ISSN 2311-875X (Online) Продовольственная безопасность
ISSN 2073-2872 (Print)
ОБ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА*
Анна Витальевна ТИХОНОВА
младший научный сотрудник, Центр налоговой политики и налогового администрирования Института финансово-экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 21.01.2016 Принята в доработанном виде 25.01.2016 Одобрена 30.01.2016
УДК 336.012.23 JEL: Е60, Н20, Q14
Ключевые слова: сельское хозяйство, принципы государственной поддержки, научность, системность, комплексность
Аннотация
Предмет. В контексте современных экономических условий все большую актуальность приобретают вопросы стабилизации отечественного сельского хозяйства. Последнее определяет необходимость модернизации системы государственной поддержки отрасли, принципов ее установления.
Цели. Определение принципов государственной финансовой поддержки сельского хозяйства. Методология. С помощью сравнительных методов рассмотрены научные подходы к установлению принципов государственного регулирования сельского хозяйства. Дана характеристика отдельных проблем в практике применения инструментов государственной поддержки товаропроизводителей, выявленных с использованием аналитических методов познания.
Результаты. Проанализированы принципы государственной аграрной политики, определенные экономистами-аграрниками, дана оценка отдельным нормам Федерального закона № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Проведенный анализ показал, что фактических попыток установления единых принципов государственной финансовой поддержки аграриев не было. Определены принципообразующие характеристики сельского хозяйства и его государственной поддержки, на их основе разработаны собственные принципы государственной поддержки аграриев, состоящие из двух категорий: базисных принципов и принципов второго уровня.
Область применения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке как отдельных мероприятий государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и при составлении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Выводы. Сделан вывод о том, что единое определение основополагающих принципов государственной поддержки сельского хозяйства - первый и наиболее важный шаг на пути к эффективному аграрному производству.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Во все времена одной из основных задач любого государства являлось обеспечение
продовольственной безопасности, поскольку она является неотъемлемой составной частью национальной безопасности страны. В России, как и в большинстве стран мира, этот аспект безопасности остается важным направлением государственной политики, законотворческой деятельности, научных исследований.
Мировой опыт свидетельствует о том, что страну можно считать продовольственно независимой, если доля импорта для внутреннего потребления колеблется в пределах 20-25%1. В России, согласно статистическим данным, она составляет
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 15-22-01004 а(м).
1 Губайдуллина В.И., Нусратуллин В.К. Государственное регулирование агропромышленного производства в целях продовольственного обеспечения региона: учеб. пособие. Уфа: Изд-во БГАУ, 2007. 178 с.
http://fin-izdat.r
30% и выше. В связи с этим первоочередным инструментом снижения импортной зависимости по продовольствию должна быть рациональная, справедливая, экономически обоснованная и базирующаяся на научных предпосылках система государственной финансовой поддержки отечественных производителей, ведь именно от финансирования и стимулирования отрасли во многом зависит ее потенциал и темпы развития, а также состояние субъектов стимулирования [1].
В настоящий момент отечественная система государственной финансовой поддержки состоит из пяти структурных элементов [2]:
1) льготного кредитования;
2) льготного внешнеторгового (таможенно-тарифного) регулирования;
3) налогового стимулирования;
>игпа1/пайопа1/ 111
4) ценового регулирования;
5) бюджетного субсидирования.
Вместе с тем, несмотря на достаточно большое количество стимулов, пищевая отрасль до сих пор находится в плачевном состоянии, а отдельные подотрасли (например, мясное скотоводство) - на стадии глубокого затяжного кризиса2. По нашему мнению, главная системная причина низкой эффективности государственной поддержки сельского хозяйства заключается в слабой научной составляющей и в первую очередь - в отсутствии основополагающих принципов господдержки, являющихся методологической основой для определения взаимосвязи между элементами системы, обеспечения равнодоступности и адресности льгот.
