Научная статья на тему 'Основные направления предупреждения коррупционных преступлений в Республике Армения'

Основные направления предупреждения коррупционных преступлений в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
615
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CORRUPTION / A CRIME / THE PREVENTION OF CRIMES / MEASURES OF THE PREVENTION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манукян М. А.

В статье рассматриваются основные направления предупреждения коррупционных преступлений в Республике Армения. Обосновывается вывод о том, что меры по предупреждению коррупционных преступлений могут быть классифицированы на экономико-социальные, политические, правовые, нравственно-духовные и организационно-управленческие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN AREAS OF PREVENTION OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

In article the basic directions of the prevention of corruption crimes in republic Armenia are considered. The conclusion about that is proved that measures under the prevention of corruption crimes can be classified on economic-social, political, legal, moral-spiritual and organizational-administrative.

Текст научной работы на тему «Основные направления предупреждения коррупционных преступлений в Республике Армения»

^^ Актуальные проблемы уголовного права ^^

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

М.А. Манукян,

кандидат юридических наук, доцент, адъюнкт кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений Академии управления МВД России Научная специальность: 12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Научный руководитель: И.Б. Малиновский, Е-mail: manukyan.mher@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления предупреждения коррупционных преступлений в Республике Армения. Обосновывается вывод о том, что меры по предупреждению коррупционных преступлений могут быть классифицированы на экономико-социальные, политические, правовые, нравственно-духовные и организационно-управленческие.

Ключевые слова: коррупция, преступление, предупреждение преступлений, меры предупреждения преступлений.

THE MAIN AREAS OF PREVENTION OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

M.A. Manukyan,

competitor of a scientific degree of chair of a criminal policy and the organization of the prevention of crimes of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article the basic directions of the prevention of corruption crimes in republic Armenia are considered. The conclusion about that is proved that measures under the prevention of corruption crimes can be classified on economic-social, political, legal, moral-spiritual and organizational-administrative. Keywords: corruption, a crime, the prevention of crimes, measures of the prevention of crimes.

Совокупность накопленных знаний о профилактическом воздействии на преступность свидетельствует о том, что любые превентивные программы могут иметь перспективу только в том случае, если они ориентируются на улаживание криминальных конфликтов за пределами уголовно-правовых от-

ношений, и тогда соответствующий модернистский подход завоевывает все больше сторонников, будучи более выгодным и не менее эффективным. Он исходит из того, что отношения между обществом и преступником должны быть качественно иными; реакция государства на преступное поведение не

Актуальные проблемы уголовного права

должна быть основана на репрессии1. Чисто репрессивные методы противодействия преступности не могут удовлетворять общество как из-за их асоциальной направленности, так и низкой эффективности. Анализ юридической литературы, посвященной проблемам противодействия разнообразным преступным посягательствам, свидетельствует о том, что большинство современных авторов склонны считать криминологические меры борьбы с преступностью в сравнении с уголовно-правовыми мерами более выгодными2.

В целях предупреждения коррупционных преступлений субъектами профилактики осуществляется большой комплекс мероприятий, и важной лирой здесь выступает правильное сочетание предупредительных мероприятий, их очередность и оптимальность сроков одновременного либо разновременного их проведения, а также оптимальная их последовательность.

Как известно, предупреждение любых видов преступлений осуществляется на двух основных уровнях: общесоциальном и специальном криминологическом.

В системе мер предупреждения преступлений, осуществляемых на общесоциальном уровне, приоритетная роль отводится мерам, направленным на нейтрализацию так называемых социальных детерминант преступности. Такой подход к общесоциальному предупреждению преступлений был сформирован еще советской криминологией. Так, В.Н. Кудрявцев считает, что поскольку преступность — явление социальное и вызывается к жизни целым комплексом причин, прежде всего, хозяйственно-экономического и социального характера, то ее преодоление должно базироваться на решении глобальных хозяйственно-экономических проблем3.

