УДК 338.24(470+571) ББК 65.050.17(2Рос) Т 85
О.А. Тупикова
Ассистент кафедры экономики и управления Армавирской государственной
педагогической академии, г. Армавир. Тел.: (918) 413 93 56, e-mail:
oksana101985@mail. ru.
К вопросу о последствиях вступления России в ВТО
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблем, с которыми столкнется российский агропромышленный комплекс после вступления нашей страны в ВТО; предлагается система мер по минимизации его негативных последствий для АПК.
Ключевые слова: конкурентоспособность, государственная поддержка, тарифная защита, риски и угрозы, продовольственная безопасность.
O.A. Tupikova
Lecturer Assistant of Economy and Management Department, Armavir State Pedagogical
Academy, Armavir. Ph.: (918) 413 93 56, e-mail: oksana101985@mail.ru.
On the consequences of entry of Russia in the Worldwide Trade Organization
Abstract. The paper deals with the problems that can emerge in the Russian agro-industrial complex after entry of the country into the WTO. The author proposes a system of measures to minimize the negative impact of this on the agro-industrial complex.
Keywords: competitiveness, state support, tariff protection, risks and threats, food safety.
23 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. Процесс переговоров длился более 18 лет. 16 декабря 2011 года председатель правительства России Владимир Путин подписал протокол о вступлении России в ВТО, после чего на конференции в Женеве было окончательно одобрено вступление нашей страны в организацию.
С присоединением России к ВТО неизбежно возникают проблемы адаптации отечественного сельского хозяйства к ведению бизнеса в новых условиях конкурентной борьбы с более эффективными с экономической точки зрения конкурентами. Проблемы такой адаптации связаны с целым комплексом факторов.
Во-первых, аграрный сектор экономики России претерпел ряд потрясений в период реформ 1990-х годов, не успев окончательно преодолеть последствия которых, аграриям пришлось столкнуться с мировым экономическим кризисом 2008-2010 гг. (рис. 1).
1991г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008 г. 2009г. 2010г. 2011г.
(предв.)
к предыдущему году
к 1 990 г.
Во-вторых, в настоящее время уровень доходности от реализации продукции большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей можно оценить как крайне низки. Доходность на таком уровне не может обеспечить расширенное воспроизводство, и ставит под угрозу выполнение «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (рис. 2).
20
15
10
Б
О
-5
-10
И*
"I
V м 1
1 J и
13^.
2008Г.
2009г.
2010Г.
2011г.
■ без учета субседм ■ с учетом субседй
Рисунок 2. Рентабельность (убыточность) сельскохозяйственных организаций, % (по материалам сайта http://www.vniiesh.ru)
В-третьих, в аграрном секторе остро ощущается нехватка финансовых ресурсов, как собственных, так и привлеченных. В России практически отсутствуют доступные «длинные» деньги, что, в свою очередь, негативно влияет на конкурентоспособность сельского хозяйства и не позволяет оперативно завершить проекты по модернизации сельскохозяйственного производства (рис. ЗУ
11^1^0
92
6,9 7Д
2008г.
2009Г.
2010г.
2011г.
Целевом тяшатр
Гоофограммына
2011г.
■ тракторы ■ зерноуборовме ксмбаааш нормоубороше комбамш
Рисунок 3. Обновление основных видов сельскохозяйственной техники (по материалам сайта http://www.vniiesh.ru)
В-четвертых, сохраняются перекосы в уровне заработной платы населения, занятого в аграрном секторе, и среднего уровня оплаты труда по экономике страны (52%), медленными темпами идет развитие села, социальная инфраструктура сельских территорий фактически отсутствует, в регионах обостряются проблемы демографического характера, связанные с урбанизацией.
В-пятых, интеграционные процессы на постсоветском пространстве в последние годы набирали оборот, и Россия является неотъемлемой частью этих процессов. Функционирование Единого таможенного союза требует согласования всех принятых
положений в рамках соглашения о вступления в ВТО с партнерами интеграционному формированию.
В ходе переговоров о присоединении к ВТО Россией был взят на себя ряд обязательств в части государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечения доступа на внутренний рынок и экспортных субсидий.
В соответствии с договоренностями о вступлении в ВТО российская сторона приняла агрегированный уровень государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 9 млрд. долл. США с последующим сокращением равными долями до 4,4 млрд. долл. США к 2018 году. Следует отметить дискриминационный характер данной договоренности, так как разрешенный уровень поддержки для ряда стран, присоединившихся к ВТО ранее, с учетом сопоставимого или даже меньшего масштаба сельскохозяйственного производства многократно превышает разрешенный для России (рис.
4).
