Научная статья на тему 'Оценка влияния вступления во Всемирную торговую организацию на развитие агропромышленного комплекса Омской области'

Оценка влияния вступления во Всемирную торговую организацию на развитие агропромышленного комплекса Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИМПОРТ / WORLD TRADE ORGANIZATION / AGRICULTURE / AGRICULTURAL PRODUCTS / INVESTMENT AND IMPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковширкина И. В., Водолазский С. В.

В статье рассмотрена оценка влияния вступления во Всемирную торговую организацию на развитие агропромышленного комплекса Омской области. Кроме того, в статье указан комплекс дополнительных мер направленный на поддержку сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE IMPACT OF ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION ON THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE OMSK REGION

The article considers the assessment of the impact of joining the World Trade Organization on the development of agriculture of the Omsk region. In addition, the article provides a set of additional measures aimed at supporting agricultural production.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния вступления во Всемирную торговую организацию на развитие агропромышленного комплекса Омской области»

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВСТУПЛЕНИЯ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НА РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Ковширкина И.В., аспирант,

Водолазский С.В., к.э.н, доцент, Институт экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Омский Государственный Аграрный Университет

им. П.А. Столыпина»

В статье рассмотрена оценка влияния вступления во Всемирную торговую организацию на развитие агропромышленного комплекса Омской области. Кроме того, в статье указан комплекс дополнительных мер направленный на поддержку сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: всемирная торговая организация, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственная продукция, инвестиции, импорт.

ASSESSING THE IMPACT OF ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION ON THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE OF THE OMSK REGION

Kovshirkina I., the post-graduate student Vodolazsky S., Ph.D., docent, Institute Economy and Finance, FGBOU Omsk State Agrarian University under the name of Stolypin P.

The article considers the assessment of the impact of joining the World Trade Organization on the development of agriculture of the Omsk region. In addition, the article provides a set of additional measures aimed at supporting agricultural production.

Keywords: World Trade Organization, agriculture, agricultural products, investment and imports.

Провести агрегированную оценку результатов, позитивных и негативных последствий, рисков функционирования агропромышленного комплекса вследствие вступления в ВТО в полной мере не позволяет отсутствие полной и системной официальной информации:

- о согласованных обязательствах России перед ВТО;

- об объёмах экспорта и импорта продуктов отрасли и товаров, полученных в результате их переработки, а также последствиях вступления в ВТО для инфраструктуры АПК и интегрированных с ним сфер (поставка ресурсов и пр.);

- о сопоставимых сравнительных качественных и конкурентных характеристиках отечественной и зарубежной продукции;

- о механизме интеграции производственного потенциала агропромышленного комплекса Омской области в формируемый на федеральном уровне порядок взаимодействия со странами - участниками ВТО и определении места региона в мировом рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- об оценке потребности в инвестициях для формирования необходимого уровня конкурентоспособности региона.

В опубликованных в доступных информационных источниках результатах исследований, материалах совещаний и конференций отмечаются такие позитивные факторы, как устранение имевших место международных препятствий для продвижения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, возможность технологической и технической модернизации и перевооружения предприятий с меньшими издержками, приток дополнительных инвестиций, а также увеличение допустимого уровня государственной поддержки (с 4,5 до 9,0 млрд. рублей по Российской Федерации в 2013 года).

Кроме того, участие в ВТО даёт возможность устранить дефицит технологических ресурсов в отрасли. В частности, в настоящее время технологические потребности в сельскохозяйственной технике удовлетворяются на 40 - 45 %, средствах химизации и защиты растений - на 30 - 40%.

Вступление в ВТО должно стать стимулом для глубокой модернизации наиболее перспективных и конкурентоспособных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона, позволит расширить географию поставок продукции на внешние рынки.

Одним из условий членства в ВТО является предоставление одинакового режима ввоза товаров всем странам-членам этой организации. Для этого предполагается механизм тарифного квотирования.

Средняя максимальная пошлина на импорт сельскохозяйственных товаров снизится с 13,2 до 10,8 процентов. В частно-

сти, пошлина на молочную продукцию составит 14,9 % (текущая ставка - 19,8 %), на злаки - 10,0% (текущая ставка - 15,1 %), по масличным семенам и плодам, жирам и маслам - 7,1 % (текущая ставка - 9,0 %). Снижение пошлин будет способствовать увеличению доли импортной продукции на российском рынке продовольственных товаров, расширению ассортимента продуктов питания, возможному снижению их стоимости для потребителей.

