Научная статья на тему 'Организация антинаркотической деятельности в высшем учебном заведении на основе средового подхода'

Организация антинаркотической деятельности в высшем учебном заведении на основе средового подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разживин О. Л.

Анализируются возможности средового подхода к профилактике распространения наркотиков в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF ANTINARCOTICS ACTIVITY AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION ON A BASIS OF ENVIRONMENTAL APPROACH

Opportunities of the environmental approach to preventive maintenance of spread of drug addiction among students are analyzed.

Текст научной работы на тему «Организация антинаркотической деятельности в высшем учебном заведении на основе средового подхода»

УДК 378.212.233 ББК 74.580

ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ НА ОСНОВЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА

Разживин О.А.

Анализируются возможности средового подхода к профилактике распространения наркотиков в студенческой среде.

Организация антинаркотической деятельности в вузе является ключевым условием преодоления наркотизации студенческой молодежи. Действительно, именно организация обеспечивает «прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий» [2, с. 47]. Характер организации анти-наркотической деятельности в высших учебных заведениях, прежде всего, определяется выбором политики противодействия наркотизации студентов.

Можно выделить два основных варианта антинаркотической политики вуза. Это:

1. Силовой, связанный с созданием барьера для поступления наркоманов в высшее учебное заведение и признание употребления наркотиков несовместимым со статусом специалиста.

2. Социокультурный, требующий создания в вузе специфических социальных и социальнопсихологических условий, исключающих появление у студентов интереса к наркотическим средствам и, тем более, их регулярное употребление.

Первый из обозначенных вариантов кажется наиболее эффективным с точки зрения простоты реализации и малой трудоемкости. Достаточно лишь ввести обязательное тестирование абитуриентов и студентов на содержание в организме наркотических веществ и принимать соответствующие административные решения в зависимости от результатов тестирования. Во многих странах (преимущественно восточных) силовая политика принята не только в отношении системы высшего образования, но и в отношении всего населения в целом. Однако ужесточение санкций за распространение и использование наркотиков приносит лишь видимый эффект.

Социокультурный вариант антинаркотической политики направлен, по сути, на оптимизацию процесса воспитания будущих специалистов, что совпадает с задачами высшей профессиональной школы.

В русле обозначенного подхода антинаркотиче-ская профилактическая деятельность в вузе может быть определена как целесообразное изменение различных аспектов жизнедеятельности студентов, приводящее к их отказу от употребления наркотических средств вследствие воспитания у них необходимых для этого личностных качеств.

Необходимость создания вузом условий, исключающих интерес студентов к наркотическим веществам и, одновременно, вызывающих формирование у них личностных качеств, определяющих неприятие наркотиков как способа решения жизненных и профессиональных проблем, указывает на возможность использования средового подхода к воспитанию как стратегической основы профилактики наркомании.

В основе средового подхода к воспитанию лежит тезис о том, что процесс воспитания не может быть эффективным, если среда, в которой осуществляется формирование личности, затрудняет педагогическую деятельность или противодействует ей. Сре-довой подход требует построения таких отношений человека и среды, которые определяют формирование необходимых личностных качеств. В соответствии с этим и среда определяется как то, среди чего находится субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие.

Неотъемлемой частью социокультурного окружения является информационная среда, претерпевшая, пожалуй, наиболее кардинальные изменения в течение последнего столетия. Изустная информация и ограниченное число печатных периодических изданий, характеризующих систему информационного обмена в начале ХХ в., к окончанию столетия уступили место системе средств массовой информации, многообразие которых практически не поддается описанию. Причем в существующих информационных потоках каждый человек может выбрать и выбирает свою собственную нишу, наиболее соответствующую его индивидуальным потребностям и интересам.

То же самое можно сказать и о культурном пространстве вообще, освоить которое во всем его многообразии не представляется возможным даже теоретически. Соответственно, основной задачей организации воспитательной деятельности в вузе является создание для студентов множества благоприятных средовых ниш.

Выстраивание субъективной среды определяет процесс «осреднения» или типизации личности студента. Основываясь на положении об обусловленности внутренних особенностей личности особенностями внешней среды, можно утверждать, что студент, склонный к употреблению наркотических средств, и студент, отрицающий употребление наркотиков, представляют собой различные типы личности и, соответственно, живут в разных субъективно-средовых условиях. Педагогически правильное проектирование субъективной среды студентов должно способствовать формированию у них личностных качеств, отрицающих употребление наркотиков.

«Средовое проектирование являет собой технологию прогнозирования результата и на ее основе моделирования разрешающих возможностей среды и особенностей средообразовательного процесса. Модели среды и средообразовательного процесса это не только область поиска нового решения, в известном смысле - это само проектное решение целей, способов

114

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

и средств их достижения (на уровне характеристик образа жизни), а также управленческих действий» [1].

