Научная статья на тему 'Анализ мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Омской области'

Анализ мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПОДДЕРЖКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / AGRICULTURE / STATE BACKING / REFORMING / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щукин Е. Ю.

Рассмотрены правовые основания государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Омской области и основные ее направления. Обобщены результаты выполнения долгосрочной целевой программы Омской области, направленной на поддержку сельского хозяйства региона. Предложены направления реформирования подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE BACKING MEASURES ACCORDING TO AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS OF OMSK REGION

Legal basis of state backing of agricultural enterprises of Omsk region and its common policies was considered. Results of perfomance of the long-term targeted program aimed at backing of agriculture of the region was generalized. Ways of reforming of treatment state backing agricultural producers of Omsk region was proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Омской области»

рии и методологии. Учебное пособие для вузов / Ю.Н. Жулькова, В.В. Синицин. Н. Новгород: Нижегород. госуд. архит.-строит. унт., 2006.

3. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Основы теории и практики: Учебное пособие / П.Н. Завлин, А.Е. Казанцев, Л.И. Мин-дели. М.: Экономика, 2000.

4. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.

5. Трифилова АА. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005.

6. Хотяшева ОМ. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

АНАЛИЗ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Щукин Е.Ю., аспирант кафедры финансового менеджмента института экономики и финансов ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина»

Рассмотрены правовые основания государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Омской области и основные ее направления. Обобщены результаты выполнения долгосрочной целевой программы Омской области, направленной на поддержку сельского хозяйства региона. Предложены направления реформирования подходов к оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Омской области.

Ключевые слова: сельское хозяйство; поддержка; реформирование; Омская область.

ANALYSIS OF STATE BACKING MEASURES ACCORDING TO AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS OF OMSK REGION

Tchukin E., the post-graduate student, Financial management chair, Institute of economy and Finance FSBEE HPE «Omsk state agricultural

univercity after P.A. Stolypin»

Legal basis of state backing of agricultural enterprises of Omsk region and its common policies was considered. Results of perfomance of the long-term targeted program aimed at backing of agriculture of the region was generalized. Ways of reforming of treatment state backing agricultural producers of Omsk region was proposed.

Keywords: agriculture; state backing; reforming; Omsk region.

В настоящее время в Омской области правовой основой господдержки сельхозпредприятий является Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010 - 2014 годы) (далее - Программа), утвержденная 6 октября 2009 года Постановлением Правительства Омской области № 180-п. Ее исполнителем-координатором является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод).

Целями Программы являются:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения в Омской области;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве Омской области природных ресурсов;

- увеличение объема сельскохозяйственной продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства.

К задачам Программы относятся:

- улучшение жилищных условий сельского населения в Омской области, восстановление и развитие социальной и инженерной инфраструктуры села;

- сохранение и поддержание в Омской области плодородия почв;

- проведение технической и технологической модернизации сельского хозяйства Омской области;

- улучшение кадрового обеспечения сельского хозяйства Омской области, развитие информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей;

- привлечение некоммерческих союзов (ассоциаций) к участию в формировании и реализации аграрной политики Омской области;

- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства Омской области, прежде всего животноводства (в том числе молочного и мясного скотоводства), растениеводства, с учетом зональных особенностей Омской области;

- поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов Омской области (далее - малые формы хозяйствования);

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

- создание благоприятных условий для реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области.

Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам государственной аграрной политики, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18, а также Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» [1, 2].

Программа рассчитана на 2010 - 2014 годы.

Формы финансирования мероприятий Программы:

1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

2) бюджетные ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также социальное обеспечение населения;

3) межбюджетные трансферты.

Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств областного бюджета, в том числе за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений нецелевого характера, поступлений целевого характера, а также бюджетов муниципальных образований Омской области и внебюджетных источников.

Привлечение средств федерального бюджета предусматривается в рамках Государственной программы, федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 99.

