Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ / ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халезов Николай Львович

С целью создания дополнительного инструментария по обеспечению социального согласия в современной России рассматривается причинный комплекс коррупционных преступлений и предлагается использовать комплексное сочетание общесоциальных и специальных криминологических мер предупреждения коррупционных преступлений для снижения уровня коррупции, являющегося одним из факторов, оказывающих влияние на рост социальной напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ANTI-CORRUPTION CRIMES ACTIVITIES AS A WAY TO ENSURE SOCIAL HARMONY

In order to create additional tools to ensure social harmony in modern Russia, the causal complex of corruption crimes is considered and it is proposed to use a complex combination of general social and special criminological measures to prevent corruption crimes to reduce the level of corruption, which is one of the factors influencing the growth of social tension.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ»

Организация деятельности по противодействию коррупционным преступлениям, как способ обеспечения социального согласия

ХАЛЕЗОВ НИКОЛАЙ ЛЬВОВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: n_khalezov@mail.ru

Organization of Anti-Corruption Crimes Activities as a Way

to Ensure Social Harmony

KHALEZOV NIKOLAY LVOVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentifk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: n_khalezov@mail.ru

УДК 351.74:005

Аннотация. С целью создания дополнительного инструментария по обеспечению социального согласия в современной России рассматривается причинный комплекс коррупционных преступлений и предлагается использовать комплексное сочетание общесоциальных и специальных криминологических мер предупреждения коррупционных преступлений для снижения уровня коррупции, являющегося одним из факторов, оказывающих влияние на рост социальной напряженности.

Annotation. In order to create additional tools to ensure social harmony in modern Russia, the causal complex of corruption crimes is considered and it is proposed to use a complex combination of general social and special criminological measures to prevent corruption crimes to reduce the level of corruption, which is one of the factors influencing the growth of social tension.

Ключевые слова и словосочетания: противодействие коррупционным преступлениям; причинный комплекс коррупционных преступлений; противодействие коррупции; социальное согласие.

Keywords and phrases: countering corruption crimes; causal complex of corruption crimes; countering corruption; social harmony.

Проблема социального согласия стала важнейшей базовой проблемой любого современного общества. Степень социального согласия существенно влияет на стабильность функционирования общества, его развитие и политическую независимость.

Установление и поддержание баланса социального согласия и общественного порядка —

одна из главных задач в нашей стране. Любые причины расслоения социума влияют на социальное напряжение и проявление социальных конфликтов. Особенно наглядно обострение конфликтов может проявляться на фоне роста социальной дифференциации населения, снизить который возможно только за счет эффективной и полноценной деятельности го-

сударственных органов власти, в том числе по обеспечению правопорядка и безопасности.

В соответствии с утвержденной Президентом России Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в качестве одного из важнейших источников угроз отечественной национальной безопасности в области государственной, а также общественной безопасности выступают «преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности»1.

Российская Федерация в настоящее время переживает сложный историко-экономический период становления новых социально-экономических и политических отношений, связанный не только с преодолением последствий экономического кризиса, но и, прежде всего, не снижающимся давлением экономических и политических санкций со стороны США и их сателлитов. За годы санкционного давления в нашей стране широкое распространение получила должностная преступность, прежде всего коррупционные преступления. По общим данным о состоянии преступности в России за 2021 г., размещенным на официальном сайте МВД России, количество зарегистрированных преступлений, связанных со взяточничеством, составило 11 560, что на 24,6 % больше, чем в 2020 г. Более того, количество таких коррупционных преступлений, как посредничество во взяточничестве составило 2 041 преступление, что выше аналогичных показателей предыдущего года на 40,7 %2.

