4'2014
Пробелы в российском законодательстве
5.6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кулагина Виктория Николаевна, аспирант. Место учебы: Мурманский государственный технический университет. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача. Цель написания статьи заключается в анализе правоприменительной практики реализации мер по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями в российских Вооруженных Силах на примере одного из флотов ВМФ России для последующей выработки предложений по совершенствованию отечественного антикоррупционного законодательства.
Модель. Для достижения поставленной цели в ходе исследования были использованы общенаучные методы (анализ, синтез; индукция, дедукция, исторический и логический), частные методы (статистический, сравнительный, интервьюирования) и специальные методы (сравнительно-правовой и формально-юридический).
Выводы. В результате проведенного исследования был выявлен пробел в отечественном законодательстве по противодействию коррупции в Вооруженных Силах России и предложена новая антикоррупционная правовая норма.
Возможность последующего использования результатов работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке Федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции в Вооруженных Силах России.
Практическое значение. Реализация на практике предложенного в исследовании научного результата позволит совершенствовать российское законодательство в области противодействия коррупции в Вооруженных Силах и снизить коррупционные риски в армии и на флоте.
Социальные последствия. Устранение выявленного пробела в законодательстве будет способствовать повышению эффективности управления личным составом и работниками Вооруженных Сил России, появлению положительных тенденций в репутации военнослужащих, усилению практической реализации политики противодействия коррупции в армии и на флоте.
Оригинальность/ценность. Работа предназначена для лиц, осуществляющих нормотворческую деятельность, аспирантов, докторантов и преподавателей высших учебных заведений.
Ключевые слова: правонарушение, противодействие коррупции, вооруженные силы, нормативные правовые акты, правовые основы.
LEGAL BASIS COMBATING CORRUPTION IN THE RUSSIAN ARMED FORCES
Kulagina Victoria Nikolaevna, postgraduate student. Place of study: Murmansk state technical university. E-mail: [email protected]
Annotation
Task. The purpose of writing this article is to review the implementation of the law enforcement measures to prevent and combat corruption offenses in the Russian Armed Forces as an example of one of the fleets of the Russian Navy for subsequent development of proposals for the improvement of national anti-corruption legislation.
Model. To achieve this objective, the study used scientific methods (analysis, synthesis, induction, deduction, historical and logical), private methods (statistical, comparative, interviewing) and special methods (comparative legal and legalistic).
Findings. The study identified gaps in domestic legislation to combat corruption in the Armed Forces of Russia and proposed a new anti-corruption legal norm.
The possibility of subsequent use of the results. The results of this study can be used in the development of federal laws and other normative legal acts in the field of combating corruption in the Russian Armed Forces.
The practical significance. Practical implementation of the proposed study will allow scientific result improve Russian legislation on anti-corruption in the Armed Forces and reduce the risks of corruption in the army and navy.
Social consequences. Rectifying the identified a gap in legislation will contribute to enhancement of management efficiency personal composition and employees Armed Forces Russian, the appearance of positive trends in the reputation servicemen, strengthening the practical realization policy of counteraction to corruption in the army and in the Navy.
Originality/value. The work is intended for persons engaged in standard-setting activities, post-doctoral students and academics.
Keywords: offense, fight against corruption, armed forces, normative legal acts, the legal basis.
Коррупция в российской армии и на флоте негативно влияет на репутацию Вооруженных Сил в обществе, боевую готовность воинских частей и подразделений, а также их слаженность в мирное и военное время. В этой связи приобрели первостепенную значимость вопросы профилактики и борьбы с коррупционными правонарушениями в военной среде. Однако, недостаточная эффективность антикоррупционных мер зачастую объясняется пробелами в законодательстве, которые позволяют военнослужащим даже в случае совершения ими коррупционного преступления, в последующем продолжать военную службу в рядах российских Вооруженных Сил.