По мнению Минсельхозпрода, реализация Программы позволит обеспечить решение задач, определяющих систему ведения агропромышленного производства Омской области на период до 2014 года, способствующих стабильному продовольственному обеспечению населения Омской области, решение социально-демографических проблем, достижение целей социально-экономического развития Омской области.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

1) Увеличение базовых показателей социально-экономического развития региона;

2) Увеличение производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств региона к 2014 году (в сопоставимой оценке) по отношению к 2009 году на 8,2 %, в том числе продукции растениеводства - на 9,6 %, животноводства - на 6,6 %;

3) Увеличение среднегодового роста объема производимой сельскохозяйственной продукции за период реализации Программы на 1,4 - 1,7 %, что должно обеспечиваться в большей степени за счет использования современного технологического оборудования животноводческих ферм, а также за счет повышения генетического потенциала, продуктивности животных и ускоренного создания соответствующей кормовой базы;

4) Увеличение среднего надоя молока от одной коровы во всех категориях хозяйств до 4100 кг к 2014 году (с 3850 кг в 2009 году), выхода телят на 100 коров - до 85 голов;

5) Увеличение коэффициента обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях Омской области с 1,3 до 2,2 %;

6) Приобретение техники и оборудования на сумму 6,3 млрд. рублей, в частности обновление парка тракторов - до 10 %, зерноуборочных комбайнов - до 15 %, кормоуборочных комбайнов - до 20 %.

Общая сумма затрат на реализацию Программы составляет 11 631 078,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 2 529 080,2 тыс. рублей; 2011 год - 2 220 728,8 тыс. рублей; 2012 год - 2 197 114,8 тыс. рублей; 2013 год - 2 290 638,8 тыс. рублей; 2014 год

- 2 393 515,8 тыс. рублей.

Во исполнение Программы Минсельхозпродом принят приказ (от 28 февраля 2011 года № П-11-5), регламентирующий направления поддержки омских сельхозтоваропроизводителей. Всего данным приказом предусмотрен 21 вид господдержки омских сельхозтоваропроизводителей [5].

Как видно, авторы Программы при ее разработке ставили перед собой весьма сложные задачи и средства на эти цели предполагается освоить по масштабам Омской области солидные. Но на практике вполне возможна ситуация, при которой полное освоение финансовых средств и выполнение декларируемых показателей не приведут к росту благосостояния и эффективности функционирования предприятий отрасли. В системе целевых показателей реализации Программы не нашел отражения основной экономический показатель развития территории - ВРП. То есть о реальной успешности реализации Программы можно было бы говорить при росте доли сельского хозяйства в ВРП Омской области, о ее влиянии на увеличение налогооблагаемой базы региона.

Согласно распоряжению Правительства Омской области от 9 июня 2011 года № 83-рп, которым утвержден отчет о выполнении Программы в 2010 году, на ее реализацию в указанном периоде направлено 1982,6 млн. рублей бюджетных средств, в том числе за счет областного бюджета - 1137,3 млн. рублей, за счет федерального - 845,3 млн. рублей. Кроме того, привлечены средства местных бюджетов в сумме 23,0 млн. рублей и внебюджетных источников -на сумму 276,1 млн. рублей.

По оценке Минсельхозпрода, в 2010 году обеспечено выполнение основных запланированных мероприятий Программы.

Так, реализация Программы в 2010 году осуществлялась по 4 направлениям:

- устойчивое развитие сельских территорий;

- создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

- развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

По направлению «Устойчивое развитие сельских территорий»

общий объем финансирования в 2010 году составил 767,3 млн. рублей (93,3 % от предусмотренного Программой), в том числе из областного бюджета - 612,9 млн. рублей, из федерального - 154,4 млн. рублей.

В рамках указного направления в 2010 году улучшались жилищные условия сельских граждан, вводились в эксплуатацию водо-и газопроводы, строились дороги, открывались социальные объекты.

По направлению «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства» общий объем финансирования в 2010 году составил 161,4 млн. рублей (72,3 % от предусмотренного Програм-

мой), в том числе из областного бюджета - 136,6 млн. рублей, из федерального - 24,8 млн. рублей.

В рамках указного направления в 2010 году проводились профилактические и культуротехнические работы по обработке земель, обеспечивалось развитие инновационной деятельности.