Необходимо отметить не только тенденцию увеличения зарегистрированных фактов коррупционных преступлений, но и увеличение количества уголовных дел, направленных в суд. Всего за девять месяцев 2021 г. в судах с участием прокуроров рассмотрено 8 946 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 9 948 лиц. В результате вынесены обвинительные приговоры по 7 328 уголовным делам в отношении 8 088 лиц, в том числе 467 должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (исполнительная власть — 171, исполнительная власть в субъектах — 61, главы муниципалитетов и местных администраций — 130, депутаты субъектов федерации — 7, депутаты органов местного самоуправления — 43, должностные лица правоохра-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

2 Состояние преступности в России за январь - декабрь 2021 г. // Официальны сайт МВД России. URL: Ьир8://мвд.рф/герог18/ item/22678184/ (дата обращения: 20.11.2022).

нительных органов — 898 (в том числе органов внутренних дел — 672, приставы — 47, таможня — 30, следствие и дознание — 62 (СК — 19, МВД — 38), прокуроров — 16, судей — 9)3.

Отмечается устойчивость тенденции роста числа коррупционных преступлений. При этом преступная коррупционная деятельность характеризуется высокой латентностью, не позволяющей вскрыть его действительные масштабы. По различным оценкам регистрируется менее 1 % этих преступлений4.

В современных условиях, когда количество фактически совершаемых коррупционных преступлений в стране вызывает обоснованное беспокойство и руководителей государства и всего российского социума, тема организации деятельности по противодействию коррупционным преступлениям стала чрезвычайно востребованной и актуальной.

Отсутствие выраженной тенденции к последовательному снижению числа совершаемых на территории России коррупционных преступных деяний, при несоблюдении принципа неотвратимости уголовного наказания для лиц, их совершивших, стало объективной реальностью для российского социума и его членов. Это порождает у индивидов и социальных групп чувство неуверенности за свою жизнь и экономическое благополучие, социальную инертность, а кроме того отсутствие доверия к органам государственной и муниципальной власти, не исключая органы правопорядка.

К числу вредных последствий распространения коррупционной преступности в современной России относится ее влияние на публичную деятельность должностных лиц федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления и их учреждений. Коррупционная составляющая в современной России захватила многие сферы государственных и социальных отношений. Рост коррупционной преступности в системе органов власти предопределил криминализацию сферы органов исполнительной власти. Наращивание темпов коррупционной преступности в органах исполнительной власти закономерно влечет рост недоверия со стороны российского общества, что неизбежно влияет на авторитет государства.

3 Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова РИА «Новост // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc. gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=67360817 (дата обращения: 25.10.22).

4 Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. Москва, 2018.

С целью определения мер борьбы и организации деятельности по противодействию данным преступлениям в современной России необходимо детально исследовать причинный комплекс, детерминирующий коррупционное поведение как всех граждан, так и должностных лиц в органах государственной и муниципальной власти. Однако причины коррупционных преступлений необходимо рассматривать исключительно в комплексе со всеми проблемами развития общества и становления государственных институтов.

По мнению В. Е. Эминова, в качестве причинного комплекса преступности необходимо понимать отрицательные общественные явления, характеризующиеся своей взаимосвязанностью и взаимной обусловленностью, которые демонстрируют единство в своем внутреннем устройстве, специфике появления, текущего состояния, генезиса «наиболее уязвимых их зон», в чьих границах наиболее часто могут генерироваться максимально комфортные условия для осуществления преступной деятельности [5, с. 55—80]. К числу таких относятся криминогенные проявления в экономической сфере, политике, сфере общественно-публичных отношений, нравственном состоянии современного российского социума, правовом регулировании возникающих и существующих общественных отношений.

В своем криминологическом анализе причинных комплексов преступности В. Е. Эминов выделяет следующие причинные комплексы преступности вообще и коррупционной преступности в частности.

