Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетболисты / тренировочный этап / организация / интеллектуальная подготовка / basketball players / training stage / organization / intellectual training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернов Сергей Викторович

Рассмотрены основные направления и проблемы подготовки баскетболистов на тренировочном этапе. Установлено, что построение учебно-тренировочных занятий с целью подготовки баскетболистов имеет многоаспектный характер и требует внимания к личностному компоненту спортсменов, учета биологических особенностей развития организма и воздействия факторов внешней среды. Изложены организационные основы интеллектуальной подготовки баскетболистов на тренировочном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASES OF INTELLECTUAL TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS AT THE TRAINING STAGE

The main directions and problems of training basketball players at the training stage are considered. It has been established that the construction of training sessions for the purpose of preparing basketball players has a multifaceted nature and requires attention to the personal component of athletes, taking into account the biological characteristics of the body's development and the impact of environmental factors. The organizational bases of the intellectual training of basketball players at the training stage are outlined.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ»

УДК 796.323.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-98-106

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

С.В. Чернов

Рассмотрены основные направления и проблемы подготовки баскетболистов на тренировочном этапе. Установлено, что построение учебно-тренировочных занятий с целью подготовки баскетболистов имеет многоаспектный характер и требует внимания к личностному компоненту спортсменов, учета биологических особенностей развития организма и воздействия факторов внешней среды. Изложены организационные основы интеллектуальной подготовки баскетболистов на тренировочном этапе.

Ключевые слова: баскетболисты, тренировочный этап, организация, интеллектуальная подготовка.

Чернов Сергей Викторович, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, kafsi@rambler.ru, Россия, Москва, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»

Современный период развития спорта высших достижений в баскетболе уже не может базироваться на традиционных методиках подготовки, в рамках которых содержание сводится к предметно-логической подготовке, обедняя духовно-чувственную, психическую организацию деятельности спортсмена. В стремлении современных тренеров к получению быстрого результата в соревновательной деятельности без внимания остаются процессы формирования рациональной структуры двигательных действий. Это приводит к нарушению пространственно-временных характеристик технического приема. Отсутствие в тренировочном процессе вариативности, разносторонности, экономичности и эффективности снижают результаты соревновательной деятельности на этапе спортивного мастерства [4, 7, 16].

Целью исследования является анализ организационных основ подготовки, способствующих решению задач когнитивного плана у баскетбо -листов на тренировочном этапе подготовки.

Задача исследования - определить пути решения задач когнитивного плана в соревновательной деятельности баскетболистов 14-15 лет.

ORGANIZATIONAL BASES OF INTELLECTUAL TRAINING OF BASKETBALL PLAYERS AT THE TRAINING STAGE

Chernov S.V., doctor of pedagogical sciences, professor, head of department, kafsi@ rambler.ru, Russia, Moscow, Russian University of Sports "SCOLIPE"

The main directions and problems of training basketball players at the training stage are considered. It has been established that the construction of training sessions for the purpose of preparing basketball players has a multifaceted nature and requires attention to the personal component of athletes, taking into account the biological characteristics of the body's development and the impact of environmental factors. The organizational bases of the intellectual training of basketball players at the training stage are outlined.

Key words: basketball players, training stage, organization, intellectual training.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ литературных источников, научных исследований по спорту, педа -гогике, психологии и смежным областям знания относительно исследуе -мой проблемы, системный анализ, синтез и обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ теоретических источников, связанных с подготовкой баскетболистов на тренировочном этапе, показал, что к основным организационным подходам, раскрывающим особенности подготовки, можно отнести тренировку на основе учета соматотипа и темперамента, а также уровня физической подготовленности и степени владения техническими умениями и навыками [1, 3, 7, 9]. Л.С. Выготский отмечал, что внутреннее строение про -цесса развития в каждой возрастной зоне развития протекает по своим законам, а в критические периоды развития происходит «отставание», связанное с адаптационным ответом устойчивых образований предыдущих периодов развития, при закономерной последовательности формирования различных функций. Интенсивный рост одной функции осуществляется за счет замедления другой, что предполагает дифференциацию функций быстрого и медленного реагирования, обеспечивающих кратковременную и долговременную адаптацию [5].