Научные подходы к установлению принципов государственного регулирования сельского хозяйства
Большинство исследователей, рассматривая государственное регулирование сельского хозяйства, лишь косвенно, в небольшой степени, уделяют внимание вопросу качественного состава и роли «принципиального подхода» в государственном регулировании. Анализ научной и практической литературы, посвященной принципам государственного регулирования сельского хозяйства, выявил фактическое отсутствие трудов, широко и детально раскрывающих условия госрегулирования и необходимость их формирования. Следует выделить позицию Г.Е. Быстрова, который в качестве главного фактора государственного регулирования сельского хозяйства ставит вопрос о принципах государственной аграрной политики [3]. Попытки установления принципов государственного регулирования сельского хозяйства также проводили в своих работах В.Г. Брыжко, В.И. Нечаев, П.Ф. Марамонов, В.В. Пушкин (табл. 1). Принципы государственной аграрной политики утверждены на законодательном уровне (ФЗ «О развитии сельского хозяйства»3), но отдельно ни в научных, ни в практических публикациях принципы государственной поддержки не описаны. Однако
2 Старкова Н.О., Козырь Н.С. Оценка перспектив Краснодарского края в реализации программы импортозамещения продовольственной продукции // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 30. С. 13-24.
3 О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015).
URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930
несмотря на то, что термины «государственное регулирование» и «государственная поддержка»
4
отличаются друг от друга, с точки зрения поставленных целей и задач основные принципы их построения должны быть тождественны.
С позиции государственного регулирования наиболее полными являются принципы, установленные В.Г. Брыжко, М.М. Бейлиным, а также П.Ф. Парамоновым. Вместе с тем первые двое ученых, по нашему мнению, сформулировали принципы госрегулирования более системно. Эти авторы выделяют три группы принципов: общеметодологического, общего и частного уровней. Нами исследованы семь принципов среднего уровня, поскольку именно они характеризуют систему государственного регулирования сельского хозяйства. При детальном анализе в перечне данных постулатов прослеживается четкая иерархия с неким «центральным стержнем», вокруг которого и может быть установлена система государственного регулирования, - единство интересов, методов государственного регулирования и эффектов, получаемых от него.
Главным преимуществом позиции упомянутых авторов является установление двух важнейших принципов - научной обоснованности и одновременно практической ценности системы регулирования, однако в сложившейся практике такая синергия по многим элементам государственной поддержки отсутствует. Например, принцип экономической
эффективности ведения деятельности не закладывается при выдаче сельскохозяйственным товаропроизводителям бюджетных субсидий, он заменен на принцип запретности. Вместе с тем данные принципы являются достаточно общими для целей установления рациональной системы государственной финансовой поддержки сельского хозяйства, они требуют конкретизации и уточнения.
Мы считаем, что подход В.И. Нечаева и Ю.И. Бершицкого слишком узок, поскольку не совсем правильно называть государственную финансовую поддержку принципом
государственного же регулирования сельского хозяйства.
4 Государственная аграрная политика включает в себя государственное регулирование сельского хозяйства наряду с иными субъектами агропромышленного комплекса, а государственная поддержка, в свою очередь, является структурным элементом государственного регулирования сельского хозяйства.
Несмотря на то, что принципы, сформулированные, В.В. Пушкиным, по сути относятся к государственной финансовой поддержке, а не регулированию, рациональность и эффективность установления отдельных пунктов вызывает сомнение. Например, «разграничение полномочий и соблюдение равных условий конкуренции» в трактовке автора предполагает создание дополнительных региональных и муниципальных программ. Мы считаем, что это приведет к распылению бюджетных средств, как это происходит в практике распределения субсидий. К примеру, в 2014 г. из федерального бюджета в рамках государственной программы было предоставлено более 70 видов субсидий5. Именно по этой причине размер некоторых субсидий, предоставляемых регионами, оказался минимальным. Так, субсидии, предоставленные в 2015 г. на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, по оформлению права собственности на используемые ими участки земли из земель сельхозназначения во Владимирской области составили 10 250 руб., в Московской - 39 760 руб., в Тверской -57 830 руб.6
В данном случае в целях полного обеспечения регионов и муниципалитетов требуемыми объемами финансовой поддержки более рационально было бы отменить предоставление основных видов субсидий на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. Однако это не касается основополагающих принципов государственной финансовой поддержки. Вместе с тем в целях установления рациональной системы финансовой поддержки и обеспечения всеобщей доступности
В.В. Пушкиным выделен наиважнейший принцип - ограничение размеров государственной поддержки, под которым автор понимает выделение одной организации субсидий в размере, не превышающем 2 млн руб.
Принципы, установленные ФЗ № 264 от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства»
Особое внимание следует уделить принципам, определенным в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так как фактически существующее государственное
5 Иван Слепцов: Государственную поддержку -эффективным сельхозтоваропроизводителям. URL: http://sakha.gov.ru/node/163094
6 Официальный сайт Правительства Российской
Федерации.ЦКЬ: http://government.ru
http://fin-izdat.
