ШАМАЕВ Артур Мурадинович,
подполковник полиции, старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: [email protected]
ИНОЗЕМЦЕВ Сергей Валерьевич,
капитан полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях Орловского юридического института МВД России,
е-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ
ПРОЯВЛЕНИЯМ
Аннотация. Вопросы противодействия террористической деятельности остаются актуальными, несмотря на появление новых вызовов существенно изменивших геополитическую ситуацию в мире. Террористические формирования и другие негативные субкультуры продолжают деятельность по достижению своих целей путем устрашения население посредством террористических акций. Подразделения, занимающиеся антитеррористической деятельностью должны продолжать свою работу по предупреждению и пресечению данных видов преступлений, в том числе за счет эффективного взаимодействия с аналогичными подразделениями других стран, в особенности соседствующих по региону. Постоянно меняющаяся геоконъюктура выявляет новые способы и виды совершения преступлений террористической направленности и методы их укрытия. Такие тенденции требуют соизмеримых мер со стороны всех органов осуществляющих антитеррористическую деятельность, в том числе за счет внесения необходимых изменений и дополнений в регламентирующую данное направление нормативную правовую базу. В статье сформированы предложения по дополнению законодательства Российской Федерации как на предмет мер, противодействующих террористическим преступлениям и террористической деятельности, так и расширяющих спектр противоправных действий, за совершение которых может наступить ответственность.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, антитеррористическая деятельность, профилактика.
SHAMAEV Artur Muradinovich,
police Lieutenant Colonel senior lecturer of the Department of internal Affairs in special conditions of the North Caucasus Institute of advanced training (branch) Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia
INOZEMTSEV Sergey Valerievich,
police captain, lecturerfire training and activities of the internal affairs bodies in the special conditions of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ISSUES OF IMPROVEMENT OF LEGISLATION IN THE SPHERE OF COUNTERING TERRORIST MANIFESTATIONS
Annotation. The issues of countering terrorist activities remain relevant, despite the emergence of new challenges that have significantly changed the geopolitical situation in the world. Terrorist formations and other negative subcultures continue their activities to achieve their goals by
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-96-99 NIION: 2018-0076-6/22-743 MOSURED: 77/27-023-2022-6-942
intimidating the population through terrorist actions. Units engaged in anti-terrorist activities should continue their work to prevent and suppress these types of crimes, including through effective interaction with similar units in other countries, especially those neighboring in the region. The constantly changing geoconjuncture reveals new ways and types of committing crimes of a terrorist nature and methods of hiding them. Such trends require commensurate measures on the part of all bodies engaged in anti-terrorist activities, including through the introduction of the necessary changes and additions to the regulatory legal framework regulating this area. The article contains proposals for supplementing the legislation of the Russian Federation both on the subject of measures to counteract terrorist crimes and terrorist activities, and expanding the range of illegal actions for which liability may arise.
Key words: terrorism, counter-terrorism, anti-terrorist activities, prevention.
Незначительная часть социума, подверженная расовой, этнической и религиозной нетерпимости, стала идеальным инструментом для достижения целей и задач в руках деструктивных сил, действующих на территории России [2]. Если мы предположим, что внутренние силы подсознательно привлекают эти экстремистские тенденции к достижению желаемых выгод, а иногда косвенно извлекают выгоду из ухудшения геополитической ситуации в мире, то мы знаем из разных источников, что извне (спецслужбы враждебных стран) выберут это противоречивое государство в качестве первоначальной цели [6].
В настоящее время российская общественность хорошо осведомлена о ситуации, связанной с экстремистской деятельностью граждан, организаций и отдельных движений. Следует отметить, что на современном этапе государство и гражданское общество консолидировались в противодействии терроризму и другим негативным субкультурам [5].
Данная ситуация требует разных взглядов на создание системы контртеррористических мер. В некоторых случаях такие измерения стали приобретать совершенно новый вид. Учитывая сложность этого вопроса и необходимость комплексного решения проблемы, в первом десятилетии XXI века, то есть в 2009 году, в России была принята концепция борьбы с государственным терроризмом [4].
К сожалению, сегодня следует подчеркнуть, что в юридической литературе до сих пор недостаточно внимания уделяется особенностям сложного (составного) правового механизма борьбы с терроризмом и подробно не анализируются и не характеризуются его составные элементы.
