УДК 37.015
Урусова Лаура Хабаловна
кандидат педагогических наук Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик
СИСТЕМА МАСКУЛИННОГО ВОСПИТАНИЯ В АДЫГСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ
Целью статьи является исследование гендерной типологии личности, складывающейся под влиянием этнокультурного пласта. Предлагается решение проблемы целостного изучения системы маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике и конкретизация народных средств, методов и факторов воспитания мальчиков. Гендерный подход позволяет описать содержание маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике.
Ключевые слова: этнопедагогика, типология личности, гендер, гендерное воспитание, маскулинное воспитание, аталычество.
Формирование гендерной типологии современной личности происходит под воздействием социальных и культурных обстоятельств. Общество всегда было и будет подвержено стереотипам и обрядности, тем более на Северном Кавказе, где семейная обрядность -важнейшая часть их традиционно-бытовой культуры, ее функции многоплановы и разнообразны. Семейная обрядность народов Северного Кавказа (в частности, адыгейцев, кабардинцев, черкесов, абазин, карачаевцев, балкарцев, ногайцев), несмотря на ее трансформацию в XXI в., во многом избежала региональной унификации и продолжает сохранять значительную этническую специфику. Это в полной мере относится к детской обрядности этих народов. Целью данной статьи является исследование исторического аспекта гендерной типологии личности (воспитание мальчиков) сквозь призму этнопедагогики, складывающейся под влиянием этнокультурного пласта адыгов.
Проблемы тендерного воспитания в этнопедагогике, изучены мало, хотя в настоящее время наблюдается тенденция повышенного интереса исследователей к данной тематике [9]. Изучением различных вопросов маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике занимались Б.Х. Бгаж-ноков, В.К. Гарданов, М.Г. Загазежев, М.А. Мере-туков, С.Х. Мафедзев, Р.А. Мамхегова, Л.И. Аль-борова и др. [2; 3; 4; 7; 6; 5; 1]. Несмотря на устойчивый интерес к обозначенной проблеме, нет отдельных исследований, посвященных особенностям адыгского маскулинного воспитания. Научная новизна данного исследования состоит в попытке системного изучения маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике и конкретизации народных средств, методов и факторов воспитания мальчиков.
Воспитание как общественное явление имеет своей целью подготовить подрастающее поколение к жизни в обществе. Широкое применение имел институт аталычества, существовавший вплоть до XIX века, который описан в воспоминаниях и исследованиях М. Броневского, Дж. Интериано, Ш.Б. Ногмова, Адыль-Гирея, И.Ф. Бларамберга, Л. Рейнеггса, К. Коха, Д.К. Кантемира и др. [13].
Аталычество как институт воспитания [10; 12] на протяжении довольно продолжительного времени был одной из традиционных практик воспитания на Северном Кавказе. Он был применим в воспитании мальчиков чаще, чем девочек. Кавказское аталычество выполняло не только воспитательные, но и политические, экономические и социально-бытовые функции в обществе и одной из главных целей выступало укрепление межнациональных отношений между горскими племенами и народами, и мира на Северном Кавказе [10]. Роль мужчины-аталыка в социуме и матримониально-сти адыгов была исключительной, реализуя два важнейших аспекта в воспитании мальчиков: личностную социализацию и передачу социальной памяти (народных обычаев, традиций, менталитета). Аталык обучал воспитанника не только владению оружием, верховой езде, выработке у него выносливости, отваги, но и прививал ему нравственные ценности. Для своего воспитанника аталык был непререкаемым авторитетом. Аталыки выступали посланцами на различных дипломатических переговорах. Связь нравственная и духовная воспитателя и воспитанника была священной. Дети воспитателя были молочными братьями и сестрами воспитанника. О браке между ними не могло идти и речи. Аталык настолько любил своего воспитанника, что если тот погибал - в знак печали обрезал себе кончик ушей [12].
