Проблемы экономики и юридической практики
1'2018
12.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УВЕДОМЛЕНИЯ РАБОТНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ О ФАКТАХ СКЛОНЕНИЯ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Лесников Геннадий Юрьевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИЦ-3 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Тищенко Юрий Юрьевич, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ-1 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Аннотация
Задача: В статье анализируются положения статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также требования ведомственных нормативных правовых актов ФСИН России, регламентирующих действия работников уголовно-исполнительной системы при обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Методология: при подготовке статьи использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Выводы: с учетом выявленных пробелов в правовом регулировании рассматриваемой сферы и правоприменительной деятельности, а также сформулированных предложений и рекомендаций предложены основные положения нового ведомственного нормативного правового акта, утверждающего единый порядок уведомления работниками УИС подразделений собственной безопасности ФСИН России о фактах обращения в целях их склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: отдельные положения статьи, характеризующие проблемы противодействия коррупции могут быть использованы в научных исследованиях.
Практическое значение: предложения, сформулированные автором, могут быть использованы в ходе дальнейшего совершенствования антикоррупционного законодательства.
Социальные последствия: статья представляет интерес для разработки мер дальнейшей профилактики коррупции в уголовно-исполнительной системе.
Оригинальность/ценность: работа предназначена для ученых, специалистов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, противодействие коррупции, коррупционные правонарушения, уведомление о склонении к коррупции, федеральный закон, профилактика.
FEATURES OF NOTIFICATION BY THE EMPLOYERS OF PENITENTIARY SYSTEM ABOUT FACTS OF INDUCEMENT OF COMMITING OF CORRUPTION OFFENCE
Lesnikov Gennady Yu., doctor of jurisprudence, professor, Head researcher of NITS-3 Work place: Scientific research institute of Federal penal service of Russia
Tischenko Yuriy Yu., PhD at law, Leading researcher of NITS-1
Work place: Scientific research institute of Federal penal service of Russia
Annotation
Objective: the article analyzes the provisions of article 9 of the Federal law of the Russian Federation of December 25, 2008 № 273-FZ «On combating corruption», as well as the requirements of departmental regulatory legal acts of the Federal penitentiary service of Russia, regulating the actions of employees of the penal system in addressing them in order to incite corruption offenses. Methodology: formal-legal and comparative-legal methods were used in the preparation of the article.
Conclusions: taking into account the revealed gaps in legal regulation of the considered sphere and law enforcement activity, as well as the formulated proposals and recommendations, the basic provisions of the new departmental regulatory legal act approving the
Лесников Г. Ю., Тищенко Ю. Ю.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УВЕДОМЛЕНИЯ РАБОТНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ О ФАКТАХ СКЛОНЕНИЯ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
uniform procedure for notifying employees of the PIS of the Russian FSIN's own security units about the facts of treatment in order to incline them to commit corruption offenses are proposed.
Research framework / the possibility of subsequent use of the results of scientific work: some provisions of the article characterizing the problems of combating corruption can be used in scientific research.
Practical value: the Proposals formulated by the author can be used in the course of further improvement of anti-corruption legislation.
Social consequences: the Article is of interest for the development of measures for the further prevention of corruption in the penal correction system.
Originality / value: the Article is intended for scientists, specialists and a wide range of readers interested in the problems of combating corruption in the penal correction system.
Keywords: criminal executive system, anti-corruption, corruption offenses, notice of inducement to corruption, federal law, prevention.
Политическая и экономическая система каждого государства имеет собственные разновидности проявлений такого негативного явления, как коррупция, касающегося одновременно большого количества социальных институтов. Противодействие коррупции, учитывая ее общественную опасность, обязано включать в себя систему эффективных предупредительных мер, а также четких целенаправленных действий по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений путем реализации правовых и организационных мер целостной антикоррупционной политики.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) основной задачей по противодействию коррупции является не только фактическое раскрытие коррупционного преступления, а прежде всего его предупреждение, то есть выяснение реальных причин, побуждающих работников системы вступать в преступный сговор с осужденными или другими лицами и действовать наперекор интересам службы.
На современном этапе актуализация задач, направленных на реализацию государственной политики в сфере противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти представляется одной из основных, поскольку на первом месте стоит проблема поиска решений, использование которых позволит значительно расширить область воздействия на коррупционную составляющую государственной службы и, соответственно, приумножить ее эффективность. Существенная роль в исследовании указанных процессов принадлежит анализу и оценке коррупционных рисков, которые возникают при исполнении сотрудниками УИС своих должностных обязанностей.
