Научная статья на тему 'Государственная поддержка сельского хозяйства неотъемлемая часть государственного регулирования'

Государственная поддержка сельского хозяйства неотъемлемая часть государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9825
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / СУБСИДИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FORMS AND PRINCIPLES OF STATE SUPPORT / FEDERAL BUDGET / REGIONAL BUDGET / SUBSIDIES / AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вернигор Надежда Федоровна

Сельское хозяйство для государства является приоритетной отраслью, так как является основой, прежде всего, продовольственного обеспечения, а, следовательно, и продовольственной независимости. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства реализуется посредством конкретных форм и методов. Необходимость систематизации форм и методов поддержки вызвана тем, что в настоящее время с целью подъёма экономики сельского хозяйства и в рамках реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства органы исполнительной власти стали применять различные методы государственного вмешательства в отрасль. Рассмотренные формы, методы и механизмы связаны с определёнными затратами государственных средств, направляемых на решение таких задач, как повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, формирование отлаженного экономического механизма функционирования сельского хозяйства, стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной инфраструктуры, снижение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда. Государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансирования наиболее ущемлённых в экономическом отношении предприятий и отраслей. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства является объективной, и эта объективность кроется в экономической природе отличия положения производителя сельскохозяйственной продукции от положения всех остальных участников рынка, поскольку в силу объективных причин сельское хозяйство на свободном рынке неконкурентоспособно в сравнении с другими отраслями экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF AGRICULTURE IS AN INTEGRAL PART OF STATE REGULATION

Agriculture is a priority sector for the state being the basis, primarily, of food supply and hence food security. State support of agricultural production is implemented through specific forms and methods. The need for systemization of forms and methods of the support is due to the fact that at present to improve the rural economy and in the framework of the state program on development of agriculture the executive authorities began applying various methods of state intervention in the industry. The studied forms, methods and mechanisms are associated with specific spending of public funds allocated to such tasks as improving the efficiency of agricultural production and its competitiveness, the formation of an established economic mechanism of agriculture functioning, stimulating innovation activity, improving the use of funds, land, development of market and social infrastructure, the reduction of unemployment in rural areas and raising the level of wages. State support is an integral part of state regulation, the combination of various instruments and concessional and grant funding to support the most economically disadvantaged enterprises and industries. The need for state support of agriculture is objective, and this objective character lies in the economic nature of the differences between the position of an agricultural commodity producer and those of all other market participants, because there are objective reasons for agriculture to be uncompetitive in free market compared to other sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка сельского хозяйства неотъемлемая часть государственного регулирования»

chnoi produktsii: dis. ... kand. ekonom. nauk. Ivanovskii gosudarstvennyi khimiko-

tekhnologicheskii universitet. — Ivanovo, 2005. — S. 10.

16. Ekimova K.V., Buravova S.V., Sa-vel'eva I.P. Lokal'nye rynki v strukture region-al'noi ekonomiki [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/l okalnye-rynki-v-strukture-regionalnoy-ekono-miki (data obrashcheniya: 07.12.2014).

17. Feoktistova N.A. Lokal'nyi (mestnyi) rynok kak fragmentatsiya ekonomicheskogo prostranstva: faktornyi podkhod: dis. ... kand. ekonom. nauk: 08.00.05. Ivanovskii gosudarstvennyi universitet. — Ivanovo, 2009 [elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/lokalnyi -mestnyi-rynok-kak-fragmentatsiya-ekonomi-cheskogo-prostranstva-faktornyi-rodkhod #ixzz3JbOYQe8a (data obrashcheniya: 07.12.2014).

+

18. Suslova E.M., Shevchenko A.V., Feoktistova N.A. O kategorii lokal'nogo rynka // Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.e-rej.ru/Articles/2008/ Suslo-va_Feoktistova_ Shevchenko.pdf (data obrashcheniya: 07.12.2014).

19. Nikiforova V.A. Formirovanie lokal'no-go rynka zhil'ya: na primere goroda Novo-kuznetska: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05. - Kemerovo, 2005. - 169 s.

