Научная статья на тему 'Организационный механизм государственной поддержки сельскохозяйственных организаций на уровне региона: состояние и направления развития'

Организационный механизм государственной поддержки сельскохозяйственных организаций на уровне региона: состояние и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОН / МЕХАНИЗМ / STATE SUPPORT / SUBSIDIES / AGRICULTURE ORGANIZATION / REGION / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санжина Ольга Петровна, Бадмаева Светлана Юрьевна

Предложен организационный механизм распределения государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, заключающийся в делегировании части полномочий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (МСХиП РБ) управлениям сельского хозяйства соответствующих муниципальных образований (УСХ МО) по приему и проведению экспертизы заявлений сельскохозяйственных товаропроизводителей на правильность заполнения и полноту комплекта предоставляемой документации, позволяющий значительно упростить и сократить, с точки зрения получателей господдержки, процедуру оказания государственной услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organizational Mechanism of State Support of Agricultural Organizations in the Region: State and Development Trends

The article presents organizational mechanism of allocation of state support to agricultural producers, which consists of the delegation authority of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Buryatiya departments of agriculture of the respective municipalities in the part of applications acceptance and examination of agricultural producers for correctness and completeness of the set of the documentation submitted, allowing considerably to simplify and shorten, from the point of view of recipients of state support, the procedure of rendering of state service

Текст научной работы на тему «Организационный механизм государственной поддержки сельскохозяйственных организаций на уровне региона: состояние и направления развития»

УДК 336.14:338.43 (571.54)

Санжина Ольга Петровна Olga Sanzhina

Бадмаева Светлана Юрьевна Svetlana Badmaeva

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА УРОВНЕ РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

THE ORGANIZATIONAL MECHANISM OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS IN THE REGION: STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

Предложен организационный механизм распределения государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, заключающийся в делегировании части полномочий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (МСХиП РБ) управлениям сельского хозяйства соответствующих муниципальных образований (УСХ МО) по приему и проведению экспертизы заявлений сельскохозяйственных товаропроизводителей на правильность заполнения и полноту комплекта предоставляемой документации, позволяющий значительно упростить и сократить, с точки зрения получателей господдержки, процедуру оказания государственной услуги

Ключевые слова: господдержка, субсидии, сельскохозяйственные организации, регион, механизм

The article presents organizational mechanism of allocation of state support to agricultural producers, which consists of the delegation authority of the Ministry of agriculture and food of the Republic of Bury-atiya departments of agriculture of the respective municipalities in the part of applications' acceptance and examination of agricultural producers for correctness and completeness of the set of the documentation submitted, allowing considerably to simplify and shorten, from the point of view of recipients of state support, the procedure of rendering of state service

Key words: state support, subsidies, agriculture organization, region, mechanism

В современных условиях сельское хозяйство не в состоянии ускоренно развиваться без материальной поддержки со стороны государства [4]. Новый этап развития сельского хозяйства, начавшийся в 2006 г., связан с реализацией приоритетно-

го национального проекта «Развитие АПК», принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [8], Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [9] и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства

и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [7], перешедшей в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [6], в которой определены цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации различных мероприятий, показатели их результативности.

Определенный вклад в сельскохозяйственное производство страны вносит Республика Бурятия, в которой создается около 9-10 % валового регионального продукта и 26,8 % населения занято материальным производством [2].

Анализ развития аграрного сектора Республики Бурятия показал четко выраженную неравномерность в распределении господдержки сельхозтоваропроизводителям республики, при этом действующие формы и методы реализации государственной поддержки сельского хозяйства не обеспечивают хозяйствующим субъектам равного доступа к бюджетным субсидиям, что приводит к дифференциации сельско-

хозяйственных организаций по уровню развития и обуславливают необходимость введения в практику дополнительных мер господдержки отрасли.

Проведенная группировка 60 сельскохозяйственных организаций, функционировавших в 2011 г., по сельскохозяйственным зонам показала, что 36,5 % объема господдержки сосредоточено в южной сельскохозяйственной зоне (Джидинский и За-каменский районы Республики Бурятия). Это объясняется расположением крупных хозяйств с молочной и мясной специализацией КРС: 27,8 % - в Юго-Восточной; 18,7 % — в Прибайкальской; 12,7 % — в Центральной; 2,4 % — Юго-Западной и 1,9 % — в Северо-Восточной сельскохозяйственных зонах. Группировка проведена с 95 %-ной доверительной вероятностью, погрешностью измерения (ошибкой выборки) в 8,07 %.