Поэтому, в настоящее время актуальной является задача разработки дополнительных мер антикоррупционного характера, применяемых к военнослужащим, совершившим преступления коррупционной направленности. Для этого в рамках настоящей статьи рассмотрим основные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы противодействия коррупции в российских Вооруженных Силах, результаты правоприменительной практики реализации антикоррупционных мер на одном из флотов, входящего в состав Военноморского флота России, и в целях совершенствования действующего антикоррупционного законодательства предложим новую правовую норму.
В российском законодательстве противодействие коррупции представлено как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению и борьбе с коррупцией, а также мини-
116
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Кулагина В.Н.
мизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 2 и 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ различают правовую и организационную основы противодействия коррупции. Правовую основу противодействия коррупции в Вооруженных Силах РФ составляют международные и российские нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права. Основные правила (принципы), на которых основывается антикоррупционная деятельность в армии и на флоте, сформулированы в ст.3 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. В ходе реализации системы мер по противодействию коррупции государство в период проведения антикоррупционных мероприятий выступает гарантом в вопросах равенства прав и свобод лиц, состоящих в Вооруженных Силах РФ на государственной службе или в трудовых отношениях в соответствии с Трудовым кодексом РФ, независимо от каких-либо обстоятельств (например, должностного положения лица, в отношении которого проводятся указанные мероприятия, его национальности и др.);
2) законность. Этот принцип заключается в том, что в Вооруженных Силах России государственными служащими и гражданским персоналом должны неукоснительно соблюдаться нормы, содержащиеся в национальных антикоррупционных нормативных правовых актах, а деятельность органов военного управления, воинских частей и формирований должна соответствовать требованиям действующего законодательства;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Несмотря на специфику деятельности российских Вооружённых Сил, сведения о фактах проявления коррупции в военной среде не должны скрываться от общественности и любые лица, заинтересованные в подобной информации не должны иметь каких-либо ограничений при её получении и освещении в прессе, на телевидении или в иных средствах массовой информации;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Данный принцип означает, что военнослужащие, государственные гражданские служащие и гражданский персонал органов военного управления, воинских частей, организаций и учреждений Вооружённых Сил РФ, должны быть уверены в неизбежности юридической ответственности за совершение ими противоправных деяний, которые носят коррупционный характер. В этой связи актуальным видится стремление военных прокуроров и следователей к наказанию лиц, совершивших коррупционные правонарушения, а также необходимость разработки и применения на практике специальных мер, обеспечивающих своевременное выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. Реализация этого принципа предполагает не только использование в совокупности (комплексе) указанных в настоящем абзаце мер, но и координацию действий, объединение усилий командования воинских частей, органов военного управления, военных прокуроров и следователей, а также иных уполномоченных органов и лиц (включая общественные институты и физических
лиц) в ходе решения задач по противодействию коррупции в Вооруженных Силах России;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. В целях недопущения коррупционных проявлений, необходимо заранее предпринимать действия антикоррупционного характера, что позволит минимизировать последствия коррупции в военной среде, своевременно и максимально полно устранять ее (коррупции) причины, создать здоровые условия для функционирования армии и флота;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. В целях правового обучения и формирования высокого уровня правовой культуры у государственных гражданских служащих, военнослужащих (включая военнослужащих по призыву) и гражданского персонала, требуется создать все необходимые условия для реализации основ антикоррупционной политики в Вооружённых Силах России, а также обеспечить сотрудничество командования воинских частей и начальствующего состава органов военного управления с институтами гражданского общества, физическими лицами и международными организациями, имеющими успешный опыт борьбы с коррупцией.
Вышеперечисленные принципы лежат в основе российской антикоррупционной деятельности в армии и на флоте. Они раскрывают содержание и порядок реализации правовых предписаний в исследуемой сфере и, объединяя существующие нормы международных и российских правовых актов, образуют определенную систему, в которой эти принципы связаны и взаимообусловлены.
Одним из основных международных источников права, содержащим меры по противодействию коррупции, является «Конвенция организации Объединенных наций против коррупции». Ее ратификация стала важнейшим шагом в российской нормотворческой деятельности, простимулировавшим национальную антикоррупционную деятельность. Законодательным органам власти Российской Федерации потребовалось привести отечественные нормативные правовые акты, и прежде всего в области уголовного права, в соответствие с международными требованиями и стандартами. Эта задача, в основном, была решена, и в российском законодательстве, начиная с 2008 года, изданы ряд основополагающих законов и подзаконных актов в области противодействия коррупции.
