности рассматривалась высшая ценность воспитательного процесса. Гармоничность личности предполагала баланс между его бессознательными и сознательными процессами. Подобная идиллия может обеспечиваться лишь нравственной направленностью. Гармонично развитая личность - совершенная цель воспитания, так как помогает интерпретировать воспитательные задачи в различных направлениях разносторонности субъекта воспитания. Вместе с тем, личность подвергается «дифференциации» на определенные элементы и стадии воспитательного процесса.

Этапы маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике были выстроены таким образом, чтобы к концу «прохождения» «половозрастной шкалы» юноша всесторонне был развит и сформирован. На каждом этапе формирования приоритет отдавался определенной стороне воспитания. Так, на начальном этапе развития ребенка, предпочтение отдавалось трудовому воспитанию, поскольку, по мнению народа, труд - основной способ, при котором ребенок может вырасти благонравственным и воспитанным членом общества, а соответствующие методы: личный пример, упражнение, наказание (осуждение) лишь оправдывали поставленную цель воспитания. На следующем этапе маскулинного формирования - в подростковом возрасте, предпочтение отводилось уже физическому развитию ребенка. Объяснением тому, может служить основная роль мужчины в адыгском обществе - защитник и воин. Подростка готовили к маскулинной роли, а такие методы как: убеждение, учет социальной памяти, передача умений и навыков труда, одобрение, народные трудовые обряды и праздники эффективно реализовывали поставленные цели данного этапа. Народная школа военного воспитания полностью получала реализацию на третьем этапе формирования юноши. Методы воспитания: упражнение, испытание, авторитет воспитателя, осуждение и др. помогали эффективно достигать задач ратного дела в различных направлениях разносторонности субъекта воспитания.

Целостность воспитательного процесса в адыгской этнопедагогике - условие его эффективности. Поскольку реализация дифференцирующего воздействия на определенные личностные качества маловероятна, к тому же, влекущая за собой дисгармонию личности субъекта воспитания.

Таким образом, адыгская система воспитания мальчиков, представлена как универсальная, слаженная этическая структура, в которой, основные педагогические понятия народа: цель, задачи, объект и субъект, функции, факторы, методы, средства и условия воспитания едино связанны и направлены на всестороннее развитие личности. Функции маскулинного адыгского воспитания: привитие трудолюбия, развитие морально-волевых качеств личности, формирование трудовых и ратных умений и навыков, выработка толерантности реализо-вывались с помощью таких факторов воспитания как: природа, традиция, быт, общение, игра, дело и устное народное творчество. Особенности маскулинности отражались в традиционных методах воспитания мальчиков: личный пример; авторитет старших, отца или аталыка; поощрение и наказание; убеждение; приучение и т.п. Средствами достижения полной реализации целей маскулинного воспитания были: нартский эпос, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки. Детские и молодежные трудовые сборища, национальные праздники, свадьбы и похороны являлись резюмирующим показателем уровня социализации и перенятия национальной памяти мальчиками-подростками-юношами. Процесс формирования маскулинной личности на этапах детства-отрочества-юности гармонично выстраивался по средствам традиционной «половозрастной шкалы», где определялись конкретные цели, задачи, методы, средства, ожидаемые результаты воспитания на каждом возрастном этапе.

В процессе исследования системы маскулинного воспитания были определены народные методы и средства формирования гармонично развитой личности мальчика-подростка-юноши; рассмотрены факторы традиционного воспитания: язык, фольклор, семья и их влияние на формирование личности; дана характеристика народным способам воспитания через национальную культуру, что позволяет понять специфику этнопедагогики адыгов. Показано, что маскулинное воспитание представляет собой поэтапное формирование, учитывающее все особенности индивидуального, психического, физического и личностного развития ребенка.

Этнопедагогика любого народа, в том числе и адыгов, является мощным «университетом» воспитания физически здоровой, морально-психологически полноценной личности. В адыгской народной педагогике была создана целая система формирования полноценной личности, и не одно тысячелетие оправдывала она себя в этом суще-

ственном вопросе для функционирования общества. Поэтому неслучайно проблемы всестороннего воспитания личности занимают значительное место в адыгском этикете. Этикет не только регулировал все стороны отношений людей, но и в нем детально были разработаны все принципы физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Маскулинное воспитание - этическая система, в которой, основные педагогические понятия: цель, задачи, объект, субъект, функции, факторы, методы, средства и условия народного воспитания направлены на всестороннее развитие личности. Традиционная система тендерного воспитания может компенсировать пробелы этнического формирования современных мальчиков. Ее возможности и резервы в этом архиважном деле неограниченны. Главное, не предать их забвению, а умело сочетать с научной педагогикой. В условиях глобализации человеческого общества малочисленные народы, каковым является и адыгский, всегда рискуют потерять ценности своей культуры, которые вырабатывались веками и служили верным инструментом воспитания физически здорового, высоко нравственного молодого поколения.

Библиографический список

1. Альборова Л.И. Адыгская этика и первичная социализация в традиционной системе воспитания. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2002. - 136 с.

2. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. - Нальчик: Эль-фа, 1999. - 145 с.

3. Гарданов В.К. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - 304 с.

4. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 164 с.

5. Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 144 с.

6. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1991. - 244 с.

7. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов (19 в. - 70-е годы 20 в.). - Майкоп: Графа, 1987. - 192 с.

8. Урусова Л.Х. Адыгский этикет: коды гендер-ного поведения // Ценности и смыслы - М.: АНОО «Институт эффективных технологий», 2013. -№ 5 (27). - С. 118-128.

9. Урусова Л.Х. Игра как средство воспитания в адыгской этнопедагогике // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: Материалы II междунар. науч.-практ. конф. 1-2 апреля 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013г. - С. 159-161.

10. Урусова Л.Х. Институт аталычества в адыгской народной педагогике // Эволюция современной науки: сб. статей междунар. науч.-практ. конф.

226

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

(20 октября 2015 г., г. Казань). В 2 ч. Ч. 1. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 140-142.

11. Урусова Л.Х. Физическое воспитание в традиционном адыгском обществе // Инновационные технологии научного развития: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (25 октября 2015 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: Аэтерна, 2015. -С. 223-225.

12. Урусова Л.Х. Аталычество как система воспитания детей горцев Северного Кавказа // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Тамбов, 29 марта 2013 г. В 10 ч. Ч. 7. - Тамбов: ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2013. -

С. 133-135.

13. Урусова Л.Х. Исторический аспект тендерных исследований в адыгской этнопедагогике // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (22). - С. 6167.

14. Урусова Л.Х. Модели гендерного воспитания в этнокультурном пространстве адыгов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2(58). - Вып. 2. - Т. 1. - С. 115-117.

15. Урусова Л.Х. Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2007. - 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.