Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наказания без изоляции от общества / принудительные работы / осужденный / исправительный центр / розыск / punishments without isolation from society / forced labor / convict / correctional center / search

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Асадов Ватан Вагифович, Буданова Людмила Юрьевна

Организация исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества, к числу которых относятся и принудительные работы, всегда сопряжена с ограничениями прав, свобод и законных интересов субъектов, а потому занимает одно из центральных мест в области правового регулирования. Однако практика реализации наказания в виде принуди-тельных работ свидетельствует о том, что не все вопросы правовой регламентации этого наказания решены в удовлетворяющей науку и практику степени, поэтому возрастает на-учный интерес к проблемным вопросам организации деятельности по исполнению наказания в виде принудительных работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACTIVITIES FOR THE EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR: PROBLEMATIC ASPECTS

The organization of the execution of sentences without isolating the convicted person from society, which includes forced labor, is always associated with restrictions on the rights, freedoms and legitimate interests of subjects, and therefore occupies one of the central places in the field of legal regulation. However, the practice of implementing punishment in the form of forced labor indicates that not all issues of legal regulation of this punishment have been resolved to a degree that satisfies science and practice, so there is an increasing scientific interest in the problematic issues of organizing activities for the execution of punishment in the form of forced labor.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ»

Konovalov Stanislav Ivanovich, Doctor of Law, Prof., Professor of the Department, konovalov455@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Zolotova Polina Vladimirovna, assistant lawyer, p.z.ya@yandex.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Regional Bar Association «Expert»

УДК 343.8 DOI: 10.24412/2071-6184-2021-3-21-27

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ

И.Н. Смирнова, В.В. Асадов, Л.Ю. Буданова

Организация исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества, к числу которых относятся и принудительные работы, всегда сопряжена с ограничениями прав, свобод и законных интересов субъектов, а потому занимает одно из центральных мест в области правового регулирования. Однако практика реализации наказания в виде принудительных работ свидетельствует о том, что не все вопросы правовой регламентации этого наказания решены в удовлетворяющей науку и практику степени, поэтому возрастает научный интерес к проблемным вопросам организации деятельности по исполнению наказания в виде принудительных работ.

Ключевые слова: наказания без изоляции от общества, принудительные работы, осужденный, исправительный центр, розыск.

В соответствии с концептуальными положениями развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, в числе вызовов, стоящих перед ней, «развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказания в виде принудительных работ». Это во многом обусловлено тем, что уголовно-исполнительная политика Российской Федерации в настоящее время одним из приоритетных направлений развития ставит расширение сферы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Так, за 2020 г. принудительные работы в качестве основного вида наказаний назначены 992 осужденным (за 2019 г. - 1 462), замена лишения свободы на принудительные работы произведена судом в отношении 1 637 (за 2019 г. -905) осужденных, отказано в замене в отношении 3 315 осужденных (за 2019 г. - 2 108). В 2018 г. принудительные работы были назначены судом в качестве основного вида наказаний в отношении 1 038 осужденных (2017 г. - 587), заме-

21

на лишения свободы на принудительные работы произведена судом в отношении 22 (2017 г. - 5) осужденных, отказано в замене в отношении 18 осужденных (2017 г. - 18) [1]. На 1 мая 2021 г. на учете 29 исправительных центров (далее - ИЦ) и 85 изолированных участков, функционирующих как исправительный центр, состоят 6 669 осужденных к принудительным работам [2]. Таким образом, снижение количества назначения судом наказания в виде принудительных работ может указывать на проблемы в организации исполнения этого наказания.

В качестве отдельных организационных аспектов не в должной мере регламентированных в правовых и нормативных актах следует отметить, что при прибытии осужденного в ИЦ в течение 3 дней необходимо установить наличие в информационном центре органов внутренних дел дактилоскопической карты осужденного, и в случае ее отсутствия - произвести дактилоскопрование осужденного, с последующей отправкой дактилоскопической карты в информационный центр органов внутренних дел.