В российской армии и на флоте правовую основу противодействия коррупции составляют отечественные нормативные правовые акты (Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, приказы Министра обороны и другие нормативные правовые акты). Наиболее значимым (центральным) из них выступает Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее по тексту Закон о противодействии коррупции). Этот нормативный правовой акт определил основы противодействия коррупции в России, основные положения в сфере международного сотрудничества нашего государства в исследуемой области, ввел ключевые термины (понятия «коррупция» и «противодействие коррупции») и системы мер по профилактике и борьбе с коррупцией, установил ответственность физических и юридических лиц за совершение правонарушений коррупционной направленности. Закон о противодействии коррупции послужил фундаментом для принятия других нормативных правовых актов, направленных на искоре-
117
4'2014
Пробелы в российском законодательстве
нение коррупционных правонарушений в российском обществе и отечественных Вооруженных Силах.
Так, в 2009-2013 гг. были приняты следующие ключевые Федеральные законы Российской Федерации в области противодействия коррупции в различных сферах деятельности общества, в том числе в армии и на флоте: от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; от 21 ноября 2011 года №329-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»; другие.
В Вооруженных Силах России пик издания нормативных правовых актов по противодействию коррупции пришелся на 2009-2012 гг. Например, в указанный период приказами Министра обороны Российской Федерации (далее по тексту МО РФ) были приняты меры по соблюдению в Министерстве обороны России требований к служебному поведению военнослужащих и урегулированию конфликта интересов (приказ МО РФ от 08 сентября 2010 года №1166) и утверждены: Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны РФ (приказ МО РФ от 22 апреля 2011 года №555); порядок проведения в Министерстве обороны РФ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (приказ МО РФ от 19 декабря 2011 года №2610).
Меры по противодействию коррупции принимаются не только на уровне федерального министерства, но и на уровне округов, флотов, объединений и соединений. Например, в воинских частях, органах военного управления и организациях флота S противодействие коррупции организовано в соответствии с приказом командующего флотом S «О противодействии коррупции на флоте S».
Кроме того, в Военной прокуратуре флота S и Военном следственном управлении по флоту S утверждены планы по противодействию коррупции, предусматривающие повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, обеспечение военнослужащими ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей, выявление и систематизацию причин и условий проявления коррупции в деятельности органов военного управления, воинских частей и организаций флота S, мониторинг коррупционных рисков и их устранение, а также взаимодействие командования флота с институтами гражданского общества и гражданами.
Вместе с тем, несмотря на действие в Вооруженных Силах России множества нормативных правовых актов, коррупция на флоте S продолжает укрепляться в воинской среде, и даже угроза лишения свободы не удерживает военнослужащих от совершения преступлений коррупционной направленности [7, с.131].
Лица, совершающие коррупционные преступления и состоящие на военной службе или в трудовых отношениях в Вооруженных Силах России, не могут качественно исполнять возложенные на них должностные и служебные обязанности, что в свою очередь снижает эффективность управления личным составом и работниками, препятствует практической реализации политики противодействия коррупции в воинских частях и дискредитирует органы военного управления флота [2, с.33; 6, С.130Ж.
Экспертный опрос, проведенный на флоте автором настоящей статьи среди прокурорских работников и
следователей, показал, что за период 2003-2012 гг. за совершение преступлений коррупционной направленности было осуждено 487 военнослужащих флота S Военно-Морского Флота России. Вместе с тем, не все осужденные военнослужащие были уволены с военной службы - 18% (87 военнослужащих) остались проходить военную службу по решению вышестоящего командования, несмотря на обвинительные приговоры судов и применение к указанных лицам наказаний в виде штрафа (83% (72 военнослужащих) от общего числа оставленных на военной службе) или лишения свободы (условно) (17% (15 военнослужащих)). Кроме того, из общего числа указанной категории лиц, осужденных к наказанию в виде штрафа, в дальнейшем совершили коррупционное преступление повторно 32% (23 военнослужащих).