регулирование сельского хозяйства построено именно на них. Исходя из ФЗ-264, к основным принципам государственной поддержки сельского хозяйства относятся:
1) доступность и адресность государственной поддержки;
2) доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;
3) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий для конкуренции на этом рынке;
4) последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;
5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.
Установленные законодательством принципы определяют сущность государственного регулирования сельского хозяйства. Вместе с тем неудачные формулировки и фактическое отсутствие в практической реализации выявляют необходимость их доработки с учетом особенностей сельского хозяйства и требований рынка.
Первый принцип, на наш взгляд, работает лишь наполовину. Что касается адресности, то ее призвано обеспечить существующее деление субсидий по отраслям и отдельным мероприятиям поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Однако фактор нуждаемости учитывается не в полной мере, что дает свободу иждивенческим настроениям товаропроизводителей. Принцип доступности должен выражаться в открытости инструментов государственной финансовой поддержки для всех субъектов сельского хозяйства, что на практике зачастую не реализуется (табл. 2). Из анализа данных табл. 2 следует, что на практике механизм распределения бюджетных средств направлен на поддержку в основном крупных товарных хозяйств. Такое распределение делает поддержку для малых и средних организаций практически недоступной.
Не совсем удачна формулировка третьего принципа господдержки, и в данном случае мы
)игпа1/пайопа1/ 113
" 7
согласны с позицией юристов , комментирующих ФЗ-264. Из текста закона не совсем понятно, что представляет собой единство рынка - простую единую торговую площадку? И каким условиям кроме равной конкуренции должен отвечать такой рынок? Задача по унификации рынка, на котором ведется торговля как сельскохозяйственной продукцией без переработки, так и сырьем для промышленности и продовольственными товарами, субъектами крупного, среднего, малого и микробизнеса, фактически неосуществима. В данном случае речь идет о справедливом перераспределении добавленной стоимости и дохода между субъектами сельскохозяйственного рынка, которое как раз и достигается в условиях равной конкуренции. Рынок может и должен быть качественно разнородным, особенно в такой большой стране, как Россия, с ее разнообразными природно-климатическими особенностями.
Вопрос состоит главным образом в том, как распределить производственную нагрузку между участниками рынка таким образом, чтобы при этом продолжать наращивать объемы производства и повышать эффективность их деятельности.
Четвертый принцип - последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие - предполагает наличие целостной и стабильной стратегии развития отечественного сельского хозяйства8. Однако именно из-за нарушения данного принципа (несбалансированности, постоянного разновекторного изменения законодательства, отступления от стратегического курса законотворчества) период застоя и кризиса в аграрной среде по-прежнему не преодолевается.
Принципообразующие характеристики сельского хозяйства и его государственной поддержки
Основополагающие принципы государственной поддержки сельского хозяйства должны быть сформулированы с учетом важнейших характеристик последнего:
• состава и структуры системы государственной поддержки сельского хозяйства;
7 Анисимов А.П., Бакирова Р.Т., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный). М., 2009.
8Матигина Е.В., Михалева Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (постатейный). М., 2011.
114 http://fin-izdat.
• особенностей отечественного
сельскохозяйственного производства.
Первая особенность предполагает наличие принципов, обусловленных многоэлементностью государственной поддержки, ее делением на финансовую и административную (рис. 1).
В своем исследовании мы сознательно расширяем сферу воздействия системы поддержки, вынося ее за пределы чистой экономики и финансов. Вместе с тем существуют различные мнения о составе господдержки: одни ученые видят в ней административную и экономическую
9
составляющие , другие говорят о наличии только финансовой компоненты. Например, В.В. Слепцов определяет систему государственной поддержки как совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансирования наиболее ущемленных в экономическом отношении предприятий и отраслей АПК10.
Качественная разнородность (финансовая, административная, техническая составляющие), большое количество различных инструментов и структурных элементов системы государственной поддержки предполагают обязательное наличие принципов, определяющих их рациональное, сбалансированное, эффективное одновременное применение.
Кроме того, существуют особенности сельскохозяйственного производства, которые нельзя не учитывать при определении вектора аграрной протекционистской политики. К таким особенностям относятся:
— длительный период окупаемости инвестиций, что является причиной низкой инвестиционной привлекательности отрасли;
— влияние природных, климатических условий (большая часть территории Российской Федерации находится в зоне высокорискового земледелия), которое является причиной значительных рисков, связанных с окупаемостью капитала и получением прибыли11;
9 Климова Н.В. Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах.