В адыгской этнопедагогике воспитание находилось в прямой зависимости от сословно-классовой принадлежности семьи. В 17-19 вв. выделялись два направления в сфере воспитания: воспитание в крестьянской и княжеско-дворянской семье. Однако, несмотря на сословное положение семьи, принципы воспитания носили классический характер. Дети высшего класса были менее загружены работой, в них воспитывалось сознание своего превосходства, презрение к «низшим», умение повелевать и т.п., но и им прививался известный минимум трудовых навыков и умений [15].
Систему воспитания адыгов многие сравнивают со спартанской системой, поскольку содержит много аналогий. Система маскулинного воспитания имела целью сформировать из каждого
222
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Урусова Л.Х., 2016
мальчика воина. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. В основе - выработка выносливости, храбрости, решительности. Особое внимание уделялось выработке у них терпимости к невзгодам. Терпимость считалась одним из главных достоинств адыга, а закладывалась она как раз испытанной веками системой воспитания.
В традиционном обществе адыгов гендерная идентичность человека была тесно связана с основными этапами его жизненного цикла. В соответствии с устойчивыми стереотипами в адыгской традиционной культуре отчетливо выделяются различия в периодизации жизненного цикла мужчин и женщин. Анализ фольклорных и этнографических текстов показывает их значительную гендерную асимметрию [1; 3; 4; 5; 6; 7; 14]. Жизненный цикл женщины делился на следующие этапы: детство, девичество, зрелость и старость, без учета индивидуального возраста. Мужской жизненный цикл имел больше этапов и, кроме того, количественное выражение возраста. Основные этапы жизни мужчины делились на различные временные отрезки, дифференцирующие маскулинные роли и функции. Полным сроком его жизни считался 100-летний период. Особое место в этом ряду занимал возрастной период до 20 лет, отмеченный дробным хронологическим членением, что объяснялось повышенным вниманием общества к социализации подростков. Наиболее активным и плодотворным считался возраст до 60 лет. Расцвета жизненных сил мужчина достигал в середине жизненного цикла, между 30 и 50 годами, достигнув своего пика к 50 годам. К этому времени он должен был осуществить основные семейные и общественные функции [4; 6].
Исследователи проблемы периодизации воспитательного процесса в этнопедагогике адыгов определяли лишь условные этапы. Так, С.Х. Мафедзев приводит следующую периодизацию маскулинного жизненного цикла: до 5-7 лет (воробушек), до 15 лет (козленочек), до 25 лет (волк), до 35 (лев), до 45 лет (вол) [6. с. 22]. К примеру, В.К. Гарданов выделяет другие этапы воспитательного цикла: до 6-8 лет (мальчик); до 10-12 лет (подросток); до 14-16 лет (юноша) [3. с. 148].
В этнопедагогике адыгов негласно существовала система гендерного воспитания, представляющая собой «шкалу» из половозрастных категорий. Градация «шкалы» состояла из возрастных периодов, где дети приобретали знания, умения и навыки к определенному этапу своего развития [15]. Анализ исторического аспекта гендерных исследований в адыгской этнопедагогике [13] позволяет выделить условные этапы маскулинного воспитания:
I этап - до 10-12 лет - «щ1алэ танэ» (мальчик теленок);
II этап - до 14-15 лет - «щ1алэ псынщ1э» (быстрый подросток);
III этап - до 16-18 лет - «щ1алэ гушхуэ» (решительный юноша).
На приведенных этапах проанализируем содержание воспитательного процесса мальчиков в адыгской этнопедагогике.
I этап - до 10-12 лет - «щ1алэ танэ» (мальчик теленок). Начальный этап маскулинного воспитания особенно существенен, так как главной целью выступает концептуализация гендерной идентичности, осознание мальчиком его принадлежности к сильному полу, маскулинного начала, понимание его предназначения в жизни, выработки маскулинного поведения, манер и т.д. Данная стадия развития связана и с началом закладывания основных нравственных, этических, умственных, физических, трудовых качеств личности.