Например, помощник командира войсковой части «С» по финансово-экономической работе майор Б. в 2004 году путем повторного начисления причитающихся одному из военнослужащих выплат, похитил из государственной казны денежные средства в сумме 86,0 тыс. рублей. В 2005 году майор Б. приговором V-ro гарнизонного военного суда был осужден к наказанию в виде штрафа, но по решению командующего флотом S продолжил прохождение военной службы в прежней занимаемой должности. Спустя несколько месяцев майор Б. был снова уличен в аналогичном правонарушении коррупционной направленности, но уже на сумму свыше 130 тыс. рублей и в 2006 году приговором V-ro гарнизонного военного суда в очередной раз был осужден к наказанию в виде штрафа. Вместе с тем, по решению командующего флотом S майор Б. по-прежнему остался проходить военную службу, хотя и на низшей должности, и только через год (в 2007 году) был уволен из рядов Вооруженных Сил РФ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), так как продолжал допускать правонарушения, не совместимые с прохождением военной службы в финансово-экономических органах.
Более того, в общем числе военнослужащих, совершивших в указанный период коррупционные преступления, 64% занимали материально ответственные должности или должности с административнораспорядительными функциями. Однако, 11% из этой категории лиц были в течение 2-5 лет вновь приняты, но уже на работу в воинские части, организации флота S на аналогичные должности.
Так, командир войсковой части «К» майор П. действуя из корыстных побуждений фиктивно устроил на работу гражданина С. и на протяжении 2004-2006 гг. получал от этого лица якобы заработанные последним денежные средства. Ущерб, причиненный государству от коррупционных действий майора П., составил свыше 290 тыс. рублей. В 2006 году майор П. приговором V-ro гарнизонного военного суда был осужден за совершение преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ, к наказанию в виде штрафа и уволен из рядов Вооруженных Сил России (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта). Спустя четыре года майор запаса П. был принят на эту же должность (командира войсковой части «К»), но уже замещаемую гражданским персоналом, где продолжает трудовую деятельность до настоящего времени.
Аналогично, заместитель начальника штаба одного из объединений флота S полковник X. преследуя цель личного обогащения, вносил в официальные документы ложные сведения, которые позволили ему в течение 2008-2010 гг. необоснованно получать одну из надба-
118
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Кулагина В.Н.
вок, предусмотренную требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года №200. В результате коррупционных действий полковника X., государству был нанесен ущерб в сумме более 750,0 тыс. рублей. В 2011 году приговором V-ro гарнизонного военного суда полковник X. был осужден за совершение преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ, к наказанию в виде штрафа и уволен из рядов российских Вооруженных Сил (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе). Однако в течение года полковник запаса X. был принят на работу в управление этого же объединения на материальноответственную должность, сопряженную с административно-хозяйственными функциями.
Также, из общего числа военнослужащих осужденных за совершение преступлений коррупционной направленности, 8% (39 военнослужащих) были вновь приняты после увольнения на военную или иные виды государственной службы. Так, начальник продовольственной службы войсковой части «Ц» майор К. в 2004 году не оприходовал в регистрах бухгалтерского учета полученные им на окружном продовольственном складе 5 тонн мяса и распорядился ими по своему усмотрению. В 2005 году приговором Z-ro гарнизонного военного суда майор К. был осужден за совершение преступления, предусмотренного ст.160 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в колонии общего режима. После истечения срока наказания майор запаса К. в 2010 году был принят на государственную службу в одну из организаций Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, где и продолжает службу до настоящего времени.
Такое положение дел снижает эффективность практической реализации в Вооруженных Силах России мероприятий по противодействию коррупции, особенно профилактической составляющей антикоррупционного комплекса мер, и требует не только новых решений, структурных и функциональных изменений в воинских частях и органах военного управления силового министерства, но и дополнения системы мер по противодействию коррупции мероприятиями по устранению и нейтрализации коррупционных рисков, связанных с пробелами в российском законодательстве. [3, с.22; 10, с.112].
