Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический имидж / педагогическое взаимодействие / преподавание иностранного языка / педагог / учащийся / pedagogical image / pedagogical interaction / teaching foreign language / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.Д. Абдурахманова, А.Э. Азизханова, Х.И. Абдулжалилова

Освещаются наиболее существенные черты организации эффективного взаимодействия как одного из факторов, влияющих на формирование имиджа преподавателя иностранного языка. Для этого сначала приводится сущностная и структурная характеристики понятия «имидж» применительно к преподавателю иностранного языка, осуществляющему педагогическую деятельность в современных условиях. Затем рассматриваются общие черты процесса построения педагогического имиджа. Демонстрируется роль взаимодействия в достижении положительных результатов образовательного процесса. Далее изучаются различные виды взаимодействия применительно к учебно-воспитательному процессу. Исследуются факторы, влияющие на эффективность педагогического взаимодействия. Рассказывается об особенностях его структуры и связанных с ними требованиях к участникам образовательных отношений. Затем рассматриваются пути реализации данных требований как эффективное средство формирования имиджа современного преподавателя иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.Д. Абдурахманова, А.Э. Азизханова, Х.И. Абдулжалилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION AS THE BASIS OF THE IMAGE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The work highlights the most significant features of effective interaction organization as a factor influencing forming a foreign language teacher’s image. To do this, essential and structural characteristics of the “image” concept are first given in relation to a foreign language teacher engaged in pedagogical activity in modern conditions. General features of the pedagogical image building process are considered. The role of interaction in achieving educational process positive results is demonstrated. Various interaction types are studied in relation to the educational process. The work studies factors influencing the effectiveness of pedagogical interaction. It describes its structure features and related requirements for participants in educational relations. The ways of implementing these requirements are considered as an effective means of forming the modern foreign language teacher image.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

4. Grechushkina N.V. Onlajn-kurs: opredelenie i klassifikaciya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, Vypusk 6: 125-134.

5. Vorob'eva S.N. Obuchenie dialogicheskoj rechi na zanyatiyah po discipline «Russkij yazyk kak inostrannyj». Mir nauki. Sociologiya, filologiya, kul'turologiya. 2018; Vypusk 1. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/13FISK118.pdf

6. Bim I.L. Teoriya i praktika obucheniya nemeckomu yazyku v srednej shkole: problemy i perspektivy. Metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Sostavitel' A.N. Schukin. Voronezh: VGU, 1998: 233-234.

7. Russkij yazyk kak inostrannyj. Metodika obucheniya russkomu yazyku. Moskva, 2004.

8. D'yakova T.A., Hvorova L.E. Onlajn-urok RKI v usloviyah cifrovoj transformacii pedagogicheskoj deyatel'nosti. Rusistika. 2020; T. 18, Vypusk 2: 209-219.

9. Izarenkov D.I. Obuchenie dialogicheskoj rechi. Moskva: Russkij yazyk, 1986.

Статья поступила в редакцию 03.02.23

УДК 378

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Head of Department of Foreign Languages and Methods of Their Teaching,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Azizkhanova A.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Latin Languages,

Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Abdulzhalilova Kh.I., Cand. of Sciences (Philology), teacher, Department of Foreign and Latin Languages,

Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION AS THE BASIS OF THE IMAGE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER. The work highlights the most significant features of effective interaction organization as a factor influencing forming a foreign language teacher's image. To do this, essential and structural characteristics of the "image" concept are first given in relation to a foreign language teacher engaged in pedagogical activity in modern conditions. General features of the pedagogical image building process are considered. The role of interaction in achieving educational process positive results is demonstrated. Various interaction types are studied in relation to the educational process. The work studies factors influencing the effectiveness of pedagogical interaction. It describes its structure features and related requirements for participants in educational relations. The ways of implementing these requirements are considered as an effective means of forming the modern foreign language teacher image.

Key words: pedagogical image, pedagogical interaction, teaching foreign language, teacher, student.

П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

А.Э. Азизханова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru Х.И. Абдулжалилова, канд. филол. наук, преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КАК ОСНОВА ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Освещаются наиболее существенные черты организации эффективного взаимодействия как одного из факторов, влияющих на формирование имиджа преподавателя иностранного языка. Для этого сначала приводится сущностная и структурная характеристики понятия «имидж» применительно к преподавателю иностранного языка, осуществляющему педагогическую деятельность в современных условиях. Затем рассматриваются общие черты процесса построения педагогического имиджа. Демонстрируется роль взаимодействия в достижении положительных результатов образовательного процесса. Далее изучаются различные виды взаимодействия применительно к учебно-воспитательному процессу. Исследуются факторы, влияющие на эффективность педагогического взаимодействия. Рассказывается об особенностях его структуры и связанных с ними требованиях к участникам образовательных отношений. Затем рассматриваются пути реализации данных требований как эффективное средство формирования имиджа современного преподавателя иностранного языка.