При оформлении личного дела осужденного также необходимо осуществить его фотосъемку. С целью получения фотографий надлежащего качества, фотосъемку целесообразно производить по правилам опознавательной фотосъемки, при которой требуется изготовления двух снимков - в фас и в правый профиль. Фотографирование следует производить по грудь. В соответствии с ч. 9 и ч. 10 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 25.12.2019 № 307 на каждого осужденного к принудительным работам старший инспектор (инспектор) должен заполнить учетную алфавитную карточку, которую утверждает начальник ИЦ, номер карты должен совпадать с номером личного дела осужденного. При получении решения суда об изменении осужденному срока наказания, о снижении размера удержаний из заработной платы в доход государства в учетной алфавитной карточке и контрольно-сроковой карточке осужденных необходимо делать соответствующие отметки, о чем производить запись на поступившем документе с указанием даты и фамилии старшего инспектора (инспектора), который внес изменения. Днем постановки на учет осужденного считается день поступления копии приговора (постановления, определения) суда в ИЦ.

Спальные места осужденных и ячейки (полки и т. п.) в общих местах хранения личных вещей осужденных вне спальных помещений следует обозначать табличками с целью определения их принадлежности. Таблички выполняются сотрудниками ИЦ при размещении осужденного в месте проживания, прикроватные тумбочки обозначаются табличкой (наклейкой) с фамилией и инициалами осужденного.

При оформлении документа, удостоверяющего личность осужденного, необходимо предусмотреть наличие вкладки с отметками начальника учреждения об убытии осужденного в отпуск и прибытии из него.

Несмотря на достаточно непродолжительный период исполнения наказания в виде принудительных работ, другими авторами ранее уже были выявлены проблемные вопросы, связанные с его правовым регулированием, в частности, непродуманность включения в санкции некоторых статей Особенной части УК

22

РФ наказания в виде принудительных работ; в действующем законодательстве не определены и не закреплены виды ИЦ для содержания осужденных; УИК РФ на осужденных, повредивших или уничтоживших технические средства надзора и контроля, не предусматривает возможности наложения взыскания при исполнении принудительных работ [3, с. 42-44]; невозможность осуществления общественного контроля [4, с. 45].

В целях разработки предложений, направленных на совершенствование деятельности ИЦ и участков исправительных центров, функционирующих на объектах предприятий (учреждений, организаций) (УФИЦ) по исполнению наказания в виде принудительных работ нами было проведено собственное исследование, в рамках которого были изучены основные показатели по исполнению этого вида наказания и опрошены практические работники, исполняющие принудительные работы.

По результатам проведенного социологического исследования можно сформулировать следующие проблемные аспекты в заявленной сфере:

- законодателем не предусмотрен запрет назначения наказания в виде принудительных работ мужчинам, имеющим детей до трех лет и являющимся единственным родителем;

- не предусмотрено отнесение членовредительства к нарушениям порядка и условий отбывания принудительных работ;

- порядок согласования с прокурором помещения осужденного к принудительным работам в помещение для нарушителей не предусмотрен, что в практической деятельности приводит к несвоевременному применению этой меры;

- не регламентированы особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ИЦ;

- в настоящее время в нормативных актах отсутствуют условия содержания осужденных в помещении для нарушителей, в связи с этим такие осужденные не изолируются отдельно от других осужденных, могут перемещаться за территорию ИЦ;

- обязанность хранения администрацией ИЦ паспорта осужденного в личном деле создает трудности в получении ими выплат при временной нетрудоспособности, а также проведения отпусков с семьей, если до места проведения отпуска осужденным необходимо приобрести билеты, требующие наличия паспорта;

- объявление в розыск осужденных к принудительным работам осуществляется не оперативными подразделениями, а начальником ИЦ.

Кратко остановимся на некоторых из них.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) «Объявление розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы», а на основании ч. 2 ст. 60.17 УИК РФ «Осужденный, уклонившийся от отбывания

23

принудительных работ (за исключением осужденного, уклонившегося от получения предписания, и осужденного, не прибывшего к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок), объявляется в розыск администрацией исправительного центра», объявление в розыск и осуществление оперативно-розыскной деятельности согласно Федеральному закону от 12.08. 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ч. 2 ст. 18.1 УИК РФ осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы, то есть ИЦ по аналогии с уголовно-исполнительными инспекциями могут только инициировать объявление в розыск осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде принудительных работ. Следовательно, считаем целесообразным в целях единообразного толкования и применения привести юридическую технику в указанных выше нормах к общему понятийному аппарату.

