Научная статья на тему 'Власть в культуре'

Власть в культуре Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1982
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БЮРОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сиверцева Надежда Леонидовна

В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений власти и культуры, влияние власти на культуру и влияние культуры на власть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Власть в культуре»

5. Подлесный Г. Миграция на Кубани: зло или благо? [Электр. ресурс]: //http://www.livekuban.ru.

6. Попов А.В. Управление регионами. - Ростов н/Д., 2001.

7. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. - 2012. - 23

января.

8. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М., 2001.

9. [Электр. ресурс]: http://www.kremlin.ru.

10. [Электр. ресурс]: http://trudprava.ru/index.php?id=2191.

Н.Л. Сиверцева

ВЛАСТЬ В КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимоотношений власти и культуры, влияние власти на культуру и влияние культуры на власть.

Ключевые слова. Власть, идеология, идеологическая бюрократия, политическая идеология, культура, политика.

В нашей повседневной жизни сегодня люди постоянно слышат такие слова, как, политика, власть, отсутствие идеологии, политические выступления, выборы разных уровней власти и т.п., что является элементами культуры, в которой мы живем и хотели бы понимать перспективы развития культуры и власти, их взаимодействие и взаимообусловленность. Интерес людей по этим вопросам вполне понятен, так как каждый человек строит свои планы, планы своей семьи, детей, внуков на будущее, а это будущее зависит от действующей власти и современного состояния культуры.

Для выявления места власти в культуре, прежде всего, следует определиться с основными понятиями «культура» и «власть», как их можно понимать сегодня, чтобы более точно представить их содержание. Под культурой будем понимать все виды жизнедеятельности и последствия воздействия результатов этой жизнедеятельности на дальнейшее развитие культуры в целом, общества, человека, его сознания и пр.

Такое определение культуры является наиболее удачным, включает в себя все, что есть в культуре и не будет преодолено при открытии любых новых явлений, элементов культуры, т.к. они впишутся в это определение в виде новых видов жизнедеятельности, либо в виде результатов ее, либо как последствия...

Власть - это организационное и регулятивно-контрольное начало политики, форма социальных отношений, которые могут влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, организационно-правовых механизмов, посредством идеологических механизмов, при помощи насилия, традиций, авторитетов и проч. Понятие власти связано с понятием политики, да и собственно власть является политической категорией. С другой стороны основу политики составляет власть, потому что под политикой можно понимать сферу взаимоотношений между социальными группами и слоями, нациями, отдельными людьми.

Объектами политики являются политические проблемы, политические прогнозы, политическая жизнь в целом, а субъектами политики являются социальные группы, политические движения, политические партии и государство. Функционирование политики в обществе определяется как самим обществом, властью, государством, так и исторически сложившейся политикой ко времени ее осознания. Осознанием власти и ее исследованием занимались многие известные мыслители: Макиавелли, Гоббс, М. Вебер и др., каждый из которых вносил что-то новое в учение о

© Сиверцева Н.Л., 2013

власти. Макиавелли обосновал сущность и социальную природу политической власти, Гоббс изучал государственную власть индивидуума, воле которого подчиняются все остальные члены общества; М. Вебер полагал, что власть является отношениями господства людей над людьми, а политика представляет собой стремление к участию во власти, чтобы проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению большинства, вопреки сопротивлению извне. Так что вопрос о власти и политике является актуальным в культуре давно, потому что было замечено, что система власти предполагает отношения субординации, которые воспитываются в людях с детства в семье, в школе, в специализированных учебных заведениях, при помощи СМИ, религиозными заведениями и пр. И естественно возникает вопрос, если мы все нормальные люди примерно одинаковые, то почему одни должны обязательно подчиняться другим при всех разговорах о демократии, свободе и равенстве.

Власть присутствует в любой культуре, начиная с «мифологических» времен до наших дней, так как каждое человеческое сообщество не может существовать и тем более развиваться без организации. При организации и самоорганизации человеческой деятельности люди вступают в разнообразные общественные отношения, среди которых важными являются отношения власти. Независимо от того осознаны отношения власти или еще нет они проявляются в культурах и влияют явно или неявно на другие общественные отношения, на личностное поведение. Это уже наблюдалось в Древнем Египте, Древнем Китае, в Античном мире ...