Детский обрядовый цикл мальчиков представлен довольно широко в адыгской этнопедагогике. Рождение в семье мальчика, как правило, отмечали общесельской игрой-состязанием - «подвязыванием копченого сыра». По середине двора устанавливали высокий, обмазанный маслом столб, на вверху которого подвешивали копченный сыр и различные подарки (уздечки, платки, кисеты и т.д.). Юноши и подростки должны были вскарабкаться на столб и сорвать подвешенные подарки, тем самым продемонстрировав свою сноровку и физическую подготовку [7]. Спустя 2-3 недели после рождения мальчика семья устраивала праздник, посвященный «укладыванию младенца в люльку» - «гушъэхэпхэ». Праздник, устраиваемый сугубо женщинами. Соседки, родственницы жены и мужа с подарками (для ребенка, для роженицы, для свекрови) торжественно укладывают в люльку ребенка и по этому поводу устраивался праздник [6]. С подобных обрядов начинались проявляться те статусные и стереотипные дефиниции маскулинности адыгского социума.
Проявление специфичности маскулинного воспитания традиционно начиналось с основного воспитателя - мужчины. Ожидания поведенческих и социальных стереотипов общества обуславливали специфику маскулинного воспитания. Особенности воспитания начинались проявляться с 5-6 лет. А до этого возраста дети пользовались всеобщим вниманием, им разрешалось играть вместе, с ними обращались обходительно и т.д. А уже в 6-8 лет к мальчикам относились строго, приобщая их к труду и общеустановленным нормам поведения. При этом требования к мальчикам были более строгие, чем к девочкам [7]. Сегрегация полов в этнической педагогике адыгов выражалась не только в половом и возрастном делении детей, но и в размежевании их по проживанию непосредственно в доме. По достижению мальчиком 4-5 лет он уже переводился жить в мужскую часть дома -
«куначкую». Нахождение в обществе девочек уже запрещалось и даже осуждалось [3].
Социально-психологическая модель «настоящего» горца предполагала всестороннее развитие. Приоритет в воспитании отдавался труду. Поэтому мальчиков начинали приобщать к мужскому труду: работать в поле, выполнять мужскую работу по дому, ухаживать за скотом. В трудовом воспитании мальчиков трудно переоценить значение бытовых сказок, песен, мифов. Трудовая деятельность каждого высоко ценилась, а тунеядство и лень высмеивались и подвергали критике [1].
К 7 годам заказывали комплект детского оружия. Мальчик учился владеть любым клинковым, огнестрельным оружием и луком со стрелами (оружие отличалось только размерами). Мальчика с малых лет сажали на взрослую лошадь. Они уже в малом возрасте были отличными наездниками. Существенным являлось приобщение к традиционным ценностям. Огромное значение придавалось четкому знанию норм хабза, истории своего народа [5; 8]. Формы донесения этой информации были - рассказ, беседа, старинные песни и предания. Но личный пример старших был основным методом воспитания. Мальчиков вывозили в поле и проводили с ними юридические и риторические занятия. Они знали международные языки: персидский, турецкий, позже русский.
Важную роль в воспитании отводили играм. Возраст 10-12 лет - благодатное время для забав и развлечений. Игры для мальчиков (борьба, состязание в прыжках, бег, лазание по канату, бросание камня, джигитовка, стрельба в цель) способствовали развитию маскулинности, формированию эталона «настоящего мужчины», способного защитить не только себя, но и честь женщины, семьи и своего народа [9].
Таким образом, начальная ступень развития личности мальчика была связана с осознанием половой принадлежности, маскулинности, типом поведения, манерами и закладыванием необходимых первичных качеств. Маскулинное формирование личности основывалось на спартанском воспитании, создании специальных материальных и идеальных условий воспитания, где основным воспитателем был мужчина. Цели и задачи воспитания данного периода, осуществлялись с помощью таких методов воспитания как: личный пример, поощрение, наказание, порицание, ограничение и упражнение. Итогом воспитательного процесса данного этапа выступала личность, обладающая основами маскулинности.
II этап - до 14-15 лет - «щ!алэ псынщ!э» (быстрый подросток). Подростковый период - наиболее сложный и ответственный в плане воспитательных задач, которые ставятся в работе с мальчиками. В этот период перестраивается вся психофизиологическая система организма ребенка. Трансформи-
руется психика, поведение и социально-бытовые приоритеты подростка. Формируется «внутренняя маскулинность», и связана она с половым созреванием мальчиков.