По направлению «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства» в рамках Программы в 2010 году общий объем финансирования составил 335,6 млн. рублей.

В рамках данного направления проведена работа по укреплению генетического потенциала животных, созданию условий для сохранения и развития животноводства в личных подсобных хозяйствах.

Также предпринимались меры по созданию малых производств по переработке молока. Организована работа 58 молочных приемных пунктов. Проведена работа по формированию качественной кормовой базы.

По направлению «Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства» общий объем финансирования в 2010 году составил 718,3 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 108,9 млн. рублей, из федерального - 609,4 млн. рублей.

В 2010 году субсидировано кредитов (займов), привлеченных сельхозтоваропроизводителями, организациями АПК, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, организациями потребительской кооперации, а также гражданами, проживающими в сельской местности, на общую сумму 8552,6 млн. рублей. Общий объем привлеченных кредитов в АПК Омской области в 2010 году составил 3,6 млрд. рублей [4].

Осуществляемая в настоящее время господдержка сельхозпредприятий представляет собой зачастую прямое финансирование производств без учета их рентабельности. Причем это финансирование не накладывает никаких обязательств по выполнению экономических показателей или же вообще продолжению предприятием своей деятельности.

Программа имеет ряд субсидий с низкой эффективностью. К ним относятся отдельные субсидии, направленные на поддержку предприятий животноводства. Кроме того, среди условий предоставления субсидий числится необходимость сохранения маточного поголовья скота без учета его качественных характеристик. На деле же правдивость информации о численности поголовья скота в хозяйствах не подтверждается, что повышает риск финансирования убыточного предприятия за счет областного бюджета.

Указанные средства (или их часть) целесообразно направить на поддержку растениеводства, при условии выполнения предприятиями, претендующими на получение субсидий, экономических показателей, среди которых необходимо предусмотреть:

- увеличение объема налоговых отчислений в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды региона;

- увеличение вклада предприятия в ВРП (с положительной динамикой по годам);

- динамика средней заработной платы на предприятии и др.

Внесение соответствующих изменений в механизм господдержки сельхозтоваропроизводителей помогут уйти от указанных проблем путем включения бюджетного финансирования в реализацию рентабельных проектов.

Таким образом, перед субъектами бюджетного планирования Омской области стоит проблема повышения эффективности расходования бюджетных средств на сельское хозяйство. Стоит пересмотреть существующие на сегодняшний день направления бюджетного финансирования сельского хозяйства со смещением акцентов в сторону развития и поддержки рентабельных производств, объединения их в единую структуру, например, в форме некоммерческие партнерства или с образованием нового юридического лица. Эти системы способны на максимальную отдачу как в материальном, так и социальном планах. «Распыление» бюджетных средств приводит к необходимости пересмотра подходов к финансированию отрасли за счет бюджетных источников.

Кроме упразднения неэффективных мер стимулирования сельхозтоваропроизводителей в Омской области необходимо реформирование всей системы предоставления господдержки. В настоящее время право на получение субсидий из бюджета Омской области имеет любое предприятие, выполняющее описанные выше требования. При этом не берется во внимание такой существенный фактор, как масштабы и срок действия хозяйствующих субъектов, претендующих на получение поддержки. То есть субсидию может получить как вновь созданное, так и уже действующее несколько лет

предприятие. И это при том, что любое коммерческое предприятие должно само обеспечивать рентабельность своего производства, а не рассчитывать на господдержку и выходить за счет нее на прибыльный уровень. По действующей системе получается, что по мере увеличения масштабов производства хозяйствующий субъект имеет право на все больший объем субсидий, так как у него в соответствии с принципом расширенного воспроизводства постоянно увеличиваются производственные показатели (поголовье скота, посевные площади и т.д.).

Данное положение вещей способствует нерациональному распределению бюджетных средств. В настоящее время назрела объективная необходимость изменения данной системы с переходом на адресное финансирование конкретных проектов, прошедших предварительную защиту. Защиту целесообразно проводить на заседаниях специально созданной для этих целей межведомственной комиссии, в состав которой необходимо включить представителей отраслевых региональных министерств и ведомств. Межведом-ственность позволит обеспечить объективную оценку представляемых к рассмотрению проектов.

