ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАМКАХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИИ
ORGANIZATIONAL BASES AND FEATURES OF THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES WITHIN THE FRAMEWORK OF ANTI-TERRORIST MEASURES AT THE MUNICIPAL LEVEL
УДК 351.74:343.917
Т.в. МЕДВЕДЕВА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
TATYANA V. MEDVEDEVA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности деятельности органов внутренних дел на районном уровне при реализации мероприятий антитеррористической направленности, отнесенных к их компетенции. Акцентировано внимание на правовых и организационных основах данной работы, в том числе в рамках взаимодействия с иными субъектами антитеррористической деятельности. Показана специфичность роли начальников территориальных органов внутренних дел в комплексе первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения. Раскрыты факторы, оказывающие влияние на подготовку и практическое осуществление данных мероприятий с учетом обстановки, складывающейся в современных условиях. Рассмотрены приоритетные и повседневные направления в деятельности органов внутренних дел в рамках проведения предупредительно-профилактической работы, которая направлена на недопущение совершения террористического акта и минимизацию причин и условий, способствующих террористическим проявлениям.
Также обращено внимание на полномочия антитеррористических комиссий муниципальных образований, которые должны в полном объеме задействоваться для организации проверки состояния антитеррористической защищенности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципальных образований.
Рассмотрены полномочия начальника органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на территории муниципального образования.
Ключевые слова: антитеррористическая комиссия, антитеррористическая защищенность, муниципальное образование, оперативная группа в муниципальном образовании, руководитель оперативной группы, противодействие терроризму, первоочередные меры, пресечение террористического акта, профилактика терроризма, ситуационное реагирование, террористические проявления.
Для цитирования: Медведева Т.В. Организационные основы и особенности деятельности органов внутренних дел в рамках антитеррористических мероприятий на уровне муниципальных образований // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 4. - С. 30-34.
Abstract: the article discusses the features of the activities of the internal affairs bodies at the district level in the implementation of anti-terrorist activities related to their competence. Attention is focused on the legal and organizational foundations of this work, including in the framework of interaction with other subjects of anti-terrorist activities. The specificity of the role of the heads of territorial internal bodies in the complex of priority measures to prevent a terrorist act, or actions that create an immediate threat of its commission, is shown. The factors influencing the preparation and practical implementation of these measures, taking into account the situation prevailing in modern conditions, are disclosed. The priority and everyday directions in the activities of the internal affairs bodies within the framework of preventive and preventive work aimed at preventing the commission of a terrorist act and minimizing the causes and conditions conducive to terrorist manifestations are considered.
Attention was also drawn to the powers of the anti-terrorist commissions of municipalities, which should be fully used to organize an inspection of the state of anti-terrorist security of enterprises, institutions and organizations located on the territory of municipalities.
The powers of the head of the federal security service body stationed on the territory of the municipality are considered.
Keywords: antiterrorist commission, antiterrorist security, municipality, operational group in the municipality, head of the operational group, counter-terrorism, priority measures, suppression of a terrorist act, prevention of terrorism, situational response, terrorist manifestations.
For citation: Medvedeva T.V. Organizational bases and features of the activities of internal affairs bodies within the framework of anti-terrorist measures at the municipal level // Problems of Law Enforcement Activity. - 2023. - № 4. - P. 30-34.
На современном этапе развития проблема терроризма уже не нуждается в дополнительном обосновании - угроза совершения террористических актов предопределила вынужденную необходимость разработки национальных и межгосударственных мер борьбы с терроризмом. В то же время очевидно, что выработка такого рода мер возможна лишь на основе глубокого понимания сущности терроризма, предпосылок и условий его возникновения, закономерностей и тенденций развития, а также всестороннего знания организационных аспектов деятельности субъектов противодействия терроризму, анализа имеющейся проблематики и последующей выработки эффективных путей для ее решения.