Общесоциальное предупреждение коррупционных и любых других преступлений предполагает «оздоровление» общественных отношений во всех сферах жизни общества, соблюдение режима законности, активизацию борьбы с негативными социальными явлениями, выступающими питательной средой для преступности4. В связи с этим данные меры не могут не характеризоваться высокой эффективностью в предупреждении коррупционных преступлений, поскольку в их совершение вовлечен широкий круг лиц со стойкой криминогенной мотивационной направленностью. Общесоциальные меры не окажут должного воздействия на чиновников и предпринимателей, участвующих в совершении данных преступлений и получающих от них огромную прибыль. Современная коррупция в Республике Армения очень тесно связана с су-

ществующей теневой экономикой и значительная часть вращающихся в ней средств не контролируется государством. Лица, участвующие в обороте указанных неконтролируемых средств охвачены криминальными связями и долгосрочными обязательствами, от которых они не смогут окончательно отказаться, даже если будет нейтрализована значительная часть экономических и социальных факторов рассматриваемого вида преступности.

Таким образом, особое внимание в системе мер по предупреждению коррупционных преступлений в Республике Армения, следует уделять специальным криминологическим мерам, которые специально направлены на устранение причин данного вида преступности и конкретных преступных проявлений коррупции. Иногда эти меры носят репрессивный характер и тем самым усиливают эффект применения других мер, так как без угрозы наказания любая система предупредительных мер может рассыпаться.

Следовательно, предупреждение коррупционных преступлений в Республике Армения может быть эффективным только при одновременном использовании мер общесоциального и специального криминологического предупреждения.

В системе предупредительных мер коррупционной преступности особое внимание должно быть уделено экономико-социальным мерам, ориентированным на повышение уровня благосостояния населения и снижение числа безработных. Сейчас, когда в Республике Армения уровень заработной платы большинства государственных и муниципальных служащих остается низким, реализация указанных мер может существенно приостановить разрастание взяточничества. Повышение заработной платы так же привлечет в государственный сектор высокопрофессиональных сотрудников, при отборе которых появится возможность учитывать не только их профессиональные, но и моральные качества, устойчивость перед соблазном незаконного заработка. Сегодня же заработная плата многих государственных служащих в несколько раз ниже уровня прожиточного минимума, что в принципе исключает качественных кадровый отбор при поступлении на государственную службу.

В рамках реализации политических мер, направленных на предупреждение коррупционных преступлений, все усилия должны быть сосредоточены на создании условий, при которых ведение незаконных форм предпринимательства и серых схем бизнеса было бы менее выгодным по сравнению с законными формами. Фактически необходимо выводить многие отрасли экономики Республики Армения из теневого сектора. Сделать это можно лишь

Актуальные проблемы уголовного права

посредством стимулирования совершения прозрачных видов сделок и вообще всей коммерческой и управленческой деятельности при одновременном ужесточении соответствующего контроля, который должен включать в себя не только мониторинг сложившейся ситуации, но и своевременное реагирование на любые виды пранарушений, в том числе с использованием мер уголовно-правового реагирования. Политические меры предупреждения коррупционных преступлений должны быть тесно связаны или применяться одновременно с организационно-управленческими и нравственно-духовными мерами. Преодолеть коррупцию и ослабить влияние теневой экономики на современное общество Армении невозможно без совершенствования деятельности правоохранительных органов и без оказания воздействия на население с целью вовлечения его в процесс противодействия всем видам коррупции.

В теории российской криминологии уже давно выработан перечень основных мер5, которые могут применяться и в Республике Армения с целью ограничения коррупционных проявлений, разрушительно влияющих на весь теневой сектор. Эти меры носят политический, правовой, организационно-управленческий, нравственно-духовный характер и в первую очередь включают:

• введение ограничений для приема на государственную службу чиновников, ранее допустивших коррупционные нарушения, при одновременном формировании у населения нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям коррупции;

• создание механизма постоянного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления со стороны гражданского общества. Для этого все сферы государственного управления должны стать открытыми для общественного контроля, включая деятельность правоохранительных органов. В рассматриваемом ключе весьма важной является организация работы следователей, прокуроров и судей на основе принципиальной независимости;

• проведение периодических опросов общественного мнения о работе органов власти;

• сравнение реальной практики с образцами «наилучшей практики» и с правилами, действующими в системах, обладающих наибольшей прозрачностью;

• обеспечение свободы принятия решений независимо от ведомственных интересов и давления;

• обеспечение ответственности руководителей всех уровней за действия их подчиненных;

• повышение эффективности контроля, (ру-

ководители должны иметь возможность проверять и контролировать деятельность своих подчиненных);

• проведение внезапных проверок деятельности чиновников как ведомственных, так и вневедомственных;

• обязательное для руководителей всех уровней проведение аттестации подчиненных на предмет добросовестного исполнения ими своих служебных обязанностей и проверка соблюдения ими законов.

