Научная статья на тему 'Реформирование подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Омской области'

Реформирование подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ПОДДЕРЖКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMING / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / OMSK REGION / STATE BACKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Водолазский Сергей Викторович, Щукин Евгений Юрьевич

Рассмотрены правовые основания государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Омской области и основные ее направления. Обобщены результаты выполнения долгосрочной целевой программы Омской области, направленной на поддержку сельского хозяйства региона. Предложены направления реформирования подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Водолазский Сергей Викторович, Щукин Евгений Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming of treatment state backing agricultural producers of Omsk region

Legal basis of state backing of agricultural enterprises of Omsk region and its common policies was considered. Results of perfomance of the long-term targeted program aimed at backing of agriculture of the region was generalized. Ways of reforming of treatment state backing agricultural producers of Omsk region was proposed.

Текст научной работы на тему «Реформирование подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Омской области»

УДК 346.544.6:338.43/571.13/ С.В. Водолазский, Е.Ю. Щукин

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрены правовые основания государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Омской области и основные ее направления. Обобщены результаты выполнения долгосрочной целевой программы Омской области, направленной на поддержку сельского хозяйства региона. Предложены направления реформирования подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Омской области.

Ключевые слова: сельское хозяйство, поддержка, реформирование, Омская область.

Правовой основой государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Омской области является Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010-2014)» (далее - Программа), утвержденная 6 октября 2009 г. постановлением Правительства Омской области № 180-п. Ее исполнителем-координатором является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее -Минсельхозпрод).

Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам государственной аграрной политики, стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 г., утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 г. № 18, а также Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»).

Программа рассчитана на 2010-2014 гг.

Реализация Программы позволит обеспечить решение задач, определяющих систему ведения агропромышленного производства Омской области на период до 2014 г., способствующих стабильному продовольственному обеспечению населения Омской области, решение социально-демографических проблем, достижение целей социально-экономического развития Омской области.

Общая сумма затрат на реализацию Программы составляет 11 631 078,4 тыс. руб., в том числе по годам:

- 2010 г. - 2 529 080,2 тыс. руб.;

- 2011 г. - 2 220 728,8 тыс. руб.;

- 2012 г. - 2 197 114,8 тыс. руб.;

- 2013 г. - 2 290 638,8 тыс. руб.;

- 2014 г. - 2 393 515,8 тыс. руб.

Все мероприятия Программы в зависимости от направления их действия делятся на 4 группы:

1. Устойчивое развитие сельских территорий.

2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства.

3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

© Водолазский С.В., Щукин Е.Ю., 2012

4. Достижение финансовой и экономической устойчивости сельского хозяйства (постановление Правительства Омской области от 6 октября 2009 г. № 180-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010-2014)»).

Во исполнение Программы Минсельхозпродом Омской области принят приказ (от 28 февраля 2011 года № П-11-5), регламентирующий направления поддержки омских сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Всего омским сельхозтоваропроизводителям оказывается поддержка по 21 направлению (приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 28 февраля 2011 г. № П-11-5 «О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 24 января 2011 г. № 5-П «Об утверждении Положения о предоставлении в 2011 г. из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства»).

Как следует из анализа вышеприведенных документов, авторы Программы при ее разработке поставили весьма сложные задачи и средства на эти цели предполагается освоить, по масштабам Омской области, существенные. Но на практике вполне возможна ситуация, при которой полное освоение финансовых средств и выполнение декларируемых показателей не приведут к росту благосостояния и эффективности функционирования предприятий отрасли. В системе целевых показателей реализации Программы не нашел отражения основной экономический показатель развития территории - валовой региональный продукт. То есть о реальной успешности реализации Программы можно было бы говорить при росте доли сельского хозяйства в валовом региональном продукте Омской области, ее влиянии на увеличение налогооблагаемой базы региона.