Поэтому данный механизм до сих пор не имеет четко определенной структуры и не показывает основных и конкретных направлений борьбы с проявлениями терроризма, например, с точки зрения основных задач борьбы с различного рода проявлениям экстремистской направленности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
Именно поэтому сегодня необходимо повысить эффективность антитеррористической деятельности, и необходимо внести существенное уточнение в концепцию правового механизма борьбы с терроризмом, определить его структуру и обозначить особенности основных направлений этой борьбы. На наш взгляд, правовой механизм борьбы с терроризмом является неотъемлемой частью правового механизма обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [7].
Исходя из этого можно предположить, что правовой механизм борьбы с терроризмом следует рассматривать как систему средств эффективного воздействия на террористическую угрозу для защиты жизненно важных интересов общества и страны. Однако следует подчеркнуть, что в этом случае характеристики правового механизма борьбы с терроризмом будут четкими и узкими, без уточнения конкретной направленности вышеупомянутой борьбы [10].
Следует отметить, что на сегодняшний день одной из важнейших задач является своевременное предупреждение террористических преступлений, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению террористической деятельности. Эти задачи также должны включать предотвращение использования средств массовой информации, информационных и телекоммуникационных сетей, включая интернет, и организацию мониторинга этих сетей [3]. В связи с этим необходимо постоянно взаимодействовать с федеральными надзорными органами в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и их территориальными подразделениями.
В этом случае сегодня абсолютно ясно, что наиболее эффективным средством борьбы с терроризмом является не только выявление и привлечение к ответственности тех, кто совершил такие преступления, но и активное участие в предотвращении таких действий всеми имеющимися легитимными способами.
С модернизацией общественной жизни современное российское общество претерпевает трансформацию своей системы ценностей. Поэ-
тому одним из ключевых направлений борьбы с экстремизмом и терроризмом среди молодежи является предотвращение распространения этих проявлений [8].
Трудно переоценить значение Российской Федерации в международной борьбе с терроризмом и борьбе с международным терроризмом. За всю историю развития и становления страны на ее территории было совершено достаточное количество террористических актов, многие из которых стали основанием для принятия законодательства и решительной борьбы с надвигающейся угрозой. Поскольку позиция России в отношении борьбы с терроризмом понятна, логична и несколько жестока, ей отводится важная роль по обеспечению баланса между участниками на мировой политической арене.
В условиях сложившейся конъюнктуры, в рамках антитеррористической деятельности, в частности в вопросах совершенствования нормативно правовой базы ее регламентирующей, хотелось бы предложить следующие меры:
Во-первых, укрепление сотрудничества и обмена опытом между компетентными органами и агентствами Совета безопасности государств-членов СНГ, в частности, в целях разработки новых методов и технологий борьбы с терроризмом. Параллельно в этом направлении развивать сотрудничество с другими странами [9].
Во-вторых, активизация работы антитеррористических агентств СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества;
В-третьих, укрепление сотрудничества в области международной информационной безопасности и развитие двусторонних и многосторонних сотрудничеств между государствами-членами СНГ в этой области.
В-четвертых, предлагается дополнить статью 8 Устава Организации Договора о коллективной безопасности следующим дополнением: для совместной борьбы с международным терроризмом государства-члены имеют право использовать вооруженные силы членов организации на договорной основе, когда вооруженные силы государств-членов организации действуют при необходимости совместно.
Россия сформулировала основные меры по борьбе с терроризмом: превентивные меры, направленные на предотвращение террористической деятельности, и определение условий, способствующих осуществлению и дальнейшему пресечению террористической деятельности, выявление общественных и религиозных групп, других организаций и отдельных лиц, занимающихся террористической деятельностью, с тем, чтобы они могли нести предусмотренную юриди-
ческую ответственность; совершенствование законодательства и практики в области противодействия террористической деятельности [1].
Также необходимо повысить продуктивность системности действий подразделений и ведомств, занимающихся антитеррористической деятельностью.
Нет никаких сомнений в том, что повышение эффективности каждой из вышеупомянутых областей борьбы с терроризмом будет способствовать значительному повышению ее уровня. Действительно, помимо руководства, законодательство, определяющее систему борьбы с терроризмом, должно также включать характеристики целей, задач и содержания руководящих принципов в области борьбы с терроризмом.