Перечисленные меры должны применяться повсеместно с целью предупреждения всех видов коррупционных преступлений. Социальный контроль должен выполнять предупредительную функцию и при этом выступать своеобразным регулятором отношений в государственной сфере, так как такой контроль позволяет более объективно оценить состояние борьбы с рассматриваемыми преступлениями без учета корпоративных интересов.

Важной формой социального контроля за коррупционной преступностью выступает общественное мнение, которое позволяет выявить, насколько население удовлетворено состоянием дел в борьбе с данной преступностью. В процессе мониторинга общественного мнения могут выясняться также и сведения о совершенных коррупционных преступлениях.

Успешная реализация социального контроля за коррупционной преступностью во многом зависит от приведения его в определенную систему, под которой понимается совокупность взаимосвязанных элементов: субъектов, объектов контрольной деятельности, информационных связей, форм и методов контроля, которые направлены на достижение цели проверки, наблюдения и устранения выявленных недостатков.

В общем виде цель любого социального контроля - это обеспечение функционирования той или иной организации, поведения людей в соответствии с установленными в обществе нормами6. С учетом этого, цель социального контроля за коррупционной преступностью состоит в обеспечении функционирования государственных и муниципальных органов в соответствии с их назначением.

Круг субъектов, осуществляющих отмеченную разновидность контроля достаточно широк, что предполагает их классификацию. При этом в качестве классификационного признака, наиболее полно раскрывающего особенность социального контроля, можно назвать правовой статус субъектов данного контроля. С учетом этого можно выделить три группы субъектов социального контроля: средства массовой информации; различные общественные формирования; отдельные граждане.

Актуальные проблемы уголовного права

К сожалению, значительной частью населения недооценивается степень общественной опасности многих коррупционных преступлений. В связи с этим роль средств массовой информации должна превалировать в правовом просвещении населения и в пропаганде отрицательного восприятия любых проявлений коррупции. При этом следует помнить, что средства массовой информации являются часто общества, со всеми присущими ему недостатками. Этим объясняется стремление преподнести очередной «жареный» факт, о котором журналисты сразу же забывают, как только его сменяет другая сенсация.

В Республике Армения широкое распространение получили так называемые коррупционные сделки в сфере государственного заказа, что должно побуждать средства массовой информации стремиться освещать ставшие известными коррупционные сговоры. Естественно, преданный гласности коррупционный сговор попавший в зону прозрачности, подвержен общественному контролю и влиянию, что, несомненно, повысит риск коррупционера быть разоблаченным и может заставить его отказаться от реализации коррупционных схем.

В качестве субъектов социального контроля за коррупционной преступностью могут выступать и различные общественные объединения, ассоциации и фонды. В настоящее время таких общественных формирований насчитываются десятки.

Социальный контроль за коррупционной преступностью могут осуществлять и отдельные граждане. Важным аспектом в предупреждении соответствующих преступлений является разработка эффективной системы, позволяющей подавать жалобы как в рамках каждого отдельного учреждения, так и в масштабах всего общества. Здесь важную роль призвано сыграть гражданское общество в широком значении этого слова; ассоциации предпринимателей, профессиональные союзы и иные общественные организации в сотрудничестве с государственными и муниципальными органами должны помочь обществу осознать, насколько велик вред, наносимый коррупционными преступлениями.

В рамках предупреждения коррупционных преступлений нельзя не обратиться к проблеме правового воспитания граждан. Это одна из наиболее сложных и наиболее важных проблем при решении задач противодействия преступлениям вообще и коорупцинным преступлениям, в частности. Средствами идеологического воздействия, убеждения, воспитания и просвещения необходимо сформировать у населения антикриминальный социальный оптимизм, веру в успех дела борьбы с такого рода

преступлениями, опровергнуть укоренившиеся в сознании значительной части граждан представления о полной и окончательной утрате государственного и общественного контроля за коррупцией.