URL: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/45.pdf
10 Слепцов В.В. Экономические причины необходимости государственной поддержки сельского хозяйства России. URL: http://kgau.ru/new/all/konferenc/konferenc/2013/e36.pdf
11 Дашиева Б.Ш. Статистическая характеристика сельского хозяйства Республики Бурятия и проблема производительности труда: 2006-2012 гг. // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии
— быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их эксплуатации в неблагоприятных условиях (при работе с минеральными удобрениями и т.п.);
— процесс внедрения достижений научно-технического прогресса замедлен по сравнению с другими отраслями;
— неэластичность, медленное реагирование сельскохозяйственного производства на условия и требования рынка;
— диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.
Принципы государственной поддержки сельского хозяйства
Учитывая рассмотренные ранее особенности самой системы государственной поддержки, а также отдельные отраслевые особенности сельского хозяйства как вида деятельности, можно сделать вывод, что основополагающие принципы (1-го порядка) должны быть иерархичны, то есть содержать основные положения, из которых вытекают принципы 2-го порядка, определяющие более детальный, адресный подход. Принципы 1-го порядка представлены нами в виде пирамиды в порядке их значимости на рис. 2.
Базисом государственной поддержки в сельском хозяйстве должен стать принцип научности. Как утверждает Н.Б. Чернобай, принцип научности в аграрном секторе реализуется через использование на практике процессного, воспроизводственного, функционального, матричного, маркетингового, комплексного научных подходов, а также разновидности системного подхода к регулированию аграрного производства12. Научность, с нашей точки зрения, означает установление научных законов и постулатов в качестве основы в процессе разработки практических рекомендаций, реализации государственных программ поддержки сельского хозяйства, что далеко не всегда выполняется на практике. Связано это с тем, что научность как таковая содержит множество внутренних противоречий, основное из которых заключается в собственно практике. В то же время именно из научной основы вытекают такие важные
им. В.Р. Филиппова. 2014. № 3. С. 111-117.
12 Чернобай Н.Б. Использование принципа научности в
управлении аграрным сектором // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 13. С. 205-208.
принципы государственной поддержки, как системность, справедливость, рациональность.
В качестве следующего по значению принципа мы рассматриваем единство государственной поддержки. Оно раскрывается через принципы второго порядка: системность, комплексность, целостность, гарантированность исполнения обязательств государства перед гражданами. Заметим, что фактически в настоящее время данный подход к оказанию государственной поддержки не соблюдается либо соблюдается по формальным признакам. В частности, экономические инструменты государственной поддержки не взаимосвязаны между собой и зачастую не согласуются с административными мерами поддержки. Например, налоговые льготы являются многочисленными, бессистемными и не рассматриваются как эффективный источник государственной поддержки, способный заменить часть субсидий - конкретную форму прямого отчуждения денежных средств из бюджета.
Многие экономисты отмечают неоправданно широкий состав льгот по таможенным платежам [6]. Льготный кредитный механизм, по сути, представляет форму компенсации расходов банковской системы, а не льготирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, ввиду не проработанности механизма «кредит -субсидия» в сельском хозяйстве.
В рамках второй ступени нашей пирамиды особое место занимает принцип гарантированности исполнения обязательств государства, что по мнению К.Л. Жихарева, относится
непосредственно к региональной аграрной политике13. На наш взгляд, в текущих условиях регионы во многом лишены возможности получения эффективной и достаточной государственной поддержки. Во многом это обусловлено установленным принципом софинансирования бюджетов всех уровней, о котором речь шла ранее. Достаточно взглянуть на практику оказания нового вида субсидий -несвязанной поддержки доходов в области растениеводства. В связи с недостаточностью средств в бюджете субъектов РФ, помимо сокращения общего объема субсидий, в 2013 г. от части господдержки были вынуждены отказаться четыре региона (в том числе Краснодарский край), в 2014 г. - девять, в том числе такие развитые
13 Жихарев К.Л. Аграрная политика: сущность, цели и принципы формирования // Российский экономический интернет-журнал.
URL: http://e-rej .ru/Articles/2008/Zhiharev65 .pdf
аграрные субъекты, как Белгородская и Самарская области, Республика Татарстан.