В свою очередь, оценка рассматриваемых рисков при выполнении должностных обязанностей и полномочий сотрудниками и работниками УИС, состоит в установлении причин и обстоятельств, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения имущественной выгоды.
Несмотря на общую положительную динамику изменений в уголовно-исполнительной системе в контексте противодействия коррупции, часть имеющихся проблем остаются пока нерешенными.
Следует отметить, что причины нынешнего роста коррупционных проявлений помимо общей экономической нестабильности, слабости государственных институтов противодействия коррупции и существующего правового нигилизма в обществе обусловлены еще и определенными изменениями в самой социальной структуре. С одной стороны, возник определенный слой состоятельных лиц, располагающих значительными денежными средствами, вынужденных в
силу различных обстоятельств идти на подкуп должностных лиц. С другой - некоторые должностные лица, ощущая неуверенность в ближайшем будущем, стремятся максимально использовать свое должностное положение в целях возможно быстрого обогащения. Кроме того, на сегодняшний день получили широкое распространение не только обычные формы подкупа в виде передачи денежных средств и подарков, но и получение всяческих материальных благ.
В процессе проведенного исследования нами установлены факторы, объективно влияющие на совершение коррупционных правонарушений, среди которых необходимо выделить: готовность значительной части населения к даче взятки государственным служащим для реализации своих как законных прав, так и незаконных интересов; низкий уровень фактического выявления и раскрытия коррупционных преступлений, отсутствие реального механизма взаимодействия правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупцией.
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», занимает основное место в вопросах правового регулирования противодействия коррупции. В частности, положениями указанного Федерального закона сформулировано определение коррупции, установлены принципы борьбы с коррупцией в Российской Федерации, меры по ее профилактике, а также основные направления обеспечения деятельности государственных органов по реализации выработанных мер, направленных на повышение эффективности противодействия коррупции.
Обязанность должностного лица уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений предусмотрена статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции». По нашему мнению, императивность закрепленной нормы требует дополнительного толкования данного деяния, выражающегося в правонарушении, за совершение которого предусмотрена возможность привлечения к юридической ответственности.
В настоящее время реализация приведенного положения закона сталкивается с определенными проблемами. По нашему мнению, содержание статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции» не дает однозначных указаний о том, в какой конкретно из государственных органов служащий должен сообщать о склонении его к коррупционному правонарушению. В данном случае из текста статьи непонятно, имеется ли у сотрудника обязанность одновременно уведомлять предста-
Проблемы экономики и юридической практики
1'2018
вителя нанимателя и прокуратуру или достаточно сообщить об этом в какой-то один из органов. Кроме того, не обозначены сроки уведомления данных органов. Как следует из закона, решение указанных вопросов предполагалось в дальнейшем урегулировать на уровне подзаконных актов.
Отметим, что порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются работодателем в соответствии с положениями части 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
По приказу ФСИН России от 6 ноября 2009 г. № 440 «Об организационных вопросах Федеральной службы исполнения наказаний», функции по борьбе с коррупцией в учреждениях и органах исполнения наказаний возложены на управление собственной безопасности ФСИН России. В этой связи в целях реализации положений статьи 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» ФСИН России разработан Порядок уведомления федеральными государственными служащими УИС о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений (приказ ФСИН России от 29 мая 2010 г. № 256).
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» разработан также Порядок уведомления работодателя о фактах склонения лиц к совершению коррупционных правонарушений, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в учреждениях УИС, созданных для выполнения задач, поставленных перед ФСИН России (приказ ФСИН России от 29 июля 2015 г. № 666).
Проведенным анализом указанных нормативных актов установлено, что в системе исполнения наказаний на данный момент отсутствует ведомственный нормативный акт, который бы четко предусматривал единый порядок действий всех работников ФСИН России при обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Изучение сложившейся ситуации свидетельствует о том, что положения вышеуказанных ведомственных нормативных правовых актов, по существу, лишь дублируют различные требования и запреты, связанные с обязанностью сотрудников и работников УИС уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях их склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В приказах ФСИН России не содержится определения коррупционных правонарушений, не приведен и перечень правонарушений, относящихся к числу коррупционных, хотя данные нормативные правовые акты, предусматривают определенные варианты уведомления именно о склонении к совершению коррупционных правонарушений.
