определяются содержание и методы этой работы. Данный механизм включает в себя три взаимосвязанных элемента (рисунок 3):
предупреждение (профилактику) коррупционных правонарушений; ответственность лиц, совершивших коррупционные правонарушения; минимизацию (ликвидацию) последствий коррупционных деяний.
МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Аналитические и контрольно-ревизионные мероприятия
Кадровые мероприятия
Рисунок 3 - Механизм противодействия коррупции Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3.
2. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. М.: ДГСК МВД России, 2011. 248 с.
© П.М. Моргачев, С.Н. Смеянов, 2020
Организационные мероприятия
Образовательные мероприятия
Социально-психологические мероприятия
УДК 343.851
Моргачев П.М.
канд. пед. наук, доцент, профессор ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ Смеянов С.Н. канд. пед. наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА»
г. Воронеж, РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ (ПРОФИЛАКТИКЕ) КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются подходы в вопросах организации деятельности должностных лиц воинской
части по противодействию коррупции. В рамках формирования системы противодействия коррупции предлагается проведение комплекса мероприятий организационного характера, образовательных и социально-психологических мероприятий
Ключевые слова:
Коррупция, противодействие коррупции, профилактика коррупционных правонарушений.
Основным направлением деятельности всех должностных лиц воинской части в области борьбы с коррупцией является работа по предупреждению (профилактике) коррупционных правонарушений.
Принимая во внимание опыт профилактической работы в области противодействия коррупции, накопленный органами государственного и муниципального управления, в том числе силовыми структурами Российской Федерации [1], в качестве мероприятий этой группы, которые можно условно определить следующие: организационные, образовательные, социально-психологические, аналитические и контрольно-ревизионные, кадровые.
В целях качественной организации деятельности должностных лиц воинской части по противодействию коррупции предусматриваются следующие мероприятия организационного характера:
разработка и утверждение плана противодействия коррупции;
издание приказов командира части:
- о назначении аттестационной комиссии;
- о назначении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов;
- о назначении ответственных должностных лиц по противодействию коррупции;
- о назначении ответственных за организацию работы по приему уведомлений о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;
- об организации представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- о порядке уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
организация взаимодействия с органами военной юстиции, УФСКН, структурами ФСБ и МВД России по вопросам пресечения и профилактики правонарушений, в том числе коррупционной направленности, укреплению воинской дисциплины и правопорядка в воинских коллективах;
дополнение контрактов о прохождении военной службы военнослужащими приложением, включающим в себя перечень ограничений и запретов и требований к служебному поведению;
включение в коллективные договоры гражданского персонала положений, связанных с дополнительными обязанностями, налагаемыми на работников, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции»;
разработка и уточнение должностных обязанностей командиров подразделений (начальников служб) с учетом требований по предупреждению и урегулированию конфликта интересов;
разработка функциональных обязанностей ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (ответственного за сбор сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
Пристальное внимание в воинской части должно уделяться проведению образовательных (учебных и воспитательных) мероприятий. Мероприятия данной группы направлены на формирование у личного состава системы знаний и компетенций, а также моральных качеств, необходимых в антикоррупционной деятельности. В рамках этого направления организуется и проводится комплекс работ по обучению, повышению квалификации личного состава, а именно:
регулярное доведение до личного состава методических материалов, разрабатываемых Главным управлением кадров Министерства обороны РФ по вопросам противодействия коррупции;
доведение до личного состава информации о порядке уведомления Министра обороны РФ и других должностных лиц органов военного управления о фактах коррупции, а также фактах склонения к коррупционным действиям;
проведение методических сборов с лицами, непосредственно ответственными за организацию работы по противодействию коррупции (председателями комиссий, ответственными лицами за работу по профилактике коррупционных правонарушений и за сбор сведений о доходах и расходах);
организация сдачи зачетов по правовому минимуму офицерами, прапорщиками и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов не реже одного раза в 2 года, а также перед назначением на высшую воинскую должность с включением в тестовые задания вопросов по противодействию коррупции;
проведение занятий по изучению антикоррупционного законодательства в системе профессионально-должностной и общественно-государственной подготовки в целях правового обучения личного состава.