20. Ekimova K.V., Buravova S.V. Vzai-mosvyaz' lokal'nogo rynka truda, rynka ned-vizhimosti i potrebitel'skogo rynka cherez sis-temu vosproizvodstvennogo protsessa // Vestnik YuUrGU. - 2012. - № 30. - S. 6-9.

21. Oleinik A. Model' setevogo kapitaliz-ma // Voprosy ekonomiki. - 2003. - № 8. - S. 132.

+

УДК 338.431:636-035.571;321.62-5(571.15)

Н.Ф. Вернигор N.F. Vernigor

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА -НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

STATE SUPPORT OF AGRICULTURE IS AN INTEGRAL PART OF STATE REGULATION

Ключевые слова: формы, принципы государственной поддержки, сельхозтоваропроизводители, субсидии, федеральный, региональный бюджет.

Сельское хозяйство для государства является приоритетной отраслью, так как является основой, прежде всего, продовольственного обеспечения, а следовательно, и продовольственной независимости. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства реализуется посредством конкретных форм и методов. Необходимость систематизации форм и методов поддержки вызвана тем, что в настоящее время с целью подъема экономики сельского хозяйства и в рамках реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства органы исполнительной власти стали применять различные методы государственного вмешательства в отрасль. Рассмотренные формы, методы и механизмы связаны с определенными затратами государственных средств, направляемых на решение таких задач, как повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, формирование отлаженного экономического механизма функционирования сельского хозяйства, стимулирование инновационной деятельности, улучшение

использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной инфраструктуры, снижение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда. Государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансирования наиболее ущемленных в экономическом отношении предприятий и отраслей. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства является объективной, и эта объективность кроется в экономической природе отличия положения производителя сельскохозяйственной продукции от положения всех остальных участников рынка, поскольку в силу объективных причин сельское хозяйство на свободном рынке неконкурентоспособно в сравнении с другими отраслями экономики.

Keywords: forms, principles of state support, agricultural commodity producers, subsidies, federal budget, regional budget.

Agriculture is a priority sector for the state being the basis, primarily, of food supply and hence food security. State support of agricultural production is implemented through specific forms and methods.

The need for systemization of forms and methods of the support is due to the fact that at present to improve the rural economy and in the framework of the state program on development of agriculture the executive authorities began applying various methods of state intervention in the industry. The studied forms, methods and mechanisms are associated with specific spending of public funds allocated to such tasks as improving the efficiency of agricultural production and its competitiveness, the formation of an established economic mechanism of agriculture functioning, stimulating innovation activity, improving the use of funds, land, development of market and social infrastructure, the reduction of

unemployment in rural areas and raising the level of wages. State support is an integral part of state regulation, the combination of various instruments and concessional and grant funding to support the most economically disadvantaged enterprises and industries. The need for state support of agriculture is objective, and this objective character lies in the economic nature of the differences between the position of an agricultural commodity producer and those of all other market participants, because there are objective reasons for agriculture to be uncompetitive in free market compared to other sectors of the economy.

Вернигор Надежда Федоровна, д.э.н. проф., каф. «Экономики, финансов и бухгалтерского учета, Алтайский институт финансового управления. Е-mail: [email protected].

Vernigor Nadezhda Fyodorovna, Dr. Econ. Sci., Prof., Chair of Economics, Finance and Accounting, Altai Institute of Financial Management. E-mail: [email protected].

Введение

В рамках реализации задач национальной аграрной политики Правительством Российской Федерации в последние годы принимаются меры по устойчивому развитию агропромышленного комплекса. В Российской Федерации создана нормативная правовая база, регулирующая отдельные направления развития сельского хозяйства, однако не формирующая условия для ускоренного развития аграрного сектора экономики и края в целом.

Цель исследования — разработка направлений по упрощению механизма предоставления государственной поддержки.

Задача исследования — изучение особенностей механизма государственной поддержки.

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследуется государственная поддержка.

Методы исследования — абстрактно логический, монографический, метод анализа.

Сельское хозяйство для государства является приоритетной отраслью, так как является основой, прежде всего, продовольственного обеспечения, а следовательно, и продовольственной независимости.