1. Причинный комплекс экономического характера. Осуществляя поиск причин совершения коррупционных преступлений на со-циолого-криминологическом уровне, нельзя пройти мимо существующих общественных отношений экономического характера, существующего в них комплекса противоречий, несовершенства административно-хозяйственного аппарата. Причины коррупционных преступлений следует искать в недостатках реализуемой экономической политики (как на уровне федеральном, регионов, так и на уровне местного самоуправления), а также в существующей в современной России системе распределения средств бюджетов различных уровней [6, с. 93]

При наличии благоприятных условий (слабость правоохранительной системы государства, отсутствие жесткой экономической политики и пр.) число экономических преступлений начинает превалировать над количеством совершаемых в государстве преступных деяний корыстно-насильственной природы, да и чис-

лом зарегистрированных насильственных преступлений против личности. Экономический причинный комплекс влечет заметное увеличение числа совершаемых коррупционных преступлений, поскольку причины экономического характера прямо затрагивают деятельность должностных лиц наравне со всеми остальными социальными слоями. Наиболее резонансные коррупционные преступления, при которых сумма предмета взятки исчисляется десятками миллионов рублей, совершаются субъектами, более чем обеспеченными в экономическом и материальном плане.

2. Причинный комплекс политического характера.

Помимо экономической заинтересованности политические предпочтения и конфликтные ситуации, порождаемые ими, вызывают максимально яркую и резкую ответную реакцию гражданина современной России. Именно отсутствие политического консенсуса разделяет граждан, делая их непримиримыми врагами. В погоне за властью и политическим влиянием заинтересованные граждане и должностные лица «отбрасывают церемонии» и не стесняются в выборе средств для достижения желаемого результата.

Подтверждение того, что политический причинный комплекс коррупционных преступлений может приобретать чрезвычайную важность, мы можем наблюдать на примере близкой по менталитету к России стране — современной Украине. Приход к власти под революционными лозунгами о необходимости борьбы с коррупцией и призывами к «люстрации» своих политических противников националистических партий и движений, существующих на деньги олигархов, привел к взрывному росту как обычной преступности, так и увеличению числа коррупционных преступлений. Режим вседозволенности, установленный для себя новыми политиками, фактически эхом отразился на рядовых чиновниках, воспринявших идеологию «им можно, и я хочу» [3].

3. Причинный комплекс социального характера.

Общественные отношения, относящиеся криминологами к категории социальных, наравне с экономическими общественными отношениями, демонстрируют свое многообразие и разноплановость. Прежде всего следует отметить, что отношения социального характера, в которых индивид ощущает свое угнетенное, ущемленное положение, потенциально опасны возможностью возникновения деструктивной протестной активности со стороны данного субъекта. Такая деструк-

тивная активность может находить свое абсолютно негативное выражение — преступное поведение. Посредством дачи взятки преступник намерен закрепить или улучшить свой социальный или должностной статус, получить покровительство «власть предержащих» и пр. Обычный индивид по своей природе склонен к определенного рода переоценке себя и своих возможностей.

Следственная и судебная практика расследования и рассмотрения уголовных дел о коррупционных преступлениях, отмечает В. В. Бор-цев, фиксирует, что характер и мотивационная составляющая коррупционных преступлений находятся в линейной зависимости от принадлежности субъектов преступной коррупционной деятельности к определенной социальной группе — должностные лица государственных и муниципальных органов учреждений, организаций [1, с.19].

Следует указать на еще одну криминологическую закономерность, имеющую прямое отношение к социальному причинному комплексу коррупционных преступлений — наличие прямой зависимости между уровнем культуры, воспитанности, эрудированности и образованности субъекта преступления и степенью сложности спланированности и грубости совершаемого им преступного деяния. Чем выше уровень образованности и социально-деловой статус взяткополучателя — должностного лица, тем изощреннее избираемый им способ реализации преступных коррупционных намерений.

4. Причинный комплекс нравственно-психологического характера.

Разработка причинного комплекса коррупционных преступлений не может быть завершенной без учета нравственного состояния современного российского общества и, соответственно, причин нравственного и психологического характера. Практика российской общественной жизни демонстрирует, что ни отечественная экономическая сфера, ни политико-правовая область, ни все многообразие общественной жизни не могут полностью дистанцироваться от своей нравственной составляющей. Как отмечает И. Г. Гутиева, в той ситуации, когда государство, общество и экономика манкируют нравственными принципами, в социуме постепенно начинает формироваться значительный отрицательно заряженный криминогенный потенциал, изучение и познание которого является наипервейшей задачей. По результатам такой познавательной деятельности должны быть созданы и стратегия и тактика противодействия коррупционным преступлениям [2, с. 336].