Наконец, мы отмечаем, что, хотя государство приняло меры, направленные на борьбу с терроризмом, эти меры являются взаимосвязанными явлениями. В частности, следует обратить внимание на принятие дополнительных мер по пресечению распространения террористических идей посредством информационно-коммуникативных инструментов и пресечению деятельности других радикальных идеологических течений.
Список литературы:
[1] Бортников заявил о сохранении угрозы терактов в России. https://tj.sputniknews.ru/ mssia/20191016/1030050232/шssia-god-predotvratili-terakty.html (дата обращения: 11.07.2022).
[2] Гаужаева В.А., Шамаев А.М Особенности профилактики терроризма органами внутренних дел // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Сосова. 2017. С. 147-153.
[3] Жуков А.З., Ингушев Ч.Х., Битов А.А. Информационная безопасность как элемент национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. № 1. С. 278-283.
[4] Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 5 октября 2009 г.), «Российская Газета» от 20 октября 2009, федеральный выпуск № 5022.
[5] Нагоева М.А. Терроризм как глобальная проблема современности // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 255-257.
[6] Нагорный А. П. Проблемы противодействия преступлениям террористической направленности в России // Ученые записки Крымского
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. №4.
[7] Смирнова Л.Я., Шамаев А.М. Экономическая безопасность страны: угрозы и направления ее обеспечения // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 3. С. 27-30.
[8] Хараев А.А., Хачидогов Р.А. Особенности квалификации и ответственности несовершеннолетних за террористические преступления, совершенные в условиях вооруженного конфликта // Евразийский юридический журнал. 2020. № 4 (143). С. 304-307.
[9] Шхагапсоев З.Л., Аккаева Х.А. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере противодействия терроризму / Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 5. С. 103105.
[10] Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. О ключевых факторах, способствующих выработке эффективных механизмов противодействия международному терроризму // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 3. С. 20-21.
Spisok literatury:
[1] Bortnikov zayavil o sohranenii ugrozy terak-tov v Rossii. https://tj.sputniknews.ru/rus-sia/20191016/1030050232/russia-god-predot-vratili-terakty.html (data obrashcheniya: 11.07.2022).
[2] Gauzhaeva V.A., SHamaev A.M Osoben-nosti profilaktiki terrorizma organami vnutrennih del // V sbornike: Aktual'nye problemy prava i pravoprime-nitel'noj deyatel'nosti. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshchej redakciej V.A. Sosova. 2017. S. 147-153.
[3] ZHukov A.Z., Ingushev CH.H., Bitov A.A. Informacionnaya bezopasnost' kak element nacion-
al'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2021. T. 17. № 1. S. 278-283.
[4] Koncepciya protivodejstviya terrorizmu v Rossijskoj Federacii. (Utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii D. Medvedevym 5 oktyabrya 2009 g.), «Rossijskaya Gazeta» ot 20 oktyabrya 2009, federal'nyj vypusk № 5022.
[5] Nagoeva M.A. Terrorizm kak global'naya problema sovremennosti //
Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2014. № 3. S. 255-257.
[6] Nagornyj A. P. Problemy protivodejstviya prestupleniyam terroristicheskoj napravlennosti v Rossii // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. 2021. №4.
[7] Smirnova L.YA., SHamaev A.M. Ekonomich-eskaya bezopasnost' strany: ugrozy i napravleniya ee obespecheniya // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2020. T. 16. № 3. S. 27-30.
[8] Haraev A.A., Hachidogov R.A. Osobennosti kvalifikacii i otvetstvennosti nesovershennoletnih za terroristicheskie prestupleniya, sovershennye v usloviyah vooruzhennogo konflikta // Evrazijskij yurid-icheskij zhurnal. 2020. № 4 (143). S. 304-307.
[9] SHkhagapsoev Z.L., Akkaeva H.A. Ugolovno-pravovaya politika Rossijskoj Federacii v sfere protivodejstviya terrorizmu / Probely v rossi-jskom zakonodatel'stve. 2018. № 5. S. 103-105.
[10] SHkhagapsoev Z.L., Tarchokov B.A. O kly-uchevyh faktorah, sposobstvuyushchih vyrabotke effektivnyh mekhanizmov protivodejstviya mezhdun-arodnomu terrorizmu // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2018. № 3. S. 20-21.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022