В рассмотренных ведомственных нормативных актах содержится обязанность работников УИС уведомлять перечисленные органы и должностных лиц о фактах обращения к ним лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Однако в данных документах не указаны конкретные подразделения ФСИН России, которые обязаны уведомить работники учреждений УИСо подобных фактах. Не обозначены также сроки уведомления этих органов, в том числе в случае нахождения работников УИС на службе (в период дежурства, нахождения в отпуске, командировке). Не предусмотрена ответственность за невыполнение работниками УИС данной
должностной (служебной) обязанности, а также не учтено, что сам факт несообщения об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений уже сам по себе является правонарушением, влекущим увольнение работника УИС либо его привлечение к юридической ответственности. В тоже время, не разработаны меры поощрения работников УИС, своевременно уведомивших соответствующие подразделения ФСИН России об обращениях к ним лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Не предусмотрена также возможность официального ознакомления работников УИС с положениями, закрепленными статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» и оформление обязательства о необходимости неукоснительного соблюдении ее требований.
Учитывая изложенное предлагается делегировать кадровым подразделениям ФСИН России полномочия по проведению профилактических мероприятий, направленных на противодействие коррупционным проявлениям, включая в их работу обязанности по предупреждению коррупционных правонарушений, оценке коррупционных рисков, проведению обучения, проведению проверочных и ознакомительных мероприятий при приеме на службу. Полагаем, что обеспечением контрольных функций обязаны заниматься подразделения собственной безопасности ФСИН России, которым целесообразно делегировать полномочия по реализации оперативно-значимой информации, полученной в процессе рассмотрения и проверки поступивших уведомлений.
Также имеется необходимость определения конкретных подразделений ФСИН России, которые обязаны уведомить работники УИС в случаях обращения к ним лиц, склоняющих их к совершению коррупционных правонарушений. Целесообразно установить конкретные сроки уведомления сотрудником УИС работодателя обо всех случаях обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, в том числе в случае нахождения сотрудника на службе и вне службы.
В качестве ответственности за невыполнение сотрудниками УИС должностной (служебной) обязанности, то есть обязательного сообщения о всех фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, предлагается предусмотреть, что данный факт является правонарушением, влекущим привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения работника из УИС.
По нашему мнению, имеется также необходимость обеспечить уведомление кадровыми подразделениями ФСИН России работников УИС под роспись об ответственности за несообщение о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений. Данную деятельность, можно осуществить в рамках проведения профилактической работы, а также при приеме кандидатов на службу путем заполнения оформленного бланка обязательства. Считаем, также целесообразным разработать меры поощрения для сотрудников УИС, которые своевременно уведомили подразделение собственной безопасности ФСИН России о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В настоящее время для улучшения ситуации в этом вопросе, вполне достаточно установить конкретные сроки и определить четкий порядок или алгоритм совершения уведомительных действий. При этом следует расширить основания для установления юридической ответственности за подобные нарушения, обеспечить выполнение детальных запретов и ограниче-
Лесников Г. Ю., Тищенко Ю. Ю.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УВЕДОМЛЕНИЯ РАБОТНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ О ФАКТАХ СКЛОНЕНИЯ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ний для должностных лиц, а также разработать и предусмотреть реализацию мер поощрения работников УИС, своевременно уведомивших о указанных обращениях.
С учетом выявленных пробелов в правовом регулировании рассматриваемой сферы и правоприменительной деятельности, а также сформулированных предложений и рекомендаций представляется необходимой, разработка нового ведомственного нормативного правового акта, утверждающего единый порядок уведомления работниками УИС подразделений собственной безопасности ФСИН России о фактах обращения в целях их склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,9%.
Список литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г.
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
3. Приказ ФСИН России от 6 ноября 2009 г. № 440 «Об организационных вопросах Федеральной службы исполнения наказаний».
4. Приказ ФСИН России от 29 мая 2010 г. № 256 «Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими ФСИН России о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений».
5. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 29 июля 2015 г. № 666 «Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, к совершению коррупционных правонарушений».
6. Указание Генеральной прокуратуры РФ № 65/11, МВД России № 1 от 1 февраля 2016 г. «О введении в действие перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» (перечень № 23).