На наш взгляд, государственная поддержка сельского хозяйства — это комплекс социально-экономических, законодательно-правовых и организационных мер, осуществляемых государством, направленных на устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий и обеспечивающих продовольственную независимость, безопасность и улучшение продовольственного обеспечения населения, а пищевой промышленности — сырьем [1].

Задачей государственной поддержки является ликвидация существенных различий в уровне жизни сельского и городского населения. Государственная поддержка аграрного сектора в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью. Сельское хозяйство, вследствие присущих ему специфических особенностей, не может за счет реализации продукции получить доход, достаточный для расширенного воспроизводства и покрытия издержек производства, сохранения земель и социально-культурного развития села.

^стема государственной поддержки сельскохозяйственного производства формируется на основе реализации определенных принципов. Изучение социально-экономических моделей рыночной системы хозяйствования позволило выделить общие принципы государственной поддержки, обеспечивающие устойчивость функционирования сельскохозяйственного производства в условиях цикличного развития рыночной экономики [2].

Основными принципами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются:

- равная доступность государственной поддержки для всех субъектов;

- адресность государственной поддержки;

- гарантированность государственной поддержки;

- целевой характер получения и использования бюджетных средств;

- эффективность использования бюджетных средств.

Pавная доступность государственной поддержки для всех субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности,

означает, что все формы хозяйств, включая крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, имеют равные права на поддержку из бюджета.

Aдресность государственной поддержки — государственная поддержка оказывается непосредственно сельхозтовапроизводите-лям. Не допускается получение бюджетных средств на поддержку развития сельского хозяйства посредническими организациями.

Гарантированность государственной поддержки — обязательства государства по поддержке сельхозтовапроизводителей, зафиксированные в ее отдельных направлениях и программах, должны неукоснительно соблюдаться.

Целевой характер получение и использование бюджетных средств — выделенные из бюджета средства должны использоваться сельхозтовапроизодителями по их назначению и в строгой отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.

Бюджетная эффективность — относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Направлениями государственной поддержки являются:

1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;

4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

6) устойчивое развитие сельских территорий;

7) совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства.

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства реализуется посредством конкретных форм и методов. Необходимость систематизации форм и методов поддержки вызвана тем, что в настоящее время с целью подъема экономики сельского хозяйства и в рамках реализации

Государственной программы по развитию сельского хозяйства органы исполнительной власти стали применять различные методы государственного вмешательства в отрасль.

Существуют три основные формы государственной поддержки: прямая (прямые бюджетные выплаты); косвенная (бюджетные средства носят стимулирующий характер); опосредованная (через организационно-экономические мероприятия, зачастую впрямую не связанные с аграрным сектором экономики) [3].

Под прямой поддержкой понимается бюджетная поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей, впрямую, непосредственно воздействующая на его финансово-хозяйственную деятельность.

K формам прямой поддержки следует относить субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы; субсидирование кредитования предприятий АПК, субсидии на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур, субсидии на затраты капитального характера, выделение бюджетных средств на поддержку аграрной науки и др. Под косвенной формой государственной поддержки понимается воздействие со стороны органов государственного управления АПК на результаты финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей, которое осуществляется косвенными методами [4]. Это льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей, введение единого сельскохозяйственного налога, выделение бюджетных средств на осуществление закупа сельхозпродукции для государственных нужд, проведение товарных и закупочных интервенций на зерновом рынке и др.

Oпосредованная поддержка — это форма поддержки, осуществляемая через опосредованные формы, в основном программно-целевого характера, но впрямую не связанные с аграрным сектором экономики; поддержка аграрной науки; пополнение за счет бюджетных средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхоз-банк»; реализация федеральных программ и национальных проектов.

Формы поддержки могут изменяться и трансформироваться, в первую очередь, с учетом социально-экономического положения сельхозтоваропроизводителей и развитости сельских территорий.