Организация профилактической антинаркотической деятельности в вузах должна нейтрализовать действие факторов наркотизации. То есть в процессе организации антинаркотической деятельности в вузе должны быть созданы условия, компенсирующие те негативные особенности жизнедеятельности студентов, которые провоцируют их на употребление наркотиков.

На первый взгляд, многие из факторов наркотизации являются неуправляемыми. К таковым можно отнести особенности рынка труда, затрудняющие трудоустройство молодых специалистов, низкий уровень жизни населения, ограниченный рынок образовательных услуг, недостаточно развитую культурнодосуговую инфраструктуру, большую выраженность барьера достижения и некоторые другие. Таким образом, мы сталкиваемся с объективным противоречием между необходимостью противостояния распространению наркомании и отсутствием возможности воздействия на основные факторы наркотизации.

Обозначенное противоречие может быть разрешено с учетом явления «социальной относительности». Будучи частью многообразной социальной среды, студент воспринимает ее элементы неодинаково. Чаще всего субъективная значимость того или иного элемента окружения оказывается обратно пропорциональной его «удаленности» от студента как субъекта социального взаимодействия. Изменение положения студента в социальном окружении изменяет соответственно значение окружающих элементов социального пространства. Это означает, что в рамках вуза должна быть создана локальная среда обитания студентов, компенсирующая недостатки внешней среды обитания. С учетом этого, основными задачами профилактики наркомании в вузе должны явиться:

- формирование вузовской идеологии как системы взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения студентов к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности [3, с. 199];

- формирование позитивного мировоззрения;

- развитие формальных систем информационного обмена;

- проведение специальных антинаркотических программ, учитывающих специфику процессов наркотизации студентов в условиях конкретного вуза и ближайшего социального окружения.

Важной особенностью современных российских вузов является разрыв между получаемой специальностью и будущей профессиональной деятельностью студентов. Значительная часть студентов не хотят после окончания вуза работать по специальности, что можно считать одним из факторов наркотизации. Действительно, для студента, не принимающего образование как основу социальной карьеры, социальный «горизонт» ограничен сроком обучения. Что находится за этим горизонтом - можно лишь догадываться.

Ограниченность социального горизонта способствует появлению у студентов психологии временщика, что снижает качество обучения и вызывает неуверенность в завтрашнем дне.

В сложившейся ситуации позитивную роль может сыграть создание на базе вуза системы дополнительных образовательных услуг как в области среднего специального, так и второго высшего образования.

Проведенное нами исследование востребованности дополнительного образования студентами Ела-бужского государственного педагогического университета показало следующие результаты. Из предлагаемого набора возможных рабочих специальностей студенты выбрали: сварщик - 4,35 %; электрик - 2,6 %; токарь (станочник) - 2,6 %; водитель -19,1 %; каменщик - 2,6 %; кондитер - 8,7 %; парикмахер - 7,8 %; стилист - 13,9 %; визажист - 9,6 %; оператор ЭВМ - 28,75 %.

Наиболее популярные выборы рабочих специальностей (оператор ЭВМ, водитель, стилист, кондитер) скорее всего не определяются желанием связать с этим свою профессиональную деятельность, а обусловливаются возрастающей доступностью для частного пользования компьютерной техники, автомобилей, возможностью использовать навыки стилиста и кондитера при ведении домашнего хозяйства. Тем не менее, предоставление подобных образовательных услуг параллельно с получением высшего образования вполне способно сформировать у студента уверенность в своем будущем, раздвинуть его жизненные горизонты. Это в свою очередь повышает субъективное восприятие опасности приобщения к наркотикам как акту, сужающему возможности проектирования жизненного пути.

Еще одной важной задачей является пропаганда здорового образа жизни. Реализация этой задачи требует создания в вузе своеобразной атмосферы здоровья, что, в свою очередь, вызывает необходимость некоторой корректировки классического подхода к формированию физической культуры студентов.

В контексте обозначенной проблемы методологически значимым является отказ от спортивных результатов как критерия эффективности подготовки, вызывающего ощущение, что задачей общевузовских занятий по физкультуре является подготовка олимпийских чемпионов или мастеров спорта, а не формирование у будущих специалистов способности поддерживать свое тело в максимально возможном здоровом состоянии. Такое положение дел приводит к тому, что занятия физкультурой: очень нравятся -48,4%; нравятся - 26,9%; оставляют равнодушными -15,3%; не нравятся - 6,0%; очень не нравятся - 3,4% студентов.