При этом вынесение проектов на защиту также необходимо осуществлять после объявления открытого конкурса на предоставление господдержки сельхозтоваропроизводителям за счет средств областного бюджета. Объявление открытого конкурса на субсидирование позволит максимально расширить круг потенциальных получателей поддержки и отобрать наиболее экономически эффективные и отвечающие параметрам проводимой политики в сфере агропромышленного комплекса.

Кроме того, необходимо отдельно предусмотреть условие, при котором к рассмотрению принимаются лишь проекты, имеющие перспективу стать коммерчески успешным, то есть с выходом через определенное время на рентабельный уровень производства, чтобы господдержка не превратилась в постоянный процесс финансирования убыточных организаций. Также необходимо закрепить положение о том, что оказание господдержки после истечения заявленного срока выхода производства хозяйствующего субъекта на рентабельный уровень прекращается. Но при этом нужно оставить возможность продолжения получения поддержки в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

В целях стимулирования развития сельхозпредприятий возможно также включение условия об обязательном возврате в бюджет Омской области средств (или их части), полученных в рамках про-

ектов, не вышедших на рентабельный уровень в указанные сроки.

Подобная схема осуществления господдержки сельхозтоваропроизводителей позволит обеспечить максимальную прозрачность распределения бюджетных средств, уход от «кабинетного» распределения финансовых ресурсов, снижение коррупциогенности власти, а также степени влияния региональной власти на бизнес.

Подобный подход к господдержке обеспечит конкретизацию расходных статьей бюджета и позволит точнее прогнозировать показатели развития региона (рост налогооблагаемой базы, ВРП и т.д.), опираясь на показатели реализуемых проектов.

Литература:

1. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. : постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 г : указ Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 г. № 18. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (20102014 годы)» : постановление Правительства Омской области от 6 октября 2009 г. № 180-п. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об отчете Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области о деятельности за 2010 г., 1 квартал 2011 г. и о подготовке к весенне-полевым работам : распоряжение Правительства Омской области от 6 июня 2011 г. № 83-рп. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 24 января 2011 г. № 5-П «Об утверждении Положения о предоставлении в 2011 году из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства» : приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 28 февраля 2011 г. № П-11-5. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

РЕГИОНАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Чушникова Е.В., аспирантка Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

Проанализированы различные варианты налоговой базы транспортного налога, определяющей его регулирующую функцию. Рассмотрено влияние регулирующей функции транспортного налога на структуру автомобильного парка мегаполиса с точки зрения уменьшения вредного воздействия автомобилей на окружающую среду и дорожную инфраструктуру.

Ключевые слова: транспортный налог, налоговая база, регулирующая функция, загрязнение окружающей среды, дорожная инфраструктура, мегаполис.

THE REGIONAL REGULATION OF THE HARMFUL AFFECTING CARS ON THE ENVIRONMENT BY TAX

Chushnikova E., the post-graduate student, Russian State Tax Academy of the Ministry of Finance of the Russian Federation

The article analyses various options of the transport tax base which determines its regulating function. The effect of the transport tax regulating function on the park of cars structure in the megalopolis is considered in terms of reducing the harmful effects on the environment and road infrastructure.

Keywords: transport tax, tax base, regulating function, pollution of the environment, road infrastructure, megalopolis.

Улучшение экологической ситуации - одна из важнейших задач сегодняшнего дня, решению которой может способствовать система налогообложения благодаря своему значению в общественных отношениях и социально-экономических процессах. Налоги, посредством выполняемых ими функций, в частности функции регулирования, могут сыграть решающую роль.

Основное вредное воздействие на экологическую обстановку

крупных городов оказывают выхлопные газы, выбрасываемые автомобильным транспортом, работающем на углеводородном топливе. Интегрально вред, наносимый окружающей среде, может быть выражен через количество топлива, сгоревшего в двигателях автомобилей. Его минимизация может быть достигнута, в том числе, за счет формирования номенклатуры автомобильного парка из транспортных средств, выполняющих одинаковую транспортную рабо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.