V у//<// '//////
<$> <¡0 -у ^ ^
/
Рисунок 4. Разрешенный ВТО уровень поддержки сельского хозяйства в странах мира, млн. долл. США (по материалам сайта http://www.vniiesh.ru)
В Европейском Союзе совокупная разрешенная поддержка сельского хозяйства из национальных и общего бюджета Союза составляет около 100 млрд. долл. США, а в Японии она почти в 9 раз выше, чем в России.
Ситуация во многом осложняется тем, что в первые годы реализации «Государственной программы поддержки сельского хозяйства на 2013-2020гг.» принятыми бюджетными проектировками Минфина России на 2013-2014 годы предусматривается государственная поддержка отрасли в размере 130 млрд. руб., что более чем в 2 раза меньше разрешенных соглашением с ВТО 9 млрд. долл. США. А если приять во внимание фактор инфляции, уровень реальной государственной поддержки отрасли окажется еще меньше. В последующие годы, когда проектом Госпрограммы предусмотрен рост поддержки сельского хозяйства, уже вступят в действие более низкие ее предельные размеры, разрешенные в рамках соглашения с ВТО. По предварительным оценкам ГНУ ВНИИЭСХ совместно с Россельхозакадемией, согласно проекту Госпрограммы, потребность в финансировании мер «желтой» корзины в 2017 г. составит 6,6 млрд долл. США, а разрешенный ее размер - лишь 5,4 млрд. долл. США.
Решением этой проблемы мог бы стать перевод ряда мер «желтой» корзины в «зеленую», однако такое перемещение, произошедшее только за счет увеличения инфраструктурных расходов, не всегда может компенсировать снижение объемов поддержки сельскохозяйственного производства.
В целом средневзвешенная ставка по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие будет снижена на треть от ее нынешнего уровня (с 15,6% до 11,3% на конец переходного периода), а по отдельным позициям произойдет более сильное снижение.
Таблица 1
Потребность в финансировании мер в рамках «корзин» 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Зеленая 3,8 5,7 6,1 6,1 6,5 6,7 7,1 7,3
Желтая 5,7 6,1 6,5 6,2 6,6 7,1 7,7 8,4
Итого 9,5 11,8 12,7 12,2 13,1 13,9 14,8 15,7
Разрешенный размер обязательств по желтой корзине 9,0 8,1 7,2 6,3 5,4 4,4 4,4 4,4
Вступив в ВТО, Россия открывает свои внутренние рынки в основном за счет смягчения мер таможенно-тарифного регулирования.
В целом средневзвешенная ставка по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие будет снижена на треть от ее нынешнего уровня (с 15,6% до 11,3% на конец переходного периода), а по отдельным позициям произойдет более сильное снижение.
В результате подписанного Соглашения из инструментов таможенно-тарифного регулирования исчез инструмент тарифного квотирования, который доказал свою беспрецедентную эффективность в течение последних пяти лет как меру защиты внутреннего рынка от иностранной экспансии, вследствие чего происходит фиксация квот на уровне 2013 года, и Россия лишается возможности их снижения. И опять явная дискриминация, так как другие члены ВТО активно используют тарифное квотирование. Так, например, в ЕС установлены запретительные внеквотные пошлины, на порядок превышающие российские (табл. 2).
Таблица 2
Внеквотные ставки таможенного тарифа, %
(по материалам сайта http://www.vniiesh.ru)
Виды продукции Защищаемый продовольственный рынок
РФ ЕС США
Молоко и молочные продукты 19 163 126
Овощи, фрукты и живые растения 36 161 132
Сахар и кондитерские изделия 68 118 79
Растительное масло 24 94 164
Такая низкая тарифная защита внутреннего рынка, на наш взгляд, ставит под угрозу конкурентоспособность продукции российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем рынке.
Фактически Россия вступает в ВТО на специфических, можно даже сказать специальных условиях, которые предусматривают, кроме сокращения поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в два раза за переходный период, полный запрет на использование экспортных субсидий, которые повсеместно используются широко США и странами Евросоюза, несмотря на многие протесты других стран-членов ВТО (рис.
ЕС США Мексика КНР Канда Колумбия Турция
Рисунок 5. Разрешенные экспортные субсидии, млн. долл. США (по материалам сайта http://www.vniiesh.ru).
Используя институт экспортного субсидирования, США в 2010 году поставили задачу перед национальными сельскохозяйственными товаропроизводителями и экспортерами сельскохозяйственной продукции удвоить объем сельскохозяйственного экспорта в течение 5 лет. По итогам 2010-2011 гг. годовой темп роста сельскохозяйственного экспорта составил 20%, за счет чего в стране было создано более 16 тысяч дополнительных рабочих мест.