Борьба с терроризмом предполагает применение обширнейшего перечня средств и методов противодействия со стороны всех субъектов антитеррористической деятельности1. Территориальные органы внутренних дел на районном уровне в рамках своих полномочий также осуществляют мероприятия, направленные на противодействие террористическим угрозам, основными направлениями которых являются:
- повседневная работа оперативных подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД), включая совместные антитеррористические мероприятия с иными субъектами оперативно-разыскной деятельности;
- профилактические мероприятия, в том числе в рамках деятельности антитеррористических комиссий муниципальных образований (далее - АТК);
- поддержание необходимого уровня готовности сил и средств к действиям по пресечению терактов в целях незамедлительного реагирования на осложнение обстановки, в частности реализация комплекса первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий,
1 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
создающих непосредственную угрозу его совершения (далее - ПМ, первоочередные меры).
При безусловной необходимости обеспечения постоянной готовности всех сил и средств к пресечению и ликвидации террористической угрозы одними силовыми методами эффективно противостоять террористическим проявлениям невозможно. В связи с чем вопросы противодействия терроризму должны решаться комплексно, включая предупреждение (профилактику) террористических проявлений, пресечение террористических актов и ликвидацию (минимизацию) их последствий.
Приоритетным и повседневным направлением в деятельности ОВД должна являться предупредительно-профилактическая работа, направленная на недопущение совершения террористического акта и минимизацию причин и условий, способствующих террористическим проявлениям. Данное направление деятельности достаточно обширно и затрагивает сферу деятельности практически всех служб ОВД, в том числе повседневную работу сотрудников ДПС ГИБДД, УУП, ИПДН, ППСП и т.д.
Выполнение ОВД своих профильных задач в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»2 также является важным элементом в общегосударственной системе противодействия терроризму, реализуемым ОВД с учетом степени угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в результате террористической деятельности.
2 Указ Президента Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.
Останавливаясь на профилактических мероприятиях, следует отметить, что существенное значение имеет участие сотрудников ОВД, включая их руководителей, в работе антитеррористических комиссий, на которых решаются вопросы обеспечения антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов промышленности, транспорта и жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей на территории муниципального образования, и работа которых строится в тесном взаимодействии с оперативной группой.
Полномочия АТК должны в полном объеме задействоваться для организации проверки состояния антитеррористической защищенности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципальных образований. По итогам проверок при необходимости возможно усиление имеющихся режимных мер, в частности установка за счет средств хозяйствующих субъектов необходимых инженерно-технических сооружений, выставление дополнительных постов охраны, а также принятие иных превентивных мер в отношении объектов потенциальных террористических посягательств, принятие упреждающих мер по их локализации и в целом стабилизации обстановки на территории ответственности ОВД.
Наиболее специфической из задач является организация ситуационного реагирования на возникающие угрозы террористического характера. От того, насколько своевременно и эффективно территориальные ОВД способны реагировать на возникающие террористические угрозы, насколько совершенна деятельность их подразделений в данных условиях, в значительной степени зависит безопасность граждан, и в конечном итоге - общая криминогенная обстановка в соответствующих муниципальных образованиях.
В этой связи ключевым элементом успешного реагирования на террористические угрозы является надлежащее планирование применения сил и средств. В его основе лежит формирование соответствующих расчетов подразделений, привлекаемых для применения в ходе мероприятий по борьбе с терроризмом, а также их постоянная заблаговременная подготовка. Непосредственно организация применения сил и средств для пресечения террористических актов требует многосторонних организационных мероприятий, а также оперативной выработки решений на применение сил и средств в условиях, отличных от повседневных.
В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствова-
нию государственного управления в области противодействия терроризму»3 (далее - Указ) отличительной особенностью данного рода мероприятий является их обязательный межведомственный характер.
В частности, в соответствии с п. 5 Указа в случае совершения террористического акта на территории муниципального образования первоочередные меры по пресечению данного террористического акта до начала работы оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на данной территории, а при отсутствии такого подразделения - начальник соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации.
Первоочередные меры осуществляются силами и средствами различных федеральных органов исполнительной власти. Непосредственно порядок и организация их осуществления определяется совместным нормативным правовым актом ФСБ России, ФСО России, МВД России, Министерства обороны Российской Федерации, Минюста России и МЧС России.
Для осуществления ПМ на территории муниципального образования формируются оперативные группы (далее - ОГ, оперативная группа), в состав которых всеми территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, привлекаемыми к осуществлению ПМ, выделяются необходимые силы и средства, в том числе вооружение, транспорт и средства связи и иное необходимое оснащение и материальные средства.
Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к осуществлению ПМ, подчиняются руководителю оперативной группы. В данном случае, в отличие от повседневной деятельности, на начальника ОВД, являющегося руководителем оперативной группы, возлагаются полномочия надведомственного характера, т.е. руководство, организация и управление силами и средствами, задействованными в проведении первоочередных мер, в том числе из состава иных ведомств, и в конечном итоге - ответственность за результат проводимых мероприятий.
Безусловно, эффективное применение межведомственной группировки невозможно без ее предварительной организации и заблаговременного практического сглаживания выделяемых в
3 Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
состав ОГ сил и средств различной ведомственной принадлежности4. Данный фактор возлагает на начальника ОВД дополнительные обязанности по обеспечению всех организационных составляющих, относящихся к данной сфере деятельности, которые реализуются на межведомственном уровне и выходят за пределы его полномочий как начальника ОВД.
С учетом вышеизложенного в целях эффективной реализации комплекса мероприятий антитеррористической направленности от начальника ОВД, являющегося руководителем ОГ, требуется доскональное понимание специфики и задач всех органов и подразделений, задействованных в данных антитеррористических мероприятиях, независимо от их структуры и ведомственной принадлежности, что безусловно должно учитываться при планировании и организации подготовки указанной категории сотрудников ОВД.
Можно с уверенностью отметить, что наибольший успех в обучении сотрудников ОВД действиям в данном направлении достигается тогда, когда применяется система принципов обучения, так как все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. При этом методика их подготовки и проведения должна соответствовать реалиям времени, в том числе способам и тактике действий террористов в современных условиях. Следует также принимать во внимание, что антитеррористическое законодательство не является статичным, с учетом современной ситуации осуществляется постоянная работа по его всестороннему совершенствованию. Соответственно, одной из основных задач является изыскание и применение новых приемов и методов подготовки и обучения.
4 Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
В настоящее время можно сделать вывод о том, что в целом сложились положительные тенденции в организации деятельности ОВД по ситуационному реагированию на внезапно возникающие угрозы террористического характера, сформирована система управления силами и средствами их взаимодействия, в том числе в рамках осуществления ПМ.
Вместе с тем анализ работы ОВД в составе ОГ выявил ряд вопросов, на которые необходимо обратить внимание, в частности на то, что оперативная группа в муниципальном образовании должна являться не только структурой, призванной организовать осуществление ПМ, но и постоянно действующим механизмом анализа и прогнозирования развития оперативной обстановки в зоне ответственности. В связи с чем от компетенции и соответственно решений (рекомендаций) начальника ОВД -руководителя ОГ будет во многом зависеть, каким образом в муниципальном образовании будет организована предупредительно-профилактическая работа по противодействию возможным террористическим проявлениям.
В заключение необходимо отметить, что организация противодействия терроризму на территории муниципальных образований занимает особое место в общегосударственной системе противодействия терроризму, и, соответственно, деятельность ОВД в данном направлении должна основываться на уже имеющемся практическом опыте, который необходимо адаптировать к новым правовым принципам организации мероприятий по профилактике и борьбе с терроризмом, а также современным реалиям, в том числе продиктованным условиями оперативной обстановки, связанными с проведением специальной военной операции.
Литература
1. Михиенко Д.С. Современные меры борьбы с терроризмом / Закон и общество: история, проблемы, перспективы: сборник материалов XXV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. С. 70-74.
2. Багнычев М.Ю. Взаимодействие полиции и уголовно-исполнительной системы в предотвращении терроризма // Вопросы современной науки и практики. - 2022. - № 2 (7). - С. 10-13.
3. Цветов С.В. О профилактических аспектах деятельности полиции в борьбе с терроризмом / Вопросы совершенствования физической, тактико-специальной и огневой подготовки сотрудников полиции к оперативно-служебной деятельности: сборник материалов научно-технической конференции. - Волгоград: ВА МВД России, 2022. С. 246-249.
4. Фарахиев Д.М., Минзянова Д.Ф. Информационно-аналитическая деятельность оперативных подразделений полиции по противодействию терроризму // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2022. - Т. 7. -№ 2 (14). - С. 107-111.