Вместе с тем, принятые условия квотирования объёмов импорта и экспорта, тарифного квотирования, ограничения государственного вмешательства и поддержки реального сектора по подсчётам экспертов приведут только к прямым финансовым потерям в масштабе страны в сумме более 1,5 трлн. рублей.

Отмечается также, что современное отставание ресурсного потенциала (за исключением площади сельскохозяйственных угодий) ставит отечественных товаропроизводителей в неравные условия функционирования в сравнении с зарубежными аграриями даже при условии предоставления согласованного для переходного периода объёма государственной поддержки.

Достаточно сказать, что для освоения высокоэффективных инновационных технологий в растениеводстве необходимо иметь энергетические мощности 3,0 л. с. на 1 га посевной площади при среднем показателе по Российской Федерации - 1,68, по Омской области - 1,14 л.с. на 1 га. При минимальной стоимости 15,0 тыс. руб./ л.с. для нормативного уровня энергообеспечения потребность региона в дополнительных инвестициях составляет 80,8 млрд. рублей. Следует отметить, что без капитальных вложений в формирование ресурсной и технологической базы обеспечить конкурентоспособность этой и других отраслей агропромышленного комплекса будет невозможно.

Сложность современной ситуации заключается и в том, что значительная доля сельскохозяйственной продукции производится малыми формами хозяйствования (в Омской области более 63 %), ресурсный потенциал которых далеко не соответствует характеристикам конкурентного товаропроизводителя.

По экспертным данным ключевым вопросом является также формирование стоимости продукции на российском рынке, конкурентной по цене с импортным товаром с учётом тарифного квотирования и экспортного субсидирования последнего. Исходя из этого, усилия товаропроизводителей и поддержка государства должны способствовать, прежде всего, снижению себестоимости продукции.

В настоящее время уровень поддержки по данному направлению в конечной цене продукта в России и в Омской области в частности в 10 раз меньше, чем у наших конкурентов. При этом в отличие от зарубежной системы поддержки, в России её объём вклю-

чает и долю бюджета, затраченную на субсидирование затрат по процентным ставкам привлекаемых кредитов. Тем самым создаются условия для выравнивания условий доступа к финансовым ресурсам. В ЕС, США средняя ставка по кредитам 2-5%, российская кредитная система финансирует исходя из 12 - 15 % годовых.

Таким образом, вступление в ВТО предполагает существенное изменение конкурентной среды функционирования сельскохозяйственных предприятий. В результате прогнозируемого изменения условий экономической деятельности многие, в том числе и на данный момент успешные хозяйства, могут оказаться в тяжелом финансовом положении, если не будут предприняты меры опережающего характера, позволяющие сгладить негативные последствия вступления России в ВТО и в максимальной степени использовать позитивные возможности этого решения.

Необходимо отметить, что согласованный при вступлении в ВТО уровень прямой поддержки сельскохозяйственного производства («янтарная корзина») определён для России в 2013 году в сумме 9,0 млрд. долларов США при фактическом финансовом обеспечении отрасли в объёме 4,4 млрд. долларов США. Минимальный объем не нормируемой прямой поддержки (правило de minimis), соответствующий достигнутому в 2011 году уровню производства составляет 5,5 млрд. долларов.

Правительством Российской Федерации предусматривается системное решение проблем развития отрасли, ресурсного и финансового обеспечения. В настоящее время принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа), где учтены основные меры по поддержке АПК в условиях присоединения к ВТО. Предусмотрены программы по развитию инфраструктуры, социальному развитию села, мелиорации.

Аналогичная Программа формируется на уровне области. В ней нашли отражение основные положения Государственной программы.

Объёмы финансирования программы из областного бюджета на 2013 - 2015 годы ограничиваются доведёнными предельными лимитами бюджетных ассигнований.

Предусмотренный правилами вступления в ВТО минимальный уровень государственной поддержки в Омской области (без учёта «зелёной» и «голубой» корзин) только в 2013 году может составлять до 3,5 млрд. рублей (прогнозируемый объём валовой продукции - 70 млрд. рублей) или в три раза больше, чем в запланировано. Таким образом, для его достижения, ежегодная потребность в увеличении прямой государственной поддержки составляет не менее 2,0 млрд. рублей без учёта предусмотренных в 2013 - 2017 годах возможностей дополнительных ассигнований на адаптацию отрасли к функционированию в условиях ВТО.

В отрасли сложилась, как отмечалось выше, острая ситуация прежде всего с уровнем обеспеченности и состоянием основных производственных фондов, вследствие высокого морального и физического износа, требующего их ускоренного обновления (более 80% техники эксплуатируется более 10 лет).

