Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ИЛИ ДЕЙСТВИЙ, СОЗДАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ УГРОЗУ ЕГО СОВЕРШЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ИЛИ ДЕЙСТВИЙ, СОЗДАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ УГРОЗУ ЕГО СОВЕРШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ОБЪЕКТЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Т.В.

Сопоставляя и анализируя составляющие действующей в настоящее время системы противодействия террористическим проявлениям, автор делает вывод, что реализация указанной системы позволила исключить ряд системных недостатков, имевших прежде место и существенно влиявших на эффективность ранее принятой практики противодействия терроризму. В содержании статьи акцентируется внимание на сущности и значимости первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения. Исходя из наиболее часто применяемых террористами форм и методов совершения террористических актов, внимание акцентируется на комплексе приоритетных элементов и задач, реализация которых необходима на практике. Обобщая действенность соответствующей системы за период становления и функционирования в целом, можно сделать вывод о ее эффективности в части обеспечения готовности к планированию и осуществлению комплекса антитеррористических мероприятий на уровне муниципальных образований, а также выработать на данной основе комплекс мер по дальнейшему всестороннему совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF PRIORITY MEASURES TO SUPPRESS A TERRORIST ACT OR ACTIONS, CREATING A DIRECT THREAT OF ITS COMMISSION

Analyzing and comparing the components of the currently operating system of countering terrorist manifestations, the author concludes that the implementation of this system allowed to eliminate a number of systemic shortcomings that previously occurred and significantly affected the effectiveness of previously accepted counter-terrorism practices. The content of the article focuses on the essence and significance of priority measures to prevent a terrorist act or actions that create an immediate threat of its commission. Based on the forms and methods of terrorist acts most often used by terrorists, attention is focused on a set of priority elements and tasks, the implementation of which is necessary in practice. Summarizing the effectiveness of the relevant system over the period of its formation and functioning as a whole, we can conclude about its effectiveness in terms of ensuring readiness for planning and implementing a set of anti-terrorist measures at the municipal level, as well as developing on this basis a set of measures for further comprehensive improvement.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ИЛИ ДЕЙСТВИЙ, СОЗДАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ УГРОЗУ ЕГО СОВЕРШЕНИЯ»

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ИЛИ ДЕЙСТВИЙ, СОЗДАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ УГРОЗУ

ЕГО СОВЕРШЕНИЯ

THE ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF PRIORITY MEASURES TO SUPPRESS A TERRORIST ACT OR ACTIONS, CREATING A DIRECT THREAT OF ITS COMMISSION

УДК 343.326

Т.В. МЕДВЕДЕВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) Taniavbel@yandex.ru

TATYANA V. MEDVEDEVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: сопоставляя и анализируя составляющие действующей в настоящее время системы противодействия террористическим проявлениям, автор делает вывод, что реализация указанной системы позволила исключить ряд системных недостатков, имевших прежде место и существенно влиявших на эффективность ранее принятой практики противодействия терроризму.

В содержании статьи акцентируется внимание на сущности и значимости первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения. Исходя из наиболее часто применяемых террористами форм и методов совершения террористических актов, внимание акцентируется на комплексе приоритетных элементов и задач, реализация которых необходима на практике. Обобщая действенность соответствующей системы за период становления и функционирования в целом, можно сделать вывод о ее эффективности в части обеспечения готовности к планированию и осуществлению комплекса антитеррористических мероприятий на уровне муниципальных образований, а также выработать на данной основе комплекс мер по дальнейшему всестороннему совершенствованию.

Ключевые слова: противодействие терроризму, оперативная группа в муниципальном образовании, террористический акт, пресечение, объекты потенциальных террористических посягательств.

Для цитирования: Медведева Т.В. Сущность и значение первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 4. С. 10-13.

Abstract: analyzing and comparing the components of the currently operating system of countering terrorist manifestations, the author concludes that the implementation of this system allowed to eliminate a number of systemic shortcomings that previously occurred and significantly affected the effectiveness of previously accepted counter-terrorism practices.

The content of the article focuses on the essence and significance of priority measures to prevent a terrorist act or actions that create an immediate threat of its commission. Based on the forms and methods of terrorist acts most often used by terrorists, attention is focused on a set of priority elements and tasks, the implementation of which is necessary in practice. Summarizing the effectiveness of the relevant system over the period of its formation and functioning as a whole, we can conclude about its effectiveness in terms of ensuring readiness for planning and implementing a set of anti-terrorist measures at the municipal level, as well as developing on this basis a set of measures for further comprehensive improvement.