Власть достигается проведением определенной политики, которая представляет собой сферу взаимоотношений между социальными группами, нациями, отдельными людьми для овладения, укрепления, организации, удержания и использования власти. Т. о. власть представляет собой средство осуществления политики, возможность и способность оказывать в каждую культурную эпоху воздействие на деятельность людей посредством авторитета, права, воли, насилия. Наличие власти в культурном развитии является основой подчинения одного человека другому, является основой неравенства.

Выявлены универсальные функции и свойства власти такие, как всеобщность, руководство, регуляция, управление и контроль, координация, способность проникать во всевозможные виды деятельности людей и влиять на них при помощи идеологии, которую вырабатывает каждая власть; объединять или противопоставлять людей и их организации. Из вышесказанного принято выделять универсальные свойства власти: 1) всеобщность (проникновение во все общественные отношения и политические процессы); 2) проникновение во все виды деятельности; 3) способность связывать людей, общественные группы, классы или противопоставлять их. Универсальные свойства власти наблюдаются на всех этапах развития культуры, о чем свидетельствует развитие истории культуры.

Власть воздействует на человеческий мир или напрямую (через политические течения, через приказ, инструкцию, программу и проч.) или косвенно (через политические ритуалы, символику, знаки различия, эмоциональные отношения, политическую идеологию и т.п.). Политическая идеология, пожалуй, сильнее всего действует в культуре, но обнаружить ее бывает трудно, т.к. практически всегда она выступает в завуалированной форме. Сама политическая идеология возникает не случайно, а из общественных потребностей регулировать интересы каждой социальной группы с точки зрения борьбы за власть. Т. е. власть и политическая идеология не просто связаны друг с другом, а взаимосвязаны и взаимообусловлены, и тогда можно сказать, что политическая идеология - это притязания той или иной социальной группы на власть, чтобы ее использовать в полной мере и подчинить себе общественное мнение. Политическая идеология изменяется по мере развития общества, культуры в целом, хотя бы потому что в разные времена различные классы и социальные группы ведут борьбу за власть в конкретно исторических условиях. Направляют эту борьбу

представители идеологической бюрократии, когда сформулирован политический идеал, они действуют как государственные чиновники на пассивные объекты (на отдельных людей и разнообразные их объединения). Идеологическая бюрократия возникает закономерно, так как общество всегда неоднородно, и люди делятся на руководителей и подчиненных, на пастырей и паству.

Политическая идеология в какой-то мере зависит от интересов общества, поэтому она конструирует такие черты, которые внешне будто бы отражают интересы общества, заботу обо всем общества, хотя на самом деле бывает противоположное.

В июне 2012 года СМИ сообщили, что в республике Северная Осетия-Алания закрыли детский противотуберкулезный санаторий «Виктория», где содержались инфицированные дети. В СССР в годы Советской власти был практически ликвидирован полиомиелит и туберкулез - страшные болезни. И закрытие этого санатория не является ли элементом идеологии «золотого миллиарда», пусть даже минимальным? Или, чем объяснить попытки манипулировать и воздействовать на русский язык, попытки упростить его? Хотя давно известно, чем является язык в культуре. Он формируется и существует из-за необходимости взаимодействия людей и является основным средством коммуникации в культуре, а также выступает главным элементом социализации человека и понимания им мира со всеми его проявлениями, объединяет людей в культуре, передает знания и навыки. И если разрушить язык (например, предлагалось уйти от правил языка и писать так, как слышится), то как же власть будет отдавать свои команды, чтобы их понимали и выполняли, а культура постепенно будет разрушаться, т.к. искаженный язык уже не будет цементировать культуру. А может быть попытка повлиять искусственным образом на наш язык тоже есть элемент идеологии «золотого миллиарда». Неслучайно сложилась народная мудрость, что вода камень точит, а такими элементами (когда их много) кто-то желает разрушить единые культуры народов, сначала сделав их неуправляемыми, лишенными понимаемой власти. И еще один очень значимый пример, как идеология СССР объединила многонациональную страну на борьбу за победу, одну на всех, но сегодня искажаются представления о победе и ее цене, а российская идеология пока не может этому противостоять. По этому вопросу должна поработать идеология, власть, чтобы восстановить в культуре верные, действительные представления о победе, т. к. это очень важно для воспитания молодежи, которая в большинстве своем сегодня не видит ценностей культуры, ориентиров, кроме денег любой ценой. Качество любой работы формирует культура, в том числе власти, политики, идеологии, но они в свою очередь влияют на развитие или деградацию культуры.