Третьим основным принципом в пирамиде является сбалансированность. С позиции государственной финансовой поддержки она должна быть реализована посредством применения следующих принципов 2-го уровня:
— адресности, предполагающей, что конечными получателями средств являются товаропроизводители, действительно нуждающиеся в них и имеющие возможность их эффективного использования. С одной стороны, адресность обеспечивается дифференциацией системы субсидий, с другой - отсутствие целевых показателей является причиной частого предоставления бюджетных средств товаропроизводителям, лишь соответствующим определенным законодательством параметрам. Кроме того, непродуманным, с точки зрения целевого подхода и адресности, представляется принятый в российской налоговой политике курс на замену целевых налоговых льгот налоговыми преференциями, не возлагающими на налогоплательщиков обязательств по использованию финансовых ресурсов, дополнительно предоставленных государством [7];
— оптимальности, которая, согласно нормам классической экономической науки, предполагает установление такой системы поддержки, которая позволяет получить оптимальный с точки зрения общенародных интересов результат (обеспечение продовольственной безопасности, увеличение национального богатства и богатства отдельного товаропроизводителя);
— селективности в выборе инструментов поддержки;
— приоритетности наиболее «проблемных» отраслей сельского хозяйства, вызванной наличием внутриотраслевых особенностей аграрного сектора (характером производства и оборачиваемостью продукции);
— справедливости распределения дохода и валовой добавочной стоимости между субъектами сельскохозяйственного рынка. В данном случае речь идет не о разделе рынка между агрохолдингами, крупнейшими агрокомплексами и мелкими товаропроизводителями, доля которых растет не только в аграрных рынках [8].
Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственного рынка должна строиться таким образом, чтобы при распределении доходов мелкие и крупные товаропроизводители имели возможность для дальнейшего эффективного производства. К примеру, в США крупные рентабельные, более конкурентоспособные аграрные ТНК занимают около 70% внутреннего рынка, но система государственной поддержки выравнивает финансовое положение фермеров, и поэтому фермерское хозяйство в Америке - весьма эффективная форма агробизнеса [9].
И, наконец, четвертый базовый принцип - это открытость, предполагающая прозрачность и доступность ресурсов и информации, доступность источников финансирования для всех субъектов. Если с информационной открытостью и прозрачностью ситуация в сфере государственной поддержки нормализовалась, то доступность источников финансирования для различных субъектов сельского хозяйства далеко не одинакова. Механизм распределения бюджетных средств направлен на поддержку в основном крупных товарных хозяйств, то есть чем крупнее организация, тем больше у нее шансов получить дотации14. Аналогичная ситуация наблюдается и в распределении кредитных ресурсов: банки более охотно идут на кредитные сделки с крупными организациями, имеющими в собственности значительные земельные и материальные ресурсы.
Выводы
Проведенный анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день фактически отсутствуют научно и практически обоснованные подходы к установлению принципов государственной финансовой поддержки сельского хозяйства. В исследованиях экономистов-аграрников в первую очередь рассматриваются принципы государственного регулирования сельского хозяйства, государственной агарной политики, установленные Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Вместе с тем депрессивное состояние отрасли, безуспешные, вот уже более чем десятилетние попытки выведения сельского хозяйства из кризисного состояния говорят о неэффективности (либо весьма низкой эффективности) системы государственной финансовой поддержки.
14 Тихонова А.В. Направления модернизации системы налогового стимулирования АПК России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 2. С. 57-64.
По нашему мнению, это вызвано в первую очередь отсутствием единства, целостности и комплексности всех элементов такой системы, «альбинизмом» науки в разработке ряда практических рекомендаций. Установление базовых основополагающих принципов государственной поддержки сельского хозяйства -должно стать первым и наиболее важным шагом на пути к эффективному аграрному производству. В настоящей работе была сделана попытка
установления таких принципов с учетом состава и структурных элементов системы поддержки и особенностей сельского хозяйства как вида производственной деятельности. Научность, единство государственной поддержки,
сбалансированность, открытость - вот четыре «столпа», на которых должна строиться эффективная система государственной финансовой поддержки сельского хозяйства.
Таблица 1
Научные подходы к установлению принципов государственного регулирования сельского хозяйства
Авторы Принципы
В.Г. Брыжко, 1. Первоочередной учет национальных, государственных, общественных интересов; приоритет
М.М. Бейлин развития сельского хозяйства.