Keywords: countering terrorism, an operational group in a municipality, priority measures to prevent a terrorist act or actions that create an immediate threat of its commission, objects of potential terrorist attacks.

For citation: Medvedeva T.V. The essence and significance of priority measures to suppress a terrorist act or actions, creating a direct threat of its commission // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 3. P. 10-13.

Реалии сегодняшнего времени, связанные с имеющими место террористическими проявлениями, диктуют объективную необходимость эффективного им противостояния со стороны всех субъектов антитеррористической деятельности. Основные усилия должны быть сосредоточены на повышении уровня взаимодействия органов управления, сил и средств в повседневных условиях и систем управления в кризисных ситуациях, в частности при пресечении актов терроризма [1].

Одним из решающих факторов в создании организационного механизма в области борьбы с терроризмом явилась необходимость повышения оперативности в реагировании на возникающие террористические угрозы. При этом значительно повысились требования к руководителям спецслужб и правоохранительных органов в принятии решений на использование сил и средств по пресечению террористических актов в режиме реального времени.

Указанные обстоятельства и привели в конечном счете к созданию существующей в настоящее время общегосударственной системы противодействия терроризму. Создание такой системы в России обеспечило решение двух взаимосвязанных задач: образования единой государственной системы управления в области противодействия терроризму, и координации деятельности всех уровней власти по профилактике, предупреждению и пресечению террористических актов.

Основные принципы созданной системы государственного управления, правовые и организационные основы деятельности органов исполнительной власти в области противодействия терроризму изначально были закреплены и впоследствии детализированы положениями Федерального закона и ряда указов Президента Российской Федерации1. Тем самым на созданные в субъектах Российской Федерации оперативные штабы возложена организация планирования применения выделенных для борьбы с терроризмом сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов,

1 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

а также управление контртеррористическими операциями, проводимыми на территориях субъектов Российской Федерации и во внутренних морских водах, прилегающих к этим территориям.

Указанные нормативные правовые акты определили организационные формы управления по своевременному выявлению, предупреждению и пресечению актов терроризма, а также закрепили процесс формирования государственной политики в области противодействия террористической деятельности, создав возможности для образования эффективного организационного механизма в сфере профилактики и борьбы с терроризмом [2].

Одним из наиболее значимых и зачастую неотъемлемых составляющих комплекса мероприятий антитеррористической направленности безусловно является фаза практических действий при совершении (угрозе совершения) террористического акта [3]. В момент, когда профилактические и предупредительные меры не дали должного результата, от эффективности планирования и применения сил и средств зависит итог всех последующих антитеррористических мероприятий. Первоначальным ее этапом является процесс осуществления первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения.

Практическая реализация первоочередных мер возлагается на оперативные группы в муниципальных образованиях2. Соответствующим Указом определено, что в случае совершения террористического акта на территории муниципального образования первоочередные меры по пресечению данного террористического акта до начала работы оперативного штаба осуществляет начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на данной территории, а при отсутствии такого подразделения - начальник соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации. Тем же указом на аппараты оперативных штабов в субъектах Российской Федерации возложено всестороннее организационно-методическое обеспечение всех составляющих деятельности оперативных групп.

2 Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

Рассматривая наиболее часто применяемые террористами формы и методы совершения террористических актов, мы приходим к пониманию самой сущности организации первоочередных мер и тех их элементов, осуществление которых необходимо в данном случае. Совершение либо угроза совершения террористического акта в любой его форме ставит перед органами власти первую и наиболее важную задачу - сохранение жизни людей [4]. Действия всех органов и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы должны быть направлены именно на обеспечение безопасности граждан и минимизацию последствий террористических проявлений.

Для реализации возложенных функций задачами оперативных групп безусловно являются сбор, анализ и оценка информации о террористической деятельности на территории муниципального образования, принятие мер по обеспечению защищенности объектов потенциальных террористических посягательств, планирование применения сил и средств, а в реальной ситуации - и непосредственно осуществление первоочередных мер по пресечению террористического акта или действий, создающих непосредственную угрозу его совершения на территории.

В целях обеспечения и поддержания готовности оперативных групп к действиям по предназначению, на территории муниципальных образований организуется проведение различных учебно-тренировочных мероприятий антитеррористической направленности. В данных мероприятиях задействуются все силы и средства взаимодействующих органов и подразделений, что позволяет производить их своевременное практическое слаживание, а также вырабатывать наиболее эффективные управленческие решения по тактике совместных действий в рамках первоочередных мер.