Сегодня входит в обиход не очень приятный термин «быдлоизация культуры», который употребляют и журналисты, и деятели искусства, и политики, и профессорско-преподавательский состав ВУЗов, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, полагая, что это явление развивается у нас минимум 16 лет, хотя поворот в культуре к этому явлению был сделан раньше при разрушении прежней идеологии. Значит ни власть, ни современная идеология не могут или не желают хотя бы минимизировать проявления этого опасного для культуры явления. Но пока мы продолжаем наблюдать на лозунгах, в рекламе на улице и в СМИ используют просторечные выражения, вплоть до вульгарных, например, чтобы завоевать покупателя любой ценой, даже ценой обмана -проявление идеологии денег. А это ведет к еще большему упрощению и вульгаризации языка, разрушению культуры, что, например, запрещено во Франции и ряде других стран, где очевидно понимают, что язык один из главных элементов культуры и власть принимает меры по сохранению культуры, понимая свою тесную взаимосвязь с культурой и желая себя сохранить в этой культуре, стремясь к относительной стабильности.

У нас в конце ХХ - начале XXI вв. не существует связь между культурой и «элитами». В СССР было политическое давление на художника, а сегодня наблюдаем

скорее экономическое давление на художника, что показывает, что культура может прокормить себя, но будет делать это исключительно на потребу сиюминутных желаний и низкопробного вкуса, что способствует дальнейшему процессу быдлоизации культуры. А могло быть наоборот, хотя бы потому, что для многих авторов закончилось время действия закона об авторском праве (скончались), но их произведения продолжают демонстрировать и ставить бесплатно. Можно было бы 3% или более от их использования отчислять на развитие культуры, они же приносят прибыль, но это уже есть вопрос власти... Считается, что сейчас денег в России больше, чем когда-либо, но они не «текут» туда, куда это необходимо для развития культуры. И если уже в стране пошли по пути формирования других элит, то необходимо внедрять культуру там, где культивируют элиты, особенно политическую.

В современных условиях влияние СМИ стало настолько велико, что СМИ характеризуют как «четвертую власть» после законодательной, исполнительной и судебной, потому что СМИ сегодня и информируют, и воспитывают, и развивают, и развлекают, и способствуют расширению возможности участия населения в политическом процессе, в выборах власти, в понимании политической культуры, в формировании общественного мнения. в приобретении, особенно, молодежью привычек и занятий, вредных для здоровья и неприятных для окружающих, например, употребление жвачки и питье спиртных напитков, одновременно курение в общественных местах и в транспорте. Даже в московском метро, действительно самом красивом в мире происходит это ежедневно, или звуки, из наушников молодежи очень громко утомляют окружающих, особенно в шумных вагонах метро, но власть не работает по устранению этих и подобных явлений.