2. Соответствие современным экономическим реалиям; обеспечение среды для развития многоукладного и конкурентоспособного отечественного сельского хозяйства; создание равных условий всем субъектам сельскохозяйственной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования.
3. Соблюдение требований законодательства в сфере регулирования аграрных отношений; обеспечение устойчивой связи с функциями и процессом управления сельским хозяйством.
4. Комплексный характер регулирующих действий; единство экономических, нормативно-правовых, административных, институциональных методов государственного регулирования сельского хозяйства.
5. Ориентация на достижение максимального совокупного экономического, экологического и социального эффекта в результате реализации системы государственного регулирования сельского хозяйства.
6. Стабильность, последовательность, непрерывность действий по государственному регулированию сельского хозяйства; научная обоснованность системы регулирования.
7. Практическая ценность системы государственного регулирования сельскохозяйственного _производства [4]_
В.И. Нечаев, 1. Программно-целевой подход как стимул для сельскохозяйственных товаропроизводителей к
Ю.И. Бершицкий интенсификации производства и повышению его эффективности.
2. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей как
_дополнительный источник финансирования сельскохозяйственного производства [5]_
П.Ф. Парамонов Аграрный протекционизм; сочетание экономических и социальных целей; сочетание
индикативности и директивности; программное регулирование; стабилизация рынка; учет региональных условий и особенностей сельского хозяйства; поддержание эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, паритета и регулирования
_доходов сельхозтоваропроизводителей*_
В.В. Пушкин 1. Устойчивость.
2. Адресность.
3. Гарантированность.
4. Разграничение полномочий и соблюдение равных условий конкуренции.
5. Учет международных обязательств.
6. Ограничение размеров государственной поддержки.
7. Равнодоступность**
*
Парамонов П. Ф. Организационно-экономические проблемы адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования: учеб. пособие. Краснодар: Изд-во КГАУ, 2002. 548 с.
**Пушкин В.В. Основные направления государственной поддержки сельского товаропроизводителя. URL: http://ej.kubagro.ru/2004/02/08
Источник: составлено автором
Таблица 2
Структура регионов по сумме полученных субсидий в 2012 г.
Размер субсидии, млн руб. Число регионов Число хозяйств Сумма субсидий, млн руб. Доля субсидий в выручке, % Выручка от реализации, тыс. руб.
Всего На 1 хозяйство На 1 работника На 100 га
Свыше 15 000 1 (Республика Татарстан) 512 15 980 31,21 27,81 15,21 1 192
Свыше 10 000 1 (Белгородская область) 228 10 609 46,53 6,93 100,1 7 658
5 000-3 000 11 5 810 39 989 6,88 10,13 13,4 388
2 999-2 000 8 2 913 19 376 6,65 6,49 15,16 870
1 999-1 000 26 7 316 37 132 5,08 8,95 8,7 281
999-32 30 4 130 13 217 3,2 10,22 5,25 140
В среднем 77 20 909 136 303 6,52 9,41 11,43 378
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru
Рисунок 1
Инструменты государственной поддержки сельского хозяйства
Источник: составлено автором
Рисунок 2
Принципы государственной поддержки сельского хозяйства первого порядка
Открытость
Сбалансированность
Единство государственной поддержки
Научность
Источник: составлено автором Список литературы
1. Пинская М.Р. Налоговые инструменты институционализации импортозамещения в сельском хозяйстве // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 5.
2. Зинченко А.П., Уколова А.В., Демичев В.В. Сравнительная оценка регионов России с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2013.№ 2. С. 20-26.
3. Быстрое Г.Е. Государственное регулирование сельского хозяйства в России: понятия, функции, формы, методы: теория, практика, проблемы. В кн.: Правовое регулирование аграрных отношений в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС. Т. I. М.: Изд-во РГАУ-РСХА, 2009. С. 17-37.
4. Брыжко В.Г., Бейлин М.М. Принципы государственного регулирования сельского хозяйства региона // Аграрный вестник Урала. 2012. № 2. С. 65-67.
5. Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: монография. СПб: Лань, 2009. 336 с.
6. Гончаренко Л.И., Артемьев А.А. Теоретические и практические проблемы применения льгот в сфере таможенного обложения в условиях функционирования Таможенного союза (Белоруссия - Россия -Казахстан) // Инновационное развитие экономики. 2012. № 4. С. 25-29.
7. Пансков В.Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 114-120.