При внешнем благополучии, приведенные данные указывают на то, что почти 25% студентов (считая равнодушных к занятиям физкультурой) не испытывают удовольствия от здорового образа жизни, и это вряд ли является следствием непрофессионализма педагогов, так как подавляющему числу студентов занятия физкультурой нравятся или очень нравятся.

Как показали исследования, именно в эти 25% студентов чаще всего входят студенты из группы риска.

Решению задачи пропаганды здорового образа жизни должны способствовать организационные изменения в проведении формальных занятий физкультурой, дифференциация студентов по уровню физического развития и внедрение элементов состязательности при проведении занятий. При этом очень важно добиться, чтобы по возможности каждый из студентов смог положительно проявить себя на занятиях, так как полученный положительный результат лучше всего мотивирует к продолжению занятий спортом.

Управление средой обитания студентов как основа организации антинаркотической деятельности в вузе должно в значительной степени касаться управления системой межличностных отношений как наиболее влияющей на активизацию или, наоборот, девальвацию факторов наркотизации.

В специальной литературе чаще всего выделяют три основных типа межличностных отношений: эмоционально-коммуникативные, деловые и ценностноориентированные. Все три типа отношений присутствуют в системе межличностного взаимодействия одновременно, представляя собой ее страты, сущностно (системно) связанные между собой. С другой стороны, каждый из типов отношений обусловлен наличием у студентов определенного типа потребностей, которые удовлетворяются посредством этих отношений. В силу фундаментальности потребностей, лежащих в основе межличностных отношений, невозможно представить себе человека, полностью лишенного хотя бы одной из них.

Обозначенное выше указывает на относительную простоту средового управления межличностными отношениями студентов. Простоту в том смысле, что нам известны основные направления формирования среды и то, что если в ней будут представлены все типы отношений, то каждый из студентов найдет в ней (теоретически) свое место.

Проблема, связанная с необходимостью учета индивидуальных потребностей и интересов студентов при организации среды, может быть разрешена посредством максимально возможного насыщения среды воспитания. Насыщенная объективная среда вос-

питания позволяет студентам сформировать субъективную среду, максимально соответствующую их личностным особенностям. Управляя средой, мы получаем возможность управлять формированием личностных особенностей студентов, препятствующих приобщению к наркотикам.

Рассмотрение основных задач организации ан-тинаркотической деятельности вуза в контексте сре-дового подхода к воспитанию показывает, что все направления преодоления наркомании, по сути своей, совпадают с наиболее общими направлениями, формами и методами организации образовательного и воспитательного процессов вообще. Это не случайно, так как задачи воспитания и профилактики наркомании во многом совпадают - и в том и другом случае формальная деятельность вуза должна способствовать формированию активного, грамотного, способного противостоять негативным влияниям человека. Такое положение дел лишний раз подчеркивает, что наркомания, будучи комплексной по своей природе социальной проблемой, может рассматриваться как отражение или даже критерий эффективности социального функционирования высшего учебного заведения как неотъемлемого элемента социальной среды.

Вместе с тем, отождествлять профилактику наркомании с организацией просто воспитательной работы на основе средового подхода было бы, по меньшей мере, некорректно. Все, о чем говорилось ранее, нужно рассматривать не только как меры по профилактике распространения наркозависимости в вузе, но и как создание условий для проведения действенных анти-наркотических программ. Это только «на первый взгляд кажется, что способы профилактического воздействия на личность довольно просты, порой даже банальны. Да, и в содержательном, и в методическом планах они действительно не так сложны. Но настоящая сложность начинается тогда, когда мы сталкиваемся со стеной недоверия и отчуждения... » [4, с. 147]. Именно ослаблению или устранению обозначенной стены отчуждения между профессорско-

преподаватель-ским составом, администрацией вуза и студентами должна способствовать организуемая в рамках профилактической политики воспитательная деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мануйлов Ю.С. Стратегия опосредованного (через среду) управления / Ю.С. Мануйлов // Гуманитарная методология в контексте модернизации российского образования: Сб.ст. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www. auditorium. ru/v/ index.php?a = vconf&c = getForm&r = thesis Des&d_thesis= 4251) -свободный.

2. Пригожин А.И. Современная социология организаций / А.И. Пригожин. - М.:Интерпракс, 1995.-296с.

3. Тенденции развития наркоситуации в Республике Татарстан сквозь призму социальных проблем (По результатам комплексных социологических исследований. Республика Татарстан, 1999-2001 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.antinarc.ru/- свободный.

4. Шакуров Р.Х. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся / Р.Х. Шакуров, Р.Р. Гарифуллин. - Казань: РИЦ «Школа», 2002. - 200с.

Поступила в редакцию 10.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.