Необходимость дифференциации физических нагрузок должна непременно подчиняться критериям гармоничности структуры личности, сохранению психического и физического здоровья, формированию качественно новых преобразований. Длительное напряжение нестабильных структур может приводить к срывам адаптации. Е.Д. Хомская указывала о необходимости дифференцирования нагрузок с учетом типа энергообеспечения мышечной деятельности, соответственно акцентируя внимание на «сильных» сторонах подготовленности либо подтягивании слабых сторон [15]. Также предлагается строить тренировочный процесс на основе учета стадии подготовки спортсменов по оценке состояния физиологиче -ской активности организма и в соответствии с функциональными возможностями организма [12, 14]. В начале тренировочного этапа основное внимание уделяется формированию игрового амплуа баскетболистов, при этом учитываются не только уровни развития физических качеств и технико-тактической подготовленности, но и развития интеллектуального компонента подготовки, в то время как в 16-18 лет акцент делается на психофизиологической поддержке избранного амплуа. Умеренность, управляемость, предсказуемость задач адаптации как компенсаторных и охранительных процессов психических функций и систем выступают ведущими факторами когнитивного, ориентировочного анализа, энергетического обеспечения, микросоциального взаимодействия баскетболистов в данном возрасте.

Более того, практика организации подготовки в спорте, построенная на учебно-профессиональной деятельности как ведущей, на современном этапе требует значительных личностных усилий спортсмена, самостоятельности и ответственности, сильно отличающихся от традиционных тре -бований спортивной школы двадцатого столетия, преимущественно построенной на репродуктивной деятельности. Так, Т. Хучинский с соавторами утверждают, что «скоростные данные и данные об эффективности соревновательной деятельности сейчас не являются ключевыми факто -рами, определяющими успех игрока в баскетболе. Современная подготовка должно базироваться на внимании, восприятии, предвидении, творчестве и других когнитивных процессах. Следует контролировать не только физи -ческие нагрузки, но и соблюдать ментальные требования: внутреннюю мо -тивацию в отношении ситуации и партнеров, а также обладать психиче -скими качествами: сосредоточенностью, строгостью, твердостью, серьезностью и креативностью» [6, 8].

Возрастной период 15-16 лет определяется упорядоченной системой связей свойств и качеств личности, обусловленных и регулируемых процессов адаптации баскетболиста к соревновательной деятельности и жизнедеятельности. Это позволяет своевременно обеспечить спортсмена соответствующими знаниями о выполняемых технико-тактических действиях, чтобы дать возможность их понять, опробовать и включать в общий рисунок игры, развивать специфические способности, связанные с восприятием, переработкой информации, принятием наиболее эффективного решения и качественно выполнить техническое действие [2, 5, 6, 11].

Рост адаптационных возможностей с одновременным увеличением сензитивности к определенного рода воздействиям специфического характера вызывает высокую изменчивость и расширяет диапазон вариативности адаптационных перестроек в ответ на различные стимулы. Включение высших психических функций и систем в программы подготовки при оптимальном регулировании внутри и межфункциональных связей, учете подвижности уровней протекания адаптации и личностной обусловленности всех звеньев адаптации строится на субъективной значимости поставленных задач и дифференциации значимых стимулов. Поэтому важно создавать такие условия подготовки, при которых спортсмен может перевести «понимаемые мотивы» в реальные действия с вытекающими из этого результатами - успехами в соревновательной деятельности [6, 9]. Интеллектуальная обеспеченность, в свою очередь, оказывает значимое воздействие на степень владения индивидуальными тактическими действиями баскетболистов, которые играют особенно важную роль в успешности их соревновательной деятельности, включая биомеханический, интеллекту -альный, психофизиологический и контрольный компоненты. Индивидуализация тренировочного процесса в соответствии с ожиданиями, регламентирующими формы и способы поддержки тренером, родителями,

командой, осуществляется для обеспечения оптимальной динамики игровых ролей, преобразования игрового статуса, построения индивидуальной формы внутрикомандных и внутренних связей, протекающих в организме отдельного спортсмена. Все это является различными аспектами единого процесса индивидуальных приспособительных возможностей организма спортсмена, с одной стороны, и команды - с другой как частной единицы соревновательного процесса в баскетболе. Пренебрежение этим положе -нием ведет к появлению ошибок когнитивного плана.

По данным Г.Н. Германова с соавторами, на подготовку командных тактических действий в нападении и защите уделяется две трети отведенного времени тренировки [16]. При этом подчеркивается, что более половины тренеров недостаточно уделяют внимание совершенствованию индивидуальных технико-тактических действий, наиболее слабыми из которых являются действия игрока без мяча, так как из отведенного времени основное внимание уделяется действиям игрока с мячом. Только один из десяти тренеров уделяет внимание действиям игрока без мяча для выбора оптимальной позиции на площадке [16], в то время как действия игрока без мяча выступают базовой характеристикой всех индивидуальных возможностей спортсмена.