Россия, вступая в ВТО на согласованных условиях протокола, открывает свой внутренний рынок конкурентам, не только обеспечившим к настоящему времени собственную национальную продовольственную безопасность, но и имеющим избыток продовольствия, который необходимо реализовать на внешних рынках. На роль ведущих импортеров продовольствия и сельскохозяйственной продукции в Россию претендуют США и страны ЕС, что с учетом несопоставимых объемов государственной поддержки и согласованных Россией импортных пошлин приведет к сокращению присутствия отечественных производителей не только на внешних, но и на внутреннем рынке.
Риски и угрозы вступления в ВТО для российского АПК можно свести к следующему:
- мощное конкурентное давление извне;
- замедление и без того слабых темпов модернизации отрасли;
- невыполнение к 2020 г. положений «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;
- объективно малый срок переходного периода в условиях незавершенной модернизации отрасли;
- сокращение доходов федерального бюджета от снижения налоговых поступлений от сельского хозяйства и таможенных пошлин и сборов;
- увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса по сельскохозяйственному сырью и продовольствию.
По прогнозам ученых Россельхозакадемии, за 8 лет реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» рост производства сельскохозяйственной продукции в целом замедлится с 21% до 14%, что эквивалентно недополучению в среднем по 125 млрд. руб. ежегодно, что ставит под вопрос возможность достижения целей «Доктрины продовольственной безопасности» к 2020 г.
По согласованным с ВТО условиям, доля отечественного сахара на внутреннем рынке (с учетом произведенного из импортного сахара-сырца) составит примерно 100%, а доля свекловичного сахара лишь 77%.
Одним из основных рисков, связанных со вступлением России в ВТО, является усугубление системных проблем, существующих в АПК Российской Федерации.
Для подготовки обоснованных рекомендаций и принятия необходимых мер по компенсации негативных последствий присоединения России к ВТО целесообразно оценить опыт вхождения в ВТО и функционирования в этой организации экономик других стран.
Потратив 18 лет на переговоры о присоединения к ВТО и, наконец, вступив в нее, Россия должна решить, как поступить с отраслями, которые государство активно защищало
от импорта все последние годы.
Либерализация экономики аграрного сектора и условия ВТО не смогут повысить эффективность сельского хозяйства в России, с большей долей вероятности они скорее вызовут усиление зависимости страны от импорта продовольствия. Отечественные сельскохозяйственные и продовольственные товары в условиях сокращения государственной поддержки не выдержат конкурентной борьбы с импортной субсидируемой продукцией.
Для смягчения негативных последствий присоединения России к ВТО для отечественного АПК в самое кратчайшее время необходимо разработать систему мер по государственной поддержке отрасли, направленную на повышение её конкурентоспособности.
Необходимо предусмотреть дополнительные меры по развитию интеграционных процессов и кластеризации в сельском хозяйстве, включая предоставление субсидий членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов; выделение средств на мероприятия по обучению и распространению опыта осуществления кооперативной деятельности в АПК, сохранение существующих размеров субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут выданы сельскохозяйственным товаропроизводителям после 1 января 2013 года.
Сегодня назрела потребность в разработке и принятии системы мер обеспечения доходности сельскохозяйственного производства с целью повышения инвестиционной привлекательности отрасли, в том числе за счет внутренней государственной поддержки, которая не всегда проявляет собой прямое финансовое содействие и может быть в виде программ социального развития села и содействия институциональным преобразованиям. Кроме того, не стоит забывать о роли стимулирования ускоренного развития рыночной инфраструктуры АПК как фактора конкурентоспособности сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс остро нуждается в разработке энергосберегающих технологий, адаптированных к ведению хозяйствования в условиях российской действительности, и их скорейшему внедрению в производство. Кроме того, имеет место быть потребность в качественном улучшении земель во многих аграрных регионах страны вследствие истощения почв за долгие годы ведения экстенсивного хозяйствования.
Также следует отметить, что при присоединении к ВТО очень важно наличие значительного количества квалифицированных кадров. В рамках мер внутренней поддержки государство должно обеспечить целенаправленную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, способных обеспечить адаптацию АПК к новым условиям.
В течение предусмотренного соглашением о присоединении России к ВТО «переходного периода» остро необходимо также адаптировать систему мер государственного регулирования, в том числе технического, и поддержки в агропромышленном комплексе к требованиям этой организации.
Если нам удастся осуществить в течение короткого переходного периода «большой рывок», то присоединение нашей страны к Всемирной торговой организации, позволяющей «играть на равных» на мировом рынке, будет целесообразным и полезным [1].
Примечания:
1. Холод Л.И. Присоединение России к ВТО и развитие агропромышленного комплекса // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 8.
References:
1. Kholod L.I. Russia’s joining the WTO and development of agro-industrial complex / L.I. Kholod // Analytical Bull. of the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation. 2012. No. 8.