Вместе с тем, в целях обеспечения конкурентоспособности продукции Омских товаропроизводителей в условиях ВТО необходимо в ближайшие годы (до 2015 года) провести модернизацию и техническое перевооружение отрасли, особенно предприятий по производству продукции животноводства, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Основным источником финансирования инвестиционных вложений в отрасль сельское хозяйство и приоритетную отрасль животноводство являются долгосрочные кредитные ресурсы.

На возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) только на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства необходимо увеличение государственной поддержки более чем на 290,0 млн. рублей в 2013 году и в 2020 году - более чем на 400,0 млн. рублей.

Кроме того, в программу введено новое направление несвязанной поддержки в области растениеводства. Оно включает поддерживаемые из государственного бюджета мероприятия по покупке и внесению минеральных удобрений, средств химической защиты, поставкам льготных горюче-смазочных материалов.

В настоящее время в Омской области уровень водоснабжения и газификации жилого фонда в сельской местности находится в пределах 30% и 20%, соответственно, и не достигает общероссий-

ских показателей (более 50%). Дорожное хозяйство сельских населенных пунктов в течение последних двух десятилетий финансировалось или по остаточному принципу, или не финансировалось вообще, что привело имеющуюся внутрипоселковую дорожную сеть в крайне запущенное состояние.

В рамках «зеленой корзины» (строительство жилья, дорог, инфраструктуры, субсидии на науку, образование, переподготовку кадров, развитие мелиорации) для Омской области предусматривается бюджетная поддержка в сумме от 660 млн. рублей в 2013 году до 1021,6 млн. рублей в 2020 году, в том числе из областного бюджета 370 и 870 млн. рублей, соответственно. Выполнить эти нормативы будет весьма сложно, поскольку только потребность в бюджетных ассигнованиях из регионального бюджета на софинанси-рование мероприятий по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в поселениях составляет не менее 150,0 млн. рублей в год (в ценах 2012 года).

Отмеченные сложности, связанные с ограниченностью регионального бюджета, требуют решения, прежде всего, путём изменения форм и методов взаимодействия региона с федеральными органами власти. Для решения этой задачи, в качестве первоочередных, на наш взгляд, следует обозначить вопросы:

- оперативного информационного обеспечения региональных органов власти нормативными, инструктивными и рекомендательными материалами по принятым решениям в части функционирования ВТО, возможности интеграции регионов в мировую торговую систему;

- предоставления аналитических обзоров положительных и отрицательных результатов, оценки возможных рисков для экономики России и агропромышленного комплекса;

- доведения до товаропроизводителей технических регламентов и процедур подтверждения соответствия международным стандартам;

- разработки мероприятий по привлечению для адаптации агропромышленного комплекса к ВТО необходимых инвестиций;

- принятия необходимых мер по снижению нагрузки на товаропроизводителей по кредитному финансированию за счёт государственной поддержки, предусмотренной для агропромышленного комплекса.

- разработки и реализации государственной политики продвижения национального, регионального и коллективных брендов на мировой рынок, проведения масштабных рекламно-информационных компаний, активизации и развития выставочно-ярмарочной деятельности.

- принятия соответствующих мер по снижению издержек и преимущественному развитию конкурентоспособных предприятий, а также на переориентацию тех из них, конкурентоспособность которых невозможно обеспечить в настоящее время;

- разработки программ повышения внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания;

- привлечения средств федерального бюджета на основе экономически значимых программ;

- кардинального изменения структуры государственной поддержки в пользу «зелёной» и «голубой» корзин.

Результаты наших исследований показывают, что внутренних ресурсов сельскохозяйственных организаций не хватит для обеспечения их конкурентоспособности в изменяющихся с вступлением в ВТО условиях. Особенности отрасли (длительный производственный цикл, зависимость результатов от природных и биологических факторов) обусловливают высокий уровень инвестиционных рисков, снижающих её инвестиционную привлекательность для частных инвесторов. Развитие сельского хозяйства России без изменения государственной агропродовольственной политики невозможно.

Литература:

1. Газета.ги от 28 февраля 2012 года (http://www.gazeta.ru/ соттеПБ/2012/02/16_а_4002369^Ит1);

2. «Российская газета» - Экономика “Столичный выпуск” №5631 (255) от 14 ноября 2011 г. (http://www.rg.ru/2011/11/13/vto-po1n.html).

3. «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Закон Омской области от 25 декабря 2012 года № 1500-ОЗ.

4. Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.