УДК: 331.556.4 ББК: 60.7
организационные основы деятельности евразийского экономического союза
в сфере миграции
СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право;
административный процесс.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются вопросы трудовой миграции в рамках Евразийского экономического союза. Ключевые слова: Евразийский экономический союз; миграция; Республика Беларусь; Республика Армения; Республика Казахстан.
Annotation. The article investigates migration in the framework of the Eurasian Economic Union.
Keywords: Eurasian Economic Union; migration; Republic of Belarus; Republic of Armenia; The Republic of Kazakhstan.
29 июня 2014 г. Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан подписали Договор «О Евразийском экономическом союзе» (далее — Договор)1, что обусловило оптимизацию международного сотрудничества в рассматриваемой области. Раздел XXVI «Трудовая миграция» Договора выводит на качественно новый уровень такое направление сотрудничества государств-членов Союза, как трудовая миграция.
В рамках данного договора впервые достигнута договоренность Сторон о том, что работодатель признает документы об образовании трудящихся без проведения каких-либо установленных процедур признания.
Если обратиться к примеру реализации Соглашения п. 3 ст. 97 Договора в Республике Беларусь, то трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру
признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства2.
Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Однако, следует отметить, что работодатели (заказчики работ услуг) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдающие документ об образовании, получать соответствующие ответы»3.
Вместе с тем, в настоящее время все медицинские работники — граждане государств-членов ЕЭС проходят процедуру установления эквивалентности (соответствия) документов о медицинском (фармацевтическом) образовании иностранного государства документам об образовании Республики Беларусь с выдачей свидетельства установленного образца Министерства образования Республики Беларусь в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
Если обратиться к механизму реализации п. 8 ст. 97 Договора, который определяет, что граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда», то необходимо отметить следующее. Так, граждане Республики Армения и Республики Казахстан при въезде на территорию Республики Беларусь по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты. Такой порядок относится ко всем гражданам указанных республик, въезжающим на территорию Беларуси до 30 суток пребывания независимо от цели их визита (частная поездка, по служебным делам, трудовая деятельность и т.д.).
При реализации п.3 с. 98 Договора, который определяет, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях же порядке, что и граждан государства трудоустройства, следует подчеркнуть, что трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов за-считывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда) на социальное страхование за граждан государств-членов ЕЭС, работающих на территории Республики Беларусь по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юриди-
ческих лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, производится работодателем в обязательном порядке4.
Очень важно подчеркнуть, что гражданам государств-членов Союза, осуществляющим трудовую деятельность в Республике Беларусь, за которых уплачиваются страховые взносы в бюджет фонда, предоставляется право на пособия: по временной нетрудоспособности и по материнству; семейные (к которым в Республике Беларусь относятся пособия: в связи с рождением ребенка; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека; по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка в возрасте до 3 лет).
Необходимо отметить, что за период времени 2014-2015 гг. наблюдается количественный рост въехавших на территорию государств-членов ЕЭС с целью работы: Республика Киргизия — 24%; Республика Армения — 139 %; Республика Казахстан — 24 %; Республика Беларусь — 19%.
Очень важно отметить, что для реализации данного Договора были проведены ряд заседаний совместных рабочих групп, в частности российско-кыргызской (11 сентября 2015 г.), российско-армянской (25 сентября 2015 г.), где были обсуждены ряд проблемных вопросов, возникающих в рассматриваемой сфере и представляющих взаимный интерес.
В частности, по итогам заседания российско-кыргызской рабочей группы стороны рассмотрели вопросы о ходе работы над проектом Соглашения об организованном наборе граждан Кыргызской Республики для осуществления трудовой деятельности на территории РФ; о возможности подписания соглашения об организованном наборе граждан Кыргызской Республики для осуществления трудовой деятельности на территории РФ на межведомственном уровне; о проведении процедуры внутригосударственного согласования проекта Соглашения между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в сфере миграции; об обмене сведениями о гражданах Кыргызской Республики, нарушивших законодательство РФ, въезд которым на территорию РФ не разрешен; об обмене информационно-справочными материалами и статистическими показателями в области миграции.
По итогам заседания российско-армянской рабочей группы рассмотрели вопросы о регулировании законодательством Республики Армения и РФ вопросов наемного труда; о рассмотрении случаев не разрешения въезда на территорию РФ гражданам Республики Армения; об обмене информацией между сторонами.
Таким образом, для успешной реализации Договора о создании ЕЭС необходимо:
• совершенствование национального миграционного законодательства с целью урегулирования миграционных потоков;
• предусмотреть действенную систему возврата мигрантов, не имеющих права на получение убежища;
• оказывать финансовую помощь субъектам РФ, где наблюдается приток мигрантов;
• усилить миграционный учет и укрепить координацию деятельности подразделений ФМС;
• проводить согласованную миграционную политику.
1 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.). URL: http://www.eurasiancommission. org/, 05.06.2014 (дата обращения: 25.07.2015).
2 См.: Прудников А.С. Конституционно-правовые основы организации деятельности федеральных органов государственной власти и субъектов федерации в России // В сборнике: 20-летие Конституции Российской Федерации Алонцева Е.Ю., Григорьева Н.В., Прохорова Е.А., Сумин А.А., Угольникова Н.В., Химичева О.В. Становление, проблемы и тенденции развития. Москва, 2014. С. 200-206.
3 См.: Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел / А.С. Прудников. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 33.
4 См.: Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзе-ев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 147.
Литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.). URL: http://www. eurasiancommission.org/, 05.06.2014 (дата обращения: 25.07.2015).
2. Прудников А.С. Конституционно-правовые основы организации деятельности федеральных органов
государственной власти и субъектов федерации в России // В сборнике: 20-летие Конституции Российской Федерации Алонцева Е.Ю., Григорьева Н.В., Прохорова Е.А., Сумин А.А., Угольникова Н.В., Химичева О.В. Становление, проблемы и тенденции развития. Москва, 2014. С. 200-206.
3. Прудников А.С., Яковлев В.А. К вопросу о переселении соотечественников в Российскую Федерацию // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. С. 73-77.
4. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эб-зеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 147.
5. Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел / А.С. Прудников. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 33.
Reference
1. The Treaty on the Eurasian economic Union (signed in Astana on may 29, 2014). URL: http://www. eurasiancommission.org/, 05.06.2014 (reference date: 25.07.2015).
2. Prudnikov A. S. Constitutional and legal basis of activity of Federal public authorities and subjects of Federation in Russia // In the collection: the 20th anniversary of the Constitution of the Russian Federation Alontseva E. Yu., Grigoriev N. In., Prokhorova E. A., Sumin A. A., Ugolnikov, N. In., Himicheva, O. V., Formation, problems and development trends. Moscow, 2014. P. 200-206.
3. Prudnikov A. S., Yakovlev V. A. To the question of resettlement of compatriots to the Russian Federation // Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. 2014. No. 6. S. 73-77.
4. Constitutional law of Russia: textbook / B. S. Ebzeev, S. A. Prudnikov, Y. N. Khazov and others; ed. by B. S. Ebzeyev, A. S. Prudnikov. M.: Unity-Dana, 2013. S. 147.
5. Prudnikov A. S. Security of the person and provide the bodies of internal Affairs / A. S. Prudnikov. M.: UNITY, 1999. S. 33.