В рамках реализации организационно-управленческих мер нельзя забывать, что основная нагрузка по предупреждению коррупционных преступлений ложится на органы внутренних дел, которые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности могут не только выявлять и пресекать преступления, но и профилактировать их совершение. Хотя в современных условиях большинство сотрудников органов внутренних дел предпочитают не предупреждать преступления, а выявлять их и доводить дело до суда.

Проведение оперативно-профилактических мероприятий, в первую очередь, должно быть ориентировано на органы государственной власти, имеющие вертикально-интегрированные структуры, так как именно их сотрудники, в основном, являются координаторами масштабных противоправных схем ведения бизнеса, позволяющих извлекать сверхприбыли. Зачастую работники последних организаций через подставных лиц создают различные коммерческие организации, которые потом с их подачи получают подряды на выполнение различных работ.

Документирование коррупционных преступлений должно быть основано на строго разработанной методике по комплексному анализу признаков, позволяющих выявлять и фиксировать факты совершения преступлений в результате системного анализа достаточно большего числа данных. Важно систематизировать признаки, свидетельствующие о совершении рассматриваемых преступлений. Система данных признаков может восприниматься как набор индикаторов, отражающих реальное состояние криминальной ситуации, связанной с совершением коррупционных преступлений. И здесь концептуальное значение приобретает формирование банка данных о признаках, свидетельствующих о совершении тех или иных преступлений коррупционных преступлений. Такая систематизация необходима, так как отмеченные признаки применительно к разным проявлениям коррупции можно признать узко специфичными.

В настоящее время существует настоятельная необходимость в значительном расширении предупредительных мер, основанных на использовании указанных признаков, так как они позволяют обнаруживать и пресекать преступную деятельность на более ранних стадиях. Концепция предупреждения коррупционных преступлений, основанная на фиксации и анализе признаков-индикаторов, должна включать в себя не только криминологические, но и финансово-экономические, криминалистические,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

тактические и методические признаки, характерные для соответствующих преступлений.

Меры по предупреждению коррупционных преступлений имеют разноплановый характер и могут быть классифицированы также как и факторы, детерминирующие их совершение, на экономико-социальные, политические, правовые, нравственно-духовные и организационно-управленческие.

1 Преступность и общество: компромисс или борьба (декабрьский семинар Санкт-Петербургского криминологического клуба) // Криминология вчера, сегодня, завтра: Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. — 2002. —

№4(5). — С. 187.

2 Гладких В.И., Федотов П.В., Шумов Р.Н. Криминология. Курс лекций. — М., 2010. - С. 64-65.

3 Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. — М., 1966. — С. 10.

4 Клименко С.А. Криминологическая безопасность правоотношений в сфере российского налогообложения. — М., 2005. — С. 88.

5 См. например: Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Науч. ред. С. В. Максимов и др. - М., 2000. - С. 198 - 217; Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Противодействие коррупции. — М., 2003. - С. 105-114 и др.

6 Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 1999. - С.120.

КРАЙНЯЯ необходимость

КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ПРЕСТУПНОСТЬ

ДЕЯНИЯ

А.С. Рабаданов,

докторант кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений Академии управления МВД России.

г. Москва

Научная специальность: 12.00.08 -Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Рецензент: Б.Т. Разгильдиев, доктор юридических наук, профессор E-mail: abd.rabadanoff@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию уголовно-правового института крайней необходимости как обстоятельства, исключающего преступность деяния. Автор рассматривает условия правомерности причинения вреда при крайней необходимости. Исследует понятие превышения пределов крайней необходимости. Наряду с другими научными положения считает необходимым сделать более лаконичным содержание ч. 2 ст. 39 УК РФ и обосновывает свою позицию.

Ключевые слова: крайняя необходимость, необходимая оборона, причинение вреда, обстоятельства защиты, преступное посягательство, правоохраняемые интересы.

EMERGENCY AS CIRCUMSTANCE EXCLUDING CRIMINALITY OF ACT

A.S. Rabadanov,

doctor faculties of criminal policy and the organizations of the prevention of crimes Academies of management of the Ministry of internal affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.