Cущественное влияние на размер и формы господдержки оказывают диспаритет цен на продукцию, реализуемую сельхозтоваропроизводителями, и товары промышленности, ими приобретаемые. Меха-

низм государственной поддержки как раз должен быть направлен на сохранение паритетных соотношений [5].

Формы прямой поддержки направлены на сохранение, поддержание и развитие сельскохозяйственного производства (метод поддержки — субсидирование производства сельскохозяйственной продукции и сырья).

Косвенная поддержка связана с компенсационными платежами, платежами при ущербе от стихийных бедствий, субсидированием выплат процентов по полученным кредитам, по страхованию имущества, субсидированием лизинговых схем, страхование урожая и др. Одним словом, такая форма способствует поддержке доходов товаропроизводителей и позволяет компенсировать часть издержек, связанных с сельскохозяйственным производством.

Форма опосредованной поддержки направлена на содействие развитию производственной и социальной инфраструктур, развитию рыночных отношений, формированию макроэкономической политики (методы: программно-целевой, кластерные технологии).

Все рассмотренные выше формы, методы и механизмы связаны с определенными затратами государственных средств, направляемых на решение таких задач, как повышение эффективности аграрного производства и его конкурентоспособности, формирование отлаженного экономического механизма функционирования сельского хозяйства, стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования фондов, земли, развитие рыночной и социальной ин-

Государственная подд в производстве сельскохози

фраструктуры, снижение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда.

С целью совершенствования механизмов финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышения результативности бюджетных расходов разработаны условия предоставления субсидий, включающие своевременность выплаты заработной платы и обеспечение ее не ниже установленного минимального уровня, отсутствие задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, достижение установленного уровня урожайности культур, использование сельскохозяйственных земель по целевому назначению и другие [6]. В основу распределения субсидий положен дифференцированный подход, что позволяет выравнивать условия хозяйствования предприятий, находящихся в разных природно-климатических зонах [7].

В 2013 г. государственная поддержка сельских территорий Алтайского края составила более 6,4 млрд руб., в том числе 5,1 млрд руб. из федерального бюджета, 1,3 млрд руб. из краевого бюджета.

Доля объемов государственной поддержки сельского хозяйства Алтайского края (в рамках софинансирования Госпрограммы) в общем объеме поддержки отрасли в стране составила 2,6%, что соответствовало 7-му месту среди субъектов Российской Федерации, при этом доля региона в производстве сельскохозяйственной продукции Российской Федерации составила 3,2% (табл.).

Таблица

жка и доля регионов ственной продукции, 2013 г.

Место в рейтинге Субъект РФ Объём господдержки (лимит)*, млн руб. В т.ч. из федерального бюджета (лимит), млн руб. Доля региона в общем объёме поддержки сельского хозяйства РФ, % Господдержка, всего в расчёте на 1 руб. произведённой валовой продукции, руб. Доля региона в общем объёме производства сельско-хозяйственной продукции РФ, % Доля региона в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции, о/ %

зерно молоко скот и птица на убой

Российская Федерация 236291,1 160365,5 100 0,06 100 100 100 100

1 Белгородская область 18302,2 13990,2 7,7 0,11 4,3 3,3 1,8 12,3

2 Республика Татарстан 15287,2 10984,5 6,5 0,10 4,2 2,8 5,6 3,9

3 Воронежская область 9002,2 6872,7 3,8 0,06 3,9 4,1 2,5 3,1

4 Брянская область 8564,9 6750,8 3,6 0,20 1,1 0,7 1,1 1,7

5 Ростовская область 8070,7 5952,2 3,4 0,05 4,5 7,2 3,5 2,5

6 Краснодарский край 8037,3 6448,4 3,4 0,03 6,8 13 4,3 3,8

7 Алтайский край 6193,6 5019,3 2,6 0,05 3,2 5,3 4,4 2,8

8 Тамбовская область 6087,0 4577,7 2,6 0,08 1,9 3,2 0,7 2,2

9 Республика Башкортостан 5814,4 3844,0 2,5 0,05 3,3 2,2 5,6 3,1

10 Ставропольский край 5763,7 4609,4 2,4 0,05 3,3 7,5 2,2 3,1

Выводы

Tаким образом, государственная поддержка является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов, льготного и безвозмездного финансирования наиболее ущемленных в экономическом отношении предприятий и отраслей. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства является объективной, и эта объективность кроется в экономической природе отличия положения производителя сельскохозяйственной продукции от положения всех остальных участников рынка, поскольку в силу объективных причин сельское хозяйство на свободном рынке неконкурентоспособно в сравнении с другими отраслями экономики.

