Научная статья на тему 'ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1015
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халезов Николай Львочич

В статье рассматриваются основные общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений в современной России. Основное назначение данных мер - уменьшение и устранение основных причин и условий, порождающих коррупцию, факторов криминогенно-коррупционной природы, изменение поведенческой модели и степени восприятия правовых предписаний в социуме, демонстрирующих склонность к совершению противоправных действий, нарушающих антикоррупционные требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL SOCIAL MEASURES TO PREVENT CORRUPTION CRIMES

The article considers the main general social measures to prevent corruption crimes in modern Russia. The main purpose of these measures is to reduce and eliminate the main causes and conditions that generate corruption, factors of a criminogenic and corrupt nature, changes in the behavioral model and the degree of perception of legal regulations in society that demonstrate a tendency to commit illegal actions that violate anti-corruption requirements.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

Общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений

НИКОЛАЙ ЛЬВОВИЧ ХАЛЕЗОВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: n_khalezov@mail.ru

General social Measures to Prevent corruption Crimes

NIKOLAY LVOVICH KHALEZOV,

Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi I Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: n_khalezov@mail.ru

УДК 351.74

Аннотация. В статье рассматриваются основные общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений в современной России. Основное назначение данных мер - уменьшение и устранение основных причин и условий, порождающих коррупцию, факторов криминогенно-коррупционной природы, изменение поведенческой модели и степени восприятия правовых предписаний в социуме, демонстрирующих склонность к совершению противоправных действий, нарушающих антикоррупционные требования.

Ключевые слова и словосочетания: общесоциальные меры предупреждения; коррупционные преступления; коррупционная преступность; антикоррупционная деятельность.

Annotation. The article considers the main general social measures to prevent corruption crimes in modern Russia. The main purpose of these measures is to reduce and eliminate the main causes and conditions that generate corruption, factors of a criminogenic and corrupt nature, changes in the behavioral model and the degree of perception of legal regulations in society that demonstrate a tendency to commit illegal actions that violate anticorruption requirements.

Keywords and phrases: general social prevention measures; corruption crimes; corruption crime; anti-corruption activities.

Противодействие коррупционным преступлениям на территории Российской Федерации представляет собой комплексную деятельность государственных и муниципальных органов власти, их сотрудников, социальных институтов, общественных объединений и граждан, объединяющую в себе не только правоприменительные меры федеральных органов государственной власти по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных уголовно-право-

вых деяний, но и полноценную профилактическую работу, направленную на предупреждение рассматриваемых преступлений, всех перечисленных субъектов деятельности.

С позиций криминологической науки предупреждение коррупционных преступлений можно разделить на две составляющие: общесоциальное предупреждение и специальные криминологические меры предупредительного характера. Криминология под общесоциальным предупреждением уголовных деликтов,

нарушающих требования антикоррупционного законодательства, понимает институт государственного характера, объединяющий в себе систематизированный комплекс мер, назначением которых выступает недопущение коррупционных деяний. Основным назначением данного института является уменьшение и полное устранение основных причин и условий, порождающих коррупцию, всемерное уменьшение факторов криминогенно-коррупционной природы, изменение поведенческой модели и степени восприятия правовых предписаний у членов социума, демонстрирующих склонность к совершению противоправных действий, нарушающих антикоррупционные требования. Дополнительной задачей задействования мер общесоциального предупреждения коррупционных преступлений выступает создание в российском социуме установки неприятия взяточничества и лояльности к совершаемым коррупционным уголовным деяниям.

Учитывая системный характер общесоциального предупреждения коррупционных преступлений, оно должно находить свое воплощение посредством конкретных мер, объединенных в несколько групп.

К первой группе мер общесоциального предупреждения преступных нарушений антикоррупционного законодательства необходимо отнести комплексные мероприятия, реализуемые федеральными и региональными органами государственной власти, по уменьшению и нивелированию негативного воздействия детерминант, обусловливающих коррупционную преступную деятельность. Их, в свою очередь, можно разделить на несколько составляющих.