Законодателем не предусмотрено отнесение членовредительства к нарушениям порядка и условий отбывания принудительных работ, однако подобные действия осужденного могут препятствовать его трудовой деятельности, а также установленному законом порядку отбывания такого вида наказания, нарушают нормальное функционирование учреждения, приводят к необоснованному расходу сил и средств учреждения и иных организаций. Таким образом, представляется целесообразным дополнить ч. 2 ст. 60.15 УИК РФ пунктом «и» в следующей редакции: «причинение умышленного вреда своему здоровью».

При направлении в суд представления о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы в отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, администрация ИЦ или УФИЦ вправе водворить осужденного в помещение для нарушителей по согласованию с прокурором. Однако порядок такого согласования не предусмотрен, что в практической деятельности приводит к несвоевременному применению этой меры. В связи с этим представляется целесообразным законодательно регламентировать не согласование прокурором водворения в помещение для нарушителей, а уведомление его о применении такой меры с дальнейшим разрешением прокурором вопроса о ее законности.

Представляется целесообразным изложить ч. 6 ст. 60.15 УИК РФ в следующей редакции: «Со дня направления представления, указанного в части пятой настоящей статьи, и до решения суда администрацией исправительного центра осужденный к принудительным работам может быть водворен в помещение для нарушителей. Администрация исправительного центра в течение 24 часов с момента принятия решения о водворении осужденного в помещение для нарушителей обязана направить прокурору копии документов, послуживших основанием для принятия подобного решения».

В настоящее время в нормативных актах отсутствуют условия содержания осужденных в помещении для нарушителей, в связи с этим такие осужденные не изолируются отдельно от других осужденных, могут перемещаться за территорию УФИЦ, так как не предусмотрено их питание за счет выделяемых индивидуальных рационов питания, они не ограничиваются во времени для приготовления пищи, свободно используют цифровую технику, то есть не под-

24

лежат каким-либо ограничениям, тем самым к ним невозможно применить какие-либо меры воздействия. Кроме того, в помещениях для нарушителей осужденные, как правило, не выводятся на работу и все время проводят с использованием технических средств, тем самым дополнительный расход электроэнергии распределяется на всех осужденных. Таким образом, целесообразно дополнить приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.12.2016 № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» главой XII «Особенности распорядка дня для осужденных, содержащихся в помещении для нарушителей»:

«Питание осужденных, содержащихся в помещении для нарушителей, осуществляется за счет индивидуальных рационов питания, подогрев воды и прием пищи производится осужденными в отдельных от других осужденных помещениях и не может быть более одного часа на каждый прием пищи;

прогулка осужденных, находящихся в помещении для нарушителей, составляет от полутора до двух часов ежедневно, осужденный вправе отказаться от выхода на прогулку либо самостоятельно сократить ее время. Прогулка осужденных, содержащихся в помещении для нарушителей, осуществляется в изолированном от других осужденных месте (дворике);

осужденному запрещается использовать технические средства и средства мобильной связи в помещениях для нарушителей, использование мобильной связи разрешается осужденному при прогулке. На время содержания осужденного в помещении для нарушителей мобильный телефон и технические средства изымаются сотрудниками ИЦ».

В связи с тем, что осужденные к принудительным работам осуществляют свою трудовую деятельность на основании норм трудового законодательства России, им положены выплаты при временной нетрудоспособности, получение этих выплат осужденными возможно как в банковских организациях, так и путем перечислений, получаемых на почте России. Однако в связи с тем, что паспорт осужденного находится в его личном деле, получить такие выплаты для него не представляется возможным. Также осужденные лишены возможности проведения отпусков с семьей, если до места проведения отпуска им необходимо приобрести билеты, требующие наличия паспорта. Кроме того, трудовая книжка осужденного также хранится в личном деле, что является невозможным при ее ведении только в электронном виде. В связи с этим представляется целесообразным по аналогии с осужденными к наказания без изоляции от общества, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции, внести изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.12.2016 № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы», изложив ч. 8 в следующей редакции: «Трудовая книжка, за исключением ее ведения в электронном виде, и пенсионное удостоверение (при наличии) хранятся в личном деле осужденного, при его освобождении выдаются ему на руки. Паспорт хранится у осужденного, при его постановке на учет копия паспорта хранится в личном деле. При отсутствии паспорта у осужденного, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в его личном

25

деле, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация ИЦ заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют собственные средства, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства».