На данном II этапе особое внимание уделяется физическому формированию, наряду с гармоничным развитием других сторон воспитания личности (нравственного, умственного, эстетического). Это особенно хорошо прослеживается в фольклоре, где можно выявить те приемы физического воспитания, которые выражали эффективное значение на развитие здорового индивида. Система физического воспитания диктовалась эпохой, обстоятельствами. Военный быт адыгов уделял немало внимания физическому и ратному воспитанию подростков. С раннего детства адыги постигали военное мастерство: учились искусству верховой езды, владению различными видами оружия. Сила, ловкость, гибкость, сноровка вырабатывались с помощью тренировок и состязаний. Любимыми соревнованиями были скачки, стрельба из лука, борьба [11].
Особенности маскулинного воспитания в переходный период были связаны с военной подготовкой, что определялось как положением внутри некоторых обществ и взаимоотношением между ними, так и внешней политической обстановкой. Мальчиков готовили к военному искусству. Воспитатели обучали мальчиков верховой езде, обращению с оружием. Адыгские князья отдавали своих детей на воспитание кому-то из своих подвластных дворян (орков) или крестьян. Орки отдавали детей на воспитание крестьянам. Считалось честью воспитывать сына или дочь князя. Часто после рождения сына князя в дом приходил кто-то из его подчиненных, с подарками и просьбами уговаривал родителей отдать ему сына на воспитание [10].
В воспитании мальчиков 14-15 лет, особенно в феодальных семьях, большое внимание уделялось военному воспитанию. Мужчина должен был быть воином и защитником. В крестьянской семье маскулинным воспитанием занимался отец или старший брат, а в феодальных семьях - аталык [11].
Маскулинное воспитание сводилось к выработке трудолюбия, выносливости, военно-физических навыков. Народная школа физического воспитания мальчиков у адыгов, подразделялась на две базовые ветви: пешую и конную. И в том, и в другом варианте выделялись следующие направления, определяющие ведущую подготовку: умственное, нравственное, физическое. Конный вариант школы в физической подготовке включал в себя специфические проявления: джигитовку без оружия, джигитовку с применением оружия, скачки. Особенно хорошо прослеживается это в фольклоре, где народными приемами и средствами оказывали влияние на формирование физически здоровой личности [11].
224
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
В нравственном воспитании подростка особый смысл придавали освоению правил и законов адыгского этикета, гостеприимству, чувству долга и родственной солидарности, послушанию и обходительности, осознанию мужского достоинства [8].
Итак, подростковый период - этап формирования личности, где вырабатываются необходимые стороны воспитания. В воспитании подростка учитываются особенности его психики и физиологии, где начинает формироваться «внутренняя позиция маскулинности». Основными методами маскулинного воспитания подростков были: убеждение, передача умений и навыков труда, объяснение, похвала, трудовые обряды, народные обычаи и праздники. Эффективными средствами воспитания данного этапа выступали: пословицы, поговорки, сказки, нартские сказания и мифы. Результатом маскулинного воспитательного процесса подросткового этапа являлся подросток, владеющий трудовыми навыками взрослого мужчины.
III этап - до 16-18 лет - «щ1алэ гушхуэ» (решительный юноша). Традиционная адыгская народная педагогика для юношей до 16-18 лет выделяла особую цель - воспитание всесторонне развитой личности, учитывая психофизиологические особенности личности. Молодые люди должны были обладать не только трудолюбием, хорошей военной подготовкой, но и нравственно-этическими нормами тонкостей этикета, знание которого освобождало их от многих проблем в семье и обществе. Цели и задачи маскулинного воспитания реализовывались через такие методы как: пример и авторитет отца. Методы достигались с помощью риторических средств воспитания: пословицы, поговорки, народная мудрость, фольклор и т.д. Итогом воспитательного процесса юноши 16-18 лет являлась личность, обладающая всеми трудовыми, физическими, нравственными и интеллектуальными познаниями взрослого адыгского мужчины и умения их использовать в жизни.