Ключевые слова: педагогический имидж, педагогическое взаимодействие, преподавание иностранного языка, педагог, учащийся.

Актуальность темы нашего исследования объясняется существенной трансформацией требований, предъявляемых современным обществом к лицам, завершившим обучение в образовательных организациях. Конечно, сохраняется важность системы знаний, умений и навыков, относящихся к тем или иным предметным областям (И.И. Баврин, М.М. Безруких, Т.В. Кружилина, С.В. Пахотина, Б. Триллинг, Т.А. Филиппова, Т.В. Черниговская) [1, с. 98]. Но при этом фиксируется неуклонное возрастание значения надпредметных компетенций (М. Бялик, С.В. Пахотина, Б. Триллинг, Ч. Фадель, И.К. Цаликова) [2, с. 165-166]. В свою очередь, необходимость формирования у учащихся этих, последних, вносит определённые коррективы в требования к педагогическим работникам.

В этой связи не должен вызывать удивления тот факт, что сегодня одной из ключевых задач государства в сфере образования является создание необходимых условий для неуклонного повышения их престижа и социального статуса [3]. Это, в свою очередь, означает повышение различных профессиональных требований к преподавателю как носителю знаний и значимому субъекту образовательного процесса (М.М. Безруких, М. Бялик, Г.И. Гайсина, Н.Б. Изакова, С.Н. Плотников, Ч. Фадель) [4, с. 17]. Таким образом, профессиональные навыки без учёта имиджевой составляющей не могут обеспечить успех профессиональной деятельности современного педагога [5, с. 40].

С другой стороны, сегодня, в эпоху интенсификации международной интеграции в самых различных сферах жизни социума, актуализируются вопросы, связанные с развитием у обучающихся языковых умений и навыков (Э.Г Азимов, ГА. Воробьев, А.Н. Щукин) [б, с. 26]. Соответственно, вышесказанное представляется особенно справедливым по отношению к преподавателям иностранного языка.

Формированию их имиджа средствами эффективного взаимодействия между участниками образовательных отношений посвящена статья.

Её цель - осветить наиболее существенные черты организации эффективного взаимодействия как основы имиджа преподавателя иностранного языка.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

- дать сущностную и структурную характеристику понятия «имидж» применительно к преподавателю иностранного языка, осуществляющему педагогическую деятельность в современных условиях;

- рассмотреть общие черты процесса построения педагогического имиджа;

- продемонстрировать роль взаимодействия в достижении положительных результатов образовательного процесса;

- изучить виды взаимодействия применительно к учебно-воспитательному процессу;

- исследовать факторы, влияющие на эффективность педагогического взаимодействия;

- рассказать об особенностях структуры интересующего нас процесса и связанных с ними требованиях к участникам образовательных отношений;

- рассмотреть пути реализации данных требований как эффективное средство формирования имиджа современного преподавателя ИЯ.

При подготовке статьи нами применялись следующие методы исследования:

- анализ литературы, в которой затрагивается соответствующая проблематика;

- рефлексия собственного педагогического опыта авторов.

Её научная новизна заключается в приведении факторов, так или иначе оказывающих влияние на эффективность педагогического взаимодействия.

Теоретическая значимость - в раскрытии основных особенностей структуры указанного процесса и связанных с ними требований к участникам образовательных отношений.

Практическая значимость - в демонстрации путей реализации этих требований, соответствующих современной стадии развития отечественной системы образования.

В структуре имиджа современного педагога, в том числе осуществляющего образовательную деятельность по иностранному языку, выделяются две составляющие (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие имиджа педагога

Наименование Включает

Внешняя Индивидуальный стиль педагога

Его самопозиционирование

Внешний образ преподавателя ИЯ

Внутренняя Уровень индивидуальной культуры преподавателя [7]

Эмоциональность

Изящество

К слагаемым имиджа относятся:

- визуальная привлекательность преподавателя;

- его манеры, этикет;

- степень соответствия необходимому образу;

- обаяние [8, с. 15-16].

Ядро имиджа составляют позиции и установки (табл. 2).

