Научная статья на тему 'Организационный аудит государственных решений'

Организационный аудит государственных решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АУДИТ / ЗАБАСТОВКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТРУКТУРА / ПОТРЕБИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Эдуард Александрович

Статья посвящена формированию начальных элементов для проведения организационного аудита государственных решений в целях улучшения их понимания и исполнения потребителями. Рассматриваются проекты локальных стандартов на элементы подготовки и реализации государственных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационный аудит государственных решений»

владельцев крупной прибыли, например, разрушив миф о полезности жевания резинки постоянно.

Для решения этих и более серьезных вопросов в культуре необходимо формировать современную политическую культуру как необходимую составляющую общей культуры, которая дает возможность выбирать и создавать крепкую власть, достаточно справедливую, насколько это возможно в неоднородном обществе, где есть широкий разброс интересов и потребностей социальных групп и личностей. И делать это нужно одновременно, так как власть и культура взаимосвязаны и обусловливают друг друга. К такому выводу одним из первых приходит Ю.М. Лотман и обосновывает его, показывая, что культура начинается там, где появляется табу. И с самого начала развития культуры ее пронизывает власть, но во власти не всегда присутствует культура.

Э.А. Смирнов

ОР ГАНИЗАЦИОННЫЙ АУДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена формированию начальных элементов для проведения организационного аудита государственных решений в целях улучшения их понимания и исполнения потребителями. Рассматриваются проекты локальных стандартов на элементы подготовки и реализации государственных решений.

Ключевые слова. Организационный аудит, забастовки, государственное решение, потребности, взаимодействие, структура, потребитель.

Актуальность. Организационный аудит - это контроль на базе норм и стандартов состояния элементов какого-либо процесса или явления.

Организационный аудит является неотъемлемой частью системного аудита, включающего: экономический, финансовый, технологический, правовой, психологический, социальный, экологический, этический, политический и партийный.

Государственное решение - это оформленный в письменной (печатной) или устной форме документ, отражающий результаты государственной деятельности, направленной на достижение общественных целей.

Сложность формирования государственных решений состоит в том, что они должны быть приняты, исполнены или одобрены обществом в масштабах страны. Субъект государственного решения имеет дело с объектами, характеризующимися большим диапазоном разнообразия по восприятию информации. Государственное решение может инициировать как взаимодействие, так и противодействие между инициатором решения, исполнителями и потребителями.

Достичь взаимодействия с подавляющим числом исполнителей и потребителей решения достаточно трудно. Взаимодействие часто остается в тени государственной деятельности. Противодействие же проявляется наиболее красочно и публично. Так:

- в марте 2012 году в Германии прошли предупредительные забастовки бюджетников, организованные объединенным профсоюзом работников сферы услуг;

- в 2012 году в России прошло шесть забастовок по сообщению Федеральной службы государственной статистики (Росстат); в забастовках приняли участие 503 человека;

- в конце 2012 года студенты Российского государственного торгово-экономического университета протестовали против объединения их ВУЗа с РЭУ.

© Смирнов Э.А., 2013

Забастовки и другие формы протестного движения вызываются непрофессиональным формированием государственного решения, которое часто приводит к непониманию сути и содержания государственной деятельности.

Государственный подход к формированию государственных решений состоит в том, чтобы тексты этих решений активизировали подавляющее число граждан на выполнение или поддержку представленных задач.

Таким образом, актуальность состоит в необходимости контроля профессионализации подготовки и реализации государственных решений за счет проведения аудиторской проверки, в том числе организационного аудита.

Необходимость стандартизации. Руководители государственных учреждений испытывают большие потребности в квалифицированном управленческом персонале и хорошо отлаженной системе управления.

Стандартизация ключевых элементов позволит увеличить эффективность государственной деятельности и уменьшить долю риска при реализации решений.

Для подавляющего большинства операций и процедур, составляющих управленческую деятельность, отработаны типовые приемы выполнения. Именно они в первую очередь нуждаются в систематизации и стандартизации. С другой стороны, общественное сознание не приемлет жесткой системы стандартизации в деятельности социальной системы. Таким образом, этот процесс будет идти весьма сложно.

Фактически работа всех крупных ученых в области управления, экономики и других наук направлена на создание стандартов, в виде, прошедших апробацию: рекомендаций, принципов, законов и закономерностей. Существенные научные и практические разработки в области управления и экономики проводились и хранились в рамках научных школ под крылом крупных академических, учебных и других учреждений.

Стандарты отражают уровень развития государственной культуры. Внедрение управленческих стандартов подразумевает работу организации по правилам. Стандарты отражают уровень технологического развития и уровень развития законодательства.

Проекты локальных стандартов на элементы и процессы подготовки и реализации государственных решений. Система добровольного аудита предполагает наличие локальных стандартов на элементы и процессы. Рассмотрим некоторые из них [2].

А. Технические элементы (все).

1. Тексты государственных решений должны иметь следующие части:

а) краткое резюме о сути решения для людей, которые не любят сразу читать большие тексты, в т.ч. для холериков, очень занятых людей и др.;

б) перечень новых изменений или включений для скорректированных решений;

в) констатирующая часть, в которой приводятся цели и причины, вызвавшие появление решения;

г) информационная часть, в которой приводятся комментирующие, объясняющие и дополнительные сведения для лучшего понимания решения;

д) постановляющая часть, в которой содержится перечень заданий, выдаваемых конкретным исполнителям для выполнения; она может состоять из пунктов, статей, глав и т. д.;

е) атрибуты ответственного лица, в котором указывается должность, ФИО и другие необходимые сведения;

ж) атрибуты согласования и утверждения.