Для оценки влияния размера господдержки на эффективность производства проведена группировка сельхозорганиза-ций по размеру субсидий на 1 га сельхозугодий (см. таблицу). Четверть анализируемых хозяйств получают господдержку в размере 1000...2000 руб/га, т.е. в среднем 1468,2 руб/га.

Влияние уровня господдержки на эффективность производства в сельскохозяйственных организациях Республики Бурятия

Размер господдержки на 1 га сельхозугодий, руб.

Показатель 1-250 250-500 500-1000 1000-2000 2000-4000 4000-8000 Свыше 8000 Итого

Количество хозяйств, ед. 13 7 6 15 9 2 8 60

Объем субсидий на 1 га сельхозугодий, руб. 128,2 343,9 672,9 1468,2 2612,8 4676,6 51721 1331,9

Выручка от реализации, тыс. руб. на:

1 среднегодового работника 153,3 172,8 138,3 280,8 222,4 439,5 543,8 266,8

1 га сельхозугодий 0,64 1,01 1,38 2,37 4,89 1,77 45,05 2,59

Доля субсидий в выручке, % 24,1 28,9 44,5 56,3 53,2 238,8 40,6 51,3

Уровень рентабельности, % 12,2 15,5 50,8 23,1 26,6 118,2 19,8 24,0

Из таблицы видно, что 21,7 % хозяйств получают незначительные субсидии — в пределах 250 руб. на 1 га сельхозугодий.

Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии определенной взаимосвязи между этими показателями. Так, в группе сельхозпредприятий с размером субсидий свыше 8 000 руб. уровень рен-

табельности составил всего 19,8 %, тогда как в группе 500...1000 руб. — 50,8 % при среднем показателе 24 % [1]. Одна из причин этому — несовершенство механизма выделения средств государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, реализуемого в Республике Бурятия (рис. 1).

Рис.1. Механизм предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственных организаций в Республике Бурятия

Анализ механизма выделения субсидий сельскохозяйственным организациям Республики Бурятия из регионального бюджета показывает, что при распределении бюджетных средств не всегда соблюдаются и обеспечиваются принципы оказания государственной поддержки, в частности, принцип доступности.

В настоящее время в сельскохозяйственной отрасли Республики Бурятия функционирует 129 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 2 559 крестьянских (фермерских) хозяйств и 152 тыс. личных подсобных хозяйств, которые ожидают от государства не только финансовой, но и организационной поддержки (за счет хозяйств населения и фермеров с 1996 г. ежегодно производится более 50 % продукции сельского хозяйства) [10].

Поскольку в сельской местности Республики Бурятия проживает около 398,4 тыс. человек, или 44 % населения, и сельскохозяйственным производством занимается практически 1/3 часть, поддержка этой категории граждан имеет большое хозяйственное и политическое значение [3].

В то же время, изучив причины низкой рентабельности сельского хозяйства, можно констатировать, что одной из причин является неэффективность управления, которая требует усовершенствования для функционирования в рыночных условиях и с учетом членства России в ВТО.

Министерство сельского хозяйства России из-за малочисленности и в соответствии с утвержденным Положением о министерстве лишено возможности контролировать региональные структуры и со-

здавать на их территориях федеральные контрольно-организационные структуры по земельным, водным и другим ресурсам. В то же время региональные органы управления из-за постоянных реорганизаций Министерство сельского хозяйства не имеют возможности с такой же скоростью перестраивать свои структуры под федеральное министерство.

Как и на федеральном уровне, органы управления сельским хозяйством регионов, в том числе Республики Бурятия, не имеют четкого распределения функций с государственными органами — представителями федеральных структур и их штаты сокращаются.

Региональные структуры сельского хозяйства находятся в условиях, когда все райсельхозуправления не имеют достаточных рычагов для проведения необходимого государственного воздействия на результаты работы АПК.

Ежегодно из вузов выпускаются тысячи специалистов, которые могли бы при определённых условиях работать в сельской местности, но благодаря действиям региональных властей и органов местного самоуправления почти повсеместно происходит сокращение числа специалистов сельского хозяйства. Так, количество специалистов-управленцев в региональных структурах сельского хозяйства за последние 5 лет сократилось в 2 раза, в районах (муниципалитетах) — в 3-4 раза. На поселенческом уровне, как правило, специалистов не имеется.