Одновременно аппаратами штабов в соответствующих субъектах Российской Федерации изучаются и анализируются все аспекты деятельности оперативных групп, вырабатываются наиболее целесообразные варианты организации работы, их руководителям оказывается необходимая методическая и практическая помощь в подготовке сил и средств, привлекаемых к осуществлению первоочередных мер, а также по вопросам взаимодействия с антитеррористическими комиссиями, контрольно-надзорными органами и администрациями объектов потенциальных террористических посягательств.

Анализируя и сопоставляя составляющие действующей в настоящее время системы противодействия террористическим проявлениям,

в т.ч. на уровне муниципальных образований, можно сделать выводы, что реализация указанной системы позволила исключить ряд системных недостатков, имевших ранее место и существенно влиявших на эффективность принятой ранее практики противодействия терроризму, в частности:

- восполнить недостаточность нормативно-правового регулирования координации и взаимодействия органов исполнительной власти в рамках мероприятий антитеррористической направленности;

- исключить промедление с оценкой обстановки и последующим принятием решения на применение сил и средств для пресечения террористических актов, а также несогласованность действий в ходе мероприятий антитеррористической направленности;

- сократить сроки приведения в готовность органов и подразделений к совместным действиям в рамках антитеррористических мероприятий;

- обеспечить системную совместную подготовку и слаживание сил и средств различной ведомственной принадлежности для выполнения задач, в рамках компетенции, в ходе антитеррористических мероприятий.

Обобщение и анализ действенности системы за период становления и функционирования в целом позволяют сделать вывод о ее эффективности в части обеспечения готовности сил и средств к осуществлению первоочередных мер по пресечению террористических актов, а также выработать на данной основе комплекс мер по дальнейшему совершенствованию, к которым следует отнести в том числе следующие составляющие:

- повышение эффективности системы ситуационного реагирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти на уровне муниципальных образований на угрозы террористического характера, в том числе посредством внедрения автоматизированных систем управления;

- выработка единого межведомственного подхода к планированию, организации и проведению учебно-тренировочных мероприятий антитеррористической направленности на уровне муниципальных образований;

- привлечение к работе оперативных групп в муниципальных образованиях представителей заинтересованных органов и учреждений независимо от подведомственности и форм собственности в целях выработки в рамках их компетенции единых алгоритмов действий в ходе антитеррористических мероприятий.

Литература

1. Плотников В.В. Организационные и правовые основы антитеррористической деятельности и антитеррористической подготовки в субъекте Российской Федерации: монография. - Москва, 2013. - 248 с.

2. Снеговой А.В. Вопросы правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах террористического характера // Вестник НАК. 2012. № 2. С. 45-49.

3. Бондарь Б.А. Организационно-правовые основы участия органов внутренних дел в общегосударственной системе противодействия терроризму // Вестник науки. 2020. Т.4. № 2. С. 74-85.

4. Колокольцев В.А. МВД России в общегосударственной системе противодействия терроризму // Вестник НАК. 2015. № 2 (13). С. 52-57.

5. Шикунов Д.В. Антитеррористическая политика современного российского государства // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 89-93.

6. Рачев Д.Н. К вопросу о механизме обеспечения правового режима контртеррористической операции // Вестник МГЭИ. 2018. № 1. С. 97-111.

References

1. Plotnikov V.V. Organizacionnye i pravovye osnovy antiterroristicheskoj deyatel'nosti i antiterroristicheskoj podgotovki v sub»ekte Rossijskoj Federacii: monografiya. - Moskva, 2013. - 248 s.

2. Snegovoj A.V. Voprosy pravovogo i organizacionnogo obespecheniya deyatel'nosti territorial'nyh organov MVD Rossii pri chrezvychajnyh obstoyatel'stvah terroristicheskogo haraktera // Vestnik NAK. 2012. № 2. S. 45-49.

3. Bondar' B.A. Organizacionno-pravovye osnovy uchastiya organov vnutrennih del v obshchegosudarstvennoj sisteme protivodejstviya terrorizmu // Vestnik nauki. 2020. T.4. № 2. S. 74-85.

4. Kolokol'cev V.A. MVD Rossii v obshchegosudarstvennoj sisteme protivodejstviya terrorizmu // Vestnik NAK. 2015. № 2 (13). S. 52-57.

5. Shikunov D.V. Antiterroristicheskaya politika sovremennogo rossijskogo gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 9. S. 89-93.

6. Rachev D.N. K voprosu o mekhanizme obespecheniya pravovogo rezhima kontrterroristicheskoj operacii // Vestnik MGEI. 2018. № 1. S. 97-111.

(статья сдана в редакцию 03.10.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.