2. Тексты государственных решений должны включать 4 общих решений: технических, управленческих, биологических и решений для 3-х лиц.

3. В тексте государственного решения должны быть явно прописаны: субъект решения, объекты (исполнители), потребители, цели, причины и предмет решения.

4. Оформление и текст государственного решения должны реализовать следующие задачи (все).

а) Остановить на себе внимание потребителей решения (отдельных слоёв населения или подавляющего их большинства).

б) Проинформировать о содержании решения. Для этого государственное решение желательно публиковать в нескольких версиях, каждая из которых имела бы законную силу. Эти версии формируются для конкретной целевой аудитории, например, для молодежи, лиц старшего возраста, для мужской и женской части населения и т. д.

в) Активизировать население на выполнение или поддержку государственного решения. Это может быть достигнуто путем включения в текст решения наиболее значимых целей, перспективных для населения результатов.

г) Оставить у населения хорошее впечатление о форме подачи и дизайне текста государственного решения.

Б. Технологические процессы (все).

1. Процедуры подготовки государственного решения:

а) паблик рилейшнз;

б) информационная подготовка;

в) разработка вариантов (2-3 варианта);

г) согласование вариантов;

д) выбор одного варианта;

е) утверждение одного варианта;

ж) выбор окончательной формы подготовки государственного решения.

2. Процедуры реализации государственного решения:

а) паблик рилейшнз;

б) выбор формы реализации государственного решения;

в) даты начала и завершения выполнения;

г) график контроля выполнения;

д) источник информирования о текущем состоянии реализации;

е) адрес архива государственного решения и результатов его выполнения.

В. Используемые активизирующие потребности пользователей.

1. Биологические потребности (2-3): в пище, в одежде, в жилье, физиологические потребности, в отдыхе, в здоровье.

2. Технические потребности (2-3): в организации жизни и деятельности, в безопасности, в порядке и стабильности, в информации.

3. Социальные потребности (3-4): в любви, в самовыражении и самопроявлении, в знании, в общении, в продолжение рода, в семье, в вере, во власти, в управлении, в организации, в творческом труде, в свободном времени, в патриотизме.

Г. Активизирующие потребности государства.

1. Биологические (все): в приемлемых условиях жизнеобеспечения населения.

2. Технические (все): в труде, в прибавочном продукте, в организации, в безопасности.

3. Социальные (все): в управлении, в вере, в саморазвитии.

Г. Биологические элементы [1].

1. Соответствие структуры решения темпераменту пользователя:

- для холериков структура решения должна иметь подробный заголовок, контрастный шрифт и фон решения, крупный шрифт, бросающийся в глаза;

- для сангвиников структура решения должна иметь подробный заголовок с резюме, в котором должны быть призывы и положительный результат;

- для флегматиков структура решения должна содержать полный текст решения;

- для меланхоликов структура решения должна содержать полный текст решения с дополнительными приложениями, касающихся деталей решения, а также информацию для связи с консультантом для разрешения возникнувших вопросов по содержанию решения.

2. Соответствие содержательной части решения группе крови пользователя:

- пользователь с первой группы крови должен иметь возможность изменения или дополнения текстов решения;

- для пользователя со второй группой крови решение должно иметь конкретные понятные детальные пути выполнения заявленных заданий (например, в приложении);

- для пользователя с третьей группой крови необходимо в текст решения включать новые подходы к разрешению поставленных задач;

- для пользователя с четвертой группой крови необходимо формировать текст решения без мелких деталей, подробного изложения путей реализации поставленных задач.

3. Соответствие структуры решения полу тела и полу мозга.

Ориентация текстов государственных решений на типовую модель человека не позволяет сформировать требуемую реакцию для подавляющей группы населения. Имеются четыре варианта, к которым в разной степени относятся люди:

- тело и мозг, свойственные женскому полу;

- тело - женского пола, мозг - мужского пола;

- тело и мозг, свойственные мужскому полу;

- тело - мужского пола, мозг - женского пола.

По данным Росстата РФ на 21.01.2011 в РФ проживает 76 млн. женщин и 66 млн. мужчин. По крайней мере, у одного мужчины из пяти - женские мозги - вне зависимости от его внешности, у каждой седьмой женщины - мужской склад ума. Таким образом, женские мозги превалирует над мужскими еще более.

Работа по формированию проектов стандартов по этому соответствию только начинаются в Государственном университете управления.

Заключение. Организационный аудит государственных решений является частью нового научного направления - конституционный аудит [3]. Большое место в конституционном аудите будут занимать вопросы учета и контроля социально-психологических и биологических элементов, влияющих на восприятие, понимание и надлежащее исполнение государственных решений.

Литература

1. Смирнов Э.А. Биологические аспекты восприятия человеком Государственных решений // Материалы 2-й ВНПК «Государство, власть, управление и право». - М.:ФГБОУВПО ГУУ, 2011.

2. Смирнов Э.А. Управленческие решения. Учебник для вузов. - М.: РИОР, 2009. - 362 с.

3. Степашин С.В. Конституционный аудит. Монография. - М.: Наука, 2006. -

816 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.