Противодействие коррупционным преступлениям на территории Российской Федерации представляет собой комплексную деятельность государственных и муниципальных органов власти, их сотрудников, социальных институтов, общественных объединений и граждан, объединяющую в себе не только правоприменительную деятельность федеральных органов государственной власти по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных уголовно-правовых деликтов, но и проведение всеми перечисленными субъектами полноценной профилактической деятельности, направленной на предупреждение рассматриваемых преступных деяний.

В современной отечественной науке предупреждение коррупционных преступлений рассматривается как систематизированная и планово организованная деятельность по предохранению отдельных индивидов, общества, государства от коррупционных уголовно наказуемых деяний.

В настоящее время предупреждение коррупционных преступлений являет собой сложный, многоаспектный процесс, демонстрирующий наличие признаков целостности и являющийся, как отмечает А. И. Долгова, «единством в различиях» [4]. По признаку целеполагания традиционно выделяются общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение коррупционных преступлений.

Задействование общесоциальных мер предупреждения коррупционных преступлений реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.

Общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений охватывают крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

В политической сфере общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений находят свое выражение в генезисе российских государственных институтов, упрочении федерализма, укреплении всех ветвей государственной власти, реализации политической воли противостояния коррупционным уголовно-правовым деяниям.

В экономической сфере общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений выражаются в создании механизма справедливого перераспределения собственности, укреплении национальной финансовой системы, создании максимально открытой системы государственных закупок.

В социальной сфере (в узком смысле этого слова) общесоциальные меры предупреждения

коррупционных преступлений реализуются через систему мер, направленных на сокращение темпов социального расслоения общества; создание системы социальных гарантий сотрудников органов государственной и муниципальной власти с одновременным повышением требований к их служебному поведению и т. п.

В духовной сфере общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений находят свое воплощение в создании в современном российском обществе системы нравственных устоев, исключающих лояльное отношение как должностных лиц, так и членов общества к совершению коррупционных преступлений как способу решения возникающих экономических и социальных проблем.

В правовой сфере общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений реализуются посредством последовательного совершенствования не только антикоррупционного законодательства, но и имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера, которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут создавать возможности для совершения коррупционных преступлений.

Специальные криминологические меры предупреждения коррупционных преступле-

ний ориентированы на недопущение коррупционных уголовно наказуемых деяний. Главная особенность таких специальных криминологических мер — специальная предназначенность для выявления и устранения причин, условий, иных детерминант коррупционной преступности. Дополнительно специальные криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений включают предупреждение действий по приготовлению к совершению коррупционных действий, а также пресечение уже начатых преступлений.

Специальные криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений разнообразны по своей природе и дифференцируются по различным основаниям.

Учитывая сформированную и подтвержденную практикой действенную модель сочетания общесоциальных и специальных криминологических методов предупреждения коррупционных преступлений, мы делаем вывод о том, что их активное комплексное применение правоохранительными органами в ходе противодействия коррупционным преступлениям не только будет способствовать снижению уровня коррупции в стране, но и оказывать существенное влияние на поддержание социального согласия в современной России.

Список литературы:

1. Борцев В. В. Коррупция: контагиозность, последствия и методы противодействия: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2014.

2. Гутиева И. Г. Основные криминогенные факторы, обусловливающие коррупционную преступность // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3.

3. Колесниченко А. Война, бедность, разгул коррупции. Что дал майдан Украине? URL: https://aif.ru/politics/world/voyna_bednost_ razgul_korrupcii_chto_dal_maydan_ukraine (дата обращения: 25.08.2022).

4. Криминология / под ред. А. И. Долговой. 3-е изд. Москва, 2005.

5. Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России. Криминологический анализ. Москва, 2006.

6. Эминов В. Е. Причинные комплексы преступности: криминологический анализ // Философские науки. 2008. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.