психология СПОРТА
ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ЭКСПРЕССИВНЫХ ЛИДЕРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ БАСКЕТБОЛЬНЫХ КОМАНД
УДК/UDC 796.056:159.9
Поступила в редакцию 21.02.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин1 Доктор педагогических наук, доцент В.А. Кудинова2 Кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Комаров1 Кандидат военных наук, доцент В.И. Шарагин3
1Российский государственный социальный университет, Москва 2Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград 3Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
FEATURES OF COMPETiTiVE ACTIVITY FOR iNSTRUMENTAL AND EXPRESSiVE LEADERS OF STUDENT BASKETBALL TEAMS
PhD, Associate Professor M.V. Eremin1 Dr. Hab., Associate Professor V.A. Kudinova2 PhD, Associate Professor M.N. Komarov3 PhD, Associate Professor V.I. Sharagin4
1 Russian State Social University, Moscow
2 Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd
3 Moscow State University of Psychology & Education, Moscow
Аннотация
Цель исследования - выявить особенности соревновательной деятельности у инструментальных и экспрессивных лидеров студенческих баскетбольных команд.
Методика и организация исследования. В работе по шкале Кеттела определяли показатели лидерства, эмоционального проявления и результативности, распределяли баскетболистов на инструментальных и экспрессивных лидеров. Показатели физической подготовленности выявляли по результатам основных тестовых заданий, соревновательной деятельности - сыгранное время, броски с игры, штрафные броски, передачи и перехваты, подбор мяча на своем и чужом щитах, фолы. В исследовании принимали участие 156 баскетболистов вузов Москвы.
Результаты исследования и выводы. Инструментальные лидеры показывали более высокие результаты (пятипроцентный уровень значимости) в сравнении с показателями спортсменов остальной группы спортсменов в кистевой динамометрии, подтягивании на перекладине, прыжке в длину с места, метании набивного мяча. Экспрессивные лидеры результативнее выполняли челночный бег 3x10 м, проводили больше бросков с игры (15,4 броска), имели наибольший показатель результативности бросков (48,5%), выполняли больше результативных передач (7,9 передачи). Инструментальные лидеры успешнее перехватывали мячи (12,6 перехвата), делали меньше ошибок при ведении и передаче мяча (7,4 ошибки). Выявлены существенные различия в физической подготовленности и результатах соревновательной деятельности баскетболистами студенческих команд между инструментальными и экспрессивными лидерами и ведомыми, которые следует учитывать в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: студенты-баскетболисты, физическая подготовка, соревновательная деятельность, инструментальные и экспрессивные лидеры.
Abstract
Objective of the study was to identify the features of competitive activity among the instrumental and expressive leaders of student basketball teams. Methods and structure of the study. In the work, indicators of leadership, emotional manifestation and performance were determined using the Cattell scale, basketball players were divided into instrumental and expressive leaders. Indicators of physical fitness were identified based on the results of the main test tasks, competitive activity - time played, shots from the field, free throws, passes and interceptions, rebounding the ball on one's own and another's backboards, fouls. The study involved 156 basketball players from Moscow universities. Results and conclusions. The instrumental leaders showed higher results (5% significance level) in comparison with the performance of the athletes of the rest of the group of athletes in carpal dynamometry, pull-ups on the bar, standing long jump, medicine ball throwing. The expressive leaders performed the 3x10 m shuttle run more effectively. The expressive leaders performed more shots from the field (15.4 shots), had the highest rate of throws effectiveness (48.5%). completed more assists (7.9 assists). The instrumental leaders intercepted balls more successfully (12.6 interceptions), made fewer mistakes when dribbling and passing the ball (7.4 errors). Significant differences in physical readiness and results of competitive activity by basketball players of student teams between instrumental and expressive leaders and followers were revealed, which should be taken into account in the training process and competitive activity.
Keywords: basketball students, physical training, competitive activity, instrumental and expressive leaders.
Введение. Высокая эффективность соревновательной деятельности в современном баскетболе предполагает учет всех факторов спортивной подготовки [1, 3, 4]. Большой резерв в этом направлении - это выявление особенностей фи-
зической подготовленности и соревновательной деятельности инструментальных и экспрессивных лидеров [2, 4]. Учет особенностей соревновательной деятельности инструментальных и экспрессивных лидеров - важное условие успеха
№8 • 2022 Август | August
http://www.teoriya.ru
психология СПОРТА
Сравнительная характеристика физического развития и физической подготовленности спортсменов различных типологических групп
□ и
£ г. CL
ч—
о
0J и
IS CL ' -о с
га
^
о
(U .с Н
Показатели Типологические группы
Инструментальные лидеры Экспрессивные лидеры Остальные
Длина тела, см 189,4 190,6 188,5
Масса тала, кг 81,5 82,2 82,4
Сила кисти, кг 69,8 65,1 64,9
Подтягивания на перекладине, количество раз 10,2 9,4 9,2
Прыжок в длину с места, см 298,5 286,4 287,5
Прыжок вверх с места, см 65,8 63,3 62,1
Метание набивного мяча, м 17,75 17,10 16,85
Бег на 30 м, с 4,31 4,34 4,38
Челночный бегЗГ 9,7 9,5 10,0
Челночный бег 3Г 11,4 11,5 11,8
Бег на 3 000 м, с 747,4 748,5 753,1
Наклон туловища вперед, см 10,1 9,6 9,7
спортивной команды. Однако данное направление соревновательной деятельности баскетболистов остается малоизученным.
Цель исследования - выявить особенности соревновательной деятельности инструментальных и экспрессивных лидеров студенческих баскетбольных команд.