C одной стороны, государственная поддержка направлена на улучшение качества жизни населения, то есть доступность к товарам первой необходимости, поддержания социального статуса низких слоев населения, с другой стороны, государственная поддержка способствует повышению качества продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государственная поддержка сельского хозяйства — это система бюджетного субсидирования сельскохозяйственного производства, направленная на компенсацию части нормативных затрат не только реализованной, но и всей произведенной продукции и обеспечивающая его расширенное воспроизводство.

Библиографический список

1. Шелковников С.А. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства региона / Новосиб. гос. аг-рар. ун-т. — Новосибирск, 2010. — 313 с.

2. Федеральный закон № 264 — ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства», в ред. от 23.07.2013 № 236 — ФЗ.

3. Михайлюк О.Н. Формы государственной поддержки субъектов хозяйствования АПК / / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 7. — С. 36-39.

4. Нечаев В.И., Хаутов Д.Х., Ворошилова И.В. Государственная поддержка и регулирование региональной агроэкономики: монография. — Краснодар: Атрии, 2009. — 160 с.

5. Самыгин Д.Ю., Барышников Н.Г. Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций: оценка эффективности

и планирования дифференцированных субсидий. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. — RG Germany (Немецкая национальная библиотека), 2011. — 165 с.

6. Шарипов С.А., Харисов Г.А., Колпаков П.А. Оценка эффективности использования факторов производства АПК // Достижения науки и техники АПК. — 2012. — № 2. — 240 с.

7. Сёмин А.Н. О совершенствовании механизма государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 11. — С. 5-7.

8. Cramer G.L., Jensen C.W., Southga-te D.D. Agricultural Economics and Agribusiness, Eighth Edition. — New York: John Wiley & Sons, 2001. — 165 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Shelkovnikov S.A. Sistema gosu-darstvennoi podderzhki sel'skokhozyaistven-nogo proizvodstva regiona / Novosib. gos. agrar. un-t. — Novosibirsk, 2010. — 313 s.

2. Federal'nyi zakon № 264 — FZ ot 29.12.2006 g. «O razvitie sel'skogo kho-zyaistva», v red. ot 23.07.2013 № 236-FZ.

3. Mikhailyuk O.N. Formy gosudarstvennoi podderzhki sub"ektov khozyaistvovaniya APK // Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pe-rerabatyvayushchikh predpriyatii. — 2009. — № 7. — S. 36-39.

4. Nechaev V.I., Khautov D.Kh., Voroshi-lova I.V. Gosudarstvennaya podderzhka i re-gulirovanie regional'noi agroekonomiki: mo-nografiya. — Krasnodar: Atrii, 2009. — 160 s.

5. Samygin D.Yu., Baryshnikov N.G. Go-sudarstvennaya podderzhka sel'skokhozyaist-vennykh organizatsii: otsenka effektivnosti i planirovanie differentsirovannykh subsidii. — LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. RG Germany (Nemetskaya natsional'naya biblioteka), 2011. — 165 s.

6. Sharipov S.A., Kharisov G.A., Kolpa-kov P.A. Otsenka effektivnosti ispol'zovaniya faktorov proizvodstva APK // Dostizheniya nauki i tekhniki APK. — 2012. — № 2. — 240 s.

7. Semin A.N. O sovershenstvovanii mek-hanizma gosudarstvennoi podderzhki sel'skok-hozyaistvennykh predpriyatii // Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayush-chikh predpriyatii. — 2009. — № 11. — S. 5-7

8. Cramer G.L., Jensen C.W., Southga-te D.D. Agricultural Economics and Agribusiness, Eighth Edition. — New York: John Wiley & Sons, 2001. — 165 p.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.