В 16-18 лет народ уже предъявлял определенные требования к поведению, этике, развитию, формированию, воспитанию юноши, считая его подготовленным к самостоятельной трудовой жизни в семье и обществе. Говоря об особенностях адыгского воспитания, следует отметить народных воспитателей - «джагуакуа», игравших значительную роль. Их острые слова и шутки адресовались не только тем, кто не придерживался норм этикета, но и против недобросовестных лентяев, плохих хозяек и т.п. [4]. Молодого человека брали в военный поход. Только после этого юноша возвращался домой настоящим рыцарем в сверкающих доспехах и с оружием. Финалом воспитательного процесса молодого человека являлось его совершеннолетие, которое отмечали в присутствии всех родственников и знакомых, где проверялась его военно-физическая подготовка, владение холодным
и огнестрельным оружием, знание верховой езды, джигитовка и этикет. Это был своего рода экзамен маскулинности для молодого человека. Он приурочивался к какому-нибудь общенародному празднику. Церемония посвящения в совершеннолетие заканчивался тем, что рядом с посвященным устанавливали высокий шест, символизирующий, что юноша успешно прошел все испытания [6].
Система маскулинного воспитания адыгов определяет мальчика как субъекта воспитательного процесса с полной реализацией особенностей его психического, физического, нравственного и духовного потенциала. Главной целью маскулинного воспитания адыгов было формирование гармонично развитой личности. В формировании доминирующей направленности индивидуальных способностей личности рассматривалась высшая ценность воспитательного процесса. Гармоничность личности предполагала баланс между его бессознательными и сознательными процессами. Подобная идиллия может обеспечиваться лишь нравственной направленностью. Гармонично развитая личность - совершенная цель воспитания, так как помогает интерпретировать воспитательные задачи в различных направлениях разносторонности субъекта воспитания. Вместе с тем, личность подвергается «дифференциации» на определенные элементы и стадии воспитательного процесса.
Этапы маскулинного воспитания в адыгской этнопедагогике были выстроены таким образом, чтобы к концу «прохождения» «половозрастной шкалы» юноша всесторонне был развит и сформирован. На каждом этапе формирования приоритет отдавался определенной стороне воспитания. Так, на начальном этапе развития ребенка, предпочтение отдавалось трудовому воспитанию, поскольку, по мнению народа, труд - основной способ, при котором ребенок может вырасти благонравственным и воспитанным членом общества, а соответствующие методы: личный пример, упражнение, наказание (осуждение) лишь оправдывали поставленную цель воспитания. На следующем этапе маскулинного формирования - в подростковом возрасте, предпочтение отводилось уже физическому развитию ребенка. Объяснением тому, может служить основная роль мужчины в адыгском обществе - защитник и воин. Подростка готовили к маскулинной роли, а такие методы как: убеждение, учет социальной памяти, передача умений и навыков труда, одобрение, народные трудовые обряды и праздники эффективно реализовывали поставленные цели данного этапа. Народная школа военного воспитания полностью получала реализацию на третьем этапе формирования юноши. Методы воспитания: упражнение, испытание, авторитет воспитателя, осуждение и др. помогали эффективно достигать задач ратного дела в различных направлениях разносторонности субъекта воспитания.
Целостность воспитательного процесса в адыгской этнопедагогике - условие его эффективности. Поскольку реализация дифференцирующего воздействия на определенные личностные качества маловероятна, к тому же, влекущая за собой дисгармонию личности субъекта воспитания.
Таким образом, адыгская система воспитания мальчиков, представлена как универсальная, слаженная этическая структура, в которой, основные педагогические понятия народа: цель, задачи, объект и субъект, функции, факторы, методы, средства и условия воспитания едино связанны и направлены на всестороннее развитие личности. Функции маскулинного адыгского воспитания: привитие трудолюбия, развитие морально-волевых качеств личности, формирование трудовых и ратных умений и навыков, выработка толерантности реализо-вывались с помощью таких факторов воспитания как: природа, традиция, быт, общение, игра, дело и устное народное творчество. Особенности маскулинности отражались в традиционных методах воспитания мальчиков: личный пример; авторитет старших, отца или аталыка; поощрение и наказание; убеждение; приучение и т.п. Средствами достижения полной реализации целей маскулинного воспитания были: нартский эпос, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки. Детские и молодежные трудовые сборища, национальные праздники, свадьбы и похороны являлись резюмирующим показателем уровня социализации и перенятия национальной памяти мальчиками-подростками-юношами. Процесс формирования маскулинной личности на этапах детства-отрочества-юности гармонично выстраивался по средствам традиционной «половозрастной шкалы», где определялись конкретные цели, задачи, методы, средства, ожидаемые результаты воспитания на каждом возрастном этапе.