Согласно распоряжению Правительства Омской области от 9 июня 2011 г. № 83-рп, в котором утвержден отчет о выполнении Программы в 2010 г., на ее реализацию в указанном периоде направлено 1982,6 млн руб. бюджетных средств, в том числе за счет областного бюджета - 1137,3 млн руб., за счет федерального - 845,3 млн руб. Кроме того, привлечены средства местных бюджетов в сумме 23,0 млн руб. и внебюджетных источников - на сумму 276,1 млн руб.

По оценке Минсельхозпрода Омской области, в 2010 г. обеспечено выполнение основных запланированных мероприятий Программы.

По направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» улучшались жилищные условия сельских граждан, вводились в эксплуатацию водо- и газопроводы, строились дороги, открывались социальные объекты.

По направлению «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства» проводились профилактические и культуртехнические работы по обработке земель, обеспечивалось развитие инновационной деятельности, заключающееся в продолжении перехода от устаревших методов обработки земли к новым - ресурсосберегающим. Также в рамках данного направления осуществлялась профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса, созданы информационно-консультационные центры в нескольких муниципальных районах.

По направлению «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства» проведена работа по укреплению генетического потенциала животных, созданию условий для сохранения и развития животноводства в личных подсобных хозяйствах. Также предпринимались меры по созданию малых производств по переработке молока.

По направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» субсидировано кредитов (займов), привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, организациями потребительской кооперации, а также гражданами, проживающими в сельской местности, на общую сумму 8552,6 млн руб. Общий объем при-

влеченных кредитов в агропромышленный комплекс Омской области в 2010 г. составил 3,6 млрд руб. (Распоряжение Правительства Омской области от 6 июня 2011 г. № 83-рп «Об отчете Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области о деятельности за 2010 г., 1-й квартал 2011 г. и о подготовке к весенне-полевым работам»).

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что осуществляемая в настоящее время государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий зачастую представляет собой прямое финансирование сельскохозяйственных предприятий без учета их уровня рентабельности. Причем это финансирование не накладывает на них никаких обязательств по выполнению экономических показателей или продолжению предприятием своей деятельности.

Мы считаем, что выделенные средства целесообразно направить на поддержку предприятий, претендующих на получение субсидий, при условии выполнения ими экономических показателей, среди которых необходимо предусмотреть:

- объем налоговых отчислений в консолидированный бюджет Омской области и внебюджетные фонды, уплачиваемых предприятием (с положительной динамикой по годам);

- вклад предприятия в формирование валового регионального продукта Омской области (с положительной динамикой по годам);

- динамику средней заработной платы на предприятии и др.

Внесение соответствующих изменений в способы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в сочетании с использованием механизма государственно-частного партнерства помогают уйти от указанных проблем путем включения бюджетного финансирования в реализацию рентабельных проектов, рассчитанных на долгосрочную перспективу, прошедших жесткий отбор у компетентных специалистов и получивших их одобрение.

Несмотря на неплохие (относительно регионов СФО) показатели экономического эффекта от вложенных в отрасль средств, достигнутый уровень значительно ниже признанных экономических параметров, применяемых для оценки коммерческих структур. Таким образом, перед субъектами бюджетного планирования крайне остро стоит проблема повышения эффективности расходования бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства. Целесообразно пересмотреть существующие на сегодняшний день направления бюджетного финансирования агропромышленного комплекса со смещением акцентов в сторону развития и поддержки конкретных субъектов малого и среднего предпринимательства. Следует усилить поддержку интеграционных процессов в отрасли, причём с различной степенью организационно-экономического единства новых структур (от некоммерческого партнерства до образования нового юридического лица). Подобным интегрированным системам можно и нужно выстраивать диалог с властью. В конечном итоге эволюционные процессы внутри таких объединений на экономической платформе региона будут способны вырасти в межотраслевые производственные кластеры. Кластер же как система, обладающая сверхсознанием относительно каждого отдельного ее элемента, способен на максимальную отдачу как в материальном (поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет Омской области, производство востребованных и качественных товаров и услуг), так и социальном (обеспечение продовольственной безопасности и экономической независимости региона) планах. Наблюдаемое в настоящее время «распыление» бюджетных средств приводит к невозможности их концентрации для решения ключевых проблем развития региона и определяет необходимость пересмотра существующих подходов к финансированию отрасли за счет бюджетных источников.