Далее можно отметить, что благодаря «четвертой власти», рекламе в СМИ начинается распространение аудионаркотиков, превращающих молодежь в зомби, до сих пор встречается реклама на более совершенные прослушивающие устройства. Аудионаркотики - это название звуковых файлов, звуки которых вызывают эйфорическое состояние, похожее на результат употребления настоящих наркотиков. Уже известно, что проект «Молодежная служба безопасности» определил, что распространение аудионаркотиков в Интернете кем-то координируется. С одной стороны это возможность получить большие деньги с потребителей звуковых файлов, а с другой стороны может быть выполняется задача «тайной» мировой власти, более важная, чем получение прибыли, создать послушных людей, у которых не будет потомства и которые после такой музыкальной обработки будут выполнять любые приказы - не путь ли это для выработки абсолютной власти над любым человеком. Хотя внешне обращение к подобной музыке выглядит как свободный выбор молодого человека или девушки всего лишь для получения удовольствия. Точно и до конца неизвестно пока еще действие звуковых наркотиков, но уже открыто, что они вызывают тяжелые психические и физические заболевания, часто хронические, как и настоящие наркотики. Также известно, что во времена Третьего рейха велись исследования по применению звука для управления эмоциями и действиями людей, чтобы они выполняли разные приказы. И можно ли противостоять такому опасному явлению, ведь будущее во многом зависит от молодежи? Конечно можно, и прежде всего через воспитание и образование, но это опять вопрос власти: направлять деньги из бюджета на развитие воспитательных и образовательных учреждений, готовить специалистов для таких учреждений, вернуть в ВУЗы предметы «Культурология» и «Отечественная культура», ввести семинары по формированию и совершенствованию личной культуры, привлечь медицинских работников м. б. в школы и в ВУЗы для разъяснения вреда от использования жевательной резинки, спиртных напитков, различных плейеров круглые сутки. Без использования власти невозможно увести молодежь от этих негативных процессов в культуре, но пойдет ли власть против

владельцев крупной прибыли, например, разрушив миф о полезности жевания резинки постоянно.

Для решения этих и более серьезных вопросов в культуре необходимо формировать современную политическую культуру как необходимую составляющую общей культуры, которая дает возможность выбирать и создавать крепкую власть, достаточно справедливую, насколько это возможно в неоднородном обществе, где есть широкий разброс интересов и потребностей социальных групп и личностей. И делать это нужно одновременно, так как власть и культура взаимосвязаны и обусловливают друг друга. К такому выводу одним из первых приходит Ю.М. Лотман и обосновывает его, показывая, что культура начинается там, где появляется табу. И с самого начала развития культуры ее пронизывает власть, но во власти не всегда присутствует культура.

Э.А. Смирнов

ОР ГАНИЗАЦИОННЫЙ АУДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена формированию начальных элементов для проведения организационного аудита государственных решений в целях улучшения их понимания и исполнения потребителями. Рассматриваются проекты локальных стандартов на элементы подготовки и реализации государственных решений.

Ключевые слова. Организационный аудит, забастовки, государственное решение, потребности, взаимодействие, структура, потребитель.

Актуальность. Организационный аудит - это контроль на базе норм и стандартов состояния элементов какого-либо процесса или явления.

Организационный аудит является неотъемлемой частью системного аудита, включающего: экономический, финансовый, технологический, правовой, психологический, социальный, экологический, этический, политический и партийный.

Государственное решение - это оформленный в письменной (печатной) или устной форме документ, отражающий результаты государственной деятельности, направленной на достижение общественных целей.

Сложность формирования государственных решений состоит в том, что они должны быть приняты, исполнены или одобрены обществом в масштабах страны. Субъект государственного решения имеет дело с объектами, характеризующимися большим диапазоном разнообразия по восприятию информации. Государственное решение может инициировать как взаимодействие, так и противодействие между инициатором решения, исполнителями и потребителями.

Достичь взаимодействия с подавляющим числом исполнителей и потребителей решения достаточно трудно. Взаимодействие часто остается в тени государственной деятельности. Противодействие же проявляется наиболее красочно и публично. Так:

- в марте 2012 году в Германии прошли предупредительные забастовки бюджетников, организованные объединенным профсоюзом работников сферы услуг;

- в 2012 году в России прошло шесть забастовок по сообщению Федеральной службы государственной статистики (Росстат); в забастовках приняли участие 503 человека;

- в конце 2012 года студенты Российского государственного торгово-экономического университета протестовали против объединения их ВУЗа с РЭУ.

© Смирнов Э.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.