Поэтому, разные ученые и специалисты, проводящие исследования в области противодействия коррупции (например, [1; 8; 9 и др.]) предлагают отличные друг от друга решения, направленные на совершенствование национальной антикоррупционной нормативноправовой базы. Так, Кириленко В.П. и Дронов Р.В. для предупреждения коррупционных правонарушений полагают целесообразным стимулировать профессиональную деятельность военнослужащих институтом «поощрений» с изданием соответствующего нормативного правового акта, регулирующего отношения, возникающие в связи с предоставлением этой категорией государственных служащих услуги обществу по защите нашего государства от внешней агрессии [5, с.239].
По мнению Калайчиевой Л.М. существенную роль в профилактике правонарушений коррупционной направленности может сыграть открытость уголовной статистики и развернутая характеристика преступлений в совокупности с мерами по приведению ограничений и запретов в соответствие с их денежным вознаграждением [4, с.53-54].
В настоящей статье предлагается совершенствовать действующее антикоррупционное законодательство путем принятия Федерального закона о внесении дополнения в Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года №53-ФЗ.
Так, пункт 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. Среди этих оснований два (подпункты «д.1» и «д.2» пункта 1 статьи 51 названного Федерального закона) носят исключительно
антикоррупционный характер. К тому же, подпункты «е» и «е.1» пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» также можно отнести к категории антикоррупционных, поскольку они содержат нормы, предусматривающие увольнение с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту:
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно.
Анализ норм, изложенных в подпунктах «е» и «е.1» пункта 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» позволяет сделать вывод о том, что в случае совершения военнослужащим коррупционного преступления, за совершение которого ему приговором суда будет назначено наказание в виде лишения свободы, в том числе условно, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. Однако, в случае вынесения судом приговора, предусматривающего наказание за совершение военнослужащим коррупционного преступления, в виде штрафа, в этом случае рассматриваемый Федеральный закон не содержит прямых указаний на необходимость применение к такому военнослужащему дисциплинарного взыскания в виде увольнения в обязательном порядке.
Пользуясь подобными пробелами в отечественном законодательстве, военнослужащие, совершившие преступление коррупционной направленности получают возможность оставаться на государственной службе. Это негативно сказывается на доверии общества к военной профессии, формирует мнение у россиян о нежелании командования различного уровня противодействовать проявлениям коррупции в армии и на флоте, а также не позволяет органам государственной власти и военного руководства достичь желаемых результатов в ходе реализации на практике антикоррупционных мер.
В этой связи предлагается дополнить пункт 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» подпунктом «н» следующего содержания:
Статья 51. Основания увольнения с военной службы
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
н) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания за совершение коррупционного преступления.
Предложенная норма закона позволит исключить случаи оставления на военной службе военнослужащих, совершивших преступления коррупционной направленности (независимо от вида наказания), устранив суще-
119
4'2014
Пробелы в российском законодательстве
ствующий пробел в действующем нормативном правовом акте.
Таким образом, проведенный краткий анализ действующей нормативно-правовой базы по противодействию коррупции в Вооруженных Силах России и анализ сложившейся криминологической ситуации на флоте S Военно-Морского Флота России, позволяют сделать вывод о том, что российское антикоррупционное законодательство нуждается в совершенствовании. В связи с этим видится актуальным и своевременным внесение предложенного в настоящей статье дополнения в пункт 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года №53-Ф3. Это позволит совершенствовать законодательство в области противодействия коррупции путем обогащения новой нормой существующего порядка прохождения российскими гражданами военной службы по контракту.