Кроме упразднения конкретных неэффективных мер стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в Омской области, необходимо реформирование всей системы предоставления государственной поддержки. В настоящее время право на полу-

чение субсидий из бюджета Омской области имеет любое предприятие, выполняющее изложенные в нормативных документах требования. При этом не обращается внимание на такой существенный фактор, как масштабы и срок действия хозяйствующих субъектов, претендующих на получение поддержки. То есть субсидию может получить как вновь созданное, так и уже действующее несколько лет предприятие. И это притом, что любое коммерческое предприятие должно само обеспечивать рентабельность своего производства, а не рассчитывать на господдержку и выходить за счет нее на прибыльный уровень. По действующей системе получается, что по мере увеличения масштабов производства хозяйствующий субъект имеет право на все больший объем субсидий, так как у него в соответствии с принципом расширенного воспроизводства постоянно увеличиваются производственные показатели (поголовье скота, посевные площади и т.д.), являющиеся критерием предоставления поддержки вне зависимости от эффективности использования полученных ранее средств и специфических особенностей деятельности. Данное положение способствует нерациональному и неэффективному распределению ограниченных бюджетных средств.

В настоящее время назрела объективная необходимость изменения данной системы с переходом на адресное финансирование конкретных проектов, прошедших предварительную защиту. Защиту целесообразно проводить на заседаниях специально созданной для этих целей межведомственной комиссии, в состав которой необходимо включать представителей отраслевых региональных министерств и ведомств. Межведомственность позволит обеспечить объективную оценку представляемых к рассмотрению проектов.

При этом вынесение проектов на защиту необходимо осуществлять после объявления открытого конкурса на предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств областного бюджета. Объявление открытого конкурса на субсидирование позволит максимально расширить круг потенциальных получателей поддержки и отобрать проекты наиболее экономически эффективные и отвечающие параметрам проводимой политики в сфере агропромышленного комплекса.

Кроме того, необходимо отдельно предусмотреть условие, при котором к рассмотрению принимаются лишь проекты, имеющие перспективу стать коммерчески успешным, то есть с выходом через определенное время на рентабельный уровень производства, чтобы господдержка не превратилась в постоянный процесс финансирования убыточных организаций. Также необходимо закрепить положение о том, что оказание государственной поддержки после истечения заявленного срока выхода производства хозяйствующего субъекта на рентабельный уровень прекращается. При этом необходимо оставить возможность продолжения получения поддержки в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

В целях стимулирования развития сельскохозяйственных предприятий возможно также включение условия об обязательном возврате в бюджет Омской области средств (или их части), полученных в рамках проектов, предприятиями, не вышедшими на рентабельный уровень в указанные сроки.

Подобная схема осуществления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей позволит обеспечить максимальную прозрачность распределения бюджетных средств, уход от «кабинетного» распределения финансовых ресурсов, снижение коррупциогенности власти, а также снижение степени влияния региональной власти на бизнес.

Кроме того, подобный подход к господдержке обеспечивает проектную конкретизацию расходных статьей бюджета и позволяет прогнозировать конкретные экономические показатели развития региона (рост налогооблагаемой базы, валового регионального продукта, численности занятых и т.д.), опираясь на производственные показатели реализуемых проектов.

SUMMARY

S. Vodolazskiy, E. Shukin

Reforming of treatment state backing agricultural producers of Omsk region

Legal basis of state backing of agricultural enterprises of Omsk region and its common policies was considered. Results of perfomance of the long-term targeted program aimed at backing of agriculture of the region was generalized. Ways of reforming of treatment state backing agricultural producers of Omsk region was proposed. Key words: agriculture, state backing, reforming, Omsk region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.