8. Цветков В.А. Анализ проблем управления деятельности крупного бизнеса на региональном уровне // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 5. С. 43-49.
9. Cardon J.H., Pope R.D. Agricultural Market Structure, Generic Advertising, and Welfare // Journal of Agricultural and Resource Economics. 2003. Vol. 28. Iss. 3. P. 185-200.
С.72-79.
ISSN 2311-875X (Online) Food Security
ISSN 2073-2872 (Print)
ON FUNDAMENTAL PRINCIPLES FOR THE STATE AID TO AGRICULTURE Anna V. TIKHONOVA
Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation [email protected]
Abstract
Importance Considering contemporary economic conditions, the stabilization of national agriculture and respective issues gain higher significance. It requires improving the mechanism for providing the State aid to the sector and setting up respective principles. Objectives The research outlines the principles for State aid to agriculture.
Methods Using comparative methods, I reviewed scientific approaches to setting up the principles for governmental control over agriculture, and described certain challenging issues in applying tools of the State aid to commodity producers, as identified through analytical methods of cognition. Results I analyzed the principles of the State agricultural policy, as formulated by agricultural economists, and evaluated certain clauses of Federal Law № 264-FZ On Development of Agriculture. As the analysis shows, there were no attempts to set up single principles for the State financial aid to agricultural producers. The article provides such agricultural characteristics that lay the basis for the principles and its State aid and presents my own principles for the State aid to agriculture. They consist of fundamental and secondary principles.
Conclusions and Relevance Setting up single and fundamental principles for the State aid to agriculture is the first and most critical step towards the effective agricultural production. The
Keywords: agriculture, State aid, findings can be used to outline certain initiatives of the State aid to agricultural producers, and
principles, scientific nature, articulate the governmental program for agricultural development and regulation of markets of
consistency, comprehensiveness agricultural products, raw materials and food.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-22-01004 a(M).
References
1. Pinskaya M.R. [Tax tools to institutionalize import substitution in agriculture]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2015, no. 5, pp. 72-79. (In Russ.)
2. Zinchenko A.P., Ukolova A.V., Demichev V.V. [A comparative assessment of Russia's regions with unfavorable conditions for agriculture]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economy of Russia's Agriculture, 2013, no. 2, pp. 20-26. (In Russ.)
3. Bystrov G.E. Gosudarstvennoe regulirovanie sel'skogo khozyaistva v Rossii: ponyatiya, funktsii, formy, metody: teoriya, praktika, problemy. V kn.: Pravovoe regulirovanie agrarnykh otnoshenii v Rossii, Ukraine, Belorussii, Kazakhstane, drugikh stranakh SNG i gosudarstvakh ES. T. I [Governmental control over agriculture in Russia: concepts, functions, forms, methods. Theory, practice, issues. In: Legislative regulation of agricultural relations in Russia, Ukraine, Belarus, Kazakhstan, other CIS countries and the EU countries]. Moscow, RGAU-RSKhA Publ., 2009, pp. 17-37.
4. Bryzhko V.G., Beilin M.M. [Governmental control principles in the region's agriculture]. Agrarnyi vestnik Urala = Agrarian Bulletin of the Urals, 2012, no. 2, pp. 65-67. (In Russ.)
5. Nechaev V.I., Bershitskii Yu.I., Reznichenko S.M. Regional'nye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya agropromyshlennogo proizvodstva: monografiya [Regional aspects of governmental control over agricultural production: a monograph]. St. Petersburg, Lan' Publ., 2009, 336 p.
6. Goncharenko L.I., Artem'ev A.A. [Theoretical and practical issues of benefits for customs duties and the Customs Union: Belarus - Russia - Kazakhstan]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2012, no. 4, pp. 25-29. (In Russ.)
Article history:
Received 21 January 2016 Received in revised form 25 January 2016 Accepted 30 January 2016
JEL classification: Q14, E60, H20
7. Panskov V.G. [Taxes as part of methods for financial regulation of economy]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes & Law, 2015, no. 1, pp. 114-120. (In Russ.)
8. Tsvetkov VA. [Large business management at the regional level: an analysis of issues]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes & Law, 2012, no. 5, pp. 43-49. (In Russ.)
9. Cardon J.H., Pope R.D. Agricultural Market Structure, Generic Advertising, and Welfare. Journal of Agricultural and Resource Economics, 2003, vol. 28, iss. 3, pp. 185-200.