Конечная цель образовательных мероприятий - перевод антикоррупционных требований общества во внутренние моральные установки и убеждения каждого военнослужащего и работника. Социально-психологические мероприятия включают:
организацию приема военнослужащих и гражданского персонала по личным вопросам командиром части, своевременное рассмотрение обращений;
изготовление и размещение в служебно-административных зданиях, казармах и общежитиях стендов и планшетов с информацией об актуальных вопросах противодействия коррупции;
проведение социально-психологических исследований, опросов, психологических консультирований, тестирований, индивидуальных и групповых бесед, психологических тренингов с целью повышения уровня антикоррупционной устойчивости каждой личности и коллектива в целом;
комплекс мотивационных мероприятий по стимулированию служебной деятельности, поощрение личного состава за добросовестное и безупречное исполнение своих обязанностей, честность и высокие морально-деловые качества.
Не менее важными являются аналитические и контрольно-ревизионные мероприятия, проводимые на постоянной основе, а именно:
проведение антикоррупционной экспертизы проектов приказов командира части; изучение и анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых военнослужащими и работниками, замещающими должности и претендующими на замещение должностей, включенных в соответствующий перечень;
ежеквартальный анализ деятельности аттестационных комиссий и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, а также хода реализации мер по противодействию коррупции;
мониторинг наличия конфликта интересов, связанного с прохождением службы (работой) родственников, находящихся в непосредственном подчинении (подконтрольности) друг у друга; выявление и оценка коррупционных рисков.
При проведении кадровых мероприятий основным принципом является прозрачность принятия кадровых решений. Соблюдение этого принципа достигается путем коллегиального обсуждения вопросов назначения военнослужащих и лиц гражданского персонала на должности, применения к ним мер стимулирования и поощрений.
В целях совершенствования профилактики коррупционных правонарушении может быть рекомендована разработка Кодекса военно-служебной этики военнослужащего, а также Свода этических норм поведения гражданского персонала. Дополнительный вклад в общий результат способны внести активизация работы с верующими и широкое использование потенциала профсоюзной организации воинской части.
Для усиления обратной связи в формируемой системе может быть рекомендована разработка
специальных тестов (анкет) с целью изучения мнения личного состава и выявления скрытых форм проявления коррупционного поведения и коррупционно-опасных ситуаций в различных сферах деятельности. При наличии локальной компьютерной сети возможно создание специализированной страницы «Противодействие коррупции».
Таким образом, формирование целостной системы работы по противодействию коррупции позволит эффективно противостоять этому специфическому, живучему и сложному по своей сути социальному явлению.
Список использованной литературы:
1. Система информационной работы в сфере профилактики коррупционных правонарушений в воинской части, учреждении, организации Министерства обороны Российской Федерации: материалы отчета НИР / г. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. 100 с.
© Моргачев П.М., Смеянов С.Н., 2020
УДК-34
А.И. Салихова
студентка 3 курса магистратуры Института права БашГУ, г. Уфа
ПРЕДМЕТ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Аннотация
В статье анализируются отдельные вопросы определения предмета взятки. На основе анализа действующего законодательства и теоретических исследований проблемы формулируется авторское понимание предмета взяточничества.
Ключевые слова:
Взяточничество, предмет взяточничества, коррупция.
Взяточничество на данный момент является самой опасной формой коррупции. В правовом понимании коррупция - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях. Особая опасность взяточничества заключается в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, государственных служащих, органов власти и управления, создает у граждан впечатление о том, что все их желания и прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.
В современных реалиях российской жизни передача различного рода взяток осуществляется за самые разнообразные действия, такие как приобретение права на земельные участки, за прием на учебу в университет, назначение на высокопоставленную должность, общее покровительство, помощь в получении отсрочки или освобождении от военной службы и т.д. При этом предметом взятки могут быть не только деньги или ценные бумаги, но и различные материальные ценности или услуги.
Взяточничество - это собирательное понятие, охватывающее умышленные общественно опасные деяния, предусмотренные ст. ст. 290-291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] (далее - УК РФ), направленные против интересов государственной службы и/или службы в органах местного самоуправления, а так же подрывающие авторитет органов государственной власти.
В ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" под коррупцией