В заключении отметим, что по аналогии с мерой пресечения в виде домашнего ареста, которая изначально долгое время не применялась судами в связи с отсутствием возможности ее исполнения, а в настоящее время наблюдается ежегодный рост числа назначений данной меры пресечения, принудительные работы являются эффективным наказанием, позволяющим трудоустроить осужденного, осуществлять за ним надзор с целью пресечения противоправного поведения в условиях без изоляции от общества и реализации мер, направленных на ресоциализацию осужденного. При этом порядок осуществления надзора урегулирован законодателем не в полной мере, что затрудняет его осуществление в практической деятельности.

Список литературы

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ra/index.php?id=5 (дата обращения: 01.06.2021).

2. Официальный сайт ФСИН России / [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 02.06.2021).

3. Грушин Ф.В. Современная уголовно-исполнительная политика в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества // Сборник VII Всероссийского совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (19-21 июля 2017 г., г. Пушкин). Пушкин, 2017. С. 42-44.

4. Зубова А.О., Симагин А.О. Проблемы исполнения наказания в виде принудительных работ в Российской Федерации // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 1(37). С. 45-52.

Смирнова Ирина Николаевна, д-р юрид. наук, доц., irina_smi69@mail.ru, Россия, Псков, Псковский филиал Академии ФСИН России,

Асадов Ватан Вагифович, канд. юрид. наук, asadov_vv@mail.ru, Россия, Псков, Псковский филиал Академии ФСИН России,

Буданова Людмила Юрьевна, канд. юрид. наук, доцент, milabudanovapskov@mail.ru, Россия, Псков, Псковский филиал Академии ФСИН России

ORGANIZA TION OF ACTIVITIES FOR THE EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR: PROBLEMATIC ASPECTS

I. N. Smirnova, V. V. Asadov, L. Yu. Budanova

The organization of the execution of sentences without isolating the convicted person from society, which includes forced labor, is always associated with restrictions on the rights, freedoms and legitimate interests of subjects, and therefore occupies one of the central places in the field of legal regulation. However, the practice of implementing punishment in the form of forced labor indicates that not all issues of legal regulation of this punishment have been resolved to a degree that satisfies science and practice, so there is an increasing scientific interest in the problematic issues of organizing activities for the execution ofpunishment in the form offorced labor.

Key words: punishments without isolation from society, forced labor, convict, correctional center, search

Smirnova Irina Nikolaevna, Doctor of Law Sci., Associate Professor, irina_smi69@mail.ru, Russia, Pskov, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Asadov Vatan Vagifovich, Candidate of Legal Sciences, asadov_vv@mail.ru, Russia, Pskov, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Budanova Lyudmila Yurievna, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, milabudanovapskov@mail.ru, Russia, Pskov, Pskov branch of the Academy of the federal penitentiary service of Russia

УДК 343.985.7 DOI: 10.24412/2071-6184-2021-3-28-34

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

И.В. Тишутина

Характеризуются правовые, организационные и тактические аспекты взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации (далее - СМИ) в целях пресечения, раскрытия и расследования преступлений в современных условиях цифровизации жизнедеятельности общества и функционирования государства. Делается акцент на необходимости обеспечения своевременного доступа граждан к информации, ее достоверности и непротиворечивости. Анализируются возможности использования новых социальных медиа в интересах правоохранительных органов и направления развития существующих в этом отношении подходов. Обозначаются основные проблемы выстраивания взаимодействия правоохранительных органов с интернет-СМИ. Обращается внимание на противоречия между быстро прогрессирующим смещением сферы информационной осведомленности в интернет-пространстве и неготовностью правоохранительных органов динамично приспосабливаться к взаимодействию с новыми формами средств массовой информации. Рассматриваются основные тактические задачи, решаемые посредством взаимодействия

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.