Анализ сведений, предоставленных региональными структурами сельского хозяйства ( письмо Минсельхоза России от 19.10.2011 г. № АС-17-27/10397), позволяет утверждать, что из-за постоянных сокращений числа специалистов-управленцев происходит перераспределение функциональных обязанностей между оставшимися работниками. В результате это приводит к невыполнению или некачественному выполнению многих функций управления как на региональном уровне, так и в органах местного самоуправления [ 5 ]. В частности, для некоторой категории сельскохо-

зяйственных организаций, особенно тех, которые функционируют в территориально удаленных районах (Окинский, Баргузин-ский, Джидинский, Тункинский и др.), представляется весьма затруднительным предоставление документов, необходимых для оформления субсидий в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.

В связи с этим предлагается организационный механизм предоставления государственной поддержки аграрных производителей в Республике Бурятия (рис. 2).

Организационный механизм заключается в делегировании части полномочий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (МСХиП РБ) управлениям сельского хозяйства соответствующих муниципальных образований (УСХ МО), что позволит значительно упростить и сократить процедуру оказания государственной услуги.

Предлагаемый механизм предусматривает делегирование полномочий в части приема и проведения экспертизы заявлений СХО на правильность заполнения и полноту комплекта необходимой документации на предоставление господдержки СХО республики включает следующие этапы:

1) информирование о господдержке. Информация о предоставлении государственной поддержки предоставляется СХО непосредственно в помещениях структурных подразделений МСХиП РБ, участвующих в предоставлении услуги, во всех УСХ МО РБ, а также на официальном сайте Правительства РБ;

2) руководитель СХО пишет заявление о предоставлении государственной поддержки и предоставляет необходимый комплект документов в соответствующий УСХ МО РБ;

3) специалисты УСХ МО осуществляют прием и экспертизу комплекта документов в течение двух рабочих дней и направляют письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению, зарегистрировав поступившие документы, либо об отказе в его принятии и запросе недостающих документов. В случае положительного отве-

та специалисты УСХ МО в течение трех рабочих дней направляют документы МСХиП РБ, которое является главным распорядителем бюджетных средств на региональном уровне;

4) сотрудниками МСХиП РБ производится прием и регистрация заявления с приложенным комплектом документов в течение одного рабочего дня в электронной базе данных по делопроизводству.

Рис. 2. Механизм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным организациям Республики Бурятия

На полученном заявлении проставляется регистрационный штамп, содержащий номер регистрации и дату. Зарегистрированное заявление с приложенным комплектом документов направляется министру либо лицу, его замещающему, для наложения резолюции. Заявление с резолюцией министра либо лица его замещающего и приложенным комплектом документов направляется канцелярией согласно резолюции;

5) заявление с комплектом документов направляется в отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности для формирования базы данных получателей господдержки.

Специалисты отдела финансов, бух-гал терского учета и отчетности направляют заявление в Управление Федерального казначейства по РБ для перечисления субсидий непосредственно на расчетные счета

заявителей. Продолжительность административной процедуры составляет пять рабочих дней.

В случае отказа оформленное исполнителем заключение об отказе в предоставлении государственной услуги (с указанием причин отказа и с визой начальника отдела) передается в канцелярию для отправки в УСХ МО по почтовому либо электронному адресам. Продолжительность данной административной процедуры составляет один рабочий день.

Таким образом, предлагается сократить длительность административной процедуры получения субсидий с 20 до 12 дней.

Отличием предлагаемого механизма предоставления государственной поддержки СХО от классического является участие в административной процедуре соответствующих УСХ МО РБ, в которых

территориально располагаются потенциальные получатели субсидий. В основные полномочия сотрудников УСХ МО входят:

— информирование и консультирование СХО о видах, направлениях господдержки, объемах, условиях получения, сроках предоставления необходимого комплекта документов и т.п.;

— проведение мониторинга финансово-хозяйственных показателей деятельности получателей господдержки;

— контроль за эффективностью расходования бюджетных средств;

— предоставление сводной информа-

Литература-

1. Бадмаева С.Ю. Формы и методы государственной поддержки сельскохозяйственных организаций: автореф. дис... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2013. 24 с.

2. Бадмаева С.Ю. О современном состоянии и проблемах развития сельского хозяйства в Республике Бурятия // Вестник Восточно-Сибирского государственного технологического университета. 2011. № 4 (35). С. 147-154.

3. Бурятия в цифрах. 2013: Стат. сб. / Бурятс-тат. Улан-Удэ, 2013. 89 с.

4. Винокуров Г.М. Эффективность и финансовая поддержка — основа стабильности и устойчивости сельскохозяйственного производства. Иркутск, 2009. 196 с.

5. Кеникстул В.И. Бекетова М.Б., Носова Г.В. Проблемы государственного управления и местного самоуправления сельским хозяйством // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 2. С. 19-21.

6. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы [Электронный ресурс]: [пост. Правительства РФ № 717 от 17 июля 2012 г.] Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/342.htm.

7. О Государственной программе сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы [Электронный ресурс]: [пост. Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446]. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_129185/

ции по району в МСХиП Республики Бурятия.

Применение указанного механизма позволяет упростить процесс подачи документов для получения государственный услуги, особенно для территориально отдаленных хозяйств.

В настоящее время этот процесс уже начал реализовываться в Республике Бурятия с 1 января 2014 г., часть полномочий сотрудников Министерства сельского хозяйства и продовольствия передается с регионального уровня на муниципальный, что подтверждает предположения авторов.

_References

1. Badmaeva S.Y. Forms and methods of state support of agricultural organizations [Formy i metody gosudarstvennoy podderzhki selskohozyaystvennyh or-ganizatsiy]: Abstract dis ... candidate. econ. sciences. Ulan-Ude, 2013. 24 p.

2. Badmaeva S.Y. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta (Herald of the East Siberian State Technological University), 2011, no 4(35). P. 147-154.

3. Buryatiya v tsifrah [Buryatiya in the figures]: Stat. Sb. Buryatstat. Ulan-Ude, 2013. 89 p.

4. Vinokurov G.M. Effektivnosti finansovaya podderzhka - osnova stabilnosti i ustoychivosti sels-kohozyaystvennogo proizvodstva [Efficiency and financial support - the basis of stability and sustainability of agricultural production]. Irkutsk, 2009. 196 p.

5. Kenikstul V.I., Beketov M.B., Nosov G.V. Ekonomika selskohozyaystvennyh i pererabatyvay-ushhihpredpriyatiy (Economy of agricultural and processing enterprises), 2013, no 2. P. 19-21.

6. O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel-skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov selskohozy-aystvennoy produktsii, syiya i prodovolstviya na 2013 - 2020 gody (On the State program of agricultural development and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for the 2013 - 2020 years): post. Government Decree № 717 dated by July 17, 2012. Available at: http://www.mcx.ru/naviga-tion/docfeeder/show/342.htm

7. O Gosudarstvennoy programme selskogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov selskohozyayst-vennoy produktsii, syriya i prodovolstviya na 20082012 gody (On the State Program of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food for the years 2008 — 2012): post. The government of the Russian Federation dated by July 14, 2007 № 446. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129185/

8. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 дек. 2006 г.: по состоянию на 23 июля 2013 г.]. Режим доступа: http: //base. garant. ru/12151309/#text.

9. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: [Указ Президента РФ № 120 от 30 янв. 2010 г.] // Российская газета. 2010. № 5100 (федеральный выпуск). 3 февраля.

10. Отдельные показатели, характеризующие сельскохозяйственную деятельность сельскохозяйственных организаций за 2012 год. Стат. Бюллетень №10-07-04 / Бурятстат. Улан-Удэ, 2013. 22 с.

Коротко об авторах_

О.П. Санжина, д-р экон. наук., профессор, проректор по качеству образования и инновационной политике, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия

osanzhina@yandex.ru

Научные интересы: региональная экономика, экономика и управление строительством

С.Ю. Бадмаева, канд. экон. наук, преподаватель каф. «Экономика, организация, управление предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг», Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия badmaeva0108@bk.ru

Научные интересы: экономика сельского хозяйства, государственная поддержка АПК

8. Orazvitiiselskogohozyaystva (On the development of agriculture): Federal Law: adopted by the State Duma on December 22. 2006.: as for July 23, 2013. Available at: http://base.garant.ru/12151309/#text.

9. Ob utverzhdenii Doktriny prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (On approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation): Presidential Decree number 120 dated by January 30. 2010. Russian newspaper. 2010, no 5100 (federal issue). February 3.

10. Otdelnye pokazateli, harakterizuyushhie sel-skohozyaystvennuyu deyatelnost selskohozyaystven-nyh organizatsiy za 2012 god [Selected Indicators of agricultural activities of agricultural organizations for the year 2012]. Stat. Bulletin, no 10-07-04. Buryat-stat. Ulan-Ude, 2013. 22 p.

_Briefly about the authors

O. Sanzhina, doctor of economic sciences, professor, vice-rector of quality education and innovation policy, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: regional economy, economics and construction management

S. Badmaeva, candidate of economic sciences, teacher, economy, Оrganization, Management at the Enterprises of Processing Industry and Services department, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: economics of agriculture, state support of the agriculture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.