1. Создание государством правовой и социальной среды, максимально препятствующей субъектам коррупционных преступлений придать законный характер незаконно полученным доходам и имуществу, приобретенному за счет средств от реализации коррупционных преступных схем.

Фактическая реализация публичной властью данной меры находит свое воплощение в создании обстановки, при которой коррупционер имеет минимальные и системно уменьшающиеся возможности придать легальный характер преступно полученным доходам, движимым и недвижимым материальным ценностям, а также имущественным и неимущественным правам. Реализация в практической плоскости данной меры общесоциального предупреждения коррупционных преступлений воплощена:

а) в обязательности контроля и анализа со стороны государства:

— за доходами государственных служащих и иных лиц, обязанных в установленном порядке предоставлять сведения о своих доходах и членов своей семьи1,

— за расходами государственных служащих и иных лиц, обязанных в установленном порядке предоставлять сведения о своих расходах2,

— за предоставлением государственными служащими данных о их имущественном положении3;

б) в запрете иметь счета в иностранных кредитно-финансовых организациях вне пределов юрисдикции Российской Федерации, а также использовать зарубежные финансовые инструменты4;

в) в запрете лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и высшие государственные должности в субъектах Российской Федерации, иметь иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве,

г) в праве высшего представительного органа Российской Федерации вводить дополнительные ограничения для лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе.

2. Продолжение нормотворческого (прежде всего законотворческого) процесса в части принятия новых и совершенствования имеющихся нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в сфере ведения уголовного, уголовно-процессуального, административного и служебного права. Законопроект является результатом творческой деятельности его разработчиков, вследствие чего он не может избежать возможности нести в своих нормах субъективную составляющую мнения того или иного автора проекта законодательного акта. Результатом такого рода «субъективизма» могут стать вольные или невольные пробелы в нормах, регулирующих раз-

1 Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. № 207 // СЗ РФ. 2013. № 11. Ст. 1133.

2 О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ // Рос. газ. 2012. 5 декабря.

3 О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 // Рос. газ. 2009. 20 мая.

4 О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ // Рос. газ. 2013.14 мая.

личные вопросы осуществления государственными и муниципальными служащими своих полномочий, позволяющие субъектам коррупционных преступлений предпринимать шаги по уходу от ответственности за свое преступное поведение [3]. Выходом из данной ситуации является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов и действующих нормативных правовых актов1.

3. Активное вовлечение различных некоммерческих организаций и общественных объединений в деятельность по предупреждению коррупционных преступлений в части повышения правовой грамотности членов социума, создания действующих поведенческих моделей для граждан и чиновников, исключающих коррупционную мотивацию поведения.

Данная общесоциальная мера предупреждения коррупционных преступлений в качестве итогового результата ее применения предусматривает создание условий совместной деятельности государства в лице его властных институтов и общества в лице общественных институтов и отдельных граждан по формированию осознанно негативного отношения у представителей социума к взяточничеству и иным коррупционным преступлениям. Идеальным результатом применения данной общесоциальной меры предупреждения коррупционных преступлений является создание при активной поддержке СМИ и телевидения неприятия в общественном сознании всех форм коррупционных преступлений и правонарушений, инициативное оказание помощи лицам, ставшим жертвами коррупционных уголовно-правовых деликтов и пр.

4. Участие российского государства, НКО и общественных объединений в международном сотрудничестве в рамках профилактики и предупреждения коррупционных преступлений [1, с. 5—9]. Современное положение в мире такого государства как Россия невозможно без активного его взаимодействия по самым различным направлениям с другими государствами. Учитывая, что коррупционерами постоянно предпринимаются попытки вывода незаконно полученных в результате коррупционных преступлений доходов за рубеж, выявить данные средства и доказать их преступный характер без международно-правового сотрудничества крайне затруднительно.