Таким образом, поверхностное отношение многих тренеров к интеллектуальной составляющей подготовки индивидуальных технико-тактических действий, их компонентной структуры и методики тренировки, ставит индивидуальную подготовку баскетболиста в ряд задач, требующих своего разрешения.

Удачное решение поставленной задачи определяется умением игрока предвидеть действия партнеров по команде и действия противника. Для этого он как бы «проигрывает в уме», то есть мысленно осуществляет действия за них, нереально, без использования двигательных действий. Здесь важны игровой опыт и опыт взаимодействия с партнерами по команде, а также наличие умений и навыков противодействия противнику. Все это в игровых ситуациях осуществляются по следующему алгоритму: представления действий членов команды / о действиях игроков противника - решение двигательной задачи за партнеров/соперников - решение собственных действий в нападении/защите. Задача тренера - должным образом передать сведения и сформировать адекватные двигательные дей -ствия в процессе подготовки, направленные на решение игровых задач: создать представление о том, как сформировать технико-тактические действия партнеров по команде, как распознавать технико-тактические действия партнеров и осуществлять поиск противодействия им. Важно определить степень рефлексии, того как понимает и представляет себе игровую ситуацию каждый отдельный спортсмен, как его понимают и как с ним взаимодействуют партнеры по команде, тренер. В целом, эффективность

деятельности команды во многом определяется, насколько они полагаются на игровой опыт, ведут ли самоанализ и знают ли себя и свои возможности, понимают и знают свои сильные и слабые стороны, а также партнеров по команде/противника.

В связи с быстро меняющимися ситуациями контроль со стороны спортсмена ограничен, что вынуждает его опираться на интуицию или аналоги (типы) возникших ситуаций либо на предвидение и опережающую оценку того, что будет. Вынужденное принятие решения в связи со сло -жившейся ситуацией в текущий момент игры провоцируют нечеткие представления о последующих действиях [3, 10], которые, по сути, закладывают основы появления ошибок при неверном понимании и принятии ситуации и последующими действиями. Ряд авторов [2-4, 7] к ошибкам в нападении отнесли ошибочные действия, связанные с неверным принятием позиции, неправильным принятием решения и неверной оценкой игровой ситуации, нерациональным выбором применения технических приемов, а также выполнением бросков при активном противодействии защитников, в то время как партнер может находиться в более выгодных условиях и позиции для атаки, не оправданной импровизацией и выполнением сложных, не выполняемых ранее технических приемов, упрощение технических приемов из-за чрезмерной эмоциональной насыщенности игрового момента на фоне высокого эмоционального фона игры.

Главной ошибкой в нападении авторы считают неверное принятие решений в схожих по своей структуре игровых ситуациях, но отличающихся действиями соперников. Также важным моментом в появлении ошибок считается неумение игроков владеть собой в ответ на действия посторонних раздражителей: болельщиков, видеокамеры, действий игроков на скамейке запасных и т. п. [12, 13].

В защите ошибочные действия связаны с несвоевременным выполнением перемещений в результате изменения игровой обстановки, неверным прогнозированием игровой ситуации и ее дальнейшим развитием, целевой установкой игроков в игре против одного игрока, низкой коммуникативностью защитников в момент при смене игроками опекаемых, неверным занятием позиции, пропуском игрока с ведением мяча вдоль лицевой (боковой) линии, на входе к корзине, невыполнением постановки спины при подборе мяча и невытеснении игрока из-под щита.

Ошибки в защите преимущественно связаны с несвоевременным выходом на подстраховку, смещением игроков для исполнения «ловушки» при передаче мяча. Перехлест эмоций приводит к нарушению концентрации внимания игроков, а недостаточная коммуникация между игроками создает ситуации, способствующие организации быстрой атаки противника [5, 6, 12].

Следует отметить, что тренеру важно научить игрока проводить слежение за игровой обстановкой и ее анализ. Для этого он должен мысленно встать на место спортсмена и рефлексивно определить наиболее целесообразные двигательные действия в той или иной игровой ситуации [2, 6].