Таблица 2

Позиции и установки, лежащие в основе имиджа преподавателя иностранного языка

Позиции Установки

Позитивное отношение к окружающей действительности Высокая самооценка

«Я - хороший, ты - хороший» Вера в добро

Умение видеть и чувствовать собственную сопричастность к происходящему

Осознанное стремление к постоянному совершенствованию собственных профессиональных и личностных компетенций [2, с. 168]

Наиболее важными элементами процесса построения педагогического имиджа современного преподавателя иностранного языка являются:

- понимание генерации имиджа не как замены эффективной педагогической деятельности, но как важного дополнения к ней [3];

- необходимость обращения к созданию имиджа задолго до начала педагогической деятельности;

- простой язык как основа коммуникации между участниками образовательных отношений;

- важность проблем, рассматриваемых в рамках учебных занятий, для каждого субъекта образовательного процесса;

- обязательное привлечение экспертов со стороны [4, с. 19].

Существуют также элементы формирования интересующей нас характеристики, специфичные для преподавателя иностранного языка, осуществляющего профессионально-педагогическую деятельность в современных условиях. К ним мы можем отнести:

- вербальное общение с учащимися;

- невербальное общение с учащимися (РА. Ахтаов, С.Н. Бегидова, РК. Серёжникова, И.К. Цаликова, И.А. Щеткина) [6, с. 27-28].

Действительно, опыт применения инновационных педагогических технологий в ходе преподавания иностранного языка наглядно демонстрирует, что результативность учебных занятий во многом зависит от способности педагога создавать определённые условия и организовать ситуации, в которых обучающиеся могут освоить иностранный язык как эффективное средство общения (С.Н. Бегидова, Е.Ю. Камышева, Л.Р. Правдина, А.Н. Филимонова, Е.В. Харитонова, С.В. Хребина) [7]. Сказанное естественным образом способствует возрастанию роли педагогического взаимодействия в ходе обучения иностранному языку. Оно представляет собой один из решающих факторов успеха образовательной деятельности в рамках реализации перспективной на сегодняшний день модели образовательного процесса. Последняя ориентирована не на усвоение готовых знаний, а на самостоятельный поиск и усвоение информации (А.А. Вартумян, К.С. Губа, Е.А. Каменева, Л.В. Приходько) [8, с. 16].

Применительно к деятельности участников образовательных отношений по изучению иностранного языка фиксируются следующие виды взаимодействия:

- взаимодействие между педагогом и учащимся;

- взаимодействие между учащимися;

- взаимодействие между преподавателями различных дисциплин в ходе установления межпредметных связей [9, с. 246].

Эффективность интересующего нас процесса обусловлена его содержательной стороной, а равно и конкретными способами осуществления. Определённую роль также играют индивидуально-психологические особенности участников образовательного процесса.

Оптимальное сочетание указанных выше факторов позволяет на учебных занятиях по иностранному языку выстроить целостную структуру педагогического взаимодействия. Эту, последнюю, образуют два типа отношений (табл. 3).

Таблица 3

Типы отношений, лежащие в основе структуры оптимального педагогического взаимодействия

Тип отношений Характеристика

Субъект-объектные Связаны с отношением учащихся к осваиваемой дисциплине (В.В. Бова, Н.А. Будковая, Н.Н. Дацун, Ю.Ю. Запорожец, Л.В. Курейчик, Д.В. Лещанов, Л.Ю. Уразаева) [10, с. 122-123]

Субъект-субъектные Отношения между субъектами образовательных отношений

Особенностями продемонстрированной выше структуры обусловлены требования к участникам образовательного процесса. Так как этот, последний, представляет собой форму субъект-субъектных отношений, то свой вклад в его успех вносят все из них [11, с. 53]. Соответственно, и требования к каждой их категории одинаково важны.

Теперь необходимо охарактеризовать таковые (табл. 4).

Таблица 4

Требования к участникам образовательного процесса, критичные с точки зрения организации эффективного взаимодействия между ними

Участник Требования

Генерация педагогических условий, необходимых с точки зрения безопасного проявления личности каждого из учащихся в различных ситуациях учебной деятельности [12, с. 117]

Педагог Демонстрация осознанного стремления к эффективному развитию внутренней мотивационной сферы обучаемых, подразумевающего, в свою очередь, формирование у них собственной познавательной потребности, выражающейся как в тяге к усвоению новых знаний, так и в желании с максимально возможным результатом использовать обобщённые способы учебной деятельности

Обязательная деятельность по развитию профессиональных и личностных компетенций на протяжении всей карьеры [9, с. 248]

Готовность к реализации различных форм учебной деятельности

Обучающиеся Согласование мотивов достижения и познавательных

Достаточный уровень самостоятельности, выражающийся в развитии самосознания, а равно и способностей к саморегуляции

Реализации вышеприведённых требований с большой вероятностью будет способствовать широкое внедрение в образовательный процесс элементов технологии обучения в сотрудничестве. Эта, последняя, в своей основе имеет идею взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение каких-либо учебных задач. Взаимоотношения с педагогом при этом носят преимущественно субъект-субъектный характер. Таким образом, по ходу обучения в сотрудничестве создаются условия, благоприятствующие эффективному взаимодействию в рамках системы «студент - преподаватель - группа» [7].

Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в микрогруппы численностью 3-4 чел. На каждую из таких групп необходимо давать по одному общему заданию. При этом оговаривается роль каждого из них в успешном решении задачи. Таким образом, создаётся ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за эффективность деятельности своей группы. Группы при этом комплектуются таким образом, чтобы в них присутствовали участники, характеризующиеся различным уровнем коммуника-

тивной компетенции [13, с. 353]. Таким образом, при реализации модели обучения в сотрудничестве слабые учащиеся могут выяснить у сильных все непонятые вопросы. В то же время сильные заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабые, досконально разобрались в материале [14, с. 16-17].

В ходе взаимодействия между педагогом и учащимися, осуществляемого в рамках занятий по иностранному языку, большое значение имеют психологические закономерности формирования учебной мотивации [15, с. 262]. Преподавателю, таким образом, следует в ходе планирования занятий опираться на реальные познавательные интересы и желания аудитории, связанные с общением на изучаемом языке (Ш.А. Амонашвили, В.К. Дьяченко, М. Маршалл) [9, с. 44]. Развитие данной характеристики представляется возможным путём широкого использования в образовательном процессе контекста общих познавательных и социальных мотивов обучаемых. К таковым можно отнести:

- стремление учащихся к демонстрации своих способностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- желание высказать собственное мнение по поводу некой актуальной проблемы, имеющей отношение к осваиваемой предметной области [8, с. 17-18].

В рамках учебных занятий по иностранному языку взаимодействие между участниками образовательных отношений представляет собой двусторонний процесс. Соответственно, оно может протекать гармонично лишь в том случае, когда поставлены реальные цели и чётко сформулированы учебные задания. Важны также правильный выбор формы организации деятельности. При этом педагогу всегда следует помнить: в центре обучения должен находиться не он, а обучаемый.

На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что специфика учебно-педагогического взаимодействия в ходе обучения ИЯ в основном сводится к двум моментам:

Библиографический список

- педагог должен способствовать развитию личности учащихся, в связи с чем необходимо отказаться от авторитарности и догматизма (Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Дацун, Ю.Ю. Запорожец, М. Маршалл, Д. Пинк) [4, с. 21];

- за преподавателем сохраняется ведущая роль на занятиях по иностранному языку.

Как видим, основная задача педагога сводится к регулированию процессов взаимодействия происходящих внутри коллектива учащихся. Активность его участников должна быть направлена на решение учебных задач, в том числе посредством создания доброжелательной атмосферы общения [3].

Подводя итоги исследования, в первую очередь отметим, что успешность взаимодействия с обучаемыми будет в значительной степени влиять на имидж преподавателя. В свою очередь, от данной характеристики педагогического работника во многом зависит эффективность процесса обучения иностранному языку.

Кроме того, сегодня вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнение факт активного формирования человеческого капитала в ходе образовательного процесса. В непоследней степени это относится к развитию у членов общества будущего коммуникативных умений и навыков, в том числе в ходе занятий по иностранному языку.

В свою очередь, эффективное складывание соответствующей системы представляется практически невозможным вне интенсивного взаимодействия между субъектами образовательных отношений. В этой связи имидж преподавателей, способных оказывать существенное влияние на формирование человеческого капитала, должен включать в себя приёмы эффективного взаимодействия с обучающимися.

1. Пашкова Е.И. Развитие у учащихся старших классов навыков использования научного английского языка в письменных заданиях через применение методик clil. Вестник науки и образования. 2019; № 11(65): 9У-100.

2. Ермаков Д.С «Гибкие» навыки в школьном образовании. Народное образование. 2020; № 5: 165-1У2.

3. Базыма Л.Н. Имидж педагога - условие успешной профессиональной деятельности. Available at: https://znanio.ru/media/doklad-imidzh-pedagoga-uslovie-uspeshnoj-professionalnoj-deyatelnosti-2631456

4. Аристова Т.Б. Имидж как важная составляющая профессиональной культуры преподавателя вуза. Теория и практика социогуманитарных наук. 2021; № 3 (15): 16-22.

5. Барабанова З.П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимся. Современные наукоемкие технологии. 2015; № 1: 40-42.