5. Плотников В.В. Организационные и правовые основы антитеррористической деятельности и антитеррористической подготовки в субъекте Российской федерации: монография. - Москва: ГУРБ М.О., 2013. - 248 с.
6. Кузнецов А.Е. Особенности и принципы формирования в Российской Федерации уровневой системы ситуационного реагирования на угрозы совершения актов терроризма / Взаимодействие государственных и гражданских институтов в противодействии терроризму - 10 лет общегосударственной системе: материалы региональной научно-практической конференции. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2016. С. 66-76.
7. Зубкевич А.А., Зубкевич Л.А. Профилактика терроризма в Российской Федерации: правовые и организационные основы на материалах Нижегородской области: монография. - Нижний Новгород: Новый формат, 2023. - 180 с.
8. Ахмадов А.А. О вопросах правового и организационного обеспечения участия органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции / Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 38-40.
9. Евлоев А.М. О некоторых вопросах правового регулирования участия территориальных органов МВД России в пресечении преступлений террористической направленности / Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 100-102.
10. Плотников В.В. Об организационных аспектах противодействия терроризму в муниципальных образованиях Московской области // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. - 2012. - № 3. -С. 25-36.
References =
1. Mihienko D.S. Sovremennye mery bor'by s terrorizmom / Zakon i obshchestvo: istoriya, problemy, perspektivy: sbornik materialov XXV mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i aspirantov. - Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2021. S. 70-74.
2. Bagnychev M.Yu. Vzaimodejstvie policii i ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v predotvrashchenii terrorizma // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. - 2022. - № 2 (7). - S. 10-13.
3. Cvetov S.V. O profilakticheskih aspektah deyatel'nosti policii v bor'be s terrorizmom / Voprosy sovershenstvovaniya fizicheskoj, taktiko-special'noj i ognevoj podgotovki sotrudnikov policii k operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti: sbornik materialov nauchno-tekhnicheskoj konferencii. - Volgograd: VA MVD Rossii, 2022. S. 246-249.
4. Farahiev D.M., Minzyanova D.F. Informacionno-analiticheskaya deyatel'nost' operativnyh podrazdelenij policii po protivodejstviyu terrorizmu // Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2022. - T. 7. - № 2 (14). -S. 107-111.
5. Plotnikov V.V. Organizacionnye i pravovye osnovy antiterroristicheskoj deyatel'nosti i antiterroristicheskoj podgotovki v sub»ekte Rossijskoj federacii: monografiya. - Moskva: GURB M.O., 2013. - 248 s.
6. KuznecovA.E. Osobennosti i principy formirovaniya v Rossijskoj Federacii urovnevoj sistemy situacionnogo reagirovaniya na ugrozy soversheniya aktov terrorizma / Vzaimodejstvie gosudarstvennyh i grazhdanskih institutov v protivodejstvii terrorizmu - 10 let obshchegosudarstvennoj sisteme: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Murmansk: Murmanskij arkticheskij gosudarstvennyj universitet, 2016. - S. 66-76.
7. Zubkevich A.A., Zubkevich L.A. Profilaktika terrorizma v Rossijskoj Federacii: pravovye i organizacionnye osnovy na materialah Nizhegorodskoj oblasti: monografiya. - Nizhnij Novgorod: Novyj format, 2023. - 180 s.
8. AhmadovA.A. O voprosah pravovogo i organizacionnogo obespecheniya uchastiya organov vnutrennih del v obespechenii pravovogo rezhima kontrterroristicheskoj operacii / Ekstremal'nye situacii, konflikty, social'noe soglasie: sbornik statej XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva: Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2018. S. 38-40.
9. Evloev A.M. O nekotoryh voprosah pravovogo regulirovaniya uchastiya territorial'nyh organov MVD Rossii v presechenii prestuplenij terroristicheskoj napravlennosti / Ekstremal'nye situacii, konflikty, social'noe soglasie: sbornik statej XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva: Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2018. S. 100-102.
10. Plotnikov V.V. Ob organizacionnyh aspektah protivodejstviya terrorizmu v municipal'nyh obrazovaniyah Moskovskoj oblasti // Protivodejstvie terrorizmu. Problemy XXI veka - COUNTER-TERRORISM. - 2012. - № 3. - S. 25-36.
(статья сдана в редакцию 07.09.2023)