Методика и организация исследования. В работе по шкале Кеттела определяли показатели лидерства, эмоционального проявления и результативности, распределяли баскетболистов на инструментальных и экспрессивных лидеров. Показатели физической подготовленности выявляли по результатам основных тестовых заданий, соревновательной деятельности - сыгранное время, броски с игры, штрафные броски, передачи и перехваты, подбор мяча на своем и чужом щитах, фолы. В исследовании принимали участие 156 баскетболистов вузов Москвы.
Результаты исследования и их обсуждение. Экспрессивные и инструментальные лидеры - основные помощники тренера в решении задач физической и технико-тактической подготовки студентов вузов, занимающихся баскетболом. Они помогают тренеру реализовывать современные средства и способы совершенствования спортивного мастерства игроков, обсуждают с тренером и спортсменами направления повышения качества игры, помогают в воспитательной работе в команде Обследуемые баскетболисты были разделены на три группы: инструментальные (деловые), экспрессивные (эмоциональные) и остальные (не вошедшие в первые две группы). Доля инструментальных лидеров составила 12,2%, экспессивных - 9,0%, а остальных баскетболистов - 78,8%.
Лидерские качества инструментальных лидеров эксперты оценивали в десятибалльной шкале на уровне 9,05 баллов, эмоциональные - 6,57 баллов, а их результативность - 8,89 баллов. Экспрессивные лидеры по показателям лидерства имели 6,50 баллов, эмоциональных проявлений - 8,14 баллов, результативности - 7,43 баллов. У группы остальных участников анализируемые характеристики оказались на уровне средних величин (4-6 баллов). Экспрессивные лидеры - общительные, внушают симпатию и они хорошие товарищи, инструментальные лидеры - трудолюбивые, требовательные, энергичные, настойчивые и решительные.
Сравнительная характеристика показателей физического развития не выявила различия у разного контингента обсле-
дуемых. Инструментальные лидеры показывали более высокие результаты (пятипроцентный уровень значимости) в сравнении с показателями остальной группы спортсменов в кистевой динамометрии (69,8 кг), подтягивании на перекладине (10,2 раз), прыжке в длину с места (298,5 см), метании набивного мяча (17,75 м), а экспрессивные лидеры результативнее выполняли челночный бег 3бег 3x10 м (9,6 с).
Анализ физической подготовленности студентов, занимающихся баскетболом, показывает, что инструментальные и экспрессивные лидеры имеют более высокий уровень развития физических способностей (см.таблицу).
В ходе 15 официальных игр на первенство города Москвы по баскетболу среди студентов вузов регистрировались игровые действия каждого спортсмена. По нашим данным, лидеры команд проводили больше времени в игре, чем другие игроки. Игроки-лидеры выполняли больше бросков с игры, особенно экспрессивные лидеры (15,4 бросков), они имели наибольший показатель результативности бросков (48,5%).
Наибольшее количество штрафных бросков за игру выполняли инструментальные лидеры (7,4 броска), их результативность штрафных бросков также выше (68,2%). Экспрессивные лидеры выполнили больше результативных передач (7,9 передач), а инструментальные лидеры успешнее перехватывали мячи (12,6 перехватов). Меньше ошибок при ведении и передаче мяча делали инструментальные лидеры (7,4 ошибок). По показателям содействия фолу и персональным замечаниям не выявлено достоверных различий у разного контингента обследуемых.
Выводы. Результаты исследования показали, что лидеры студенческих баскетбольных команд намного эффективнее выполняли показатели соревновательной деятельности. Лидерство является необходимым условием для эффективной организации и координации взаимодействий баскетболистов студенческих команд в соревновательной деятельности.
Литература
1. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. -27 с.
2. Казаков, Д.А. Взаимосвязь баскетболистов различного возраста и игрового амплуа / Д.А. Казаков А.В. Романова, М.В. Еремин, М.Н. Комаров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 45-46.
3. Карпов, В.Ю. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / В.Ю. Карпов, Р.Е. Петрунин, А.В. Родин // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 4 (18). - С. 271-273.
4. Родионов, А.В. Общая психологическая подготовка спортсменов высокого класса / А.В. Родионов // Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к олимпийским играм: материалы междунар. конф. - Минск: ЗАО «Веды», 2004. - С. 2126.
References
1. Elevich S.N. Dinamika spetsialnoy podgotovlennosti basketbolistov vysokoy kvalifikatsii v sorevnovatelnom periode godichnogo tsikla [The dynamics of the special preparedness of highly qualified basketball players in the competitive period of the annual cycle]. PhD diss. abstract. Moscow, 2004. 27p.
2. KazakovD.A., Romanova A.V., Eremin M.V., Komarov M.N. Vzaimos-vyaz basketbolistov razlichnogo vozrasta i igrovogo amplua [The relationship of basketball players of different ages and playing roles]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 7. pp. 45-46.
3. Karpov V.Yu., Petrunin R.E., Rodin A.V. Soderzhaniye tekhnicheskoy podgotovki sportsmenov v igrovykh vidakh sporta [The content of the technical training of athletes in team sports]. Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela. 2011. No. 4 (18). pp. 271-273.
4. Rodionov A.V. Obshchaya psikhologicheskaya podgotovka sportsmenov vysokogo klassa [General psychological training of high-class athletes]. Aktualnyye problemy sportivnoy nauki v podgotovke sportsmenov k olimpiyskim igram[ Actual problems of sports science in the preparation of athletes for the Olympic Games]. Proceedings International conference. Minsk: ZAO «Vedy» publ, 2004. pp. 21-26.
50
http://www.teoriya.ru
№8^ 2022 Август | August