Заключение. Построение подготовки баскетболистов на трениро -вочном этапе имеет многоаспектный характер и требует внимания к ряду как личностных компонентов спортсменов и биологических особенностей развития, так и определенной организации тренировочного процесса с уче -том воздействия факторов внешней среды. Пренебрежение отдельными условиями организации подготовки вызывает перенапряжение систем организма спортсмена, способствует получению травм и раннему уходу из спорта.

На современном этапе развития игры важно особое внимание уде -лять интеллектуальной подготовке и стремлению игроков изменить ситуа -цию в свою пользу, способствующую эффективной благоприятной реали -зации технико-тактических действий с положительным эффектом. Отсюда вытекает проблема - как и насколько качественно он оценивает сложившуюся игровую ситуацию в отдельный игровой момент, насколько она объективно оценена и какое было принято решение для реализации адекватных технико-тактических действий. Те, кто специально занимаются этим вопросом в процессе подготовки, имеют значительное преимущество в результативности при всех прочих равных условиях игры.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1990. 494 с.

2. Ботяев В.Л., Загревский О.И. Психомоторные способности спортсменов к зрительно-пространственной ориентации и их взаимосвязь со зрительно-пространственным восприятием // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 182-185.

3. Витман Д.Ю. Факторы, влияющие на результат соревновательной деятельности баскетболистов // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи: сб. материалов 3-й Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во ОГТУ, 2017. С. 56-60.

4. Волков Д.Н., Аллахвердов В.М, Гершкович В.А. Коррекция когнитивных ошибок у спортсменов высокой // Спортивный психолог. 2013. № 1 (28). С. 32-38.

5. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

6. Макеева В.С. Чернов С.В., Шайкина О.Е. Начальная подготовка юных баскетболистов на основе рефлексивно-деятельностной подхода // Экстремальная деятельность человека. 2021. № 1 (59). С. 63-67.

7. Макеева В.С., Шайкина О.Е. Оценка качества переработки сенсорно-перцептивной информации, физической и технической подготов -ленности баскетболисток 14-15 лет // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6. № 2. С. 37-41.

8. Неврологические подходы к системе современной спортивной подготовки и их влияние на развитие технических навыков юных спортсменов / Т. Хучинский [и др.] // Вестник новых медицинских технологий. Электронное периодическое издание. 2020. № 5. С. 137-144.

9. Родин А.В. Биомеханика индивидуальных технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта // Вестник спортивной науки. 2017. № 1. С. 41-43

10. Родин А.В., Леонтьева М.С., Якунин Р.И. Компонентная структура индивидуальных тактических действий в игровых видах спорта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 1. С. 205-213.

11. Совершенствование стремительного нападения в баскетболе с использованием средств видеоанализа игровых ситуаций / Н.И. Гришкевич [и др.] // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. № 4 (30). С. 21-29.

12. Сучков И.А., Яковых Ю.В. Исследование реализации системы быстрого прорыва в соревновательной деятельности баскетбольных ко -манд высокой квалификации // Международный научно -исследовательский журнал. 2017. № 5-2. С. 68-71.

13. Токарева К.Е., Макеева В.С., Ямалетдинова Г.А. Эмоционально-волевая готовность к полисубъектному взаимодействию бакалавров физи -ческой культуры // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 1. С.205-227.

14. Хадарцев А.А., Фудин Н.А., Радчич И.Ю. Физиологические основы визуального восприятия при подготовке спортсменов с позиций синергетики // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 2. С. 17-20.

15. Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1987. 288 с.

16. Экспериментальное обоснование эффективности метода игро-вых задач в процессе индивидуальной технико-тактической подготовки юных баскетболистов / Г.Н. Германов [и др.] // Вестник Московского городского педагогического университета. Естественные науки. 2014. № 3 (15). С. 71-79.

References

1. Bernshtejn N.A. Fiziologiya dvizhenij i aktivnost' [Physiology of movements and activity] / ed. O.G. Gazenko. M.: Science, 1990. 494 p.

2. Botyaev V.L., Zagrevskij O.I. Psihomotornye sposobnosti sportsmenov k zritel'no-prostranstvennoj orientacii i ih vzaimosvyaz' so zritel'no-prostranstvennym vospriyatiem [Psychomotor abilities of athletes for visual-spatial orientation and their relationship with visual-spatial perception] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2009. No. 322. P. 182-185.

3. Vitman D.Yu. Faktory, vliyayushchie na rezul'tat sorevnovatel'noj deyatel'nosti basketbolistov [Factors influencing the result of the competitive activity of basketball players] // Physical culture and sport in the life of student youth: sat. materials of the 3rd Intern. scientific-practical conf. Omsk: OGTU Press, 2017. P. 56-60.