Список литературы:
1. Айрапетян Э.С. Проблемы противодействия коррупции в органах государственной власти // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №6. с.157-159
2. Белова С., Алексеева Л. Соблюдение законодательства о борьбе с коррупцией // Законность. 2011. №8. С.30-33
3. Василевич Г.А. Правовые аспекты борьбы с коррупцией // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. №3 (34). С.22-25
4. Калайчиева Л.М. Разработка и реализация стратегии борьбы с коррупцией на муниципальном уровне // Вопросы регулирования экономики. 2011. Том 2. №1. С.47-55
5. Кириленко В.П., Дронов Р.В. Борьба с коррупцией в органах государственного управления России: политические и правовые аспекты // Личность. Культура. Общество. 2012. Том XIV. Выпуск 1 (69-70). С.235-241
6. Лахман А.Г. Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания // Власть и управление на Востоке России. 2013. №1 (62). С.129-134
7. Минаков Г.Л. Усиление борьбы с коррупцией: уголовно-правовой аспект // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. №4. С.131-134
8. Скосырская Ю.В. Конкурсная система государственных закупок как фактор противодействия коррупционным преступлениям // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №2. С.148-150
9. Сорочкин Р.А. Характеристика субъекта коррупционного преступления в международном праве // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №1. с.170-174
10. Тарасян А. Г. Сравнительный анализ динамики коррупции до и после принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. №5 (11). С.110-113
Рецензия
на рукопись статьи аспирата кафедры Уголовного нрава и криминоло-гии Мурманского государственного технического университета, Викто-рии Николаевны Кулагиной «Правовые основы противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации»
В рецензируемой статье исследуются правовые основы противодейст-вия коррупции в Вооруженных Силах России, проводится анализ правопри-менительной практики реализации мер по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями па примере Северного флота ВМФ России. В частности, раскрыты принципы, па которых основывается антикоррупционная деятельность в армии и па флоте, а также проведен краткий обзор нор-ма-тивной правовой базы в сфере противодействия коррупции. Следует согла-ситься с мнением автора о том,
что эффективность практической реализации антикоррупционных мероприятий снижается. Поэтому требуются не только новые решения, структурные и функциональные изменения в воинских частях и органах военного управления данного силового министерства, но и необходимо дополнение системы мер по противодействию коррупции мероприятиями по устранению и нейтрализации коррупционных рисков, связанных с пробелами в российском законодательстве.
Несомненным достоинством рецензируемой статьи являются приве-денные статистические данные и анализ правоприменительной практики реа-лизации антикоррупционных мер па примере Северного флота ВМФ России. Также, положительно следует оценить рассмотрение автором конкретных случаев совершения военнослужащими и гражданским персоналом коррупционных преступлений с отражением итоговых результатов уголовных преследований и судебных разбирательств.
Автор пришел к логически обоснованному выводу о том, что, пользу-ясь законодательными пробелами, военнослужащие, совершившие преступ-ление коррупционной направленности, нередко получают возможность оставаться на государственной службе. Поэтому в целях повышения эффективности антикоррупционных мер требуется дополнить пункт 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подпунктом «п» соответствующего содержания, представленного в рецензируемой статье.
Изложение материала логично выдержано, грамотно и последовательно. Представляется, что сформулированные в работе теоретические положения и практические рекомендации могут оказать существенное влияние на процесс противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствовать дальнейшему развитию уголовного права, криминологии и юридической науки в целом. Основные положения работы могут найти применение в общетеоретических и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением правовых проблем.
В то же время, необходимо отметить, что рукопись статьи В.Н. Кула-гиной «Правовые основы противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации», как и всякая научная работа, имеет наряду с положительными характеристиками и некоторые недостатки. Поэтому считаю целесообразным:
1. С целью повышения уровня достоверности приводимых данных, исследовать причины противоправного поведения военнослужащих не только путем экспертного опроса военных прокуроров и следователей, но и опроса представителей командования воинских частей, соединений и объединений Северного флота ВМФ России.
2. Более четко и конкретно изложить вывод по рассмотренной в научной статье проблеме.
Высказанные замечания не снижают общей высокой оценки работы и являются дискуссионными. Считаю, что рукопись статьи В. П. Кулагиной «Правовые основы противодействия коррупции в Вооруженных Силах Рос-сийской Федерации» представляет собой зрелый научный труд, соответствуем требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и рекомендуется к изданию в открытой печати.
Заведующий кафедрой уголовного нрава и криминологии Мурманского государственного технического университета, доктор юридических наук, профессор Н. Д. Гомонов
120