6. Екимова Н.В. К вопросу о социокультурном подходе в преподавании иностранного языка. Образовательные ресурсы и технологии. 2019; № 1 (26): 26-29.

У. Дамер Н.А. Особенности взаимодействия преподавателя и студента на занятиях по иностранному языку. Available at: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/osobennosti_ vzaimodejstviya_prepodavatelya_i_student_101855.html

8. Голуб Л.А. О проблеме взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях иностранного языка. Науки об образовании. 2018; № 6 (58): 14-18.

9. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Москва: Филоматис, 2006.

10. Азизханова А.Э., Абдулжалилова Х.И., Абдурахманова П.Д. Зарубежные подходы к обучению иностранным языкам. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 96): 122-124.

11. Абдурахманова П.Д., Айсувакова Т.П., Алексеева Е.Н. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий. Москва: РосНОУ, 2022.

12. Абдурахманова П.Д., Аталаева Н.П.Г., Рашидова А.Д. Подготовка будущих педагогов к реализации мобильных технологий на уроках иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (9У): 11У-118.

13. Гусева Н.В. ^временные средства диагностики сформированное™ иноязычной компетенции студентов экономических специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (9У): 353-354.

14. Лапшин В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений. Диссертация ... кандидата философских наук. Москва, 2013.

15. Лапшин В.А. Проблема источников социокультурных изменений в социальных теориях XVIII-XXI веков. Знание. Понимание. Умение. 2013; № 2: 259-264.

References

1. Pashkova E.I. Razvitie u uchaschihsya starshih klassov navykov ispol'zovaniya nauchnogo anglijskogo yazyka v pis'mennyh zadaniyah cherez primenenie metodik clil. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019; № 11(65): 9У-100.

2. Ermakov D.S. «Gibkie» navyki v shkol'nom obrazovanii. Narodnoe obrazovanie. 2020; № 5: 165-1У2.

3. Bazyma L.N. Imidzhpedagoga-uslovieuspeshnojprofessional'nojdeyatel'nosti.Available at: https://znanio.ru/media/doklad-imidzh-pedagoga-uslovie-uspeshnoj-professionalnoj-deyatelnosti-2631456

4. Aristova T.B. Imidzh kak vazhnaya sostavlyayuschaya professional'noj kul'tury prepodavatelya vuza. Teoriya ipraktika sociogumanitarnyh nauk. 2021; № 3 (15): 16-22.

5. Barabanova Z.P. Organizaciya obrazovatel'nogo vzaimodejstviya mezhdu pedagogom i uchaschimsya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2015; № 1: 40-42.

6. Ekimova N.V. K voprosu o sociokul'turnom podhode v prepodavanii inostrannogo yazyka. Obrazovatel'nye resursy i tehnologii. 2019; № 1 (26): 26-29.

У. Damer N.A. Osobennosti vzaimodejstviya prepodavatelya i studenta na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Available at: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/osobennosti_ vzaimodejstviya_prepodavatelya_i_student_101855.html

8. Golub L.A. O probleme vzaimodejstviya prepodavatelej i studentov na zanyatiyah inostrannogo yazyka. Nauki ob obrazovanii. 2018; № 6 (58): 14-18.

9. Schukin A.N. Obuchenie inostrannym yazykam: Teoriya i praktika. Moskva: Filomatis, 2006.

10. Azizhanova A.'E., Abdulzhalilova H.I., Abdurahmanova P.D. Zarubezhnye podhody k obucheniyu inostrannym yazykam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 96): 122-124.

11. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

12. Abdurahmanova P.D., Atalaeva N.P.G., Rashidova A.D. Podgotovka buduschih pedagogov k realizacii mobil'nyh tehnologij na urokah inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (9У): 11У-118.

13. Guseva N.V. Sovremennye sredstva diagnostiki sformirovannosti inoyazychnoj kompetencii studentov 'ekonomicheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (9У): 353-354.

14. Lapshin V.A. Chelovecheskijpotencial molodezhi kak istochnik sociokul'turnyh izmenenij. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2013.

15. Lapshin V.A. Problema istochnikov sociokul'turnyh izmenenij v social'nyh teoriyah XVIII-XXI vekov. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; № 2: 259-264.

Статья поступила в редакцию 08.02.23

УДК 378

Amiraliev A.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: abuamiral@mail.ru Omarov O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: oon.303@mail.ru

CURRENT CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF BACHELOR'S DEGREE PROGRAMS IN CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION. The

authors study the specifics of transformation of the educational process in conditions of modern development of information technologies, identify specific features of implementation of bachelor's degree programs in conditions of network interaction. Studying the specifics of development of ideas about network learning, the authors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.