Самостоятельной мерой общесоциального характера по превенции коррупционных пре-

1 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ступлений, полагает Ю. А. Воронин и другие ученые [2, с. 103], являются государственное правотворчество и правоприменение, имеющие своей целью недопущение и фактическое пресечение фактов взяточничества и иной коррупционной деятельности, привлечение всех лиц, в них замешанных, к уголовной и иной юридической ответственности с назначением соответствующих наказаний.

5. Еще одной общесоциальной мерой предупреждения коррупционных преступлений является государственное регулирование отношений чиновников с индивидуальными и коллективными членами российского социума в области получения должностными лицами подарков и непосредственного процесса дарения. Подчас именно в такой форме осуществляется камуфлирование взятки. Данная сфера урегулирована соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, запрещающим должностному лицу получение вознаграждения (подарков и пр.) от физических и юридических лиц в связи с исполнением своих функциональных обязанностей, за исключением протокольных и иных регламентированных оснований2.

Отдельным кейсом общесоциальных мер предупреждения коррупционных преступлений является государственная антикоррупционная политика Российской Федерации. Реализация государством антикоррупционной политики предусматривает такую общесоциальную меру предупреждения коррупционных преступлений как создание режима максимальной информационной открытости при освещении текущей деятельности и правоохранительных усилий органов государственной власти федерального и регионального уровней, муниципальных органов. Данная мера реализуется в соответствии с нормами Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»3. Так, А. Широковым в качестве общесоциальной меры превенции коррупционных правонарушений рассматривается законодательно обеспеченная возможность присутствия представителей общественных ор-

2 О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

ганизаций, граждан и журналистов СМИ на заседаниях коллегиальных органов государственной и муниципальной власти [4].

Обозначенный нами перечень общесоциальных мер предупреждения коррупционных преступлений не может быть исчерпывающим. Обоснованием такому утверждению является сама природа коррупционных уголовно-правовых деяний, характеризующаяся сложной внутренней структурой, чрезвычайно высокой вариативностью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям и правовым предписаниям.

В качестве кратких выводов по итогам рассмотрения вопроса общесоциальных мер предупреждения коррупционных преступлений можно отметить следующее.

Реализуемый в России комплекс мер общесоциального предупреждения коррупционных преступлений ориентирован прежде всего на разрешение двух знаковых профилактических задач — создание и следующее за ним воплощение в практической плоскости мер общегосударственного характера, вектор которых направлен на:

— поддержание в обществе и системах государственной и муниципальной службы должного уважения и соблюдения требований законности;

— выявление, минимизация и купирование неблагоприятных факторов социального характера, создающих предпосылки для успешности усилий преступников к склонению должностного лица к совершению коррупционных уголовно-правовых деликтов;

— неуклонное и плановое усиление контрольно-надзорной деятельности в отношении профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности в Российской Федерации и высшие должности субъектов России, а также членов социума и их общественных объединений и организаций;

— последовательная ликвидация правовых коллизий;

— решение иных вопросов, нацеленных на достижение задач государственной антикоррупционной политики и предупреждение коррупционных преступлений.

Список литературы:

1. Волков К. А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям // Российский следователь. 2011. № 15.

2. Воронин Ю. А., Семенов И. А., Сычева С. И., Семенов Я. И. Борьба с коррупционной преступностью в системе государственной и муниципальной службы. Екатеринбург, 2006.

3. Предупреждение коррупционной преступности. Справочник. Криминология. Преступность в России. URL: http://criminal. peterlife.ru/criminal/184 (дата обращения: 20.05.2022).

4. Широков А. Некоторые вопросы реализации антикоррупционного законодательства // Познавательный журнал. 2013. № 9. URL: http:// xn—80aafngqnlfck6b3hm. xn—plai/all/nekotorye-problemy-realizad-antikorupdonogo-zakonodatelstva.html (дата обращения: 18.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.