4. Volkov D.N., Allahverdov V.M, Gershkovich V.A. Korrekciya kognitivnyh oshi-bok u sportsmenov vysokoj [Correction of cognitive errors in high athletes] // Sportivnyj psi-holog [Sports psychologist]. 2013. No. 1 (28). P. 32-38.

5. Vygotskij L.S. Psihologiya [Psychology]. M.: EKSMO-Press, 2000. 1008 p.

6. Makeeva V.S. Chernov S.V., Shajkina O.E. Nachal'naya podgotovka yunyh basketbolistov na osnove refleksivno-deyatel'nostnoj podhoda [Initial training of young basketball players on the basis of a reflexive-activity approach] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme human activity]. 2021. No. 1 (59). P. 63-67.

7. Makeeva V.S., Shajkina O.E. Ocenka kachestva pererabotki sensorno-perceptivnoj informacii, fizicheskoj i tekhnicheskoj podgotovlennosti basketbolistok 14-15 let [Assessment of the quality of sensory-perceptual information processing, physical and technical readiness of 14-15 year old basketball players] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dviga-tel'naya rekreaciya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2021. V. 6. No. 2. P. 37-41.

8. Nevrologicheskie podhody k sisteme sovremennoj sportivnoj podgotovki i ih vliyanie na razvitie tekhnicheskih navykov yunyh sportsmenov [Neurological approaches to the system of modern sports training and their influence on the development of technical skills of young athletes] / T. Khuchinsky [et al.] // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. Elektronnoe periodicheskoe izdanie [Bulletin of new medical technologies. Electronic periodical]. 2020. No. 5. P. 137-144.

9. Rodin A.V. Biomekhanika individual'nyh tekhniko-takticheskih dejstvij sportsmenov v igrovyh vidah sporta [Biomechanics of individual technical and tactical actions of athletes in team sports] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2017. No. 1. P. 41-43

10. Rodin A.V., Leont'eva M.S., Yakunin R.I. Komponentnaya struktura individual'nyh takticheskih dejstvij v igrovyh vidah sporta [Component structure of individual tactical actions in team sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2016. Iss. 1. P. 205-213.

11. Sovershenstvovanie stremitel'nogo napadeniya v basketbole s ispol'zovaniem sredstv videoanaliza igrovyh situacij [Improving the rapid attack in basketball using the means of video analysis of game situations] / N.I. Grishkevich [et al.] // Fizicheskoe vospita-nie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2019. No. 4 (30). P. 2129.

12. Suchkov I.A., Yakovyh Yu.V. Issledovanie realizacii sistemy bystrogo proryva v sorevnovatel'noj deyatel'nosti basketbol'nyh komand vysokoj kvalifikacii [Research on the implementation of the fast-break system in the competitive activity of highly qualified basketball teams] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Scientific Research Journal]. 2017. No. 5-2. P. 68-71.

13. Tokareva K.E., Makeeva V.S., Yamaletdinova G.A. Emocional'no-volevaya go-tovnost' k polisub"ektnomu vzaimodejstviyu bakalavrov fizicheskoj kul'tury [Emotional-volitional readiness for polysubject interaction of bachelors of physical culture] // Rossijskij psi-hologicheskij zhurnal [Russian Journal of Psychology]. 2018. V. 15. No. 1. P. 205-227.

14. Hadarcev A.A., Fudin N.A., Radchich I.Yu. Fiziologicheskie osnovy vizual'nogo vospriyatiya pri podgotovke sportsmenov s pozicij sinergetiki [Physiological bases of visual perception in the preparation of athletes from the standpoint of synergetics] // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij [Bulletin of new medical technologies]. 2012. V. 19. No. 2. P. 1720.

15. Homskaya E.D. Nejropsihologiya [Neuropsychology]: textbook. M.: Publishing House of Moscow State University, 1987. 288 p.

16. Eksperimental'noe obosnovanie effektivnosti metoda igrovyh zadach v processe individual'noj tekhniko-takticheskoj podgotovki yunyh basketbolistov [Experimental substantiation of the effectiveness of the method of game problems in the process of individual technical and tactical training of young basketball players] / G.N. Germanov [et al.] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Estestvennye nauki [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Natural Sciences]. 2014. No. 3 (15). P. 71-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.