В процессе исследования системы маскулинного воспитания были определены народные методы и средства формирования гармонично развитой личности мальчика-подростка-юноши; рассмотрены факторы традиционного воспитания: язык, фольклор, семья и их влияние на формирование личности; дана характеристика народным способам воспитания через национальную культуру, что позволяет понять специфику этнопедагогики адыгов. Показано, что маскулинное воспитание представляет собой поэтапное формирование, учитывающее все особенности индивидуального, психического, физического и личностного развития ребенка.
Этнопедагогика любого народа, в том числе и адыгов, является мощным «университетом» воспитания физически здоровой, морально-психологически полноценной личности. В адыгской народной педагогике была создана целая система формирования полноценной личности, и не одно тысячелетие оправдывала она себя в этом суще-
ственном вопросе для функционирования общества. Поэтому неслучайно проблемы всестороннего воспитания личности занимают значительное место в адыгском этикете. Этикет не только регулировал все стороны отношений людей, но и в нем детально были разработаны все принципы физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Маскулинное воспитание - этическая система, в которой, основные педагогические понятия: цель, задачи, объект, субъект, функции, факторы, методы, средства и условия народного воспитания направлены на всестороннее развитие личности. Традиционная система тендерного воспитания может компенсировать пробелы этнического формирования современных мальчиков. Ее возможности и резервы в этом архиважном деле неограниченны. Главное, не предать их забвению, а умело сочетать с научной педагогикой. В условиях глобализации человеческого общества малочисленные народы, каковым является и адыгский, всегда рискуют потерять ценности своей культуры, которые вырабатывались веками и служили верным инструментом воспитания физически здорового, высоко нравственного молодого поколения.
Библиографический список
1. Альборова Л.И. Адыгская этика и первичная социализация в традиционной системе воспитания. - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2002. - 136 с.
2. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. - Нальчик: Эль-фа, 1999. - 145 с.
3. Гарданов В.К. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - 304 с.
4. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - 164 с.
5. Мамхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. - Нальчик: Эльбрус, 1993. - 144 с.
6. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 1991. - 244 с.
7. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов (19 в. - 70-е годы 20 в.). - Майкоп: Графа, 1987. - 192 с.
8. Урусова Л.Х. Адыгский этикет: коды гендер-ного поведения // Ценности и смыслы - М.: АНОО «Институт эффективных технологий», 2013. -№ 5 (27). - С. 118-128.
9. Урусова Л.Х. Игра как средство воспитания в адыгской этнопедагогике // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: Материалы II междунар. науч.-практ. конф. 1-2 апреля 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013г. - С. 159-161.
10. Урусова Л.Х. Институт аталычества в адыгской народной педагогике // Эволюция современной науки: сб. статей междунар. науч.-практ. конф.
226
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
(20 октября 2015 г., г. Казань). В 2 ч. Ч. 1. - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 140-142.
11. Урусова Л.Х. Физическое воспитание в традиционном адыгском обществе // Инновационные технологии научного развития: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (25 октября 2015 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: Аэтерна, 2015. -С. 223-225.
12. Урусова Л.Х. Аталычество как система воспитания детей горцев Северного Кавказа // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Тамбов, 29 марта 2013 г. В 10 ч. Ч. 7. - Тамбов: ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2013. -
С. 133-135.
13. Урусова Л.Х. Исторический аспект тендерных исследований в адыгской этнопедагогике // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (22). - С. 6167.
14. Урусова Л.Х. Модели гендерного воспитания в этнокультурном пространстве адыгов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2(58). - Вып. 2. - Т. 1. - С. 115-117.
15. Урусова Л.Х. Традиционная адыгская система женского воспитания как средство формирования личности современной девочки: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2007. - 182 с.